Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технология целеполагающей деятельности учителяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В процессе конструирования занятия Таблица 4
В процессе целеполагающей деятельности педагог выделяет элементы содержания, являющиеся предметом данного занятия; определяет для каждого элемента уровень его усвоения на данном занятии и обобщенную цель, руководствуясь требованиями стандарта, количеством времени, особенностями учащихся; формулирует цели в действиях и соответственно им выбирает методы и формы проверки. Проверка и оценивание результатов обучения должны быть ориентированы на цели обучения. В нашей педагогической практике распространено явление, когда в проверке и оценивании нет адекватности целям. Например, по стандарту какой-либо элемент содержания должен быть усвоен на уровне знаний и типовых умений (алгоритмический уровень), а проверка и оценка осуществляется с помощью тестов по выбору правильного ответа из данных, т.е. в сущности, на уровне узнавания. Тест в самом общем виде можно представить в виде структуры: Тест = Задание + Эталон, т.е. любое задание можно считать тестом, если разработан эталон его выполнения. Эталон – это полный правильный метод выполнения заданной деятельности по всем операциям с указанием среди них существенных, т.е. операций, отражающих суть и содержание испытания. Сопоставляя пооперационно ответ учащихся с эталоном, можно придти к выводу о качестве выполненного теста. В обучении применяют тесты достижений. Среди них выделяют три вида тестов: тесты 1-го уровня, тесты 2-го уровня, тесты 3-го уровня, соответственно трем уровням усвоения материала (указание и воспроизведение, действия по алгоритму, творческая деятельность). Тесты 1-го уровня: 1) тесты на опознание: относится ли показываемый объект или явление к объектам или явлениям данного вида; 2) тесты на различение («выборочные» тесты): надо выбрать одно или несколько решений из списка возможных решений. При этом список возможных решений содержится в самом тесте. 3) тесты-подстановки: надо вставить пропущенное слово, формулу или другой какой-либо существенный элемент знаний; К тестам 2-го уровня относятся конструктивные тесты: ученик должен по памяти воспроизвести соответствующую информацию, указать существенные операции теста. В качестве тестов 2-го уровня могут использоваться типовые задачи. Под типовой задачей понимается такая задача, условия которой позволяют «с места» установить известную разрешающую ее процедуру (правило, формулу, алгоритм) и получить необходимый ответ. Тесты 3-го уровня: 1) нетиповые задачи на применение знаний в новых ситуациях (для каждой такой задачи нужно разработать эталон существенных операций, возможно и альтернативных); 2) проблемы, решение которых приводит учащегося к «открытию» нового для себя знания. Перечень необходимых и возможных операций также разрабатывается заранее.
Имитационная (моделирующая) технология обучения
Имитационную технологию обучения (ИмТО) чаще всего называют технологией «активного обучения». Но это название не отражает специфики данной технологии, т.к. одно из требований к любому методу – это требование активности. Специфика же имитационной технологии состоит в моделировании в учебном процессе различного рода отношений и условий реальной жизни. Организация в процессе обучения жизнедеятельности учащихся, адекватной реальной общественной жизни, превращает школу из школы учебы, оторванной от реальности, в школу «жизни», которая обеспечивает ученикам естественную ненасильственную социализацию, делает их не пассивными «объектами» учебного процесса, а субъектами своей деятельности и всей своей жизни. Ориентация учащихся в процессе такого «жизненного» обучения в реалиях общественной, научной, культурной и других областях жизни позволяет им видеть перспективы своего жизненного пути и соответственно планировать и осуществлять осознанно развитие своих способностей. Обозначим номенклатуру методов имитационной технологии. Игровые методы Обучающие игры представляют собой синтез релаксопедических подходов (снятие барьеров, психологическое раскрепощение) и имитации цепи проблемных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники игры выполняют отведенные им социальные роли в соответствии с поставленными целями. Широко практикуются обучающие имитационные игры, но используются также игры поискового характера, результатом которых должны быть реальные проекты преобразований, исследования и выводы по спорным подходам. Непосредственная эмоциональная включенность в ситуацию, состязательность и коллективизм в поиске лучших