Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пререквизиты курса: Всемирная история, культурология.

Поиск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ТАРАЗСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. М.Х. ДУЛАТИ

ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНО-СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

 

УТВЕРЖДАЮ

Председатель комитета по

рабочим программам факультета

Гуманитарно-социальных наук

____________________Ким И.А.

“____”______________2014 г.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТА

ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА

Количество кредитов: 3 кредита

Формат дисциплины: смешанный

Ф.И.О. преподавателя: профессор Достанбаев Т.Ш., ст. преподаватель

Иманбекова Г.М.

Кафедра: Истории и социология

Адрес: г. Тараз, ул. Сулейменова, 7A.

Телефон служебный: 45 83 42

 

ТАРАЗ –2014 г.

Критерии оценки СРС № 3

«Реферат по одной из тем советского периода».

Выполнение реферата преследует цель глубокого изучения студентами одной из определенных в рабочей программе тем по Истории Казахстана советского периода, написание и оформление работы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к реферату.

Этапы работы:

1. Закрепление тем рефератов за студентами.

2. Консультация по выполнению реферата, определению списка литературы.

3. Написание, оформление реферата и сдача его преподавателю.

Требования к реферату:

1. Обязательное составление плана и списка использованной литературы.

2. Освещение темы в соответствии с планом работы в объеме –5-6 листов в компьютерном исполнении.

3. Наличие выводов.

Работа оценивается в 4 балла.

4 балла- глубокое, научное, логичное изложение материала, темы реферата, соответствие требованиям к оформлению.

3 балла- хорошее изложение материала темы при отсутствии плана или выводов.

2 балла- неполное освещение вопросов плана реферата, несоответствие плану, наличие замечаний к оформлению.

1 балл- поверхностное освещение отдельных вопросов плана, несоответствие требованиям к оформлению.

0 баллов- невыполнение задания.

Тема № 1.История Казахстана как наука..
1. Предмет Истории Казахстана, ее цель и задачи.

2. Источники изучения и историография.

3. Археологическая периодизация древней истории человечества.

4. Древние насельники Казахстана.

История - это наука о прошлом, о свершившемся. Осознание прошлого является общим для всех людей. Представления людей меняются в связи с трансформацией знаний, идеологий, изменяют­ся функции истории в том или ином обществе. До сих пор истори­ческая наука при разработке проблем казахского общества исхо­дила из неверной точки зрения о неразвитости социально-культурной жизни кочевников. Европоцентрический дух долгое время господствовал в исторической науке. В последние годы -годы независимости идет активный процесс деколонизации исто­рии Казахстана, но, к сожалению, на этой волне сейчас появляются немало сочинений евроцентрического характера.

История - это не только сумма знаний о прошлом, но это и ис­торическое мышление, позволяющее яснее осознавать свое поло­жение в современном мире, четко определять отношение к проис­ходящим событиям и явлениям, глубоко раскрывать и понимать их сущность. Чтобы стать сознательным, активным гражданином, надо быть немного историком.

История, которая сейчас пишется в странах СНГ, прославляет народы суверенных республик, выявляет их самостоятельный вклад в мировую цивилизацию. На земном шаре нет неисторических народов. История есть везде, где живут люди. В Европе еще XIX в. Всемирную историю рассматривали как историю Запада, начинали отсчет исторического времени со времен Древней Гре­ции, все «чужое» относили за рамки подлинной истории. Казахов относили к неисторическим народам, а потому их история волно­вала не многих. Ныне точка зрения на этот вопрос резко измени­лась, история казахов стала превращаться в науку.

История Казахстана - это наука о происхождении и развитии казахского народа, его политической, общественной, экономиче­ской и культурной жизни с древнейших времен до наших дней.

Казахи - это коренные жители, которые с древности прожива­ли на территории современной Республики Казахстан, т. е. это автохтоны (аборигены) на данной территории. С эпохи бронзы и до 30-х г. XX в. казахи вели в основном кочевой образ жизни, поэто­му их относят к номадам. Различные ученые вкладывают в термин «номады» различный смысл. Для одних номады - это все, кто ве­дет подвижный образ жизни, независимо от его хозяйственный специфики. Для других - это экстенсивные и подвижные скотово­ды, практикующие земледелие в ограниченном размере.

