Инновации в AПК: понятие сущность, развитие в условиях рынка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновации в AПК: понятие сущность, развитие в условиях рынка.



Инновация применительно к АПК - это новые технологии, новая техника, новые сорта растений, новые породы животных, новые удобрения и средства защиты растений и животных, новые методы профилактики и лечения животных, новые формы организации, финансирования и кредитования производства, новые подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров и т.д.Применительно к АПК инновации представляют собой реализацию в хозяйственную практику результатов исследований и разработок в виде новых сортов растений, пород и видов животных и кроссов птицы, новых или улучшенных продуктов питания, Существует множество видов инноваций: Селекционно-генетические, технико-технологические и производственные, организационно-управленческие и экономические, социально-экологические. 41. Понятие и показатели уровня интенсивности сельского хозяйства, методика их определения. Уровень интенсивности представляет собой достигнутый в данный момент уровень насыщенности его средствами труда,предметами труда,и живым трудом. Обобщающим показателем уровня интенсивности яв-ся сумма стоимости основных производственных средств, и текущих произведенных затрат(без амортизации) в расчете на единицу обрабатываемой земельной площади. Он может быть выражен У=(Фо+Пз)/Зп,где У- уровень интенсивности руб/га; Фо-стоимость основных средств производственных.руб; Пз-размер производственных затрат руб; Зп-земельная площадь га;. Еще показатели: стоимость основных средств производственных на гектар земельной площади- У=Ф0/Зп, сумма текущих производств.затрат в денежном выражении в расчете на единицу земельных угодий У=Пз/Зп. 42. Сущность экономической эффективности интенсификации сельского хозяйства, показатели и методика их определения. Экономическая эффективность интенсификации выражается в том, что рост продукции происходит более быстрыми темпами, чем рост затрат на ее производство. Возможны три случая эффективности интенсификации с.-х, когда добавочные (последующие) затраты на один и тот же земельный участок дают столько же продукции, сколько предыдущие равновеликие затраты; больше продукции по сравнению с предшествующими затратами; меньше продукции по отношению к производственным затратам. Последний вариант возможен только в том случае, когда дополнительные вложения осуществляются на базе неизменного уровня техники и агротехники, без учета достижений научно-технического прогресса. Колебания в уровне эффективности интенсификации зависят не только от экономических, но и от природных факторов. В связи с этим требуется всесторонний учет природных условий, более напряженное и активное использование всех имеющихся реальных ресурсов. Важным являются вопросы разработки научной организации труда и рационального применения средств производства. Для определения экономической эффективности интенсификации (Iэ) с.-х производства применяются следующие показатели:Эин= ВП/Зп(показатель валовой продукции с единицы земельной площади).; Эин=ВД/Зп (показатель валового дохода по чистой продукции); Эин=Пр/Зп (по прибыли). 43. Интенсивность и интенсификация в сельском хозяйстве: понятие, сущность, показатели и методика их определения. Интенсификация- увеличение напряженности интенсивности в сх за счет применения основного капитала.В экономическом смысле под интенсификацией сх следует понимать все возрастающее применение более совершенных средств пр-ва, а иногда и квалифицир. труда. на одной и той же земельной площади, с целью увеличения пр-ва продукции и повышения эф-ти в целом. Показатели интенсификации см 42. Далее весь 41