решений, возможность широкого варьирования ситуаций, овладение новыми методиками непосредственно в деле, в процессе делового общения, тренировка интуиции и фантазии, развитие импровизационных возможностей и умения быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства сделали метод обучающих игр очень популярным. Однако в силу ограниченности времени чаще используются отдельные игровые ситуации или фрагменты. Применяются несколько видов игр: § Организационно-деятельностные игры (ОДИ). Это организация коллективной мыследеятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе их анализа. Задача руководителя ОДИ – «сделать» группу единицей учебного процесса, но при условии сохранения личной позиции каждого. § Ролевые игры, которые характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения. § Деловые игры – имитационное моделирование реальных механизмов и процессов. Эта форма воссоздания предметного и социального содержания, какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной, политической, технической и т.д.). При этом необходимые знания усваиваются участниками игры в реальном для них процессе информационного обеспечения его игровых действий, в формировании целостного образа той или иной реальной ситуации. § Познавательно-дидактические игры. В них создаются ситуации, характеризующиеся включением изучаемого в необычный игровой контекст. При этом следует различать дидактические игры, построенные на внешней занимательности и игры, требующие действий, входящих в состав деятельности, подлежащей усвоению. Пример первого вида игр: на уроке русского языка дается ситуация, когда ученики должны «перевести» козлика через «мост над пропастью», вставив необходимые буквы в слова. Здесь ситуация используется только как стимул, возбуждающий интерес у школьников (соревнования, аукционы, конкурсы и т. д.) Пример дидактических игр, имитирующих сущность механизма: на уроке физики каждый ученик из одного ряда «представляет» положительный источник питания, ученики из второго ряда – отрицательные источники, они должны соединять руки, составляя последовательное соединение или параллельное. В данном случае действия учащихся имитируют схему соединения источников, т. е. само содержание обучения. Неигровые методы: § Анализ конкретной ситуации. Задается реальная ситуация, которая имела определенные последствия (положительные или отрицательные). Учащиеся должны вычленить проблему, сформулировать ее, определить, каковы были условия, какие выбирались средства решения проблемы, были ли они адекватны и почему и т. д. В данном случае анализируется уже свершившееся действие. § Решение ситуаций. При этом моделируется нерешенная ситуация. Учащиеся должны не только сформулировать проблему, но, разделившись на группы, дать варианты решения проблемы, а потом идет «защита» решений, коллективное обсуждение. Надо отметить, что в большинстве случаев педагоги рассматривают имитационную технологию обучения только как средство, которое вызывает у учащихся интерес к процессу обучения своей занимательностью, необычностью. При этом не учитывается ее сущностное, специфическое значение для целостного развития личности по сравнению с традиционными методами обучения. Это приводит к тому, что руководители школ и учителя не осознают место ИмТО в учебном процессе, применение методик ИмТО часто бывает спонтанным, случайным, даже конъюнктурным. Это не позволяет эффективно использовать данную технологию для решения развивающих задач обучения, которые не могут быть решены с помощью традиционных методов обучения. Отметим те недостатки традиционного обучения, компенсация которых возможна с помощью ИмТО. Для традиционного обучения характерен чаще всего пассивный характер усвоения знаний большинством учащихся, так как педагог выступает как передатчик информации. Это приводит к формальному, а следовательно, некачественному усвоению знаний учащимися и не дает развивающего результата. Кроме того, при усвоении школьниками готовых истин и предписаний формируется тип личности, привыкающий подчиняться, а не тип личности свободного человека, осознающего ответственность за свой выбор, свои действия. Отметим далее такую особенность нашего традиционного обучения как его преимущественно вербальный характер. Во-первых, такое обучение дает эффект только для той части учащихся, у которых хорошие задатки к абстрактному мышлению. Поэтому многие дети с задатками приемущественно наглядно-образного или наглядно-действенного мышления испытывают большие затруднения в учебе. К тому же при вербальном характере обучения может недостаточно развиваться эмоциональная сфера детей, их чувства (конечно, высококвалифицированный педагог находит средства развития чувств школьников, но сущностная особенность традиционных методов не гарантирует это). То, что не проходит через чувства, не переходит в убеждения, не проявляется в поведении, действиях. Специфической особенностью традиционного обучения является его массовый характер, в основе которого лежат индивидуализированные механизмы усвоения знаний. Педагог работает со всеми (с массой) и с каждым, но при этом не используется коллектив (гуманное сообщество) как средство развития личности. Парадокс в том, что истинное и целостное развитие индивидуальности возможно только через человеческую общность. Чем гуманнее и организованнее будет общность, тем более полные условия будут созданы для развития каждой личности. Технология ИмТО по своей сущности предназначена избежать указанных недостатков традиционного обучения. Это обеспечивается благодаря следующим специфическим особенностям технологии ИмТО: 1) деятельностный характер обучения (вместо вербального), организация коллективной мыследеятельности. В такой деятельности формируются способы общения, мышления, понимания, рефлексии, действия. За счет рефлексии они обобщаются, закрепляются в схемах и знаковых формах, переходя из внешнего плана во внутренний план действия учащихся; 2) использование группы (коллектив – высшая форма развития группы) как средства развития индивидуальности. Это требует знания законов коллективной деятельности, механизмов группообразования, принципов выделения лидеров, траекторий жизнедеятельности референтных групп, научных основ гармонизации групповых и индивидуальных интересов и т. д. Сегодня достаточно установленным считается, что целью обучения является усвоение подрастающим поколением человеческой культуры и ее дальнейшее развитие. Сущностью технологии ИмТО является построение обучающей деятельности, адекватной структуре культуры через формирование у обучаемых ценностных ориентаций, отношений, культуры общения, культуры мышления, методов деятельности (планирование, прогноз, анализ, рефлексия). При этом необходима организация жизнедеятельности групп (коллективов), в процессе которой происходит «впитывание» культуры, развитие личности и сообщества. Известно, что в 20-е годы в советской школе была попытка использовать методы ИмТО, но затем от них отказались. Среди причин отказа можно назвать, во-первых, неразработанность вопросов коллективообразования, динамики развития групп, отношений между личностью и группой, вследствие чего многие участники групп оставались пассивными и коллективная мыследеятельность была слабо развита. Во-вторых, был плохо проработан механизм обобщения, перевода обсуждаемого в индивидуальное достояние каждого члена группы, а потому усвоение знаний многими учащимися и их развитие было некачественным. Сыграл свою роль и переход в советском обществе от определенных демократических тенденций 20-х годов к авторитарным в 30-х годах. Возвращение в нашу школу имитационных методов обучения в конце XX столетия также объясняется рядом обстоятельств. В первую очередь - это стремление к демократизации обучения (в соответствии с процессами, происходящими в обществе). Надо также отметить атмосферу поиска новых подходов, новаций в современном обучении. Успешность применения методов ИмТО в учебном процессе сегодня может быть обеспечена тем, что в современной психолого-педагогической науке разработаны вопросы деятельности групп, механизмов рефлексии и т. д. Организация эффективного обучения учащихся по технологии ИМТО (имея в виду целостное развитие личности) предполагает соблюдение ряда принципов. 1. Принцип проблемности. Технология ИмТО основана на групповом (коллективном) решении системы учебных проблем, в отличие от обучения готовым решениям. Именно в процессе их обсуждения, т. е. ситуации коллективной жизнедеятельности, педагог и учащиеся органически, функционально (т. е. с необходимостью и гарантированностью) включаются в учебную деятельность, и обучение становится личностно значимым и целостно развивающим. Исходным моментом мышления является проблемная ситуация. Организация коллективной мыследеятельности через разрешение проблемных ситуаций индуцирует не только вербальную деятельность, но включает всю психику человека. Усвоение новых знаний, умений становится при этом для школьников смыслообразующим для их личностного развития. 