О том, что история казахов начинается, как и других народов, с первобытнообщинного строя, свидетельствуют многочисленные археологические находки, письменные источники. Самыми древними предками казахов являлись арии, туры, сакские племена. Они относились к европеоидной расе и говорили на древнеиранских языках. Постепенно в связи с многочисленными миграциями с Востока расовый тип населения изменялся в сторону монголоидности, изменился и язык.

Территорией казахов издревле являлись степи от Каспийского моря до гор Алтая, от Нижнесибирской низменности на севере до реки Сыр-Дарьи на юге. В отдельные периоды истории эти грани­цы то расширялись, то сокращались.

История начинается с изучения прошлого. Зная прошлое, лег­че овладеть настоящим, легче строить ориентиры на будущее. С помощью истории мы путешествуем в пространстве, многое по­знаем, т.е. она имеет научное, познавательное значение. История, кроме того имеет воспитательное значение, она воспитывает пре­жде всего национальную гордость и патриотизм.

II. По истории Казахстана существует широкий комплекс ис­точников. Он включает в себя, во-первых, археолого-этнографические материалы. Археология и этнография служат ос­новой для изучения древнейшей, древней и средневековой исто­рии. Причем при изучении Истории Казахстана в древнейший пе­риод это единственный источник.

Вторым источником являются устные информационные мате­риалы, Для создания объективной истории Казахстана значение устной историографии чрезвычайно важно, поскольку до II п. XIX в. письменная литература в обществе кочевников не играла сколь­ко-нибудь серьезную роль. В устной историографии (героический эпос, песни жырау) нашли отражение все значительные события казахской истории. Главной преградой для исследователей являет­ся не отсутствие этих источников, а слабая их разработанность в текстовом и типологическом плане.

По древнему и средневековому периодам истории есть и тре­тий источник - письменные сведения на китайском, греческом, персидском, латинском и тюркских языках. Древнейшие письмен­ные источники появляются в эпоху Ахеменидов (сер. I тыс. до н.э.) В них упоминаются кочевые племена Казахстана, входившие в сакский племенной союз. На персидском языке создана книга зо­роастризма «Авеста», содержащая сведения об ариях и турах. Тюркские источники дают более полные сведения об этнических, социальных и культурных явлениях в мире древнетюркских ко­чевников. Они появляются в начале I тыс. н.э. К их числу отно­сятся памятники в честь первых каганов Кюль-тегина, Бильге-кагаиа.

Наибольшее количество письменных источников по И.К. но­вого времени содержится в российских архивах. Это, так называе­мый архивный источник. Но лишь небольшая часть этих доку­ментов опубликована.

Научное изучение Казахстана и появление научных трудов по
И.К. связано с деятельностью российских историков после при­ соединения Казахстана к России (30 годы XVIII в). Значительные труды были составлены такими исследователями, как П. И. Рычков, А.И. Левшин, В.В. Радлов, И.А. Аристов, В.В. Бартольд. Пер­ вый обзорный труд по И.К. написал А.И. Левши.н - «Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей». Второй об­зор принадлежит А.И. Добромыслову. Краткий обзор прошлого Казахстана содержится в работе Л.Мейера - «Киргизская степь» и в работе М. Красовского /Область сибирских киргизов». Большую роль в освещении прошлого Казахстана сыграли работы академика В.В. Бартольда, который в своих трудах доказал, что нет неис­торических народов. Весьма многочисленна литература, посвя­щенная отдельным проблемам истории Казахского народа. На­пример, проблему происхождения Казахского народа изучали Н.Аристов, А. Харузин, Е.Ошанин.

В середине XIX в. из среды казахского народа вышли ученые-просветители - Ч. Валиханов, И.Алтынсарин. которые также су­мели дать ценные сведения по истории и этнографии казахского парода. Прошлое народа Казахстана интересовало и западноевро­пейских исследователей - Ремюза, Томсена, американского исто­рика Мак Говерна, турецких историков и т.д.

Огромный интерес к И.К. появился в советский период (1917-1991г.), когда были организованы комплексные экспедиции в раз­личные регионы Казахстана (Центр - Грязнов, Воеводский; Семи­речье - А. Бернштам), которые дали богатейший материал, в том числе и по истории г. Тараза. В 1924 г. в Оренбурге вышла большая работа А.П Чулошникова «Очерки по истории казах-киргизского народа» Много работал в Казахстане историк А.Ф.Рязанов, который посвятил свои исследования национально-освободительному движению XVIII – XIX вв. B-40-e годы вышли такие обобщающие труды по И.К., как «Очерки по истории Казах­ской ССР». В создании «Истории Казахской ССР» следует отме­тить роль первого историка профессионала казаха Бекмаханова Е. Ему же принадлежит монография на тему: «Казахстан в 20^е - 40-е годы XIX века», где объективно освещалось восстание под руко­водством Кенесары Касымова, и за это он был репрессирован.

