Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология как наука. Специфика психологического знания. Отрасли психологии.

Поиск

Психология как наука. Специфика психологического знания. Отрасли психологии.

Психология в переводе на русский язык oзначает «учение о душе», «наука о душе». Душа – понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания. Внутренний мир человека чрезвычайно сложен и многообразен, и в настоящее время вместо понятия «душа» используется понятие «психика». Предметом изучения психологии является психика, как субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку для того, чтобы активно в нём ориентироваться и управлять своим поведением. Психика имеет сложное строение, в ней можно выделить

– психические процессы (познавательная сфера (восприятие, мышление, и т.д. (разум)), эмоционально-волевая (мотивы, потребности, аффекты (чувства)), волевая (самоуправление, планирование (воля));

- психологические свойства (темперамент, характер, личность, способности (индивидуальные отличия человека)).

1-ый этап - Психология зародилась в недрах философии, первые представления связывались с понятием «душа».

Демокрит – что душа, это материальное вещество, которое состоит из атомов огня. Атомы души приводятся в движение атомами исходящими от предметов.

Аристотель – пишет трактат «О душе», первое психологическое сочинение, которое многие века оставалось главным руководством по психологии. Он не рассматривал душу в отрыве от материи. Главная функция души – реализация биологического существования организма. Как например, зрение – сущность (душа) и «осуществление» глаза как органа зрения.

Платон и Сократ – душа есть самостоятельная субстанция. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. Душа должна управлять телом, но иногда она попадает в «оковы» тела. Они делят мир на мир идей и мир материи.

2-ой этап – Психология как наука о сознании. Начинается в 17 в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием.

У истоков этой новой психологии стоит Рене Декарт – родоначальник рационалистической психологии «если хотеть найти истину, то для начала надо все подвергнуть сомнению». «Мыслю, следовательно, существую». По Декарту мыслить, значит понимать, желать, чувствовать. Это и явилось постулатом, из которого стала исходить психология 19 в. – первое из человек обнаруживает в себе – это его сознание. Сознание становиться предметом изучения. В середине 17 века, в 1879 году, в Лейпциге В. Вундтом была открыта первая психологическая лаборатория; термин «психология» появился в научном употреблении; появляется научный метод – метод интроспекции; как и в любой другой науке, выделяются простейшие элементы сознания – ощущения.

3-ий этап – Психологи как наука о поведении – внешнее проявление психической деятельности человека. Поведение противопоставляется сознанию, как внутреннему процессу. Начинается в 20в. Задачи – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались. Направление получило название «бихевиоризм». Выходит труд ДЖ. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста». Он считал, что психология должна стать естественнонаучной дисциплиной и ввести научный объективный метод.

Именно в этот период формируются новые направления: психоанализ, гештальтпсихология, культрно-исторический подход Л.С. Выготского, психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева.

4-ый этап – Психология, как наука, изучающая факты, закономерности, и механизмы психики. Сформировалась на базе материалистического взгляда. Вряд ли можно подвергать сомнению связь между «психикой» и «мозгом». На изучение «физиологических основ» психики направлены: медицина, физиология, нейропсихология и т.д.

Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Эти житейские психологические знания отличаются от научных знаний:

1. Житейские психологические знания, конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий - одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.

Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.

2. Житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб. В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

3. Способы передачи знаний и возможности их передачи. В житейской психологии это весьма ограниченно. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка. 4. Различие в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется.

5. Научная психология располагает обширным, разнообразным материалом и уникальным материалом недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии.

Итак, научная психология:

· опирается на житейский психологический опыт;

· извлекает из него свои задачи;

· на последнем этапе им проверяется.

Научным является то знание, которое сопровождается

· собственным языком,

· предметом изучения,

· методами изучения

· методами воспроизведения полученных знаний.

Структура современной психологии:

1. Общая психологи изучает сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики. Развивается на основе достижений всех отраслей, в то же время обогащает их общей теорией.

2. Отрасли:

2.1 По характеру деятельности:

1. Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека.

2. Авиационная, Космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта.

2.2 По развитию:

1. Сравнительная изучает психику животных.

2. Возрастная изучает психическое развитие личности в процессе жизни.

3. Специальная изучает отклонения в развитии психики.

2.3 По принципу отношения личности и общества:

· Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой.

· Психология личности изучает психологические особенности личности.