2. Принцип личностного взаимодействия. В традиционном обучении учебная работа чаще всего осуществляется «рядом», без личностного взаимодействия педагога и ученика, ученика – ученика. Организация взаимодействия педагога и учащихся в обучении по технологии ИмТО требует вовлеченности участников учебного процесса в совместное «проживание» учебно-познавательных и эмоционально-нравственных ситуаций на основе собственных позиций каждого субъекта обучения. Такое обучение предполагает, что в нем как бы два центра: учитель и ученик. Эффективность обучения при этом радикально зависит от того, насколько удаются педагогу процессы психотехнического и диалогового взаимодействия с личностью ребенка. При этом формируются смыслообразующие мотивы познавательной деятельности (потребность в знаниях, познавательный интерес), познание становится для ученика желанным, добровольным, приобретает положительную эмоциональную окрашенность, стимулирует и поддерживает волевые усилия. 3. Принцип единства развития каждого участника и группы (коллективообразования). Полноценное развитие каждого ребенка осуществляется не только в процессе парного взаимодействия с педагогом (даже очень хорошим), но и в процессе общения со многими людьми. Общение – это средство становления у ребенка (и у любого человека) многообразия отношений к себе и к окружающему миру, т. е. общение – это средство развития в личности качеств, которые просто не могут быть развиты в результате «парной педагогики». Например, эмоциональное сочувствие, сопереживание любому человеку навряд ли можно развить только умозрительным путем, в парной беседе. Необходим опыт соответствующего поведения, его осмысления и чувственного переживания. Такой опыт возможен только в условиях разнообразного общения. Так же обстоит дело практически с любой другой стороной личностного развития (социализацией, нравственностью и т. д.). Технология ИмТО предполагает организацию педагогом развивающей комфортной среды для каждого ученика, а это значит постоянное развитие группы (ее ценностей, отношений) до уровня истинного коллектива. Чем на более высоком уровне развития находится группа, тем больше увеличиваются ее возможности в плане развития каждого ее участника. 4. Принцип самообучения на основе рефлексии. Технология ИмТО позволяет индивидуализировать деятельность каждого участника обучения на основе оперативной, регулярной самооценки, самоконтроля, т. к. коллективная мыследеятельность позволяет каждому участвовать в обсуждениях в той форме и в той мере, в какой человеку позволяет его развитие. Это может быть позиция лидера, «генератора идей», оппонента, слушателя и т. д. Это и является основой саморегулирования и самообучения. Очень важно побуждение к рефлексии. Каждый берет то, что ему нужно и столько, сколько он может взять в силу своего созревания. Рефлексия позволяет осознать метод, который привел к результату, способствует систематизации, обобщению конкретных способов деятельности ученика, что открывает возможности целостного развития личности и самообучения. Для успеха ИмТО исключительно важное значение имеют психологические особенности взаимодействия субъектов обучения. Только при организации определенных условий общения имитационные методы обучения ведут к личностному развитию обучающихся. Приведем основные требования к характеристикам общения в системе ИмТО: 1. Доброжелательность и неагрессивность предложений, обращений и т. д. 2. Возможность свободного проявления чувств. Психологи установили, что усвоение детьми конвенциональных норм может привести к подавлению их истинных чувств, к неуверенности, а это подавляет способность детей к творчеству. 3. Развитие эмпатийных отношений. Имитационная технология основана на активном участии обучающихся в творческих коллективных поисках, а это предполагает развитие умения чувствовать другого человека, умение сопереживать, сочувствовать. 4. Использование способов ненасильственного общения, таких как: свобода выбора; снятие или ограничение запретов (особенно формальных, во внешнем поведении); акцентирование на хорошем (позитивное подкрепление ответов); допущение ошибок при формировании нового; приемы доверия, авансирования похвалы и т. д. 5. Развитие умений понимать, принимать и признавать других людей, выработка установок децентрации, т. е. способности встать на позицию другого, даже не соглашаясь с ним по существу вопроса. 6. Развитие умений воспринимать ситуации (ответы, предложения) не как хорошие или плохие, а как ситуации, требующие размышления, рассуждения, разрешения, т. е. воспринимать их как проблемные ситуации. Проведение организационно-деятельностных игр предполагает последовательное осуществление этапов технологического цикла: 1. Проектирование педагогом проблемных ситуаций: определение целей, содержания, методов и средств, состава творческих групп. 