Агропромышленный комплекс: понятие, состав и структура. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Агропромышленный комплекс: понятие, состав и структура.



Понятие, состав и значение рынка сельскохозяйственной продукции. Субъекты и объекты рынка сельскохозяйственной продукции.

Понятие рынка. Развитие товарного производства в с-х предопределяет объективную необходимость установления рынка с соответствующими ему категориями и методами регулирования. В практике существует 2 вида связей между производителем и потребителем продукции. Первый - при помощи рынка как обмена, осуществляемого в соответствии с законами товарного производства и обращения. Второй-плановое распределение произведенного продукта на основе изучения потребности и составление баланса.

В первом случае рынок как система отношений между производителем и потребитлем. Во втором-связь выражается через посредника в лице государственных планирующих и распределительных органов. Здесь ведущая роль принадлежит производителю продукции. Обе формы связи исходят из одной задачи сбалансированности между спросом и предложением. Если рассматривать рынок как субъект рыночных отношений, то возникает определение, что это совокупность покупателей и продавцов, взаимодействие которых приводит к возможности обмена товаром. В данном определении рынок представлен как сфера экономических отношений. Здесь не прослеживаются отношения между производителями и торговыми посредниками, а главное между производителями и покупателями. Рынок как сфера обмена начинается тогда, когда продукт приобретает форму товара. Рынок представляет собой совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме. В узком смысле рынок- это сфера непосредственного товарного обращения, обмена денег на товары и наоборот. Субъекты рынка – это физические и юридические лица, вступающие в экономические отношения товарообмена и услуг в одних случаях как потребители, в других случаях как производители. Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. Объекты рынка – специфические группы товаров или услуг, имеющие устойчивый спрос, стабильно поступающие на рынок и различающиеся по характеру, способу и целям потребителя. Объекты рыночных отношений – это средства труда, продукты труда, услуги, научные идеи, рабочая сила, информация, ценные бумаги, валюта и др.

Интенсификация, мелиорация и химизация сельского хозяйства.

интенсификация с/х хоз-ва - все возрастающее применение более совершенных средств производства, а иногда и квалифицированного труда на одной и той же земельной площади с целью увеличения производства продукции и повышения эффективности отрасли в целом. Хар-ся показат-ми: стоимост.произв. фондов на ед.земельн.площади, стоим с/х машин и орудий, расходами на удобрения, стоим. ВП и ТП.Синтетич-е показат: повышение производ. труда, снижение себестоимости, рост урож-ти, увелеч.ЧД и ВД. Главная цель - увелечение произв-ва продукции и улучшения ее качества для удовлетворения растущих потребл. населения. Она хар-ся системой стоимостных и натуральных, общих и частных показателей.

Обобщающим прямым показателем уровня инт-ти яв-ся сумма стоимости основных производственных средств и текущих производственных затрат (без амортизации) в расчете на единицу обрабатываемой площади.: У= (Фо + Пз) /Зп где У - уровень интенсивности, руб./га; Ф0 – ст-сть осн. производственных средств, руб.;П3 - размер произв. затрат (без амортизации), руб.; Зп - земельная площадь, га. Одним из направл-й инт-ции с/х является химизация, внесение орг. и мин. удобрений, способствуют повышению эффективности с/х производства, ускорению окупаемости дополнительных вложений и оказывает непосредственное воздействие на изменение плодородия почвь.

Важнейшим направлением инт-ции с/х яв- ся мелиорация- коренное улучшение земель в рез-те осуществл. комплекса мер(орошение, осушение). Различают три основн. задачи- улучшение земель, наход-ся в неблагоприятн. услов. водного режима; улучшение земель, обладающ. неблагоприятн. физ-ми и хим-ми св-ми почв; улучшению земель, подвержен.вредн. мех-му воздей-ю(водной и ветров.эрозии).Это комплексный и долговременно действующий фактор дальнейшего повышения экономического плодородия земли и повышения эффективности земледелия. Пути повышения эф-ти интенсиф-ции:

Развитие научно-техн прогресса; рост инвестиций и капит.вложений в с/х произв-во;

укрепление мат.техн. базы; повышение уровня механ-ции; химизация; мелиорация; совершенствован. Подготовки кадров для с/х хоз-ва

Агропромышленный комплекс: понятие, состав и структура.

