Тема № 12. Казахстан в 70-80-е годы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 12. Казахстан в 70-80-е годы.



1. Тенденции социально-экономического развития. Предкризисные явления в промышленности и сельском хозяйстве.

2. Общественно-политическая жизнь (языковая политика, национальные отношения).

3. Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате.

Экономические реформы в СССР 1965 года на первых порах дали положительные результаты. План развития народного хозяйства на 1965-1970 года по основным показателям был выполнен. Однако реформы не были доведены до конца и в начале 70-х годов происходит их свертывание, а потому стали нарастать негативные явления: снижалась фондоотдача, медленно осваивались новые мощности, принцип директивного управления экономикой оставался нетронутым. В Казахстане в 70-80-х годах промышленность занимала ведущее место в экономике, её удельный вес составлял – 48%. За 15 лет объем промышленного производства увеличился вдвое. Сформировались территориально-производственные комплексы: Мангышлакский, Павлодар-Экибастузский, Каратау-Джамбулский и т.д. Однако промышленность продолжала сохранять сырьевую направленность, центр поощрял развитие добывающих отраслей, их доля в промышленности Казахстана была в 1,7 раза выше, чем в целом по стране. Около половины промышленных предприятий находилось в ведении центра, союзных министерств. Получая огромные прибыли, эти министерства отчисляли в бюджет республики менее 1%. В погоне за показателями и прибылью, союзные министерства не занимались вопросами социальной сферы, не заботились об охране окружающей среды. Особенностью развития промышленности в эти годы была ориентация на строительство гигантов индустрии, которые не всегда себя оправдывали. Планы очень часто корректировались. В экономике стала наблюдаться потеря динамизма, то есть снижение темпов развития от пятилетки к пятилетке. Так,если в 9-ой пятилетке темпы прироста промышленности составили 8,4% то в 11-ой всего 3,7%. Это был показатель предкризисного развития. План 9 пятилетки по увеличению объема промышленного производства был недовыполнен на 12,6%, 10-ой на – 25%. Усилился процесс незавершенности строительства, строители недоосваивали млрд. рублей капвложений. Существовавшая система отторгала все новшества, которые могли бы оживить экономику. Падение темпов роста производства и качества продукции сопровождалось отставанием в сфере научно-технической революции от западных стран. Сроки освоения техники и новых технологий растягивались на многие годы. В середине 80-х годов 1/3 рабочих промышленности была занята тяжелым ручным трудом, а в строительстве – больше половины рабочих. Уравнительные принципы оплаты труда привели к отсутствию заинтересованности рабочих в повышении производительности труда, к бесхозяйственности, расхитительству, снижению социальной активности.

Примерно такое же положение было в сельском хозяйстве. В него в 1971-1989 годах были вложены крупные средства. Однако комплексной механизации всех отраслей не было достигнуто, ручной труд преобладал в овцеводстве, садоводстве и других отраслях. Из выделенных средств половина была направлена на сооружение гигантов – животноводческих комплексов, ирригационных систем на плодородие почв, электрификацию сельского хозяйства, создание предприятий по переработке и хранению с/х. продуктов средств почти не выделялось. Аул и деревню буквально грабили предприятия «Сельхозтехника», «Сельхозхимия» и др. и если в 1965-1975 годах наметился рост темпов развития сельского хозяйства, то в 1981-1985годах прироста практически не было. В условиях зависимости от центра сельское хозяйство республики не могло стать процветающей отраслью. Ценные начинания в с/х-ве не находили поддержки. В 80-е годы с/х-во резко сдало позиции, сократились закупки зерна, хлопка, сахарной свеклы. Курс на ускорение, взятый в апреле 1985 года, обнаружил свою несостоятельность.

В предкризисные 70-80 годы осложнилась и общественно-политическая атмосфера. Несмотря на успехи в развитии культуры проблема духовного возрождения наций оставалась в тени. В общественно-политической жизни преобладал евроцентризм, шел процесс абсолютизации роли русской культуры в развитии народов СССР. Происходил процесс потери исторической памяти, когда настойчиво заставляли забыть то, что было до Октябрьского переворота 1917 года. Стремление ускорить формирование советского народа как единой общности привело к грубым просчетам в национальной политике. Широко пропагандируемое двуязычие сводилось к поддержке русского языка как языка межнационального общения. Русским языком в республике владели около 60% казахов, тогда как казахским языком владел только 1% русских. Казахский язык выполнял только 10 функций из 50, необходимых для полноправного существования. Он не применялся в делопроизводстве, не обслуживал государственную, армейскую жизнь, высшую школу и так далее.

Деформации в национальной политике вызывали протест, особенно среди интеллигенции. В студенческих кругах, творческой и научной интеллигенции осуждалась политика русификации республики, высказывалась озабоченность состоянием казахского языка, отсутствием суверенных прав у республики.

