ТОП 10:

Курс на индустриализацию в Казахстане и ее особенноси.



Очевидный кризис промышленности во всем СССР в первой половине 20-х годов привел к осознанию необходимости ускорения индустриального развития. Однако в Москве разгорелись споры о путях и методах его осуществления. Председатель Всесоюзного Совета Народного Хозяйства Ф. Дзержинский предлагал развивать в первую очередь легкую промышленность, чтобы получить быстрые доходы и обеспечить крестьян товарами народного потребления. Его заместитель Пятаков выступал за ускоренное развитие тяжелой промышленности. Его поддерживали также Л. Троцкий, Преображенский и Сталин. Средства, необходимые для модернизации производства и строительства новых предприятий, должны были быть получены путем "перекачки" из частного сектора, т.е. у крестьянства через налогообложение, неравный товарообмен и коллективизацию. С 1926 г. страна берет курс на ускоренную индустриализацию.
Развитие транспорта и промышленности. Казахстан, по замыслам московских властей, должен был стать одним из основных районов ускоренной индустриализации. Ф. Голощекин, активно проводивший политику центра, выступал за создание в республике добывающей промышленности и железнодорожного транспорта для вывоза сырья. Таким образом, предусматривалось превращение Казахстана в сырьевую базу промышленно развитых регионов СССР. Ряд местных лидеров во главе с С. Садвакасовым выступили против и предлагали развивать обрабатывающую и легкую промышленность, учитывать при проведении индустриализации интересы республики, чтобы не превратить ее в колонию. Однако возобладала точка зрения Голощекина, и индустриализация Казахстана приняла неоколониальные формы.
Одной из первых крупных строек стало строительство Туркестано-Сибирской железной дороги от Алма-Аты до Семипалатинска, завершенное к 1931 г. В 1927 г. была построена дорога Петропавловск-Кокчетав, продолженная в 1931 г. до Акмолы. В 1939 г. для вывоза сырья из Казахстана были построены дороги Акмола - Караганда, Илецк-Уральск, Рубцовск - Риддер, а в 1940 г. - Караганда-Джезказган.
Одновременно с этим шла реконструкция существующих и строительство новых предприятий. Восстанавливались Риддерский, Карсакпайский комбинаты. Карагандинские угольные копи. Началось строительство Чимкентского свинцового завода. Балхашского и Джезказганского медеплавильных комбинатов, Усть-Каменогорского свинцово-цинкового комбината. Индустриализация осуществлялась в обстановке нагнетания темпов и неоправданно завышенных планов. Уже в 1929 г. было принято решение о пересмотре пятилетного плана в сторону увеличения основных показателей. В результате возникли сложности с обеспечением строящихся объектов рабочей силой, сырьем, оборудованием. Многие стройки были заморожены. Предприятия, хотя и давали продукцию, но тем не менее не могли набрать полную мощность. В целом индустрали-зация Казахстана продолжалась до самой второй мировой войны.
Миграционная политика в годы индустриализации. Рост темпов промышленного строительства привел к возникновению дефицита рабочей силы. Для обеспечения строек рабочими руками и в то же время в целях экономии на обучении рабочих-казахов власти практиковали т.н. оргнаборы в охваченных безработицей западных регионах страны, по которым в республику в 1931 -1940гг. было привезено 559 тыс. человек. Значительное число рабочих, особенно малоквалифицированных, составили крестьяне из разоренных коллективизацией деревень и аулов. Как следствие, резко упала производительность труда, дисциплина, процветали разгильдяйство, пьянство, возникали трения между квалифицированными - рабочими-европейцами и неквалифицированными - казахами. На строительстве Турксиба в декабре 1928 г. это вылилось в погром казахского населения Сергиополя. На Карсакпайском заводе процветало хулиганство, пьянство, межнациональные столкновения. На Риддерском заводе рабочих-казахов не пускали жить в одно общежитие с русскими, при одинаковой квалификации платили меньшую зарплату, не оказывали им медицинской помощи и т.п. Большой была текучка кадров. Одним из источников пополнения рабочей силой были спецпереселенцы - раскулаченные крестьяне из центральных регионов и Сибири. В 1931 г. в Караганду было переселено около 70 тыс.человек, размещенных в двадцати пяти поселках, по существу, в концлагерях. Спецпереселенцы не имели права выезжать из поселков, работали на строительстве бараков, в шахтах, на строительстве железной дороги. Работающим выдавали по 600 граммов хлеба, иждивенцам 300 граммов в день. От голода и свирепствовавших болезней большая часть переселенцев умерла, но на их место привозили новых. Всего в Казахстан было сослано около 189 тыс. т.н. "кулаков", из них 150 тыс. - в 1931 г. Всего к 1937 г. численность спецпереселенцев достигла 360 тыс. человек.
Еще одним уродливым проявлением "социалистической индустриализации" стала система лагерей ОГПУ - НКВД для обеспечения дешевой рабочей силой крупных предприятий. В 1931 г. создается Карагандинский лагерь (КарЛаг), где содержались репрессированные со всех регионов СССР. На протяжении 30-40-х гг. в Казахстане возникает целый ряд подобных лагерей. Республика начинает превращаться в гигантское место ссылки.
В целом, результаты индустриализации оцениваются неоднозначно. Она осуществлялась за счет снижения уровня жизни народа, в особенности крестьянства. За пять лет, в 1929-1934 гг. наблюдалась значительная инфляция, денежная масса выросла на 180%, розничные цены на промышленные товары выросли на 250%-300%. Многие пункты пятилетнего плана, особенно по легкой промышленности, не были выполнены. Тем не менее, наблюдался значительный рост промышленного производства и увеличение удельного веса промышленной продукции экономики Казахстана.

