Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности социального здоровья современной молодежи.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Укрепление и сохранение здоровья молодежи – это важнейшая задача государственной политики в сфере здравоохранения, так написано в Концепции долгосрочного социально – экономического развития РФ на период до 2020 года. Важность этой задачи заключается в том, что на фоне низкого уровня безопасности среды для проживания в нашей стране и социально – экономической нестабильности существует вероятность ухудшения состояния социального здоровья молодежи.[31] Молодежь реализует интеллектуальные, репродуктивные, профессионально – трудовые, нравственные и социокультурные функции общества. Как правило, она активно реагирует на процессы, происходящие в обществе. Поскольку более 20 лет в нашем социуме происходят различные социальные изменения, и вместе с этими изменениями поменялись экономические, половые, культурные, нравственные и идеологические отношения, то возможны и изменения в социальном здоровье молодежи. Социальное здоровье и социальное самочувствие являются показателями реакции молодежи на социальные изменения, которые неоднозначны в условиях постоянных преобразований общества. Когда общество перешло на рыночную экономику произошёл определенный сдвиг в представлениях о ценностях, поведении различных групп населения и в первую очередь, молодежи. Молодое поколение все чаще стремится к освоению новых ценностей и стандартов поведения, но они не всегда соответствуют их состоянию социального здоровья.[32] Очень важно изучать социальное здоровье молодежи, ведь данная социальная группа имеет определенную стратегическую значимость. От показателя социального здоровья молодежи зависят темпы модернизации в России, моральные и нравственные особенности общества. Молодежи характерны проблемы, связанные с социальной активностью, а именно с социальной адаптацией, мобильностью. Именно социальная активность позволяет молодежи занять достойное место в обществе.[33] В социологическом подходе главной характеристикой социального здоровья молодежи является поведение, которое способствует адаптации молодых членов общества к меняющимся социальным условиям в обществе. Оно должно не нарушать общественный порядок.[34] У социального здоровья современной молодежи много различных особенностей. В качестве примера можно выделить неформальное общение. Оно выступает помощником в сложных жизненных обстоятельствах, так как это общение позитивно влияет на психическое состояние молодого человека, тем самым поддерживает социальное здоровье. Социальное самочувствие так же является особенностью социального здоровья молодежи. Согласно В. Бурко, «социальное самочувствие молодежи – это реально функционирующее сознание и поведение данной социально – демографической группы, в котором проявляется эмоционально – комфортная оценка индивидом, социальной группой уровня удовлетворения социальных потребностей, а также своего положения в сравнении с другими индивидами, социальными группами...»[35]. Социальное самочувствие является субъективной стороной социального здоровья, поскольку включает в себя внутренние личностные переживания, личный и групповой опыт адаптации к новым условия молодежи.[36] Характеризуя социальное самочувствие молодежи, социологи Ю. Зубок и В. Чупров отмечают, что «восприятие и оценка молодым человеком своей жизненной ситуации осуществляется им в рамках усвоенных социальных ценностей и норм в соотнесении с жизненными идеалами, ожиданиями, планов на будущее и этим предопределяют эмоциональный фон и волевой импульс, характеризующие самочувствие. В социальном плане индивидуальные самочувствия группируются в типичные социальные установки, обеспечивающие регуляцию социального поведения индивида и групп»[37]. По мнению Т. Масловой, по положительным эмоциям молодого человека, можно судить о его социальном самочувствии, данные эмоции определяются удовлетворенностью различными сферами жизни, в особенности уровнем дохода, семьей, учебой, общим состоянием социального здоровья.[38] Таким образом, к характеристикам социального здоровья молодежи можно отнести поведение, способствующее социальной активности, неформальное общение, социальное самочувствие. Благодаря социальной активности молодежь может занять достойное место в обществе. Неформальное общение, благоприятно влияет на психологическое состояние молодого человека. Показатели социального самочувствия характеризуют уровень социального здоровья. Под влиянием гендерного фактора так же определяются особенности социального здоровья современной молодежи. В современном обществе молодежь социально адаптируется и социализируется в условиях нестабильности, неравенства (преимущества или лишения, связанные с распределением богатства, престижа, власти, то есть с атрибутами социальной иерархии), ослабления общих норм, которые должны следить за поведением в области здоровья и смягчать неравенство, влияние данного фактора увеличивается, гендерные различия видны более четко.