Понятие о психологическом (личностном) здоровье. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о психологическом (личностном) здоровье.



Инициатива в постановке и разработке проблемы психологического здоровья принадлежит представителям гуманистической психологии. Феноменологический подход в психотерапии лёг в основу практических аспектов профессиональной заботы о психологическом здоровье личности.

Понятие «психологическое здоровье» одной из первых ввела в психологию Дубровина, разграничивая тем самым категорию «психическое здоровье», имеющую отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, и «психологическое здоровье», характеризующую личность в целом, в связи с выделением специфически присущего человеку качества-духовности. Она определяет его как здоровье, которое относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.

Слободчиков говорит о том, что сегодня традиционные представления оказываются непригодными для описания и понимания реальных социально-психологических явлений. В числе этих явлений-нарушения психического здоровья. Для успешной реализации профессиональной деятельности практическому психологу необходима новая концепция психического здоровья, иной понятийный аппарат, который отражал бы специфику сложных феноменов духовно-душевного благополучия. В связи с этим речь идёт о новом понимании предмета психологии-духовности и соответственно о пересмотре традиционных критериев психического здоровья.

1)Понятия «психическое здоровье и «психологическое здоровье» необходимо рассматривать не как синонимы, а как автономные понятия, для каждого из которых свойственно своё содержание, критерии, условия и механизмы их формирования,2)существующее в современной медицинской психологии понятие «психическое здоровье» необходимо «расширять» за счёт содержания понятия «психологическое здоровье».

Психологическое здоровье - оптимальное функционирование всех психических структур, необходимых для текущей жизнедеятельности.

Психологически здоровый человек разумен, открыт к сотрудничеству, защищен от ударов жизни и вооружен необходимым инструментарием, чтобы справляться с жизненными вызовами.

Психологически здоровый человек отличается от человека психологически проблемного. У них разное поведение (в первую очередь социальное поведение) и разная структура личности.

Психологическое здоровье не только наполняет человека субъективным ощущением благополучия, оно само по себе правильно, истинно и реально. Именно в этом смысле оно «лучше» болезни и «выше» ее.

 

Болезнь как процесс. Содержание

Болезнь-процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного раздражителя внешней/внутренней среды, характеризующийся понижением приспособляемости живого организма к внешней среде при одновременной мобилизации его защитных сил.

Причины болезней разнообразны, но все они могут быть сведены в группы: механические, физические, химические, биологические, психогенные (для человека)

Любой из этих факторов вызывает состояние болезни, если он неадекватен (то есть чрезвычаен, непривычен) для организма. Неадекватность может быть количественной (количество раздражителя является чрезмерным для организма), качественной (на организм воздействует фактор, по отношению к качеству которого в организме не выработано защитно-приспособительных механизмов), временной (количественно и качественно адекватный раздражитель воздействует длительно или в такие промежутки времени и в таком ритме, которые непривычны для организма) и зависящей от индивидуальных свойств данного организма (то есть определяемой индивидуальной реактивностью данного организма в виде повышенной чувствительности). В современном представлении болезнь характеризуется следующими основными чертами:

1)В развитии болезни ведущую роль играет внешняя среда, а для человека — прежде всего социальная.

2)Большое значение в развитии болезни, кроме этиологического фактора (то есть причины болезни) и внешних условий, имеют защитно-приспособительные механизмы организма.

3)Болезнь — страдание целостного организма. Не существует совершенно изолированных болезнью органов и тканей, то есть местных болезней. При всякой болезни в большей или меньшей степени вовлекается весь организм, что не исключает наличия основного поражения в том или ином органе или части организма. Различают следующие периоды болезни: скрытый, или латентный (для инфекционных болезней — инкубационный), — период между началом воздействия болезнетворного агента и появлением первых симптомов болезни. Он может длиться от нескольких секунд (например, при отравлении сильными ядами) до десятков лет (например, при проказе). Продромальный период — период появления первых признаков болезни, (повышение температуры, разбитость, общее недомогание). Период полного развития болезни, длительность которого колеблется от нескольких суток до десятков лет (туберкулёз, сифилис, проказа). Период завершения болезни (выздоровление, реконвалесценция) может протекать быстро, критически или постепенно, литически. В зависимости от длительности течения и быстроты нарастания и исчезновения проявлений болезни различают острые и хронические. Присоединение к основным проявлениям болезни дополнительных изменений, не связанных с непосредственной причиной болезни, но развивающихся в результате её течения, называется осложнением. Исходом болезни могут быть: полное выздоровление, выздоровление с остаточными явлениями, стойкое изменение органов, иногда возникновение новых форм заболевания в виде отдалённых последствий и смерть.

