Вопрос 27. Инновационные технологии для муниципального хозяйства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 27. Инновационные технологии для муниципального хозяйства.



Состояние и развитие сферы городского хозяйства показывает, что для повышения эффективности всей сферы в целом и образующих её структур в частности необходимы коренные изменения, которые могут выражаться в формировании инновационного подхода в управлении предприятиями городского хозяйства. К факторам, определяющим необходимость внедрения инновационных идей в управление городским хозяйством и формирование системы управления ими, можно отнести: необходимость сбережения ресурсов в определенных сферах городского хозяйства (например, энергосбережение, водосбережение, транспортная инфраструктура и т.д.); необходимость внедрения информационных технологий в сферы связи, образования, здравоохранения; формирование благоприятного инвестиционного климата для привлечения частных средств и развития конкурентоспособности города, создания рабочих мест и производств; большие проблемы в обеспечении эффективности функционирования системы жилищно-коммунального хозяйства; незначительное участие частного бизнеса в деятельности и функционировании городского хозяйства; необходимость переноса промышленных предприятий за городскую черту.

Во многом развитие инноваций в сфере городского хозяйства невозможно без создания инновационной инфраструктуры – инновационной среды. Очевидно, что для городского хозяйства инициатором формирования и финансирования такой инфраструктуры должно выступать государство, как на федеральном, так и на местном уровнях. В то же время формирование инновационной инфраструктуры должно происходить на основе оценки потенциала городского хозяйства, поскольку именно данный анализ позволит определить те направления, а также возможности (ресурсы) городского хозяйства, потребные для осуществления инновационного управления.

Инновационный потенциал городского хозяйства – это совокупность научно-технических, технологических, инфраструктурных, финансовых, правовых, социо-культурных и иных возможностей обеспечить восприятие и реализацию новшеств, т. е. получение инноваций.

Инновационный потенциал состоит из четырех частей.

Первая часть представлена заделом научно-технических (технологических) собственных и приобретенных разработок и изобретений. Причем здесь учитывается также возможность и способность предприятия или организации найти и приобрести права на использование необходимых ему разработок, а также заказать новые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по интересующей их тематике.

Вторая часть характеризует состояние инфраструктурных возможностей самого города, обеспечивающих прохождение новшеством всех этапов инновационного цикла, превращение его в нововведение или инновацию.

Третья часть раскрывает внешние и внутренние факторы, отражающие взаимодействие инновационного потенциала с другими частями совокупного потенциала региона, научно-технической организации и влияющие на успешность осуществления инновационного цикла.

Четвертая часть отражает уровень инновационной культуры, характеризующий степень восприимчивости новшеств органами и структурами городского хозяйства, его готовности и способности к реализации новшеств в виде инноваций.

Тем не менее, понятие инновационного потенциала не полностью отражает способность города к формированию и поддержке инновационной составляющей развития. Для полной реализации инновационного потенциала необходимо создание обеспечивающей системы, в которую бы входили с одной стороны муниципальные органы, как представители интересов государства, так и предпринимательские структуры, которые заинтересованы в инновационном пути своего развития. Такого рода комплексное взаимодействие структур городского хозяйства при использовании и развитии инновационного потенциала будет в дальнейшем носить название инновационной сферы (инфраструктуры) городского хозяйства.

Таким образом, можно сказать, что инновационная сфера представляет собой совокупность следующих потенциалов:

-ресурсный потенциал (финансовый, инвестиционный, сырьевой, промышленный);

-человеческий потенциал (потенциал трудовых ресурсов, социальный и интеллектуальный потенциал);

-властно-политический потенциал (правовой потенциал, потенциал органов власти);

-потенциал научно-технического прогресса.

Рассмотрение инновационной сферы как совокупности составляющих ее потенциалов дает возможность оценивать ее не только с точки зрения реально существующего уровня инновационной активности в городе, но и с точки зрения перспективы (возможностей) ее развития.

Развитие инновационной инфраструктуры невозможно без осуществления государственной поддержки. Однако реализация государственных и муниципальных программ невозможна без их регламентирования и документирования.

В связи с этим перед федеральными и муниципальными властями при осуществлении инновационной политики в области управления городским хозяйством должны встать следующие задачи:

- разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования; развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, систему сертификации и продвижения разработок;

- совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ (реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций);

- реализацию приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики города.

Решение данного круга задач позволит обеспечить хоть и долговременное, но постепенное улучшение функционирования предприятий городского хозяйства. С другой стороны реализация данных направлений позволит снизить так называемый риск «юридической неадекватности».

Основная задача проводимых реформ в государственном и муниципальном управлении состоит в повышении результативности управления органами власти бюджетными и другими ресурсами. Управление по результатам является одним из важнейших направлений данных реформ и главной инновацией в сфере государственного и муниципального управления.

В этих условиях, меняется парадигма муниципального управления. Известно, что органы местного самоуправления (ОМСУ) представляют собой институт власти, управляющий не только ограниченными ресурсами организации, но также благосостоянием тысяч граждан. Поэтому для ОМСУ внедрение новейших технологий управления, направленных на укрепление ресурсной базы развития территории, ведущей к повышению качества жизни населения, становится одной из приоритетных задач.

