Национальный фонд Республики Казахстан: специфика формирования и использования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальный фонд Республики Казахстан: специфика формирования и использования

Поиск

Национальный фонд Республики Казахстан представляет собой финансовые активы государства, сосредоточиваемые на счете Правите-льства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казах-стан, а также в виде иного имущества, за исключением нематериальных активов.

Фонд создан Указом Президента от 23 августа 2000 г. и начал формироваться с 2001 г.; на конец 2001 г. его накопления составили 1,24 млрд. долл.

Состояние казахстанской экономики в целом в значительной степени определяется ситуацией в секторе природных ресурсов. Существующая зависимость поступлений республиканского бюджета от природных ресурсов ставит перед государством ряд вопросов, связанных с будущим Казахстана. Во-первых, это вопрос правильного планирования использования природных богатств в связи с их невосполнимостью. Во-вторых, это вопрос снижения зависимости объемов государственных доходов и расходов от резких и непредсказуемых скачков мировых цен на природные ресурсы.

Поэтому Национальный фонд предназначен для обеспечения стабильно-го социально-экономического развития государства, накопления финансо-вых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов, снижения зависимости экономики от нефтяного сектора и воздействия небла-гоприятных внешних факторов.

Национальный фонд осуществляет сберегательную и стабилизационную функции. Сберегательная функция обеспечивает накопление финансовых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов, и доходность активов Национального фонда в долгосрочной перспективе при умеренном уровне риска. Стабилизационная функция предназначена для поддержания достаточного уровня ликвидности активов Национального фонда.

Часть Национального фонда, используемая для осуществления стабили-

зационной функции, определяется в размере, необходимом для обеспечения гарантированного трансферта.

Формирование и использование Национального фонда определяются с учетом конъюнктуры мировых и внутренних товарных и финансовых рын-ков, экономической ситуации в государстве и за рубежом, приоритетов соци-ально-экономического развития республики с сохранением при этом макро-экономической и фискальной стабильности и соблюдением основных целей и задач Фонда.

Источниками формирования Национального фонда Республики Казахстан являются:

1) поступления в бюджет, направляемые в Национальный фонд Республики Казахстан:

- прямые налоги от предприятий нефтяного сектора (за исключением

налогов, зачисляемых в местные бюджеты), к которым относятся:

корпоративный подоходный налог, налог на сверхприбыль;

роялти, бонусы, доля по разделу продукции;

рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат;

- поступления от приватизации государственного имущества, нахо

дящегося в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей отраслям;

- поступления от продажи земельных участков сельскохозяйственного на

значения;

2) инвестиционные доходы от управления Национальным фондом Респуб-лики Казахстан;

3) иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством Республики Казахстан;

Национальный фонд Республики Казахстан расходуется:

1) в виде гарантированного трансферта из Национального фонда

Республики Казахстан в республиканский бюджет на реализацию бюджетных программ (подпрограмм) развития на соответствующий финансовый год;

2) в виде целевых трансфертов, передаваемых из Национального фонда

Республики Казахстан в республиканский бюджет на цели, определяемые Президентом Республики Казахстан;

3) на покрытие расходов, связанных с управлением Национальным фон-

дом Республики Казахстан и проведением ежегодного аудита.

Фонд не может использоваться на кредитование физических и юридических лиц и в качестве обеспечения исполнения обязательств.

 