44. Понятие, экономическая сущность и виды издержек производства. Понятие общественных и индивидуальных издержек производства, стоимости и себестоимости сельскохозяйственной продукции. Издержки пр-ва представляют собой совокупные затраты животного и общественного труда на производство конкретного вида пр-ции. Экономическая сущность издержек заключается в том что в условиях последовательной интенсификации и научн-техн прогресса в сх происходит изменение соотношения живого и прошлого труда, за счет применения машин. оборудования и т.д. Общественные издержки состоят из 3 частей: прошлый или овеществленный труд(с), стоимости продукта созданного для себя (v),и созданного продукта для общества(m). Общий вид общественных издержек пр-ва составляет с+v+m. Индивидуальные издержки пр-ва представляют собой издержки пр-ва отдельного предприятия. Они состоят из стоимости потребленных в процессе пр-ва материальных ресурсов и затрат на оплату труда работников предприятия. Стоимость является одной из важнейших экономических категорий, которая хар-ся затратами общественно-необходимого труда,воплощенными в товаре. Себестоимость продукции пр-ет собой стоимостную оценку используемых в процессе пр-ва пр-ции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, а также затрат на ее реализацию. 45. Сущность себестоимости продукции. Структура себестоимости: понятие, методика определения. Пути снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции.

Cебестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Определение себестоимости продукции осуществляется на основе данных, характеризующих наиболее эффективное и рациональное использование имеющихся с\х угодий, основных средств, материальных и трудовых ресурсов, при обеспечение нормальных условий труда, соблюдение научно обоснованной системы земледелия и животноводства и охраны окружающей среды. Себестоимость продукции определяют как отношение производственных затрат к объему валовой продукции конкретного вида. Рассчитывается по формуле: Сп=Пз /Вп. Основными путями материально-денежных затрат в процессе производства сх продукции явл: Внедрение комплексной механизации и автоматизации производства, применение новых машин; снижение фондоемкости производства; снижение материалоемкости производства; сокращение затрат по организации производства и управлению; внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий; совершенствование организации и материального стимулирования труда; развитие механизации и повышение концентрации производства; повышение урожайн сх культур и продуктивности скота; улучшение качества и сокращение потерь сх продукции. 46. Состав затрат и методика определения себестоимости продукции отраслей растениеводства: элементы и статьи затрат, объекты исчисления себестоимости.

Под элементами затрат понимаются затраты, однородные по своему экономическому содержанию, а под статьями-затраты, вкл 1 или несколько элементов. По характеру участия в процессе производства затраты делятся на основные и накладные. Основные связаны с производством продукции, они могут быть прямыми и косвенными, а накладные связанны с обслуживанием подразделений(бригад, цехов, ферм) или хозяйства в целом и управления ими. При исчислении себестоимости часть основных затрат можно прямо отнести на конкретную культуру (затраты на оплату труда, стоимость горючего, смазочных материалов, семян, средств защ раст и д.р.). Основными объектами исчисления яв-ся: зерно и зерновые отходы(зерновын и озимые культуры); корнеплоды(сах.свекла); клубни(картофель); кочаны, морковь, луковицы, томаты, перец, бобы(овощные культуры открытого грунта); корнеплоды, сено, солома, силас,сенаж(кормовые культуры); плоды, ягоды(многолетние культуры).

затраты по элементам: Затраты(по эл-м??), образующие Сп (себестоимость) группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам: материальные затраты- отражаются затраты на предметы, на оплату работ и услуг производственного характера; затраты на оплату труда-отражаются затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, вкл премии рабочим и служащим; отчисление на соц.нужды-обязательные отчисления по установленным законодательством нормам органам гос.соц. страхования, пенсионного фонда, фонда занятости и медицинского страхования от затрат на оплату труда работников; аммортизация основных средств-отражается сумма аммортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных средств; прочие затраты-налоги, вкл на землю, сборы отчисления в спец внебюджетные фонды, платежи за предельно допустимые выбросы сбросы, за подготовку и переподготовку кадров, износ по нематериальным активам. Затраты по статьям: затраты, связанные с производством и реализацией продукции при планировании учете и калькулировании Сп (оплата труда с отчислениями на соц. нужды; семена и посадочный материал; удобрения мин и орг; средства защ растений;корма, сырье для переработки, работы услуги, платежи по кредитам; организация производства и управления, прочие затраты. 47. Производственная и полная (коммерческая) себестоимость: сущность, отличие, методика расчета. Производственная Сп-представляет собой сумму всех затрат с получением и транспортировкой продукции у месту ее хранения. В производственную Сп вкл также расходы по управлению предприятием и организацией производства в целом.

