Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факторы, определяющие особенности адаптации↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С детьми раннего возраста».
Разработала: педагог-психолог МДОУ «Детский сад №130» Конкина Т.И..
РЯЗАНЬ 2010 г. СОДЕРЖАНИЕ: 1. Актуальность темы……………………………………………………………………3 2. Теоретическое обоснование 2.1 Понятие адаптации……………………………………………………7 2.2 Факторы, определяющие особенности адаптации ребенка к детскому саду……………………………………………………………………10 2.3 Условия успешной адаптации……………………………………….15 3. Игровые методики адаптации дошкольников……………………...18 3.1 Коррекционная методика социальной адаптации………………….18 3.2 Методика коррекции межличностных отношений………………..19 4. Методика проведения игр…………………………………………...21 4.1 Методика проведения игр, направленных на сближение детей друг с другом и педагогом…………………………………………………..21 4.2 Методика песочной игротерапии……………………………………23 5. Игры в работе с детьми в период адаптации………………………..26 6. Вывод…………………………………………………………………...30 7. Организация работы по адаптации детей к ДОУ…………………….31 8. Заключение……………………………………………………………...43 9. Список литературы……………………………………………………..45 10. Приложение……………………………………………………………..47 11. Практический материал…………………………………………………. Маленький ребенок достоин того, чтобы Его развитие протекало полноценно. Для этого взрослому надо знать особенности раннего возраста, уметь создать благоприятные условия для уникального самораскрытия возможностей каждого ребенка. Е. Волосова 1. Актуальность темы: Родители в первый раз привели ребенка в детский сад. Волнуются. Переживают. Как справится ребенок с новой ситуацией? Что же такое «адаптация ребенка к детскому саду» и как сделать так, чтобы она прошла наиболее безболезненно для малыша? Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только родителям обычно видна лишь надводная часть айсберга - поведение ребенка. Малыш находится в особом "третьем состоянии" между здоровьем и болезнью. Но постоянно находиться в "третьем состоянии" нельзя. Поэтому сегодня или завтра ребенок или просто заболеет, или снова станет сам собой. Если выраженность стресса у ребенка минимальна, в скором времени забудутся негативные сдвиги адаптационного процесса. Это будет говорить о легкой или же благоприятной адаптации. Чтобы более детально и как можно объективнее судить о процессе адаптации, существуют специально разработанные показатели, которые достаточно информативно характеризуют особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организационному коллективу.
I. Отрицательные эмоции - как правило, важнейший компонент, встречающийся, в основном, у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому коллективу.
II. Страх - обычный спутник отрицательных эмоций. Малыш, впервые придя в детский коллектив, во всем лишь видит скрытую угрозу для своего существования на свете. Поэтому он многого боится, и страх преследует его буквально по пятам. III. Гнев. Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу, написанный буквально на лице.
IV. Положительные эмоции - противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Обычно впервые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто "опьянен" ориентировочной реакцией на новизну. Чем легче адаптируется ребенок, тем раньше проявляются положительные эмоции.
V. Социальные контакты. Уже в три года малыш обычно любит контактировать с людьми, сам выбирая повод для контакта. Коммуникабельность ребенка - это благо для успешного исхода адаптационного процесса.
VI. Познавательная деятельность - обычно верный "друг" всех положительных эмоций. Как и они, познавательная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне стрессовых реакций.
VII. Социальные навыки. Под прессом стресса малыш обычно изменяется настолько, что может "растерять" почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Однако же по мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он "вспоминает" вдруг забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивая новые.
VIII. Особенности речи. У некоторых малышей на фоне стресса меняется и речь, вплоть до ее потери, но в процессе привыкания речь восстанавливается.
IX. Двигательная активность. Во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен.
X. Сон. Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш как "ванька-встанька". По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он в самом деле сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.
XI. Аппетит. Чем менее благоприятно адаптируется ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем.
Итак, адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и возможно, приводящий к стрессу. Поэтому, сгладить процесс адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок». Поэтому актуальность данной проблемы определяется в сближении подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду, формировании эмоционального контакта, доверия. Все это возникает на основе совместных действий, то есть в игре. Основная задача игры в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.
