Представителей союзных и автономных республик - по 5 представителей от каждой и 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представителей союзных и автономных республик - по 5 представителей от каждой и



от автономных областей - по 1 представителю.

Он утверждался съездом Советов СССР.

Конституция не устанавливала количество состава Совета Национальностей. Образованный Вторым съездом Совет Национальностей состоял из 100 человек.

Такой порядок формирования Совета Национальностей обеспечивал представительство в высшем органе власти СССР всех народов СССР.

Союзный Совет и Совет Национальностей для руководства своей работой избирали Президиум.

В соответствии со ст. 16 Конституции, Союзный Совет и Совет Национальностей рассматривали все декреты, кодексы и постановления, поступающие к ним из Президиума ЦИКа и СНК СССР, отдель­ных народных комиссариатов Союза, центральных исполкомов союзных республик, а также возникаю­щие по инициативе Союзного Совета и Совета Национальностей.

К ведению ЦИК СССР была отнесена

· законотворческая деятельность,

· а также определение полно­мочий Президиума ВЦИК и СНК СССР.

ЦИК СССР должен был собираться на очередные сессии три раза в год.

Чрезвычайные сессии могли собираться по постановлению

· Президиума ЦИК,

· президиума одной из палат ЦИК

· или центрального исполнительного органа одной из союзных республик.

ЦИК СССР имел право приостанавливать или отменять декреты, постановления и распоряжения Президиума ЦИКа СССР, а также съездов Советов и ЦИКов республик и других органов власти на тер­ритории СССР.

Законопроекты, восходящие на рассмотрение ЦИКа СССР, получали силу закона лишь при условии принятия их как Союзным Советом, так и Советом Национальностей и публиковались от имени ЦИКа СССР (ст. 22 Конституции).

В случаях разногласий между Союзным Советом и Советом Национальностей, вопрос передавался в создаваемую ими согласительную комиссию.

При не достижении соглашения в согласительной комис­сии, вопрос переносился на рассмотрение совместного заседания Союзного Совета и Совета Нацио­нальностей, причем, в случае отсутствия большинства голосов Союзного Совета и Совета Националь­ностей, вопрос мог быть передан, по требованию одного из этих органов, на разрешение очередного или чрезвычайного съезда Советов СССР (ст. 24 Конституции).

ЦИК СССР формировал Советское правительство - Совет Народных Комиссаров.

СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР и был в своей работе ответстве­нен перед ним и его Президиумом (ст. 37 Конституции).

В главах о высших органах СССР закрепле­но единство законодательной и исполнительной власти.

Для руководства отраслями государственного управления создавалось 10 наркоматов СССР (глава 8 Конституции СССР 1924 г.):

· пять общесоюзных

o по иностранным делам,

o по военным и морским делам,

o внешней торговле,

o путей сообщения, почт и телеграфов

· и пять объединенных

o Высший Совет Народ­ного Хозяйства,

o продовольствия,

o труда,

o финансов

o рабоче-крестьянской инспекции.

Общесоюзные наркоматы имели своих уполномоченных в союзных республиках.

Объединенные наркоматы осуществляли руководство на территории союзных республик через одноименные наркоматы республик.

В остальных сферах управление осуществлялось исключительно союзными республиками через соответст­вующие республиканские наркоматы:

· земледелия,

· внутренних дел,

· юстиции,

· просвещения,

· здравоохра­нения,

· социального обеспечения.

Каждая республика, входящая в состав СССР, имела свой Совет народных комиссаров (из несоюз­ных и объединенных комиссариатов).

Союзные комиссариаты имели в нем своих уполномоченных.

ЦИК союзной республики не мог приостанавливать решений СНК СССР, но мог обжаловать их в ЦИК СССР.

Наркоматы СССР возглавлялись народными комиссарами.

В их деятельности сочетались принципы

· коллегиальности

· и единоначалия.