 

Кризис середины жизни

Все мы пониманием, что течение жизни человека не может быть плавным и состоять из одних лишь успехов. Скорее, оно представляет собой чередование относительно стабильных промежутков с болезненными периодами переоценки ценностей и осмысления своего внутреннего мира. Такие периоды принято называть кризисами.

Любой кризис – это своеобразный вираж на жизненном пути, когда человек оказывается перед необходимостью пересмотра своего жизненного замысла. Подчас это требует максимальной концентрации всех сил, стойкости духа, веры в себя и смелости.

Кризис среднего возраста, или "кризис сорока трех лет", как его называют американские психологи, – один из самых драматичных периодов в жизни взрослого и, казалось бы, уже ко всему привыкшего человека. Конкретные сроки его наступления, конечно, индивидуальны; приблизительно же пик кризиса приходится на период от 37 до 43 лет. Субъективно приход кризиса середины жизни проявляется как осознание, что впереди осталось чуть меньше, чем прожито, что "еще" меньше, чем "уже".

Протекающий у мужчин и женщин по-разному, он все-таки имеет некоторые общие черты. Вот они.

1. Убывание физических сил и привлекательности.

2. Проблемы, связанные с профессиональной самореализацией.

3. Изменения сексуальной активности.

Итак, сорокалетнему, достигшему апогея в своем развитии мужчине вдруг начинает казаться, что у него остался последний шанс сделать свое дело, такое, которое без него не сможет никто. Сейчас и только сейчас у него появляется последний шанс самовыразиться, почувствовать, что дни не проходят даром. Мужчина становится, мягко говоря, непредсказуем, – а если выразиться поточнее, то от него в этот период можно ожидать чего угодно. Сменить работу или жену, уехать за границу или приобщиться к новой религии, – словом, любой ценой доказать, что есть, есть еще порох в пороховницах.

К сожалению, уход сорокалетнего мужчины из "старой и надоевшей" семьи к другой, как правило, молоденькой женщине, – вариант распространенный и предсказуемый. Почему же "к сожалению"? Может, за молодых жен надо порадоваться? Да потому, что в большинстве случаев эта связь (или брак, если дело дошло до ЗАГСа) часто становится крайне недолговечным образованием и вполне может закончиться возвращением в первую семью. Сказывается разница потребностей в интимной сфере и отсутствие длительных отношений как основы для взаимопонимания. А уж если у юной барышни обнаружатся корыстные интересы… Словом, частенько "уход из семьи" заканчивается, толком не начавшись. И здесь уже законной "половине" необходимы такт, внимание и настоящая женская мудрость, чтобы сохранить семью и помочь мужу достойно преодолеть этот нелегкий период.

Порой это непросто, потому что кризис середины жизни у женщин протекает не менее драматично. Во-первых, для нас более значимы изменения во внешнем облике. Утрата естественной красоты приводит к поискам все новых косметических средств и способов изменить свою внешность – например, с помощью пластической хирургии. В этом стремлении нет ничего странного, плохого или необъяснимого, пока оно адекватно и носит разумный характер. Операция? Почему бы и нет, если Вам этого хочется и специалисты не имеют ничего против. Главное – не зацикливаться на постоянных мыслях о своей внешности и принять себя как уникальное создание, как личность.

Во-вторых, женщины острее переживают факт взросления детей и отделения их от родительского дома. Работающей женщине с активной социальной позицией легче принять эти обстоятельства (впрочем, как и перенести кризис в принципе). Положение тяжелее, если мама-домохозяйка, всю жизнь растившая своего ребенка, женит сына или выдает замуж дочь и остается одна в опустевшем доме.

Неудивительно, что в ситуации, когда один или оба из супругов находятся в состоянии кризиса среднего возраста, их отношения претерпевают изменения, и не в лучшую сторону. Вот несколько рекомендаций – и некоторые из них могут оказаться полезны не только для сорокалетних.

1. Обратите внимание на состояние своего здоровья. Даже если ничего не беспокоит, стоит посетить гинеколога и эндокринолога – последний может порекомендовать оптимальный курс витаминов и/или пищевых добавок. Если Вы еще не придерживаетесь какой-то определенной системы питания, возможно, стоит выбрать наиболее подходящую для Вас. Если она будет носить несколько экзотический характер и требовать времени и особенных продуктов для приготовления блюд (как, например, китайская кухня), то это может стать для Вас дополнительным источником вдохновения и даже новым хобби.