Инновации в управлении местными ресурсами ОМСУ – это целенаправленные нововведения, сознательно реализуемые в основных функциях управления муниципальной системой (ресурсами и жизнедеятельностью людей), которые приведут к обновлению всех ее подсистем и появление новой системы с высокими (заданными) выходными результатами.

Инновации в муниципальном управлении можно дифференцировать по областям реализации:

- в социальной сфере (стандарты результативности предоставления бюджетных услуг, создание новых образовательных, культурных программ, и др.);

- в экономической сфере (создание нового инвестиционного механизма, новых методов анализа и др.);

- в финансовой сфере (создание новых условий кредитования, методов бюджетного выравнивания и пр);

- в научной сфере (разработка концепций и обоснование программ социально – экономического развития т.д.);

- в управленческой сфере (разработка новых методических разработок, технологий и др.);

Управленческие инновации в местных органах власти и фактическая реализация их, происходит на уровне разработанных методических рекомендаций, стандартов качества жизни, формирования целей развития территории, создания эффективных организационных форм управления, проведения новой кадровой политики, разработки действенных нормативных актов с помощью современных технологий управления, соответствующих потенциалу развития территории, которые используют управленцы ОМСУ в своей деятельности по повышению качества жизни населения на территории муниципального образования.

Проведено исследование, уточнение основных понятий муниципального управления в контексте реформ, таких как:

инновационное муниципальное управление – это наиболее сложный вид управленческой деятельности, деятельность управляющей подсистемы ОМСУ (упор делается на научно – интеллектуальный управленческий ресурс) по воспроизводству, распределению и использованию ресурсов для обеспечения высокого уровня жизнедеятельности различных субъектов, расположенных на территории, с позиции результативности управления этими ограниченными ресурсами, предусматривающее сбалансированное развитие всех трех ее важнейших подсистем: природы, населения и экономики.

Инновации в управлении ресурсами муниципального образования – это целенаправленные нововведения, сознательно реализуемые в основных функциях управления муниципальным образованием (ресурсами и жизнедеятельностью людей), которые приведут к обновлению всех ее подсистем и появление новой системы с улучшенными (заданными) выходными параметрами.

Показатели результативности демонстрируют изменения за определенный период и соответствие результата поставленным целям.

Показатели объемные (количественные) характеризуют количество (объем) предоставленных услуг.

Показатели ресурсов (затрат) характеризуют потребление основных фондов, материальных затрат и затрат живого труда.

Под потенциалом муниципального образования понимается совокупность всех имеющихся в его границах ресурсов (совокупность средств и возможностей) – материальных и нематериальных, вовлеченных в процессы общественного производства, в том числе и не вовлеченных, которые используются для социально – экономического развития территории.

Под понятием «муниципальные ресурсы» принято понимать ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности. Но в развитии экономического потенциала, в том числе и бюджетного огромную роль играют немуниципальные ресурсы. Также, традиционно, под понятием «муниципальные ресурсы» понимают только бюджетные ресурсы, т. к. они законодательно регламентированы, что не скажешь о других ресурсах. В силу этих причин, остальным видам ресурсов, особенно нематериальным (например, управленческому ресурсу), уделяется незначительное внимание или вообще не рассматриваются проблемы их использования. В исследовании управленческий ресурс рассматривается в контексте разработки методологических и методических подходов к оценке результативности управления ресурсами территории.

Управленческий ресурс – это управленческие инновации с позиции результативности управления ресурсами территории для обеспечения жизнедеятельности людей, проживающих на ней. Он характеризуется уровнем образования государственных и муниципальных служащих, разработанных нормативных актов, методологических и методических разработок, прозрачностью применяемых технологий, разнообразием форм учета мнения населения, позитивным имиджем власти и пр.

Инновационные технологии в управлении ресурсным обеспечением территории – это инновационная деятельность, в результате которой создаются нововведения в сфере управления производственными, бюджетными, организационными, информационными и другими видами ресурсов.

Реформирование государственного управления: от управления затратами к результатам, привело к смене парадигмы регионального и муниципального управления, что требует исследований с позиции результативности управления. Это обусловлено еще тем, что в настоящий момент Федеральное правительство, как инициатор новаций, находится в процессе поиска единой методологии оценки результативности управления государственного и муниципального управления и ждет новых разработок для ее создания от регионов и их территориальных образований.

+

В условиях динамичных социальных изменений в современной практике управления все в большей степени утверждаются инновационные методы и формы.

Мировой опыт учит, что с помощью инновационных технологий можно своевременно предотвращать и разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, принимать оптимальные управленческие решения. Инновационные технологии можно представить в виде инновационной системы методов выявления и использования скрытых потенциалов социальных систем, получения общественно полезного результата при наименьших затратах.

