ТОП 10:

Культурное строительство Казахстана в конце 80-х нач. 90-х гг. 20 века.



Проблема формирования интеллигенции как реального субъекта исторических процессов и явлений имеет достаточно богатую и обширную историографическую традицию и хронологически может быть подразделена на несколько этапов: 20-е — конец 30-х годов, 40-е — конец 50-х, начало 60‑х — конец 80-х, 90-е годы — по настоящее время.

В современной историографии в вопросе советской интеллигенции существует единое мнение о том, что в 1920–1930-х годах сложилась целая система всестороннего идеологического контроля и прессинга. На публикации научных и других работ была наложена строгая цензура, если они шли вразрез с идеологическими установками властей, а на авторов подобных высказываний автоматически навешивался ярлык «врага народа». С точки зрения оценки мировоззрения советской интеллигенции представляют огромный интерес работы видных деятелей Компартии Казахстана, партийных, советских работников: «О задачах печати» Т.Рыскулова, «Партия, идеология и массы» У.Джан­досова, «За решительное развития культурного строительства» И.Кабулова, «Культурная революция в Казахстане» Т.Жургенова. В этих работах отражена острая идеологическая борьба, развернувшаяся между различными отрядами казахской интеллигенции, проблемы и конкретные методы перевоспитания старой интеллигенции, ее роль в культурном строительстве и путях развития новой интеллектуальной базы республики.

На следующем этапе историографии — 40–50-е годы ХХ в. — публикуется целый ряд обобщающих работ, где в той или иной степени находят отражение вопросы формирования и развития интеллигенции республики: «Великий Октябрь и культурные преобразования в Казахстане», «Ленинские идеи культурной революции и их осуществление в Казахстане» Р.Б.Сулейменова, «Казахская советская интеллигенция, рожденная Октябрем» Ж.Карагусова, «О некоторых вопросах развития национальной культуры» Н.Д.Джандильдина, «История развития советской школы в Казахстане» А.И.Сембаева, «Народное движение за культуру». Из опыта строительства культурно-бытовых учреждений в Казахстане» А.Джокебаева, «Советское государство в борьбе за развитие социалистической культуры в Казахстане» Г.С.Сапаргалиева. В данных исследованиях дается анализ основным тенденциям духовной жизни республики, где особое внимание уделяется школьному, специальному и высшему образованию, подготовке специалистов различных областей знаний, а также формированию интеллигенции Казахстана как закономерному результату культурной революции.

Начало 60-х — конец 80-х годов ХХ в. ознаменовался выходом в свет работ Н.Д.Джангильдина «Расцвет культуры и науки в Советском Казахстане», А.К.Канапина «Культурное строительство в Казахстане», Ш.Ю.Тастанова «Советский опыт формирования и развития интеллигенции ранее отсталых народов», А.А.Алтмышбаева «Формирование и развитие социалистической культуры народов, перешедших к социализму, минуя стадию капиталистического развития: на примере республик советской Средней Азии», А.К.Канапина, А.Д.Яндарова «Расцвет культуры казахского народа»; А.Ишмухамедова «Рабочий класс и научно-техническая интеллигенция», Х.Абжанова «Некоторые особенности численности и состава сельской интеллигенции Советского Казахстана (1959–1976 гг.)», в которых раскрываются общие закономерности социалистического строительства: победа марксистско-ленинской идеологии, национально-государственного строительства, социально-экономические процессы, а также приводится анализ развития научно-технической, сельскохозяйственной, художественной интеллигенции Казахстана. В 80-х годах ХХ в. научные публикации были связаны с хорошо разработанной теоретической базой, в них были широко привлечены материалы архивов, статистических сборников, но, тем не менее, конкретные вопросы, касающиеся развития интеллигенции Казахстана, во многом носили «подчинительный» характер. Однако качество научных работ позволяет говорить о существенном продвижении вперед в изучении социалистической интеллигенции, особенно в области среднего и высшего образования (К.А.Есимов «Некоторые вопросы культурного строительства Казахстана в советской исторической науке»; В.К.Янулов «Интеллигенция Казахстана в условиях развитого социализма»; М.Б.Татимов «Социальная обусловленность демографических процессов»).