Результатом дальнейших исследований советских историков явилось издание 5-томный «История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней» в 70-80-е гг. Провозглашение независимой Республики Казахстан в 100-крат усилил интерес к И.К. Совре­менные историки Козыбаев М., Нурпеисов, Касымбаев, Бабаев, Султанов, Абылхожин и мн. др. делают многое для создания прав­дивой, объективной истории казахского народа, для закрытия «бе­лых пятен». Их усилиями «создается пятитомная «История Казах­стана с древнейших времен до наших дней» (уже вышло три тома).

III Археологическая периодизация древней истории человече­ства. Древние насельники Казахстана.

Эпоха, периоды Развитие общества
I. Палеолит (древнека­менный век) 2 млн. лет до н. э. – 10 тыс. лет до н. э. 1)Нижний палеолит (800-140 тыс. лет до н.э.) 2)Средний палеолит (140-40 тыс. лет до н.э.) 3)Поздний палеолит (40-10 тыс. лет до н. э.) II Мезолит - Среднека- менный век (10-5 тыс. лет до н.э.) III Неолит - новокамен­ ный век (5-3 тыс. лет до н. э.)     IV Энеолит - меднокамен- ный век (4-3 тыс.лет до н.э.) V Бронзовый век (2-1 тыс лет до и. э.)   Железный век (76 до н.э.) Появление древнейших людей. В южном Казах­стане обнаружены орудия труда - кремневые отщепы, рубила. Техника обработки – обивка. Социальные объединеия - первобытное стадо. Стоянки — Борыказган, Танирказган, Шабакты, Козыбай.   Орудия труда- остроконечник, скребло, нукле­усы – дисковидные ядрища, топоры. Стоянки -Арыстанды в Чимкенской обл., где обнаружена мастерская по изготовлению орудий труда, Ага-дырь Жезказганской обл. п/о Мангышлак Орудия труда совершенствуются, появляется техника отжима, скалывания пластин: ножи, ко­пья, дротики, острия, резцы, проколки. Соци­альные объединения - родовая община. Стоянки в. южном и центральном Казахстане (Шульбин-ка - 500 изделий, погребение) Орудия труда микролиты (кремневые орудия геометрически форм) лук, бумеранг. Человек населял многие р-ны Казахстана. Занятия - охо­та, рыбная ловля, собирательство. Техника изготовления орудий труда - пиление, шлифование, полировка. Изготавливались- лук, стрелы, глиняная посуда, изделия из кожи, рога, дерева. Появилось ткачество, зачатки горного дела, примитивное земледелие, скотоводство, т. е. основы производящего хозяйства. Люди при­ручили животных. Социальные объединения -племена. Стоянки - на берегу Иртыша у с. Гра­нитной, в Восточном Казахстане, Павлодарской обл.. Ботай в Кустанайской обл.(землянки, ямы для костей животных). Появляются изделия из меди. Занятия- мотыж­ное земледелие, скотоводство (ведущая отрасль - коневодство), охота. Общественные отношения - родовой строй Появилась металлургия бронзы (сплав меди и олова), бронзовые орудия труда - топоры, кай­ла, молоты, кирки. Климат сухой, жаркий вы­звал переход к кочевому скотоводству. Матри­архат сменяется патриархатом. Появилось иму­щественное неравенство, возникла семейная собственность, началось разложение первобыт­нообщинного строя. Формируется культура древних кочевников и земледельцев - срубная, андроновская. Поселения Восточный Казахстан, на р. Сырдарье, в Приаралье, Прибалхашье. Распространилась металлургия железа, изготов­ление орудий труда из железа. Складываются 3 вида скотоводства - кочевое, полукочевое, осед­лое. Появляется юрта, новые виды транспорта -повозки, колесницы. Утверждается частная форма собственности нa скот. Возникает патри­архальное рабство. Складываются племенные союзы  

Вывод: Таким образом, древние насельники Казахстана про­шли те же этапы развития, что и человечество в целом, имели те же социальные объединения, ту же организацию общества. Осо­бенности в развитии стали намечаться в эпоху бронзы, когда возникло кочевничество как ответ на изменение климата.