2. Постановка проблемы: актуализация противоречия, коллективное обсуждение целей, способов деятельности, создание творческих групп. 3. Работа по творческим микрогруппам: n проектировочная деятельность – определение собственных целей, выделение способов их достижения, принятие решения, составление программы деятельности; n исполнительская деятельность – реализация программы коллективной мыследеятельности; выработка коллективной, индивидуальной позиции; контроль и коррекция рабочего процесса. 4. Общее обсуждение, защита позиций каждой группой (научное аргументирование позиции, отстаивание или смена ее). 5. Организация рефлексии. Анализ познавательной и коммуникативной деятельности каждого, группы и коллектива в целом. На основе анализа устанавливается соответствие между целями, содержанием, методами, средствами деятельности и ее результатом. Каждый участник коллективной мыследеятельности осознает ценность деятельности, определяет собственное место в системе отношений, осмысливает свои способы взаимодействия с окружающим миром. Методы анализа и решения конкретных ситуаций, познавательно-дидактические, ролевые и деловые игры можно представить как своеобразную «матрешку», которая сначала должна быть дана в разобранном виде. Это означает, что обучающихся нужно постепенно готовить к играм. Начинать следует с анализа и решения конкретных ситуаций, где модели объекта и отношений уже заданы в готовом виде. Затем по сложности следуют познавательно-дидактические игры, которые могут проводиться в виде простейших элементов занимательности, в виде копирования научных, культурных, социальных явлений (конкурс знатоков, конференция, «поле чудес» и т. д.) и в виде предметно-содержательных моделей (например, игры путешествия, в которых надо составить рациональный маршрут, пользуясь различными картами; составление сказок и т. д.). Познавательные игры могут содержать уже элементы ролевых игр, которые представляют большую сложность для учащихся. После получения опыта разыгрывания ролей ученики достаточно подготовлены к деловым играм. Таким образом, чтобы участники игр действовали компетентно, желательно по определенной теме организовать систему имитационных методов, изучая материал через анализ и решение ситуаций, познавательные, ролевые и деловые игры. Информационные технологии в образовании В наше время информация имеет такую же стратегическую ценность, как и традиционные материальные и энергетические ресурсы. Современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать информацию и обеспечивать эффективные способы ее представления потребителю, являются мощным инструментом ускорения прогресса во всех сферах общественного развития. Безусловно, это один из существенных факторов, определяющих конкурентоспособность страны, региона, отрасли и отдельной организации. Особая роль в процессе создания и использования информационных технологий принадлежит системе образования и, особенно, высшей школе, как основному источнику квалифицированных высокоинтеллектуальных кадров и мощной базе фундаментальных и прикладных научных исследований. Специфика системы образования состоит в том, что она является, с одной стороны, потребителем, а с другой – активным производителем информационных технологий. При этом технологии, рожденные в системе образования, используются и далеко за ее пределами. Это позволяет говорить о возможности практической реализации концепции перехода от информатизации образования к информатизации общества. Для понимания роли информационных технологий в образовании необходимо разобраться с сутью этого понятия. Говоря об информационной технологии, в одних случаях подразумевают определенное научное направление, в других же – конкретный способ работы с информацией, поэтому: § информационная технология – способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте; § информационная технология – совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами. В каком-то смысле все педагогические технологии (понимаемые как способы) являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемым. Но в современном понимании информационная технология обучения (ИнТО) – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.