С начала 90-х годов и по настоящее время определился новый этап в развитии исторической науки Казахстана. Во-первых, на смену единой методологической основе исторического процесса, в роли которой выступала марксистско-ленинская концепция, пришел методологический плюрализм. Во-вторых, демократизация общественной жизни повлекла за собой колоссальное расширение источниковой базы: открытие доступа к ряду архивных фондов, публикацию и вовлечение в оборот новых групп источников. Среди исследователей, продолжающих изучение истории казахской интеллигенции с привлечением новых, ранее недоступных материалов, с переосмыслением известных фактов, можно отметить М.С.Бурабаева («Общественная мысль в Казахстане в 1917–1940 гг.»), Д.Аманжолову («Казахский автономизм и Россия. История движения Алаш»), А.Н.Алексеенко («Население Казахстана. 1920–1990 гг.»), С.А.Асанову («К вопросу о понятии «национальная интеллигенция»») и других.

Следовательно, опираясь на историографический анализ развития интеллигенции Казахстана в 30–60-х годах ХХ в., можно сделать вывод, что социально-общественная жизнь этого периода вобрала в себя характерные черты и противоречия советского опыта строительства социализма, основываясь на идеологии и теории Коммунистической партии Советского Союза. С первых лет существования Советской власти красной линией через деятельность органов образования, науки и культуры в целом проходила подчиненность их развития задачам строительства социалистического общества. Так, в Резолюции VIII съезда «О политической пропаганде и культурно-просветительской работе в деревне» говорилось, что «нет таких форм науки и искусства, которые не были бы связаны с великими идеями коммунизма и бесконечно разнообразной работой по созиданию коммунистического хозяйства»[1].

Политика большевиков была направлена на подчинение представителей научной и художественной интеллигенции пропаганде идей коммунизма посредством директивных методов руководства. Однако несмотря на различные притеснения, ограничения в сфере научного и художественного исследования, интеллигенция не потеряла своего истинного лица и предназначения. Даже в тяжелых условиях научные работники сохранили верность своей идее о свободе творчества и высоким нравственным принципам, так как свобода творчества для любого художника является единственной главной ценностью. В связи с этим следует отметить, что именно интеллигенция призвана аккумулировать опыт и знание масс, претворять их в жизнь, умножать духовные богатства общества.

Весомый вклад в социально-экономическое развитие нашего региона внесли репрессированные ученые Карлага. В 1932 г. впервые в Центральном Казахстане стали проводиться научно-исследовательские работы по вопросам сельского хозяйства в совхозе «Гигант», который был создан на территории Карагандинского исправительно-трудового лагеря. В научных учреждениях сельскохозяйственного производства работали крупные специалисты и ученые из числа заключенных. Ученые Карлага активно занимались изучением площади хозяйства, проводили топографические, гидротехнические, почвенные, ботанические, метеорологические и другие исследования. Руководил отрядом почвоведов и геоботаников известный морфолог профессор С.А.Захаров. Геоботаническими работами занимался Н.К.Магницкий. В составе ученых был ботаник, растениевод и селекционер профессор, доктор сельскохозяйственных наук, Л.А.Пельцих. Им был написан первый печатный труд по Карлагу: «Растительный покров Тельманского и Жана-Аркинского районов Карагандинской области[1]».

О роли интеллигенции лагеря говорит тот факт, что на его территории было создано проектно-конструкторское бюро, подведомственное отделу капитального строительства управления лагеря. Руководителем был крупный специалист, профессор Ф.Н.Леон-Леонов. В проектном бюро были и изыскатели, и гидротехники, и строители-проектировщики, и сметчики. В штат проектно-конструк­торского бюро входили 12 человек, из них 10 — заключенные. Здесь работали крупные специалисты-инженеры: В.А.Бресневич, В.И.Лиод, К.И.Страхович, В.Л.Пржецлавский, И.В.Климов, А.Л.Чижевский, А.Г.Глебов и другие3.

Одной из главных целей организации Карлага было создание крупной продовольственной базы для быстро развивающейся угольной и металлургической промышленности Центрального Казахстана. Для этой цели в центральный регион Казахстана принудительно направляли многочисленные колонны репрессированных. За весь период существования Карлага в нем побывали более одного миллиона заключенных. Здесь отбывали срок крупнейшие ученые, которые в дальнейшем заложили основы научно-исследовательской работы в учреждениях и учебных заведениях Караганды, также видные музыканты, литераторы, политики, художники. Исторически сложилось так, что в центральном регионе нашего государства возник мощный культурный феномен, который дал толчок развитию всех общественных сфер жизни. Репрессивные методы управления общественно-политической жизнью советского государства обусловили приезд в Казахстан уже состоявшихся творческих работников, среди которых оказались авангардисты Владимир Стерлигов, Вера Ермолаева, живописец, директор ГМИИ имени Пушкина Владимир Эйферт, известный немецкий художник Генрих Фогелер.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.199 (0.004 с.)