2. Постарайтесь без сожаления и беспокойства принять тот факт, что Ваша внешность отныне потребует обязательного постоянного и тщательного ухода. Скорее всего, это повлечет дополнительные затраты времени и определенные материальные вложения.

3. Если Вам оказалась близка ситуация "опустевшего гнезда", не позволяйте себе замкнуться в мирке своей квартиры. Если муж обеспечивал вашу семью, пока дети не выросли, наверняка он делает это и сейчас. Постарайтесь найти себе если не работу, то интересное занятие, лучше – вне дома. Новые люди и новые впечатления – вот то, что сейчас нужно.

4. У Вас непременно появится желание провести "ревизию" Вашей жизни и припомнить все повороты жизненного пути. При этом постарайтесь не концентрироваться на неудачах (это специфика Вашего состояния, которая исчезнет со временем), наоборот, отмечайте свои успехи и достижения, которыми Вы всегда гордились.

По этой же причине не предпринимайте никаких резких шагов во взаимоотношениях с мужем. Не стоит приставать к нему с расспросами или проникновенными монологами! Спокойно дайте понять, что продолжаете считать его близким человеком и своим партнером по этой сложной игре в жизнь. Только не надо драматизации! Не устраивайте театр одного актера – сейчас он вряд ли это оценит.

Появившаяся напряженность вполне объяснима – ведь ему не легче, чем Вам. Основной принцип разрешения этого конфликта в том, чтобы найти новую совместную деятельность, направленную на неизведанное будущее – это может быть, например, воспитание внуков или строительство загородного дома. Главное – принять новую ответственность не только за себя, но и за других, и вместе смотреть в будущее с оптимизмом и новой мудростью.

 

Понятие и виды воображения.

Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида «гомоса-пиенс», мы уже достаточно хорошо знаем. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности.

4 основных вида воображения: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное.

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

 

14. Психологические проблемы старения и старости. Варианты траекторий развития в поздних возрастах.

Социальные вопросы геронтологии до недавнего времени рассматривались главным образом в связи с социально-гигиеническими проблемами. Начало этому подходу положил И. И. Мечников, разработав концепцию, направленную на формирование мировоззрения, центром которого являлось представление о производительной, цветущей старости, занимающей достойное место в социальной жизни. Значительный вклад в изучение социально-экономических и социально-гигиенических проблем старения принадлежит 3. Г. Френкелю. Эти вопросы рассматриваются в разделе «История изучения старости и науки о старении».

 

Раздел «Психология старости и старения» посвящен вопросам возрастных и социально-психологических особенностей психического развития пожилых и старых людей, в том числе специфики форм и механизмов общения пожилых, вопросам обеспечения условий «благоприятного» старения и в свою очередь зависимости последнего от образа жизни стареющего человека, зависимости старения от типологии личности. Характеристика социально-психологической специфики старости требует обращения к свойственным этому возрастному периоду особенностям социализации.

 

В пожилом и старческом возрасте важнейшими из проблем являются продолжение трудовой деятельности (раздел «Старение и работа»), проживание в условиях семьи (раздел «Семья в старости») или в условиях стационара (раздел «Пожилые и старики в стационарах»).

 

 

Пожилой возраст нередко отягощен различной со-матопатологией, болезнями. В разделе «Старость и болезнь» представлены статьи, рассматривающие проблемы здоровья и болезней пожилых людей, включающие психические расстройства, онкологические, сердечно-сосудистые заболевания и др., а также вопросы медико-социального обслуживания пожилых людей, вопросы их потребностей в социальной и медицинской помощи.

 

Часто пожилой возраст рассматривают как период потерь, период приближающейся смерти. В разделе «Танатология и горе в старости, психологическое сопровождение» представлены статьи, посвященные тому, как пожилые люди переживают утрату и какие существуют особенности психологической работы с ними в тяжелый период их жизни.

 

В помощь психологам и социальным работникам, работающим с пожилыми людьми, в хрестоматию включены материалы, составившие раздел «Психологическая помощь в старости»,имеющий две части, одна — о работе с персоналом, другая — о работе с клиентами.

 

Социальные и психологические проблемы пожилых людей, а также отдельные аспекты старения человека являются предметом изучения многих отраслей естественных и общественных наук. Однако для большинства из них эти проблемы не являются основными. Лишь геронтология — современная молодая наука — ставит проблемы старости и старения в центр исследований, используя одновременно с этим знания, накопленные в других научных сферах, специалистов различных «помогающих» профессий. Геронтология в этом плане находится как бы «на стыке» многих научных теоретических и практических знаний. Каждая дисциплина привносит в ее развитие свои собственные достижения и методы в решении проблем стареющего человека, способствуя ее постоянному совершенствованию.