И суть информатизации образования состоит в создании, как для педагогов, так и для учащихся благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации. Понятие компьютерная технология обучения (КТО), с учетом широких возможностей современных вычислительных средств и компьютерных сетей, часто используется в том же смысле, что и ИнТО. В то же время, применение термина компьютерная технология вместо термина информационная технология встречает возражения. Они связаны с тем, что информационные технологии могут использовать компьютер как одно из возможных средств. Кроме того, понимание роли компьютера как вычислительной машины (англ. computer – вычислитель) стало уже анахронизмом. Поэтому сам термин компьютерная (буквально – вычислительная) технология выглядит неудачно, а вот вести речь о компьютерных средствах обучения, компьютерных программах вполне правомерно. Общая характеристика информационных технологий обучения. Систематические исследования в области применения информационных технологий в образовании ведутся более сорока лет. Система образования всегда была очень отзывчива к внедрению в учебный процесс информационных технологий, базирующихся на программных продуктах самого широкого назначения. В учебных заведениях успешно применяются различные программные комплексы – как относительно доступные (текстовые и графические редакторы, средства для работы с таблицами и подготовки компьютерных презентаций), так и сложные, подчас узкоспециализированные (системы программирования, системы управления базами данных, пакеты символьной математики и статистической обработки данных). В то же время, эти программные средства никогда не обеспечивали всех потребностей педагогов. Начиная с 60-х годов, в научных центрах и учебных заведениях США, Канады, Западной Европы, Австралии, Японии, России (ранее – СССР) и ряда других стран было разработано большое количество специализированных компьютерных систем именно для нужд образования, ориентированных на различные типы вычислительной техники. Разработка полноценных программных продуктов учебного назначения – весьма дорогостоящее дело. Ведь для этого необходима совместная работа высококвалифицированных специалистов: психологов, преподавателей-предметников, компьютерных дизайнеров, программистов. Многие крупные зарубежные фирмы и ряд отечественных производителей программной продукции финансируют проекты создания компьютерных учебных систем в учебных заведениях и ведут собственные разработки в этой области. Создание собственно учебных компьютерных средств развивалось на основе идеи программированного обучения. И в настоящее время во многих учебных заведениях разрабатываются и используются как отдельные программные продукты учебного назначения, так и автоматизированные обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам. АОС включает в себя комплекс учебно-методических материалов (демонстрационных, теоретических, практических, контролирующих) и компьютерные программы, которые управляют процессом обучения. Разработка специализированных программ обычно предполагает решение вполне определенных задач компьютеризации учебного процесса. Так, для школы особый интерес представляют комплексы программных продуктов, поддерживающих обучение информатике. Одним из результатов изучения учащимися курса информатики является возможность систематического использования информационных технологий при освоении и других учебных предметов. Программные продукты учебного назначения могут представлять собой электронные варианты следующих учебно-методических материалов: § компьютерные презентации иллюстрационного характера, § электронные словари-справочники и учебники, § лабораторные практикумы с возможностью моделирования реальных процессов, § программы-тренажеры, § тестовые системы. АОС обычно базируется на инструментальной среде – комплексе компьютерных программ, предоставляющих пользователям, не владеющим языками программирования, следующие возможности: § педагог вводит разностороннюю информацию (теоретический и демонстрационный материал, практические задания, вопросы для тестового контроля) в базу данных и формирует сценарии для проведения занятия; § ученик в соответствии со сценарием (выбранным им самим или назначенным педагогом) работает с учебно-методическими материалами, предлагаемыми программой; § автоматизированный контроль усвоения знаний обеспечивает необходимую обратную связь, позволяя выбирать самому ученику (по результатам самоконтроля) или назначать автоматически последовательность и темп изучения учебного материала; § работа ученика протоколируется, информация (итоги тестирования, изученные темы) заносится в базу данных; § педагогу и ученику предоставляется информация о результатах работы отдельных обучаемых или определенных групп, в том числе и в динамике. В качестве наиболее известных примеров АОС, базирующихся на принципах программированного обучения, можно назвать зарубежную систему PLATO и отечественную АОС ВУЗ. В 90-х годах в России получили распространение инструментальные среды для персональных компьютеров зарубежного (Private