Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос №42 Аграрная политика царизма.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Начало XX века ознаменовалось обострением социальных противоречий в Российской империи, усилением колониальной политики в Казахстане, особенно аграрной. Значительно активизировалось переселенческое движение. Территория Казахстана была разделена на переселенческие районы: Тургайско-Уральский, Семипалатинский, Сырдарьинский, Семиреченский. Были созданы Переселенческие управления, которые должны были выявлять «излишки» земель для создания «переселенческого фонда». Каждая казахская семья имела право на пользование наделом в 15 десятин земли, вся остальная земля переходила о общественный земельный фонд, управляемый Министерством государственной собственности. Конечно, это было разрушительно для кочевого хозяйства. земли у казахов изымались и «Переселенческий фонд» без учета пастбищ, скотопрогонов, водопоев, а порой и вопреки сложившимся маршрутам кочевий, сознательно перекрывая их, с целью взимания платы за прогон скота. Также на территории Казахстана находились казачьи войска: Оренбургское, Уральское, Сибирское, Семиречсиское, к началу XX века их численность составляла один миллион одиннадцать тысяч человек, и занимали они 15,6 миллиона га земли. Вопрос№43 · Первая мировая война и причины восстания казахов 1916 г. Первая мировая война, начавшаяся летом 1914г. сразу же показала отсталость царской России в экономическом и техническом отношении. Отдельные победы русской армии не могли исправить общего положения на фронте, и Россия за 1915-1916 гг. потеряла значительную часть своих западных владений. · Национально-освободит восстание 1916г в Каз-не. Вопрос№44 Наука и просвещение в Казахстане. Ч.Валиханов (1835-1865). Родился в Кушмуруне. Имя при рождении - Мухаммед-Канапия. Учится в Омске в Сибирском кадет, корпусе в 1847-1853 гг. Закончил его в звании корнета. Русс, язык учит с 12 лет. Достоевский был его другом. Труд о путешествии в Кашгарию принес ему мировую известность. С 1857 г. член Русского Географ. Общества. Записал отрывок эпоса «Манас». В 1860-ых гг. живет в Верном. В 1864 г. участвовал во взятии Илийской крепости. В 1865 г. вышел его последний труд о восстании дунган в Китае. О методах обучения в аульных мектебах Чокан сказал: «Чудовищная фанатика, мертвая схоластика...». Ыбрай Алтынсарыулы окончил в 1857 г. с золотой медалью школу. В 1864 г. открыл 1-ю казах.школу. «Идите дети учиться» - его строки. В 1879 г. назначен инспектором школ в Тургай. область. Открыл 1 -ю женскую гимназию (школу-интернат в Иргизе) и этим вошел в историю Каз-на. Как просветитель организовал ремесленные и сельскохозяйственные школы. В 1883 г. в Орске открылась 1-я казахская учительская школа. С развитием капиталистич. отношений в Казахстане требовались образованные люди. Открывались русские школы, где учились и казахские дети; русско-казахские школы приспосабливались к требованиям колониальной политики царизма. Способные выпускники школ поступали в кадетские корпуса и ВУЗы России. Развивалось традиционное образование в казахской семье, затем детей отдавали в медресе, кот. Содержались на средства частных лиц. Учеников называли шакирдами, учителей - мугалами (люди старше 40 лет с дипломом медресе). Организатор народного образования во II пол. XIX в. - Алтынсарин (1841-1889). В январе1884 он открыл школы в Тургае, Кустанае; школы для девушек, с/х, ремесленные; созданы учебные, методические пособия (киргиз. Хрестоматия); переводил на казахский язык Крылова, Толстого. Вопрос№45 Культура Каз ахстана в конце 19 в нач 20в. (образование и периодическая печать, каз лит, устное и музык творчество) Абай Кунанбайулы (настоящее имя Ибрагим) из рода табыкты. Учился в медресе Семипалатинска. Отец не дал ему доучиться, желая привлечь к управлению народом. На формирование его творчества повлиял Толстой, Через литературу России он узнал о культуре Запада. Абай - основоположник письменной казах. лит~ры. В 1884 г. избран (по предложению политических ссыльных) членом областного стат. комитета. Автор строк: «Я презрел познанье, юноша пустой..:». «Козымнын карасы» одна из его песен. Развитие просвещение во 2-й пол.XIX в. в Каз-не тормозило: скудость средств, нехватка учеб. пособий и учителей (низкая оплата их труда). Традиционная казахская культура. Жанторе, хан Мл.