Тема 3. РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА



Тема 3. РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

В 1920-е гг.

 

Вопрос 1. Ситуация в стране к началу 1921 г.

Всеобщее недовольство масс

Ситуация в странетаила для большевистской партии большую угрозу.

В.И. Ленин на IV конгрессе Коминтерна 13 октября 1922 г. констатировал: «В 1921 году, после того, как мы преодолели важнейший этап гражданской войны, преодолели победоносно, мы натолкнулись на большой, – я полагаю на самый большой, – внутренний политический кризис Советской России. Этот внутренний кризис обнаружил недовольство не только значительной части крестьянства, но и рабочих». «Несомненно, ошибкой ЦК было то, что размер этих трудностей, связанных с демобилизацией, не был учтен».

· Масштабная крестьянская война,особенно развернувшаяся с лета 1920 г.,

· Позиции крестьян в армии и на флоте продемонстрировал Кронштадтский мятеж.

· Забастовки рабочих,имевшие антибольшевистскую направленность.

Всем этим явлениям свойственны были стихийность, анархический протест, накопленная усталость масс от бедствий и лишений. И большинство их жестоко подавлялись властью как антисоветские мятежи. И лозунг «Советы без коммунистов» в реальности приводил к анархии и новым виткам гражданской войны.

Особенности состояния партии

1. Важные отмеченные просчеты сочетались с кризисом правящей Коммунистической партии.

На начало 1921 г. в правящей партии насчитывалось более 20 тыс. ячеек и свыше 730 тыс. коммунистов, из них:

• 10% составляли члены партии, вступившие в нее до Октября,

рабочие – только 44%,

• крестьяне вместе с ремесленниками и кустарями – 24%.

Наличие в пролетарской партии 44% рабочих было далеко не единственной проблемой.

С 1920 г. на достаточно льготных условиях происходило массовое вхождение в РКП(б) выходцев из других партий, еще действовавших легально в Советской России. Этот процесс фактически означал ликвидацию всех партий на условиях «добровольного вхождения» в РКП(б) путем приема целыми организациями (в нарушение уставного требования индивидуального приема).

В результате, по данным Всероссийской переписи членов РКП 1922 г.,

· выходцев из других партий в РКП(б) насчитывалось 22,5 тыс.,

· а большевиков со стажем до 1917 г. – 10 тыс.

Установление правила запрещения приема бывших членов других партий на льготных условиях произошло только в апреле 1924 г.

«Ленинский призыв», связанный со смертью вождя, приведший к массовому приему, фактически означал дальнейший качественный этап в изменении «пролетарской чистоты» правящей партии.

Содержание разномыслия в правящей партии, расколовшейся на несколько организационно оформившихся групп-фракций, сосредоточивалось вокруг проблем форм и методов государственного управления.

Характер государственного управления при переходе к нэпу

Мероприятия нэпа не влекли кардинальных качественных изменений в системе управления по рыночному сценарию. Преобразования организационного характера были «техническими».

Но система государственного управления не оставалась неизменной. Напротив, изменения, весьма существенные, происходили в направлении усиления государственного вмешательства в экономику, что соответствовало большевистским доктринальным установкам. Общим неизбежным следствием такого усиления был рост бюрократизации советского и партийного аппаратов.

9 августа 1921 г. вышел декрет правительства «Наказ Совета народных комиссаров о проведении в жизнь начал новой экономической политики», в котором

· содержались меры по преодолению ряда черт военного коммунизма

· и решались проблемы управления главным образом «крупной государственной промышленностью».

В частности, делались попытки создания системы оплаты в зависимости от производительности труда, по преодолению уравнительного распределения. Дело в том, что уже летом 1921 г. прямой товарообмен между городом и деревней был невозможен, и решение экономических задач было связаны лишь с использованием товарно-денежных отношений.

Декреты СНК (в мае и в течение лета 1921 г.)

· снимали ограничения для развития мелкой и кустарной промышленности,

· устанавливали льготы по развитию кооперации

Вопрос 2. Формирование системы государственного управления СССР

 

В связи с созданием Союза появились новые чертыв системе государственного управления.

Во-первых, изменялись правовые основы государственного управления, что приводило к количественным и качественным изменениям сферы управления.

Во-вторых, возникала иная ситуация во взаимодействии союзных и республиканских органов управления, приводились в действие национальные факторы.

