Предмет, принципы и стр-ра мед. псих. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, принципы и стр-ра мед. псих.



Предмет, принципы и стр-ра мед. псих.

Мед. псих. – наука, изучающая психолог-е особенности людей, страдающих различ. заболеваниями, методы и способы диагностики психич.х отклон-й, дифференциации психолог-х феноменов и психопатолог-х симптомов и синдромов, психологию взаимоотношений пациента и мед. работника, психопрофилактические, психокоррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретич. аспекты психосомат. и соматопсих. взаимовлияний.

Объект мед. псих. явл. чел. с душевными болями и проблемами, с трудностями адаптации и самореализации, связанными с состоянием его здоровья.

Предмет: медицинская психология направлена на исследование и решение разнообразных проблем системы здравоохранения, клиническая психология концентрируется на анализе психологических факторов в контексте того или иного заболевания

Для исследовании предмета ведущим методом является клинический:

клиническое наблюдение;

– клиническое интервью;

– клинический (патопсихологический) эксперимент.

С труктура мед. псих.:

клин. психология (в которую входит патопсихология, нейропсихология и соматопсихология), психофармакология,

психотерапия, психическую реабилитацию,

психогигиена и психопрофилактиа

Принципы мед. псих.:

Системности (целостности) - целостное изучении феномена в совокупности всех его проявлений.

Генетический (развития) - рассмотрение феномена в его развитии, движении, динамике.

Детерминизма - предполагает наличие причинно-следственной связи между явлением и сущностью.

Осн. проблемы и обл. исследования мед. псих

Мед. псих. – погранич. дисциплина. Она находится на стыке психологии и медицины.

В область ее исследования входит выяснение следующих психолог. закономерностей:

– возникновение и течение болезни; влияние заболевания на психику чел-а; взаимодействие психических и соматических процессов при возникновении и разв. болезней; формир. представлений о своем заболевании у больного, формир. адекватных личностных установок, связанных с лечением; использ. компенсаторных и защитных механизмов личности в терапевтич. целях; изуч. динамики осознания болезни; изуч. психолог-х воздействий лечебных методов и средств: медикаментов, процедур, хирургических вмешательств и др.; изуч. отнош. больных с мед. персоналом, родственниками и друг с другом; изуч. воздействия психолога и врача в ходе проведения им диагностич., профилактич. и лечебной работы.

Основные проблемы:

· Психосомат. Проблема (выяснение роли и значения психич. факторов на возникновение и течение соматических заболеваний); Проблема пусковых (стартовых) механизмов заболевания; Проблема психологической нормы, ее границ и критериев диагностики.; Проблема взаимодействия конституционально-генетических и социально-средовых факторов при формировании аномалий развития.

Понятие о профессиональной деятельности и профессиональной позиции психолога

Профессия психолога относится к категории профессий «человек-человек», где существует ориентация на Другого. Т.к. субъектом исследования является человек, а характер знаний прикладной, от медицинского психолога требуется высокая мера ответственности за результаты своей деятельности. Профессия психолога одна из немногих, где реализуется ценностный подход к профессиональной деятельности, т.е. она не может существовать без определённый нравственно-этических принципов, норм и критериев. Нормы и критерии, определяющие характер взаимодействия с объектом, зафиксированы в этическом стандарте психолога, которые входят в профессионально-этический кодекс. Важнейшими из них являются: ценностное отношение к клиенту, ответственность, компетентность, конфиденциальность. Профессиональная позиция психолога-это осознание им границ своей компетентности, своих профессиональных возможностей в плане воздействия на Другого человека, на предмет и методы исследования. Профессиональная позиция медицинского психолога включает:1)нравственно-этическую позицию(мера воздействия на другого),2)исследовательскую позицию(отношение к предмету и методам исследования).Исследовательская позиция включает в себя:1) точку зрения, позволяющую видеть под определённым углом предмет своего изучения,2)систему взглядов на предмет исследования, определяющую отношение к нему и выбор принципов и методов его изучения. Медицинский психолог в своей профессиональной деятельности должен обладать определёнными теоретическими знаниями и практическими навыками. Теоретические знания:1)основные теоретико-методологические проблемы медицинской психологии,2)основные медицинские и психологические понятия,3)смежные знания,4)основы психодиагностики, 5)основы патопсихологии. Практические навыки и умения медицинского психолога должны обеспечивать квалифицированное профессиональное решение задач в области психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования.