Тема №2. Ранние государственные образования на территории Казахстана.

1. Сакская этнокультурная общность.

2. Государство Усунь. Роль усуней в этногенезе казахов.

3. Государство Кангюй. Роль канглы в этногенезе казахов.

4. Хунну и их роль в этногенезе казахов

В изучении истории племен этого периода на территории
Казахстана наряду с археологическими источниками определенную роль играют письменные источники персидского, арабского и греческого про­исхождения, содержащие сведения о некоторых протоказахских племенах.

1. Эти источники свидетельствуют о размещении на террито­рии Казахстана в 7 - 4 веках, до н..э. ряда племен и групп: на юге - саки - тигдахауды (они же массагеты но греч. источникам), хаумаварга, а также саки - парадарайа на западе - савроматы (сарматы); в
центр, районах- исседоны; на северо-востоке - аримаспы. Все они
входили как родоплеменные подразделения в двуединый этно­культурный массив родственных по языку и близких по культуре сакских и сарматских племён.

Племена, населяющие Казахстан и Среднюю Азию, были связаны с древними цивилизациями - Ассирией, Мидией. Персией. Саки участвовали во многих исторических событиях. Персидский царь Кир заключил союз с саками - тиграхаудами в войне с Миди­ей. Но затем решил покорить саков, что встретило сопротивление; войска Кира были разгромлены, сам он погиб. Существует легенда, что царица массагетов Томнрис после победы приказали опус­тить голову Кира в мешок с кровью, сказав: "Ты жаждал крови, пей же её".

Преемнику Кира царю Дарию в 518 году до н.э. удалось на вре­мя подчинить отдельные сакские племена. Фигуры вождей поко­рённых племен и народов по приказу Дария выбиты на скале, на­ходящеися в Иране, в том числе фигура вождя саков по имени Скунх.

С сакскими временами связана эпоха освоения степных и гор­ных пространств, господство скотоводства в его различных фор­мах, в том или ином сочетании с земледелием. Высокого развития у саков достигли промысел и ремесло, связанные с добычей ме­талла и его обработкой. Большую роль играло домашнее произ­водство.

Палеоантропологический материал, накопленный за последнее время, позволяет представить физический облик насельников Ка­захстана эпохи раннего железа или сака. У саков преобладал евро­пеоидный расовый тип, удельный вес монголоидных элементов был весьма незначительным. Начало 1-го тысячелетия до н.э. вре­мя интенсивного распада первобытно- родовых отношений в сакском обществе. Некогда существовавшее первобытное равенство в отношении к средствам производства и распределению продуктов сменяется отчетливо наблюдаемым по археологическим раскоп­кам имущественным неравенством. Возникла частная семейная собственность на скот при общественной собственности на землю. Имущественное неравенство достигло того уровня, когда оно на­чало перерастать в классовое различие.

Племенные союзы середины I тысячелетие до н.э. представляли собой начальную стадию зарождения государственности. У вы­борных вождей концентрируется гражданская и военная власть, под их руководством создаются военные дружины.

Свое главенствующее положение при жизни сакская родоплеменная знать стремилась сохранить и после смерти сооружением над своим прахом огромных курганных насыпей, возвышающихся над едва заметными курганами рядовых общинников.

Культура и, искусство скотоводческих племен на территории Казахстана в сакское время достигли сравнительно высокой сту­пени развития.

Данных о бытовом укладе и жилище саков сохранилось мало. Но вероятно, что уже была создана юрта - тип сборно-разборного жилища, соответствующего подвижному образу жизни. Сущест­вовали также войлочные жилища на 4-х и 6-ти колесных телегах. В южных, восточных и северных районах известны стационарные жилища из саманного кирпича или дерева.

В сакских курганах Горного Алтая сохранился набор одежды: белые полотняные рубахи, кафтаны из белого фетра и собольего меха, войлочные капюшоны, мужские и женские войлочные шер­стяные чулки, женские кафтаны с узкими рукавами, мягкие полу­сапожки. Среди различных сакских племён существовали различия в погребальных обрядах. У скотоводческих племён Казахстана су­ществовали культ огня, копя, солнца, луны, других небесных све­тил. В верованиях саков Двойное отношение к покойнику - покло­нение и боязнь души умершего. В сакское время продолжали существовать такие религиозные древнейшие представления, как анимизм, тотемизм. Анимизм - вера в существование души у вещей. Тотемизм - вера в силу амулетов, талисманов, вера в происхо­ждение человека от животного.

