ТОП 10:

Развитие сельского хозяйства. Попытки реформирования в марте 1965 г.



Пришедшее к власти осенью 1964 года новое политическое руководство страны начало проводить политику устранения наиболее негативных последствий хрущевских экономических «экспериментов». В марте 1965 года была разработана аграрная программа выхода сельского хозяйства из кризисной ситуации первой половины 1960-х годов:

1) резкое увеличение государственных инвестиций для осуществления программ по комплексной механизации, электрификации, мелиорации (работы, направленные на улучшение свойств земель, на повышение их производительности) и химизации сельского хозяйства;

2) введение на 5 лет твердых и сравнительно низких планов заготовок колхозной продукции;

3) повышение закупочных цен на сельскохозяйственные культуры, причем предусматривалась дифференциация цен по различным зонам и районам страны; возможность плановой продажи зерна государству по повышенным на 50% ценам;

4) восстановление личных подсобных хозяйств в деревне и в городе;

5) стимулирование колхозного труда – денежная оплата труда, гражданские паспорта, право на пенсии;

6) перевод совхозов на хозяйственный расчет (ведение хозяйственной деятельности на социалистическом предприятии, когда окупаются все затраты на производство продукции, у предприятия и его работников появляются экономические стимулы, что приводит к увеличению объема производства, улучшению качества продукции и увеличению заработной платы);

7) формирование системы агропромышленного комплекса (АПК), но данный комплекс пока был больше административным объединением, чем эффективным экономическим организмом. (АПК - крупнейший межотраслевой комплекс, объединяющий несколько отраслей экономики, направленных на производство и переработку сельскохозяйственного сырья и получения из него продукции, доводимой до конечного потребителя).

Отметим, что первоначальная реализация данной программы принесла положительные результаты: в период восьмой пятилетки (1966-1970 годы) прирост объема производства в сельском хозяйстве по сравнению с первой половиной 1960-х годов составил 21%.

Начатые ранее процесс реорганизации колхозов в совхозы в первой половине 60-х годов возобновился с новой силой. Меры, направленные на поднятие экономики колхозов и совхозов, обсуждались на Пленуме ЦК КПСС в марте 1965 года. В результате решений, принятых на Пленуме, около половины хозяйств, производящих зерновые, специализировались на производстве товарной продукции. Кроме того, были увеличены объёмы финансирования сельского хозяйства. В конце 60-х годов начали проводиться меры по интенсификации сельского хозяйства. Более 50 предприятий республики начали производить сельскохозяйственную технику и запчасти. В конце 60-х годов строительство крупных тепловых и гидроэлектростанций позволило приступить к электрификации колхозов и совхозов, особенно в Восточно-Казахстанской области.

Между тем темпы роста валовой продукции аграрного сектора были неадекватны нарастающим из года в год затратам. В самые благоприятные года темпы роста сельскохозяйственного производства составляли не более 30 %. Причем немалая доля аграрного комплекса приходилась на личные подсобные хозяйства населения (картофель, овощи, плодово-ягодные культуры, бахчевые, мясо, молоко, яйца). Следовательно динамика развития колхозно-совхозных структур была еще ниже. По официальным расчетам производительность труда в сельском хозяйстве росла из года в год, по современным расчетам за 60-70-е гг. ХХ века она выросла всего на 2 %, а по отношению к 1980 году даже упала на 9 %.

В итоге сельское хозяйство становилось все более убыточным и нерентабельным, что в итоге привело к кризису сельского хозяйства в Казахстане и во всем Советском Союзе.

27.Государственная политика, напровление на обиспичение междунородных стандартов оброзования и профиссиональной переподготовки. (Казахстан-2030), (17-19 напровлений).

 

Семнадцатое направление – Приближение системы начального и среднего образования, а также переподготовки кадров к мировым стандартам

Мы должны добиться предоставления качественных услуг образования по всей стране на уровне мировых стандартов.

Во-первых,ликвидировать 3-х сменное обучение. Уже в ближайшие три годанадо построить на основе государственно-частного партнерства 100 новых школ в регионах Казахстана.

