Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Развитие Советского государства и права↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Тема 3. РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В 1920-е гг.
Вопрос 1. Ситуация в стране к началу 1921 г. Всеобщее недовольство масс Ситуация в стране таила для большевистской партии большую угрозу. В.И. Ленин на IV конгрессе Коминтерна 13 октября 1922 г. констатировал: «В 1921 году, после того, как мы преодолели важнейший этап гражданской войны, преодолели победоносно, мы натолкнулись на большой, – я полагаю на самый большой, – внутренний политический кризис Советской России. Этот внутренний кризис обнаружил недовольство не только значительной части крестьянства, но и рабочих». «Несомненно, ошибкой ЦК было то, что размер этих трудностей, связанных с демобилизацией, не был учтен». · Масштабная крестьянская война, особенно развернувшаяся с лета 1920 г., · Позиции крестьян в армии и на флоте продемонстрировал Кронштадтский мятеж. · Забастовки рабочих, имевшие антибольшевистскую направленность. Всем этим явлениям свойственны были стихийность, анархический протест, накопленная усталость масс от бедствий и лишений. И большинство их жестоко подавлялись властью как антисоветские мятежи. И лозунг «Советы без коммунистов» в реальности приводил к анархии и новым виткам гражданской войны. Особенности состояния партии 1. Важные отмеченные просчеты сочетались с кризисом правящей Коммунистической партии. На начало 1921 г. в правящей партии насчитывалось более 20 тыс. ячеек и свыше 730 тыс. коммунистов, из них: • 10% составляли члены партии, вступившие в нее до Октября, • рабочие – только 44%, • крестьяне вместе с ремесленниками и кустарями – 24%. Наличие в пролетарской партии 44% рабочих было далеко не единственной проблемой. С 1920 г. на достаточно льготных условиях происходило массовое вхождение в РКП(б) выходцев из других партий, еще действовавших легально в Советской России. Этот процесс фактически означал ликвидацию всех партий на условиях «добровольного вхождения» в РКП(б) путем приема целыми организациями (в нарушение уставного требования индивидуального приема). В результате, по данным Всероссийской переписи членов РКП 1922 г., · выходцев из других партий в РКП(б) насчитывалось 22,5 тыс., · а большевиков со стажем до 1917 г. – 10 тыс. Установление правила запрещения приема бывших членов других партий на льготных условиях произошло только в апреле 1924 г. «Ленинский призыв», связанный со смертью вождя, приведший к массовому приему, фактически означал дальнейший качественный этап в изменении «пролетарской чистоты» правящей партии. Содержание разномыслия в правящей партии, расколовшейся на несколько организационно оформившихся групп-фракций, сосредоточивалось вокруг проблем форм и методов государственного управления. Характер государственного управления при переходе к нэпу Мероприятия нэпа не влекли кардинальных качественных изменений в системе управления по рыночному сценарию. Преобразования организационного характера были «техническими». Но система государственного управления не оставалась неизменной. Напротив, изменения, весьма существенные, происходили в направлении усиления государственного вмешательства в экономику, что соответствовало большевистским доктринальным установкам. Общим неизбежным следствием такого усиления был рост бюрократизации советского и партийного аппаратов. 9 августа 1921 г. вышел декрет правительства «Наказ Совета народных комиссаров о проведении в жизнь начал новой экономической политики», в котором · содержались меры по преодолению ряда черт военного коммунизма · и решались проблемы управления главным образом «крупной государственной промышленностью». В частности, делались попытки создания системы оплаты в зависимости от производительности труда, по преодолению уравнительного распределения. Дело в том, что уже летом 1921 г. прямой товарообмен между городом и деревней был невозможен, и решение экономических задач было связаны лишь с использованием товарно-денежных отношений. Декреты СНК (в мае и в течение лета 1921 г.) · снимали ограничения для развития мелкой и кустарной промышленности, · устанавливали льготы по развитию кооперации Вопрос 2. Формирование системы государственного управления СССР