22 Определите особенности состава и структуры расходной части местных бюджетов Республики Казахстан Государственные расходы представляют собой денежные расходы, связанные с функционированием государства. Как экономическая категория государственные расходы выражают экономические отношения, связанные с распределением, перераспределением и потреблением части валового общественного продукта в целях развития и совершенствования общественного производства, удовлетворения разнообразных потребностей общества. Понятие «расходы» имеет двойной смысл: Использование денежных доходов по их целевому назначению, то есть непосредственную трату денежных средств 8 процессе обмена. В этом случае в состав расходов включаются расходы непроизводственной сферы, населения, осуществляемые за счет конечных доходов, а валовой общественный продукт распадается на три фонда: фонд возмещения, фонд накопления, фонд потребления. От фактического расходования средств в процессе обмена следует отличать расходы распределительного характера, которые формируются посредством финансов: при использовании общегосударственных фондов и распределении фондов предприятий по их целевому назначению; денежные расходы служат основой формирования конечных доходов всех субъектов хозяйствования. Эти два аспекта отражают противоречивость и сложность понятия ««расходы»» при его трансформации в понятие «затраты»: если «расходы» предполагают окончательную трату, потребление (в противоположность «доходу»), то «затраты» означают издержки «в зачет»», наперед, в ожидании будущих доходов или прибыли. Роль государственных расходов определяется тем, что преобладающая их часть направляется для производства или обеспечения общественными товарами, благами и услугами населения страны. Расходы на социально- культурные цели, оборону, охрану правопорядка, управление, на продукцию и услуги государственных инфраструктурных предприятий и организаций удовлетворяют общие потребности населения в дополнение к обеспечению рыночными товарами и услугами со стороны как государственного, так и рыночного секторов экономики. Совокупность всех видов расходов по направлениям и целевому назначению образует систему государственных расходов. Государственные расходы в подавляющей своей части производятся за счет чистого дохода общества, централизуемого в бюджете государства или находящегося в распоряжении государственных предприятий. Они могут возмещаться также суммами амортизации, включаемой в себестоимость продукции, которые направляются на капитальные вложения, предусматриваемые для увеличения производственных фондов государственного хозяйства. Часть государственных расходов покрывается за счет средств населения в виде налоговых платежей, поступлений от займов и пр. Для финансирования государственных расходов привлекаются долгосрочные кредиты банков, в целях увеличения и технического совершенствования основных производственных фондов, погашаемые в последующем из прибыли и других доходов предприятий. Отдельные виды государственных расходов неоднородны по экономическому содержанию и значению. Этим обусловливаются различия в источниках, формах и методах финансирования затрат. Важнейшим критерием разграничения государственных расходов является их отношение к процессу материального производства и создания национального дохода. В соответствии с этим государственные расходы по экономическому содержанию подразделяются натри основные группы: расходы непосредственно связанные с материальным производством и относящиеся к производственной сфере; расходы в непроизводственной сфере деятельности; расходы на создание государственных резервов. Первая группа расходов обусловлена хозяйственной деятельностью государства и связана с созданием национального дохода. Вторая группа государственных расходов связана с потреблением национального дохода для удовлетворения общественных потребностей общества. Средства, расходуемые на непроизводственную сферу, направляются прежде всего на содержание учреждений просвещения и здравоохранения, развитие науки и культуры, жилищное и культурно-бытовое строительство, социальное страхование работников, а также на социальное обеспечение всех членов общества. Государство также затрачивают средства на оборону, содержание государственного аппарата и другие мероприятия, связанные с деятельностью государственных органов. Расходы на нужды непроизводственной сферы являются той частью национального дохода, которая поступает в фонд потребления. Однако рост затрат в непроизводственной сфере в конечном счете также сказывается на темпах роста общественного производства и повышения его эффективности. Это достигается за счет подготовки квалифицированных кадров, внедрения достижений науки в производство, обеспечения медицинского обслуживания работников сферы материального производства. Оптимальное распределение государственных расходов между фондом накопления и фондом потребления является важнейшей задачей экономической политики государства. Соотношение фонда накопления и фонда потребления изменялось: в последние годы темпы роста фонда потребления превышали темпы роста фонда