Tutor, LinkWay, Costoc) и отечественного производства: АДОНИС, УРОК и др., применявшиеся в школах и высших учебных заведениях. В настоящее время в системе образования накоплено несколько тысяч компьютерных программ учебного назначения, разработанных в учебных заведениях России. По оценкам зарубежных экспертов многие из них отличаются оригинальностью, высоким научным и методическим уровнем. Возрастание возможностей компьютеров стимулировало развитие нового направления в компьютеризации обучения – создание интеллектуальных обучающих систем (ИОС). Этот подход базируется на работах в области искусственного интеллекта, в частности, теории экспертных систем – сложных программ, манипулирующих специальными, экспертнымизнаниями в узких предметных областях. Как и настоящий человек-эксперт, эти системы решают задачи, используя логику и эмпирические правила, умеют пополнять свои знания. В итоге, соединяя мощные компьютеры с богатством человеческого опыта, экспертные системы повышают ценность экспертных знаний, делая их широко применяемыми. ИОС представляет качественно новую технологию, основу которой составляют следующие особенности: § моделирование процесса обучения; § использование динамически развивающейся базы знаний ИОС, содержащей, наряду с традиционным представлением информации (аналогично АОС), экспертные знания из предметной и психолого-педагогической областей; § автоматический подбор рациональной стратегии обучения для каждого обучаемого; § автоматический учет в работе ИОС новой информации, поступающей в базу знаний, то есть, саморегулирование системы. Работы в области создания ИОС пока носят единичный характер и на уровень массовой технологии еще не вышли. В 80–90-е гг. произошел своего рода скачок в информатизации, связанный с массовым производством относительно недорогих и, в тоже время, обладающих прекрасными техническими характеристиками персональных компьютеров. В сфере обучения, особенно с появлением операционной системы Windows, открылись новые возможности. Главными из них стали доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах и доступность широкого использованияграфики(рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание. Учебные программные продукты, использующие графику, способствуют развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление. Дальнейшее развитие компьютерных технологий в последнее десятилетие предоставило очень перспективные для образовательных целей технические и программные новинки. В первую очередь – это устройства для работы с компакт-дисками – CD-ROM (англ. Compact Disk Read Only Memory – устройство для чтения с компакт-диска) и CD-RW (англ. Compact Disk Read/Write – устройство для чтения и записи на компакт-диск), позволяющие сосредоточить большие объемы информации (сотни мегабайт) на небольшом и недорогом носителе (стоимость незаполненного диска менее $2). Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа, систем виртуальной реальности. Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа (англ. multimedia – многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме, и тем самым, расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Но необходимо учесть, что для работы с соответствующими программными продуктами должны выполняться весьма высокие требования к быстродействию и объему памяти компьютера, звуковым характеристикам и наличию дополнительного оборудования, в частности, CD-ROM. Мультимедиа программы – это наукоемкий и весьма дорогостоящий продукт, так как для их разработки необходимо соединить усилия не только специалистов в предметной области, педагогов, психологов и программистов, но и художников, звукооператоров, сценаристов, монтажеров и других профессионалов. Виртуальная реальность (англ. virtual reality – возможная реальность) – это новая технология неконтактного информационного взаимодействия, реализующая с помощью мультимедиа среды иллюзию непосредственного присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном "экранном мире". В таких системах непрерывно создается иллюзия "местонахождения" пользователя среди объектов виртуального мира. Вместо обычного дисплея используются очки-телемониторы, вкоторых показываются непрерывно изменяющиеся картины "событий" виртуального мира. Управление осуществляется с помощью специального устройства, реализованного в виде "информационной перчатки", определяющего направление "перемещения" пользователя относительно объектов виртуального мира. Кроме этого имеется устройст
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 840; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.115.47 (0.013 с.) |