 

В рамках общей геронтологии существует специальная область ее — социальная геронтология, рассматривающая феномен старения и старости человека применительно к изменению его социальной позиции, его места в социальной структуре общества, способности и характера взаимодействия с последним. Именно здесь формируются наиболее острые ситуации и проблемы.

 

<...> Автор предпринимает попытку в рамках задач социальной геронтологии рассмотреть некоторые известные в западной науке подходы, имеющие, как представляется, значение в характеристике особенностей и развития геронтологии как целостной науки о старости [Монсон П., 1997].

 

Объектом исследования в геронтологии является человек в процессе старения и старости [Дупленко Ю.К., 1985; Baltes Р. В. et ai,

 

Представители биологической науки связывают понятия старения и старости с «закатом» и ухудшением состояния организма и его различных органов. В зарубежной геронтологии чаще всего Цитируют четыре основополагающих критерия, связанных со старением, которые были предложены известным на Западе геронтологом Б.Стрехлером [Strehler B.L., 1962].

 

1. Старение, в отличие от болезни, является универсальным процессом, ему подвержены все без исключения члены популяции.

 

2. Старение является прогрессирующим, непрерывным процессом.

 

3. Старение есть свойство любого живого организма.

 

4. Старение сопровождается дегенератирующими изменениями (в противовес изменениям организма при его развитии или «взрослении»).

 

Карл Юнг (K.Jung, 1875—1961), создавая альтернативную Фрейду школу психоанализа, придавал еще большее значение изучению проблем, как он называл, «второй половины жизни» человека. Для него середина жизни являлась критическим поворотным моментом, когда перед индивидом открывались новые возможности для саморазвития. Человеку уже не требовалось устанавливать столько внешних связей, ему не нужна форсированная социализация. В зрелом возрасте человек в основном поглощен внутренней работой самопознания (самореализации), которую Юнг назвал «индивидуацией». Человек во второй половине жизни может обрести новое полновесное развитие своей личности. Человек в этом возрасте способен принять в своем «Я» как «женское», так и «мужское» начало. Юнг придавал большое значение символическому и религиозному опыту в обретении состояния гармонии между индивидом и окружающим его миром. Обладая энциклопедическими знаниями во многих областях, он сумел убедительно доказать правоту своей теории на примерах различных культур и социальной, и индивидуальной жизни разных обществ.

 

Другой известный в научном мире современник Фрейда Альфред Адлер (Alfred Adler, 1870— 1937) также занимался изучением различных аспектов мотиваций в поведении человека. Он не был согласен с фрейдистской трактовкой сексуальности как основного фактора мотивации поведения человека и считал, что основной мотивационной силой в жизни человека является чувство его собственной неполноценности. Любой индивид в той или иной степени испытывает это чувство. Особенно остро неполноценность ощущается человеком в детском возрасте, ибо тогда властные жизненные позиции являются исключительной привилегией взрослых. Некоторые люди испытывают это чувство более остро, чем другие, особенно когда речь идет о человеке с физическими недостатками или о тех, с кем в детстве слишком строго обращались. Адлер считал, что на протяжении всей своей жизни индивид стремится в той или иной степени компенсировать это первичное чувство неполноценности. Это стремление может принять как позитивную направленность и выразиться в достижении больших успехов в жизни индивида, в преодолении его физических недостатков, так и негативную окраску в виде демонстрации чрезмерной властности в отношениях с другими людьми. Сам Адлер полагал, что преодоление чувства неполноценности возможно через деятельное участие в судьбе людей, через сопереживание, сопричастность, формирование и развитие «социального интереса».

 

Размышления Адлера относительно мотивационной стороны поведения человека имеют прямое отношение к социальной геронтологии. В пожилом возрасте чувство неполноценности переживается особенно остро, поскольку человек, как правило, начинает испытывать физическое недомогание, утрачивает привычный социальный статус, былую физическую привлекательность, а также многое другое, к чему он успел привыкнуть. Особенно болезненно пожилой человек переживает необходимость ограничить круг социальных связей и возможностей для интимных отношений. Адлер считал также, что иногда проявляемая замкнутость пожилого человека, уход «в себя» может объясняться боязнью потерять независимость и стать реально неполноценным. Подходы Адлера к решению проблем пожилого человека достаточно конструктивны. Он предлагает снимать чувство неполноценности и сопутствующие неврозы, помогая индивиду найти смысл жизни в оказании помощи другим людям, добиться такого состояния, когда ощущение принадлежности к социальной общности не покидало бы старого человека.