АПК представляет собой совокупность отраслей нар. хоз-ва, связ. с развитием с/х, обслуживанием его отраслей и доведением с/х продукции до потребителя. Главная задача АПК – максим обеспечивать население продуктами питания и товарами нар. потреб. Соотношение отдельных отраслей, участв. в произв. продуктов питания и непродовольственных предметах потребления, сост. отраслевую структуру АПК. В состав АПК входит 3 сферы. 1 сфера сост.из отраслей, кот. обеспечивают АПК средствами производства,а также отрасли, занятые произв-тех. обслуживанием с/х (транспортное, с/х, продовольственное машиностроение, производство удобрений и пестицидов, микробиологическая промышленность, ремонт с/х техники, капитальное строительство). На долю 1 сферы приходится 12% от общего объема произв. продукции, 11% ОСП и 18% числ. раб. Во 2 сферу входят предприятия и организации непосредственно заним. производством с/х продукции (с/х кооперативы, ОАО, ЗАО, общества с ограниченной ответственностью, ЛПХ, крестьянские и фермерские хоз). На долю 2 сферы приходится 45% конеч. прод.,65% ОСП,56% числ.раб. В 3 сферу АПК входят отрасли и предприятия, обеспечив. заготовку, переработку с/х продукции и доведения ее до потребителя (пищевкусовая, мясная, молочная, рыбная, мукомольно-крупяная, комбикормовая промышленности; общественное питание, торговля, транспортировка, хранение продуктов питания). На долю 3 сферы приходится 43% произ. прод., 24% ОСП, 26% числ.раб. 2. Продовольственный комплекс и продуктовые подкомплексы: понятие, принципы выделения в системе АПК, виды.По характеру производства конкретной продукции АПК подразделяется на продовольственный комплекс и комплекс непродовольственных товаров (техн.масла, легк.пром.) Основная часть АПК представляет прод.комплекс – 70%. Он включает ряд отраслей и производств, кот. занимаются произв. продуктов пит. и доведением их до потребителей. Главным звеном всего прод. комплекса явл. с/х, от уровней и темпов развития кот. зависит эффект. функционирование др. отраслей и производств., вход. в состав комплекса. По отраслевому признаку в продовольственном комплексе выделяют ряд продуктовых подкомплексов. Они представляют собой совокупность предприятий и организаций как по производству сырья и гот продукции, так и обслуживающих подкомплекс. Виды прод. подкомплексов: зерновой, свекло-сахарный, молочный, рыбный, мясной, плодоовощной, картофельный и т.д. 3. Сельское хозяйство как отрасль народного хозяйства. Специфические особенности сельского хозяйства.С /х явл. одной из самых важных отраслей нар. хоз. России. Оно производит продукты питания для населения страны, сырье для перераб. промыш. и обеспечивает др. нужды общества. Спрос населения на товары нар. потреб. почти на 75% покрывается за счет с/х. С/х явл. основным потреб. матер. ресурсов страны: тракторов, комбайнов, ГСМ, мин. уд. С/х всегда было донором для др отраслей экономики в России. В с/х используется 37% всех земель страны, 27% населения страны. С/х дает 10% нац. дохода, 13% ВВП. Особенности с/х: 1. Главное средство производства – земля. 2. В с/х в качестве средств производства выступают животные и растения. 3. Производство с/х прод осущ на огромных площадях и рассредоточено по различным клим зонам. 4. Территориальное размещение связано с большим объемом перевозок и мат ресурсов. 5. Важная особенность- произведенная продукция далее участвует в процессе производства. 6. Понятие сезонности – рабочий период не совпадает с сезоном производства. 7. Разделение труда в с/х иное, чем в др отраслях промыш. 8. Главная особенность – уровень и использование техники. 9. Исполнитель не имеет постоянного раб места.

