ТОП 10:

Первое направление – Выработка и реализация целостной стратегии, направленной на обеспечение устойчивого характера конкурентоспособности экономики



Билет №1

1) Территория расселение сакских племен и культура саков.

На территории Казахстана племена начали объединяться в союзы племён в эпоху железа. Сакские племена населяли территорию Казахстана и Средней Азии в 1 тысячелетии до н.э.
Сведения о саках содержаться в надписях персидских царей. Персидские источники 1 тысячелетия до н.э. называли жителей степи- саками. Слово «саки» по сведениям персов означало «великие мужи». Иранские источники называли их «турами с резвыми конями». Саки были европеоидами, однако в их внешнем облике появляются уже монголоидные черты .
Наиболее интересные сведения о саках представляют сочинения греко-римских авторов .Саков в своих трудах описывали Геродот и Страбон. Греческие источники 1 тысячелетия до н.э. называли жителей степи «азиатскими скифами». Геродот называл саков массагетами.
Племена саков-тиграхауда расселялись на территории Семиречья и в горах Тянь-Шаня. Местом наибольшего скопления саков с «остроконечными шапками» являлась территория Жетысу. Племена саков-парадарайя расселялись на территории Приаралья и в низовьях Сырдарьи , южнее них расселялись саки-хаомаварга . Сакские поемена получившие название даи, аргиппеи, исседоны населяли земли северо-восточнее Арала.
Общественное устройство саков находилось на уровне распада первобытного строя и формирования военной демократии. Сакское общество состояло в основном из трех групп населения :войны, жрецы, общинники(скотоводы и земледельцы)Основную массу населения сакского общества составляли общинники-скотоводы . Сакские вожди решали вопросы войны и мира, заключали союзы, отправляли послов, возглавляли войска Власть передавалась по наследству. .В сакском обществе в решении вопросов племени и межродовых отношений велика была роль народного собрания .Древние греки считали самым справедливым и честным народом саков.
Женщины в сакском обществе находились в почетном положении. Источники свидетельствуют , что правителями саков часто были женщины, наиболее известна царица Томирис, она управляла саками в VI в. До н.э.
Источники сообщают о войнах саков за независимость в VIв. До н.э. с персами. В 530г. до н.э. на земли саков вторглись персидские войска во главе с Киром. Победу над Киром одержала сакская царица Томирис.
В 519 г. до н.э. поход против саков предпринял Дарий I . В войне с персидским царём Дарием I совершил подвиг пастух Ширак. он завёл персов в безводную пустыню.По условиям мирного договора с Дарием I саки должны были персам поставлять своих войнов. В составе персидских войск в войне с Египтом и Грецией были сакские войны.Отход персидских войск в Марафонской битве с греками в 490г. прикрывала сакская конница.Путь на восток греко-македонским войскам преградили племена саков. Древнегреческие историк Арриан писал о походах Александра на сакскую территорию , в том числе и о трехлетней борьбе саков против греко-македонских завоевателей во главе с вождём Спитаменом.
Саки хоронили в погребальных сооружениях - курганах, их размер зависел от социального положения умершего. Бесшатырские курганы расположены у гор Желшалгыр на берегу р. Или. Всего их 31. Саркофаг - специальное сооружение из бревен, плотно прижатых друг к другу. Дромос - лаз от подножья кургана до саркофага Обнаружены кинжалы-акинаки, стрелы с бронзовыми наконечниками, железные ножи. Бесшатыр относится к V-IV векам до н.э.
Золотой человек найден в знаменитом сакском памятнике – Иссыкском кургане .Одежда «Золотого человека» из сакского кургана украшена золотыми изделиями которых более 4000 . с VIII в. До н.э. в искусстве племён формируется «Звериный стиль». Украшения и изделия найденные в сакских курганах, относятся к «Звериному стилю». Изделия с изображением зверей у саков играли роль талисманов и амулетов. По мнению историков саки познакомились с с традициями «звериного стиля» во время походов в Переднюю Азию и Иран.
Саком была известна письменность, об этом свидетельствуют надписи на серебряной чаше ,которую нашли в Иссыкском кургане.
Городища Чирик-Рабат и Бабиш-Молда являются памятниками сакского периода.Саки занимались кочевым скотоводством . Кочевали целыми родами по маршрутам родовых кочевий. Переносное жилище кочевников Казахстана – юрта. Древнейший праздник ,который отмечался ещё 3000 лет назад,и дошёл до наших дней- Наурыз.2)

 

2.Состояние жизненного уровня трудящихся в 50 гг.

