Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурное строительство Казахстана в конце 80-х нач. 90-х гг. 20 века.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проблема формирования интеллигенции как реального субъекта исторических процессов и явлений имеет достаточно богатую и обширную историографическую традицию и хронологически может быть подразделена на несколько этапов: 20-е — конец 30-х годов, 40-е — конец 50-х, начало 60‑х — конец 80-х, 90-е годы — по настоящее время. В современной историографии в вопросе советской интеллигенции существует единое мнение о том, что в 1920–1930-х годах сложилась целая система всестороннего идеологического контроля и прессинга. На публикации научных и других работ была наложена строгая цензура, если они шли вразрез с идеологическими установками властей, а на авторов подобных высказываний автоматически навешивался ярлык «врага народа». С точки зрения оценки мировоззрения советской интеллигенции представляют огромный интерес работы видных деятелей Компартии Казахстана, партийных, советских работников: «О задачах печати» Т.Рыскулова, «Партия, идеология и массы» У.Джандосова, «За решительное развития культурного строительства» И.Кабулова, «Культурная революция в Казахстане» Т.Жургенова. В этих работах отражена острая идеологическая борьба, развернувшаяся между различными отрядами казахской интеллигенции, проблемы и конкретные методы перевоспитания старой интеллигенции, ее роль в культурном строительстве и путях развития новой интеллектуальной базы республики. На следующем этапе историографии — 40–50-е годы ХХ в. — публикуется целый ряд обобщающих работ, где в той или иной степени находят отражение вопросы формирования и развития интеллигенции республики: «Великий Октябрь и культурные преобразования в Казахстане», «Ленинские идеи культурной революции и их осуществление в Казахстане» Р.Б.Сулейменова, «Казахская советская интеллигенция, рожденная Октябрем» Ж.Карагусова, «О некоторых вопросах развития национальной культуры» Н.Д.Джандильдина, «История развития советской школы в Казахстане» А.И.Сембаева, «Народное движение за культуру». Из опыта строительства культурно-бытовых учреждений в Казахстане» А.Джокебаева, «Советское государство в борьбе за развитие социалистической культуры в Казахстане» Г.С.Сапаргалиева. В данных исследованиях дается анализ основным тенденциям духовной жизни республики, где особое внимание уделяется школьному, специальному и высшему образованию, подготовке специалистов различных областей знаний, а также формированию интеллигенции Казахстана как закономерному результату культурной революции. Начало 60-х — конец 80-х годов ХХ в. ознаменовался выходом в свет работ Н.Д.Джангильдина «Расцвет культуры и науки в Советском Казахстане», А.К.Канапина «Культурное строительство в Казахстане», Ш.Ю.Тастанова «Советский опыт формирования и развития интеллигенции ранее отсталых народов», А.А.Алтмышбаева «Формирование и развитие социалистической культуры народов, перешедших к социализму, минуя стадию капиталистического развития: на примере республик советской Средней Азии», А.К.Канапина, А.Д.Яндарова «Расцвет культуры казахского народа»; А.Ишмухамедова «Рабочий класс и научно-техническая интеллигенция», Х.Абжанова «Некоторые особенности численности и состава сельской интеллигенции Советского Казахстана (1959–1976 гг.)», в которых раскрываются общие закономерности социалистического строительства: победа марксистско-ленинской идеологии, национально-государственного строительства, социально-экономические процессы, а также приводится анализ развития научно-технической, сельскохозяйственной, художественной интеллигенции Казахстана. В 80-х годах ХХ в. научные публикации были связаны с хорошо разработанной теоретической базой, в них были широко привлечены материалы архивов, статистических сборников, но, тем не менее, конкретные вопросы, касающиеся развития интеллигенции Казахстана, во многом носили «подчинительный» характер. Однако качество научных работ позволяет говорить о существенном продвижении вперед в изучении социалистической интеллигенции, особенно в области среднего и высшего образования (К.А.Есимов «Некоторые вопросы культурного строительства Казахстана в советской исторической науке»; В.К.Янулов «Интеллигенция Казахстана в условиях развитого социализма»; М.Б.Татимов «Социальная обусловленность демографических процессов»). С начала 90-х годов и по настоящее время определился новый этап в развитии исторической науки Казахстана. Во-первых, на смену единой методологической основе исторического процесса, в роли которой выступала марксистско-ленинская концепция, пришел методологический плюрализм. Во-вторых, демократизация общественной жизни повлекла за собой колоссальное расширение источниковой базы: открытие доступа к ряду архивных фондов, публикацию и вовлечение в оборот новых групп источников. Среди исследователей, продолжающих изучение истории казахской интеллигенции с привлечением новых, ранее недоступных материалов, с переосмыслением известных фактов, можно отметить М.