Полная – рассчитывают как сумму затрат на производство и реализацию продукции. Коммерческая Сп продукции в расчете на 1 ц выше производственной Сп на размер затрат, связанных с реализацией. В сх предприятиях исчисляют также плановую, отчетную или фактическую и провизорную СП. Плановая Сп рассчитывается при планировании объемов производства и затрат на конкретную продукцию. Она базируется на нормативных данных расхода материально-денежных средств и намечаемом объеме производства продукции. Плановая Сп – как при расчете производственной, так и полной Сп.разновидностью плановой яв-ся провизорная или ожидаемая. Она рассчитывается по итогам работы предприятия на 1 октября каждого года. В состав затрат для определения провизорной Сп вкл фактические расходы предприятия на производство продукции, полученные за первые 3 квартала года и плановые затраты в 4-ом квартале. Фактическую или отчетную Сп находят при проведении итогов хоз деятельности предприятия на основе производственного отчета. Сравнение фактической и плановой позволяет установить допущенный перерасход или экономию средств труда, наметить мероприятия по снижению Сп продукции в будущем производственном цикле.при переходе к рыночным отношениям производственная Сп 1ц основных видов продукции растен и животнов возросла значительно. Производственная и полная отличаются на величину. 48. Цена: сущность, понятие функции.

Цена- денежное выражение стоимости товара, продукции и услуг. От цены зависит как возмещение издержек производства, так и доход предприятия. Она регулирует направление ресурсов в конкретное производство. В условиях конкурентного рынка устанавливается равновесная цена, формируется под воздействием спроса и предложения. Низкая цена достигается в тех предприятиях которые производят ее с небольшими издержками.

Цена в условиях свободной конкуренции равна предельным издержкам. При таком определении цена не связанна со спросом на продукцию. Увеличение спроса приводит к тому, что цена устанавливается на уровне предельных издержек. при снижении спроса цена постепенно уменьшается и устанавливается на уровне предельных издержек той партии товара, на которую есть спрос. Равновесная цена, как и спрос, и предложение зависит от ряда факторов. Изменение ситуации на рынке ведет к изменению спроса и предложения и соответственно к установлению новой равновесной цены. Установление разных цен на один и тот же вид товара, реализуемый разным покупателем, называется- ценовая дискриминация.