В связи с созданием Союза появились новые черты в системе государственного управления. Во-первых, изменялись правовые основы государственного управления, что приводило к количественным и качественным изменениям сферы управления. Во-вторых, возникала иная ситуация во взаимодействии союзных и республиканских органов управления, приводились в действие национальные факторы. В-третьих, с началом истории государственного управления СССР обостряются проблемы определения темпов и методов строительства социализма с учетом новых союзных реалий, которые создавали предпосылки для строительства социализма в одной стране. В-четвертых, создание СССР привело к выдвижению на первый план взаимоотношений единого Центра и входящих в СССР республик. Основные этапы создания СССР Образование Союза ССР происходило на фоне активных разногласий по поводу оформления – законом или договором. Был избран второй путь. 27 декабря 1922 г. Х Всероссийский съезд Советов принял постановление об образовании Союза Советских Социалистических Республик, где говорилось о договорном оформлении Союза: нельзя принимать Конституцию еще не существующего государства. 30 декабря 1922 г. I съезд Советов Союза ССР принял Декларацию и Союзный договор, что означало законодательное оформление Союза четырех республик – · РСФСР, · Украинской ССР, · ЗСФСР (Закавказской Федерации), · Белорусской ССР, от которых присутствовало соответственно – 1727, 364, 91 и 33 делегатов. На этом съезде были избраны ЦИК и Президиум ЦИК СССР, которому было поручено подготовить · положения о СНК, СТО Союза, союзных наркоматах, · проекты флага и герба нового государства. Шесть комиссий, образованных для подготовки решений, рассматривались современниками как разрабатывавшие конституционные положения. Затем была создана собственно союзная конституционная комиссия и конституционные комиссии в республиках. Вся эта работа определялась решениями и прохождением проектов через ЦК РКП(б). II съезд Советов 31 января 1924 г. утвердил Конституцию СССР. Конституционное право
Период 1922 - 1925 гг. ознаменовал новый существенный этап в развитии советского конституционного права. В декабре 1922 г. Первый съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, подписанные четырьмя республиками: · РСФСР, · Украинской ССР, · Белорусской ССР и · Закавказской СФСР. Каждая из республик уже имела свою конституцию. Съезд Советов СССР принял решение о разработке общесоюзной конституции (проект был разработан в течение 1922 г.), которая была утверждена Вторым съездом Советов 31 января 1924 г. А XII Всероссийский съезд Советов 11 мая 1925 г. утвердил измененный текст Конституции РСФСР. Главный смысл Конституции 1924 г. заключался · в конституционном закреплении образования СССР · и разделении прав Союза ССР и союзных республик. Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: · Декларации об образовании СССР · и Договора об образовании СССР. Декларация называла принципы и причины объединения советских республик в единое государство. Созданный Союз признавался добровольным объединением равноправных народов, обеспечивающим каждой республике право свободного выхода из Союза. Договор состоял из 11 глав: · О предметах ведения верховных органов власти СССР; · О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве; · О съезде Советов СССР; · О Центральном Исполнительном Комитете СССР; · О Президиуме ЦИК СССР; · О Совете Народных Комиссаров СССР; · О Верховном Суде СССР; · О народных комиссариатах СССР; · Об Объединенном государственном политическом управлении; · О союзных республиках; · О гербе, флаге и столице СССР. В конституции было найдено юридическое решение, как разграничить компетенцию Союза и союзных республик: · ст. 1-2 содержали исчерпывающий перечень прав Союза, · ст. 3 ограничивала суверенитет союзных республик лишь в пределах указанных в Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. В Договоре закреплялось объединение республик в одно союзное федеративное государство. Ведению СССР подлежали: а) в области внешней политики и межреспубликанских отношений: представительство Союза в международных отношениях, · ведение всех дипломатических сношений, заключение политических и иных договоров с другими государствами; · изменение внешних границ Союза, а также урегулирование вопросов об изменении границ между союзными республиками, заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик; · объявление войны и мира; · заключение внешних и внутренних займов СССР и разрешение внешних и внутренних займов союзных республик; · ратификация международных договоров; · руководство внешней торговлей и установление системы внутренней торговли; б) в области внутренней политики: · установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, · определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, · заключение концессионных