С.Бурабаева («Общественная мысль в Казахстане в 1917–1940 гг.»), Д.Аманжолову («Казахский автономизм и Россия. История движения Алаш»), А.Н.Алексеенко («Население Казахстана. 1920–1990 гг.»), С.А.Асанову («К вопросу о понятии «национальная интеллигенция»») и других. Следовательно, опираясь на историографический анализ развития интеллигенции Казахстана в 30–60-х годах ХХ в., можно сделать вывод, что социально-общественная жизнь этого периода вобрала в себя характерные черты и противоречия советского опыта строительства социализма, основываясь на идеологии и теории Коммунистической партии Советского Союза. С первых лет существования Советской власти красной линией через деятельность органов образования, науки и культуры в целом проходила подчиненность их развития задачам строительства социалистического общества. Так, в Резолюции VIII съезда «О политической пропаганде и культурно-просветительской работе в деревне» говорилось, что «нет таких форм науки и искусства, которые не были бы связаны с великими идеями коммунизма и бесконечно разнообразной работой по созиданию коммунистического хозяйства»[1]. Политика большевиков была направлена на подчинение представителей научной и художественной интеллигенции пропаганде идей коммунизма посредством директивных методов руководства. Однако несмотря на различные притеснения, ограничения в сфере научного и художественного исследования, интеллигенция не потеряла своего истинного лица и предназначения. Даже в тяжелых условиях научные работники сохранили верность своей идее о свободе творчества и высоким нравственным принципам, так как свобода творчества для любого художника является единственной главной ценностью. В связи с этим следует отметить, что именно интеллигенция призвана аккумулировать опыт и знание масс, претворять их в жизнь, умножать духовные богатства общества. Весомый вклад в социально-экономическое развитие нашего региона внесли репрессированные ученые Карлага. В 1932 г. впервые в Центральном Казахстане стали проводиться научно-исследовательские работы по вопросам сельского хозяйства в совхозе «Гигант», который был создан на территории Карагандинского исправительно-трудового лагеря. В научных учреждениях сельскохозяйственного производства работали крупные специалисты и ученые из числа заключенных. Ученые Карлага активно занимались изучением площади хозяйства, проводили топографические, гидротехнические, почвенные, ботанические, метеорологические и другие исследования. Руководил отрядом почвоведов и геоботаников известный морфолог профессор С.А.Захаров. Геоботаническими работами занимался Н.К.Магницкий. В составе ученых был ботаник, растениевод и селекционер профессор, доктор сельскохозяйственных наук, Л.А.Пельцих. Им был написан первый печатный труд по Карлагу: «Растительный покров Тельманского и Жана-Аркинского районов Карагандинской области[1]». О роли интеллигенции лагеря говорит тот факт, что на его территории было создано проектно-конструкторское бюро, подведомственное отделу капитального строительства управления лагеря. Руководителем был крупный специалист, профессор Ф.Н.Леон-Леонов. В проектном бюро были и изыскатели, и гидротехники, и строители-проектировщики, и сметчики. В штат проектно-конструкторского бюро входили 12 человек, из них 10 — заключенные. Здесь работали крупные специалисты-инженеры: В.А.Бресневич, В.И.Лиод, К.И.Страхович, В.Л.Пржецлавский, И.В.Климов, А.Л.Чижевский, А.Г.Глебов и другие3. Одной из главных целей организации Карлага было создание крупной продовольственной базы для быстро развивающейся угольной и металлургической промышленности Центрального Казахстана. Для этой цели в центральный регион Казахстана принудительно направляли многочисленные колонны репрессированных. За весь период существования Карлага в нем побывали более одного миллиона заключенных. Здесь отбывали срок крупнейшие ученые, которые в дальнейшем заложили основы научно-исследовательской работы в учреждениях и учебных заведениях Караганды, также видные музыканты, литераторы, политики, художники. Исторически сложилось так, что в центральном регионе нашего государства возник мощный культурный феномен, который дал толчок развитию всех общественных сфер жизни. Репрессивные методы управления общественно-политической жизнью советского государства обусловили приезд в Казахстан уже состоявшихся творческих работников, среди которых оказались авангардисты Владимир Стерлигов, Вера Ермолаева, живописец, директор ГМИИ имени Пушкина Владимир Эйферт, известный немецкий художник Генрих Фогелер.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1013; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 98.80.143.34 (0.38 с.) |