Цель: с помощью игры и игровых упражнений помочь ребенку в адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Задачи: 1. Разработать систему игр и игровых упражнений, облегчающих адаптацию детей к условиям детского сада. 2. Подобрать игровой наглядно – дидактический материал для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. 3. Организовать совместный игровой досуг с родителями детей «Поиграем вместе» (один раз в две недели).
Ожидаемые результаты: разработанная система игр и игровых упражнений будет способствовать преодолению стрессовых состояний у ребенка, созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Через совместные досуги «Поиграем вместе» достигать доверительного и непринужденного общения с детьми и их родителями. 2. Теоретическое обоснование:
Понятие адаптации Поступление ребенка в детский сад – это событие, требующее особого внимания со стороны педагогов дошкольного учреждения и родителей. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация – от лат. «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и всязан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка и их семьи в дошкольное учреждение. В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребенка к детскому саду: легкую (1-16 дней), среднюю (16-32 дня), тяжелую (32-64 дней). При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение двух недель. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2 недели налаживается сон. У дошкольника преобладает радостное эмоциональное состояние, он контактирует с взрослыми, детьми, окружающими предметами. Ребенок быстро привыкает к новым условиям: новому помещению, общению с группой сверстников, незнакомыми взрослыми. Речь при этом может быть заторможена, но малыш откликается и выполняет указания педагога. Заболеваемость случается не более одного раза и проходит без осложнений. При средней адаптации сон и аппетит восстанавливается через 20-40 дней. На протяжении целого месяца эмоциональное состояние ребенка может быть неустойчивым. В течение дня для малыша характерна плаксивость: плач, крик при расставании и встрече с родителями и близкими людьми. Отношение к сверстникам, как правило, безразличное. Речевая активность замедляется. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношении с взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Заболеваемость случается не более двух раз и длится не больше десяти дней, протекая без осложнений. Для этого периода адаптации в течение двух недель характерны следующие вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щеки, шелушение кожи (диатез). Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок, проявляя познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой обстановке. О тяжелой адаптации свидетельствует плохой (короткий, беспокойный) сон ребенка. Он может вскрикивать, плакать во сне или просыпаться со слезами. Наблюдается снижение аппетита, возможен стойкий отказ от еды. Также возможны такие невротические реакции, как рвота, энурез, тики, бесконтрольный стул, заикание, пристрастие к разным вещам, страхи, неуправляемость в поведении, истерические реакции. Дошкольник может пребывать в активном эмоциональном состоянии, для которого характерны: плач, негодующий крик, агрессивно – разрушительное поведение. Или, напротив, быть пассивным, подавленным, напряженным, избегать общения со сверстниками, он сторонится и отказывается от участия в какой-либо деятельности. Тяжелая адаптация приводит к длительным заболеваниям, осложнениям, в т.ч. к замедлению роста и прибавке веса. Может возникнуть задержка речевого развития. Заболевания случаются более трех раз продолжительностью свыше десяти дней. Как мы видим, адаптация включает множество индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от состояния ребенка.
Ребенка к детскому саду Поступление ребенка в дошкольное учреждение является кардинальным изменением его условий жизни, социального окружения, изменение отношений к ребенку. Эти изменения у любого ребенка вызывают стресс и напряжение. Однако одни дети достаточно легко приспосабливаются к новым условиям, другие испытывают более длительное стрессовое напряжение. Существует достаточно много факторов, влияющих на адаптацию ребенка к новым условиям. Рассмотрим основные факторы, от которых зависит процесс протекания адаптации ребенка к дошкольному учреждению: 1. Состояние здоровья детей, уровень физического и нервно- психического развития. У здоровых детей адаптация проходит относительно легко, в то время как у соматически ослабленных детей данный процесс может протекать с осложнениями. 2. Возраст ребенка. Самый лучший возраст, когда ребенка следует отдавать в садик 3-3.5 года. Трехлетние дети отличаются адаптационными возможностями от двух – четырехлеток. Двухлетка сильно привязан к матери, ему трудно привыкнуть к новой обста6новке. Четырехлеткам сложно привыкнуть к саду из-за того, что они привыкли к домашним условиям. Тем не менее, и у трехлеток и у четырехлеток есть общий положительный момент в адаптации к ДОУ, который качественно отличает их от двухлеток. Дети 3-4 лет способны слушать и слышать взрослых.