накопления. Удельный вес фонда потребления в национальном доходе, используемом на потребление и накопление, составил в Казахстане 86%. Государственные расходы третьей группы - на создание и пополнение государственных резервов предназначаются для удовлетворения потребностей как производственной, так и непроизводственной сфер потребностей, при чрезвычайных обстоятельствах, например, при стихийных бедствиях, для возмещения потерь и обеспечения бесперебойности снабжения предприятий, учреждений, организаций и населения товарами и продуктами. Создание таких резервов в децентрализованном порядке (отдельно у каждого предприятия и организации) было бы нерациональным. Централизованный порядок их образования позволяет относительно снизить их необходимые размеры и наиболее эффективно использовать эти резервы. По предметному признаку (целевому) государственные расходы делятся на расходы на экономику, социально-культурные мероприятия, науку, оборону и управление. По территориальному признаку государственные расходы делятся по экономическим регионам. Такая классификация позволяет активно воздействовать на размещение производительных сил и совершенствование пропорций в народном хозяйстве. Государственные расходы по отраслевому признаку в сфере материального производства делятся на затраты в промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь, торговлю, снабжение и заготовки; в непроизводственной сфере подразделяются на затраты на образование, науку, здравоохранение и физическую культуру, социальное страхование и социальное обеспечение, на оборону и управление     23 Рассмотрите развитие бюджетной системы Казахстана (исторический аспект) Проводилась огромная работа по совершенствованию бюджетного процесса, созданию адекватного механизма государственного финансового контроля и обеспечению прозрачности использования средств государственного бюджета на нужды общества. За эти годы бюджетная система страны перетерпела значительные перемены и прошла через ряд этапов реформирования. 17 декабря 1991 года был подписан первый закон «О бюджетной системе», который определил бюджетное устройство Казахстана. Основной его идеей явилось придание самостоятельности частям бюджетной системы: республиканского и местных бюджетов. Началось построение правовой основы функционирования новой бюджетной системы и системы государственного финансового контроля, стали создаваться соответствующие институты. Были разграничены функции и полномочия республиканского и местных бюджетов, создана правовая база функционирования двухуровневой бюджетной системы. В 1995 году ввели новое налоговое законодательство, а также создание органов Казначейства обусловили подготовку Закона Республики Казахстан «О бюджетной системе» 24 декабря 1996 года. В законе оговаривались принципы бюджетной системы, регламентировался порядок составления, рассмотрения, утверждения бюджета, исполнения и контроля за исполнением. Вводились новые понятия: субвенции, субсидии, официальные трансферты, государственные гарантии, займы, заимствование и долг, резервы правительства и исполнительных местных органов. Законом доходы государственного бюджета разделены на общегосударственные налоги, сборы, платежи и местные налоги и сборы. В апреле 1999г. принят третий закон «О бюджетной системе». Для обеспечения сбалансированности местных бюджетов было внесено единое для всех регионов распределение доходов и установлен механизм бюджетных изъятий и субвенций. С 2005г. вступил в действие Бюджетный кодекс – единый закон, регламентирующий все финансовые процедуры, начиная от формирования бюджета и заканчивая его исполнением и контролем. В 2007г. разработан, а в 2009г. введен в действие новый вариант Бюджетного кодекса, который позволил модернизировать бюджетную систему. В ее основе – 3-летний бюджет с охватом всех ключевых областей. С начала 2010 г. приняты очередные дополнения и изменения в Бюджетный кодекс. В соответствии с действующим законодательством страны принципы построения современной бюджетной системы отражают все тенденции современного состояния бюджетного процесса в стране. В качестве объекта управления выступают: во-первых, бюджетные ресурсы обязаны отражать состояние экономики на определенный период времени и соответствовать необходимым потребностям общества; во-вторых, государственный бюджет является основой деятельности государства как экономического агента, и в связи с их ограниченностью вынуждают государственных органов соблюдать политику. Размер запаса «прочности», имеющейся в распоряжении государства, зависит от прогнозируемого движения денежных средств, предполагаемых расходов наличных денег. Поэтому дальнейшее реформирование бюджетной системы отражает рассмотренные выше тенденции, когда бюджет в Казахстане не только баланс главного денежного фонда страны, но и важный инструмент сбалансированного движения централизованных финансовых потоков. Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов в стране, имеющих между собой установленные законом взаимоотношения. Бюджетная система основана на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источ-ников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Это реализуется через единую социально-экономическую, включая налоговую, политику. Главный документ в построении бюджетной системы - Конституция страны. Кроме Конституции РК и Закона о бюджетной системе принимается ежегодно Закон о Республиканском бюджете на текущий год.   24 Особенности развития системы платежей с недропользователей в Республике Казахстан Ведение мониторинга недр регулируется Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, “О недрах и недропользовании” от 27 января 1996г. а также Положением о государственном мониторинге недр Республики Казахстан, утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 января 1997г. №106. Недропользователь - это лицо, заключившее контракт с уполномоченным органом, на осуществление добычи полезных ископаемых, также переработку техногенных образований на территории Республики Казахстан. Плательщиками специальных платежей и налогов недропользователей являются юридические и физические лица, в том числе иностранные, осуществляющие операции по недропользованию в РК, а также переработку техногенных минеральных образований, находящихся на государственной собственности страны. Порядок уплаты налогов и специальных платежей недропользователем - налоговый режим - установленный для недропользователя, заключается в по-рядке установленном Правительством РК. Налогообложение недропользова-телей,, исходя из основных видов контрактов, разделяется на две модели: первая - предусматривает уплату недропользователем всех видов налогов и других обязательных платежей; вторая - предусматривает уплату (передачу) недропользователем доли Республики Казахстан по разделу продукции, а также уплату всех видов налогов и других обязательных платежей, за исключением: акциза на сырую нефть и другие полезные ископаемые; налога на сверхприбыль; налога на имущество. Первая модель налогового режима устанавливается во всех контрактах, за исключением контрактов о разделе продукции, для которых устанавливается вторая модель налогового режима. Доля Республики Казахстан по разделу продукции, получаемая по кон-трактам о разделе продукции, является источником республиканского и ме-стных бюджетов и поступает в доходы соответствующих бюджетов в размерах, определяемых законом о республиканском бюджете на соответствующий год. Уровень налоговых обязательств недропользователя, предусматриваемых в контракте по второй модели налогового режима, должен быть не меньше, чем по первой модели. Налоговый режим, устанавливаемый в контрактах на недропользование, проходит обязательную налоговую экспертизу в порядках и сроках, определяемых Правительством Республики Казахстан. Налоговая экспертиза включает в себя анализ и оценку проекта контракта, заключаемого компетентным органом, дополнений и изменений к нему, проводится с целью определения налогового режима, в том числе установления специальных платежей и налогов недропользователей. Данное положение распространяется и на изменения и дополнения, вносимые в ранее заключенные контракты. Налоговый режим, установленный по результатам налоговой экспертизы, подлежит обязательному включению в окончательный текст контракта. Запрещается включение вопросов, регулирующих уплату недропользователями налогов и других обязательных платежей в бюджет, в другие акты, связанные с деятельностью недропользователя. В случае изменения налогового законодательства в период с даты проведения налоговой экспертизы и датой подписания контракта налоговый режим должен быть приведен в соответствие с данными изменениями с проведением повторной налоговой экспертизы. Недропользователь, заключивший контракт на недропользование, уплачивает следующие специальные платежи и налоги: бонусы: подписной и коммерческий; роялти; налог на сверхприбыль; доля РК по разделу продукции. Бонусы являются фиксированными платежами недропользователя и выплачиваются в денежной форме. Недропользователь, исходя из индивидуальных условий проведения недропользования, выплачивает следующие виды бонусов: 1) подписной; 2) коммерческого обнаружения. В соответствии с технико-экономическими расчетами заключаемого контракта могут быть установлены один или оба вида бонусов. Подписной бонус является разовым фиксированным платежом не- дропльзователя за право осуществления деятельности по недропользованию на контрактной территории и устанавливается при заключении контракта с учетом экономической ценности передаваемого в пользование месторождения. Размеры подписных бонусов определяются Правительством РК. Бонус коммерческого обнаружения является фиксированным платежом, который устанавливается в контракте на недропользование и уплачивается за каждое коммерческое обнаружение. Коммерческое обнаружение - это запасы определенного вида полезных ископаемых, открытые в пределах контрактной территории, которые являются экономически эффективными для добычи. Данный бонус устанавливается за каждое коммерческое обнаружение на контрактной территории, в том числе за обнаружение полезных ископаемых в ходе проведения дополнительной разведки месторождений, приводящей к увеличению