Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 3. Особенности развитие праваСодержание книги Поиск на нашем сайте
С переходом к нэпу начинает меняться отношение советской власти и к праву. Приходит понимание, что без укрепления законности немыслимо стабильное развитие экономики и установление внешнеэкономических связей. Поэтому для укрепления законности нужно было не только реформирование соответствующих государственных органов, но и, прежде всего, создание и совершенствование самих законов. Прежняя практика, когда важным источником права было революционное правосознание, оказалась действенной лишь в период военного коммунизма и гражданской войны и теперь уже никак не годилась. Стабильная и однозначная политика в важнейших сферах управления могла быть основана только на твердом и недвусмысленном законе. Поэтому-то идет массовое законотворчество, создание и совершенствование различных нормативных актов. X съезд РКПб в марте 1921 г. принял решение о переходе от политики "военного коммунизма" к нэпу. В соответствии с решениями съезда были разработаны и утверждены законодательные акты, определившие правовые основы новой экономической политики. Декрет "О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом", разрешивший свободный обмен, покупку и продажу продуктов сельского хозяйства, остающихся у населения после выполнения натурального налога. Особая группа законодательных актов разрешала и регламентировала деятельность частного капитала. Развитие права требовало совершенствования не только содержания, но и формы законов. Издание законов по отдельным вопросам, свойственное, например, англо-американской системе, является менее совершенной формой организации правового материала. Советское государство избрало форму систематизации правовых норм, хорошо известную еще дореволюционному российскому праву, - кодификацию законодательства. Образование СССР привело к возникновению новой правовой системы - права союзного государства, тесно взаимосвязанного с правовыми системами союзных республик. Директивой для развертывания широкой кодификационной работы явилось решение XI конференции РКП(б) об очередных задачах партии в связи с восстановлением хозяйства (декабрь 1921 г.). В решении указывалось, что необходимо · установить во всех областях жизни строгие начала революционной законности, · выразить в законе и защитить в судебном порядке новые формы отношений, созданные в процессе революции и на почве проводимой властью экономической политики, · поднять на соответствующий уровень работу судебных учреждений Советской Республики. Эта идея была законодательно закреплена IX Всероссийским съездом Советов в постановлении о предварительных итогах новой экономической политики. Основная тяжесть кодификационных работ легла на отдел законодательных предположений и кодификации Народного комиссариата юстиции РСФСР. К кодификации были привлечены специалисты из других компетентных ведомств. · Так, Кодекс законов о труде РСФСР поручили подготовить Наркомату труда, · Земельный и Лесной - Наркомзему. Работники этих ведомств лучше знали соответствующие отрасли права, были теснее связаны с практикой по вопросам труда, землепользования, лесного хозяйства. Кодификация проходила под контролем и руководством Президиума ВЦИК и Совета Народных Комиссаров. Характерной чертой кодификационных работ являлось широкое привлечение к ним · практических работников юстиции, в том числе местных, · представителей иных ведомств, · а также рядовых рабочих и крестьян. Проекты кодексов рассылались на заключение · наркоматам · и другим государственным органам, · общественным организациям. Проекты кодексов, подготовленные Наркомюстом и другими ведомствами, проходили через Совнарком и получали силу закона после принятия их Всероссийским центральным исполнительным комитетом. Данные стадии законотворческого процесса отнюдь не являлись формальными. В СНК кодификационная работа проводилась главным образом в специальных комиссиях, а также и на самих заседаниях Совнаркома. На сессиях ВЦИК каждый кодекс слушался в двух чтениях. · Сначала проводилась общая дискуссия по проекту, · а затем он с замечаниями передавался в специально создаваемую комиссию, · после чего вновь обсуждался и принимался постатейно и в целом. При принятии кодексов РСФСР специально ставился вопрос об их действии в пространстве. При этом оговаривалось их распространение на союзные с РСФСР независимые советские социалистические республики. Впоследствии на основе кодексов РСФСР союзные республики создавали свои самостоятельные кодексы. За 1922 - 1926 гг. было принято большое количество очень важных кодексов, определивших во многом правовую сторону жизни населения нашей страны: · Уголовный кодекс РСФСР 1 июня 1922 г. (обновлен 22 ноября 1926г.) · Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР-25 мая 1922 г. (обновлен 15 февраля 1923 г.) · Земельный кодекс РСФСР - 1 декабря 1923 г. · Кодекс законов о труде РСФСР - 1 января 1923 г. · Гражданский кодекс РСФСР - 1 января 1923 г. · Гражданский процессуальный кодекс РСФСР- 1 сентября 1923 г. · Лесной кодекс РСФСР - июль 1923 г. · В 1924 г. появился Исправительно-трудовой кодекс РСФСР. Были разработаны также Таможенный кодекс, Устав железных дорог. Проводилась систематизация и других отраслей законодательства. Велись работы над Административным кодексом РСФСР, но он не был принят. Конституционное право