Однако сельское хозяйство республики, как и всей страны, еще не удовлетворяло быстро растущих потребностей народа в продовольствии, а промышленности – в сырье. Но при всех трудностях и недостатках в целом сельские труженики Казахстана достойно завершили первую послевоенную пятилетку и внесли свой вклад в повышение жизненного уровня советских людей.
Социальное положение трудящихся. Вторая половина 40-х – начало 50-х годов были весьма трудным временем для граждан СССР. С другой стороны, люди старшего поколения вспоминают этот период и именует его «золотым веком».
В этот период из года в год возрастали расходы государства на социально-культурные мероприятия. Затраты на эти цели только по государственному бюджету Казахской ССР выросли с 441,4 млн. руб. в годы войны до 930,5 млн. руб.2) в четвертой пятилетке или более чем в два раза.
В повышении жизненного уровня народа важную роль сыграли проведение в декабре 1947 года денежной формы реформы и отмена карточной системы, нормированного снабжения продовольственными товарами и промышленными товарами.
С 16 декабря 1947 года отменялась карточная система. При этом на 10-12% снижались цены на основные виды продуктов – хлеб и изделия из муки, на мясо, промышленные товары. Особо ощутимым было снижение цен в 1950 году: цены на хлебные изделия и муку снизились от 21 до 30 %, на мясо и мясные продукты – от 24 до 35%, на промышленные товары – от 10 до 25%. В целом за годы 4-ой пятилетки снижение цен продолжилось трижды.
Наряду с укреплением покупательной способности рубля проводилось повышение заработной платы трудящихся. Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих в СССР возросла за пятилетие с 48,1 руб. в 1946 году до 64,2 руб. в 1950 году против 33,1 руб. в 1940 году 1).
В результате роста общественного хозяйства значительно окрепли колхозы, увеличились доходы колхозников. Но уровень жизни на селе по сравнению с городами был все еще низким. В начале 50-х годов колхозник в среднем получал 16,4 рубля в месяц, то есть в 4 раза меньше чем получали за свой труд рабочий или служащий.
В 1940 году расходы государства на социальное обеспечение составили 4,5 млн. руб., а в 1950 году – 16,8 млн. руб. 2). За счет социального страхования и социального обеспечения получали пенсии инвалиды Отечественной войны, инвалиды труда, семьи погибших, назначались пенсии по старости, по случаю утраты кормильца, временной нетрудоспособности, получали пособия многодетные и одинокие матери и др.
За счет социального страхования обеспечивалась бесплатная медицинская помощь населению, бесплатное обучение и стипендии учащимся, бесплатные или на льготных условиях путевки в санатории и дома отдыха, пионерские лагеря. Из общественных фондов трудящиеся получали единовременные пособия и другую материальную помощь. Но государственное пенсионное обеспечение еще не распространялась на колхозников.
В эти годы были ликвидированы сверхурочные работы, восстановлены оплачиваемые отпуска. За счет капиталовложений государственных и кооперативных предприятий и организаций стало расширяться строительство жилья для населения.
Таким образом, социальное положение трудящихся к концу четвертой пятилетки было выше, чем в довоенные годы.

События в темыртау в 1958г.