Жуза (убитый в 1809 г), создал выдающийся кюй «Шалкыма». В творчестве акына, поэта и оратора 1-й пол. XIX в. Шернияза получили развитие традиции импровизаторства. Акан Серы - автор песен «Макпал», «Сырымбет», «Балхадиша», «Манмагер», «Кулагер». Композитор-песенник 1-й пол. XIX в. - Сегиз Серы. Сармалай - крупный композитор и сыбызгист. Жаяу Муса — композитор и поэт-публицист (по обвинению сыновей султана Шормана выслан в Тобольск, подвергался гонениям и притеснениям). Поэт 1-й пол. Х1Х в. Абыл сохранил огромный эпический цикл и передал поколениям «40 ногалинских богатырей». Сборник стихов «Осиет-нама» Дулата Бабатайулы, опубликованный в 1880 г. был запрещен царской цензурой. На его творчество повлияли жырау, дастаны. Шоше Каржабай-улы записал лучший вариант «Козы-Корпеш и Баян-Сулу». Суюнбай - самый популярный поэт Жетысу (Жамбыл его лучший ученик). На взгляды Даулеткеряй Шигайулы (1820-87) повлияло восстание 1836-38 гг. И.Тайманова в Букеев. Орде. В кюях «Кос-алка», «Ку-даша», «Акбала-кыз», «Кыз Акжелен» он создал женский портрет и стал основоположником лирического направления в домбровой музыке. Таттимбет Казангапулы - выдающийся кюйши-композитор, один из основоположников классической домбровой музыки стиля шертпе. Его привлекали кюи-легенды XIII—XVII вв. Абай повлиял на талант выдающегося композитора Биржана Кожагулулы. Ыкылас Дукенулы (1843-1916) - кобызист, кюйши-композитор 2-й пол. XIX в. - возродил традицию кобыза времен Коркута. Курмангазы Сарырбайулы - гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки. В его кюе «Сары арка» слышатся мотивы несгибаемой воли народа к свободе, родной земле, безграничной степи. Свой 1-й кюй «Кишкентай» посвятил И.Тайманову. Всего до нас дошло его 60 кгоев. В XIX в. были распространены кюи, жыр, толгау, терме. Айтыс - состязания акынов-импровизаторов. В 1868 г казахские ювелирные изделия и костюмы показывались в Париже. В 1-й пол. XIX в. (1820-ые гг.) ханский дворец (с привлечением средств царского правительства) возводится в Букеев. Орде в местности Жаскус. Во 2-й пол.Х1Х в. в медресе изучались предметы: фараиз (закон о наследовании и разделе имущества), усул-фиких (исследование мусульман.законов), акаид (догматика), монтик (логика).
Вопрос№46 Февральская революция. Казахстан после падения царского самодержавия. туземному населению, пострадавшему от волнений 1916 г., амнистирует участников событий 1916 г., возвращает в 1917 г. на родину «реквизированных» по указу. Общение с русскими рабочими и солдатами ока оказало огромное влияние на рост политического сознания тыловиков. По аграрному и национально-территориальному вопросам Временное правит-во продолжало политику самодержавия. В апреле 1917 г. М.Чокай был избран председателем Центрального Шуро (Совет мусульман Туркестана) и Туркестанского регионального казахско-киргизского комитета. В мае 1917 г. 250 мулл на Всероссийском съезде мусульман выступили против равных прав женщин и мужчин. Летом 1917 г. по инициативе Советов рабочих депутатов на предприятиях Петропавловска, Уральска, Семипалатинска был введен 8-ми часовой рабочий день. Не получив от Временного правит-ва ожидаемого, трудящиеся стали: расправляться с ненавистными управителями и старшинами, захватывать землю и скот, забирать казенный хлеб, самочинно захватывать пастбища крупных баев. В июле 1917 г. на 1-м Всеказахском съезде в Оренбурге рассматривалось: нац.автономия, решение земельного вопроса, подготовка к Учредительному собранию, образование каз.партии. На этом съезде создали партию "Алаш". Большевики были против нее. Глава Совета и правит-ва Алаш - Букейханов. Ее программа опубликована в газете «Казах». Лидеры Алаш видели будущее Каз-на в автономии (Байтур-сынов, Дулатов). Интеллигенция, отражавшая интересы степной элиты, составляла социальную основу алашского движения. Один из лидеров Уильского Оляята был видный алашевец, ученый-энциклопедист, врач Досмухамедов Халел. Ю.Бабаев возглавил «Союз чернорабочих» созданный в Верном в июле 1917 г. Мустафа Чокай (глава Туркестанского казахско-киргизского комитета) был сторонником автономии Туркестана, впоследствии написал ряд трудов с критикой сталинизма и Советской системы. Лозунг «Землю надо передать тем, кто ее обрабатывает» обеспечил к лету 1917 г. победу партии эсеров во всех Советах Туркестанского края (кроме Черняевско-го). В сентябре 1917 г. создана партия туркестанских федералистов - 1-я мусульман, партия в Каз-не, выдвинувшая идею территориальной автономии. Партия «Улема» отстаивала идеи шариата, адата и демократии. Главой Революционного союза казахской молодежи в Мерке был Т.