первоначально установленных извлекаемых запасов. По контрактам на проведение разведки месторождений полезных ископаемых, не предусматривающим последующей их добычи, бонус коммерческого обнаружения не устанавливается. Срокуплаты бонусов устанавливается контрактом. Роялти является платежом за право пользования недрами в процессе добычи полезных ископаемых и переработки техногенных образований. Объектом роялти является объем добытых полезных ископаемых или первого товарного продукта, полученного из фактически добытых полезных ископаемых. Ставка роялти устанавливается в контракте, исходя из экономики проекта: по общераспространенным полезным ископаемым и подземным водам - в размере от 1-10%, по углеводородам - по скользящей шкале в зависимости от объемов добычи; по твердым полезным ископаемым, включая драгоценные металлы и камни - в фиксированном процентном выражении за весь период действия контракта. Роялти уплачивается ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным. Роялти уплачивается недропользователем в отдельности по каждому виду добываемых на территории Республики Казахстан полезных ископаемых, независимо оттого, был или они реализованы (отгружены) покупателям или использованы на собственные нужды, Налог на сверхприбыль - налог, устанавливаемый в контрактах на недропользованние, за исключением недропользователей, осуществляющих деятельность по контрактам о разделе продукции и контрактам на добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод при условии, что данные контракты не предусматривают добычу других видов полезных ископаемых. Объектом обложения является сумма чистого дохода недропользователя по каждому отдельному контракту за налоговый период, по которому недропользоваел ем получена внутренняя норма прибыли выше 20%. Ставка устанавливается по ступенчатой прогрессии от 4/% до 30% (при норме прибыли 30%). Налог уплачивается 15 числа месяца, следующего за отчетным. Доля Республики Казахстан по разделу продукции определяется соглашением сторон, в соответствии с которым недропользователю предоставляется право на добычу полезных ископаемых на контрактной территории. Доля по разделу продукции может выплачиваться как в денежной, так и в натуральной формах. Доля по разделу продукции уплачивается не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.   25 Охарактеризуйте субвенции и изъятия в бюджетной системе Казахстана субвенции – официальные трансферты, получаемые нижестоящими бюджетами от вышестоящих в пределах утвержденных сумм, для осуществления целевых расходов или целевых программ; Поступления в местные бюджеты включают: 1). Доходы местных бюджетов, которые состоят из: -местных налогов и сборов, установленных налоговым законодательством РК; -сумм отчислений от общегосударственных налогов в порядке регулирования нижестоящих бюджетов, с учетом уровня социально-экономического развития региона; -неналоговых поступлений в местные бюджеты, установленных законодательными актами республики; 2) полученные официальные трансферты, которые состоят из: -внутренних официальных трансфертов, получаемых от вышестоящих бюджетов местными исполнительными органами с целью обеспечения сбалансированности их бюджетов; -внешних официальных трансфертов, получаемых от международных организаций и иностранных государств; 3). Поступления средств, заимствованных нижестоящими бюджетами у вышестоящих бюджетов или банков второго уровня в виде договоров займа для покрытия временного кассового разрыва в пределах финансового года; 4) поступления от погашения ранее выданных кредитов.   В государстве есть дотационные регионы есть обычные регионы, то есть которые самостоятельно могут существовать за свой бюджет Дотационный регион это тот у которого нет крупных предприятий, которые находятся на финансировании государства Основные субвенции поступают именно от государства в те регионы которые являются дотационными   Понятие "трансферты" означает те деньги которые поступают в тот или иной бюджет от бюджетов более высокого или низкого уровня. Например деньги которые поступают в областной бюджет из республиканского бюджета или районного бюджета. Бюджетные субвенции - это деньги, которые направляются из вышестоящего бюджета в нижестоящий. В нашем случае речь идет о суммах направляемых в регионы из республиканского бюджета.Бюджетные изъятия - это суммы, которые вышестоящий бюджет изымает из нижестоящих бюджетов. В нашем случае это деньги которые из региональных бюджетов изымаются в республиканский. Бюджеты регионов по большей части зависят от трансфертов из республиканского и районных бюджетов. Собственных средств регионов недостаточно. Доля налоговых поступлений в бюджеты регионов, то есть тех денег которые население регионов зарабатывает для собственных местных бюджетов явно низка. Регионы (если не все то в явном большинстве) зависят от дотаций.   