Методика песочной игротерапии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика песочной игротерапии



В играх с песком проявляется естественная активность ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице, именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.

Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Идея терапии с использованием песка была предложена швейцарским психологом и философом К.Г.Юнгом. Наблюдая за играми детей в песочнице, мы видим, как положительно влияет песок на эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.

Все игры с песком условно можно разделить на три направления:

- обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка);

- познавательные (с их помощью познается многогранность нашего мира);

- проективные (с их помощью осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).

На этапе адаптации ребенка используем обучающие игры, направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики. Эти несложные упражнения доступны детям и способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Что нужно для реализации методики песочной терапии?

Прежде всего песочница, она может быть любой формы, но для коррекционных занятий предпочтение отдается квадратной или круглой: эта форма на подсознательном уровне улучшает процессы интеграции личности. Внутренняя поверхность должна быть окрашена в голубой или синий цвет – дно песочницы символизирует воду, а борта – небо.

К песку предъявляются определенные требования: он должен быть чистым, просеянным (желательно прокаленным).

Кроме лопаток, формочек, совочков, должна быть собрана коллекция небольших игрушек и предметов.

Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок плохо говорит и не может сказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становиться возможным.

В процессе игр с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков.

Рассмотрим подробнее методику проведения игр с песком.

Отпечатки наших рук.

Поверхность песка ровная; песок влажный. Ребенок и педагог по очереди делают отпечатки кистей рук – то внутренней, то внешней сторонами. Необходимо слегка вдавливать руку в песок, прислушиваться к своим ощущениям) песок прохладный или теплый, сухой или мокрый, когда двигаем руками по песку – чувствуем маленькие песчинки).

Делаем такие упражнения:

· отпечатки кулачков, костяшек пальцев, задание – найти сходство со знакомыми предметами (цветок, солнышко, ежик);

· скользить ладонями по поверхности песка – зигзагообразные и круговые движения, задание – показать, как едет машина, ползет змея, карусель. Тоже, поставив ладонь ребром;

· шаги пальчиками, задание – «пройтись» поочередно каждым пальчиком правой и левой рук. Потом двумя руками одновременно;

· «игра на пианино», задание – «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на пианино; движения мягкие, вверх – вниз, движется вся кисть);

· «следы невиданных зверей», задание – оставлять следы одновременно двумя пальцами, тремя, пятью. Фантазировать вместе: чьи следы, как выглядят, где живет данное животное и т.д.

Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики ребенок говорит о своих ощущениях, развивает речь, произвольное внимание, память. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.

 

 

5. Игры в работе с детьми в период адаптации:

В возрасте 2-3 лет дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начинает радостно скакать по группе, то как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия (шарф может «кусаться», а колготки – «мокриться»).

Основными чертами ребенка 2-3 лет являются открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.

Среди методов, используемых практической психологической службой, игра является наиболее адекватной для коррекции трудностей адаптации ребенка к условиям детского сада. Глубинные механизмы позитивного влияния игровой деятельности на развитие ребенка и возможности ее использования хорошо описаны как в зарубежной, так и отечественной литературе. Обобщение существующих подходов позволило О.С. Карабановой[1] выделить на их основе психологические механизмы воздействия игры:

1. В особых игровых условиях ребенок имеет возможность моделировать систему социальных отношений в наглядно-действенной форме, развивать ориентировку в них.

2. В условиях игры происходит постепенное преодоление познавательного и личностного эгоцентризма, благодаря чуму развивается самосознание ребенка, он становиться социально компетентным, приобретает опыт разрешения проблемных ситуаций.

3. Наличие наряду с игровыми партнерских отношений создает в игре условия для позитивного личностного развития.

4. В игре происходит поэтапное освоение, отработка, интериоризация (переход во внутренний план) и усвоение адекватных способов разрешения проблемных ситуаций.

5. На основе сознания и вербализации своих внутренних переживаний в игре ребенок получает возможность для осознания смысла проблемной ситуации и изменения отношения к ней.

6. Подчинение игровым правилам в контексте роли стимулирует формирование элементов регуляции поведения и деятельности ребенка.

Таким образом, раскрывается многофункциональность игровой деятельности, ее комплексное воздействие на развитие личности и поведения ребенка-дошкольника. Игры, используемые в работе, подбираются с учетом возрастных возможностей детей, с учетом использования и в повседневной жизни. Игры направлены на развитие эмоционально-волевой сферы, их целью является:

- осознание собственных чувств и переживаний;

- развитие интереса к сверстникам;

- развития умения действовать согласованно.

Эти игры способствуют снятию эмоционального напряжения; снижению чувства страха; формированию выдержки, терпимому отношению к физическому контакту с другими людьми; развитию уверенности в себе.

Также используются игры, целью которых является развитие:

- слухового внимания, восприятия;

- речи, активного словаря;

А также усвоение сенсорных эталонов и расширение кругозора.

Развитие эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Выбор игрушек самим ребенком внутренне обусловлен теми же эмоциональными модулями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.

Требования к играм, проводимым в адаптационный период

· они должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;

· не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);

· должны использоваться копии реальных предметов, а не их заменители;

· всем детям предлагаются одинаковые предметы;

· инициатором игры выступает взрослый.

Игры для детей раннего возраста

различных типов темперамента

Как показали научные исследования, одним из важных факторов, облегчающих адаптацию детей, является тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, подстегивают (причем не только в садике, но и дома тоже), не давая возможности побыть самим собой.

Тип темперамента Название игр
   
холерик Подвижные игры, игры с кеглями, игра в мяч, ритмичные танцы
сангвиник Веселые подвижные игры, танцы под музыку, хороводы, игры с водой и песком
флегматик Игры-эксперименты, пазлы, конструкторы, мозаика, рассматривание иллюстраций и раскрашивание картинок
меланхолик Конструкторы, настольные игры, игры с водой, экспериментирование с красками, игры-потешки («Сорока-ворона», «ладушки»)

 

6. Вывод:

Таким образом, адаптация, т.е. вхождение человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям, является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам (адаптированности, т.е. совокупности всех полезных изменений организма и психики), или негативному (стрессу). Адаптивные возможности ребенка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Помочь детям преодолеть стресс помогут занятия, построенные на играх и игровых упражнениях. Цель которых: снижение эмоционального напряжения у детей в адаптационный период. Из этой цели следуют задачи:

1. Снятие эмоционального напряжения.

2. Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы в группе.

Разработка системы игр и игровых упражнений, подбор игрового материала позволит положительно решать проблему адаптации ребенка к ДОУ. Основным моментом проведения этих занятий является перенос положительного опыта приобретенного на занятии с психологом в реальную обстановку группы, здесь немаловажное значение имеет помощь со стороны воспитателей группы, их умение продолжать работу дальше, поэтому участие педагога на занятии необходимы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.174 (0.011 с.)