Понятие, виды и закономерности ощущений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, виды и закономерности ощущений.



С точки зрения психологии ощущения представляют собой осознаваемый или неосознаваемый продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.

Ощущения - это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств.

Ощущения одновременно и объективны, и субъективны. Их объективность заключается в том, что в них всегда отражен внешний раздражитель. А субъективность - в том, что они зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей.

Каким же образом информация из внешнего мира поступает в мозг? Эти каналы были названы анализаторами. Анализатором называют анатомофизиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения.

Каждый анализатор состоит из трех частей:

1) рецептор - орган чувств, который преобразует энергию внешнего воздействия в нервные импульсы. Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных, характерных для него видов воздействия;

2) проводящие нервные пути. По этим путям сигналы передаются в мозг;

3) мозговой центр в коре полушарий головного мозга.

Механизм действия анализатора заключается в следующем. Предмет-раздражитель действует на рецептор, вызывая в нем физико-химический процесс раздражения, которое переходит в физиологический процесс – возбуждение, последнее по центростремительному нерву передается к центру анализатора. В корковой области (отделе) анализатора на основе нервного процесса возникает психический процесс, иначе называемого ощущением. Все отделы анализатора работают как единое целое. Человек обладает двумя десятками анализаторных систем.

 

Виды ощущений.

Зрительные возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза – сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора.

Зрительный рецептор, или глаз, имеет сложное строение, характеризующееся наличием двух основных аппаратов: светопреломляющего и светочувствительного.

Светопреломляющий аппарат глаза состоит из хрусталика и стекловидной, прозрачной жидкости, заполняющей внутреннюю полость глазного яблока. Функция хрусталика заключается в обеспечении отчетливого изображения предметов на сетчатке глаза. Светочувствительный аппарат представляет собой сетчатку, устилающую заднюю, внутреннюю поверхность глазной камеры и состоящую из концевых разветвлений зрительного нерва.

Слуховые

Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны – продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Все слуховые ощущения можно свести к трем видам – речевые, музыкальные, шумы. Сильные и продолжительные шумы, проходящие через орган слуха, вызывают у людей потерю нервной энергии, наносят ущерб сердечно-сосудистой системе, снижают внимание, понижают слух и работоспособность, приводят к нервным расстройствам. Отрицательно влияет шум на умственную деятельность, по этому осуществляются специальные меры по борьбе с ним.

Вибрационные

К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность. Специальных вибрационных рецепторов у человека не обнаружено. В настоящее время считают, что отражать вибрации внешней и внутренней среды могут все ткани организма. У человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной. Для глухих и слепоглухих вибрационная чувствительность компенсирует потерю слуха. На организм здорового человека непродолжительные вибрации оказывают тонизирующее влияние, но длительные и интенсивные вибрации утомляют и способны вызвать болезненные явления.

Обонятельные

Это вид чувственности, порождающий специфическое ощущения запаха. Их тоже относят к дистантным ощущениям. Обонятельные ощущения возникают вследствие проникновения частиц пахучих веществ, распространяющихся в воздухе, в верхнюю часть носоглотки, где они воздействуют на периферические окончания обонятельного анализатора, заложенные в слизистой оболочке носа. Обоняние несет особо важное значение. Слепоглухие, например, пользуются обонянием, как зрячие пользуются зрением: определяют по запахам знакомые места и узнают знакомых людей. Выделяют семь основных запахов: камфорный, цветочный, мускусный, мятный, эфирный, сладкий, гнилостный.

Вкусовые

Вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Сухой кусок сахара, положенный на сухой язык, никаких вкусовых ощущений не даст. Вкусовые рецепторы - вкусовые почки, расположенные на поверхности языка, глотки, неба – различают ощущение сладкого, кислого, соленого и горького. Участки языка по разному чувствительны к различным веществам: к сладкому наиболее чувствителен кончик языка, к кислому – края языка, к горькому – области корня языка. Корковая часть вкусового анализатора находится в височной области.

Разнообразие вкуса зависит от присоединения к вкусовым ощущениям обонятельных. Если совершенно исключить обоняние, то вкусовая чувствительность самых различных веществ повышается, при насыщении или пересыщении – понижается.