В-третьих, с началом истории государственного управления СССР обостряются проблемы определения темпов и методов строительства социализмас учетом новых союзных реалий, которые создавали предпосылки для строительства социализма в одной стране.

В-четвертых, создание СССР привело к выдвижению на первый план взаимоотношений единого Центра и входящих в СССР республик.

Основные этапы создания СССР

Образование Союза ССР происходило на фоне активных разногласий по поводу оформления – законом или договором.

Был избран второй путь.

27 декабря 1922 г. Х Всероссийский съезд Советов принял постановление об образовании Союза Советских Социалистических Республик, где говорилось о договорном оформлении Союза: нельзя принимать Конституцию еще не существующего государства.

30 декабря 1922 г.I съезд Советов Союза ССР принял Декларацию и Союзный договор,что означало законодательное оформление Союза четырех республик –

· РСФСР,

· Украинской ССР,

· ЗСФСР (Закавказской Федерации),

· Белорусской ССР,

от которых присутствовало соответственно – 1727, 364, 91 и 33 делегатов.

На этом съезде были избраны ЦИК и Президиум ЦИК СССР, которому было поручено подготовить

· положения о СНК, СТО Союза, союзных наркоматах,

· проекты флага и герба нового государства.

Шесть комиссий, образованных для подготовки решений, рассматривались современниками как разрабатывавшие конституционные положения. Затем была создана собственно союзная конституционная комиссия и конституционные комиссии в республиках.

Вся эта работа определялась решениями и прохождением проектов через ЦК РКП(б).

II съезд Советов 31 января 1924 г. утвердил Конституцию СССР.

Конституционное право

 

Период 1922 - 1925 гг. ознаменовал новый существенный этап в развитии советского конституци­онного права.

В декабре 1922 г. Первый съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, подписанные четырьмя республиками:

· РСФСР,

· Украинской ССР,

· Белорусской ССР и

· Закавказ­ской СФСР.

Каждая из республик уже имела свою конституцию.

Съезд Советов СССР принял решение о разработке общесоюзной конституции (проект был разра­ботан в течение 1922 г.), которая была утверждена Вторым съездом Советов 31 января 1924 г.

А XII Всероссийский съезд Советов 11 мая 1925 г. утвердил измененный текст Конституции РСФСР.

Главный смысл Конституции 1924 г. заключался

· в конституционном закреплении образования СССР

· и разделении прав Союза ССР и союзных республик.

Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов:

· Декларации об образовании СССР

· и Догово­ра об образовании СССР.

Декларация называла принципы и причины объединения советских республик в единое государство.

Созданный Союз признавался добровольным объединением равноправных наро­дов, обеспечивающим каждой республике право свободного выхода из Союза.

Договорсостоял из 11 глав:

· О предметах ведения верховных органов власти СССР;

· О суверен­ных правах союзных республик и о союзном гражданстве;

· О съезде Советов СССР;

· О Централь­ном Исполнительном Комитете СССР;

· О Президиуме ЦИК СССР;

· О Совете Народных Комиссаров СССР;

· О Верховном Суде СССР;

· О народных комиссариатах СССР;

· Об Объединенном государ­ственном политическом управлении;

· О союзных республиках;

· О гербе, флаге и столице СССР.

В конституции было найдено юридическое решение, как разграничить компетенцию Союза и союз­ных республик:

· ст. 1-2 содержали исчерпывающий перечень прав Союза,

· ст. 3 ограничивала суверени­тет союзных республик лишь в пределах указанных в Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза.

В Договоре закреплялось объединение республик в одно союзное федеративное государство. Веде­нию СССР подлежали:

а) в области внешней политики и межреспубликанских отношений: представительство Союза в международных отношениях,

· ведение всех дипломатических сношений, заключение политических и иных договоров с другими государствами;

· изменение внешних границ Союза, а также урегулирование вопросов об изменении границ между союзными республиками, заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;

· объявление войны и мира;

· заключение внешних и внутренних займов СССР и разрешение внешних и внутренних займов союзных республик;

· ратификация международных договоров;

· руководство внешней торговлей и установление системы внутренней торговли;

б) в области внутренней политики:

· установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза,

· определение отраслей промыш­ленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение,

