Этапы и технология проведения патопсихологического исследования



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы и технология проведения патопсихологического исследования



Этапы и технология проведения патопсихолог. исследования:

I. Подготовка экспериментального исследования.

1) построение программы (схемы) исследования (постановка цели исследования, опред. его конкрет. задач, подбор адекват. этим задачам метод. инструментария и выработку рабочей гипотезы о возможном характере нарушения психической деятельности больного, которая и будет подвергнута эмпирической проверке)

2) получение предварительных данных о будущем испытуемом.

II. Проведение экспериментального исследования.

Непоср. взаимодействие психолога с испытуемым, проводится эксперимент, беседа и наблюдение за больным в процессе общения и выполнения заданий.

Несмотря на отсутствие жесткой схемы проведения эксперим.-психологического исследования, сущ. рекомендации:

1) установить контакт экспериментатора с испытуемым (психолог объясняет ему значение проводимого исследования)

2) порядок предъявления методик (сначала дают неслож. и нейтральные задания, затем постеп. сложность заданий возрастает

3) тщательное ведение протоколов

Анализ и интерпретация данных экспериментально-психологического исследования.

Патопсихологическое исследование-особый вид деятельности, в которой закономерно выделяются различные этапы. Этапы:1) подготовка экспериментального исследования. Цель- планирование будущего исследования(цель, задачи, гипотеза и тд). Подготовительный этап проводится до встречи психолога с испытуемым. 2) Правила подбора патопсихологических методик Основные принципы подбора методик для проведения экспериментального исследования: в программе исследования должны сочетаться методики, позволяющие более полно и всесторонне исследовать какие-либо проявления психической деятельности. Данные, полученные в эксперименте с помощью одной методики, необходимо подтвердить результатами, полученными с помощью других методик.3)Проведение экспериментального исследования. Цель-сбор эмпирических данных. Важное требование- тщательное ведение протоколов. На этом этапе осуществляется непосредственное взаимодействие психолога с испытуемым, проводится эксперимент, беседа и наблюдение за больным в процессе общения и выполнения заданий.4)Анализ и интерпретация данных экспериментально-психологического исследования. Анализу подвергаются все эмпирические данные, полученные психологом во время проведения исследования: данные беседы, наблюдения и результаты выполнения всех экспериментальных проб. При интерпретации данных необходимо обращать внимание на:1)отношение испытуемого к эксперименту,2)особенности взаимодействия испытуемого и экспериментатора,3)восприимчивость испытуемого к оказываемой помощи, 4)отношение к совершаемым ошибкам, возможность поиска путей их коррекции самим испытуемым. В.А. Астапов выделяет ряд этапов, через которые проходит анализа и интерпретации результатов исследования: 1.обобщение всех экспериментальных данных, характеризующих состояние испытуемого во время эксперимента, так как от этого состояния во многом зависит процесс и результаты деятельности, что необходимо учитывать при оценке отдельного симптома, 2. Оценка мотивированности испытуемого в исследовании, 3. Анализ всей совокупности данных, получаемых по каждой из конкретных методик, 4 сопоставление результатов выполнения различных методик, в результате чего выявляются характерные особенности нарушения отдельных психических процессов и сторон личности, 5. Сопоставление психологических симптомов, формирование и обоснование выявляемого патопсихологического синдрома, под которым понимается совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности испытуемого.

16. Клинико-пихологическое заключение (К-П З). Правила и алгоритм написания.

К-П З выполняет следующие функции: коммуникативную; информативную; прогностическую.

Написание закл-я позволяет упорядочить и уточнить собственные представления об объекте исслед-я, понять его природу и св-ва. Даже в тех случаях, когда письменного заключения спец-но не требуется, необходимо его подготовить, т. к. оно может стать основой для рекомендаций. Письменное заключение представляет собой конечный результат проведенного мед-м психологом обследования. Содержание К-П З должно строится на всех доступных психологу данных.

Требования к К-П З:

Как содерж-е, так и стиль могут и должны меняться в зав-ти от цели обслед-я, ситуации в которой оно проводится, адресата, теоретич. установок и специализации психолога. К-ПЗ долж. соотв-ть потреб-м, интер-м, ур-ю подгот-ки заказчика. В К-ПЗ д.приводиться краткая аннотация содержательного х-ра, а вслед за ним даваться более подробное спец. описание конкретных данных. Содерж-е К-П З должно непоср-но следовать из цели обслед-я или изучения конкр. случая. Из множ-ва собранных данных должны отобратся те, что относится к ответу на поставленные в начале обслед-я вопросы. В К-ПЗ д. б. отражены отличит-е св-ва индивида, те черты, рез-ты обследования которых были или заметно низкими, или заметно высокими.