 

Подходы психоаналитиков к изучению проблем старости интересны, но не бесспорны, поскольку большинство из них были клиницистами и свои научные выводы делали по результатам своей практики, ограниченной лишь контингентом людей, обращавшихся к ним за помощью. Поэтому по сей день многие теоретики в области психологии сомневаются по поводу абсолютной истинности и применимости выводов психоаналитиков относительно мотивации поведения индивида, считая, что их нельзя признать в качестве постулата об общих закономерностях психической деятельности человека.

 

Психологическое здоровье

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, учителя или менеджера, россиянина или австралийца и тп), с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Отличие понятия «развитие» от понятия «изменение»: развитие предполагает не только отсутствие застоя и наличие движения, но и стремление к какой-то цели, определяющей последовательное накопление человеком позитивных новообразований. Вопрос о цели развития человека сегодня является одним из наиболее спорных и решается по-разному в зависимости от принадлежности авторов к той или иной психологической школе.

Насколько психологическое здоровье связано с физическим здоровьем? Само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования. Взаимосвязь между психическим и соматическим была известна в медицине еще с древности: «Неправильно лечить глаза без головы, голову без тела, так же как тело без души» (Сократ). По мере развития науки обнаруживается психическая обусловленность все большего количества заболеваний.

Если составить обобщенный «портрет» психологически здорового человека, то можно получить следующее. Психологически здоровый человек – это прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть иногда довольно тяжелым, но он быстро адаптируется к изменяющимся условиям жизни. Он умеет находиться в ситуации неопределенности, доверяя тому, что будет с ним завтра. Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», или «баланс». И прежде всего это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т. п. Но это также и гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс.

В качестве центральной характеристики психологически здорового человека можно назвать саморегулируемость, т. е. возможность адекватного приспособления как к благоприятным, так и неблагоприятным условиям, воздействиям. Считается, что адаптация к благоприятной ситуации не требует особого напряжения. Однако, вспомнив об испытании «медными трубами», можно понаблюдать за людьми, быстро достигшими социального и экономического успеха: они нередко платят за это существенными нарушениями психологического здоровья. Если же говорить об адаптации к трудным ситуациям, то необходимо уметь не только противостоять им, но и использовать их для самоизменения и развития.

Вывод: основная функция психологического здоровья – поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.

Выделение компонентов психологического здоровья позволяет определить следующие задачи психологического консультирования:

· обучение положительному самоотношению и принятию других;

· обучение рефлексивным умениям;

· формирование потребности в саморазвитии.

С понятием ПЗ тесно связано понятие нормы.

 

 

28. Восприятие. Функции восприятия. Проблема сенсорной изоляции.

 

Восприятие — это психический процесс формирования целостных образов объектов, непосредственно воздействующих на органы чувств (анализаторы); форма психического отражения комплексного раздражителя в его чувственно доступных пространственных и временных характеристиках. Другой вариант определения: психическое отражение действительности в виде целостных образов предметов.

Первоначально, в рамках ассоционизма, восприятие трактовалось как простой результат ассоциации (соединения) ощущений, отражающих различные свойства предмета. Позднее, в частности, в свете достижений гештальт-психологии, складывается и закрепляется представление о целостности восприятия, неразложимой на отдельные сенсорные элементы.

Восприятие зависит от определенных взаимосвязей между ощущениями, но не сводится к их сумме. Мы воспринимаем яблоко или мяч как целостный предмет, а не просто как сумму цвета, твердости (или упругости), гладкой поверхности и шарообразной формы. Следовательно, восприятие — это не производная от совокупности ощущений, но качественно новая ступень чувственного познания.Образ восприятия является результатом сложного синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н. Леонтьева, возникла в филогенезе, в связи с переходом живых существ от гомогенной, однородной и предметно неоформленной среды обитания (водная среда) к гетерогенной, предметно оформленной.

