Тема 13: Независимый Казахстан. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 13: Независимый Казахстан.



1) Распад СССР и создание Содружества Независимых Государств.

2) Провозглашение независимости Казахстана.

3) Становление политической системы Республики Казахстан.

1. В конце 80-х годов стал явно ощущаться кризис СССР. Именно в этот период стала активно обсуждаться идея суверенитета и экономической самостоятельности союзных республик, идея разделения полномочий между центром и республиками, заключения нового союзного договора, причем инициатива реформирования СССР шла «снизу» - со стороны республик. Весь 1990 г. Главной проблемой была проблема подписание нового союзного договора. Появилось несколько проектов, которые были опубликованы в печати.

Этот период также характеризовался обострением межнациональных противоречий, приведших к открытым конфликтам (Азербайджан, Киргизия, Грузия.), в ходе которых использовались войска. В результате конфликтов в СССР 1991 г. появилось около 1 млн. беженцев.

Органы власти союзных республик стали решительно требовать перемен, и к 1990 г. почти все республики приняли Законы о своем суверенитете, о верховенстве своих законов над союзными. Началось противостояние «Центр - республики». Возникла опасность неуправляемого распада СССР. Все это придало особое значение переговорам по новому союзному договору. Летом 1991 г. после трудных переговоров Президент СССР М. С. Горбачев и президенты 9 союзных республик договорились о разделении полномочий и подписании договора на новых основаниях, что планировалось сделать 20 августа 1991 года.

В то время, когда М. С. Горбачев отправился на отдых в Крым, его ближайшее окружение, не желавшее реформирования СССР, решило отстранить президента от власти. 19 августа они объявили о болезни М. С. Горбачева и невозможности исполнять им свои обязанности. Заместитель президента Г. Янаев объявил, что вся полнота власти переходит к ГКЧП (государственный комитет по чрезвычайному положению). ГКЧП запретил митинги, демонстрации, принял решение установить контроль над средствами информации. Первая реакция на факт создания ГКЧП в Казахстане была выжидательной, только представители демократических партий «Алаш», «Азат», и др. в своих листовках назвали происшедшее государственным переворотом и призвали предать суду организаторов переворота. На второй день путча, 20 августа Н. Назарбаев выступил с заявлением, в котором выразил осуждение путча. 21 августа путч провалился. М. С. Горбачев получил возможность, вернутся в Москву, а Генпрокуратура возбудила уголовные дела против заговорщиков. Действия ГКЧП окончательно подорвали доверие республик к союзу, они отказались подписывать новый союзный договор и стали объявлять свою независимость от СССР. Бессилие Центра привело к тому, что 8 декабря 1991г. в Минске руководители России, Украины и Белоруссии подписали соглашение, в котором провозглашалось, что СССР прекращает свое существование, кроме того, провозглашалось создание Содружества Независимость Государств (СНГ). Реакция азиатских республик на создание СНГ была негативной, так как его восприняли, как стремление создать федерацию славянских государств, поэтому они хотели создать конфедерацию Центрально – азиатских государств. Но затем в результате переговоров 21 декабря в Алматы было принято решение образовании СНГ в составе 11 государств. 25 декабря 1991 г. М. С. Горбачев снял с себя функции президента СССР.

2. Уже в условиях прекращения функционирования СССР президент Казахстана 10 декабря 1991 года подписал Закон о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан, а 12 декабря издал Указ о реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года. Наконец, 16 декабря 1991 года был принят и вступил в силу Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан». Статья 1 объявляла Казахстан независимым, демократическим, правовым государством. Глава вторая провозглашала, что граждане республики всех национальностей составляют единый народ Казахстана. Этот закон определял структуру органов государственной власти и управления. Государственная власть при этом подразделялась на законодательную, исполнительную и судебную. Главой РК и ее исполнительной власти объявлялся Президент. Закон также определял экономические основы государства, он гласил, что Казахстан обладает самостоятельной экономической системой и основывается на многообразии и равенстве всех форм собственности. РК объявлялась субъектом международного права, который самостоятельно решает все вопросы международной деятельности. С этого дня Казахстан существует юридически, как независимое суверенное государство, и с этого времени началась работа по подготовке новых государственных символов, для чего была создана рабочая группа. Она рассмотрела сотни предложений и в конечном итоге предпочтение, было отдано создателям государственного флага художнику Ш. Ниязбекову, создателям государственного герба архитекторам Малибекову и Ш. Валиханову. Музыку гимна сохранили в прежней реакции – композиторов М. Тулебаева, Е. Брусиловского и Л. Хамиди. Текст гимна был подготовлен коллективом авторов. 4 июня 1992 года новые государственные символы были утверждены Верховной властью, 28 января 1993года Верховный Совет республики принял первую Конституцию РК.

3. Государственная независимость изменила в корне политическую систему государства, т. е. систему органов государственной власти и управления, а также систему общественных организаций, осуществляющих участие руководства в политической жизни страны. До 1993 года высшим органом власти в республике являлся Верховный Совет, а на местах – в областях, городах, районах – соответствующие Советы. В декабре 1993 года полномочия местных советов были прекращены, а Верховный Совет принял решение о самороспуске, это означало, что в Казахстане фактически была ликвидирована советская власть. Временно вся полнота власти передается президенту. Указом президента вводится в действие Закон о местных представительных и исполнительных органах, согласно которому в корне изменилась система власти в Республике Казахстан. На местах избирались представительные органы – маслихаты, а исполнительные функции сосредотачивались в руках администрации во главе с акимами. Высшим органом власти оставался Верховный Совет, выборы в которых прошли в марте 1994 года. Но новый парламент проработал менее года, политический кризис привел к его роспуску.

В июне 1995 года Президент Н. А. Назарбаев, не дожидаясь новых выборов в высший законодательный орган, представил проект новой Конституции Республики Казахстан. По этой Конституции Президент объявлялся главой государства и высшим должностным лицом. Ему предоставлялось право роспуска парламента. Верховный Совет заменялся Парламентом, который состоял из 2-х палат – Сената и Мажилиса. Кабинет министров было предложено именовать правительством. Правительство осуществляет исполнительную власть. Судами республики провозглашались Конституционный суд, Верховный суд и местные суды. Местные государственные органы не изменились – маслихаты, акимиаты. 30 августа состоялся государственный референдум по проекту новой Конституции, за него проголосовало 89 % избирателей, поэтому он был принят, но постепенно снова претерпел некоторые изменения.

Но политическую систему составляют не только государственные органы власти и управления, но и политические партии, общественные организации. В советские времена существовала только одна партия – Коммунистическая. В РК стала утверждаться многопартийная система. На политическую арену выдвинулись такие партии, как «Азат», «Алаш», «Желтоксан», «Народное единство Казахстана», «Народно – кооперативная партия», «Партия возрождения Казахстана», «Аграрная партия Казахстана», «Демократическая партия», Гражданская партия, «Отан» и т. д. В 2000 году в республике действовало 15 официально зарегистрированных партий сейчас - 10. Кроме того, образовались и действуют различные движения, которые вошли в объединения «Республика», «Народный фронт Казахстана», «Форум демократических сил Казахстана». Одни из них поддерживают президентский курс, другие находятся в оппозиции.

В июле 2002 года вступил в силу новый закон «О политических партиях», который запрещает их создание на основе этнической, половой или религиозной принадлежности. Если раньше для регистрации политической партии было достаточно 3000 членов, то по новому закону – 50000, представляющих все регионы страны. Этот закон подвергли большой критике со стороны международных организаций, утверждающих, что он представляет угрозу политическому плюрализму в Казахстане.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.153 (0.005 с.)