Основное, что пишется в К-ПЗ – интерпретация и выводы. Другие данные (показатели тестов, ответы испытуемых и др.) приводятся только для иллюстрации или пояснения.

Система оценок, использ. в К-ПЗ, д. б. четкой. Надо указать, основ-ся ли суждения об испыт-м на критериальной/нормативной оценке.

Утвержд-я и выводы должны быть надежными и достоверными.

Надо избегать в заключении спец. терминологии, за исключением случаев, когда она касается прояснения сути дела.

Заключение составляется после детального анализа полученных данных и обычно как ответ на конкретно поставленный заказчиком вопрос. Структура К-ПЗ: по заказу кого проводится; кем проводится; цель заключения, задачи либо вопросы; метод и методики обследования; использованная для интерпретации данных литература; содержательные ответы на вопросы либо задачи.

Заключение, проведенное в клинике, как правило, составляется по следующему алгоритму:

Вводная часть. Описание проблем, жалоб клиента.. Также в вводной части можно описать жалобы больного по поводу состояния его памяти, внимания, умственной работоспособности. Описание плана и программы диагностического обследования. Описание специфики работы испытуемого с тестами, заданиями (реакции на обследование, уровень сопротивляемости, защитные реакции, его мотивация, критичность самооценки и др.).

Основная часть должна содержать сведения о х-ре познават. Деят-ти испытуемого, т. е. об обнаруженных при исследовании особенностях мышления, памяти и тд. Обязательно описываются особенности личностно-эмоциональной сферы, выявленные в исследовании. Содержательный ответ на конкретный вопрос заказчика. Эта часть заключения излагается в виде отдельных положений, доказывающих или опровергающих исходную гипотезу.

Резюме. Наиболее важные данные, полученные при обследовании. Резюме не должно содержать суждение о диагнозе, тк диагноз может быть лишь итогом общего клинического изучения субъекта. На основе анализа экспериментальных данных надо выделить ведущие патопсихологические особенности, а конкретные данные из протоколов могут быть использованы в качестве иллюстраций, подтверждающих квалификацию нарушения.

Психологический диагноз

Психологический диагноз- заключение об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности. Функции: прогностическая ,методическая, коммуникативная. специфические особенности психологического диагноза:
• Целостный, комплексный подход к сбору и анализу информации о клиенте. Необходимость получения максимально полной информации о личности клиента;
• Феноменологическая ориентация. Важность учета как объективных проявления психического, так и субъективные переживания клиента, учет особенностей его феноменологии;
• Процессуальный характер. Ориентация при психологической диагностике не только на ее конечный результат, но и на процесс. Диагностика процесса (качества контакта между психологом и клиентом) является важным аспектом получения психологической информации о клиенте;
• Структурно-функциональный характер диагностики и диагноза. При осуществлении психологической диагностики необходимо ориентироваться не только на выделение структурных компонентов личности клиента, но и на особенности ее функционирования;
• Контекстуальность психологической диагностики и диагноза. Анализ личности клиента необходимо производить в непосредственно связи с ее жизнедеятельностью, в контексте его индивидуальной истории.

Отличия психологического диагноза от психиатрического:
• психологический диагноз, в отличие от диагноза психиатрического, не является заключением о психической болезни или даже предрасположенности к психическому заболеванию. Он может быть поставлен любому здоровому человеку и означает не отнесение его к какой-то заданной категории или типу личности, а структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств – способностей, стилевых черт личности, ее мотивов;
• психологический диагноз носит комплексный, описательный характер, и представляет собой развернутую «характеристику» личности, а не состоит из одного или нескольких терминов – названий типа личности или нозологической единицы;
• психологический диагноз является результатом системной диагностики, всестороннего целостного обследования личности;
• психологический диагноз ориентирован в большей мере на субъективный подход к оценке психического состояния личности, учитывает индивидуальные особенности отражения болезни в психике человека;
• психологический диагноз строится на принципе контекстуальности, рассмотрении психологических феноменов в том поле, в котором они рождаются и существуют.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.146 (0.006 с.)