3. От уровня развития общения. По уровню общения детей можно разделить на три группы: 1 группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении только с близкими взрослыми, они ожидают от них только внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем. Такие дети, глубоко переживают расставание с близкими. Опыта общения с посторонними они не имеют, не готовы вступать с ними в контакт. У данных детей в поведении довольно долго сохраняются беспокойство и плаксивость. 2 группа – это дети, у которых сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, не являющимися членами семьи. Такие дети, пока воспитатель рядом спокойны, но детей такой ребенок, как правило, боится и держится от них на расстоянии. Детям данной группы в период привыкания свойственно неуравновешенное эмоциональное состояние. 3 группа – дети, испытывающие потребность в активныхсамостоятельных действиях и общении с взрослыми. Для них характерно спокойное, уравновешенное эмоциональное состояние. Они включаются в предметную самостоятельную деятельность или в сюжетно-ролевую игру. Устанавливают положительные взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Играют часто самостоятельно. При поступлении в детский сад больше трудностей испытывают дети, которых можно отнести к 1 группе (потребность в общении только с близкими людьми). Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее проходит процесс адаптации. Легче адаптируются дети, условно отнесенные к 3 группе. 4.Тип нервной системы. Дети, у которых процессы возбуждения и торможения уравновешены, отличаются спокойным поведением, бодрым настроением, общительностью. Они любят спокойные, так и подвижные игры, положительно воспринимают все режимные моменты, активно в них участвуют. Если содержание общения, возникающего в новых условиях, их удовлетворяет, они привыкают довольно легко и быстро. Дети, отличающиеся легкой возбудимостью, бурно выражают свое отношение к окружающему, быстро переходят от одного состояния к другому. Они любят играть в подвижные игры, но быстро меняют игрушки, легко отвлекаются, постоянно двигаются по группе, рассматривая то один предмет, то другой. Впервые дни у таких детей может возникнуть перевозбуждение нервной системы. Особого внимания требуют дети с ослабленным типом нервной системы. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно своих чувств они не выражают. И так, были рассмотрены проявления основных показателей адаптации ребенка при легкой, средней и тяжелой степени адаптации. Данные показатели представлены в таблицах: Таблица 1
Таблица 2
Таблица 3
Условия успешной адаптации Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее: 1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку. Желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилия воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и доброжелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходит в детский сад, нужно «одомашнить группу». В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей 2-3 лет в движении. Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно) негативные накапливаются и в конце прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого проявления нет. Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно- эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовать на улице, в осенне - зимнеее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте с взрослыми. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться. Маленькие дети очень привязаны к маме. Поэтому очень хорошо иметь «семейный» альбом с фотографиями всех детей группы и родителей. 2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад. Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду. Родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке. 3.Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок» включающей игры и упражнения. Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к взрослому. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения. Преимущества игры перед другими средствами. · Позволяет маленькому ребенку ощутить себя всемогущим; · помогает не испытывать разочарования от того, что он мал и беспомощен, что должен исполнять чужие распоряжения; · помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достичь успеха в собственных глазах; · развивает искусство общения; · помогает управлять своими чувствами; · дает возможность переживать массу эмоций. 3.Игровые методики социальной адаптации дошкольников: Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее, используются различные адаптационные методики и приемы. Прежде всего необходимо создать естественную стимулирующую среду, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно и безопасно, проявлял творческую активность, развивался, приобретал социальные навыки. Для этого используются следующие методики.
