Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема №11. Казахстан в послевоенные 50-60 годы XX века.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Перевод экономики Казахстана на мирные рельсы и определение перспектив её развития. 2. Общественно-политическая ситуация и духовная атмосфера в послевоенные годы, ее противоречия. 3. Социально-экономическое развитие Казахстана в 50-60 годы. 4. Освоение целинных и залежных земель, последствия освоения. Великая Отечественная война, которая продолжалась с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, нанесла огромный урон советской стране. СССР потерял третью часть национального богатства, и 27 млн. жизней. В развалинах лежали города и села, фабрики и заводы, больницы и школы. Не хватало рабочей силы, жилья, техники, продуктов питания. Территория Казахстана не подвергалась в годы войны оккупации, не было здесь и разрушений. Однако трудностей было в избытке. Тяжелыми были последствия войны для экономики: сократилось производство многих видов промышленной продукции, особенно предметов широкого потребления одежды, обуви, продуктов питания. Сильно обострилась проблема трудовых ресурсов, особенно в сельском хозяйстве. Материально-техническая база сельского хозяйства была сильно подорвана, поэтому снизилась урожайность сельхозкультур и продуктивность животноводства. Тяжёлое продовольственное положение усугубилось засухой 1946 года, что послужило толчком для миграции сельского населения в город на работу в промышленность и строительство. Так, в 1946 году из совхозов Казахстана выбыло более 18 тыс. рабочих. Трудности возникли и в связи с тем, что Казахстан оказывал огромную помощь в восстановлении народного хозяйства тем регионам страны, которые пострадали от фашистской оккупации. Казахстанцы участвовали в восстановлении народного хозяйства Ленинграда, Сталинграда, Курска, Брянска и других городов. Казахстан шествовал над 12 городами и 45 районами страны. Переход к мирному развитию потребовал от правительства СССР проведения ряда мероприятий по демилитаризации страны и конверсии экономики. 1)На основе «Закона о демобилизации» из армии и флота (23 июня 1945 года) началось сокращение Вооруженных сил СССР. За счет этого только в 1945 году в Казахстан прибыло 104 тыс. уволенных в запас солдат и офицеров, а к 1 января 1947 года – 118,2 тыс. человек. Это позволило несколько компенсировать отток из республики эвакуированных во время войны и возвращавшихся домой людей. 2) Сокращались военные расходы СССР с 48% бюджета в 1945 году до 17,9% в 1948 году, что позволило увеличить капитальные вложения в хозяйственное и культурное строительство. 3)Постепенно осуществлялась конверсия экономики. Сотни предприятий, работавших на нужды войны перестраивались на выпуск гражданской продукции. В числе первых на выпуск мирной продукции в Казахской республике перешли Алма-Атинский завод тяжелого машиностроения, Чимкентский завод пресс-автоматов, Актюбренген и другие. Только на изготовление запасных частей для сельхозтехники были переведены 12 машиностроительных заводов. В целом в 1946 году машиностроительные заводы республики выдали мирной продукции на 15 млн. рублей больше, чем в 1945 году. 4) Решалась проблема подготовки и переподготовки кадров, особенно рабочих профессий. Здесь большую роль сыграли учебные заведения системы резервов «РУ», «ЖЭ», «ФЗУ». Вновь открылись 17 таких училищ, которые в 1945 году выпустили 13 тысяч подготовленных рабочих, а за 5 лет – 120 тысяч. 5) Соответственно условиям мирного времени изменялся производственный процесс. В промышленности был восстановлен 8-ми часовой рабочий день, выходные дни, отменялись сверхурочные работы, предоставлялись трудовые отпуска. Перспективы дальнейшего развития народного хозяйства получили свое выражение в четырехлетнем плане восстановления и развития народного хозяйства. Вложения в экономику Казахстана на пять лет составили 8,8 млн. рублей. Производство промышленной продукции к концу пятилетки необходимо было увеличить в 2,2 раза по сравнению с 1940г. Первоочередное внимание уделялось тяжелой промышленности и железнодорожному транспорту, обеспечению технического прогресса во всех отраслях хозяйства. В сельском хозяйстве ставились задачи – повысить урожайность сельскохозяйственных культур, увеличить поголовье скота. Важные задачи ставились перед строителями – расширить жилищный фонд, сеть культурно-бытовых объектов в городах и рабочих поселках. Для того, чтобы выполнить поставленные задачи, необходимо было использовать все возможные факторы, а именно патриотический подъем, рожденный Великой победой, новые формы соревнования, а также некоторые изменения в управлении экономикой, где теперь централизм сочетался демократизмом. Все эти факторы обеспечили следующие итоги пятилетки: Казахстан к 1950 году освоил капитальные вложения в народное хозяйство больше, чем в 2 раза по сравнению с периодом войны. За 5 лет объем промышленного производства возрос в 1,7 раза, в машиностроении и металлургии на – 180%, энергетике на – 282%, промышленности строительных материалов на – 480%. Хуже обстояло дело в сельском хозяйстве. Сельское хозяйство к началу 50-х годов только вышло на показатели 1940 годов, и разрыв между промышленностью и сельским хозяйством становился все ощутимее. Причины отставания сельского хозяйства: 1) колхозы в результате войны оказались ослабленными, с подорванной материально-технической базой, с сократившимися трудовыми ресурсами; 2) большие просчеты наблюдались в управлении колхозами; 3) широкое распространение получило расхищение колхозных земель; 4) основные средства государство направляло на восстановление и развитие