4. Основные показатели экономической эффективности сельского хозяйства, сущность и методика определения.Экономическая эффективность отраслей и производств в АПК характеризуется системой экономических показателей. Основным показателем всего АПК явл. количество продовольственных и непродовольственных товаров, получившихся из с/х сырья в расчете на душу населения. Дополнительными показателями эконом. эффект. АПК явл. такие показатели: стоимость конечного продукта на среднегодовую числ. работников, на сумму производственных затрат и на основные средства производства. Социальная эффективность: снижение заболеваемости работников, улучшение и использование трудовых ресурсов в целом. Экономическая и социальная эффективность взаимосвязаны. 5. Производительность труда и методика ее определения.Под ПТ понимают результативность конкретного труда. Это соотношение между количеством произведенной продукции и рабочим временем, затраченным на ее производство. Производительность труда представляет собой способность конкретного труда человека производить определенное количество потребительных стоимостей в ед.раб.времени. Эконом. сущность ПТ сост. в том, что при производстве продукта доля живого труда сокращается, а доля прошлого труда возрастает и общая сумма труда на производство уменьшается. Соотношение между живым и прощлым трудом изменяется с возрастанием технического прогресса и вооруженности. ПТ в с/х явл. сложной экономической категорией. Она хар. системой полных, прямых, обратных, косвенных показателей. Прямые показатели рассчитываются как отношение объема произведенной продукции к количеству затраченного времени. Основные показатели делятся на натуральные и стоимостные, частные и обобщающие. Частные показатели хар. уровень ПТ при производстве отдельных или однородных видов продукции. Трудоемкость обратный показатель ПТ и рассчитывается он путем деления количества затраченного раб времени на размер ВП (натур показатель). На промежуточных операциях технологического процесса применяют косвенные показатели. В с/х за ед раб времени принимают человекочас, человекодня, 1среднегодовой работник. Среднегодовая численность работников определяется как отношение суммы раб времени, отраб. работниками хоз. за год на годовой фонд раб. врем. (если 40 ч раб. нед., то 2009 ч, если 30 ч, то 1814ч). Факторы и пути повышения ПТ в с/х: прир-клим усл., рациональное размещ. и использование земельных угодий, интенсификация производства и соверш. МатТехБазы, внедрение достижений НаучТехПрогресса, повышение квалификации кадров, совершенствование материального стимулирования труда.

6. Рынок: сущность, структура, функции. Первоначально рынок рассматривался как конкретное место в пространстве для осуществления торговых операций. По мере разделения труда и развития товарного производства понятие рынка приобрело другое толкование. Рынок, как субъект рыночных отношений- это совокупность покупателей и продавцов, взаимодействие которых приводит к возможности обмена товаром. Рынок- это совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме. Вся работа рынка направлена на развитие и удовлетворение потребностей потребителя. Функционирование рынка осущ-ся благодаря наличию основных элементов, кот определяют рыночный механизм: спрос, предложение, конкуренция и система цен. Спрос и предложение определяют колич-во покупаемых и продаваемых товаров и образуют систему цен на них. Цены дают информацию об условии на рынке для производителей и потребителей. Конкуренция ориентирует производство на лучшее удовлетворение потребностей.. она стимулирует снижение цен, повышение качества продукции, расширение её ассортимента. Функции рынка: 1. Обеспечивает признание общественного характера труда на производство продукции; 2. Стимулирует рост эффективности производства посредствам рационального использования материальных ресурсов; 3. Информирует товаропроизводителя о спросе и предложении на продукцию; 4. Способствует стабилизации цен на с/х продукцию; 5. Обеспечивает получение прибыли каждому нормально работающему предприятию; 6. Обеспечивает повышение качества с/х продукции; 7. Способствует ускорению научно-технического. Прогресса в с/х; 8. Спос. решению проблем в аграрном секторе. 7. Система рынков. Товарные биржи и их функции. 1. Рынок материально -технических ресурсов для с/х. Основу составляют 3 отрасли: с/х машиностроение, произв. хим ср-в удобрений, кормопроизводство. 2. Рынок сферы услуг: Это фермы, крестьянские хозяйства, крупные с/х предприятия. 3. Рынки маркетинговой сферы: рынок сырьевых продовольственных товаров (хар-е черты- относительная продукция, стандартизация товаров крупными партиями). Рынок продовольственных товаров высокой степени переработки (табачные и кондитерские изделия, консервы). 4. С/х представляет собой одну из важных отраслей народного хозяйства, в которой сохраняется рыночная структура и система отношений, соответствующая свободной рыночной конкуренции. Товарные биржи- элемент рыночной ифраструктуры, где происходит куплепродажа по рыночным ценам. В зависимости от номенклатуры товаров, продаваемых и покупаемых на бирже, их можно разделить на универсальные и специализированные. Универсальные биржи самые крупные по объему совершаемых сделок. Для специализированных бирж характерна более узкая товарная специализация, в основном по группам товаров. Функции: 1. Ежедневное установление цены на товар. Цены ТБ являются индикатором соотношения спроса и предложения на конкретный товар в данный момент в мире. 2. Хеджирование-форма страхования цены, по которой продается или покупается товар в будущем. 3. Гарантия поставки товара (гарантия исполнения обязательств по контракту). Гарантия поставки реального товара, купленного или проданного на бирже, обеспечивается наличием достаточного количества товара, имеющегося на складах биржи, а также созданием специальной системы расчетов. Или вот эти функции: 1. игра на разнице цен (спекулятивные операции); 2. возможность инвестирования капитала в биржевые активы; 3. арбитражные операции; 4. финансирование.