договоров как общесоюзных, так и от имени союзных республик; · руководство транспортным и почтово-телеграфным делом; · организация и руководство Вооруженными силами СССР; · утверждение единого Государственного бюджета СССР, в состав которого входят бюджеты союзных республик, · установление общесоюзных налогов и доходов, а также отчислений от них, надбавок к ним, поступающих на образование бюджетов союзных республик; · разрешение дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных республик; · установление единой денежной и кредитной системы; · установление общих правил землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами на территории СССР; · общесоюзное законодательство о межреспубликанских переселениях и установление переселенческого фонда; · установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданского и уголовного законодательства Союза; · установление основных законов о труде; · установление общих начал в области народного просвещения; · установление общих мер в области охраны народного здравия; · установление системы мер и весов; · организация общесоюзной статистики; · основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев; · право амнистии, распространяемое на всю территорию Союза; · отмена нарушающих настоящую Конституцию постановлений съездов Советов и центральных исполнительных комитетов союзных республик; · разрешение спорных вопросов, возникающих между союзными республиками. Внесение изменений и утверждение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. Союзная республика сохраняла право выхода из Союза, территория могла быть изменена только с ее согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство. Суверенитет Союза ССР сочетался с суверенитетом союзных республик. Конституция закрепляла положение, согласно которому суверенитет союзных республик ограничивался лишь в определенных ею пределах и только по предметам, отнесенным к компетенции Союза ССР. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно. При этом на Союз ССР возлагалась обязанность охранять суверенные права союзных республик. Согласно Конституции СССР, высшим органом власти был Всесоюзный съезд Советов, избиравшийся · от городских Советов (1 депутат от 25 000 избирателей) · и от губернских съездов Советов (1 депутат от 125 000 избирателей). В соответствии со ст. 11, очередные съезды Советов Союза ССР созывались ЦИК СССР один раз в год; чрезвычайные съезды созывались ЦИК СССР по его собственному решению, по требованию Союзного Совета, Совета Национальностей или же по требованию двух союзных республик. В период между съездами высшим органом власти являлся - Центральный Исполнительный Комитет СССР. ЦИК состоял из двух равноправных палат · Союзного Совета · и Совета Национальностей. ЦИК СССР не являлся постоянно действующим органом, а созывался на сессии три раза в год. В период между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР являлся Президиум ЦИК СССР, избираемый на совместном заседании Союзного Совета и Совета Национальностей в количестве 21 человека. Президиум ЦИК СССР являлся высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР. Он обладал колоссальной властью - наделялся правом · издавать законодательные акты, · приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных наркоматов СССР, · а также центральных исполнительных комитетов и советов народных комиссаров союзных республик. При выборах Президиума происходило раздельное голосование палат. ЦИК СССР избирал из состава своего Президиума четырех председателей по числу союзных республик, что также подчеркивало их равноправие. Союзный Совет избирался из представителей союзных республик пропорционально населению каждой в количестве 414 человек. Совет Национальностей образовывался из Конституция РСФСР 1925 г. Проект Конституции РСФСР 1925 г. был разработан Наркоматом юстиции,. Затем над ним работала комиссия Президиума ВЦИК. Проект обсуждался затем во ВЦИК и на Всероссийском съезде Советов и был утвержден 11 мая 1925 г. С учетом положений Конституции СССР, закрепившей распределение полномочий между Союзом ССР и союзными республиками, конституционных решений, принятых всероссийскими съездами Советов, была частично изменена и дополнена Конституция РСФСР. Ее наиболее существенные изменения выражаются в следующем. 1 В текст Конституции не была помещена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, поскольку · многие ее положения оказались выполненными o например, осуществлен переход всех банков в руки государства, o аннулированы все международные займы царского правительства · либо утратили актуальность в условиях нэпа o всеобщая трудовая повинность. 