Тактильные

Относят к кожным ощущениям

Система тактильной чувствительности неравномерно распределена по всему телу. Но более всего скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание – специфически человеческую, выработавшуюся в труде систему познавательной деятельности руки. Благодаря осязанию рука может отражать форму, пространственное расположение предметов и в этом отношении является чувством, параллельным зрению. Тактильные ощущения дают знания о поверхности тела, с которым произошло столкновение: гладкое, шероховатое, липкое, жидкое.

Давления

Относят к кожным ощущениям.

Давление ощущается как сильное прикосновение. Характерной особенностью ощущений прикосновения и давления является относительная точная их локализация. Для рецепторов характерно быстрая адаптация. Мы обычно ощущаем не столько давление как таковое, сколько изменения давления.

Болевые

Относят к кожным ощущениям

Рецепторные окончания болевой чувствительности расположены под кожей, глубже, чем тактильные рецепторы, причем в местах сосредоточения большого количества тактильных рецепторов болевых рецепторов меньше. Таким образом, тактильная чувствительность дает знания о качестве предмета, а болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон. В болевых ощущениях отражаются интенсивность раздражителя, его качества (колющая, режущая, жгучая боль), место воздействия.

Болевые рецепторы, кроме того, расположены и во внутренних органах. Расположение болевых точек является динамическим, подвижным. Для болевой чувствительности характерная малая возбудимость.

Температурные

Относят к кожным ощущениям

Связаны с регулированием теплообмена между организмом и окружающей средой. Распределение тепловых и холодовых рецепторов на коже неравномерно. Наиболее чувствительна к холоду спина, наименее грудь. Кожа способна довольно быстро адаптироваться к разным температурам, причем разные части кожи имеют неодинаковую скорость адаптации. Чем быстрее происходит теплообмен, тем интенсивнее ощущение он вызывает (металл – хороший проводник – кажется более теплым, чем шерсть – плохой проводник – при их одинаковой температуре).

Кинестетические

При овладении многими профессиями и выполнении профессиональной деятельности важную роль играют проприоцептивные (кинестетические) ощущения, которые отражают движение и положение отдельных частей тела. Рецепторы кинестетических ощущений расположены в мышцах и сухожилиях. Раздражение в этих рецепторах возникает под влиянием растяжения и сокращения мышц. В результате кинестетических ощущений у человека складывается знание о силе, скорости, траектории движения частей тела. Большое количество двигательных рецепторов расположено в пальцах рук, языке и губах, так как этими органами необходимо осуществлять точные и тонкие рабочие и речевые движения. Деятельность двигательного анализатора позволяет человеку координировать свои движения. Развитие кинестетических ощущений является одной из важнейших задач профессионального обучения.

Статические

О положении тела в пространстве сигнализируют статические ощущения. Статические ощущения (ощущения равновесия) – это ощущения, которые правильно ориентирует человека при наличии земного притяжения, возникают в результате деятельности вестибулярного анализатора. Рецепторы статической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Резкие и частые изменения тела относительно плоскости земли могут приводить к головокружению. В результате исследований последних лет установлено, что нормальная работа статического анализатора необходима для отражения пространства другими анализаторами, в частности зрением.

Органические

Особое место в жизни и деятельности человека занимают интероцептивные (органические) ощущения, которые возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека. Выделяют и отдельные органические ощущения, такие, например, как чувство голода, жажды, болевые ощущения. Возникновение органических ощущений сопровождается яркими переживаниями отрицательных эмоций; удовлетворение потребностей, связанных с этими ощущениями, например, сопровождается положительными эмоциями. Органические ощущения оказывают сильное влияние на психические состояние человека, его работоспособность. В тоже время эти ощущения испытывают сильное влияние от волевых усилий человека, его мотивов.

 

38. Сравнительный анализ отечественных и зарубежных представлений о движущих силах, источниках и условиях психического развития.

Анализ отечеств. и зарубежных исследований, что проблема движущих сил, источников и условий психического развития явл. Базовой для психологии развития. В зарубежной психологии эта проблема рассматривалась как метафизическая теория двух факторов, наследственности и среды, они взаимодействуют друг с другом. Отечественные психологи (Вы готский, Рубинштейн, Леонтьев) заложили основы теории психического развития ребенка и выяснили специфические отличия этого процесса от онтогенеза психики животных. В индивидуальном развитии психики животных основное значение имеет проявление и накопление двух форм опыта: видового и (в виде наследственности) и индивидуального. В отличии от этого в развитии ребенка наряду с двумя предыдущему возникает и приобретает доминирующую роль еще одна форма опыта – социальный.