В конце 1950-х годов в Казахстан на строительство города Темиртау (он же Казахстанская Магнитка) стали прибывать сотни людей по комсомольским путёвкам. Они были расселены в палаточном городке, находившемся в восточной части города. Люди были недовольны систематическими перебоями соснабжением питьевой водой и продовольствием, отсутствием нормального жилья, плохими условиями труда.Точкой кипения строителей стал приезд группы строителей — граждан Народной Республики Болгария, которым тут же были предоставлены все те условия, которых были лишены советские строители. Начальство строек объясняло это тем, что иностранных гостей нельзя селить в палаточном городке.1 августа 1959 года советские рабочие пришли на завтрак, но их попросили подождать, пока не доедятболгары. Это вызвало волну возмущения. Строители отказались выходить на работу и стали громить окрестности.[1]Восставшие общей численностью несколько сотен человек разгромили столовую, затем близлежащий универмаг и магазины, после чего занялисьмародёрством. Руководство города прислало на место массовых беспорядков солдат, но те отказались стрелять в безоружных людей[1].Безвластие и анархия продолжались около 3 дней, после чего в Темиртау были введены войска, в числе которых были курсанты местных военных училищ. Командиры подразделений приказали восставшим разойтись, но те отказались. Тогда солдаты и курсанты открыли по ним огонь. В ночь с 3 на 4 августа 1959 года бунт был полностью подавлен, солдаты и сотрудники правоохранительных органов Казахской ССР провели массовые аресты. По некоторым данным, со строек бежали несколько тысяч участников восстания, позже в казахских степях долгое время находили брошенные беглецами транспортные средства.[2]В ходе подавления массовых беспорядков были, по официальным данным, убиты 11 человек. Около 70 человек были арестованы, 5 из них былиприговорены открытым показательным судом к высшей мере наказания — смертной казни через расстрел.5 августа 1959 года в Темиртау прибыл Леонид Брежнев, в то время секретарь ЦК КПСС, как бывший первый секретарь Центрального комитетаКоммунистической партии Казахской ССР курировавший дела в республике[3]. Брежнев устроил разнос местному партийно-хозяйственному активу, исключил из партии и уволил многих милиционеров и чиновников[2].В конце августа 1959 года возглавил КГБ Казахстана Лунёв, Константин Фёдорович (по апрель 1960), до этого занимавший должность первого зампреда КГБ.Восставшие уже через неделю вновь вышли на работу. Они восстановили ими же разрушенные улицы и здания. Строителям были предоставлены нормальные условия, а болгарские рабочие навсегда уехали из Темиртау[2].В итоге событий, в январе 1960 года первый секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Казахской ССР Николай Беляев был переведён на работу первым секретарём Ставропольского крайкома партии.

4.Государственная политика, направление на успешную интеграцию Казахстана в мировую экономику. (Казахстан 2030) (1-7 направлений).

Реализация целей и задач государства осуществляется через раз­работку и реализацию государственной (общественной) политики. Государственная политика (общественная политика) — совокупность целей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых мероприятий, которые разрабатываются и реализуются органами государственной власти с привлечени­ем институтов гражданского общества. Это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития всего общества или его отдельных сфер. Она является средством, по­зволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные и иные методы и средства воздействия, опираясь на ресурсы, имеющиеся в его распоряжении.

В конечном счете, государственная политика представляет собой общий план действий политико-административных органов власти и управления, направленный на решение важных, влияющих на жизнь граждан общественных проблем, и включает в себя такие элементы, как:

определение целей и приоритетов развития общества;

разработка и планирование политической стратегии;

анализ и оценка альтернативных программ и политик в соответ­ствии с выгодами и затратами;

обсуждение и консультирование с различными политическими и социальными группами;

выбор и принятие государственных решений;

мониторинг и оценка результатов выполнения и т. д.