2 Сохраняя в целом систему прав и свобод граждан РСФСР, новая Конституция внесла и некоторые коррективы. · Так, Конституция предоставила права граждан РСФСР всем проживающим на ее территории гражданам союзных республик. · В целях обеспечения реального действия принципа равноправия граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности Конституция РСФСР установила право свободного пользования родным языком на съездах, в суде, управлении и общественной жизни, а также право обучения на родном языке в школе. · Предоставлялось право отдельным национальностям на выделение в автономные советские социалистические республики и области. 3 Конституция РСФСР закрепила государственную собственность на землю, леса, недра, воды, а равно фабрики и заводы, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи. Данная норма утвердила ликвидацию частной собственности на основные орудия и средства производства. 4 Конституция была дополнена новой главой " Об автономных советских социалистических республиках и областях", которая · конституировала уже сложившиеся отношения в деле национально-государственного строительства, · закрепляла систему органов государственной власти в автономных республиках и областях, · порядок их образования и деятельности. Задачи укрепления законности, обеспечения неукоснительного действия постановлений и распоряжений центральных органов обусловили появление в Конституции норм, предоставивших право ВЦИК отменять · акты съездов Советов автономных республик и областей и иных местных советов, · распоряжения наркоматов РСФСР. Распоряжения наркоматов могли также отменяться Президиумом ВЦИК и СНК РСФСР. Несколько иначе в Конституции РСФСР 1925 г. сформулированы задачи. · Если в Конституции РСФСР 1918 г. ставилась задача " установления социалистической организации общества и победы социализма во всех странах ", · то Конституция РСФСР 1925 г. ставила конечной целью " осуществление коммунизма ", а о других странах ничего уже не говорилось.
Анализ содержания основного закона показывает - Конституция СССР 1924 г. непохожа на другие советские конституции. · В ней нет характеристики общественного устройства, · нет глав о правах и обязанностях граждан, · избирательном праве, · местных органах власти и управления. Все это отражено в республиканских конституциях, которые принимались несколько позднее, в том числе и в новой Конституции РСФСР 1925 г. В ст. 1, которой, отмечалось, что она исходит из основных положений Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа и основных начал Конституции РСФСР 1918 г. Сохраняя верность прежнему курсу на уничтожение эксплуатации человека человеком и построение коммунизма, советское государство по-прежнему лишало имущие слои каких-либо прав в области политики и образования. Как и прежде все лица, использующие наемный труд или живущие на доходы с предприятий, проценты с капитала, не имели политических прав, не обладали правом избирать и быть избранными, не могли служить в Красной Армии. Конституция СССР 1924 г. и республиканские конституции, в том числе и Конституция РСФСР 1925 г., как бы дополняли друг друга, составляя единую Советскую Конституцию.
Кодификация права ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО Задача детального правового регулирования имущественных отношений в условиях многоукладной экономики была решена введением Гражданского кодекса РСФСР, принятым 31 октября 1922 г. В период нэпа гражданское право должно было выполнять трудносовместимые задачи: · всемерно способствовать развитию товарно-денежных отношений, · становлению экономики страны · развитию частной инициативы, предпринимательства · и в то же время ставить надежные заслоны любым попыткам частных лиц извлекать материальную выгоду за счет ухудшения экономического положения государственных предприятий и организаций. В Гражданском кодексе РСФСР были закреплены основные принципы политики советского государства в сфере хозяйственных и иных имущественных отношений. К работе над Гражданским кодеком приступили летом 1921 г. Первоначально речь шла лишь о разделе, касающемся обязательственного права, необходимость регламентации которого ощущалась особенно остро в условиях вступления в нэп. К концу августа была подготовлена Общая часть этого раздела, получившего название Кодекса законов об обязательствах, вытекающих из договоров. Подготовленный в окончательном варианте проект Кодекса законов об обязательствах оказался, тем не менее, политически неприемлемым, так как составители его исходили из принципа предоставления широкой свободы для буржуазных отношений, забывая о · необходимости ее ограничения, · о руководящей роли Советского государства. Понадобилось личное вмешательство В.