II. Усуни - одно из первых раннеклассовых объединений на территории Казахстана. Племена усуней, которые наследовали земли саков - тигрохауда, пришли в Семиречье из глубин Цен­тральной Азии. Во II в. до н. э. усуии подчинили сакские племена и основали владение Усунь - го во главе с предводителем, носив­шем титул «гуньмо».

Основная территория усуней располагалась в Илийской доли­не. Западная граница проходила по рекам Чу и Талас, на востоке они имели границы с хуннами, а на юге соприкасались с Ферга­ной. Ставка гуньмо -Чигучен представляла собой город с укрепле­ниями и предместьями, это значительный политический центр и важный торговый пункт на «Великом шелковом пути».

Этническая принадлежность усуней ещё до конца не выяснена. Одни исследователи считают, что они принадлежали к восточно- иранским племенам. Другие предполагают, что усуни были предками тюрок. Периодом расцвета усуньского общества являлись 30-е годы до н.э., когда гуньмо Цылими «твёрдо держал власть» и в его владения настала глубокая тишина и мир».

Усуни устанавливали союзнические отношения с другими го­сударствами посредством заключения брачных союзов. Ханская империя и хуниы, заинтересованы в союзе с усунями, выдавали замуж ханских, хунских принцесс за усунских гуньмо.

Некоторые владетели сопредельных территорий при нападе­нии противника искали защиту у усуней.

В письменных источниках история усуней доведена примерно до 3 века нашей эры, но отрывочные сведения имеются и в более позднее время.

На территории Семиречья раскопаны десятки курганов усу­ней, исследованы их поселения. Могильники усуней располага­лись в предгорьях, в горных долинах, на берегах рек. Как правило они представляли собой цепочки курганов, которые располагались по течению рек.

Китайские источники характеризуют усуней как кочевников. В то же время доказательством оседлости и занятия земледелием усуней являются поселения с их стационарными жилищами. Они умели плавить железо, из которого из­готавливали ножи, мечи и кинжалы, наконечники стрел. Частная собственность распространялась не только на скот, но и на земли. Источники свидетельствуют о развитой системе должностей у верхушки общества. Наряду со свободными общинниками в обще­стве усуней имелись рабы, которые в основном состояли из воен­нопленных.

III. Впервые Кангюй упоминается и письменных источниках II в.до н.э., в 38г. китайский император Уди отправил торговое по­сольство во главе с князем Чжан Цянем в страны Запада. Через 13 лет, претерпев много трудностей, Чжан Цянь вернулся. В остав­ленной им записке впервые были охарактеризованы неведомые раннее в Китае государства. Среди них был Кангюй. В середине нашего века сложились две точки зрения на вопрос о том, где располагался Кангюй.

1. Кангюй занимал обширные пространства в среднеазиат­ском междуречье от Ташкентского оазиса до Хорезма.

2. Владение Кангюй были сосредоточены в долине реки Сыр-
дарьи от низовьев и до Ташкента, коренные же земли размещались
но среднему течению и до р. Сарысу, Чу, гор. Улутау.

По отношению к Китаю правители Кангюя ведут себя незави­симо. В ходе фергано-китайской войны лишь вмешательство Кангюя избавило ферганцев от разрушения столицы и способствовало заключению мира, выгодного им.

Подвергаясь давлению усуней и не в силах противостоять им, кангюйский владетель решил прибегнуть к союзу с хуннами под предводительством Чжичжи. Чжичжи смог провести в Кангюй лишь 30 тыс. человек из когда-то многочисленного войска Север­ных хуннов. Остальные погибли в пути от холода и нападения враждебных племен. Кангюский владетель, чтобы скрепить свои отношения с Чжичжи, отдал за пего дочь. В свою очередь Чжичжи выдал одну из дочерей за Кангюйского вождя. Предводитель хуннов принимает командование над частью кангюйских войск и на­падает на усуней. Затем последовал разрыв и изгнание хунского шаньюя из ставки кангюйского правителя.

Чжичжи вынужден был уйти в верховья Таласа, здесь он по­строил свою столицу. Это было первое массовое переселение хуннов на территорию Казахстана.