В процессе усвоения этого опыта происходит приобретение детьми отдельных знаний и умений, осуществляется развитие способностей, формирование личности.

Как правильно отметил Вы готский, ни одно из специфически человеческих психических качеств – логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий и т. д. Не могут возникнуть путем лишь вызревания органических задатков. Необходимо соц. условия жизни и воспитание.

Психологи   Ход развития   Условия     Источники     Форма развития     Специфика развития  
Холл; Бюллер; Штерн; Фрейд; Пиаже; Эриксон; Бандура; Коффка;   От индивидуального к социальному   Наследственность, среда   Внутри индивида в его природе   Приспособление   Разные формы концепции рекапитуляции  
  Выготский; Леонтьев; Эльконин; Гальперин; Давыдов; От социального к индивидуальному   Морфо -физиологические особенности мозга и общения   Вне индивида: среда   Присвоение   Развитие ребенка подчиняется действиям обществ. Истор. Законов.

 

39. Общая характеристика диагностического исследования. Этапы диагностического исследования и уровни психологического диагноза.

Методы психологии – основные пути и приемы научного показания психических явлений и их закономерностей.

В психологии принято выделять четыре группы методов изучения психики.

Организационные методы: сравнительный, сравнительно-возрастной, лонгитюдный и комплексный.

Сравнительный метод – сопоставление групп испытуемых с целью найти сходство и различия между ними.

Сравнительно-возрастной метод – сопоставление отдельных особенностей людей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса.

Лонгитюдный метод – многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, измеряемого иногда десятками лет.

Комплексный метод предполагает реализацию исследовательских программ, в которых принимают участие представители разных наук, такого рода исследования позволяют установить связи и зависимости между явлениями разного рода (физическими, физиологическими, психическими, социальными и т. п.).

Эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы; психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрический метод, интервью и беседа); анализ процесса и продуктов деятельности; биографические методы.

Методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, вариантам, описание типичных случаев, описание исключений и т. п.).

Интерпретационные методы: генетический и структурный.

Генетический метод – интерпретация обработанного материала исследования в характеристиках развития с выделением фаз, стадий, критических моментов становления психических новообразований. Он устанавливает вертикальные генетические связи между уровнями развития.

Структурный метод устанавливает «горизонтальные» структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.

Любое психологическое исследование имеет несколько общих этапов. Подготовительный этап – на этом этапе собранные предварительные сведения дают возможность выдвинуть гипотезу – предположение о каких-либо психологических закономерностях, которое проверяется на следующем этапе. Собственно исследование – на втором этапе с использованием конкретных методик получают данные, которые зависят от поставленной задачи. Для сбора психологических фактов применяется, как правило, несколько методов в их сочетании. Обработка полученных данных – на этом этапе проводится количественный и качественный анализ полученных данных, который дает возможность выявить существующие связи и закономерности.

Обработка материала включает следующие стадии:

– первичный анализ – анализ каждого отдельно зафиксированного факта;

– первичный синтез – установление связей между данными первичного анализа и выдвинутой ранее гипотезой;

– сравнительный (вторичный) анализ – выделение фактов, которые устойчиво повторяются;

– вторичный синтез – объединение фактов, сопоставление их с гипотезой и установление существенных закономерностей. Интерпретация результатов. На этом этапе дается объяснение полученных данных на основе той или иной психологической теории, выявляется правильность или ошибочность выдвинутой гипотезы исследования.

 

 

40. Личность. Представление о личности в широком и в узком смысле.

Личность = индивид: это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. Индивид не порождает личность, не является ее основанием и детерминантой, а представляет собой предпосылку возникновения Я и необходимое условие ее существования. Личность человека производится – создается общественными отношениями, в которые человек вступает в своей деятельности. Значит реальным базисом личности является совокупность его общественных по своей природе отношений к миру, но отношений которые реализуются, а реализуются они его деятельностью, точнее совокупностью его многообразных деятельностей.

Для перехода к основным подходам в понимании личности необходимо вначале выделить три предметные области:

 

А. Природа. (Природный индивид). Человек как часть природы (животное) есть субъект активного приспособления к ее изменяющимся условиям на основе врожденного опыта, сформированного в биологической эволюции.