Функции: измерительная - цена в единых денежных знаках измеряет стоимость товара. Она выражает общественно необходимые затраты труда на производство товара; плановая - внутрихоз планирование производства, распределения, обмена и потребления продукции в стоимостном выражении осуществляются с помощью цен на планируемые процессы.; регулирующая -в рыночной экономике цены представляют основной инструмент уравновешивания спроса и предложения. Цена указывает денежный запрос производителя или продавца товара с ответной реакцией покупателя; распределительная -повышение или распределение цен ведет к перераспределению доходов и прибыли между отраслями, предприятиями, соц группами населения; контрольная - цены служат инструментом учета и контроля расхода материально- вещественных и природных ресурсов; стимулирующая – цены стимулируют заинтересованность производителей в повышении объёмов производства, снижении издержек и увеличения размера прибыли; социальная -изменение розничных цен способствует перераспределению доходов и расходов населения. Структура цены представляет собой процентное соотношение отдельных элементов в составе цены. 49 Виды цен: Свободные (договорные) - устанавливаются с учётом экономических интересов покупателя и товаропроизводителя. Определяется через механизм спроса и предложения. Складываются непосредственно на рынке, формируется с учётом экон. Интересов покупателя и товаропроизводителя (свободная цена регулируется спросом предложением). Регулируемые - это цены, уровень динамика и порядок которых регулируются государством. (В нашей стране регулируется указом Президента- установлены верх и ниж планки на отдельные товары на определённый период, тоесть установлен определённый размер товарных надбавок). Оптовые - цены, по которым предприятия изготовители продукции реализуют её предприятиям-заказчикам. (При формировании цен учитываются производственные издержки и размер коммерческих расходов на единицу продукции, а также устанавливают соответствующую сумму прибыли в зависимости от условий и возможностей реализации, сдерживающим фактором является конкуренция или при её отсутствии – государство). Розничные - цены реализации продукции в розничной торговле независимо от того, кто является покупателем(в основе лежат цены оптовые и цены приобретения товаров предприятиями и организациями розничной торговли. Сопоставимые - цены, используемые для измерения динамики физического объема, товарооборота других сопоставимых показателей. Устраняют влияние изменения цен на динамику сравниваемых стоимостных показателей. Закупочные - цены, по которым государство закупает продукцию для своих нужд. Гарантированные (защитные) - цены при закупке продукции в федеральный фонд. Залоговые - используются при закупки продукции под залог Трансфертные - цены, применяемые при расчётах за поставки продукции в рамках транснациональных корпораций. Бартерные - используются при обмене с/х продукции на продукцию промышленных предприятий и организаций. Базисные - цены, которые применяются в качестве исходных при предварительных сделках и корректируются с помощью скидок и надбавок. Мировые – исп-т для приобретения товаров в условиях импорта или экспорта (ориентир-ся на цены ведущих в мире производителей). Справочные – отражают уровень цен по фактическим заключённым сделкам за прошлый период или по другим поставщикам данной продукции. Трансфертные – примен-ся для расчётов за поставки товаров и услуг в рамках международных объединений, фирм, компаний и тд. Диспаритет цен – нарушение равного соотношения цены на различные товары, не соответствующего действительному соотношению затрат общественно-необходимого труда. Диспаритет цен в АПК явился основной причиной снижения рентабельности и роста убыточности сельского хозяйства, неплатежеспособности большинства предприятий, банкротства многих из них.

50. Методы ценообразования. Механизм ценообразования на основные факторы производства. Существует несколько методов: 1)установление цены по уровню средних издержек плюс прибыль (в начислении стандартной наценке на Сп продукции). При этом не учитывается спрос на продукцию на рынке, самый простой способ; 2)обеспечение безубыточности и получение целевой прибыли-основывается на сопоставление общих издержек и ожидаемой выручки при разных уровнях объема реализации; 3)установление цен, исходя из реальной стоимости продукции- базируется на реакции покупателей на конкретный уровень цены на продукцию; 4)установление цены на основе уровня средних текущих цен- товаропроизводитель за основу принимает цену конкурентов и не обращает внимания на собственные издержки или спрос на продукцию.