И. Ленина, чтобы направить работу кодификаторов Наркомюста по нужному пути. В феврале 1922 г. Ленин в письме наркому юстиции Д.И. Курскому писал о необходимости расширить вмешательство государства в частноправовые отношения. В дореволюционном законодательстве России гражданское право являлось отраслью, защищающей имущественные интересы частных лиц, а государство как его субъект не имело преимуществ, и это являлось основным признаком данной отрасли права. Ленин же считал, что правовые институты, созданные гражданским правом, могли с пользой работать и на социалистическое государство. Октябрьская революция была многими дореволюционными юристами принята, но отсутствие твердой марксистской теоретической базы, с одной стороны, и следование основополагающим доктринам цивилистики, с другой, сказывались именно в ином их взгляде на роль социалистического государства в регулировании гражданско-правовых отношений. В то же время Ленин сам предлагал взять от опыта других государств все, что можно было использовать в защиту трудящихся. Неудачный опыт подготовки проекта Кодекса законов об обязательствах показал, что вопросы гражданско-правового регулирования требуют более основательной разработки. В то же время жизнь настойчиво диктовала необходимость закрепления в праве хотя бы основных принципов имущественных отношений, складывающихся на базе нэпа. Эту задачу решило издание Декларации основных частных имущественных прав, признаваемых РСФСР. Впоследствии на основе общих принципов, содержащихся в Декларации, и был создан Гражданский кодекс. III сессия ВЦИК девятого созыва в мае 1922 г., приняв Декрет об основных частных имущественных правах, поручила Президиуму ВЦИК и Совнаркому выработать и внести на очередную сессию ВЦИК проект Кодекса гражданских законов, который должен был развить положения законодательно уже закрепленные Декретом, только что принятым сессией. Хотя поручение было дано Президиуму ВЦИК и СНК, непосредственно разработкой ГК занимался Народный комиссариат юстиции; Коллегия Наркомюста внесла 1 июня 1922 г. в повестку дня вопрос о разработке Кодекса гражданских законов. Было принято решение, определявшее основные направления деятельности. В частности указывалось, - что " ввиду сложности разработки Кодекса гражданских законов в целом и необходимости урегулирования гражданских взаимоотношений без замедления - признать целесообразным издание отдельных новелл по вопросам, требующим немедленного урегулирования на основе постановления ВЦИК об основных имущественных правах ". В срочном порядке предполагалось издать декреты · о застройке · и наследовании. Декрет о наследовании уже давно готовился НКЮ, был утвержден коллегией еще 22 февраля 1922 г. и должен был быть передан в Совнарком. Однако тогда он принят не был, и все ограничилось декларацией, включенной в Декрет ВЦИК об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР. Но летом 1922 г. работа возобновилась, и 17 июля расширенный и исправленный проект акта о наследовании принимается Коллегией НКЮ за основу и передается в отдел законодательных предположений на доработку. Декрет о праве застройки разрабатывается в НКВД, поэтому в данном случае Наркомату юстиции предстояло лишь обсудить проект и согласовать с НКВД его текст. Обсуждались на заседании Коллегии НКЮ и проблемы, касавшиеся самого Гражданского кодекса. Было решено, " что вопрос о торговых сделках должен быть включен в общий кодекс об обязательственных правах ". Это малозначительное на первый взгляд замечание носило принципиальный характер. Известно, что в государствах с развитыми товарно-денежными отношениями на базе гражданского права образуется особая отрасль частного права - торговое право. Там, где товарно-денежные отношения развиты слабо, вполне достаточно бывает норм гражданского права. Решение Коллегии НКЮ, таким образом, показало подход Наркомюста к будущему экономики. Новый проект Гражданского кодекса подготовили к осени 1922 г. Он обсуждался коллегией Наркомюста, а потом СНК. Для редактирования проекта была образована специальная комиссия. После исправления проекта комиссия разослала его на места для обсуждения. С ним ознакомился и в принципе одобрил В.