Рыскулов. Группа «Жас казак» действовала в Акмолинске. В Семипалатинске выходила газета кадетов «Свободная речь». Общенациональный кризис назрел т.к.: надвигался голод, разруха, росла анархия, Временное правит-во было неспособно дать мир — народам, землю - крестьянам, фабрики - рабочим. Вопрос№47 Октябрьская революция. Перовск - 1 -й город Каз-на, где победила советская власть. Советская власть в Каз-не установилась за 5 месяцев. 10 декабря 1917 г. в ходе боев, власть Советов была установлена в Ташкенте. В декабре 1917 г. Советская власть относительно мирно установлена в Букеевской Орде. 8 января 1918 года власть перешла в руки Советов в Актюбинске. Т.Бокин боролся за установление советской власти. На выборах в Учредительное собрание (ноябрь 1917 г. - январь 1918 г.) большинство населения Каз-на выступило за партию «Алаш». В январе 1918 г. в Тургайской области установилась власть Советов. 2-13 января 1918 г. за советскую власть выступил II Семиреченский крестьянский съезд. В Уральской области Советская власть окончательно установилась в ходе гражданской войны. В ночь со 2-го на 3-е марта 1918 г. в результате вооруженного восстания Советская власть была установлена в Верном. IV Всетуркестанский съезд создал гос-во «Туркестанская автономия» (в нее вошли Сырдарьинская и Семиреченская области). Эта автономия провозгласила ислам государственной религией. Центр автономии - Коканд по решению Ташкентского Совета был взят штурмом и разрушен в феврале 1918 г. Русским и другим народам Казахстана во Временном Народном Совете «Алаш-Орды» предоставлялось 10 мест. Весной 1918 г. Ленин принял декрет о национализации ряда крупных промышленных предприятий. С.Ссйфуллин (не участвовал в установление Советской власти в Семиречье) возглавил Акмолинский отдел народного образования. Он был автором популярного стихотворения «Марсельеза казахской молодежи». А. С. Мендешев стал комиссаром народного образования Букеевской области (1918 г). Весной 1918 г. Советская власть начала борьбу с Алаш-Ордой с закрытия газеты «Казах». Лидеры «Алаш» не признали Октябрьскую рев-цию и идею казахской государственной (автономии) на советской основе потому что: задолго до Октября они пропагандировали свою программу, считали что гос-во - член федерации самостоятельны, «Алаш» выступала за справедливость, закон должен защищать рабочих. Местом препребывания Алаш-Орды временно был избран Семипалатинск. Осенью 1917 г. возникла партия «Уш-Жуз» (Киргизская социалистическая партия), ставшая с начала 1918 г. союзником большевиков в борьбе с партией Алаш. Лидер Уш-Жуза Кольбай Тугусов. 17 мая 1918 г. был принят «Декрет об ассигновании 50 млн. рублей на оросительные работы в Туркестане». Вопрос№48 Казахстан в годы гражданской войны. Политика «военного коммунизма» это: национализация всей промышленности, максимальная централизация руководства, распределение всех жизненно важных товаров, продразверстка (с января 1919 г.). Продразверстка это система заготовок сельхозпродуктов. Антисоветские элементы использовали недовольство этой политикой для уничтожения Советской власти. Железная дорога Александров Гай - Эмба должна - была соединить Урало - Эмбенский нефтяной регион с Центром России. У. Ибраев (участник восстания 1916 г.) возглавил подполье в Кен-аральской волости. Село Мариинское - крупный центр партизан, движения Атбасарского уезда. А.Майкутов организовал Акмолинское подполье. В Семиречье в 1918 г. по инициативе Р.Маречека была создана коммуна «Новая эра». Участники Черкасской обороны (сент1918 - дек1919) боролись против войск Аненнкова. По его приказу в топке парохода «Монгол» был сожжен Я.Ушанов. В августе 1918 г. войска Семиреченского фронта попытались оказать помощь Черкасской обороне, но при этом погиб командир фронта Л. Емелев. Черкасская оборона остановила наступление Колчака в Жетысу. Главная задача Восточного фронта в 1919 г. - разгром Колчака. Задача I и IV армии Туркестанского фронта в 1919 г. - освобождение Оренбурга и Уральска. В январе 1919 г. Красная Армия освободила Оренбург и Уральск (при его освобождении погиб Чапаев). У Казревкома (глава Петковский) была военно-гражданская власть. 