Исправительно-трудовое право



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исправительно-трудовое право



16 ноября 1924 г. вторая сессия ВЦИКа одиннадцатого созыва приняла Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, который законодательно закрепил единую систему мест заключения с различными ви­дами режима для содержания осужденных.

Статья 1 Кодекса определяла его задачи:

установление правил по осуществлению на территории РСФСР начал уголовной политики путем соответствующей организации

· лишения свободы

· и принуди­тельных работ без содержания под стражей.

Ставится цель - реформировать существующие исправительные учреждения в соответствии с потребностями общества, создав сеть

· трудовых сельскохозяйст­венных, ремесленных и фабричных колоний

· и переходных исправительно-трудовых домов

с различным режимом содержания, целью которых было общее и специальное предупреждение преступлений.

Труд заключенных должен использоваться хотя бы для частичного возмещения расходов на содержание на­званных заведений.

Труд считался обязательным для всех трудоспособных, причем хорошая работа поощрялась сокращением срока заключения или даже переводом на принудительный труд без содержания под стражей.

В советское время использование труда заключенных получило идеологическую окраску. Если раньше каторжный труд рассматривался как искупление греха или покаяние, то теперь он рассматри­вался как средство исправления преступника и возвращение в общество полноценных членов. В Кодек­се, таким образом, фактически впервые четко были сформулированы задачи и закреплена идея исправ­ления осужденных.

Согласно Кодексу, места заключения в Российской Федерации подразделялись на три вида:

1 Учреждения для применения мер социальной защиты исправительного характера, которые де­лились на:

> дома заключения - для подследственных, приговоренных к лишению свободы до вступления приговора в законную силу и лишенных свободы на срок до 6 месяцев;

> исправительно-трудовые дома - для приговоренных к лишению свободы на срок свыше 6 месяцев;

> трудовые колонии (сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные);

> для приговоренных к лишению свободы без строгой изоляции на срок не свыше 5 лет, принадлежащих к трудящимся, совершивших преступление по несознательности и впервые, случайно или в силу тяжелых материальных условий, не склонных к побегу;

> изоляторы специального назначения - для приговоренных к лишению свободы со строгой изоляцией классовых врагов, особо опасных преступников из числа трудящихся или переведенных из других колоний в порядке дисциплинарного взыскания;

> переходные исправительно-трудовые дома - для заключенных, подлежащих переводу в полу свободный режим.

2 Учреждения для применения мер социальной защиты медико-педагогического характера, кото рые делились на:

> трудовые дома - для приговоренных к лишению свободы несовершеннолетних правонарушите лей от 14 до 16 лет и подследственных;

> трудовые дома - для лишенных свободы правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи в возрасте от 16 до 20 лет.

3 Учреждения для применения мер социальной защиты медицинского характера, которые делились на:

> колонии - для психически неуравновешенных, туберкулезных и других больных заключенных;

> институты психиатрической экспертизы,

> больницы для заключенных, признанных подлежащими к помещению в одно из таких учреждений.

В связи с тем, что преступление считалось пережитком капитализма, преступники разделялись

· на тех, которые привыкли пользоваться чужим трудом, сами не желая трудиться,

· и на несознательных ра­бочих и крестьян, которые еще не могли понять, что они совершают противоправные поступки, идущие себе же во вред.

Следовательно, тех и других нужно было воспитывать и перевоспитывать и прежде всего трудом. Данный классовый принцип был положен в основу разделения осужденных преступников на категории.

Согласно статье 101 ИТК РСФСР 1924 г. заключенные так же делились на три категории.

1 Лица, подлежавшие лишению свободы со строгой изоляцией, которые не принадлежали к классу трудящихся и совершили преступления в силу "классовых привычек, взглядов или интересов", лица, которые принадлежали к трудящимся, но признавались особо опасными для республики, и лица, переведенные в порядке дисциплинарного взыскания.

2 Профессиональные преступники, а также те заключенные, которые не принадлежали к классу трудящихся и совершили преступления вследствие своих "классовых привычек, взглядов и интересов". Лица, отнесенные к этой категории, отбывали лишение свободы без строгой изоляции.

3 Все остальные заключенные, которые направлялись в места лишения свободы с простой изоляцией.

По этому ИТК заключенные еще делились на следующие разряды:

> начальный разряд - заключенные 1-й категории содержались не менее 1/2 срока наказания; заключенные 2-й категории - не менее 1/4 срока;

> средний разряд - заключенные, переведенные из начального разряда, содержались 1/3 срока наказания, но не менее 6 месяцев;

> высший разряд- содержались заключенные, переведенные из среднего разряда.

Кодекс обобщил практику деятельности мест заключения за прошедшее после революции время и отразил изменение целей и задач исправительно-трудовой политики в новых условиях.

В ИТК РСФСР 1924 г. впервые получил законодательное закрепление вопрос о профессионально-техническом обучении, а также воспитательные задачи и идеи исправления осужденных.