В первой главе диссертации – «Роль интеграции в развитии экономики в свете послания президента РК Н.А.Назарбаева» обосновано, что Казахстан может и должен активно участвовать в многосторонних международных экономических проектах, которые способствуют нашей интеграции в глобальную экономику, и опираются, в том числе, на наше выгодное экономико-географическое положение и имеющиеся ресурсы. Как подчеркнул Н.А. Назарбаев в своем послании, наши действия начинаются не с политики, а именно с торгово-экономических взаимоотношений. Мы движемся по пути экономической интеграции через создание зоны свободной торговли. Немаловажным является вопрос о вступлении Казахстана в ВТО – это определенный «знак качества», который повлияет на улучшение инвестиционного имиджа страны.
Во второй главе диссертационной работы – «Развитие корпоративной интеграции в экономике Казахстана» выявлены важнейшие факторы, обусловившие процесс формирования и развития корпоративной интеграции в экономике Казахстана. Примером такого рода системных преобразовании может служить создание интегрированных корпоративных структур, без которых невозможно представить современную мировую экономику. Они представляют собой закономерный переход к качественно более высокому уровню организации и управления производством, дальнейшую концентрацию и капитализацию благодаря взаимовыгодной интеграции с финансовым капиталом, непосредственному участию и создании и эффективном использовании конкурентоспособной интеллектуальной собственности, достижениям науки и новых технологий.
Третья глава диссертации – «Основные направления развития интеграционных процессов» посвящена обоснованию направления развития процесса интеграции в корпоративном секторе экономики Казахстана. Подытоживая сказанное выше, можно констатировать, что формирование и успешное функционирование интеграционных процессов в Казахстане могло бы способствовать эффективному решению следующих стратегических задач и целей:
- росту экономики, ее эффективности и управляемости;
- интеграции предприятий стран СНГ и дальнего зарубежья;
- улучшению в целом инвестиционного климата в республике;
- финансовой стабилизации предприятий;
- структурной трансформации всей производственной деятельности;
- повышению научно-технического потенциала.
Проведенное исследование позволило определить основные направления государственного регулирования корпоративной интеграции в экономике Казахстана на основе промышленной политики с применением «функционально-блокового» регулирования этих процессов, которые будут способствовать дальнейшему развитию интеграции в экономике Казахстана.

«Казахстан-2030» — Программа развития Казахстана до 2030 года, впервые озвученная в Послании Президента страны народу Казахстана в 1997 году.[1][2][3] Принятие этого документа стало отправной точкой в стремительном движении Казахстана к построению процветающего государства в течение последующих лет.[4]

В рамках данной программы и этого послания были:

Подведены итоги и оценено текущее положение развития экономики Казахстана

Сформулирована Миссия КазахстанаОпределены приоритетные цели и стратегии развития

1. Национальная безопасность

2. Внутриполитическая стабильность и консолидация общества

3. Экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций

4. Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана

5. Энергетические ресурсы

6. Инфраструктура, в особенности транспорт и связь

7. Профессиональное государство, ограниченное до основных функций

2. Сформулирована повестка дня: 1998—2000

11 октября 2009 — В Астане прошла международная научно-практическая конференция, посвящённая 12-летию принятия долгосрочной программы развития «Казахстан-2030». Этот стратегический документ всё ещё определяет курс развития страны.

(1-7 направлений).

Образование Казахского ханства

В середине XV в. существовавшие на территории Казахстана ханства Абулхаира и Могулистан пришли в упадок. Недовольство политикой хана Абулхаира и его ослабление после поражения от ойротов, послужило причиной перекочевки части казахского населения во главе с Джанибеком и Керем в Могулистан. Таким образом, ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием двух государств - ханства Абулхаира и Могулистана. А с именами ханов Джанибека и Керея связано основание Казахского ханства.
Перекочевка части казахского населения во главе с Джанибеком и Кереем из Восточного Дешт-и Кыпчака в западное Семиречье, произошла в середине XV в. в период правления в Могулистане хана Есен-Буги. Есен-Буга вступил в союз с Джанибеком и Кереем, надеясь с их помощью не только укрепить свою власть в государстве, но и обеспечить безопасность своих границ, использовав их в борьбе с ханом Абулхаиром и ойратами. С этими целями Есен-Буга предоставил Джаныбеку и Керею свои северо-западные территории - долины Чу и Таласа. Казахское ханство в период образования занимало территорию долин Чу и Таласа.
Об историческом положении в Семиречье и о процессе образования Казахского ханства пишет средневековый историк Мухаммад Хайдар. В своей книге Тарих-и-Рашиди Мухаммад Хайдар относит время образования Казахского ханства к 1465-1466 гг.
Джанибек и Керей являлись потомками Чингисхана, и каждый имел право занять ханский трон, но по праву старшенства трон занял Керей. В 1480-1511 гг. правителем Казахского ханства был сын Керея - Бурундук.
Роды и племена, переселившиеся вместе с султанами Кереем и Джанибеком, называли узбек-казахами. Арабо-тюркский словарь XIII века слову казах придает значение - вольный.
Основные события истории Казахского ханства в конце XV-начале XVI вв. происходили в регионе Сырдарьи. Главной причиной воин между казахскими ханами и Шайбанидами за регион Сырдарьи является борьба за города и зимние пастбища, и этот регион, для молодого государства имея первостепенное стратегическое и экономическое значение.
Главными противниками казахских ханов в борьбе за присырдарьинские города и Дешт-и Кыпчак были шайбаниды - наследники хана Абулхаира. В начале XVI в., с укреплением Казахского ханства, шайбаниды с частью дешт-и-кыпчакских племен ушли в Мавераннахр. Здесь, в начале XVI в., шайбаниды одерживают победу над династией тимуридов и вытесняют их из Средней Азии.

