Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и предметная область психологии здоровья.

Поиск

Вопросы к зачету по курсу «Психология здоровья»

Уч. год

 

Понятие и предметная область психологии здоровья.

Психология здоровья – комплекс специфических образовательных, научных и профессиональных взглядов психологии как научной дисциплины по укреплению и поддержанию здоровья, по предотвращению и лечению болезней, по идентификации этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезнии связнных с ней дисфункций, а также по анализу и улучшению систем здравоохранения и формированию стратегии здоровья (американский исследователь Дж. Матараццо).

И. Н. Гурвич считает, что в настоящее время очень непросто вычленить собственно предметную область психологии здоровья. Но это можно сделать через раскрытие перечня основных тем, составляющих предмет теоретических и эмпирических исследований:

- определение базисных понятий психологии здоровья;

- исследование и систематизацию критериев психического и социального здоровья;

- методы диагностики, оценки и самооценки психического и социального здоровья;

- разработку простых и доступных для самостоятельного применения тестов по определению здоровья и начальных стадий заболеваний;

- факторы здорового образа жизни (формирование, сохранение и укрепление здоровья);

- изучение факторов, влияющих на отношение к здоровью;

- психологические механизмы здорового поведения;

- формирование внутренней картины здоровья;

- коррекция индивидуального развития;

- профилактика психических и психосоматических заболеваний;

- исследование состояний предболезни личности и их профилактику;

- разработка концепции здоровой личности;

- определение путей и условий для самореализации, самоосуществления, раскрытия творческого и духовного потенциала личности;

- психологические механизмы стрессоустойчивости;

- социально-психологические факторы здоровья (семья, организация досуга и отдыха, социальная адаптация, общение и др.);

- тендерные аспекты психического и социального здоровья;

- разработка индивидуально ориентированных оздоровительных программ с учетом состояния здоровья, половых, возрастных и личностных особенностей человека;

- детская и школьная психологию здоровья;

- психологическое обеспечение профессионального здоровья;

- психология долголетия, признаки психического старения и их профилактику;

- психологическая помощь при завершении жизненного пути.

 

Практические задачи психологии здоровья.

1) Укрепление и поддержание здоровья. Психологи занимаются проблемами здоровья, отвечая на вопрос «почему» (люди курят и т.д.). Участие в составлении пропаганд здорового образа жизни, различных программ по вопросам здоровья.

2) Предотвращение и лечение болезней. Проведение различных тренингов, направленных на реабилетацию или профилактику заболеваний (снижение давления, снижение рабочей или сексуальной активности).

3) Этнология и корреляты болезни. психологи изучают причины болезни, в том числе значение личностных факторов в ее развитии, физиологические и перцептивные процессы. Эти знания можно затем применять для диагностики различных проблем.

4) Усовершенствование системы здравоохранения и стратегии здоровья. Психологи изучают, какое влияние оказывает на пациентов сам факт помещения в больницу, особенности общения с медецинским персоналом.

 

Различные представления о здоровье и болезни в системе гуманитарного (философия, культурология, история, религиоведение и др.) и естественнонаучного (физиология, медицина и т.п.) знания.

Проблема кросс-культурных различий в отношении к здоровью и болезни.

Проблема факторов в психологии здоровья. Факторы здоровья.

Основные положения общей теории систем в применении к пониманию понятия «здоровье». Здоровье как динамическое состояние.

Саморегуляция

В широком смысле: один из уровней регуляции активности живых систем, для которого характерно использование психических средств отражения и модулирования реальности

В узком смысле:

• Способность к регуляции собственных психических состояний, процессов, действий

• Способность к воздействию субъекта на самого себя (слова, мысл образы) с целью оптимизации своего актуального психол состояния

• Способность к управлению собственными эмоциями

• Способность управлять собственными психофизиологическими функциями

• Способность к управлению психическими состояниями

• Способность к внутренней регуляции поведенческой активности субъекта

• Гремак: самовоздействие субъекта для целенаправленной регуляции деятельности его организма, процессы вариации состояний

Делится на произвольную и непроизвольную. На всех уровнях выделяют произвольную и непроизвольную.

Уровни саморегуляции:

1) Уровень ощущений (психофизиологических реакций)

2) Уровень эмоциональной регуляции – способность произвольно купировать негативные эмоции в какой-то ситуации по вполне конкретному поводу. Если не развиты уровни 3 и 4, то этот никогда не будет обладать способностью к хорошей произвольной регуляции своих эмоций.