· заключение концессионных договоров как общесоюзных, так и от имени союзных республик;

· руководство транс­портным и почтово-телеграфным делом;

· организация и руководство Вооруженными силами СССР;

· ут­верждение единого Государственного бюджета СССР, в состав которого входят бюджеты союзных рес­публик,

· установление общесоюзных налогов и доходов, а также отчислений от них, надбавок к ним, по­ступающих на образование бюджетов союзных республик;

· разрешение дополнительных налогов и сбо­ров на образование бюджетов союзных республик;

· установление единой денежной и кредитной систе­мы;

· установление общих правил землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами на территории СССР;

· общесоюзное законодательство о межреспубликанских переселениях и установление переселенческого фонда;

· установление основ судоустройства и судопроизводст­ва, а также гражданского и уголовного законодательства Союза;

· установление основных законов о тру­де;

· установление общих начал в области народного просвещения;

· установление общих мер в области охраны народного здравия;

· установление системы мер и весов;

· организация общесоюзной статистики;

· основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев;

· право ам­нистии, распространяемое на всю территорию Союза;

· отмена нарушающих настоящую Конституцию постановлений съездов Советов и центральных исполнительных комитетов союзных республик;

· разре­шение спорных вопросов, возникающих между союзными республиками.

Внесение изменений и утверждение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР.

Союзная республика сохраняла право выхода из Союза, террито­рия могла быть изменена только с ее согласия.

Устанавливалось единое союзное гражданство.

Суверенитет Союза ССР сочетался с суверенитетом союзных республик. Конституция закрепляла положение, согласно которому суверенитет союзных республик ограничивался лишь в определенных ею пределах и только по предметам, отнесенным к компетенции Союза ССР. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно.

При этом на Союз ССР возлагалась обязанность охранять суверенные права союзных республик.

Согласно Конституции СССР, высшим органом власти был Всесоюзный съезд Советов, избирав­шийся

· от городских Советов (1 депутат от 25 000 избирателей)

· и от губернских съездов Советов (1 де­путат от 125 000 избирателей).

В соответствии со ст. 11, очередные съезды Советов Союза ССР созывались ЦИК СССР один раз в год; чрезвычайные съезды созывались ЦИК СССР по его собственному решению, по требованию Со­юзного Совета, Совета Национальностей или же по требованию двух союзных республик.

В период между съездами высшим органом власти являлся - Центральный Исполнительный Коми­тет СССР. ЦИК состоял из двух равноправных палат

· Союзного Совета

· и Совета Национальностей.

ЦИК СССР не являлся постоянно действующим органом, а созывался на сессии три раза в год.

В период между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР являлся Президиум ЦИК СССР, избираемый на совместном заседании Союзного Совета и Совета Национальностей в количестве 21 человека.

Президиум ЦИК СССР являлся высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР. Он обладал колоссальной властью - наделялся правом

· издавать законодательные акты,

· приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных наркоматов СССР,

· а также цен­тральных исполнительных комитетов и советов народных комиссаров союзных республик.

При выборах Президиума происходило раздельное голосование палат.

ЦИК СССР избирал из состава своего Президиума четырех председателей по числу союзных республик, что также подчеркивало их равноправие.

Союзный Совет избирался из представителей союзных республик пропорционально населению каждой в количестве 414 человек.

Совет Национальностей образовывался из

Конституция РСФСР 1925 г.

Проект Конституции РСФСР 1925 г. был разработан Наркоматом юстиции,.

Затем над ним работала комиссия Президиума ВЦИК.

Проект обсуждался затем во ВЦИК и на Всероссийском съезде Советови был утвержден 11 мая 1925 г.

С учетом положений Конституции СССР, закрепившей распределение полномочий между Союзом ССР и союзными республиками, конституционных решений, принятых всероссийскими съездами Сове­тов, была частично изменена и дополнена Конституция РСФСР. Ее наиболее существенные изменения выражаются в следующем.

1 В текст Конституции не была помещена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, поскольку

· многие ее положения оказались выполненными

o например, осуществлен переход всех банков в руки государства,

o аннулированы все международные займы царского правительства

· либо утратили актуальность в условиях нэпа

o всеобщая трудовая повинность.

2 Сохраняя в целом систему прав и свобод граждан РСФСР, новая Конституция внесла и некоторые коррективы.