Механизм ценообразования: Механизм ценообразования - совокупность взаимосвязанных процессов формирования и изменения цен под воздействием множества экономических и иных факторов, протекающих с участием различных хозяйствующих субъектов, производителей, потребителей, посредников при регулирующей роли государства (общества). Ценообразование начинается с постановки цели и задач. Далее изучаются внешние условия. Затем оцениваются издержки, выбирается соответствующий метод ценообразования и окончательно устанавливается цена. Основные цели ценообразования могут быть различными: обеспечение выживаемости предприятия, завоевание лидерства по показателям качества, укрепление конкурентных позиций, максимизация текущей прибыли. В механизме ценообразования выделяются механизм государственно-общественного управлением ценообразованием и рыночного самоуправления и саморегулирования ценовых процессов. Суть государственно-общественного управления ценообразованием состоит в целенаправленном воздействии общества и государства с помощью различных экономических и организационных рычагов на уровни и соотношения разных видов и типов цен, а через них - на интересы производителей и потребителей товаров с целью приведения структуры и эффективности общественного производства в соответствие с общественными потребностями. Объект регулирования в этом механизме - фиксированные и предельные цены. 51. Колебания цен и их виды. Сезонные колебания цен. Циклические и случайные колебания цен. Особенности с/х производства накладывают отпечаток на развитие ценовых отношений во времени. Ценовые различия при реализации отдельных видов продукции растениеводства характеризуются определенным спросом и предложением в отдельные периоды времени. Так, спрос на капусту белокоч. Может удовлетворяться как за счет текущего производства(июль-октябрь), так и из фондов ее хранения(октябрь-май). Это характерно и для продукции, имеющей различные производственные затраты в течение года (молоко дороже зимой, чем летом). Циклическая динамика цен представляет собой периодически повторяющееся движение цен с длиной цикла более одного года. Она может быть вызвана: необходимостью единовременных крупных инвестиций; колебаниями предложения, вызванного изменением цен; колебание цен в аграрном секторе, обусловленными коньюктурой рынка. Случайные колебания аграрных цен возникают вследствие изменения предложения с/х продукции под влиянием природных условий. Колебания урожайности с/х культур приводит к изменению цены предложения основных видов продукции. 52. Рыночная цена на продукцию отраслей растениеводства. Факторы, влияющие на ее формирование. Нарисовать кривые спроса (вниз d) и предложения(вверх S) р- равновесная + определения (спрос это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени, предложение – это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени). 54. Теоретические основы размещения сельского хозяйства. Размещение сельского хозяйства по экономическим районам РФ. Главной формой общественного разделения труда является размещение производства. Размещение с/х предстваляет собой процесс географического или пространственного разделения производства отдельных видов продукции на территории страны, республик, областей. Размещение способствует эффективному использованию земельных, материально-технических и трудовых ресурсов, а также сокращению нерациональных перевозок продукции. Принципы размещения с/х: размещение производства в тех регионах, где достигается увелечение валовой продукции при экономии материальных и трудовых затрат; размещение производства с учетом природных и климатических условий; эффективное использование трудовых ресурсов; уровень развития всех видов транспорта; установление правильных пропорций между с/х и промышленностью; приближение промышленнных предприятий к источникам сырья, а с/х предприятий к местам потребления их продукции; научно-технический прогресс и совершенствование материально-технической базы; укрепление экономической и продовольсвенной безопасности страны.

Экономический район -это территоральный народохоз. комплекс, объединяющий различные отрасли промышленнности, с/х и транспорта. Формирование экономических районов базируется на принципах: совершенствование территориального разделение, определяющего специализацию района; повышение экономической эффективности общественного производства; последовательное и обоснованное развитие комплектности хозяйств каждого эконом. Района. Территориальное размещение с/х производства в РФ осуществляется по 11 эконом. Районам: Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. 55. Размещение производства основных видов растениеводческой продукции по экономическим районам РФ. Каждый экономический район характеризуется своеобразием природных и экономических условий, которые оказывают влияние на размещение с/х и формирование всего народнохоз. комплекса региона. Озимые культуры преим-но размещаются в северных регионах европейской части РФ. В свою очередь яровые культуры возд-ся в основном в регионах Заволжья, Южного Урала, Сибири и Дальнего Востока. Нечерноземная зона – рожь. Осн-е площади и наиб. объемы валового сбора кукурузы на зерно находятся в Северо-Кавказском р-не, размешено почти 70% всех посевов под кукурузой на зерно. Около 20% площадей под этой культурой сосредоточено в х-вах Поволжского р-на. Наибольшие площади посадки картофеля в Центральном (15% валового сбора), Уральском (13,4) и Центрально-чернозёмном экономическом районе. 56. Специализация, ее сущность и виды. Особенности специализации в сельском хозяйстве. Специализация сельского хозяйства представляет собой форму общественного разделения труда. Она характеризует степень обособленности и выделения различных видов труда в обществе и зависит от уровня развития производительных сил. Чем выше, тем больше разделен и специализирован труд, тем выше общественные связи между отдельными отраслями и производствами. Особенность сельскохозяйственного производства заключается в том, что в этой отрасли человек имеет дело, с одной стороны, с машинным индустриальным производством, а с другой - с почвой и живыми организмами. Поэтому разделение труда в сельском хозяйстве не может происходить так глубоко, как это имеет место в промышленности. Специализация сельскохозяйственной зоны или отдельного предприятия заключается в выделении главной отрасли и создании условий для ее преимущественного развития. Рациональная организация производства в большинстве сельскохозяйственных предприятий достигается при его специализации на одной-двух основных отраслях растениеводства и одной-двух животноводства в сочетании с рядом дополнительных и подсобных отраслей. В растениеводстве нецелесообразно иметь узкую специализацию т.к. почвоутомление. Узкая специализация в растениеводстве характерна для тепличных комбинатов, занятых производством овощей для снабжения населения городов. В животноводстве возможна более узкая специализация, т.к. производство ряда видов продукции животноводства может быть прямо не связано с землей (откорм крупного рогатого скота и свиней на мясо). Внедрение индустриальных методов в эти отрасли сопровождается отделением их от земли как главного средства производства и превращением, по существу, в предприятия промышленного типа. Необяз. Иметь все отрасли. Большое количество отраслей неизбежно ведет к их измельчению, снижает уровень концентрации производства, что отрицательно влияет на эффективность хозяйствования.