9)

Двадцать девятое направление – Активная роль Казахстана в обеспечении региональной стабильности, развитии экономической интеграции стран Центральной Азии и формировании динамичного рынка в зоне Каспийского и Черного морей

Общественный строй

Каганат делился на 12 уделов, во главе которых стояли управители.

Власть кагана и управителей была наследственной. Широко была развита система удельного землепользования. Право на удельное владение давалось каганом, владельцы земель обязаны были выставлять ему определённое количество воинов, организовывать сбор налогов и обеспечивать выполнение законов и порядка. Каган пребывал в городе Имакия, расположенном на Иртыше.

Кимакский каганат являлся раннефеодальным обществом. Основным видом хозяйства было кочевое скотоводство, занимались и ранним земледелием — возделывали пшеницу, ячмень, даже рис. Было развито и ремесло: металлургия, кожевенное дело, ювелирное искусство и др. Существовал обычай ставить каменные изваяния воинов, из Тюркского каганата была также заимствована руническаяписьменность.

ГУЛАГ.

11 июля 1929 СНК СССР принял постановление «Об использовании труда уголовно-заключенных», по которому содержание всех осужденных на срок от 3-х лет и выше передавалось в ОГПУ. 25 апреля 1930приказом ОГПУ № 130/63 во исполнение постановления СНК СССР «Положение об исправительно-трудовых лагерях» от 7 апреля 1930 было организовано Управление исправительно-трудовых лагерей ОГПУ (УЛАГ ОГПУ) (СУ СССР. 1930. № 22. С. 248). С 1 октября 1930 УЛАГ ОГПУ преобразовано в Главное Управление исправительно-трудовых лагерей ОГПУ (ГУЛаг)[1]. 10 июля 1934 года был создан Народный комиссариат внутренних дел СССР, в состав которого вошли пять главных управлений. Одним из них было Главное управление лагерей (ГУЛаг). В 1934 году Внутренней охране НКВД были переподчинены Конвойные войска СССР. 27 октября 1934 в ГУЛаг перешли все исправительно-трудовые учреждения Наркомата юстиции РСФСР.

4 января 1936 был сформирован Инженерно-строительный отдел НКВД, 15 января 1936 — Управление особого строительства, 3 марта 1936 — Главное управление строительства шоссейных дорог (ГУШОСДОР). В ведении НКВД находились такие предприятия, как Главное управление по строительству горно-металлургических предприятий, Главгидрострой, Главпромстрой, Дальстрой (Главное управление строительства Дальнего Севера) и др. ГУЛаг был расформирован в соответствии с приказом МВД СССР№ 020 от 25 января 1960 согласно Постановлению Совета Министров СССР № 44-16 от 13 января 1960 и в связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1960 «Об упразднении МВД СССР».

Начальный этап

До создания ГУЛаг в РСФСР руководство большинством мест заключения было возложено на отдел исполнения наказаний Народного комиссариата юстиции РСФСР и Главное управление принудительных работ при Народном комиссариате внутренних дел РСФСР. После Октябрьской революции до 1934 года общие тюрьмы находились в ведении республиканских народных комиссариатов юстиции и входили в систему Главного управления исправительно-трудовых учреждений.[источник не указан 720 дней] 25 июля 1922Совет народных комиссаров принял постановление о сосредоточении руководства основными местами заключения (кроме общих тюрем) в одном ведомстве и чуть позже, в октябре того же года, был создан единый орган в системе НКВД — Главное управление местами заключения.[источник не указан 720 дней]

В 1934 году общие тюрьмы были переданы в ГУЛАГ НКВД СССР, а в сентябре 1938 года — в составе НКВД было образовано самостоятельноеГлавное тюремное управление.