Во-вторых, создать единую систему оценки эффективности обучения, уровня знаний и умений каждого обучаемого.

В-третьих, развивать практику обучения в режиме он-лайн и создавать в странеучебное телевидение.

В-четвертых, ввести в учебные планы дополнительные часы или предметы по естественным наукам, в первую очередь, математике и информатике.Предусмотреть также создание системы специальных классов естественнонаучного профиля. Правительство должно разработать механизмы для привлечения необходимых инвестиций в этом направлении.

В-пятых, привлекать в школы зарубежных преподавателей английского языка.Нужно добиваться того, чтобы любая среднестатистическая школа могла предоставить возможность детям обучаться иностранному языку на самом высоком уровне.

В-шестых, подумать о внедрении системы государственных конкурсов на присуждение грантов школам с высокими показателями работы, которые будут предоставляться, например, в форме финансирования стипендий для учащихся из малоимущих семей. Это позволит им в дальнейшем получить образование в более престижных и передовых образовательных учреждениях.

Особо внимательно стоит изучить вопрос совершенствования системы оценки и вознаграждения работы лучших преподавателей.

Восемнадцатое направление – Внедрение аттестации учебных заведений на уровне международных стандартов, приоритетное развитие точных и инженерных наук в сфере высшего образования

Во-первых, Правительство должно ввести систему аттестации учебных заведений на уровне международных стандартов, позволяющую объективно оценивать качество образования в каждом ВУЗе. Следует подумать также о привлечении авторитетных агентств для международной аккредитации организаций высшего образования.

Во-вторых, в рамках структурного реформирования науки целесообразно ряд академических научных учреждений объединить с передовыми вузами, что может послужить основой для создания университетов, объединяющих образовательную и научно-исследовательскую работу.

В-третьих, Правительство должно разработать соответствующую нормативную правовую базу для развития специализированных программ обучения и научно-прикладных центров точных и инженерных наук.

В-четвертых, Министерство образования и науки и другие соответствующие структуры Правительства должны подготовить программу развития научно-технического обучения и контролировать ее реализацию на принципах укрепления межотраслевой координации научных, конструкторских и технологических работ при эффективном использовании финансовых средств ипреодолении дублирования научныхиприкладных исследований.

В-пятых, нам следует активнее привлекать иностранные государственные институты развития и академические центры, а также поощрять вовлечение и инвестиции частного сектора в математическое и научное образование.

В-шестых, составной частью стратегии увеличения численности квалифицированного преподавательского состава и инженерно-педагогических кадров должно статьактивное привлечение иностранных ученых и преподавателей в те сферы образования, которые представляют для нас наибольший интерес.

В-седьмых, предстоит создать специализированные направления обучения, которые сфокусировались бы на информационных технологиях и новых формах распространения информации.

Девятнадцатое направление – Формирование основ "умной экономики"

Практически все успешные современные государства, активно интегрированные в систему мирохозяйственных связей, сделали ставку на «умную экономику». А для ее создания следует, прежде всего, развивать свой «человеческий капитал».

На начальном этапе мы должны обратить внимание на следующее:

Во-первых, ввести требования и сформировать соответствующую инфраструктуру для регулярного обновления общедоступной базы знаний, необходимых для нашей новой экономики в соответствии с уровнем мирового технологического развития в целом.

Во-вторых, оказывать прямую поддержку в создании инновационно - образовательных консорциумов для реализации образовательных программ и проведения научно-прикладных исследований.

В-третьих, расширять практику совместного участия научно-исследовательских институтов и вузов в конкурсах на получение заказов государства или частного сектора на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, грантов, совместных научных изданий и др.

В-четвертых, рекомендовать компаниям-поставщикам новых технологийобязательное обучение казахстанского персонала для работы с этими технологиями.

В-пятых, необходимо создать соответствующие предпосылки, чтобыпредприниматели были заинтересованы в научно-технологической обеспеченности и конкурентоспособности частного сектора. Следует такжечетко контролировать исполнение контрактных обязательств предпринимателей по обучению казахстанских специалистов.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.168.112.145 (0.008 с.)