В местах лишения свободы организовывалось обучение заключенных, как общеобразовательное, так и профессиональное, с тем, чтобы, выйдя на свободу, человек мог спокойно устроиться на работу.

Обеспечивалась и охрана труда, причем инспектора труда, санитарные инспектора, технические ин­спектора должны требовать от администрации колонии немедленного исправления нарушений, сообщая одновременно о них прокурору.

Общеобразовательное обучение являлось и правом и обязанностью за­ключенных не только для ликвидации неграмотности и малограмотности, но и даже для получения зна­ний в объеме начальной школы. Кроме того, в колониях должна вестись культурно-воспитательная рабо­та, для чего создаются материальные условия.

Кодекс предусматривал широкую серию мероприятий по помощи отбывшим срок заключения:

· ока­зание материальной помощи неимущим,

· предоставление жилья и питания на льготных условиях в тече­ние определенного времени,

· предоставление ссуд на приобретение рабочих инструментов,

· обзаведение необходимыми предметами домашнего обихода и др.

Эти обязанности возлагались на Главное управле­ние местами заключения и его местные органы.

Центральным органом управления исправительными учреждениями выступает Главное управление местами заключения, созданное в 1922 г. в системе НКВД. ГУМЗ имеет свои местные органы и лишь несколько специальных лагерей подчинялось ВЧК, а потом ОГПУ.

Управление местами лишения свободы децентрализовалось на уровень губерний, где губернские органы принимают активное участие в жизни колоний, путем создания распорядительных комиссий. Теперь она состояла из

· губернского инспектора мест заключения,

· члена губернского суда,

· представите­ля губернской РКИ,

· члена губернского совета профсоюзов

· и члена комитета помощи заключенным и освобожденным.

Состав распределительной комиссии утверждался губисполкомом, перед которым она периодически отчитывалась о своей деятельности.

На комиссии возлагается

· распределение приговоренных к лишению свободы по местам заключения

· и перевод их из одного исправительно-трудового учреждения в другое в пределах губернии,

· ходатайст­во перед судом о продлении срока заключения в отношении несовершеннолетних заключенных, не об­наруживших достаточного исправления к концу отбытия ими срока назначенной судом меры социаль­ной защиты согласно ст. 56 Уголовного кодекса,

· ходатайство перед соответствующими органами об от­мене или замене содержания под стражей тех трудящихся, в отношении которых, по мнению распоря­дительной комиссии, могут быть применены другие меры исправительно-трудо-вого воздействия или пресечения и. т.п.

При каждом месте заключения учреждалась наблюдательная комиссия в составе

· начальника места заключения,

· народного судьи, в районе которого находится данное место заключения,

· и представителя бюро профессиональных союзов.

На комиссию возлагаются наблюдение за переводом и, в случае не­правильности, отмена перевода заключенных из одних разрядов в другие, предварительное обсуждение и представление в распорядительную комиссию по собранным о личности заключенных данным вопро­са о досрочном их освобождении, представление в распорядительную комиссию о переводе заключен­ных из одного исправительно-трудового учреждения в другое и иные важные обязанности.

В 1929 г. распорядительные комиссии были упразднены, а права наблюдательных комиссий вследствие этого расширены.

Общие принципы режима в местах лишения свободы были достаточно либеральными.

Например, допускались не только свидания, но иотпуска (ст. 20 ИТК и др.). Во всяком случае режим в местах за­ключения должен был быть лишен признаков мучительства.

Запрещалось применение таких мер воз­действия, как

· кандалы,

· наручники,

· карцеры,

· лишение пиши,

· свидания заключенных с их посетителями через решетку.

В 1925 г. был принят ИТК Украины, построенный на тех же принципах, что и российский. Одновременно были введены в действие кодексы Грузии, Узбекистана и Азербайджана, в 1926 г. - Белоруссии, в 1928 - Туркмении.

В данный период, особенно в его начале, неоднократно проводились амнистии. В 1923 г. специаль­ной комиссией ВЦИК и ЦК РКП(б) было освобождено до 60 % заключенных.

В 1928 г. в стране числилось 213-217 тыс. лишенных свободы - примерно столько же, сколько бы­ло в царской России в 1913 г.

Таким образом, ИТК РСФСР оказался наиболее удачным и последовательным документом в общей массе кодифицированного материала нэповского периода. Классовая сущность и идеологическая заданность нового общества лишь отчасти нашли свое отражение в кодексе, который оказался более либе­ральным как по отношению к другим советским кодексам, так и к ранее существовавшему царскому законодательству, посвященному этой проблеме.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Переход к нэпу после хаоса гражданской войны и политики "военного коммунизма" показал неэф­фективность революционного правосознания при разрешении правовых вопросов в мирной жизни. Это положение привело к необходимости всеобщей кодификации законодательства, которая и легла в осно­ву системы советского права.

Советские законодатели, воспитанные в дореволюционных правовых традициях, смогли вместе с тем решить поставленные перед ними сложные задачи и создали совершенно новую, не имеющую ана­логов, правовую систему.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.234.169 (0.011 с.)