О законах и закономерностях обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О законах и закономерностях обучения



 

Раскрыв сущность, структуру, движущие силы обучения, взаимные связи его компонентов, особенности функционирования и развития процесса в целом и деятельности его субъектов (педагога и учащихся), мы по существу выходим на уровень познания законов и закономерностей учебного процесса. Однако до недавнего времени ученые-педагоги воздерживались от формулирования педагогических законов вообще и дидактических законов, в частности.

Этому есть ряд причин. Закон, как известно, отражает внутреннюю необходимую связь явлений и процессов, существующих независимо от познающего эти законы субъекта. Обучение же, как и любой социальный процесс, складывается из целенаправленной деятельности, общения, сотрудничества его субъектов – людей, которые имеют право выбора жизненных планов и средств их достижения. Однако деятельность людей тесно связана со средой, окружающим миром, она определяется историческим опытом, миропониманием, технологической вооруженностью, наконец, закономерностями развития психики и коллективного сознания. Значит, обучение субъектное по своим проявлениям в конкретных условиях, по социальным основаниям, глубинным корням и взаимодействиям объективно и подчиняется объективным законам и закономерностям. Однако закон в социальной сфере труднее отследить, зафиксировать и сформулировать.

Еще одна трудность заключается в том, что педагогические законы, в силу влияния на процессы воспитания, обучения и развития множества факторов, почти никогда не дают строго гарантированного, однозначного, определенного результата. Они носят стохастический, вероятностный характер, проявляются как тенденции, их действие зависит от наличия многих условий, к числу которых относится и сознательная энергичная деятельность участников этих процессов.

И, наконец, связь между объективными законами, поведением людей, их сознанием, а еще более – подсознанием, очень неоднозначна, она не укладывается в рамки строгих причинно-следственных связей, жесткого детерминизма. Одни и те же закономерности, факторы развития в разных условиях и по отношению разных по внутренней природе субъектов дают совершенно непохожие, иногда противоположные результаты.

Итак, обучение как педагогический процесс и объективен в своих основах, вписан в объективный процесс развития общества, в конкретно-экономический контекст, и субъективен в своих активных проявлениях, в возможностях реализации. Именно эти объективные основы, способы связи объективного и субъективного и отражают дидактические законы. Их же целенаправленное сознательное субъективное проявление в деятельности педагога и обучающихся более явно отражаются в педагогических идеях «ухватывающих» связь прошлого, настоящего и будущего, и выражающих мысль о преобразовании действительности, и в принципах как руководствах к действию, о чем речь пойдет в следующем разделе.

Законом в дидактике можно считать внутреннюю существенную связь явлений обучения, которая обуславливает их необходимое проявление и развитие (И. Я. Лернер).

Помимо законов, существуют еще закономерности. Закономерность в литературе трактуется либо как проявление законов, часто еще не осознанных и четко не сформулированных, либо как общие проявления упорядоченности развития, как совокупное действие многих законов. И та, и другая трактовка приемлемы и для дидактики.

Подчеркнем еще, что речь идет именно о закономерностях, которые отражают, но не подменяют законов и закономерностей психического развития, общения, социальной адаптации, а отражают связи между ведущими компонентами обучения – преподаванием, учением, объектом изучения (содержанием материала) и получаемыми результатами.

В работах Ю. К. Бабанского, А. С. Белкина, Б. С. Гершунского, М. И. Махмутова, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, П. И. Пидкасистого выделены законы обучения, получившие признание научно-педагогической общественности. Дадим им краткую характеристику.

Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения. Он раскрывает определяющее влияние общества через социальный заказ образованию на содержание, цели, масштабы, средства, методы организации учебного процесса.

Закон развивающего и воспитывающего влияния обучения на учащихся. И содержание, и стиль общения, и характер заданий – все компоненты обучения непременно влияют на формирование ориентаций, личностных качеств, духовного мира, способностей, черт характера воспитанников.

Закон обусловленности результатов обучения характером деятельности и общения учащихся. Этот закон раскрывает зависимость формирующих личность процессов, в том числе познавательных, степени самостоятельности и продуктивности деятельности учеников на результаты обучения.

Закон целостности и единства педагогического процесса. Он отражает связи части (например, факта, закона) и целого (например, теории, общей научной картины мира), взаимосвязь рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного, обуславливает необходимость гармонической интеграции предметов, содержательного, мотивационного и операционного компонентов (деятельности), овладения знаниями и развития.

Закон взаимосвязи и единства теории и практики в обучении. Он означает, что любое научное знание прямо или опосредованно служит практике (да и выводится в конечном счете из нее). Отсюда необходимость опоры на общественную практику и жизненный опыт учащихся, конкретизации и применения научных положений на практике, насколько позволяет это специфика материала, подготовленность учащихся и условия обучения.

Закон взаимосвязи и взаимообусловленности индивидуальной, групповой и коллективной учебной деятельности. Эти виды организации деятельности могут быть разделены во времени или совмещаться, взаимопроникать друг друга, какому-то виду деятельности на определенном этапе может отдаваться предпочтение, но они должны не исключать, а предполагать друг друга.

Указанные законы имеют объективные источники и действуют в любых ситуациях обучения.

Что же касается проявления закономерностей, то их очень много и мы только сошлемся на несколько примеров. Существует давно установленная в опыте закономерная связь между степенью авторитета учителя и результатами его воспитывающего влияния на учащихся, связь между отношением учащихся к учителю и результатами обучения, зависимость продуктивности усвоения нового от базовых знаний и опыта обучаемого и т.д.

Законы и закономерности служат базой возникновения и развития педагогических идей, нацеленных на совершенствование образования. Среди них уже неоднократно упоминавшаяся идея нацеленности обучения на разностороннее развитие личности, духовно богатой, индивидуально своеобразной, гармоничной, способной к плодотворному труду для общества, идея комплексного подхода к обучению и воспитанию, позволяющая в единстве, в одной деятельности решать многие развивающие и воспитывающие задачи; идея оптимизации содержания, методов и условий обучения и воспитания, позволяющей в конкретных условиях добиваться наивысших результатов с минимальными затратами (две последних идеи развиты в работах Ю. К. Бабанского); идея единства обучения и реабилитации (лечебная и коррекционная педагогика), ставшая особенно актуальной в связи с катастрофическим ухудшением здоровья детей, кризисом детства и семьи, общей социальной нестабильностью последнего десятилетия в России.

Законы, закономерности и ведущие педагогические идеи находят выход в практику, регулируют ее через систему принципов обучения, к изучению которых мы и переходим в следующем разделе, где необходимо проследить связь между теоретическими категориями, отражающими сущность и функции обучения, и принципами, выводящими эти категории в сферу практической педагогической работы.

 

Вопросы для размышления и контроля

1. Что дает нам право говорить об обучении как процессе, в котором действуют объективные законы?

2. Если развитие подчиняется объективным законам, то какова же роль сознательной деятельности людей – субъектов обучения?

3. В каком смысле одно и то же положение (например, о единстве теории и практики, об обусловленности результатов обучения характером деятельности обучаемых) мы можем толковать и как закон, и как принцип обучения?

4. Педагоги-новаторы, ученые, предлагающие новые подходы, технологии только познают и используют законы и закономерности обучения или способны создавать новые?

 

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1998.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М., 1982.

3. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1952.

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

5. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М., 1960.

6. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

8. Сорокин Н.А. Дидактика, М., 1974.

9. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1998.

10. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского М., 1988, гл. 20.

 

Принципы обучения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.013 с.)