 

Содержание понятия «псих. здоровье». Психич. и личн. развитие как условие психич. здоровья

Понятие «психич. здоровье» относ. к «стыковым» понятиям, где сталкиваются два способа познания – научное и житейское. Психическое здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, - это состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека.

· В науч. аспекте – как часть научного сознания со всеми его характерными признаками (теоретич., концептуальный характер знания, оперирование точными понятиями, опора на конкрет. методологию и др.).

· как житейское понятие – часть индивидуального обыденного сознания л-ти, одним из компонентов существования этого сознания. Являясь частью индивид-го сознания, психич. здоровье переживается личностью как соответствие либо несоответствие норме, входит в мировоззрение личности, определяя философию ее жизни.

Критерии психического здоровья.

Феномен психического здоровья принято рассматривать на двух уровнях проявления:

- внешнем, рассматривающем это понятие с точки зрения наблюдателя (врач, психолог) - клиническуя картина здоровья

- внутреннем, или субъективном, – с точки зрения самого человека, переживающего себя как здорового или нездорового - ВКЗ + ВКБ

Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц к критериям психич. здоровья относят: внеш. критерии – адаптацию и социализацию, а внутр. критерии – индивидуализацию.

В кач. осн. критерия оценки психич. здоровья, по мнению ряда авторов, выступает понятие адаптации. Адаптация, в традиционном значении, представляет собой процесс и результат приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды.

Болезнь как процесс. Содержание

Болезнь-процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного раздражителя внешней/внутренней среды, характеризующийся понижением приспособляемости живого организма к внешней среде при одновременной мобилизации его защитных сил.

Причины болезней разнообразны, но все они могут быть сведены в группы: механические, физические, химические, биологические, психогенные (для человека)

Любой из этих факторов вызывает состояние болезни, если он неадекватен (то есть чрезвычаен, непривычен) для организма. Неадекватность может быть количественной (количество раздражителя является чрезмерным для организма), качественной (на организм воздействует фактор, по отношению к качеству которого в организме не выработано защитно-приспособительных механизмов), временной (количественно и качественно адекватный раздражитель воздействует длительно или в такие промежутки времени и в таком ритме, которые непривычны для организма) и зависящей от индивидуальных свойств данного организма (то есть определяемой индивидуальной реактивностью данного организма в виде повышенной чувствительности). В современном представлении болезнь характеризуется следующими основными чертами:

1)В развитии болезни ведущую роль играет внешняя среда, а для человека — прежде всего социальная.

2)Большое значение в развитии болезни, кроме этиологического фактора (то есть причины болезни) и внешних условий, имеют защитно-приспособительные механизмы организма.

3)Болезнь — страдание целостного организма. Не существует совершенно изолированных болезнью органов и тканей, то есть местных болезней. При всякой болезни в большей или меньшей степени вовлекается весь организм, что не исключает наличия основного поражения в том или ином органе или части организма. Различают следующие периоды болезни: скрытый, или латентный (для инфекционных болезней — инкубационный), — период между началом воздействия болезнетворного агента и появлением первых симптомов болезни. Он может длиться от нескольких секунд (например, при отравлении сильными ядами) до десятков лет (например, при проказе). Продромальный период — период появления первых признаков болезни, (повышение температуры, разбитость, общее недомогание). Период полного развития болезни, длительность которого колеблется от нескольких суток до десятков лет (туберкулёз, сифилис, проказа). Период завершения болезни (выздоровление, реконвалесценция) может протекать быстро, критически или постепенно, литически. В зависимости от длительности течения и быстроты нарастания и исчезновения проявлений болезни различают острые и хронические. Присоединение к основным проявлениям болезни дополнительных изменений, не связанных с непосредственной причиной болезни, но развивающихся в результате её течения, называется осложнением. Исходом болезни могут быть: полное выздоровление, выздоровление с остаточными явлениями, стойкое изменение органов, иногда возникновение новых форм заболевания в виде отдалённых последствий и смерть.