Методика проведения игр, направленных на сближение друг с другом и педагогом Давайте познакомимся. Дети с педагогом становятся в круг. Ведущий держит мяч (для этой игры лучше использовать надувной мяч, так как, во-первых он легкий и неприятности при его ловле исключаются; во-вторых, он обычно яркий, красочный, что безусловно, привлекает малышей). Можно также использовать и раскрашенный воздушный шар, но здесь могут возникнуть сложности в его пересылке на большие расстояния. Ребенок называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет имя и имя следующего участника игры. Здесь важно участие педагога, так как дети быстрее запоминают его полное имя, и он может называть по имени тех детей, которых группа еще не запомнила. Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру, но е можно и разнообразить: например. Вместо мяча передавать игрушку (самую красивую) или предложить детям приветствовать друг друга по имени. Вариантов может быть множество. Раздувайся, пузырь! Дети с педагогом создают тесный кружок – это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами: Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся! Получается большой растянутый круг. Затем ведущий (сначала педагог, а позже – кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» - пузырь лопнул. Все должны разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки). Лови – лови! Для проведения этой игры необходима палочка длиной 0,5-0,75см с прикрепленной к ней лентой, оканчивающейся легким мячиком (его можно сшить из кусочка яркой ткани, набив ватой или лоскутками). Все становятся в круг, ведущий с палочкой – в центре (и опять сначала это будет педагог, а потом, когда дети хорошо освоят эту игру, - ребенок). «Лови – лови!» - говорит ведущий, подходя то к одному, то к другому ребенку. Задача участников игры – схватить мяч, который все время подлетает вверх, заставляя детей тянуться, подпрыгивать. Можно ловить мяч нескольким участникам одновременно. Педагогу необходимо учитывать, что игра очень возбуждает детей, может вызвать излишний шум в группе ее можно проводить на прогулке или после дневного сна, нельзя лишь запрещать детям веселиться от души, превращая игру в постоянное одергивание.
МОДЕЛЬ
1 этап – прогноз адаптации 2 этап -взаимодействие педагога-психолога с воспитателями 3 этап – взаимодействие с родителями воспитанников 4 этап – алгоритм вхождения в группу ребенка, каждый шаг протекает индивидуально, в зависимости от степени тяжести адаптации ребенка. В чем заключается каждый этап? Прогноз адаптации – это первая встреча с мамой и малышом: - я осуществляю прямой контакт с ребенком, в процессе которого наблюдаю такие параметры, определяющие успешность адаптации, как общий эмоциональный фон малыша, взаимоотношения с незнакомым взрослым, а так же уровень развития предметной деятельности; - выявляю умения и навыки ребенка, облегчающие адаптационный период, через анкетирование родителя. Данная встреча помогает мне определить степень адаптации малыша и со ориентировать воспитывающих взрослых на ожидаемый результат. Работа с педагогами. Лекция-консультация – наиболее эффективный способ изложения практического материала. После изложения материала педагоги задают интересующие вопросы. Это позволяет отследить эффективность лекции, обнаружить проблемы педагогов. Затем я и зам.зав.по ВМР проводим игровые упражнения в виде решения трудных ситуаций, с которыми обращались педагоги в предыдующий адаптационный период. Практической части отводится половина общего времени. Такая форма работы помогает воспитателям освежить свои знания по данной теме, получить новую информацию, найти ответы на возникающие вопросы, частично апробировать различные приемы. С воспитателями мы проводим консультации по адаптации на тему: «Адаптация к детскому саду»; педагогический ринг: «Адаптация ребенка к условиям детского сада». Работа с родителями. Для родителей на этом этапе организуются следующие мероприятия: родительские собрания, встреча с администрацией. Провожу анкетирование на темы: «Готовность ребенка к ДОУ»; «Какой я родитель. Виды родительских позиций»; практикум «Адаптационные игры для малышей»; цикл бесед: «Игры – игрушки»; консультации по вопросам воспитания и развития дошкольников. Мы с воспитателем постоянно консультируем родителей по возникающим у них вопросам и разрабатываем индивидуальный режим каждого ребенка. Алгоритм вхождения в группу. Время пребывания малыша в ДОУ увеличивается постепенно в зависимости от его привыкания. Данный вопрос я решаю совместно врачом, воспитателями. Адаптация ребенка контролируется с помощью «Листа адаптации» (приложение 7), который заполняем вместе с воспитателем. Где отмечаем в контрольные дни (1-й, 2-й, 3-й,4-й, 8-й, 16-й, 32-й и при необходимости 64-й. (по методике К.