 

Функции

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие, в отличие от ощущения, отражает предмет в целом, в совокупности его свойств, а не отдельные свойства. Восприятие качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.
Восприятие, как и любой другой психический феномен, можно рассматривать как процесс и как результат. В основе восприятия лежат межполушарные связи, связи между различными анализаторами. В корковой области анализаторов различают первичные поля, возбуждение которое дает ощущение, и вторичные поля, работа которых заключается в объединении ощущений в целостный образ и осмыслении его.

Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенности самих отражаемых субъектов, с одной стороны, и в предметной Деятелности человека, с другой.
Итог восприятия – интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта.

Процесс целенаправленного восприятия объекта состоит из следующих перцептивных действий:

1) поиск объекта

2) выделение наиболее характерных ему признаков

3) опознание объекта, т.е. отнесение его к определенной категории вещей или явлений.

 

Сенсорная изоляция


Условия когда у субъекта сводятся на минимум возбуждение рецепторов называется сенсорной изоляцией.
Проблема приема и переработки информации человеком представляет интерес для многих наук. Ею занимаются физиологи в плане изучения работы органов чувств; психологи - в плане изучения познавательных процессов (восприятия, опознания, мышления); специалисты в области кибернетики - в плане разработки некоторых проблем теории познания.
Знание характеристик и закономерностей процессов приема и переработки информации человеком важно не только для развития теории, но и для решения ряда задач, возникающих в педагогической (разработка эффективных методов обучения), медицинской (разработка средств и методов лечения ряда заболеваний) и инженерной практике (разработка технических средств передачи информации человеку).
Одним из важнейших аспектов разработки этой большой проблемы является изучение деятельности человека в условиях недостатка информации, поступающей к органам чувств из окружающей среды, или так называемого “сенсорного голода”, т.е. голода по впечатлениям.
Проблема “сенсорного голода” стала особенно острой в связи с развитием целого ряда отраслей техники. Условия, в которых приходится работать человеку, весьма многообразны. Обслуживание некоторых современных видов техники связано с необходимостью длительного пребывания в пространстве малого объема, ограничивающим движение человека, доставляющее человеку весьма бедные однообразные впечатления, значительно суживающие возможности общения человека с другими людьми.
При изучении взаимодействия человека с окружающей средой необходимо учитывать всю систему его сенсорных входов и всю систему как внешних, так и внутренних воздействий.
В условиях частичной изоляции начинает особенно сильно проявляться влияние так называемых сверхслабых или неспецифических раздражителей. Например, поднесение магнита к голове испытуемого, находящегося в гипнозе, приводит к сдвигу в пространстве зрительных образов или даже к их исчезновению. Гипноз может рассматриваться как своеобразная сенсорная изоляция организма, в условиях которой магнитное поле начинает ощущаться более сильно, чем обычно.
Задача изучения и влияния сенсорной изоляции сводится к оценке состояния организма как функции величены потока информации в случае уменьшения этого потока до некоторой минимальной величены.
Для наиболее эффективных исследований в этом направлении необходимо:
- ввести признаки состояния организма (наиболее характерные для данной ситуации) и вести обсуждение всех экспериментов по сенсорной изоляции, пользуясь этими признаками;
- пронормировать величину потока информации, воздействующего на испытуемого в эксперименте;
- пронормировать и поддерживать на постоянном уровне во всех экспериментах поток информации по тем каналам, которые не могут быть изолированными;
- обеспечить в эксперименте контроль параметров среды.
Формулировка условий сенсорной изоляции требует оценки количества поступающей информации (с учетом всех возможных каналов восприятия) до “изоляции” и во время “изоляции”, и только тогда можно будет сравнивать между собой результаты различных экспериментов.
Длительная изоляция является основным этнологическим фактором психических нарушений. Степень выраженности психических нарушений, характер их клинической картины определились главным образом личностными особенностями испытуемых, что имеет большое практическое значение при отборе лиц для работы в особых, сложных условиях (полярные экспедиции, исследования космоса и т.д.).
Самый известный в научном мире эксперимент с сенсорной изоляцией - это эксперимент, произведенный в Университете Мак-Гилла в 1956 году Героном и его сотрудниками. Ученые предложили добровольцам пробыть как можно дольше в специально устроенной изоляционной камере.
В первые дни эксперимента отмечалось повышенное настроение, говорливость, активное стремление к общению с окружающими, некоторая взбудораженность с элементами тревожности, опасений за свое здоровье. Позже появлялись жалобы на то, что начинает



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1676; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.45.90 (0.014 с.)