 

Понятие уровня расстройств

Психический уровень - внутреннее беспокойство, тревога, расстройство сна, лабильность настроения, повышенная истощаемость, расстройства внимания.

Психотические расстройства (психозы) характеризуются:
1) неадекватностью психических реакций и отражательной деятельности процессам, явлениям, событиям, ситуациям; ряд симптомов - так называемые формальные признаки психоза: галлюцинации, бред;

2) исчезновением критики (некритичностью) - невозможностью осмысления происходящего, реальной ситуации и своего места в ней, прогнозирования особенностей ее развития, в том числе в связи с собственными действиями; больной не осознает свои психические (болезненные) ошибки;
3) исчезновением способности произвольно руководить собой, своим действиями, памятью, вниманием, мышлением, поведением исходя из личностных реальных потребностей, желаний, мотивов, оценки ситуаций, свое морали.

Непсихотические расстройства характеризуются:
1) адекватностью психических реакций реальности по содержанию, и часто неакдеватной заостренностью по силе и частоте в связи с тем, что резк изменяется чувствительность, реактивность и поводом для реакции становятся незначащие или малозначащие по силе, частоте и т.д. раздражители и ситуации
2) сохранением критичности (но нередко, однако, утрированной, сенситивно заостренной);
3) ограничением способности регулировать свое поведение в соответствии с законами психологии, общества и природы.

К непсихотическим расстройствам относятся:
- позитивные синдромы: эмоционально-гиперестетические, аффективные (депрессивные и маниакальные), невротические (навязчивые, истериче ские, деперсонализационные, сенестопатические, ипохондрические);
- негативные синдромы: дебильность, синдромы приобретенного психического дефекта.

К психотическим расстройствам относятся:
- позитивные синдромы: психотические варианты маниакальных и д прессивных синдромов, синдромы - паранойяльные и вербальные галлюци нации, кататонические, парафренные (онейроидные), галлюцинаторно-параноидные (синдром Кандинского), помрачения сознания (делирий, аменция сумерки), парамнезии, судорожные и психоорганические;
- негативные синдромы: имбецильность и идиотия, синдромы психического дефекта при снижении уровня и регресса личности, психический маразм.

Симптомы

Позитивные обозначают вновь возникающие дезадаптивные признаки психич. д-ти (сенестопатии, галлюцинации, бред, тоска, страх, тревога, эйфория, психомоторное возбуждение и т. д.).

Негативные вкл. признаки обратимого или стойкого, прогрессирующего, стационарного или регрессирующего ущерба, выпадения, изъяна, дефекта того или иного психического процесса (гипомнезия, амнезия, гипобулия, абулия, апатия и т. п.).

Совокупность всех симптомов, выявленных в процессе обследования конкретного больного, образует симптомокомплекс. В нем выделяется ряд закономерно сочетающихся друг с другом симптомов, образующих синдром.

Синдром – система взаимосвяз. симптомов (элементов), подчиненных некотор. особому закону. Симптом вне этой системы не имеет смысла.

В структуре психопатологического состояния значимость симптомов различна. Определяющие индивидуальное своеобразие синдрома, они делятся на обязательные (среди них есть ведущие), дополнительные и факультативные.

Обязательные симптомы – дают возможность выделить из группы синдромов конкретный синдром.

Дополнительные симптомы характеризуют признаки, которые закономерно встречаются в рамках определенного синдрома, но могут и отсутствовать.

Факультативные симптомы позволяют выделить атипичные варианты синдромов.

Разв. болезни сопровождается увеличением числа симптомов и изменением их взаимоотношения, а также возникновением нов. симптомов, что приводит к видоизменению картины болезни, превращению одного синдрома в другой.