Особенности индустриализации в Казахстане

Индустриализация осуществлялась сверху, командными, административными методами, директивным планированием, безусловным подчинением центру. Развертывание лагерей, разрушение векового уклада жизни кочевников, обнищание и голод казахских шаруа, громадное напряжение сил народа – все это стало типичными признаками индустриализации страны.

Ударными темпами осваивались источники сырья, заводы и фабрики не выпускали конечную продукцию. Преимущественное развитие получили отрасли добывающей и химической промышленности. Предприятия машиностроения, металлургии, оборонной промышленности отсутствовали.

Квалифицированные кадры рабочих, инженерно-технические работники завозились извне, преимущественно из РСФСР, Украины.

Усиленно шел процесс урбанизации. Выросли десятки новых городов и поселков городского типа. Если в 1926 г. в Казахстане было 44 города и поселка городского типа, то в 1939 г. стало 81. Накануне индустриализации городское население составляло всего 8,6 % населения края. К концу 30-х гг. оно достигло 29,8 %. Изменился удельный вес казахов в составе рабочего класса. Если в 1928 г. он составлял 19,8 %, то в 1935 г. – 43 %.

Успехи индустриализации в центре дали возможность форсировать процесс втягивания в орбиту индустриального прогресса бывшие аграрные окраины. Процесс этот получил форму шефского движения развитых районов над национальными регионами.

Первыми шефство над промышленностью Казахстана взяли рабочие Москвы и Московской области. При Московском Совете народного хозяйства был создан “штаб по техническому и экономическому шефству над промышленностью Казахской АССР”. На строительство Балхашского медеплавильного комбината в Казахстане прибыл весь выпуск Московского строительного техникума, а также 750 специалистов и рабочих-метростроевцев.

Над Карагандой взяли шефство шахтеры Донбасса. Огромную помощь в подготовке кадров оказал индустриальный Урал.

 

Процесс демократизации в Казахстане. Образование партий и движений в 80-90 годы.

Процесс демократизации в Казахстане:

Известный американский философ XX столетия Джон Дьюи, рассматривая единство демократического движения как результат «попыток избавления от зол, полученных в наследство от прежних политических институтов», представлял демократию как «постепенное продвижение вперед», каждый шаг которого, характеризующийся непредсказуемостью конечного результата, предпринимается под влиянием целого ряда разнообразных условий.

Условия, в которых Казахстан начал осуществлять политические реформы, в своем большинстве были неблагоприятны. Напомним, что вступление страны в начале 1990-х гг. на путь системных преобразований происходило в таких условиях, что даже краткое упоминание о которых дает нам представление о сложности ситуации в тот период. Страна переживала системный социально-экономический кризис, следствием которого стали спад в промышленности, гиперинфляция. Смена экономической и политической формаций привела к резкому снижению уровня жизни населения. При этом в стране отсутствовали даже зачатки рыночной экономики как одной из главных экономических предпосылок для осуществления политических реформ. Все это происходило на фоне усиления политизации этнического фактора, обострения межнациональных отношений. В настоящих условиях перед Казахстаном как страной, не имевшей традиций демократического развития и демократических институтов, встала задача создания государственности практически «с нуля».