В 1963 году в Москве возникло объединение казахской молодёжи, обучающихся в московских вузах под названием «Жас тулпар». Оно объединило около 800 студентов. Среди его активистов значились М. Ауэзов, М. Татимов, С. Бакенов, М. Сембин, М. Айтхожин и другие. Подобные объединения стали вслед возникать в Ленинграде, Киеве, Одессе, Алма-Ате, Караганде. Молодёжь организовывала лекции, концерты, экспедиции в аулы Казахстана, выступала с обращениями по устранению перекосов в национальной политике в вышестоящие организации. Деятельность «Жас тулпара» находилась под наблюдением КГБ, его руководители подвергались гонениям, их называли националистами. В 70-е годы деятельность «Жас тулпара» и других подобных им организаций была запрещена, что свидетельствовало об ужесточении системы. Несмотря на это проблема национального возрождения казахского народа продолжала пробивать себе дорогу. В 1974-1977 годах К. Кожахметовым была сделана попытка возрождения среди казахов организации «Жас казах». Им была разработана программа и клятва членов этой организации. Представители интеллигенции попытались свои взгляды отразить в литературе, искусстве, но это тоже вызывало преследования: такая участь постигла книгу О. Сулейменова «Аз и Я», которая была объявлена националистической, антирусской и запрещена. В 1976 году было запрещено издание книги «Познание мира», подготовленной группой философов.

Проявлением противоречий, нараставших в обществе по национальному вопросу, явились события 1979 года в Целинограде. Попытка создания немецкой автономии на части территории Центрального Казахстана вызвала протест и выступления казахского населения, 16 июня выступила молодёжь, а следом аксакалы (2-4 тысячи человек). Демонстранты передали властям обращение, требуя отказаться от этой идеи, движение было настолько серьёзным, что даже репрессии оказались ограниченными, а сведения о нем не просочились в печать. Но демонстранты своего достигли.

Напряженность, копившая в национальных отношениях, неспособность советской системы менять национальную политику даже в период перестройки, когда провозгласили гласность, демократизацию общества, привели в декабре 1986 года к открытому столкновению истинно демократически настроенных сил с командно-административной системой в г. Алма - Ате. Поводом для выступления казахской молодёжи 17-18 декабря послужили решения Пленума ЦК Компартии Казахстана, который за 20 минут работы освободил от должности первого секретаря ЦК Компартии Д.А. Кунаева, очень много сделавшего для развития республики, и утвердившего первым секретарём Г. Колбина: человека из центра, незнающего ни языка, ни традиции казахского народа. Выступление казахской молодёжи не было националистическим, оно было направлено против диктата Центра. Демонстрация носила политический характер, но не содержала призывов к свержению существующего строя. Однако выступление со стороны партийно-чиновничьих структур было оценено как бунт кучки националистической молодёжи, а потому подверглось разгону с помощью военной силы и последующими репрессиями против участников. В масштабной компании репрессий основной упор был сделан на поиск организаторов и тайной организации. Следствие по уголовным делам велось в сжатые сроки, поверхностно, были проведены открытые судебные процессы. На партийных, комсомольских собраниях принимались решения об исключении участников событий из институтов, об увольнении с работы. В ходе этих мероприятий было осуждено 99 человек, из высших учебных заведений исключили 264 студента, из комсомола 758 человек. Различным другим мерам наказания были подвергнуты 1164 члена ВЛКСМ и 262 члена КПСС, из органов МВД было уволено 1200 человек и так далее. Официальные данные о последствиях событий довольно противоречивы.

Правда о характере декабрьских событий, об их масштабности и последствиях утаивалась. Постановление ЦК КПСС «О работе казахской республиканской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся», от которого ждали глубокого анализа, было воспринято как незаслуженное оскорбление казахского народа в национализме. Только в 1989 году восторжествовала справедливость, на первом съезде депутатов СССР пересмотрели эту оценку, они были признаны как проявление борьбы за торжество демократии. В сентябре 1989 года Верховный Совет Казахской ССР принял «Закон о языках в Казахской ССР»,который объявил казахский язык государственным, а русский язык – языком межнационального общения. Согласно Закону в республике должна осуществляться защита казахского языка, забота о его активном употреблении в государственных органах, общественных организациях, в сферах обслуживания, в образовании, здравоохранения и так далее. Принятие этого Закона несколько стабилизировало обстановку в республике, способствовало возрождению казахского языка.

Таким образом, 70-80 –е года в истории Советского государства были годами, свидетельствующими о нарастании глубоких кризисных явлений, как в экономике, так и в социальной сфере, которые, в конечном счете, привели к краху СССР.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.139.149 (0.019 с.)