· Так, Конституция предоставила права граждан РСФСР всем проживающим на ее территории гражданам союзных республик.

· В целях обеспечения реального действия принципа равноправия граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности Конституция РСФСР установила право свободного пользования родным языком на съездах, в суде, управлении и общественной жизни, а также право обучения на родном языке в школе.

· Предоставлялось право отдельным национальностям на выделение в автономные советские социалистические республики и области.

3 Конституция РСФСР закрепила государственную собственность на землю, леса, недра, воды, а равно фабрики и заводы, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи. Данная норма утвердила ликвидацию частной собственностина основные орудия и средства производства.

4 Конституция была дополнена новой главой "Об автономных советских социалистических республиках и областях", которая

· конституировала уже сложившиеся отношения в деле национально-государственного строительства,

· закрепляла систему органов государственной власти в автономных республиках и областях,

· порядок их образования и деятельности.

Задачи укрепления законности, обеспечения неукоснительного действия постановлений и распоряжений центральных органов обусловили появление в Конституции норм, предоставивших право ВЦИК отменять

· акты съездов Советов автономных республик и областей и иных местных советов,

· рас­поряжения наркоматов РСФСР.

Распоряжения наркоматов могли также отменяться Президиумом ВЦИК и СНК РСФСР.

Несколько иначе в Конституции РСФСР 1925 г. сформулированы задачи.

· Если в Конституции РСФСР 1918 г. ставилась задача "установления социалистической организации общества и победы со­циализма во всех странах",

· то Конституция РСФСР 1925 г. ставила конечной целью "осуществление коммунизма", а о других странах ничего уже не говорилось.

 

Анализ содержания основного закона показывает - Конституция СССР 1924 г. непохожа на другие советские конституции.

· В ней нет характеристики общественного устройства,

· нет глав о правах и обя­занностях граждан,

· избирательном праве,

· местных органах власти и управления.

Все это отражено в республиканских конституциях, которые принимались несколько позднее, в том числе и в новой Кон­ституции РСФСР 1925 г. В ст.1, которой, отмечалось, что она исходит из основных положений Декла­рации прав трудящегося и эксплуатируемого народа и основных начал Конституции РСФСР 1918 г.

Сохраняя верность прежнему курсу на уничтожение эксплуатации человека человеком и построе­ние коммунизма, советское государство по-прежнему лишало имущие слои каких-либо прав в области политики и образования.

Как и прежде все лица, использующие наемный труд или живущие на доходы с предприятий, проценты с капитала, не имели политических прав, не обладали правом избирать и быть избранными, не могли служить в Красной Армии.

Конституция СССР 1924 г. и республиканские конституции, в том числе и Конституция РСФСР 1925 г., как бы дополняли друг друга, составляя единую Советскую Конституцию.

 

Кодификация права

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Задача детального правового регулирования имущественных отношений в условиях многоукладной экономики была решена введением Гражданского кодекса РСФСР, принятым 31 октября 1922 г.

В период нэпа гражданское право должно было выполнять трудносовместимые задачи:

· всемерно способствовать развитию товарно-денежных отношений,

· становлению экономики страны

· разви­тию частной инициативы, предпринимательства

· и в то же время ставить надежные заслоны любым попыткам частных лиц извлекать материальную выгоду за счет ухудшения экономического положения государственных предприятий и организаций.

В Гражданском кодексе РСФСР были закреплены основные принципы политики советского государства в сфере хозяйственных и иных имущественных отношений.

К работе над Гражданским кодеком приступили летом 1921 г.

Первоначально речь шла лишь о раз­деле, касающемся обязательственного права, необходимость регламентации которого ощущалась осо­бенно остро в условиях вступления в нэп.

К концу августа была подготовлена Общая часть этого разде­ла, получившего название Кодекса законов об обязательствах, вытекающих из договоров.

Подготовлен­ный в окончательном варианте проект Кодекса законов об обязательствах оказался, тем не менее, поли­тически неприемлемым, так как составители его исходили из принципапредоставления широкой свобо­дыдля буржуазных отношений, забывая о

· необходимости ее ограничения,

· о руководящей роли Совет­ского государства.

Понадобилось личное вмешательство В.И. Ленина, чтобы направить работу кодифи­каторов Наркомюста по нужному пути.