Период 1922 - 1925 гг. ознаменовал новый существенный этап в развитии советского конституционного права. В декабре 1922 г. Первый съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, подписанные четырьмя республиками: · РСФСР, · Украинской ССР, · Белорусской ССР и · Закавказской СФСР. Каждая из республик уже имела свою конституцию. Съезд Советов СССР принял решение о разработке общесоюзной конституции (проект был разработан в течение 1922 г.), которая была утверждена Вторым съездом Советов 31 января 1924 г. А XII Всероссийский съезд Советов 11 мая 1925 г. утвердил измененный текст Конституции РСФСР. Главный смысл Конституции 1924 г. заключался · в конституционном закреплении образования СССР · и разделении прав Союза ССР и союзных республик. Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: · Декларации об образовании СССР · и Договора об образовании СССР. Декларация называла принципы и причины объединения советских республик в единое государство. Созданный Союз признавался добровольным объединением равноправных народов, обеспечивающим каждой республике право свободного выхода из Союза. Договор состоял из 11 глав: · О предметах ведения верховных органов власти СССР; · О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве; · О съезде Советов СССР; · О Центральном Исполнительном Комитете СССР; · О Президиуме ЦИК СССР; · О Совете Народных Комиссаров СССР; · О Верховном Суде СССР; · О народных комиссариатах СССР; · Об Объединенном государственном политическом управлении; · О союзных республиках; · О гербе, флаге и столице СССР. В конституции было найдено юридическое решение, как разграничить компетенцию Союза и союзных республик: · ст. 1-2 содержали исчерпывающий перечень прав Союза, · ст. 3 ограничивала суверенитет союзных республик лишь в пределах указанных в Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. В Договоре закреплялось объединение республик в одно союзное федеративное государство. Ведению СССР подлежали: а) в области внешней политики и межреспубликанских отношений: представительство Союза в международных отношениях, · ведение всех дипломатических сношений, заключение политических и иных договоров с другими государствами; · изменение внешних границ Союза, а также урегулирование вопросов об изменении границ между союзными республиками, заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик; · объявление войны и мира; · заключение внешних и внутренних займов СССР и разрешение внешних и внутренних займов союзных республик; · ратификация международных договоров; · руководство внешней торговлей и установление системы внутренней торговли; б) в области внутренней политики: · установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, · определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, · заключение концессионных договоров как общесоюзных, так и от имени союзных республик; · руководство транспортным и почтово-телеграфным делом; · организация и руководство Вооруженными силами СССР; · утверждение единого Государственного бюджета СССР, в состав которого входят бюджеты союзных республик, · установление общесоюзных налогов и доходов, а также отчислений от них, надбавок к ним, поступающих на образование бюджетов союзных республик; · разрешение дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных республик; · установление единой денежной и кредитной системы; · установление общих правил землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами на территории СССР; · общесоюзное законодательство о межреспубликанских переселениях и установление переселенческого фонда; · установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданского и уголовного законодательства Союза; · установление основных законов о труде; · установление общих начал в области народного просвещения; · установление общих мер в области охраны народного здравия; · установление системы мер и весов; · организация общесоюзной статистики; · основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев; · право амнистии, распространяемое на всю территорию Союза; · отмена нарушающих настоящую Конституцию постановлений съездов Советов и центральных исполнительных комитетов союзных республик; · разрешение спорных вопросов, возникающих между союзными республиками. Внесение изменений и утверждение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. Союзная республика сохраняла право выхода из Союза, территория могла быть изменена только с ее согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство. Суверенитет Союза ССР сочетался с суверенитетом союзных республик. Конституция закрепляла положение, согласно которому суверенитет союзных республик ограничивался лишь в определенных ею пределах и только по предметам, отнесенным к компетенции Союза ССР. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно. При этом на Союз ССР возлагалась обязанность охранять суверенные права союзных республик. Согласно Конституции СССР, высшим органом власти был Всесоюзный съезд Советов, избиравшийся · от городских Советов (1 депутат от 25 000 избирателей) · и от губернских съездов Советов (1 депутат от 125 000 избирателей). В соответствии со ст. 11, очередные съезды Советов Союза ССР созывались ЦИК СССР один раз в год; чрезвычайные съезды созывались ЦИК СССР по его собственному решению, по требованию Союзного Совета, Совета Национальностей или же по требованию двух союзных республик. В период между съездами высшим органом власти являлся - Центральный Исполнительный Комитет СССР. ЦИК состоял из двух равноправных палат · Союзного Совета · и Совета Национальностей. ЦИК СССР не являлся постоянно действующим органом, а созывался на сессии три раза в год. В период между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР являлся Президиум ЦИК СССР, избираемый на совместном заседании Союзного Совета и Совета Национальностей в количестве 21 человека. Президиум ЦИК СССР являлся высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР. Он обладал колоссальной властью - наделялся правом · издавать законодательные акты, · приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных наркоматов СССР, · а также центральных исполнительных комитетов и советов народных комиссаров союзных республик. При выборах Президиума происходило раздельное голосование палат. ЦИК СССР избирал из состава своего Президиума четырех председателей по числу союзных республик, что также подчеркивало их равноправие. Союзный Совет избирался из представителей союзных республик пропорционально населению каждой в количестве 414 человек. Совет Национальностей образовывался из
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.155.149 (0.007 с.) |