Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Система управления в казахском ханстве.
Содержание книги
- Первое направление – Выработка и реализация целостной стратегии, направленной на обеспечение устойчивого характера конкурентоспособности экономики
- Четвертое направление – Фокусирование деятельности госхолдингов и организация их работы в соответствии с международными стандартами
- Седьмое направление – вступление в вто на выгодных для Казахстана условиях
- События в Темыртау в (1958г.)
- Политика тауке хана. «Жеты Жаргы»-свод норм обычного права казахского народа.
- Освободительная борьба казахского народа против джунгарских завоеватилей ( Ордабасы, Анкарай, годы «великого бедствия».
- Казахи в странах СНГ. Всемирный курултай казахов.
- Союз племен и ранее государство на территории Казахстана (саки, уйсуни, канглы)
- Хан Абылай и его место в истории Казахского народа
- Тюркский и Кимакский каганаты
- Экономическое развитие Казахстана в 60-ые годы ХХ. Рост новых городов.
- Причины, характер и движущие силы революции 1916 г. в Казахстане. Основные очаги восстания
- Развитие сельского хозяйства. Попытки реформирования в марте 1965 г.
- Национально-освободительное восстание под руководством И. Тайманова и М. Устемисова. Причины характер, движущие, силы.
- Этнодемогратическая ситуация 20-30 годах 20 века. Концентрационные лагеря. Гулаг.
- Национально-освободительное движение под предводительством Кенесары Касымова (1837–1847 гг. )
- Железный век на территории Казахстана.
- Казахстан в сакско-сарматском периоде. Скифо-сарматская культура.
- Экологические проблемы Казахстана на современном этапе (движение Невада-Семипалатинск, Арал, Балхаш и т.д.)
- Земельно- водная реформа 1921 г, ее цели и сущность
- Причины голода в 1931-1932 годов и ее последствия. Письмо «пятерых». Письмо Т. Рыскулова Сталину.
- Система управления в казахском ханстве.
- Курс на индустриализацию в Казахстане и ее особенноси.
- Политические партии Казахстана в досоветский период
- Казахстан в составе Российской империи. Начало присоединения Казахстана. Политика Абылай хана.
- Государственный Герб Республики Казахстан
- Культурное строительство Казахстана в конце 80-х нач. 90-х гг. 20 века.
- Политические партии и течения в Казахстане в 20 веке.
- События в новом узене. Забастовки шахтеров в караганды.
- Начало Великой Ойтечественной Войны. Перестройка экономики и жизни Республики на военный лад.
- Трудовой подвиг колхозного крестьянства.
- Государство Кыпчаков. Кочевая и степная цевелизация.
- Казахстан-надежный арсенал фронта в годы войны.
- Послание Президента страны народу Казахстана (Казахстан 2050). Современная социальная политика: запросы и нужды людей и создание рабочих мест. (20-22 напровление).
- Ход индустриализации в Казахстане.
Государственное управление. Высшей законодательной властью в Казахском ханстве обладал маслихат или курултай - съезд султанов и представителей общин. Маслихат собирался один раз в год, обычно осенью, и решал наиболее важные государственные вопросы - заключение мира, объявление войны, перераспределение пастбищ, определение маршрутов кочевания. Кроме того, маслихат избирал и смещал ханов исходя из принципа меритократии - выбора наиболее достойного. Обязательным условием для участия в работе маслихата было наличие оружия - полноправными членами этого органа были только взрослые, лично свободные мужчины. Работа съезда проходила при большом стечении народа, поэтому в источниках маслихат именуется народным собранием, что не совсем верно. Вся полнота исполнительной власти находилась в руках хана. Хан избирался маслихатом из потомков Чингисхана, точнее - из династии Орыс-хана, и выполнял свои функции пожизненно. Известны случаи, когда ханы смещались и изгонялись. Так, в 1511 году престол потерял Мурындык-хан, вынужденный уехать в Самарканд. В 1526 году хану Тахиру пришлось оставить Казахское ханство и уйти в Кыргызстан. Выборы хана сопровождались острой политической борьбой, приводившей нередко к вооруженным столкновениям. Иногда на маслихате происходил раскол, и тогда появлялись два или более ханов, один из которых, тем не менее, считался старшим. Избранного хана специально провозглашали верховным правителем и проводили обряд конфирмации, заключавшийся в троекратном поднятии на белой кошме.