И. Ленин. Благодаря тщательной подготовке проекта ВЦИК внес в него лишь незначительные изменения. Трудовое право Переход от политики военного коммунизма к новой экономической политике потребовал внесения изменений в советское трудовое законодательство, приведения его в соответствие с новыми условиями общественно-экономической жизни. Отпала необходимость и возможность привлечения населения к трудовой повинности в ее прежнем смысле. Декрет СНК РСФСР 1921 г. отменил топливную, гужевую и иные повинности. Использование трудовой повинности допускалось лишь в случае стихийного бедствия. Тем же Декретом были отменены и трудовые мобилизации квалифицированных рабочих и специалистов для работы на государственных предприятиях. Аналогичные акты были приняты и в других союзных республиках. Введение хозяйственного расчета на предприятиях, допущение частного предпринимательства потребовали возобновить заключение коллективных договоров между профсоюзными организациями и администрацией. В этих договорах должны были быть · оговорены условия труда работников, · а также содержаться тарифы заработной платы. Регулирование подобным способом размеров заработной платы было обусловлено не только наличием частного сектора, но и тем, что государственные предприятия находились в различном технико-экономическом состоянии. Чтобы обеспечить равную плату за равный труд, следовало компенсировать более высоким тарифом труд рабочих тех предприятий, где техника была хуже. На профсоюзы в условиях нэпа ложилась задача контроля за соблюдением администрацией государственных предприятий и, особенно, частными предпринимателями норм советского трудового права. Одновременно профсоюзы проводили постоянную работу по укреплению дисциплины труда. Все эти изменения нашли отражение в новом Кодексе законов о труде. 9 ноября 1922 г. ВЦИК принял новый Кодекс законов о труде, который воспроизводил значительную часть демократичных, прогрессивных норм КЗоТ 1918 г., дополнял и конкретизировал их применительно к новым экономическим и социальным условиям. КЗоТ состоял из общей части и 16 разделов, регулирующих весь комплекс отношений, связанных с реализацией трудовых прав граждан РСФСР: 1) о порядке найма и предоставления рабочей силы; 2) о порядке привлечения к трудовой повинности; 3) о коллективных договорах; 4) о трудовом договоре; 5) о правилах внутреннего трудового распорядка; 6) о нормах выработки; 7) вознаграждение за труд; 8) гарантии и компенсации; 9) рабочее время; 10) время отдыха; 11) об ученичестве; 12) труд женщин и несовершеннолетних; 13) охрана труда; 14) о профессиональных союзах рабочих и служащих и их органах в предприятиях, учреждениях и хозяйствах; 15) об органах по разрешению конфликтов по рассмотрению дел по нарушению законов о труде; 16) о социальном страховании. · В основу трудовых отношений был положен свободный наем рабочей силы. Трудовая повинность допускалась лишь в исключительных случаях для борьбы со стихийными бедствиями либо для выполнения важнейших государственных заданий по специальному постановлению СНК. · Условия найма рабочих и служащих на отдельных предприятиях устанавливались коллективным договором, заключенным между профсоюзом и нанимателем - органом управления предприятием, организацией, учреждением. При этом специально оговаривалось, что всякие условия договора, ухудшающие положение работника по сравнению с условиями, установленными законами о труде, условиями коллективного договора и правилами внутреннего трудового распорядка, являются недействительными. · КЗоТ разрешал расторгать трудовой договор как по инициативе работника, так и нанимателя. · Закон устанавливал исчерпывающий перечень оснований увольнения работников по инициативе нанимателя. В их числе назывались · объективные обстоятельства, обусловленные полной или частичной ликвидацией предприятия, приостановление работ на срок более одного месяца, · а также дисциплинарные проступки, совершенные работником: o неявка на работу более трех дней подряд, o систематическое неисполнение трудовых обязанностей и др. При этом решение о расторжении трудового договора нанимателем принималось самостоятельно и, как правило, без согласия профсоюзного органа. Такое согласие требовалось лишь для увольнения членов профсоюзного комитета. Наниматель обязывался · предоставлять бесплатно в распоряжение работников инструменты и приспособления, необходимые для работы, · а также бесплатно снабжать работников одеждой и обувью по нормам, устанавливаемым постановлениями СНК. Если предприятие не имело возможности выполнять эти обязательства перед работниками, то должно было компенсировать деньгами · стоимость одежды, · обуви · и необходимых инструментов. По вопросам рабочего времени КЗоТ воспроизводил нормы КЗоТа 1918 г. Продолжительность рабочего времени вновь устанавливалась в восемь часов. Для лиц в возрасте от 16 до 18 лет, лиц, занятых на подземных работах, а также умственным или конторским трудом, устанавливался шестичасовой рабочий день. При работе в ночное время продолжительность рабочего дня сокращалась на один час. Сверхурочные работы допускались лишь в особых исключительных случаях и подлежали дополнительному вознаграждению. При этом КЗоТ ограничивал общее количество сверхурочных работ 120 часами в год и четырьмя часами в течение двух дней подряд. Новый закон гарантировал каждому продолжительность отпуска не менее двух недел ь, тогда как старый предоставлял работникам право на месячный ежегодный отпуск. Устанавливалось семь праздничных дней в году, но отделам труда по соглашению с губернскими советами профсоюзов разрешалось дополнительно устанавливать праздничные дни, не свыше десяти в году, согласуя эти дни с местными условиями, составом населения, народными праздниками. КЗоТ обстоятельно регламентировал взаимоотношения между предприятиями, организациями, учреждениями и профсоюзными организациями, наделяя последние широкими правами в области защиты интересов и трудовых отношений рабочих и служащих. В частности, профсоюзы наделялись правом · наблюдать за точным исполнением администрацией предприятий норм по o охране труда, o социальному страхованию, o выплате заработной платы, · правил санитарии и гигиены, · а также содействовать государственным органам охраны труда. При этом средства на содержание комитета профсоюза на предприятии, организации, учреждении должны были выделять предприятия, организации, учреждения по смете, утверждаемой профсоюзом, но не более двух процентов всей заработной платы работников соответствующего трудового коллектива. Администрации предприятия запрещалось чинить какие-либо препятствия в деятельности профсоюзных организаций. КЗоТ заменил систему государственного социального обеспечения системой социального страхования. Страховые фонды образовывались за счет страховых взносов предприятий, организаций, учреждений, пользующихся наемным трудом. Запрещалось страховые взносы вычитать из заработной платы работников. Подобная мера стала возможной благодаря укреплению финансово-хозяйственного положения предприятий, их способности иметь достаточные средства не только для производственной деятельности, но и возмещения затрат, связанных с выплатами лицам, лишенным необходимых материальных средств по независящим от них обстоятельствам. В социальное страхование входило: · оказание лечебной помощи; · выдача пособий при временной утрате трудоспособности; · выдача дополнительных пособий на кормление ребенка, предметы ухода; · выдачу пособия по безработице; · выдачу пособия по инвалидности; · выдачу пособия членам семьи умершего работника или безвестно отсутствующего. Социальной помощи в таком виде в то время не знало ни одно буржуазное государство. Достаточно сказать, что в США закон о социальном страховании был принят лишь в 1935 г., но реально стал действовать значительно позже. Таким образом, КЗоТ 1922 г., в целом продолжил и закрепил курс советского государства на наиболее полное отражение в действующем законодательстве трудовых прав и свобод рабочих и служащих, на всемерную охрану их интересов. Однако КЗоТ 1922 г. сдал ряд позиций по сравнению с КЗоТом 1918 г. Это касается · сокращения продолжительности ежегодного отпуска, · возможности увольнения работника по инициативе администрации без согласия профсоюзного органа, · отсутствия у работников права на применение труда по своей специальности и др. КЗоТ действовал без какого-либо исключения на всех государственных предприятиях, в общественных организациях, в кооперации, концессионных и частнособственнических хозяйствах. И социалистические предприятия, и частный сектор должны были в равной мере исполнять и соблюдать требования КзоТ. За нарушение трудового законодательства владельцы частных предприятий и администрация государственных заводов и фабрик привлекались к уголовной и административной ответственности, например, за непредоставление выходных дней, невыдачу выходного пособия, маскировку сверхурочных работ под видом ненормированного рабочего дня и др. Развитие народного хозяйства и индустриализация страны требовали подъема производительности труда и укрепления трудовой дисциплины. Постановлениями СТО СССР от 18 мая 1926 г. "О поднятии производительности труда в промышленности и на трансп |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.188.161 (0.021 с.) |