 

Б. Общество. (Социальный индивид). Человек как член определенного общества является субъектом присвоения и полноценного (адекватного) использования наличных социальных норм (в том числе - коллективных сознательных представлений), обладателем психических качеств, способностей, правил общения, отвечающих занимаемой им социальной позиции (и допустимых в ней).

 

В. Культура. (Личность). Субъект культуры — это человек, который самостоятельно и ответственно опирается в своих поступках, мыслях, переживаниях (прежде всего, в ситуациях мотивационного конфликта) на общечеловеческие нравственные принципы и способен, в частности к осмысленному преобразованию собственных природных свойств и уже присвоенных социальных правил. Субъект самостоятельного и ответственного решения собственных проблем на основе универсальных, общечеловеческих норм.

В соответствии с этими тремя предметными областями можно выделить 3 варианта объема понятия личность:

 

1. Личность в широком смысле (включает в себя и природную, и социальную, и культурную части). Такое понимание личности у Рубинштейна.

 

Личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Психологический эффект каждого внешнего воздействия на личность обусловлен историей ее развития. Эта история включат в себя:

 

1. Эволюцию живых существ (свойства зрения изменились с изменением глаза).

 

2. Эволюцию человека (особенности фонематического слуха, обусловленные фонематическим строем родного языка).

 

3. Личную историю развития данного человека (изменение общественной формации.

 

Личность определяется своим отношением к окружающему миру, которое реализуется в той реальной деятельности, посредством которой люди познают и изменяют мир. Личность формируется во взаимодействии, в которое вступает человек с окружающим миром. Во взаимодействии с миром человек осуществляется и формируется. Человек есть личность в силу сознательного определения своего отношения к окружающему.

 

2. Индивид уже не является личностью. Индивидом рождаются, а личностью становятся. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека (Леонтьев). Человек как природное существо есть индивид, обладающий той или иной конституцией, типом нервной системы, темпераментом и т.п., которые в ходе развития изменяются и преобразуются. Но эти изменения врожденных свойств не делают человека личностью. Личность человека производится общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. Поэтому действительный путь исследования личность заключается в изучении тех трансформаций субъекта, которые создаются самодвижением его деятельности в системе общественных отношений. Реальным базисом личности человека является совокупность общественных по своей природе отношений к миру, которые реализуются совокупностью многообразных деятельностей человека. В ходе развития человека его различные деятельности вступают в иерархические отношения, эти иерархии деятельностей и образуют ядро личности (пример с горькой конфетой).

Личность – это конкретный чел-к, явл-ся представителем определенного общ-ва, опред. соц. группы, заним. конкретным видом деят-ти, осозн. свое отношение к окружающему и наделенный инд-псих. особеностями. Общество влияет на развитие и становлениие личности. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы чел-к не может стать личностью: т.е чел-ка создает природа, а формирует общ-во.

Личность (русск. личина; личина соответствует термину persona – исходно маска, или роль, исполнявшаяся актером древнегреческого театра) — относительно устойчивая система поведения индивида, которая характеризуется тем, что построена прежде всего на основе включенности в социальный контекст.

 

41. Проблема развития мышления в работах Ж. Пиаже. Операциональная концепция развития интеллекта Ж. Пиаже. Теоретическая и экспериментальная критика в отечественной и зарубежной психологии.

 

По мнению Пиаже, развитие осущ-ся от индивид. к социализированному, а ребенок непроницаем для опыта. Мышл. рассматривается как билог. процесс, интеллект – как дальнейшее развитие некотор. фундаментальных биолог. хар-к. В кач-ве таких хар-к и осн. ф-ций интеллекта выделяются организация и адаптация. Пиаже характеризует адаптацию как то, что обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду (ассимиляция) и обратным воздействием среды (аккомодация). Одна из особенностей функционирования чел. интеллекта закл-ся в том, то не всякое содержание, получаемое из внешнего мира, может быть усвоено (ассимилировано), а лишь то, что которое хотя бы приблизительно соответствует внутренней познавательной структуре индивида. Кроме учения о функциях интеллекта, Пиаже разрабатывает учение о стадиях развития интеллекта: В развитии операционального интеллекта у детей Пиаже выделяет разл. стадии:

1)ст. сенсомоторного интеллект. (от 0 до 2 лет) Хар-ся развитием способности реб. воспринимать и познавать предметы в их достаточно устойчивых свойствах и признаках.