5 апреля 1919 г. партизаны штурмом овладели г. Костанаем. Один из лидеров партизан Кустанайщины У. Ибраев. Весной 1919 г. партизаны Атбасара восстали против Колчака. Капитуляция Южной армии Колчака привела к ликвидации Актюбинского фронта. В июле 1919 г при взятии Уральска погиб Чапаев. На территории Каз-на было решено создавать полки. В постановлении ВЦИК 1919 г. членам Алаш-Орды объявлялась амнистия. А.Байтурсьшов возглавил переход Алаш-Орды на сторону советской власти. Он автор статьи «Революция и киргизы». 9 марта 1920г. принято решение о ликвидации Алаш-Орды. Национальный фактор не был использован для возрождения этносов России, т.к. большевики стремились к унитарному госу-ву. В июне 1920 г. в Верном белогвардейцы подняли мятеж. В 1920 г. проведена «Неделя фронта» - для армии собирали одежду и хлеб. В январе 1920 г. был ликвидирован Уральский фронт, а в марте 1920 г. последний фронт в Казахстанене - Северный Семиреченский. В ходе революции и войны погибло 8 млн. человек и очень много эмигрировало. В мае 1920 г. в армию были призваны 25 000 трудящихся нерусских национальностей в возрасте от 19 до 35 лет. Вопрос№49 Образование КАССР в составе России. Политика. «Декрет об образовании КазАССР» издан 26 августа 1920г. Курултай, образовавший КазАССР, состоялся в 1920г. в Оренбурге. Тогда в состав КазАССР не вошли Сырдарьинская и Семиреченская область. Председателем СНК КазАССР был В. Радус-Зенькович, а ЦИК - С.Мендешев. 1-я столица КазАССР – Оренбург с (1920 - 24 гг.). 2-я - Кзыл-Орда. С 1929 г. столица - Алматы. «Декларация прав трудящихся КазАССР» принятая 4-го октября 1920 года провозгласила: основные права и обязаности граждан, избирательную систему и ее принципы, систему организации суда, органы власти. В 1-е годы совет советской власти избирательное право предоставлялось потомкам бывших волостных управителей. В 1922 году для пропаганды политики Советской власти в степь была направлена комплексная экспедиция «Кызыл керуен» («Красный караван») во главе с А.Джангильдиным, проделавший путь от Оренбурга до Семипалатинска. В январе 1921 г. был принят декрет СНК КазАССР «О порядке употребления киргизского (казахского) и русского языков». В ноябре 1923 г. ЦИК принял декрет «О введении делопроизводства на киргизском (казахском) языке». А.Розыбакиев налаживал отношения между казахскими, уйгурскими и русскими трудящимися. В 1925 г. Съезд Советов восстановил исторически верное наименование народа - «киргиз-казахи». А в 1936 г. ЦИК КазАССР принял точное наименование: казахи, Казахстан. В период национально-государственного размежевания 1924 г. в состав КазАССР вошли Сырдарьинская и Семиреченская области. В результате объединения казахских земель территория республики составила 2,7 млн. км. В 1928 г. принята новая 4-ступенчатая система районирования: аул, село - район - округ - центр. Значение этого заключалось в том, что: советский аппарат управления приближался к массам, население было вовлечено в советское строительство, учитывалось необходимость изживания национальных трений и сохранение национально-однородных Советов. Организатор комсомола Гани Муратбаев (1902-24). 1-й Казахстанский областной съезд комсомола прошел в 1921 г. Казахское областное бюро ВЦСПС было организовано в январе 1921 г. Казарменный социализм утверждался за счет: уничтожение частной собственности, многоукладное™ и товарного обращения, а также примата идеологии над экономикой. Вопрос №50. НЭП. Рост недовольства аула и деревни после войны вызывало: уменьшение посевных площадей, валовых сборов зерна и поголовья скота, массовый голод 1921-22 гг (одна из причин - изъятие 80 % излишков), силовая политика гос-ва по отношению к населению. Все это, а также выступление крестьян против «военного коммунизма» привело к переходу к НЭПу. НЭП - это: аренда земли, наемный труд, кооперация, продналог. Земельно-водная реформа 1921 г. Цель: наделение бедноты землей, отобранной царизмом. В начале 1921 г. был издан декрет о бесплатном отпуске населению продуктов, топлива. В апреле 1921 г. издан декрет о возврате земель. По нему казахи по левому берегу Урала получили свыше 208 тыс. десятин земли.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 786; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.26 (0.025 с.) |