Период расцвета

3 августа 1933 года постановлением СНК СССР утверждается Исправительно-Трудовой Кодекс РСФСР, прописывающий различные аспекты функционирования ИТЛ. В частности, кодексом предписывается использование труда заключённых[~ 1] и узаконивается практика зачета двух дней ударной работы за три дня срока[~ 2], широко применявшаяся для мотивации заключённых при строительстве Беломорканала.

10 июня 1934 года согласно Постановлению ЦИК СССР при образовании нового союзно-республиканского НКВД в его составе было образовано Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений. В октябре того же года это управление было переименовано в Главное управление лагерей, трудпоселений и мест заключения.

В дальнейшем это управление ещё дважды переименовывалось и в феврале 1941 получило закрепившееся название Главное управление исправительно-трудовых лагерей и колоний НКВД СССР. После окончания Великой Отечественной войны, в связи с реорганизацией наркоматов вминистерства, Главное управление исправительно-трудовых лагерей и колоний в марте 1946 года вошло в состав МВД СССР.

Постановлением Совета Министров СССР от 21 февраля 1948 года «Об организации лагерей и тюрем со строгим режимом для содержания особо опасных государственных преступников [и о направлении их по отбытии наказания на поселение в отдаленные местности СССР]» для «шпионов, диверсантов, террористов, троцкистов, правых, меньшевиков, эсеров, анархистов, националистов, белоэмигрантов и участников других антисоветских организаций и групп» в системе ГУЛага создавались особые лагеря (Степлаг, Минлаг, Дубровлаг, Озёрлаг, Берлаг). Заключенные в них должны были носить номера на одежде.

Период после смерти Сталина

27 марта 1953 года был издан указ Президиума Верховного Совета СССР об амнистии по которому в течение следующих трёх месяцев вышла на свободу почти половина заключённых лагерей (примерно 1 200 000 из 2 500 000 человек), чей срок заключения был меньше пяти лет.

Ожидавшееся, но не проводившееся освобождение «политических» привело к их коллективным выступлениям (Воркутинское восстание, Норильское восстание, Кенгирское восстание заключённых). Эти события ускорили создание комиссий, которые должны были проверить дела «политических» заключенных. В течение двух лет (с начала 1954 по начало 1956 годов) число «политических» в ГУЛаге уменьшилось с 467 000 до 114 000 человек, то есть на семьдесят пять процентов. В начале 1956 года, впервые за двадцать лет, общее число заключённых стало меньше миллиона человек[2].

Ведомственная принадлежность ГУЛага после 1934 года менялась всего один раз — в марте 1953 ГУЛаг был передан в ведение Министерства юстиции СССР, но в январе 1954 вновь возвращён в МВД СССР.

Следующим организационным изменением системы исполнения наказаний в СССР стало создание в октябре 1956 Главного управления исправительно-трудовых колоний, которое в марте 1959 года было переименовано в Главное управление мест заключения.

При разделении НКВД СССР на два самостоятельных наркомата — НКВД СССР и НКГБ СССР — это управление было переименовано в Тюремное управление НКВД СССР. В 1954 году по постановлению Совета Министров СССР Тюремное управление было преобразовано в Тюремный отделМВД СССР. В марте 1959 году Тюремный отдел был реорганизован и включён в систему Главного управления мест заключения МВД СССР.

Структура

Система объединяла 53 лагерных управления с тысячами лагерных отделений и пунктов, 425 колоний, а также более 2000 спецкомендатур[3]. Всего свыше 30 000 мест заключения[4][5] ГУЛаг осуществляло руководство системой исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). Территориально лагеря подчинялись лагуправлениям, а организационно — специально созданным главкам в соответствующих наркоматах (лесной, нефтяной, машиностроительной промышленности и др). В общем случае, система подчинения ИТЛ была довольно запутанной — в зависимости от экономической ситуации в стране и задач правительства отдельным министерствам, главки периодически ликвидировались, создавались вновь, переподчинялись другим главкам, или преобразовывались в отдельные главки. В свою очередь лагуправления вместе с лагерями также ликвидировались, переподчинялись другим главкам, создавались вновь и тд. Особенно это было ощутимо во время и после Великой Отечественной войны — с началом войны практически все ресурсы и рабсила ГУЛАГа был брошены на производство и обслуживание военных потребностей — металлургия (сталь для техники). С окончанием войны, когда страна уже больше нуждалась в восстановлении, основные мощности ГУЛАГа были развернуты вокруг лесозаготовок (напр. шпалы), добыча драгметаллов, разработка гидротехнических сооружений (напр. отвод рек, производство каналов) и тд.