При этом следует заметить, что в период с 1990-го по 1993 г. республика была вынуждена начинать строить государственность на базе старой Конституции и союзных законов, которые, отражая принципы прежней системы, абсолютно не отвечали новым реалиям и не могли служить правовой основой государственного строительства.

Именно в этот период были предприняты неординарные усилия для формирования пусть и далеко несовершенного, но первого поколения самостоятельных законодательных актов. Существовавшая ранее советская система государственного управления была полностью демонтирована, коммунистическая партия перестала быть «монополистом» на политическом поле страны. В Казахстане был введен пост Президента республики. Началось строительство и институционализация центральных органов государственного управления. При этом процесс государственного строительства в первую очередь включал в себя выбор между президентской и парламентской системами правления, решение проблемы разделения ветвей власти; распределение полномочий между центральными и местными уровнями власти, то есть то, что сегодня называется децентрализацией.

В 1993 г. Казахстан приступил к поиску оптимальной модели политической системы Казахстана. К этому времени был введен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, впервые в истории состоялись альтернативные выборы в Парламент. Эти изменения политической системы были законодательно закреплены в первой Конституции, принятой в январе 1993 г.

Предпосылками нового казахстанского конституционного законодательства стали запросы всесторонней модернизации общества, пребывающего в начале 1990-х гг. в состоянии глубокого всестороннего кризиса. Конституция получившего государственную независимость Казахстана как раз и была призвана сохранить преемственность — все то положительное, что достигнуто в казахстанском обществе; заложить политико-правовые регуляторы снятия возможных конфликтов при одновременном декларировании, закреплении принципов и норм, способствующих осуществлению многовекторного реформирования и последующего устойчивого развития общества и государства.

Однако с течением времени становилось очевидным, что построенная в то время система власти не справлялась с непрерывно возникающими проблемами, особенно в экономике. Кроме того, в первые годы независимости возникло противоречие между курсом исполнительной власти, представленной Президентом Казахской ССР, и законодательной властью в лице Верховного Совета. То есть государство представляло собой невиданный «гибрид» президентской республики советского типа. Это объяснялось тем, что в модели государственного устройства изначально было заложено глубинное и непреодолимое противоречие между новой, президентской формой правления, и старой системой Советов, которая генетически перенесла в новое государство все прежние недостатки. С течением времени оказалось, что именно Советы депутатов стали существенно тормозить темпы модернизации общества и государства, открыто пошли на консервацию устаревшей структуры экономики, оказались тормозом прогрессивного развития.

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, представительская система Советов всех уровней в Казахстане была упразднена, а их полномочия делегированы Главе государства. То есть вся ответственность за развитие страны легла на плечи Президента Н.А.Назарбаева. Таким образом, институт президентства в условиях постсоветской действительности оказался в роли ведущего политического института в силу объективных обстоятельств и во благо молодого независимого государства.

К 1995 г. назрела объективная необходимость серьезного усиления исполнительной власти, способной оперативно реагировать и управлять процессами экономической жизни.

30 августа 1995 г. на республиканском всенародном референдуме народ Казахстана сделал свой исторический выбор, приняв Конституцию Республики Казахстан. Таким образом, Казахстан подтвердил приверженность принятым демократическим и экономическим преобразованиям, стремление формировать и совершенствовать гражданское общество и способствовать становлению правовых основ развития нашего государства.

Отметим, что при отсутствии определенных условий общество не может стать полноценно демократическим. Одним из таких условий является усвоение и «освоение» обществом демократических ценностей. Социальные, политические, экономические, религиозные свободы граждан должны быть не только оформлены законодательно, но и реализовываться на практике, а за их соблюдением должен вестись контроль со стороны гражданского общества. Необходимым требованием является разделение властей, обеспечиваемое эффективной системой сдержек и противовесов. Базовым условием демократии выступает ответственность исполнительной власти, которая обеспечивается парламентом, независимой судебной властью, омбудсменами. Невозможно представить демократическое государство без свободных, конкурентных выборов. Защита прав культурных, этнических, конфессиональных и других меньшинств является не только необходимым атрибутом демократичных обществ, но и серьезным условием для их развития. Также важно наличие в обществе постоянных каналов выражения и представительства интересов граждан в виде партий, ассоциаций, независимых СМИ. И венчает эту пирамиду базовый принцип верховенства закона.