При наркоме, под его пред­седательством, образовывалась коллегия, члены которой назначались СНК СССР.

Народный комиссар имел право и единолично принимать решения, доводя их до сведения коллегии.

Коллегия или ее отдель­ные члены в случае несогласия могли обжаловать решение народного комиссара в СНК СССР, не приос­танавливая исполнения решения.

Особое значение имело повышение статуса органов госбезопасности.

Если в РСФСР Государствен­ное политическое управление было подразделением НКВД, то с созданием СССР оно приобретает кон­ституционный статус объединенного наркомата - ОГПУ СССР, имеющее своих уполномоченных в рес­публиках. Председатель которого входит в Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик с правом совещательного голоса" (ст. 61).

В рамках Конституции выделяется отдельная глава 9 "Об Объединенном Государственном Политиче­ском Управлении".

В соответствии со ст. 63 Конституцией СССР 1924 г., надзор за закономерностью действий ОГПУ Союза Советских Социалистических Республик был возложен на прокурора Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик на основе специального постановления Центрального Испол­нительного Комитета СССР.

Отдельно в Конституции урегулирован правовой статус и состав Верховного суда СССР (глава 7), учреждение которого провозгласила ст. 43. К его компетенции было отнесено:

а) дача верховным судам союзных республик руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства;

б) рассмотрение и опротестование перед ЦИК ССЦИК СССР по представлению прокурора Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик, по соображениям противоречия таковых общесоюзному законодательству, или поскольку ими затрагиваются интересы других республик;

в) дача заключений по требованию ЦИК СССР о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции;

г) разрешение судебных споров между союзными республиками;

д) рассмотрение дел по обвинению высших до лжностных лиц Союза в преступлениях по должности.

Верховный суд действовал в составе:

· пленарного заседания Верховного Суда СССР;

· гражданско-судебной и уголовно-судебной коллегий Верховного Суда СССР;

· военной и военно-транспортной коллегий.

Прокурор Верховного Суда СССР и его заместитель на­значался Президиумом ЦИК СССР.

В обязанности прокурора Верховного Суда Союза Советских Со­циалистических Республик входила

· дача заключений по всем вопросам, подлежащим разрешению Вер­ховного Суда,

· поддержание обвинения в заседании его

· в случае несогласия с решениями пленарного заседания Верховного Суда СССР, опротестование их в Президиум ЦИК СССР.

Конституция РСФСР 1925 г.

Проект Конституции РСФСР 1925 г. был разработан Наркоматом юстиции,.

Затем над ним работала комиссия Президиума ВЦИК.

Проект обсуждался затем во ВЦИК и на Всероссийском съезде Советов и был утвержден 11 мая 1925 г.

С учетом положений Конституции СССР, закрепившей распределение полномочий между Союзом ССР и союзными республиками, конституционных решений, принятых всероссийскими съездами Сове­тов, была частично изменена и дополнена Конституция РСФСР. Ее наиболее существенные изменения выражаются в следующем.

1 В текст Конституции не была помещена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, поскольку

· многие ее положения оказались выполненными

o например, осуществлен переход всех банков в руки государства,

o аннулированы все международные займы царского правительства

· либо утратили актуальность в условиях нэпа

o всеобщая трудовая повинность.

2 Сохраняя в целом систему прав и свобод граждан РСФСР, новая Конституция внесла и некоторые коррективы.

· Так, Конституция предоставила права граждан РСФСР всем проживающим на ее территории гражданам союзных республик.

· В целях обеспечения реального действия принципа равноправия граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности Конституция РСФСР установила право свободного пользования родным языком на съездах, в суде, управлении и общественной жизни, а также право обучения на родном языке в школе.

· Предоставлялось право отдельным национальностям на выделение в автономные советские социалистические республики и области.

3 Конституция РСФСР закрепила государственную собственность на землю, леса, недра, воды, а равно фабрики и заводы, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи. Данная норма утвердила ликвидацию частной собственности на основные орудия и средства производства.