 

Болезнь как процесс. Типы течения.

Болезнь-это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными и морфологическими изменениями. Болезнь - это нарущение целостноти, потеря способн сопрот-ся внеш и внутр врагам орг-ма. Бол полифункциональна(очень много причин для воз-я болезни)Причины воз-я бол-ни:а)наслед-я предраспол-ть;б)род-е травмы;в)органич-е забол-я разного возр-та;г)особен воспит-я в раннем возр-те;д)переж-е телесно-травмир-го опыта в дет-ве и младен-ве;д)эмоц-й климат в семье и хар-е личностн особен сиблингов;е)недавние телесные поврежд.Типы течения:непрерывное и приступообразное. Непрерывное вкл: а)регредиентный-это обратно развёрн симптом,регресс.б)стационарн тип(это скорее не процесс, а сост-е,стойкое, не имеющ тенденцию ни к улучшен,ни к ухудшен-ю;в)прогредиентный (клинич картина носит хар-р постоянного усложн-я негативной и продуктивной симптоматики тип. Приступообразн вкл: а)фазный(явл как фазы и течения,пр-р:маниакально-депрессивный психоз;б)рецидивирующий(на фоне резидуальной симптоматике происходит обострение или рецидивирующие усиление;в)рекуррентный тип;г)приступообразно-прогредиентный.

Понятие уровня расстройств

Психический уровень - внутреннее беспокойство, тревога, расстройство сна, лабильность настроения, повышенная истощаемость, расстройства внимания.

Психотические расстройства (психозы) характеризуются:
1) неадекватностью психических реакций и отражательной деятельности процессам, явлениям, событиям, ситуациям; ряд симптомов - так называемые формальные признаки психоза: галлюцинации, бред;

2) исчезновением критики (некритичностью) - невозможностью осмысления происходящего, реальной ситуации и своего места в ней, прогнозирования особенностей ее развития, в том числе в связи с собственными действиями; больной не осознает свои психические (болезненные) ошибки;
3) исчезновением способности произвольно руководить собой, своим действиями, памятью, вниманием, мышлением, поведением исходя из личностных реальных потребностей, желаний, мотивов, оценки ситуаций, свое морали.

Непсихотические расстройства характеризуются:
1) адекватностью психических реакций реальности по содержанию, и часто неакдеватной заостренностью по силе и частоте в связи с тем, что резк изменяется чувствительность, реактивность и поводом для реакции становятся незначащие или малозначащие по силе, частоте и т.д. раздражители и ситуации
2) сохранением критичности (но нередко, однако, утрированной, сенситивно заостренной);
3) ограничением способности регулировать свое поведение в соответствии с законами психологии, общества и природы.

К непсихотическим расстройствам относятся:
- позитивные синдромы: эмоционально-гиперестетические, аффективные (депрессивные и маниакальные), невротические (навязчивые, истериче ские, деперсонализационные, сенестопатические, ипохондрические);
- негативные синдромы: дебильность, синдромы приобретенного психического дефекта.

К психотическим расстройствам относятся:
- позитивные синдромы: психотические варианты маниакальных и д прессивных синдромов, синдромы - паранойяльные и вербальные галлюци нации, кататонические, парафренные (онейроидные), галлюцинаторно-параноидные (синдром Кандинского), помрачения сознания (делирий, аменция сумерки), парамнезии, судорожные и психоорганические;
- негативные синдромы: имбецильность и идиотия, синдромы психического дефекта при снижении уровня и регресса личности, психический маразм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.154.106 (0.006 с.)