3) Уровень мотивационно-волевой. Часто мотивы остаются знаемыми, но не обладают побудительной силой.

Зейгарник показала, что у больных шизофренией мотив остается знаемым, но не регулирует длительность субъекта. Больной не прилагает усилий, чтоб заставить себя. Не только не делает задачи, а не предпринимает усилий, чтобы выйти из экспериментальной ситуации, которая ему неприятна. Адинамия мотивов.

Эксперимент: шизофреникам и здоровым предлагалось на выбор решить 3 задачи из 7 предложенных. Решенной была та задача, когда испытуемый выбирал 3 наиболее простых, чтобы уложиться в 7 минут экспериментального времени. Рисование крестиков по пробе Карстен (школа Левина, просили на листе рисовать крестики или кружочки, исп выходит, когда ему надоедает), простые когнитивные задачи, нерешаемые творческие задачи (сложить колодец из спичек). Нормальные исп выбирали самые простые задачи. Шизофреники: выбирали то, что казалось им наиболее интересным, решали 1 понравившуюсь задачу несколькими способами. Некоторые не решали, т.к. им не хотелось ничего делать, но не выходили из эксперимента. Все помнили инструкцию! Но не следовали мотиву, который задавал экспериментатор.

Явление мобилизации

Юноша сдавал экзамены на мехмат. Работал в фирме «заря» дедом морозом, работал с упоением. Решал на вступит экзаменах сложные задачи, простые как неинтересные ему не делал, поэтому не поступал. Не хотел получать зарплату за свою работу! Затем в этой фирме нашел жену, снегурочку. Родились дети. Умерла мама, у юноши психоз с бредом, галлюцинациями. Шизофрения. Апато-обулический синдром.

4)Уровень смысла. Элемент саморегуляции теряет свою принудительную силу, это осуществляется мягко, чтобы всегда способствовать достижению более высоких личностных потребностей. самоактуализирующаяся личность реализует волевой уровень легко, воля хорошо вписана в эту структуру. Можешь переструктурировать даже неприятную ситуацию, наполнить новыми жизненными смыслами!

Самоактуализирующаяся личность обладает способностью продуцировать личностные смыслы

 

Вопросы к зачету по курсу «Психология здоровья»

Уч. год

 

Понятие и предметная область психологии здоровья.

Психология здоровья – комплекс специфических образовательных, научных и профессиональных взглядов психологии как научной дисциплины по укреплению и поддержанию здоровья, по предотвращению и лечению болезней, по идентификации этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезнии связнных с ней дисфункций, а также по анализу и улучшению систем здравоохранения и формированию стратегии здоровья (американский исследователь Дж. Матараццо).

И. Н. Гурвич считает, что в настоящее время очень непросто вычленить собственно предметную область психологии здоровья. Но это можно сделать через раскрытие перечня основных тем, составляющих предмет теоретических и эмпирических исследований:

- определение базисных понятий психологии здоровья;

- исследование и систематизацию критериев психического и социального здоровья;

- методы диагностики, оценки и самооценки психического и социального здоровья;

- разработку простых и доступных для самостоятельного применения тестов по определению здоровья и начальных стадий заболеваний;

- факторы здорового образа жизни (формирование, сохранение и укрепление здоровья);

- изучение факторов, влияющих на отношение к здоровью;

- психологические механизмы здорового поведения;

- формирование внутренней картины здоровья;

- коррекция индивидуального развития;

- профилактика психических и психосоматических заболеваний;

- исследование состояний предболезни личности и их профилактику;

- разработка концепции здоровой личности;

- определение путей и условий для самореализации, самоосуществления, раскрытия творческого и духовного потенциала личности;

- психологические механизмы стрессоустойчивости;

- социально-психологические факторы здоровья (семья, организация досуга и отдыха, социальная адаптация, общение и др.);

- тендерные аспекты психического и социального здоровья;

- разработка индивидуально ориентированных оздоровительных программ с учетом состояния здоровья, половых, возрастных и личностных особенностей человека;

- детская и школьная психологию здоровья;

- психологическое обеспечение профессионального здоровья;

- психология долголетия, признаки психического старения и их профилактику;

- психологическая помощь при завершении жизненного пути.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 960; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.96.17 (0.009 с.)