Сегодняшней реальностью в Казахстане стали политический плюрализм и многопартийность. Сформированы крупные, обладающие реальным влиянием, политические партии, повышена их роль в избирательном процессе. Приняты либеральные изменения в выборное законодательство. Сделан очень важный шаг в сторону децентрализации системы государственного управления. Наем чиновников в любой государственный орган осуществляется исключительно по конкурсу. Создается система «электронного Правительства», которая расширит доступность государственных услуг для граждан. Много сделано для создания независимой судебной системы. Учрежден институт Уполномоченного по правам человека. Страна присоединилась к международным конвенциям по правам человека. В обществе реально обеспечены равноправные отношения между всеми этническими и конфессиональными группами населения.

Важной тенденцией в развитии социально-политической системы страны становится развитие институтов гражданского общества, возрастание роли общественных объединений и НПО. В настоящее время в республике осуществляют деятельность более пяти тысяч неправительственных организаций. Принимаются меры по законодательной поддержке деятельности НПО. В рамках Гражданского форума создается новая модель партнерских отношений между «третьим сектором» и государством. Развитие неправительственного сектора способствует повышению общественной активности граждан и усилению влияния общества на качество работы государственных органов.

Устойчивыми темпами развиваются независимые средства массовой информации. Из всех действующих СМИ в республике более 80% являются негосударственными. Казахстанская интернет-аудитория является самой многочисленной в Центральной Азии и составляет более 600 тысяч человек.

Также позитивно характеризуется на современном этапе социальное развитие Казахстана. Существенному реформированию подвергнуты системы здравоохранения, образования и социальной защиты. В настоящее время ведется активная политика по улучшению благосостояния населения. В государственных учреждениях и организациях иной формы собственности растет заработная плата. Производится перерасчет по пенсионным выплатам в сторону увеличения, возросли доходы населения и средняя заработная плата. По размеру совокупного дохода среднестатистическая семья нашей республики находится в лучшем положении, чем в большинстве стран СНГ. Значительные достижения в экономике и социальной сфере позволяют сегодня казахстанцам с оптимизмом смотреть в будущее.

В целом можно отметить, что сегодня процесс демократизации казахстанского общества имеет все необходимые рычаги конструктивного и последовательного развития.

Особенностью государственной политики Казахстана является поиск новых структур и методов дальнейшей демократизации, развития гражданского общества. Сегодня основное внимание в государстве уделяется законодательно-правовому обеспечению процесса институционализации политических преобразований, инициированных Главой государства и прорабатываемых в рамках деятельности Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ. Создание Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ под личным руководством Главы государства демонстрирует, что вопросам дальнейшей демократизации казахстанского общества уделяется приоритетное внимание. Расширение состава и полномочий Госкомиссии, а также повышение ее статуса представляются очевидными доказательством перехода процесса общенародного диалога на новый качественный этап. Показателем продуктивности работы данной структуры стали системная и скоординированная деятельность рабочих групп по конкретным направлениям реформирования политической системы и расширение формата участия политических партий в работе Госкомиссии.

Дальнейшее развитие демократии и модернизация политической системы являются одной из составляющих Стратегии вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, представленной Президентом в своем Послании народу Казахстана в 2006 г.

Для достижения намеченной цели необходимо отталкиваться от следующих важных постулатов.

Во-первых, инициируемый Главой государства пакет мер по углублению демократических реформ в политической сфере общества, а также все разрабатываемые законопроекты, прежде всего, должны исходить из положений действующей Конституции, базовые принципы которой являются фундаментом демократизации казахстанского общества.

Во-вторых, очевидно, что при дальнейшем развитии политической системы страны необходимо сбалансировать интересы государства и общества, исходя из политических реалий Казахстана, игнорирование которых может привести к провалу всех начинаемых инициатив.

При этом, учитывая не только опыт развитых демократий, но и собственные культурно-исторические традиции и национальные интересы, конечной целью всех трансформаций должно стать качественное изменение состояния казахстанского общества.

Образование партий и движений в 80-90 годы.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.137.4 (0.017 с.)