2) ст. операционального мышления (от 2 до 7 лет). Формируется речь, наглядные представления и нач-ся активный процесс интериоризации внешних действий с предметами.

3) ст. конкретных операций (от 7 до 12 лет)

4) ст. формальных операций (от 11-12 до 14-15 лет). Характеризуется способностью к оперированию понятиями и логич.рассуждениями.

Последовательность стадий выражает внутреннюю закономерность развития. Стадии "привязаны" к определ. возрасту. Обучение м. ускорять или замедлять процесс развития. Отногенез мышления: наглядно-действенный’наглядно-образный’словесно- логический.

Перв. проявления мышления набл-ся в возрасте от 1- до 3 лет. Проявление мышл. выражаются в появлении действий использования связи между предметами для достижения к/л целей. Первые знания, усваемые ребенком – это общественно выработанные обобщенные способы употребления предметов. Внешние ориентировочные действия служат для образования внутренних, психических. Т.О.основный тип мышления в раннем детстве – наглядно-действенное мышление. Вед. псих. ф-ция раннего детства- восприятие.

Общая линия развития в дошкольном возрасте (3- 7лет): от решения задач, требующих установление связей и отношений во внешнем плане, к решению задач в уме с помощью образов и элементарных интеллектуальных действий. Это путь наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. Кроме этого, в деят-ти дошкольника формируются процессы обобщения, классификации, элементы умственного моделирования. На протяжении этого периода совершенствуется ф-ция планирования и контроля над собственными интеллектуальными действиями. У дошкольников формируются действия целеполагания. Осн. тип мышления в дошкольном возрасте - наглядно-образное мышление, формируются отдельные 'tkltvyns понятийного мышления.

В младшем шк. возрасте вед. деят0тью становится учение. В умственном плане усваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деят-ти, действия моделирования- т.е. предпомылки формально-логического мышления + осущ-ся переход от эмпирического к теоретическому мышлению.

Ср. шк. подростковый возраст (от 9/10- до 14/15) характеризуется перестройкой мотивационной сферы, интелл. сферы (развивается теорет. мышление, профес. направленность интересов), сферы взаимоотношений со взрослыми, свертниками, личностной сферы.. Новое в мышлении подростка состоит в его отноешнии к Интел. задачам как требующим их предварительного мысленного расчленения. Спец. кач-во теоретич. мышления – способность мыслить от общего к частному. Своеобразие этого уровня развития состоит так же в том, что предметом внимания подростка становятся его собственные Интел. операции. Т.О. развивается рефлексивное мышление. Все процессы в отрочестве развиваются в направлении интеллектуализации. Одно из важнейших новообраз. юности (от 14/15 до 18) лет в Интел. сфере – становление теорет. мышления, основы которого были заложены на более ранних этапах. Мыслительная деят-ть старшекл. и студентов активна и самостоятельна. К 15 г. появляются основы гипотетико-дедукт. мышления, способность к абстрагированию, формулировке и переработке альтернативных гипотез.

Во взрослости усиливается целостность интеллекта, выражающаяся в становлении его иерарх. структуры. Становление этой целостности – многолетний и противоречивый процесс, в кот. определяющую роль играют образование и учение, т.е. деят-ть, с помощью кот. происходит усвоение ЗУН. Развитие интеллекта, способность к обучению и самообразованию взрослого чел. – сила, противост. инволюц. процессам.

Когнитивная сфера в период старости (~60-65 лет) – одна из тех, на кот. старение оказывает наибол. воздействие. Это связ. с органич. изменениями. Из-за замедления передачи нервного возбуждения отмечается снижение темпа мышления. Однако имеют место и соотв. компенсации, поэтому эти процессы не отражаются на повседневной жизни. В процессе геронтогенеза претерпевает изменения вербальный и невербальный интеллект. Невербальная ф-ция снижает свою работоспособность, а верб ф-ции интенсивно прогрессируют. Это свидетельствует о противостоянии речемыслительных интеллкт.. ф-ций общему процессу старения. Продолжение труд. деят-ти ведет к сохранению процесса мышления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.051 с.)