26Определите финансы акционерных обществ: проблемы и приоритеты в условиях ограниченности фондового рынка Казахстана Акционерным обществом является организация, созданная на основе добровольного оглашения юридических и физических лиц, объединивших свои средства путем выпуска акций, и имеющая целью удовлетворение общественных потребностей и извлечение прибыли. Финансовые ресурсы АО - это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществлению затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работающих. В Законе “Об акционерных обществах” согласно десятой статье минимальный уставный капитал акционерных обществ должен быть равен двумстам тысячам МРП (месячных расчетных показателей). На сегодняшний день, по данным Национального банка РК, в республике зарегистрировано 5300 акционерных обществ. Из них зарегистрированные эмитенты с уставным капиталом, соответствующим требованиям законопроекта, составляют 6-8%. Очевидно, что порядка 90% акционерных обществ будут вынуждены реорганизовать и перерегистрировать форму собственности. При реорганизации обществ будут ущемлены права акционеров, которые не смогут найти средства для пополнения уставного капитала. Это сократит количество акционерных обществ и негативно повлияет на существующую инфраструктуру рынка ценных бумаг. Данная реформа негативно отразится на интересах миллионов казахстанцев. Учитывая, что на крупные АО приходится основной объем производства в стране, это может привести к уменьшению доходной части бюджета и в конечном итоге отрицательно скажется на благосостоянии большей части населения республики. - говорит начальник отдела исследований реального сектора и государственных финансов Национального банка РК Нурлан Нурсеит. Разработчики законопроекта в качестве аргументов в пользу изменений выдвигают недостаточную развитость финансового рынка и необходимость активизации деятельности по его развитию, а также упрощение законодательства. Принятие законопроекта позволит повысить прозрачность финансово-хозяйственной деятельности АО, усилить защиту прав и интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Сторонники принятия законопроекта считают, что настало время для государственного регулирования рынка ценных бумаг. Так как на сегодняшний день большая часть акционерных обществ не выполняют своих прямых функций – издание акций, введение их на фондовый рынок для свободного вращения. Применительно к акционерным обществам определенные особенности финансовых отношений проявляются в применении акций как средства финансирования производственных и коммерческих потребностей. Этому способствует разнообразие организационных форм деятельности акционерных обществ: они могут быть открытого или закрытого типа (то есть с распространением акций среди ограниченного круга держателей), обществом с полной или ограниченной ответственностью. Оказывает влияние на организацию финансов разнообразие категорий акций (акции предприятий, акции трудового коллектива, акции акционерных обществ), их видов (привилегированные, именные, на предъявителя). Балансовый чистый доход акционерного общества определяется в по-рядке, предусмотренном законодательством. Чистый доход (после уплаты налогов) остается в распоряжении общества и распределяется между акционерами в виде дивиденда, перечисляется в резервы, на развитие производства или иные цели, предусмотренные решением общего собрания. Акционерная форма собственности эффективно действует в экономически развитых странах и является общепризнанной в мировой практике. Она приобщает массу мелких собственников - держателей акций к участию в формировании средств тех предприятий или отраслей, которые наиболее эффективны в данный период, создает возможность перелива финансовых ресурсов в наиболее приоритетные сферы деятельности. К достоинствам акционерной формы относится возможность создания достаточно крупных предприятий, недоступных для индивидуальных владельцев средств и даже для отдельных финансовых институтов. Размер акционерного предприятия сообразуется лишь с масштабами рыночного спроса на его продукцию, управляемостью, перспективами развития рынка.   27 Определите новую концепцию балансирования государственного бюджета в РК. Бюджетная система считается сбалансированной по вертикали, если объем поступлений в совокупных бюджетах на каждом уровне власти в целом достаточен для осуществления их функций. Горизонтальная сбалансированность - общее соответствие доходов и расходов в бюджетах отдельных регионов и территорий на соответствующих уровнях власти. Достижение вертикальной сбалансированности - I этап общей сбалансированности, а достижение горизонтальной сбалансированности - II этап горизонтального выравнивания, которое осуществляется с помощью бюджетных трансфертов. Трансферт - бюджетные отчисления (помощь), которую получают ре-гионы, где доход на одного человека ниже среднего по РК. Ежегодно балансируемый бюджет. Подобный бюджет до последнего времени считался целью фискальной политики. Однако такое состояние бюджета уменьшает стабилизирующую, антициклическую направленность фискальной политики. Сбалансирование бюджета может даже усугубить колебания экономического цикла. При наличии безработицы и падении доходов населения налоговые поступления автоматически сокращаются. В этом случае для сбалансирования бюджета государству необходимо либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо осуществить оба эти действия. Итогом будет сокращение совокупного спроса и еще большее падение производства. Политика сбалансирования бюджета может также усилить инфляцию. При наличии инфляции повышение денежных доходов автоматически увеличивает налоговые поступления. Для ликвидации бюджетного излишка государство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. В любом из этих случаев усилится инфляция. 