4 Конституция была дополнена новой главой " Об автономных советских социалистических республиках и областях", которая

· конституировала уже сложившиеся отношения в деле национально-государственного строительства,

· закрепляла систему органов государственной власти в автономных республиках и областях,

· порядок их образования и деятельности.

Задачи укрепления законности, обеспечения неукоснительного действия постановлений и распоряжений центральных органов обусловили появление в Конституции норм, предоставивших право ВЦИК отменять

· акты съездов Советов автономных республик и областей и иных местных советов,

· рас­поряжения наркоматов РСФСР.

Распоряжения наркоматов могли также отменяться Президиумом ВЦИК и СНК РСФСР.

Несколько иначе в Конституции РСФСР 1925 г. сформулированы задачи.

· Если в Конституции РСФСР 1918 г. ставилась задача " установления социалистической организации общества и победы со­циализма во всех странах ",

· то Конституция РСФСР 1925 г. ставила конечной целью " осуществление коммунизма ", а о других странах ничего уже не говорилось.

 

Анализ содержания основного закона показывает - Конституция СССР 1924 г. непохожа на другие советские конституции.

· В ней нет характеристики общественного устройства,

· нет глав о правах и обя­занностях граждан,

· избирательном праве,

· местных органах власти и управления.

Все это отражено в республиканских конституциях, которые принимались несколько позднее, в том числе и в новой Кон­ституции РСФСР 1925 г. В ст. 1, которой, отмечалось, что она исходит из основных положений Декла­рации прав трудящегося и эксплуатируемого народа и основных начал Конституции РСФСР 1918 г.

Сохраняя верность прежнему курсу на уничтожение эксплуатации человека человеком и построе­ние коммунизма, советское государство по-прежнему лишало имущие слои каких-либо прав в области политики и образования.

Как и прежде все лица, использующие наемный труд или живущие на доходы с предприятий, проценты с капитала, не имели политических прав, не обладали правом избирать и быть избранными, не могли служить в Красной Армии.

Конституция СССР 1924 г. и республиканские конституции, в том числе и Конституция РСФСР 1925 г., как бы дополняли друг друга, составляя единую Советскую Конституцию.

 

Кодификация права

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Задача детального правового регулирования имущественных отношений в условиях многоукладной экономики была решена введением Гражданского кодекса РСФСР, принятым 31 октября 1922 г.

В период нэпа гражданское право должно было выполнять трудносовместимые задачи:

· всемерно способствовать развитию товарно-денежных отношений,

· становлению экономики страны

· разви­тию частной инициативы, предпринимательства

· и в то же время ставить надежные заслоны любым попыткам частных лиц извлекать материальную выгоду за счет ухудшения экономического положения государственных предприятий и организаций.

В Гражданском кодексе РСФСР были закреплены основные принципы политики советского государства в сфере хозяйственных и иных имущественных отношений.

К работе над Гражданским кодеком приступили летом 1921 г.

Первоначально речь шла лишь о раз­деле, касающемся обязательственного права, необходимость регламентации которого ощущалась осо­бенно остро в условиях вступления в нэп.

К концу августа была подготовлена Общая часть этого разде­ла, получившего название Кодекса законов об обязательствах, вытекающих из договоров.

Подготовлен­ный в окончательном варианте проект Кодекса законов об обязательствах оказался, тем не менее, поли­тически неприемлемым, так как составители его исходили из принципа предоставления широкой свобо­ды для буржуазных отношений, забывая о

· необходимости ее ограничения,

· о руководящей роли Совет­ского государства.

Понадобилось личное вмешательство В.И. Ленина, чтобы направить работу кодифи­каторов Наркомюста по нужному пути.

В феврале 1922 г. Ленин в письме наркому юстиции Д.И. Кур­скому писал о необходимости расширить вмешательство государства в частноправовые отношения.