В феврале 1922 г. Ленин в письме наркому юстиции Д.И. Кур­скому писал о необходимости расширить вмешательство государства в частноправовые отношения.

В дореволюционном законодательстве России гражданское право являлось отраслью, защищающей имущественные интересы частных лиц, а государство как его субъект не имело преимуществ, и это яв­лялось основным признаком данной отрасли права.

Ленин же считал, что правовые институты, созданные гражданским правом, могли с пользой работать и на социалистическое государство.

Октябрьская революция была многими дореволюционными юристами принята, но отсутствие твердой марксистской теоретической базы, с одной стороны, и следование основополагающим доктринам цивилистики, с другой, сказывались имен­но в ином их взгляде на роль социалистического государства в регулировании гражданско-правовых отношений.

В то же время Ленин сам предла­гал взять от опыта других государств все, что можно было использовать в защиту трудящихся.

Неудачный опыт подготовки проекта Кодекса законов об обязательствах показал, что вопросы гра­жданско-правового регулирования требуют более основательной разработки. В то же время жизнь на­стойчиво диктовала необходимость закрепления в праве хотя бы основных принципов имущественных отношений, складывающихся на базе нэпа. Эту задачу решило издание Декларации основных частных имущественных прав, признаваемых РСФСР.

Впоследствии на основе общих принципов, содержащихся в Декларации, и был создан Гражданский кодекс.

III сессия ВЦИК девятого созыва в мае 1922 г., приняв Декрет об основных частных имуществен­ных правах, поручила Президиуму ВЦИК и Совнаркому выработать и внести на очередную сессию ВЦИК проект Кодекса гражданских законов, который должен был развить положения законодательно уже закрепленные Декретом, только что принятым сессией.

Хотя поручение было дано Президиуму ВЦИК и СНК, непосредственно разработкой ГК занимался Народный комиссариат юстиции; Коллегия Наркомюста внесла 1 июня 1922 г. в повестку дня вопрос о разработке Кодекса гражданских законов. Было принято решение, определявшее основные направления деятельности. В частности указывалось, - что "ввиду сложности разработки Кодекса гражданских законов в целом и необходимости урегулирова­ния гражданских взаимоотношений без замедления - признать целесообразным издание отдельных новелл по вопросам, требующим немедленного урегулирования на основе постановления ВЦИК об основ­ных имущественных правах".

В срочном порядке предполагалось издать декреты

· о застройке

· и наследовании.

Декрет о наследовании уже давно готовился НКЮ, был утвержден коллегией еще 22 февраля 1922 г. и должен был быть передан в Совнарком. Однако тогда он принят не был, и все ограничилось декларацией, включенной в Декрет ВЦИК об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР. Но летом 1922 г. работа возобновилась, и 17 июля расширенный и исправленный проект акта о наследовании принимается Коллегией НКЮ за основу и передается в отдел законодательных предпо­ложений на доработку.

Декрет о праве застройки разрабатывается в НКВД, поэтому в данном случае Наркомату юстиции предстояло лишь обсудить проект и согласовать с НКВД его текст.

Обсуждались на заседании Коллегии НКЮ и проблемы, касавшиеся самого Гражданского кодекса. Было решено, "что вопрос о торговых сделках должен быть включен в общий кодекс об обязательственных правах". Это малозначительное на первый взгляд замечание носило принципиальный характер. Известно, что в государствах с развитыми товарно-денежными отношениями на базе гражданского пра­ва образуется особая отрасль частного права - торговое право. Там, где товарно-денежные отношения развиты слабо, вполне достаточно бывает норм гражданского права. Решение Коллегии НКЮ, таким образом, показало подход Наркомюста к будущему экономики.

Новый проект Гражданского кодекса подготовили к осени 1922 г. Он обсуждался коллегией Наркомюста, а потом СНК.

Для редактированияпроекта была образована специальная комиссия. После ис­правления проекта комиссия разослала его на места для обсуждения. С ним ознакомился и в принципе одобрил В.И. Ленин. Благодаря тщательной подготовке проекта ВЦИК внес в него лишь незначитель­ные изменения.

Трудовое право

Переход от политики военного коммунизма к новой экономической политике потребовал внесения изменений в советское трудовое законодательство, приведения его в соответствие с новыми условиями общественно-экономической жизни. Отпала необходимость и возможность привлечения населения к тру­довой повинности в ее прежнем смысле.