Политика «военного коммунизма» В годы гражданской войны и иностранной военной интервенции Советское государство провело комплекс социально–экономических мероприятий, которые получили наименование политики «военного коммунизма». Политика Советской власти в области экономической жизни предусматривала методы экономического принуждения и полной централизации управления, максимальную мобилизацию всех материальных и финансовых средств в интересах обороны Республики Советов и достижения победы в гражданской войне.

Политика «военного коммунизма» вводилась в конце 1918 – начале 1919г. – в разгар гражданской войны, когда на фронтах решался вопрос о жизни или смерти молодой Советской Республики. Эта политика была одновременно и вынужденной, и преднамеренной. Вынужденной потому, что «военный коммунизм» был реакцией на крайнюю степень хозяйственной разрухи страны, обострившейся в годы империалистической войны, а также из–за провала экономической политики Временного правительства. Преднамеренной оттого, что методы «военного коммунизма» отражали теоретические воззрения части руководства РКП(б) и Совнаркома о возможности закладки основ социалистической экономики посредством командно–административных методов. Эти методы применялись в ходе национализации крупной промышленности, банков, транспорта, средств связи. В результате «красногвардейской атаки на капитал» в 1918г. около 3 тысяч частных предприятий стали государственной, общенародной собственностью.

В работе «Очередные задачи Советской власти» (апрель 1918г.) В.И.Ленин наметил перспективы преодоления многоукладности * экономики и создания условий для обеспечения ведущей роли социалистического сектора народного хозяйства. Сэтой целью выдвигались задачи организации строжайшего всенародного контроля за производством и распределением, введения хозрасчета для предприятий и принципа материальной заинтересованности для людей труда, привлечения буржуазных специалистов, деятелей науки и техники для развития ключевых отраслей экономики. Особо выдвигалась задача достижения в обозримом будущем высшей, по сравнению с капитализмом, производительности труда, без чего не мыслилась победа нового общественного строя.

Переходу к экономической политике «военного коммунизма» предшествовали национализация банков, промышленности, транспорта и связи и др., комбедовская фаза (май–июнь 1918г.), введение государственной монополии на хлебные запасы, установление твердых цен на хлеб и предметы первой необходимости. Элементы продовольственной диктатуры частично были унаследованы от практики «хлебной монополии» Временного правительства .

Неблагоприятное развитие событий на многочисленных фронтах, захват белыми армиями и войсками интервентов (США, Англия, Франция, Япония и др.) трех четвертей территории России ускорили применение военно–коммунистических методов руководства экономикой. После того, как центральные губернии оказались отрезанными от сибирского и украинского хлеба (Украина была оккупирована германскими войсками), осложнились поставки хлеба с Северного Кавказа и Кубани, в городах начинался голод. 13мая 1918г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет принял декрет «Опредоставлении народному комиссару продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими». Декрет предусматривал оперативные, жесткие меры, вплоть до «применения вооруженной силы в случае оказания противодействия отбиранию хлеба и иных продовольственных продуктов». Для реализации продовольственной диктатуры создавались вооруженные продовольственные отряды рабочих.

Восстание чехословацкого корпуса в конце мая 1918г. сорвало поставки хлеба из Сибири в города Центральной России и Поволжья. Советская республика попала в ситуацию абсолютной нехватки хлеба для снабжения жителей городов и Красной Армии. Экстремальная ситуация надвигающегося голода вынудила Совнарком ввести чрезвычайные меры по изысканию хлеба по принципу «с бедного крестьянина ничего, с середняка – умеренно, с богатого – много». Для реализации продовольственной политики на местах декретом ВЦИК и СНК от 11июня были созданы комитеты деревенской бедноты. Вкруг их обязанностей входило «распределение хлеба, предметов первой необходимости и сельскохозяйственных орудий, оказание содействия местным продовольственным органам в изъятии излишков у кулаков и богатеев». Метод реквизиций вызвал сопротивление не только у кулаков, но и у части середняков, на которых нередко распространялись силовые акции комбедов.