Возможности для применения инновационных технологий в различных сферах муниципального образования безграничны. Однако используются они крайне нерационально. Сложилось реальное противоречие между имеющимся интеллектуальным потенциалом современной теории и практики, и уровнем ее использования в различных сферах общественной жизни, но особенно в повышении эффективности муниципального управления.

Деятельность всех предыдущих городских администраций показывает, что невозможно решить актуальные проблемы старыми подходами, методами и формами управления, в результате многие проблемы так и остались нерешенными, помимо существующих появились новые.

В современной России имеются примеры не только неудач и ошибок, но и положительный опыт динамичного развития и преодоления возникающих трудностей.

Основными приоритетными направлениями инновационного развития экономики муниципальных образований являются:
- применение новых технологий в сфере энерго- и ресурсосбережения;

- применение биотехнологий и новых технологий в агропромышленном комплексе;

- обеспечение защиты окружающей среды и рациональное природопользование;

- применение новых информационных и телекоммуникационных технологий;

- применение новых технологий для модернизации отраслей промышленности;

- применение нанометрических технологий.

Разработка современной инновационной методологии управления общественными процессами в муниципальных образованиях занимает сегодня одно из ведущих мест в становлении муниципальной науки. Без решения этого вопроса не могут быть предложены технологии развития местного сообщества.

Можно выделить четыре основных стратегических подхода.

1. Стратегии развития территории:

-природоохранительные программы;

-создание хороших условий проживания для работающих за пределами местного сообщества (программа использования преимуществ «спальных районов»);

-развитие транспортной сети;

-развитие коммунальной инфраструктуры;

-развитие жилищного фонда.

2. Стратегии развития человеческих ресурсов:

-развитие социальной структуры;

-устранение безработицы и нищеты;

-развитие социального страхования жителей;

-кадровое обеспечение городской администрации и важнейших муниципальных предприятий и т. д.

3. Стратегии развития культуры и туризма:

-развитие туристического бизнеса;

-развитие организационной культуры, науки, искусства;

-развитие народных промыслов и ремесел;

-сохранение историко-культурного наследия местного сообщества.

4. Стратегии развития предпринимательского потенциала местного сообщества:

-привлечение новых предпринимателей (внешних);

-развитие деловой активности и расширение производственной деятельности существующих предприятий;

-развитие или оживление коммерческой деятельности и розничной торговли (банковской, кредитной, оптовой торговли);

-возвращение предприятий, перемещенных за пределы местного сообщества;

-открытие новых видов бизнеса;

-повышение эффективности действующих предприятий и т. д.

Выбор стратегии развития местного сообщества зависит в первую очередь от тех стратегических ресурсов развития, которыми оно обладает.

+

МХ – совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих свою деятельность на территории МО и удовлетворяющие коллектив. потребности населения.

Муниципальное хозяйство состоит из органов местного самоуправления, муниципальных предприятий (хозяйствующие субъекты, коммерческие по своей сути организации, осуществляющие хозяйственно-производственную деятельность, создающие какой-то продукт товаров, или предоставляющие соответствующие услуги) и муниципальных учреждений (некоммерческие организации, удовлетворяющие потребность населения в сферах здравоохранения, образования, науки, культуры, проведения досуга, напр. поликлиники, дет. сады, школы и т. д.). Актуальные муниципальные предприятия – энерго-, газо-, водо- и теплоснабжения населения. ОМС находятся над, выше предприятий и учреждений, т. к. осуществляют функции контроля и управления предприятиями и учреждениями для реализации функций, вопросов местного значения в соответствии с ФЗ.

Инновации – нововведения, инновационные технологии – комплекс методов и средств, направленных на поддержание инноваций на всех её этапах.

Этапы: идея, разработка, апробация (проверка практической значимости), коммерционализация (последующее внедрение) инновации.

Элементы: регулирующие - ОМС

ОМС – программа «Электронная Россия», «Электронное правительство» (построение системы электронного документооборота, направлен на минимизацию непосредственного, т. е. лицом к лицу, взаимодействия граждан с ОМВ; возможность получать услуги через Интернет.); просмотр онлайн трансляций собраний, совещаний представительного, своего рода законодательного, ОМС; открытое размещение муниципальных заказов и закупок (все заказы мун. власти должны размещать через Интернет посредствам онлайн аукционов, в котором может принять участие любая организация, любой ИП); внедрение новых кадровых технологий в управлении (использование современных достижений науки управления персоналом, создание методик по адаптации персонала, ротация персонала, для ознакомления работника с деятельностью ОМС).

МП – различные инновационные технологии, т. к. по своей сути МП – коммерческое предприятие, но т. к. их специфика – ЖКХ, то речь идёт о внедрении энергосберегающих технологий, система раздельного сбора мусора, создание бизнес-инкубаторов (технология, осуществляемая посредствам активного взаимодействия ОМС, МП. Инкубаторы могут создаваться при школах ПТУ, кот. относятся к МХ, т. е. создание малых предприятий).

Муницип. учреждения – самые разнообразные инновационные технологии, конкретной специфики нет, т. к. могут использоваться как в местном, так и в гос. управлении.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.156.156 (0.047 с.)