Декрет СНК РСФСР 1921 г. отменил топливную, гужевую и иные повинности. Использование трудовой повинности допускалось лишь в случае стихийного бедст­вия.

Тем же Декретом были отменены и трудовые мобилизации квалифицированных рабочих и специа­листов для работы на государственных предприятиях. Аналогичные акты были приняты и в других со­юзных республиках.

Введение хозяйственного расчета на предприятиях, допущение частного предпринимательства по­требовали возобновить заключение коллективных договоров между профсоюзными организациями и администрацией. В этих договорах должны были быть

· оговорены условия труда работников,

· а также содержаться тарифы заработной платы.

Регулирование подобным способом размеров заработной платы было обусловлено не только наличием частного сектора, но и тем, что государственные предприятия находились в различном технико-экономическом состоянии. Чтобы обеспечить равную плату за равный труд, следовало компенсировать более высоким тарифом труд рабочих тех предприятий, где техника была хуже.

На профсоюзыв условиях нэпа ложилась задача контроля за соблюдением администрацией госу­дарственных предприятий и, особенно, частными предпринимателями норм советского трудового пра­ва. Одновременно профсоюзы проводили постоянную работу по укреплению дисциплины труда.

Все эти изменения нашли отражение в новом Кодексе законов о труде.

9 ноября 1922 г. ВЦИК при­нял новый Кодекс законов о труде, который воспроизводил значительную часть демократичных, про­грессивных норм КЗоТ 1918 г., дополнял и конкретизировал их применительно к новым экономическим и социальным условиям. КЗоТ состоял из общей части и 16 разделов, регулирующих весь комплекс от­ношений, связанных с реализацией трудовых прав граждан РСФСР:

1) о порядке найма и предоставле­ния рабочей силы;

2) о порядке привлечения к трудовой повинности;

3) о коллективных договорах;

4) о трудовом договоре;

5) о правилах внутреннего трудового распорядка;

6) о нормах выработки;

7) возна­граждение за труд;

8) гарантии и компенсации;

9) рабочее время;

10) время отдыха;

11) об ученичестве;

12) труд женщин и несовершеннолетних;

13) охрана труда;

14) о профессиональных союзах рабочих и служащих и их органах в предприятиях, учреждениях и хозяйствах;

15) об органах по разрешению кон­фликтов по рассмотрению дел по нарушению законов о труде;

16) о социальном страховании.

· В основу трудовых отношений был положен свободный наем рабочей силы. Трудовая повинность допускалась лишь в исключительных случаях для борьбы со стихийными бедствиями либо для выпол­нения важнейших государственных заданий по специальному постановлению СНК.

· Условия найма ра­бочих и служащих на отдельных предприятиях устанавливались коллективным договором, заключен­ным между профсоюзом и нанимателем - органом управления предприятием, организацией, учрежде­нием. При этом специально оговаривалось, что всякие условия договора, ухудшающие положение ра­ботникапо сравнению с условиями, установленными законами о труде, условиями коллективного дого­вора и правилами внутреннего трудового распорядка, являются недействительными.

· КЗоТ разрешал расторгать трудовой договор как по инициативе работника, так и нанимателя.

· Закон устанавливал исчерпывающий перечень оснований увольнения работников по инициативе нанимателя. В их числе назывались

· объективные обстоятельства, обусловленные полной или частичной ликвидаци­ей предприятия, приостановление работ на срок более одного месяца,

· а также дисциплинарные про­ступки, совершенные работником:

o неявка на работу более трех дней подряд,

o систематическое неиспол­нение трудовых обязанностей и др.

При этом решение о расторжении трудового договора нанимателем принималось самостоятельно и, как правило, без согласия профсоюзного органа. Такое согласие требо­валось лишь для увольнения членов профсоюзного комитета.

Наниматель обязывался

· предоставлять бесплатно в распоряжение работников инструменты и приспо­собления, необходимые для работы,

· а также бесплатно снабжать работников одеждой и обувью по нор­мам, устанавливаемым постановлениями СНК.

Если предприятие не имело возможности выполнять эти обязательства перед работниками, то должно было компенсировать деньгами

· стоимость одежды,

· обуви

· и необходимых инструментов.