промышленности, а сельское хозяйство оставалось в загоне. Сложной и противоречивой после окончания ВОВ была общественно-политическая обстановка в стране. Военное время пробудило в советских людях способность критически оценивать ситуацию, сопоставлять факты и принимать решения. В обществе нарастал протест против попыток властей вернуться к довоенным порядкам. Этот протест привел к некоторой демократизации общественной жизни: регулярными стали выборы в Советы депутатов трудящихся, активизировались местные Советы, повысилась роль профсоюзов. В 1947 году было создано общество по распространению политических и научных знаний, которое вскоре превратилось в массовую просветительскую организацию. К этому времени относится основание Казахского общества культурных связей с заграницей, что способствовало началу общения трудящихся Казахстана с народами зарубежных государств. На более высокую ступень в послевоенный период поднялось развитие народного образования, науки, литературы, искусства. В целях улучшения качества учебно-воспитательной работы в высших и средних специальных учебных заведениях было принято постановление «О мерах дальнейшего развития высшего и среднего образования в Казахской ССР» (ноябрь 1947 год), выделялись дополнительные средства на строительство школ, приобретения учебного оборудования и инвентаря, было увеличено число мест в аспирантуре для подготовки преподавателей местных кадров. Претворялся в жизнь «Закон о обязательном всеобщем семилетнем образовании», приостановленной в годы войны. В 1952 году в Казахстане было около 9 тыс. общеобразовательных школ, 125 техникумов, где обучалось 1,5 млн. человек. Крупным событием в жизни республики было создание в 1946 году Академии наук Казахской ССР, её первым президентом стал академик К.И. Сатпаев, она превратилась в центр научной мысли в Казахстане, число научных работников превысило 1000 человек. На путях подъёма находилась литература, представленная такими выдающимися авторами, как Г. Мусрепов, С. Муканов, Г. Мустафин, Д. Снегин и другие; музыкальная культура. Театр оперы и балета осуществил постановку нескольких классических опер, а также национальных, таких как «Биржан и Сара» М. Тулебаева, «Абай» А. Жубанова и Л. Хамиди и другие. Однако эти послевоенные годы имели и факторы тормозящего характера, противоречия в развитии. Когда первейшие задачи конверсии экономики были решены, стали отчетливо видны «узкие места». Так если после окончания войны материальные лишения трудящихся не вызывали протест, воспринимались как следствие войны, то по происшествии некоторого времени возникали требования перемены ситуации. Принцип «любой ценой» достигнуть чего-то стал утрачивать свою оправдательную роль. Ряд проблем требовали широкого обслуживания и решения. Ответом на эту потребность явились дискуссии, развернувшиеся в республике в 1947 – 1951 годах по различным отраслям науки, которые выходили на широкий круг общественных проблем. Однако авторитарные суждения и оценки Сталина возобладали на дискуссиях по философии, политэкономии, языкознанию. На духовной атмосфере в Казахстане сказались печально известные постановления ЦК партии большевиков по вопросам литературы и искусства: «О репертуаре драмтеатров и о мерах его улучшения», «О кинофильме «Большая жизнь»» и др., в них была допущена грубая критика о разгром видных представителей интеллигенции. В начале 1947 года также начались дискуссии по проблемам истории, литературы и искусства. Так деловой творческий разговор подменялся наклеиванием ярлыков талантливым учёным, писателям, деятелям искусства. Так, например, «История Казахской ССР», вышедшая в 1943 году и высоко оцененная в то время, сейчас была объявлена книгой антирусской, в которой якобы идеализированы национальные восстания протии России. В 1947 году нападкам стала подвергаться книга Е. Бекмаханова «Казахстан 20-40 годы XIX века» по той же причине. А в 1950 году начались политические расправы, которым подвергались Е. Бекмаханов, Е. Исмаилов, Б. Сулейменов и другие, обвиненные в «буржуазном национализме». Постановление ЦК КП (б) Казахстана от 21 января 1947 года «О грубых политических ошибках в работе Института языка и литературы АН Казахской ССР» фактически наложило запрет на научное изучение духовного наследия казахского народа дореволюционного времени. Этот партийный документ навесил на целую группу ученых республики ярлык «безродных космополитов». В 1948 году целый ряд ученых-биологов республики объявлены идеалистами. В республике начался поиск носителей буржуазно-националистических идей среди интеллигенции. Президента АН Каз. ССР К. Сатпаева, ректора КазГУ Т. Тажибаева обвинили в покровительстве националистов. В республике все более открыто сталкивались позиции тех, кто желал перемен, отказа от чрезвычайных мер, и тех, кто считал старые структуры вполне приемлемыми. В борьбе с инакомыслящими особую роль играла пропаганда, которая включилась в процессе разноса «оппозиции». Она подготовила и более серьёзные меры борьбы с «оппозицией» - репрессии, которые прокатились по республике, как и по всей стране. Жертвами этих репрессий стали видные ученые А. Жубанов, К. Джумалиев, Е. Бекмаханов и другие. Этот процесс на рубеже 40-50 годов не приобрел массового характера, как в конце 30-х годов, но он свидетельствовал, что режим личной власти Сталина не способен к изменениям либерального типа. Таким образом, послевоенные 50-е годы для республики были весьма противоречивыми: с одной стороны радость победы в Великой Отечественной войне, пафос созидания, с другой, серьёзное противостояние в обществе и новый виток репрессий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.116 (0.008 с.) |