Из синдромов и их последовательной смены складывается клинич. картина болезни в ее развитии. Иначе, болезнь проявляется непрерывной сменой синдромов.

Клинич. проявлению каждого нозологически самостоятельного психического заболевания свойственно преобладание одних синдромов над другими и характерная закономерность их смены — стереотипный механизм развития болезни. Всем болезням, а психическим в особенности, присущи разнообразные индивид-е отклон. от стереотипа. Тем не менее, несмотря на подобные отклонения, типичность в преобладании одних синдромов над другими и повторяемость их последовательного возникновения, свойственная каждому отдельному психическому заболеванию, сохраняется довольно прочно. Последнее и позволяет клинически выделить отдельные психические болезни.

Психологический диагноз

Психологический диагноз- заключение об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности. Функции: прогностическая,методическая, коммуникативная. специфические особенности психологического диагноза:
• Целостный, комплексный подход к сбору и анализу информации о клиенте. Необходимость получения максимально полной информации о личности клиента;
• Феноменологическая ориентация. Важность учета как объективных проявления психического, так и субъективные переживания клиента, учет особенностей его феноменологии;
• Процессуальный характер. Ориентация при психологической диагностике не только на ее конечный результат, но и на процесс. Диагностика процесса (качества контакта между психологом и клиентом) является важным аспектом получения психологической информации о клиенте;
• Структурно-функциональный характер диагностики и диагноза. При осуществлении психологической диагностики необходимо ориентироваться не только на выделение структурных компонентов личности клиента, но и на особенности ее функционирования;
• Контекстуальность психологической диагностики и диагноза. Анализ личности клиента необходимо производить в непосредственно связи с ее жизнедеятельностью, в контексте его индивидуальной истории.

Отличия психологического диагноза от психиатрического:
• психологический диагноз, в отличие от диагноза психиатрического, не является заключением о психической болезни или даже предрасположенности к психическому заболеванию. Он может быть поставлен любому здоровому человеку и означает не отнесение его к какой-то заданной категории или типу личности, а структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств – способностей, стилевых черт личности, ее мотивов;
• психологический диагноз носит комплексный, описательный характер, и представляет собой развернутую «характеристику» личности, а не состоит из одного или нескольких терминов – названий типа личности или нозологической единицы;
• психологический диагноз является результатом системной диагностики, всестороннего целостного обследования личности;
• психологический диагноз ориентирован в большей мере на субъективный подход к оценке психического состояния личности, учитывает индивидуальные особенности отражения болезни в психике человека;
• психологический диагноз строится на принципе контекстуальности, рассмотрении психологических феноменов в том поле, в котором они рождаются и существуют.

Предмет, принципы и стр-ра мед. псих.

Мед. псих. – наука, изучающая психолог-е особенности людей, страдающих различ. заболеваниями, методы и способы диагностики психич.х отклон-й, дифференциации психолог-х феноменов и психопатолог-х симптомов и синдромов, психологию взаимоотношений пациента и мед. работника, психопрофилактические, психокоррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретич. аспекты психосомат. и соматопсих. взаимовлияний.

Объект мед. псих. явл. чел. с душевными болями и проблемами, с трудностями адаптации и самореализации, связанными с состоянием его здоровья.

Предмет: медицинская психология направлена на исследование и решение разнообразных проблем системы здравоохранения, клиническая психология концентрируется на анализе психологических факторов в контексте того или иного заболевания

Для исследовании предмета ведущим методом является клинический:

клиническое наблюдение;

– клиническое интервью;

– клинический (патопсихологический) эксперимент.

С труктура мед. псих.:

клин. психология (в которую входит патопсихология, нейропсихология и соматопсихология), психофармакология,

психотерапия, психическую реабилитацию,

психогигиена и психопрофилактиа

Принципы мед. псих.:

Системности (целостности) - целостное изучении феномена в совокупности всех его проявлений.

Генетический (развития) - рассмотрение феномена в его развитии, движении, динамике.

Детерминизма - предполагает наличие причинно-следственной связи между явлением и сущностью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.029 с.)