2. Бюджет, балансируемый на циклической основе. Согласно этой концепции бюджет балансируется в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Для предотвращения спада производства государство снижает налоги и увеличивает расходы, намеренно создавая дефицит. При последующем подъеме экономики государство увеличивает налоги и сокращает расходы, а возникающие бюджетные излишки направляются на погашение дефицитов в годы спада. Таким образом, проводятся антициклическая фискальная политика и балансирование бюджета в течение экономического цикла. Слабым звеном этой концепции является то, что спады и подъемы могут быть не одинаковы по глубине и длительности, что может нарушить циклическую сбалансированность бюджета. 3. Концепция функциональных финансов состоит в том, что их целью является балансирование экономики в целом для достижения макроэкономической стабильности, обеспечение неинфляционной полной занятости. Балансирование бюджета при этой концепции является второстепенной задачей, допускается как наличие дефицитов бюджета и государственного долга, так и бюджетных излишков. Таким образом, после изучению теоретического материала по государственному бюджету можно сделать вывод, что государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. Бюджет, являясь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества.   28 Особенности венчурного финансирование частного бизнеса Одним из важнейших источников финансирования инновационной деятельности является венчурный капитал. Венчурное инвестирование является тем механизмом, от которого выигрывают все: предприниматели – инноваторы получают финансирование своих разработок; инвесторы достигают высоких прибылей за счет роста капитализации проинвестированных компаний; государство выигрывает от роста налоговых поступлений и создания новых рабочих мест; экономика в целом получает возможность быстрого внедрения новых технологий. Венчурный бизнес представляет собой специфический сектор экономики, функционирующий и развивающийся по особым закономерностям: практическая направленность научных исследований и разработок, возможность оперативною внедрения их в производство, многообразие источников внешнего финансирования. Основными критериями отбора венчурных проектов, интересных для инвесторов, являются уникальность и новизна проекта, востребованность продукта на внутреннем и/или внешнем рынках, наличие защищенных прав интеллектуальной собственности, возможность внедрения и начало производства в срок не более 3-х лет, возможность выхода из проекта (продажа доли фонда в инновационной организации) через несколько лет. Для развития венчурного бизнеса в любой стране необходимы следующие условия: 1) благоприятная экономическая ситуация в стране; 2) благоприятный законодательный и налоговый режим, направленный на всемерное поощрение развития малой предпринимательской деятельности; 3) востребованность инноваций промышленностью и покупателями новых технологий, продуктов и услуг; 4) развитая банковская система и система венчурных фондов; 5) наличие венчурных капиталистов, готовых и желающих инвестировать в рисковые, ранние стадии создания и реализации научно-технических проектов; 6) достаточно высокий уровень научного потенциала в стране (наличие новых идей, новых технологий, ноу-хау). Венчурный капитал существенно отличается от традиционного финансирования. Основными его признаками являются следующие: - Инвестиции предоставляются новым или уже существующим фирмам, обладающим потенциалом быстрого развития. Часто финансируются новые компании на начальном этапе развития, которые еще нет возможности получить банковские кредиты. - Необходимые средства могут предоставляться под перспективный проект, без требования каких - либо гарантий. Инвесторы идут на разделение всей ответственности и финансового риска вместе с предпринимателем. - Многие инновационные проекты начинают приносить прибыль не раньше, чем через три - пять лет, поэтому венчурное инвестирование рассчитано на длительный срок. - Рисковые капиталовложения осуществляются, как правило, в самых передовых направлениях научно - технического прогресса. Венчурные фонды, как ни один другой инвестор, готовы вкладывать средства в новые наукоемкие разработки даже тогда, когда им сопутствует высокая степень неопределенности, ведь именно здесь скрыт самый большой потенциальный резерв получения прибыли. - Инвесторы не ограничиваются только предоставлением финансовых средств. Они непосредственно или через своих представителей активно участвуют в управлении новой фирмой. Инвестор должен быть готов оказывать сам<


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.86.70 (0.016 с.)