[39] Гендерный индикатор основан на том, что важность имеют не физические или биологические различия между полами, а социокультурное значение, которое общество придает данным разницам.[40] Существует ряд социокультурных факторов, благодаря которым формируются гендерные различия молодых людей в отношении к своему здоровью и определении социального здоровья. Это такие факторы как: экологические, исторические, социально – экономические, поведенческие, психологические. На характеристики социального здоровья молодежи влияет гендерная социализация - процесс изучения правил поведения, норм, социальных установок в соответствии с представлениями о роли, положении и предназначении мужчин и женщин в социуме.[41] По мнению Н. Римашевской, гендерный фактор является главным структурный фактором, определяющий социальное здоровье. Гендер при взаимодействии с такими показателями, как возраст, род занятий, образование, материальное и семейное положение влияет на социальное здоровье человека. «Он отражает материально-экономическое и символическое положение женщин и мужчин в социальной иерархии, их опыт, определяющий их жизнь. Асимметрии в положении женщин и мужчин проявляются не только в различной подверженности рискам для здоровья (уязвимость в отношении наследственных заболеваний), но также фундаментально – в их способности и возможности управлять собственной жизнью, справляясь с рисками, и влиять на сохранение и укрепление своего здоровья»[42]. Итак, гендерный фактор влияет на особенности социального здоровья молодежи из-за нестабильности и неравенства социализации и социальной адаптации. Гендерные различия молодых людей определяются в отношении к своему здоровью и определении социального здоровья. Гендер указывает не только на материально – эконмическое положение, но и на подверженность рискам для здоровья, способность влиять на сохранение и укрепление его. Социальное здоровье молодежи с точки зрения своей природы имеет, ценностный, познавательный, поведенческий и чувственный аспекты. Ценностный аспект связан с устройством оценки и самооценки молодого человека, познавательный связан с познанием окружающей социальной действительности, поведенческий – касается поступков молодого человека, направленных на самосохранение или на саморазрушение социального здоровья, а чувственный аспект связан с эмоциональными реакциями и отношениями к различным ситуациям в жизни.[43] Ценностный аспект социального здоровья выражается в сравнении существующих у молодых людей сведений и представлений об обществе и о самих себе с собственными желаниями и интересами, он связан с оценкой и самооценкой. К сожалению, не всегда соответствуют ценностные и социальные ориентации молодежи с ценностной системой общества.[44] В самооценке проявляется индивидуальный характер социального здоровья молодого человека, так как характер и величина самооценки зависят от личных способностей человека давать оценку собственным деяниям, поступкам и желаниям. Самооценка может выступать основным устройством для формирования индивидуальной стороны социального здоровья — социального самочувствия.[45] Медицинская активность является еще одной особенность социального здоровья современной молодежи. Медицинская активность является одним из показателей, который определяет поведение молодого человека, направленное на сохранение его социального и физического здоровья. Ю. Лисицин был первым, кто описал данную категорию. Под медицинской активностью он понимает - позитивное отношение к здоровью, выполнение различных медико-социальных указаний, соблюдение социально-гигиенических установок и других видов деятельности людей, относящихся к здоровью. По Ю. Лисицыну, социальное здоровье выявляет определенное состояние социума, при котором каждому члену общества дана возможность соблюдать здоровый образ жизни.[46] К пониманию категории медицинской активности относится осознание молодым человеком всей важности такой ценности как здоровье. Молодежь должна сохранять и укреплять свое здоровье еще до ухудшения физического и социального самочувствия. Труд и условия труда современной молодежи так же являются особенностями, которые влияют на социальное здоровье. Часто труду молодежи сопутствуют стрессовые ситуации во время зачетов и экзаменов, это может негативно сказаться на социальном здоровье молодежи. Слишком большие нагрузки в учебной деятельности молодежи в условиях повышения профессиональной информации, подлежащей изучению, значительно сказываются на образе жизни молодежи.