Сложным является вопрос об этническом происхождении на­селения Кангюй.

IV. Наименование сюнну, появившееся в китайских источни­ках к концу 3-го века до н.э. относилось к политическому образованию, воспринявшему в свою среду племена различного происхождения и периодически распределявшем сферу своего влияния на терри­тории от берегов Тихого океана и Северного Китая до Алтая и Се­миречья, а позднее на запад.

Верховного правителя хуннов называли шаньюй. В первые же годы своего правления Моде Шаньюй нанес удары но границам Китая, заста­вив ханьского императора Чао Цзу подписать договор "о мире и родстве". Затем были подчинены племена и тер­ритория до Аральского моря. Главную роль в жизни хунов сыгра­ло скотоводство. Хунны знали оседлость и земледелие. Важную роль играла охота. Была семейная и частная собственность на скот.

Социальное устройство

Верхушка -4 аристократических рода, связанных между собой брачными отношениями. Существовало рабство, рабами были не только воен­нопленные, но и за различные преступления попадали сами хунны.

Власть Шаньюя была строго наследственной и освященной божественным авторитетом.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ТАРАЗСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. М.Х. ДУЛАТИ

ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНО-СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

 

УТВЕРЖДАЮ

Председатель комитета по

рабочим программам факультета

Гуманитарно-социальных наук

____________________Ким И.А.

“____”______________2014 г.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТА

ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА

Количество кредитов: 3 кредита

Формат дисциплины: смешанный

Ф.И.О. преподавателя: профессор Достанбаев Т.Ш., ст. преподаватель

Иманбекова Г.М.

Кафедра: Истории и социология

Адрес: г. Тараз, ул. Сулейменова, 7A.

Телефон служебный: 45 83 42

 

ТАРАЗ –2014 г.

Пререквизиты курса: Всемирная история, культурология.

Содержание курса:

Курс рассчитан на 1-ый семестр по 15 лекций, 15 семинарских занятий. Данный курс с точки зрения новейшей концепции и современной историографической ситуации изучает и осмысливает основные этапы этнополитической истории Казахстана, уделяя особое внимание становлению, а затем потере независимости и возрождению казахской государственности. Такой подход к изучению отечественной истории позволит воспитать студентов в духе патриотизма, консолидации общества и межнационального согласия.

Цель курса:

- дать систематизированные знания по основным проблемам этногенеза казахов и формирования казахского национального государства, его развития, а также основных тенденций и противоречий исторического процесса с древнейших времен до современности.

Задачи курса:

Показать студентам этапы складывания казахского народа и его государственности, особенности исторического процесса на территории Казахстана.

Оказать студентам помощь в овладении методами анализа исторического материала, поиска возможных альтернатив исторического процесса.

Целенаправленно формировать научное мировоззрение студентов с учетом требований и направлений, определенных “Концепцией гуманитарного образования Республики Казахстан”

По курсу запланировано 15 аудиторных, лекционных учебных занятий и 15 семинаров.

Расписание занятий: в неделю 2 занятия по 75 минут

Содержание курса и темы занятий.

Неделя Темы аудиторных занятий. Темы учебных занятий.
  История Казахстана, как наука. Научно – археологическая периодизация.
  Сакский племенной союз. Ранние гос. образования (гос. Усунь, Кангюй, Хунну.)
  Раннефеодальные тюркоязычные государства на территории Казахстана (Зап. тюрк. каг., Тюрг. каг., Огуз. гос - во, Кимек. каг.) Арабское завоевание и начало распространения ислама.
  Этнополитическая итуация в Казахстане в Х-ХIII в.в. Казахстан в предмонгольскую эпоху и Монгольский период.
  Формирование государств на местной этнической основе. Соц. – экон. Предпосылки образования Каз. ханства.
  Образование казахской народности и каз. гос-ти по «Тарих – Рашиди.» Объединение каз. земель в единое гос – во.
  Проблемы присоединения Казахстана к России. Рос. протекторат над каз. Ханствами и заверш. колонизации края.
  Нац. освоб. движения в Казахстане в 18- ХIХ веках. Адм. и суд. реформы в Казахстане в 19 в.
  Казахстан к концу ХIХ- нач. ХХ в. Дем. революции., Октяб. вооруж. восстание.
  Соц. строительство в 20- 30 годы в Казахстане. Первые мероприятия Сов. власти в обл. экономики и культуры.
  Казахстан в послевоенные 50е – 60е годы. Вклад Казахстана в победу в В. О. В и послевоенное развитие.
  Общественно – политическое и экономическое развитие Казахстана в 70е-80е годы. Проблемы нац. развития и межнациональных отношений в 70е – 80е годы.
  Становление и развитие суверенного Казахстана. Распад СССР, образование СНГ.
  Казахстан – независимое государство. Формирование полит. системы независ. РК.
  Итоги развития Казахстана за годы Независимости. Стратегия развития Казахстана до 2030 года.