В дореволюционном законодательстве России гражданское право являлось отраслью, защищающей имущественные интересы частных лиц, а государство как его субъект не имело преимуществ, и это яв­лялось основным признаком данной отрасли права.

Ленин же считал, что правовые институты, созданные гражданским правом, могли с пользой работать и на социалистическое государство.

Октябрьская революция была многими дореволюционными юристами принята, но отсутствие твердой марксистской теоретической базы, с одной стороны, и следование основополагающим доктринам цивилистики, с другой, сказывались имен­но в ином их взгляде на роль социалистического государства в регулировании гражданско-правовых отношений.

В то же время Ленин сам предла­гал взять от опыта других государств все, что можно было использовать в защиту трудящихся.

Неудачный опыт подготовки проекта Кодекса законов об обязательствах показал, что вопросы гра­жданско-правового регулирования требуют более основательной разработки. В то же время жизнь на­стойчиво диктовала необходимость закрепления в праве хотя бы основных принципов имущественных отношений, складывающихся на базе нэпа. Эту задачу решило издание Декларации основных частных имущественных прав, признаваемых РСФСР.

Впоследствии на основе общих принципов, содержащихся в Декларации, и был создан Гражданский кодекс.

III сессия ВЦИК девятого созыва в мае 1922 г., приняв Декрет об основных частных имуществен­ных правах, поручила Президиуму ВЦИК и Совнаркому выработать и внести на очередную сессию ВЦИК проект Кодекса гражданских законов, который должен был развить положения законодательно уже закрепленные Декретом, только что принятым сессией.

Хотя поручение было дано Президиуму ВЦИК и СНК, непосредственно разработкой ГК занимался Народный комиссариат юстиции; Коллегия Наркомюста внесла 1 июня 1922 г. в повестку дня вопрос о разработке Кодекса гражданских законов. Было принято решение, определявшее основные направления деятельности. В частности указывалось, - что " ввиду сложности разработки Кодекса гражданских законов в целом и необходимости урегулирова­ния гражданских взаимоотношений без замедления - признать целесообразным издание отдельных новелл по вопросам, требующим немедленного урегулирования на основе постановления ВЦИК об основ­ных имущественных правах ".

В срочном порядке предполагалось издать декреты

· о застройке

· и наследовании.

Декрет о наследовании уже давно готовился НКЮ, был утвержден коллегией еще 22 февраля 1922 г. и должен был быть передан в Совнарком. Однако тогда он принят не был, и все ограничилось декларацией, включенной в Декрет ВЦИК об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР. Но летом 1922 г. работа возобновилась, и 17 июля расширенный и исправленный проект акта о наследовании принимается Коллегией НКЮ за основу и передается в отдел законодательных предпо­ложений на доработку.

Декрет о праве застройки разрабатывается в НКВД, поэтому в данном случае Наркомату юстиции предстояло лишь обсудить проект и согласовать с НКВД его текст.

Обсуждались на заседании Коллегии НКЮ и проблемы, касавшиеся самого Гражданского кодекса. Было решено, " что вопрос о торговых сделках должен быть включен в общий кодекс об обязательственных правах ". Это малозначительное на первый взгляд замечание носило принципиальный характер. Известно, что в государствах с развитыми товарно-денежными отношениями на базе гражданского пра­ва образуется особая отрасль частного права - торговое право. Там, где товарно-денежные отношения развиты слабо, вполне достаточно бывает норм гражданского права. Решение Коллегии НКЮ, таким образом, показало подход Наркомюста к будущему экономики.

Новый проект Гражданского кодекса подготовили к осени 1922 г. Он обсуждался коллегией Наркомюста, а потом СНК.

Для редактирования проекта была образована специальная комиссия. После ис­правления проекта комиссия разослала его на места для обсуждения. С ним ознакомился и в принципе одобрил В.И. Ленин. Благодаря тщательной подготовке проекта ВЦИК внес в него лишь незначитель­ные изменения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.047 с.)