Экономическое значение рациональной специализации сельскохозяйственного производства состоит в том, что она создает условия для более эффективного использования главного средства производства - земли. Специализация является решающим условием повышения эффективности использования капитальных вложений и основных средств, внедрения в производство достижений научно-технического прогресса и передового опыта, а также интенсивных технологий; При специализации достигается снижение издержек и повышение рентабельности производства продукции. Виды специализации: зональная, межхозяйственная, внутрихозяйственная, внутриотраслевая. З ональная специализация — это производственное направление сельского хозяйства зоны, республики, области, административного района. Зональная специализация отражает территориальное размещение сельского хозяйства. Межхозяйственная специализация показывает, какую главную товарную продукцию производит то или иное хозяйство, определяет производственное лицо каждого предприятия. Сущность внутрихозяйственной специализации заключается в рациональном размещении отраслей и производстве определенных видов продукции по подразделениям хозяйств с учетом их специфических условий. При внутрихозяйственной специализации каждое отделение, ферма, бригада специализируется на производстве одного или нескольких видов продукции или одного этапа производственного процесса.

По технологическому признаку выделяют отраслевую и внутриотраслевую специализацию. Специализацию, при которой сельскохозяйственное предприятие выполняет весь технологический цикл, вплоть до получения готовой продукции, называют отраслевой. Внутриотраслевая специализация основана на расчленении технологического цикла и закреплении отдельных стадий за разными предприятиями. Каждое хозяйство не осуществляет всего законченного цикла производства продукции, а специализируется на выполнении определенной отдельной стадии. Внутриотраслевая специализация может быть и внутри одного хозяйства, когда отдельные стадии получения продукции осуществляются в разных внутрихозяйственных подразделениях. Для более полной характеристики хозяйственной специализации используют в качестве ее показателя также коэффициент специализации. При исчислении специализации учитывают не только удельный вес каждой из товарных отраслей в общей стоимости товарной продукции, но и их количество. Коэффициент специализации (Кс) рассчитывают по формуле:

Kc=100/ Сумма Д (2N-1), Где Д удельный вес продукции в отрасли, N порядковый номер вида тов продукции по занимаемому ею удельному весу. 57. Экономическая эффективность специализации: понятие, сущность, показатели и методика их расчета. Основные показатели: - стоимость валовой и товарной продукции в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий, на 1 работника, на 100 руб. основных производственных средств и 100 руб. текущих производственных затрат; - выход зерна на 100 га пашни, мяса и молока на 100 га сельскохозяйственных угодий; - рентабельность производства продукции. Развитие специализации и кооперирования оказывает воздействие на эффективность общественного производства и отдельного предприятия в силу обстоятельств: • специализация является основой для механизации и автоматизации производства; • на специализированных предприятиях выше качество продукции; • на специализированных предприятиях больше возможностей для применения более производительной техники и технологии и наиболее эффективного их использования; • специализация позволяет снизить издержки на производство продукции за счет более высокого уровня механизации и автоматизации труда, использования более квалифицированной рабочей силы и концентрации производства; • развитие специализации обусловливает необходимость объективного развития стандартизации и унификации производства; • специализация позволяет даже на мелких предприятиях механизировать и автоматизировать производство и обеспечить высокую эффективность.

 

Экономический эффект (Э) от развития специализации и кооперирования

Э=[(C1-C2)-(Зтр2-Зтр1)]V2-Ен ΔК+ ΔП, где С1, С2 —себестоимость единицы продукции до и после специализации; Зтр1 Зтр2 — транспортные расходы на единицу продукции до и после специализации; V2 — объем выпуска продукции после специализации; Ен — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений; ΔК — дополнительные капитальные вложения, необходимые для осуществления специализации производства; ΔП — дополнительная прибыль, полученная за счет улучшения качества продукции вследствие специализации производства. Развитие специализации и кооперирования производства приносит не только положительный эффект, но и отрицательный. К недостаткам специализации и кооперирования следует прежде всего отнести следующие моменты: • рост транспортных расходов на единицу продукции вследствие увеличения радиуса кооперирования; • монотонность в работе, поэтому в этом случае необходимо принимать определенные меры по снижению отрицательного воздействия этого явления на работника. 58. Понятие кооперации, ее виды и особенности развития в сельском хозяйстве. Объективная основа развития кооперации. Межхозяйственная кооперация.

Возникновение и развитие межхозяйственных предприятий и организаций вызваны экономическими потребностями общества, действием закона соответствия производственных отношений характеру производительных сил. Этот процесс предполагает не только обособление сфер производства, но и объединение труда на качественно новой основе. Общественное разделение труда, с одной стороны, обособляет разные сферы производства и специализирует их на получении определенного вида продукции, с другой - предполагает четкую кооперативную связь между ними, а затем и объединение в единое целое.

При осуществлении специализации и концентрации производства на базе хозяйственной кооперации исходят из принципов: - добровольность в совместном сотрудничестве предприятий; - научный подход к выбору организационных форм, направлений и последовательности проведения работ - сохранение хозяйственной самостоятельности предприятий и организаций, входящих в межхозяйственные объединения; - материальная заинтересованность хозяйств, работников в развитии и повышении эффективности производства как объединения в целом, так и каждого предприятия; - увеличение производства и продажи государству продукции, улучшения ее качества, роста производительности труда и снижения себестоимости. Основным показателем уровня кооперирования в сельском хозяйстве является удельный вес валовой продукции кооперированных предприятий в общем объеме по отдельным территориальным единицам.

Кооперация в с/х 1. горизонтальная: межхоз предприятия (по произв-ву с/х продукции, по хранению, производству кормов, совместн. Использ. Техники, выполн мелиоративн работ,тех обслуживание) 2. вертикальная (интеграция) агропромышл предприятия, объединения, комбинаты, агрофирмы, комерч объеденения. Агропромышленные предприятия — сельскохозяйственные предприятия, имеющие в своем составе промышленные производства по переработке сельскохозяйственной продукции. СМ. 59 Научно-производственные объединения. В них наиболее полно находит соединение науки с производством. Они включают в себя научно-исследовательские, конструкторские, проектно-конструкторские и технологические организации, заводы, опытно-производственные хозяйства, другие сельскохозяйственные предприятия.

Коммерческие объединения: корпорации, концерны, холдинговые компании, консорциумы, финансово-промышленные группы. Корпорация - это акционерное общество, в котором объединяются несколько фирм для достижения общих целей или защиты общих интересов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.021 с.)