Политика выставления оценок.

Итоговая оценка будет составлять максимум 100 баллов и взвешена, исходя из следующих критериев:

 

Компоненты курса Количество заданий Макс. балл Вес оценки
  Презентация      
  Домашние задания (СРС)      
  Аттестация      
  Активность студентов на занятиях      
  Итоговый экзамен      
  ИТОГО      

Основные требования к компонентам курса.

Активность на занятиях: обязательное посещение занятий. Не опаздывать на занятия, не разговаривать во время занятий, не жевать резинку и отключить сотовый телефон.

В случае отсутствия по болезни предоставить справку. Пропущенные занятия отрабатывать.

Домашняя работа: по курсу предусмотрено выполнение 3 заданий. Домашняя работа обязательна для выполнения и должна сдаваться согласно графику. Защита выполненных заданий будет осуществляться на аудиторных занятиях и во внеаудиторное время.

Презентация: студент может выбрать любую тему для своей презентации и выразить свое понимание или непонимание какого-либо аспекта, рассматриваемого в презентации.

Время презентации – 8-10 мин. Презентация оценивается по критерию, насколько раскрыта тема и вызвала интерес окружающих.

Рубежный контроль: предусмотрены 3 рубежных контроля. Аттестации будут проводиться по пройденному материалу в устной или письменной форме, или путем тестирования.

Итоговый контроль: итоговый контроль осуществляется в форме государственного экзамена. На экзамене запрещено использовать лекционные записи и любые книги. Экзамен охватывает весь пройденный материал и проводится в устной, письменной форме или путем тестирования.

 

Задания по СРС

Тема. Сроки выполнения Объем и условия выполнения.
  Казахстан в тюркский период.   4 неделя Отчет о посещении исторического музея (письменная работа: 2-3 стр.)
  Образование и упрочение Казахского ханства (ХV-ХVIIв.в.) 8 неделя Устное сообщение
  Казахстан в годы Советской власти (1917-1991гг.) 11 неделя Рефераты

Домашнее задание №1

Тема: Казахстан в тюркский период. (VI- ХIIв.в.)

Цель: ознакомиться с экспонатами музея тюркского периода на территории Жамбылской области для углубления

теоретических знаний.

Вид работы: посещение историко-краеведческого музея города Тараза.

Дополнительная литература:

¨ Достанбаев Т.Ш. Тараз-древний город, “Жамбыл-Тараз”,14.07.2000 г.

¨ Рыспаев К. Древний Тараз. Т., 2000г.

¨ Жамбыл - Тараз. 2002г., октябрь

¨ Прошлое Казахстана по археологическим источникам Алматы., 1980г.

Домашнее задание №2

Тема: Образование и упрочение Казахского ханства ( ХV-ХVIIв.в.)

Цель: углубить знания по Истории Казахского ханства. (ХV-ХVIIв.в.)

Вид работы: подготовка устных сообщений.

1. Выдающиеся казахские ханы:

а) Хакк- Назар – продолжатель дела Касымхана.

б) Теввеккель – хан и его вклад в преодоление раздробленности Казахского ханства.

в) Абылай хан – правитель и дипломат.

2. Знаменитые казахские батыры:

а) Богенбай.

б) Кабанбай.

в) Карасай.

3. Верховные бии:

а) Толе би.

б) Казыбек би.

в) Айтеке би.

Дополнительная литература:

1. Абусеитова. Н.Казахское ханство во 2-ой пол. ХVI в. Алматы. 1984г.

2. Аль-Халел Карпык. Белая кость прошлого. А., 1994г.

3. Аль Халел Карпык. Импрам, достойный ханов… A.,1995 г.

4. Касымжанов А.Х. Портреты. А., 1995г.

5. М. Х. Дулати «Тарих- и- Рашиди». 1999г.

6. Салгарин К. Династия ханов. А., 1992г.