Печоры)) эмоциональное состояние дошкольника, аппетит, сон, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, вид наиболее предпочитаемой деятельности. При взаимодействии с ребенком учитываем его возрастные и психологические особенности. В первые дни мы советуем маме присутствовать в детском саду вместе с ребенком. Это помогает ему чувствовать себя более уверенно и снижает тревожность самой мамы по поводу пребывания ее малыша в дошкольном учреждении. Кроме того, облегчить дошкольнику привыкание помогут некоторые несложные приемы. Например, просим приносить из дома любимую игрушку, которую малыш, если загрустит, сможет прижать к себе и почувствовать себя более спокойно., но главным же расслабляющим средством для дошкольника как показывает опыт - является игра. Психопрофилактические занятия. На них я использую приемы предметной игровой деятельности, так как в этом возрасте игра является ведущим видом деятельности. Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительное отношение с каждым ребенком. Я стараюсь подарить малышам минуту радости, попытаюсь вызвать у них положительное отношение к детскому саду. Чтобы решить эту задачу, я в игровой форме предполагаю выразить каждому ребенку свое доброжелательное отношение. Поэтому основная игровая цель – проявить заботу, доброжелательность и внимание к каждому ребенку. («Я вас всех спрячу от дождя», «Я вас в гости приглашу»). На этом этапе мною проводятся психопрофилактические занятия (приложение 8), их автор Анна Сергеевна Роньжина. Цель занятий: · преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации; · создание положительного эмоционального климата в детском коллективе; · снятие эмоционального и мышечного напряжения; · развитие общей и мелкой моторики, координации движений; · развитие восприятия; · активизация речевых процессов; · развитие произвольности поведения, умения подчиняться правилам; · развитие навыков общения, взаимодействия с взрослыми и сверстниками; · развитие игровых навыков, переход от игры «рядом» к игре «вместе». Структура и форма занятий. Чтобы помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении я провожу психопрофилактические занятия. В основу моей работы легли занятия разработанные Анной Сергеевной Роньжиной. Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений. Занятия начинаю проводить сразу после прихода детей в детский сад, потому что именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. Поэтому, чтобы уменьшить воздействие стрессирующих факторов, я рекомендую первые занятия посещать родителям. Так как в присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Занятия проводятся один раз в неделю. Один раз в две недели - совместные занятия с родителями. Длительность занятия 15 минут. В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность активно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями. В ходе работы я заметила, что от быстрой смены сюжетов, ролей, образов малыши переутомляются и теряют интерес к занятию, поэтому все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-игровым сюжетом. Комплектование и количество игр и упражнений, из которых состоит занятие, я варьирую, изменяю последовательность частей, чтобы избежать переутомления детей, или если потерялся интерес к занятию. Родители приглашаются на занятия из следующих соображений: Ø совместные занятия являются своеобразным «мастер – классом» для родителей, так как на них я показываю новые средства и способы общения с детьми; Ø неформальная атмосфера занятия способствует более активному и открытому общению между мной и родителями;. Активное участие в занятиях принимает воспитатель. Он перенимает методы и приемы, отмечает наиболее понравившиеся игры и использует их в своей работе. В адаптационный период нужны фронтальные игры, направленные на сближение детей друг с другом и с взрослым, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Игры выбираю с учетом возможностей детей, места проведения и т.д. для этого была организована предметно-развивающая среда, в которой есть все необходимое для проведения игр и игровых упражнений. Например: «Пришел Петрушка» - игрушка Петрушки, «Выдувание мыльных пузырей» - мыльные пузыри, и т.д. В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе, поэтому мы с воспитателем обращаем особое внимание на них. Для поднятия настроения и облегчения их душевного состояния я использую пальчиковые игры. Кроме того, эти игры помогают согласованности и координации движений. Такие игры, как «Книжка – угадай-ка», «Вместе с мишкой», «Игры с куклой» не только ободрят и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку. Сгладить адаптационный период помогут физические упражнен
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 802; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.153 (0.014 с.) |