Деятельность комитетов бедноты вызвала обострение классового противостояния в деревне. Кроме того, в деревне возникла ситуация двоевластия: местные Советы – с одной, и комбеды с другой стороны. Вусловиях гражданской войны для сохранения социальной базы Советской власти жизненно важно было завоевать доверие крестьян–середняков, которые после передела земли составляли более 60% населения деревни (беднота – 25%, кулаки и зажиточные слои – 15%). Расформирование комбедов 2декабря 1918г. и укрепление сельских
Советов стало конкретным шагом упрочения союза рабочего класса с середняком при прочной опоре на бедноту.

В начале 1919г. Советское правительство разработало принципы и условияпродовольственной разверсткив деревне. Согласно декрету СНК от 11января 1919г., необходимые для государственных потребностей хлеб и фураж «разверстывались» по системе норм для губерний, уездов, а на местах – для каждого крестьянского хозяйства. И если до введения продразверстки в стране было за год заготовлено около 50млн. пудов хлеба, то после ее введения в 1919г. – 100млн. пудов, в 1920 – 200млн. пудов.

При переходе к НЭПу В.И.Ленин в апреле 1921г. в статье «Опродовольственном налоге» так определил суть экономической политики периода гражданской войны: «...своеобразный «военный коммунизм» состоял в том, что мы брали от крестьян все излишки и даже не излишки, а часть необходимого для крестьянина продовольствия, брали на покрытие содержания расходов на армию и на содержание рабочих. Брали большей частью в долг, за бумажные деньги. Иначе победить помещиков и капиталистов в разоренной крестьянской стране мы не могли» . Иными словами, осуществление политики «военного коммунизма» позволило рабочим получить у крестьян продовольствие, спасти армию, рабочих и их семьи от голодной смерти, а крестьяне получили от рабочих в лице Советского государства землю и защиту от помещиков и эксплуататоров, которые отбирали полученную крестьянами землю в занятых белой армией и интервентами регионах России.

Организация промышленного производствана социалистических началах увязывалась большевиками с идеей рабочего контроля. Процесс стихийного захвата рабочими фабрик и заводов начался еще при Временном правительстве. 14ноября 1917г. ВЦИК утвердил положение о рабочем контроле. Рабочие восприняли этот шаг как право на владение и управление предприятиями по своему усмотрению. Однако практика первых послеоктябрьских месяцев усилила анархию производства. Такое развитие событий побудило большевиков на введение жесткой централизации единоначалия и планирования, которые, в свою очередь, требовали дальнейшей национализации промышленности. Если первоначально централизация выступала в качестве ответа на враждебные Советской власти действия отдельных предпринимателей и, таким образом, была продиктована не экономическими, а политическими мотивами, то с мая 1918г. она обретает черты системы.

Начало политики «военного коммунизма» в промышленности можно напрямую связать с решениями I Всероссийского съезда совнархозов (26мая 1918г.), который вместо метода «рабочего контроля» предложил курс на последовательную национализацию отраслей промышленности. Вцелях практической реализации этого курса 28июня 1918г. СНК принял декрет о национализации всей крупной промышленности, предприятий железнодорожного транспорта и паровых мельниц. Вусловиях полыхающей гражданской войны красногвардейская атака на капитал приобрела всеобъемлющие масштабы. Опираясь на проведенную в 1918 – начале 1920г. национализацию крупных и средних предприятий, государство приступило в ноябре 1920г. к национализации мелкой и даже кустарной промышленности.

Функционирование национализированных предприятий требовало жесткого контроля над всеми видами распределения сырья и продукции. Монополия государства в области управления и контроля была установлена в ноябре 1918г. Управление промышленностью осуществляли ВСНХ (Высший Совет народного хозяйства) и совнархозы на







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.22.132 (0.018 с.)