Хан выполнял следующие функции: 1. Организация вооруженной охраны государства от внешних врагов; 2. Определение внешнеполитического курса государства; 3. Функции высшей судебной власти; 4. Охрана существующего порядка и общественного устройства. В XV-XVI веках казахские ханы обладали широкими полномочиями, вытекающие из выполняемых ими функций. Так, хан был верховным главнокомандующим казахской армией, и полководческие таланты не в последнюю очередь влияли на избрание его на престол. В обязанности хана входили организация войск, проведение мобилизации, руководство армией во время военных действий. Выполняя внешнеполитические функции, хан имел право объявлять войну, заключать мир, отправлять и принимать послов, заключать международные договоры. Хан являлся судьей высшей власти. В его прерогативы входило рассмотрение апелляций на решение суда биев, споры между представителями различных улусов, дела, где одной из сторон были представители сословия торе - чингизиды. При решении судебных дел хан руководствовался нормами обычного права и за осуществление правосудия получал ханлык -вознаграждение в размере 10% от суммы иска. В целях охраны существующего порядка и общественного устройства хан мог издавать законы и распоряжения, обязательные для всего населения ханства, устанавливал виды и сумму налогов, формировал административные единицы ханства и назначал их руководителей. Султаны или представители ханского рода обладали в XV-XVI веках огромными полномочиями. Ближайшие родственники хана назначались обычно правителями уделов, выполняли дипломатические функции, командовали войсками своих административных единиц во время войны. Конечно же, не все представители сословия торе были правителями улусов, часть султанов, нося это название, не обладала какими-либо полномочиями. Султан - правитель улуса - осуществлял в своих владениях судебную, гражданскую и военную власть и подчинялся непосредственно хану. Совет биев собирался ханом для решения наиболее важных политических и юридических вопросов и имел совещательные функции. В XV-XVI вв. значение этого органа было невелико. В него входили наиболее авторитетные бии и представители ассоциаций общин. Один из биев был фактически советником хана. Русские источники называют его ордынским бием. Кроме того, для ведения делопроизводства при хане была канцелярия - дуан. Весь центральный аппарат ханства в XV-XVI вв. не имел постоянного места размещения и кочевал вместе с ханом и его аулом. Только Мурындык и Касым на короткое время обосновались в г. Сарайшык в низовьях Урала, постоянной же столицы государство не имело. Административное территориальное устройство. Территория и население ханства делилось на уделы во главе с султанами - родственниками хана. В составе каждого удела было 50-60 тысяч семей. В начале XVI века ханство делилось на 3-4 крупных удела. Один из них управлялся непосредственно ханом. Каждый удел в свою очередь делился на улусы по 10 тысяч семей. Во главе улусов также стояли султаны, назначаемые ханом. Каждый улус обладал своей территорией со строго разграниченными пастбищами, особенно зимними. Ополчение улуса во время войны было самостоятельным подразделением. Таким образом, ханство фактически делилось на военно-административные единицы. В состав улусов входили ассоциации общин во главе с бия-ми и старшинами. Каждая ассоциация представляла собой объединение общин, кочующих на одной территории. Для регулирования отношений между общинами в ассоциации существовала вымышленная генеалогия, определяющая статус общины в зависимости от положения в генеалогии ее вымышленного предка. Главы ассоциаций и общин - бии и старшины -осуществляли административную, военную и судебную власть в рамках данного коллектива, их влияние основывалось целиком на личном авторитете. Налоговая система. Для содержания аппарата и ханской дружины в XV-XVI вв. ханы собирали налоги с подвластного населения. Известны также виды налоговых платежей как бадж - пошлины и харадж - поземельный налог с оседлого населения. Кочевники платили в казну ушур в размере 5% от поголовья скота. Сбор налогов поручался местным властям, зачастую сумма и регулярность определялась самими биями и старшинами добровольно. Известно о чеканке монет казахскими ханами в присырдарьинских городах. Таким образом, в XV-XVI вв. Казахское ханство представляло собой ханскую республику, где господствовала элита закрытого типа — mope-чингизиды. По государственному устройству Казахское ханство было унитарным, хотя в кризисные периоды, в 20-ЗО-е гг. XVI века, проявлялись тенденции к превращению единого ханства в федерацию ханств. Правовая система. История Казахстана ханского периода ознаменована созданием законодательного памятника "Жет1 Жаргы" ("Семь установлений")- Его создателем принято считать хана Тауке, поэтому этот свод законов также именуют "Законы Тауке-хана". По одной из версий, Тауке собрал для совета трех влиятельных биев - из Старшего жуза Толе-бия, из Среднего - Казбек-бия, из Младшего - Айтеке-бия. Обсудив наиболее часто встречающиеся ситуации правового характера, они составили и утвердили законоположения. По времени их появление относится, вероятнее всего, к 70-м годам XVII века. Это было сложное время в истории Казахского ханства. Тауке приходилось вести войну на два фронта - с аштарханидами за присырдарьинские города и на юго-востоке с ойратами. Изнурительная жестокая война с джунгара-ми была неизбежной. К тому же не прекращались распри и в самом ' ханстве. Чтобы внутренне укрепить его, и были приняты эти законоположения. В "Жет1 Жаргы" закреплены основные принципы и нормы права средневекового казахского общества. Обычное право было кодифицировано, дополнено законоположениями предшественников Тауке. Некоторые исследователи считают, что корни этих установлений берут начало от "Великого Джасака" (ясы) Чингисхана, а также установлений ханов Касыма и Есима. "Законы Тауке-хана" юридически i закрепляли нормы административного, уголовного, гражданского, семейного права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях, то есть охватывали практически все стороны жизни. Согласно "Жет1 Жаргы", верховная власть в государстве сосредоточивалась в руках хана. Управление осуществлялось посредством султанов и родоплеменных старшин, через народные собрания - курултаи, где присутствовавшие должны были иметь при себе оружие. Уголовно-правовые нормы предусматривали наказания за совершенные преступления: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбления, неисполнение сыновнего долга, воровство, прелюбодеяния и другие. Наказания отражали принцип кровной мести: кровь за кровь, увечье за увечье. Устанавливался откуп от наказаний - кун. Смертная ка?-чь применялась в форме повешения и побивания камнями за убийство мужа женой, убийство женщиной незаконно прижитого ребенка, прелюбодеяние жены, богохульство.Размер куна зависел от социального положения преступника и потерпевшего. Так, за убийство простого мужчины убийца мог откупиться, отдав его родственникам 1000 баранов, за женщину - 500, за убийство султана или ходжи кун взимался как за семь простых человек. Оскорбление султана или ходжи словами оценивалось в 9 голов баранов, рукоприкладство по отношению к ним - 27. Стоимость раба равнялась стоимости ловчего беркута или охотничьей собаки. За увечья устанавливался кун скотом: за большой палец — 100 баранов, за мизинец - 20. За воровство — стоимость украденного возмещалась в размере "трижды девять раз". Например, за бесчестие женщины кун составлял 200 лошадей. За украденного верблюда возвращался верблюд, плюс один пленный, к лошади плюс верблюд, к овце — лошадь, так как один верблюд равнялся трем лошадям или 10 овцам. Арабский путешественник Ибн-Батут из Марокко, посетивший Дешт-и Кыпчак в XIV веке, писал: "Там скот не пасут, сторожа нет, это потому, что суды их строги в воровстве. Их суд таков: у кого найдется уворованная лошадь, того заставляют вернуть ее своему хозяину и еще сверх этой лошади девятикратную ее стоимость. Если он не может это уплатить, то забирают его детей, если у него детей нет, то его самого режут, как барана". Весьма интересно еще одно наблюдение Ибн-Батута: "Одно из удивительных явлений, которое я видел в этих странах, то, что жители очень уважают женщин. Тюркские женщины не закрываются" [22, с. 28, 29]. Применялись и другие наказания: конфискация имущества - за принятие христианства; изгнание - за убийство мужа беременной женщиной; предание публичному позору - за оскорбление родителей. Существовал принцип коллективной ответственности, то есть наряду с личной ответственностью виновного за преступление отвечали и его родственники. Совершение двух или нескольких преступлений влекло суммирование наказаний. Женщины, дети, слуги, рабы не могли быть свидетелями в суде. В области семейно-брачных отношений соблюдалось право родителей на жизнь детей. Устанавливалось наследственное право. На суде для обвинения без очевидных улик требовалось от двух до семи свидетелей, в случае их отсутствия приносилась присяга. Судебная и административная власть не были отделены друг от друга. Свод законодательных уложений "Жеті Жарғы" действовал в пределах всего Казахстана.
|