Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическое развитие Казахстана на современном этапе.

Поиск

Национальное богатство - важнейший показатель экономического состояния страны, представляющий в денежном выражении совокупность благ, созданных и накопленных обществом за все время его производственной деятельности. В более широком смысле включает и нематериальные, духовные ценности, которыми располагает общество. Неизменно признавали три источника богатства нации: земля, труд и капитал или совокупность природного, произведенного, и человеческого капиталов. Показателем, характеризующим, как использование всех трех видов капитала, так и их развитие, является Валовой внутренний продукт. Развитие произведенного капитала. В современной экономике произведенный капитал представляют машины, оборудование и сооружения, используемые для производства товаров и услуг, запасы сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, а также нематериальные активы. Промышленность. Промышленное производство составляет основу экономики Республики Казахстан. За 1991-2003 годы развитие промышленности складывалось под влиянием внешних и внутренних факторов, оказавших неоднозначное влияние на состояние отрасли. Начиная с 1991 г. по 1995 г. наблюдалось снижение объемов промышленного производства. В 1996-2003 гг. было обеспечено наращивание объемов производства, в среднем за год прирост составил 6,5%. Сельское хозяйство. За годы независимости в сельском хозяйстве республики произошли коренные изменения: доля негосударственной формы собственности в структуре сельхозпроизводителей возросла с 40% в 1991 г. до 99,9% в 2003 г. Завершены приватизация госхозов и реформирование колхозов, что привело к увеличению числа хозяйствующих субъектов в 11 раз. Кредитование. По состоянию на 1 октября 2003 года создано 58 сельских кредитных товариществ (далее - СКТ) в двенадцати областях республики (Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Кызылординской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Южно-Казахстанской). Общий уставный капитал созданных 58 СКТ с участием АО 'Аграрная кредитная корпорация' составляет 942,4 млн. тенге, количество участников - 2020, посевная площадь земельных угодий - 3 007,6 тыс. га. В настоящее время 27 СКТ получили лицензию Национального Банка Республики Казахстан на проведение отдельных видов банковских операций, а остальные проходят процедуру получения разрешения на открытие и лицензии Национального Банка, а также регистрации в органах юстиции. Инвестиции в основной капитал. В последние пять лет темпы роста инвестиций в основной капитал имеют среднегодовой прирост в 28,4 %. За последние четыре года для получения прироста ВВП на 1 %, требовалось обеспечить прирост инвестиций в основной капитала на 3,7 %. Развитие жилищного строительства В целях создания механизмов финансирования жилищного строительства, привлечения инвестиций в жилищную сферу и приобретения собственного жилья населением в декабре 2000 года введен в действие Закон 'О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан' и соответствующие подзаконные акты. Для решения социальных проблем населения в Казахстане с 2001 года внедрена двухуровневая система ипотечного кредитования. Транспорт. В настоящее время наблюдается устойчивый рост роли транспортного комплекса в экономике республики. На его развитие направляются значительные государственные инвестиции, поскольку функциональные возможности инфраструктуры, в особенности транспорта и связи, должны опережать темпы развития экономики, создавая необходимые предпосылки для ее ускоренного роста. В Казахстане это приобретает особую актуальность в связи с особенностями его географического положения, удаленностью от основных мировых транспортных потоков. Телекоммуникации и связь. Одним из ключевых факторов в перспективном развитии государства является информатизация. В международном масштабе, по оценкам экспертов, Казахстан по уровню информатизации находится пока примерно на 60-70 месте. Наука и инновации. Республика Казахстан располагает мощным научно-техническим потенциалом. Охрана окружающей среды и природопользование. Земля и недра Казахстана, его воздушный бассейн и водные ресурсы, богатейшая флора и фауна нуждаются в эффективной системе государственной защиты. Принят ряд основополагающих законодательных актов, регулирующих вопросы государственного управления в области охраны природы и природопользования: 'О земле', 'Об охране атмосферного воздуха', 'Водный кодекс', Об особо охраняемых природных территориях', Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015гг. Наблюдаются положительные тенденции в инвестиционной деятельности по охране окружающей среды. Население и трудовые ресурсы. Численность населения страны на начало 2003 года составила 14862,5 тыс. человек, из них 8416,2 тыс. человек (56,6%)- городских и 6446,3 тыс. человек (43,4%) - сельских жителей. С 1999 года в стране наблюдается сокращение числа эмигрантов и увеличение числа иммигрантов, а с 2000 года увеличение естественного прироста населения за счет повышения рождаемости. Социальное обеспечение населения. Несмотря на объективные трудности и издержки, сопровождавшие трансформационный период, стране удалось за сравнительно короткий период времени сформировать сбалансированную социальную систему с эффективным государственным регулированием, адекватным принципам рыночного хозяйствования. Республика одной из первых на постсоветском пространстве перешла от государственной 'солидарной' к накопительной системе пенсионного обеспечения, приняв 1 января 1998 года Закон 'О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан'.

Вопрос №75. Создание СНГ. 8 декабря 1991г. руководители РСФСР, Белоруссии и Украины собрались в Минске и подписали договор о создании СНГ.

Подтвердили что договор «Об образовании СССР от 1922 года» утратил свою силу.

21 декабря 1991 к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, подписавшие совместно с Белоруссией, Россией и Украиной в Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ.

Руководители Республик Беларусь, Казахстана, РФ и Украины, подписали соглашение «О совместных мерах в отношении ядерного оружия». По соглашению государства – участники должны были совместно вырабатывать политику по ядерным вопросам, обеспечивать коллективную безопасность всех государств. В СНГ вошли 11 республик.

Фактически Президент Казахстана стал первым политическим лидером на постсоветском пространстве, который взял курс на стратегическое планирование. Так, в 1992 году в статье «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства» он изложил основные принципы модернизации казахстанского общества и государства, обрисовал основные черты внутренней и внешней политики РК. Эти подходы получили дальнейшее развитие в работе «На пороге XXI века» (1996), где была изложена целостная концепция адаптированной модернизации независимого Казахстана. Особая роль в процессе выработки долгосрочной стратегии суверенного Казахстана отводится ежегодным Посланиям Президента, представляющим собой своеобразный диалог между Главой государства и народом, в ходе которого выверяется стратегия государства и общества на многие годы вперед. Важно отметить, что Н. Назарбаев никогда не переставал внимательно изучать, а нередко и перенимать зарубежный опыт модернизации. И эта черта выгодно отличает его от политиков и государственных деятелей, которые склонны экспериментировать, не соизмеряя при этом цели и средства. Изначально стиль Н. Назарбаева в сфере стратегического планирования отличался рядом особенностей. В частности, он продемонстрировал новый подход к целеполаганию. Как показывает зарубежный опыт, политики и эксперты нередко склонны экстраполировать современные тенденции на отдаленное будущее, то есть, говоря языком живописи, использовать линейную перспективу. Такой метод позволяет ставить перед нацией реальные и выполнимые задачи в пределах имеющихся ресурсов. Однако изначально он загоняет нацию в своеобразный тупик, нацеливая на реализацию довольно ограниченных по содержанию и духу задач элементарного выживания. Поэтому, формируя собственную стратегию модернизации, Президент использовал не линейную, а обратную перспективу, согласно которой сначала создается модель целесообразного и желанного для страны и лишь затем формулируются задачи на перспективу. При этом, по мнению Главы государства, важно исходить не только из имеющихся, сколько из будущих ресурсов и возможностей.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.180 (0.008 с.)