ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 22. Формы и организация участия общественности в принятии решений (на уровне субъекта РФ).



В Конституции РФ неоднократно даются указания на самостоятельность местного самоуправления: «местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно» (ст. 12); «местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения» (ст. 130).

Статья 3 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», устанавливает права граждан России на осуществление местного самоуправления: «Граждане... осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных Референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Данные нормы основополагающих правовых актов делают акцент на том, что местное самоуправление – это форма власти народа, мерная власть – население соответствующей локальной территории (муниципального образования), реализующее собственные властные полномочия непосредственно, а также через делегирование их своим Представителям – муниципальным органам власти. Местное самоуправление – это не власть учреждений. Муниципальные органы власти осуществляют в процессе управляющего воздействия строго установленные в уставе муниципального образования полномочия. Можно сказать точнее: если нет прямого народовластия, волеизъявления граждан в муниципальном образовании – нет и местного самоуправления.

Формами прямого волеизъявления являются местный референдум муниципальные выборы, отзыв населением выборных лиц местного самоуправления, сход граждан.

Местный референдумявляется универсальной формой прямой демократии, на него можно вынести любой вопрос местного значения за исключением запрещенных к вынесению ФЗ «О референдуме РФ» от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ.

Инициатива о созыве местного референдума может исходить (ст. 22 ФЗ № 131) от граждан (не менее 5% избирателей), общественных объединений, имеющих право на участие в выборах, представительного органа местного самоуправления и главы местной администрации (как совместная инициатива).

Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления в течение 30 дней со дня поступления документов о выдвижении инициативы.

Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной или муниципальной власти.

Проблема здесь заключается в том, что референдум в реальной жизни отождествляется не с формой самоорганизации и самоуправления населения, а с формой участия населения в местном самоуправлении, ибо в большинстве случаев референдум проводится на основании решения муниципальных органов власти или не проводится вообще.

Ситуация может измениться только в том случае, если местное сообщество осознает деятельность по осуществлению местного самоуправления в форме непосредственного волеизъявления (прямой демократии) не только как право, инициированное государством (сверху), но и как свою обязанность решать вопросы местного значения, не перекладывая ее на других. Местное сообщество должно осознать свою ответственность за законность и целесообразность деятельности своих представителей в местных органах власти и управления. Только в такой ситуации инициативы населения могут реализоваться в установленных (ст. 24-27 ФЗ № 131) формах непосредственной демократии.

Население вправе потребовать проведения местного референдума по вопросу принятия устава муниципального образования, реализовав тем самым свое право на определение структуры органов местного самоуправления, а в более широком смысле – на установление системы местного самоуправления в муниципальном образовании. По инициативе населения может быть проведен местный референдум по одному из вопросов, связанных с развитием муниципального образования (создание, приобретение или отчуждение значимых для муниципального образования объектов муниципальной собственности, размещение на территории муниципального образования производств, принятие плана комплексного социально-экономического развития муниципального образования и др.), решение которого, как правило, отнесено к компетенции представительного органа местного самоуправления. То есть в этих случаях население временно принимает на себя полномочия представительного органа, не передоверяя ему решение от своего имени принципиально важных вопросов местного значения. Население может инициировать проведение местного референдума по вопросу объединения муниципальных образований, в результате чего возможно создание нового муниципального образования (пп. 3-7 ст. 24).

Местный референдум, проводимый по инициативе населения, может служить формой реализации принципа подконтрольности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления населению. Путем местного референдума может быть решен вопрос о досрочном прекращении полномочий органов или должностных лиц местного самоуправления (пп. 1-2 ст. 24). В этом случае итогом местного референдума является назначение досрочных муниципальных выборов.

«Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке» – такая категоричная формулировка, изложенная в ст. 24 ФЗ № 131 противоречит в определенной степени предыдущему абзацу этой же статьи, в котором указывается, что «основания для отзыва... устанавливаются Уставом муниципального образования». Статью можно комментировать следующим образом.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.208.73.179 (0.008 с.)