По вопросам рабочего времени КЗоТ воспроизводил нормы КЗоТа 1918 г.

Продолжительность ра­бочего времени вновь устанавливалась в восемь часов.

Для лиц в возрасте от 16 до 18 лет, лиц, занятых на подземных работах, а также умственным или конторским трудом, устанавливался шестичасовой ра­бочий день.

При работе в ночное время продолжительность рабочего дня сокращалась на один час.

Сверхурочные работы допускались лишь в особых исключительных случаях и подлежали дополнитель­номувознаграждению. При этом КЗоТ ограничивал общее количество сверхурочных работ 120 часами в год и четырьмя часами в течение двух дней подряд.

Новый закон гарантировал каждому продолжи­тельность отпуска не менее двух недель, тогда как старый предоставлял работникам право на месячный ежегодный отпуск.

Устанавливалось семь праздничных дней в году, но отделам труда по соглашению с губернскими советами профсоюзов разрешалось дополнительно устанавливать праздничные дни, не свыше десяти в году, согласуя эти дни с местными условиями, составом населения, народными празд­никами.

КЗоТ обстоятельно регламентировал взаимоотношения между предприятиями, организациями, уч­реждениями и профсоюзными организациями, наделяя последние широкими правами в области защиты интересов и трудовых отношений рабочих и служащих.

В частности, профсоюзы наделялись правом

· наблюдать за точным исполнением администрацией предприятий норм по

o охране труда,

o социальному страхованию,

o выплате заработной платы,

· правил санитарии и гигиены,

· а также содействовать государ­ственным органам охраны труда.

При этом средства на содержание комитета профсоюза на предприятии, организации, учреждении должны были выделять предприятия, организации, учреждения по сме­те, утверждаемой профсоюзом, но не более двух процентов всей заработной платы работников соответ­ствующего трудового коллектива.

Администрации предприятия запрещалось чинить какие-либо пре­пятствия в деятельности профсоюзных организаций.

КЗоТ заменил систему государственного социального обеспечения системой социального страхова­ния.

Страховые фонды образовывались за счет страховых взносов предприятий, организаций, учрежде­ний, пользующихся наемным трудом.

Запрещалосьстраховые взносы вычитать из заработной платы работников. Подобная мера стала возможной благодаря укреплению финансово-хозяйственного поло­жения предприятий, их способности иметь достаточные средства не только для производственной дея­тельности, но и возмещения затрат, связанных с выплатами лицам, лишенным необходимых материаль­ных средств по независящим от них обстоятельствам.

В социальное страхование входило:

· оказание лечебной помощи;

· выдача пособий при времен­ной утрате трудоспособности;

· выдача дополнительных пособий на кормление ребенка, предметы ухода;

· выдачу пособия по безработице;

· выдачу пособия по инвалидности;

· выдачу пособия чле­нам семьи умершего работника или безвестно отсутствующего.

Социальной помощи в таком виде в то время не знало ни одно буржуазное государство. Достаточно сказать, что в США закон о социальном страховании был принят лишь в 1935 г., но реально стал действовать значительно позже.

Таким образом, КЗоТ 1922 г., в целом продолжил и закрепил курс советского государства на наибо­лее полное отражение в действующем законодательстве трудовых прав и свобод рабочих и служащих, на всемерную охрану их интересов.

Однако КЗоТ 1922 г. сдал ряд позиций по сравнению с КЗоТом 1918 г.

Это касается

· сокращения продолжительности ежегодного отпуска,

· возможности увольнения работника по инициативе администрации без согласия профсоюзного органа,

· отсутствия у работников права на применение труда по своей специальности и др.

КЗоТ действовал без какого-либо исключения на всех государственных предприятиях, в общест­венных организациях, в кооперации, концессионных и частнособственнических хозяйствах. И социали­стические предприятия, и частный сектор должны были в равной мере исполнять и соблюдать требова­ния КзоТ.

За нарушение трудового законодательства владельцы частных предприятий и администрация государственных заводов и фабрик привлекались к уголовной и административной ответственности, например, за непредоставление выходных дней, невыдачу выходного пособия, маскировку сверхуроч­ных работ под видом ненормированного рабочего дня и др.

Развитие народного хозяйства и индустриализация страны требовали подъема производительности труда и укрепления трудовой дисциплины.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.117.56 (0.036 с.)