[47] К особенностям социального здоровья молодежи можно отнести социальную адаптацию. Г. Коротько и Н. Данилова под социальным здоровьем молодежи понимают, наилучшую адаптацию к общественным условиям. Молодой человек во время процесса социализации формирует адаптивные умения и от соответствия этих умений зависит эффективность и успешность его адаптации к постоянно меняющимся условиям общественной среды. Ситуации, которые нарушают данное соответствие, нарушают, и социальное здоровье.[48] Итак, к ранее выделенным особенностям социального здоровья молодежи можно добавить самооценку, медицинскую активность, труд и условия труда, социальную адаптацию. В самооценке проявляется субъективный характер социального здоровья. По уровню самооценки мы можем судить о самочувствии молодого человека. Суть медицинской активности заключается в осознании молодежью важности такой ценности как здоровье и выполнение различных указаний и установок, относящихся к здоровью. Труд может по-разному сказываться на социальном здоровье, в зависимости от нагрузок и стрессовых ситуаций. Качество социальной адаптации зависит от соответствия адаптивных умений и навыков общественным условиям. Согласно А. Сухареву существуют определенные социально-экономических проблемы, которые способствуют негативному влиянию на социальное здоровье молодых людей. К данным проблемам можно включить: рост количества стрессовых ситуаций в жизни молодых людей, понижение материального благосостояния жизни многих семей, несбалансированное питание, увеличение негативных воздействий, связанных с экологией на организм молодого человека, снижение качества медицинского обслуживания.[49] Преобразования в системе образования негативно сказались на состоянии социального здоровья молодых людей, так как данные изменения во многом не учитывали возможности современных обучающихся. Молодежь подвержена большими психическими и интеллектуальными нагрузками во время учебы, при этом она находится в состоянии низкой двигательной активности и постоянной нехватки сна, и отдыха. Еще на состояние социального здоровья может отрицательно сказываться низкий уровень оснащения материальной базы образовательных учреждений.[50] Согласно социологическому исследованию В. Кучмы и Л. Сухаревой, за период обучения в школе социальное здоровья детей и подростков подвергается отрицательному воздействию. Во время завершения обучения в школе, до 80% старшеклассников из-за состояния здоровья имеют проблемы с выбором профессий, лишь 50-70% молодых людей годны к военной службе, более 80% девушек имеют хронические болезни.[51] Социальное здоровье молодежи связано и с демографическими особенностями. А. Верещагина утверждает, что в нашей стране происходит кризис института семьи. Семья уже не способна выполнять те социальные функции, которые она выполняла ранее. Во время изменений института семьи произошли и перемены во всех сферах семейных отношений и семейного поведения, это сказывается на социальном благополучии и социальном здоровье молодежи. Автор пишет, что: «в ходе трансформационных социальных процессов наблюдаются явления такого характера, как снижение рождаемости и повышение смертности, рост численности семей группы риска или неблагополучных семей, брошенных детей, насилия в семье, снижение уровня здоровья, грамотности, высокий уровень девиантности в подростковой и молодежной среде, рост разводов, неполных семей, институционализация феномена одиночества как стиля жизни»[52]. Отсутствие устойчивых социальных ориентиров, так же является фактом, непосредственно влияющим на социальное здоровье молодежи. Уже более 20 лет в жизни молодежи отсутствует фактор социальной предопределенности в жизни. Теперь молодой человек сам несет ответственность за свою жизнь и лишь ему выбирать какой она будет. Часто выбор жизненного пути определятся не способностями и интересами молодежи, а конкретными обстоятельствами. Не каждый молодой человек способен приспособиться к данным общественным отношениям, что сказывается на его социальном здоровье. Как видим, к особенностям социального здоровья молодежи относятся и определённые негативные условия. Это постоянный рост стрессовых ситуаций; понижение материального благополучия в семьях; нерациональное питание; плохое состояние окружающей среды; снижение качества медицинского обслуживания; преобразования в системе образования, не учитывающие возможности обучающихся; не выполнение семьей, как социального института, полного набора своих функции; отсутствие фактора социальной предопределенности в жизни. Таким образом, к особенностям, влияющим на социальное здоровье молодежи мы можем отнести поведение, способствующее социальной активности, неформальное общение, показатели социального самочувствия (уровень самооценки), гендерные различия, медицинскую активность, труд и условия труда, социальную адаптацию, семейные отношения, отсутствие устойчивых социальных ориентиров (социальная не предопределённость), особую болезненную реакцию на социально – экономические изменения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.129.64 (0.011 с.) |