13. Понятие и назначение инфраструктуры. Инфраструктура сельского хозяйства, ее составные части. Рыночная инфраструктура.Инфраструктура представляет собой комплекс отраслей и производств, признанных обеспечивать нормальные условия экономического и социального воспроизводства. Она способствует эффективному функционированию агро промышленного комплекса путем реализации возникающих в процессе производства технологических, производственных, экономических и организационных связей.Инфраструктура является неотъемлемой частью производительных сил общества. Она обеспечивает эффективную деятельность предприятий и организаций и направлена на получение большего количества и лучшего качества конечного продукта апк. Валовое производство с-х продукции зависит от уровня обеспеченности отрасли осп (основные средства произ-ва),техникой, от степени развития обслуживающих производств и служб.Главной предпосылкой становления отраслей инфраструктуры является общий рост экономического потенциала страны. Необходимость более быстрого развития инфраструктуры агропромышленного комплекса вызвана изменением факторов роста отраслей и производств, входящих в его состав.. Важнейшей задачей инфраструктуры материального производства является постепенное высвобождение с-х предприятий от выполнения функций по обслуживанию производства и сосредоточение усилий на основной производственной деятельности. Инфраструктура призвана создавать необходимые условия для наращивания объемов производства и улучшения качества основных видов сельскохозяйственной продукции.Классификация инфраструктуры АПК:ПО СТЕПЕНИ ВЛИЯНИЯ НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС:-производственная –социальная ПО ОТРАСЛЕВОМУ ПРИЗНАКУ:-межотраслевая-внутриотраслеваяПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ: -народнохозяйственная -региональная -локальная ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ НАЗНАЧЕНИЮ: -сферы -по обслуживанию с-х -по продвижению продукции до потребителя. По функциональному назначению в инфраструктуре апк две главные сферы: сферу по обслуживанию непосредственно сельского хозяйства и сферу, которая обеспечивает продвижение конечной продукции до потребителя. В первую сферу включаются отрасли и предприятия по ремонту и техническому обслуживанию машин и оборудования. а также транспортные, мелиоративные, водоснабженческие организации. агрономическую, ветеринарную, информационную службу, систему материально технического снабжения и электрификации. Вторая сфера состоит из организаций по заготовке, транспортировке, хранению продукции, Нормальное функционирование апк не может быть достигнуто без достаточного количества емкостей по хранению и обеспечению производства тарой, другими упаковочными материалами. Рыночная инфраструктура – это система учреждений и организаций, обеспечивающих движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее определяют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка; как совокупность учреждений, организаций государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка; как совокупность институтов рынка, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. 14.Рыночные и товарно-денежные отношения, их сущность, взаимосвязь и взаимозависимость. Рынок представляет собой совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме. В узком смысле рынок- это сфера непосредственного товарного обращения, обмена денег на товары и наоборот. В широком понимании рынок и товарно-денежные отношения представляют одну и ту же систему общественно-экономических связей, которые опираются на производство продуктов, подлежащих реализации путем купли-продажи. В то же время эти две экономические категории нельзя, отождествлять. Товарно-денежные отношения охватывают и сферу производства и сферу обращения. Рынок представляет собой только одну из сторон товарно-денежных отношений. Он отражает отношение товарного и денежного обращения и сочетается с товарным производством, дополняет его. Рынок является конкретной формой проявления товарно-денежных отношений. Рынок представляет собой систему экономических отношений, обеспечивающую эффективное функционирование экономики на основе заинтересованности товаропроизводителей, предпринимателей в конечных результатах деятельности. 15. Товарно-денежные отношения и их роль в развитии рынка. Товарно-денежные отношения, общественные отношения, возникающие между людьми в процессе производства и реализации товаров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.152.251 (0.006 с.)