7. Достанбаев Т.Ш. Bеликий историк Отечества. “Казахстанская правда”, 13 сентября 2002 г.

Домашнее задание №3.

Тема: “Казахстан в годы Советской власти”.

Цель: Апробировать написание рефератов по одной из тем сложнейшего для современного осмысления периода в “Истории Казахстана” - советского, тоталитарного.

Вид работы: реферат в письменной форме.

Тематика:

1. Борцы за установление Советской власти в Казахстане.

2. Партия “Алаш”, ее программа и деятельность

3. Партия “Уш-жуз”. Программа, лидеры

4. Казахстан в огне Гражданской войны..

5. НЭП в Казахстане, ее особенности.

6. Турксиб- первая стройка индустриализации.

7. Индустриализация в Казахстане: успехи и просчеты.

8. Сталинская коллективизация сельского хозяйства – трагедия крестьянства.

9. Голод в казахской степи в н. 30-х годов.

10. Достижения в области культуры в 20-30-х г. ХХ в.

11. Деятели культуры Казахстана – жертвы сталинских репрессий.

12. Политические и государственные деятели Каз. ССР – жертвы репрессий 30-х г.г.

13. Героические подвиги казахстанцев в Великой Отечественной войне.

14. Участие казахстанцев в партизанском движении в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.)

15. Вклад тружеников тыла в Великую победу.

16. Жамбылцы- герои Великой Отечественной войны

17. Национальный вопрос в Казахстане в 70-80 г.г. ХХ в.

Дополнительная литература:

1. История Казахстана: белые пятна. А., 1991г.

2. Балакаев Т.Б. Трудящиеся Казахстана – фронту. А., 1985г.

3. Бурабаев Т.Б. Общественная мысль Казахстана в 1917-1940 г.г. А., 1991г.

4. Казахстан в огне Гражданской войны. А., 1980г.

5. Козыбаев М.К. Казахстан-арсенал фронта. А., 1970г.

6. Достанбаев Т.Ш. Золотое созвездие (жамбылцы-герои Советского Союза). г. Тараз, 2006 г.

7. Достанбаев Т.Ш. Казахстанцы на фронтах Отечественной войны. Знамя труда, 1 февраля 1995 г.

8. Козыбаев М. и др. Коллективизация в Казахстане – трагедия крестьянства. А., 1992г.

9. Голод в Казахской степи. А., 1996г.

10. Сулейменов Р.Б, Великий октябрь и культурные преобразования в Казахстане. А., 1987г.

11. Шла война народная. Партизаны Великой Отечественной – Казахстанцы. А., 1985г.

12. Бауржан Момышулы. Избранное. В 2-х томах. А., 1978г.

Критерии оценки СРС №1

На тему: «Отчет о посещении историко-краеведческого музея города Тараза»

4 балла – полное описание экспонатов тюркского периода в залах музея г. Тараза, хорошее оформление, грамотное и последовательное изложение материала, выводы.

3 балла – не совсем полное описание экспонатов изучаемого периода, хорошее оформление, грамотное изложение материала при наличии выводов.

2 балла – краткое изложение материала, небрежное оформление отчета, неправильные выводы.

1 балл – некоторое представление об экспонатах музея тюркского периода отдельных залов, частичное изложение.

0 баллов – отсутствие ответа в письменной форме.

Критерии оценки СРС № 2.

На тему: «Образование и упрочнение Казахского ханства (XV – XVII в.в.)

Цель: углубить знания студентов по истории Казахского ханства.

Этапы работы:

1. Закрепление тем устных сообщений за студентами по вариантам и консультация по их подготовке.

I вар: 1) Хакк- Назархан- продолжатель дела Касым-хана.

2) Богенбай –батыр и его вклад в освободительную борьбу с джунгарами.

3) Верховный бий Старшего жуза Толе, его биография.

II вар: 1) Тевеккель хан, его вклад в преодоление раздробленности Казахского ханства.

2) Кабанбай батыр.

3) Казыбек би – верховный бий Среднего жуза.

III вар: 1) Абылай хан – правитель и дипломат.

2) Карасай батыр.

3) Айтеке би- верховный бий Младшего жуза.

2. Индивидуальная беседа со студентами по вопросам задания.

Оценка знаний:

4 балла- отличное знание 3-х вопросов задания.

3 балла- не совсем полные ответы на 3 вопроса задания, или хорошие ответы на 2 во



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.26 (0.015 с.)