Программа по развитию агропромышленного комплекса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа по развитию агропромышленного комплекса



Программа по развитию агропромышленного комплекса

В Республике Казахстан на 2013 – 2020 годы «Агробизнес – 2020»

Паспорт Программы

Наименование Программа по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013 – 2020 годы «Агробизнес – 2020»
Основание для разработки Послание Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства»
Ответственный исполнитель Министерство сельского хозяйства РК (далее – МСХ РК), акиматы областей, городов Астаны и Алматы
Цель Создание условий для повышения конкурентоспособности субъектов агропромышленного комплекса (далее – АПК) Республики Казахстан (далее – РК)
Задачи 1. Финансовое оздоровление субъектов АПК. 2. Повышение экономической доступности товаров, работ и услуг для субъектов АПК: 1) повышение экономической доступности товаров, работ и услуг в растениеводстве; 2) повышение физической доступности услуг по хранению зерна; 3) повышение экономической доступности воды для СХТП; 4) повышение экономической доступности товаров, работ и услуг в животноводстве и товарном рыбоводстве; 5) повышение экономической доступности товаров, работ и услуг для производства продукции глубокой переработки сельскохозяйственного сырья; 6) повышение экономической доступности финансовых услуг; 7) повышение доступности, товаров, работ и услуг в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов; 8) повышение экономической доступности образовательных услуг, результатов аграрной науки и консультационных услуг. 3. Развитие государственных систем обеспечения субъектов АПК: 1) развитие системы фитосанитарной безопасности; 2) развитие системы ветеринарной безопасности. 4. Повышение эффективности систем государственного регулирования АПК: 1) повышение эффективности агрохимического обслуживания сельского хозяйства; 2) развитие систем информационного обеспечения субъектов АПК; 3) повышение эффективности государственного сортоиспытания сельскохозяйственных культур; 4) развитие системы оказания государственных услуг для субъектов АПК; 5) развитие системы технического регулирования в сельском хозяйстве; 6) повышение эффективности системы государственного контроля и надзора в АПК; 7) создание условий для развития производства и оборота органической сельскохозяйственной продукции.
Срок реализации 2013 – 2020 годы
Целевые индикаторы 1) Увеличение объема государственной поддержки сельского хозяйства за счет субсидирования субъектов АПК в 4,5 раза в 2020 году; 2) пролонгация долговой нагрузки субъектов АПК за счет рефинансирования и реструктуризации займов не менее чем на 8 лет на общую сумму 300 млрд. тенге; 3) объем негосударственных кредитных средств, привлеченных в АПК за счет мер по повышению доступности кредитов и лизинга до 2 трлн. тенге за 2013 – 2020 годы; 4) коэффициент угрозы распространения карантинных и особо опасных вредных организмов 0,88 в 2020 году; 5) доля пищевой продукции, подверженной мониторинговым лабораторным исследованиям 0,4 % в 2020 году; 6) доля государственных услуг, переведенных в электронный формат 62 % в 2015 году.
Источники и объемы финансирования Общие расходы, предусмотренные в республиканском и местном бюджетах на реализацию Программы в 2013 – 2020 годах, составят всего – 3 122,2 млрд. тенге, в т.ч.: 2013 год– 339,7 млрд. тенге 2014 год – 466,0 млрд. тенге* 2015 год – 322,7 млрд. тенге* 2016 год –340,7млрд. тенге 2017 год – 383,5 млрд. тенге 2018 год – 406,9 млрд. тенге 2019 год – 414,3 млрд. тенге 2020 год – 448,4 млрд. тенге
* – суммы будут уточняться в соответствии с государственным бюджетом на соответствующий финансовый год

Введение

За период независимости РК в АПК страны достигнуты значительные результаты: наблюдается постоянный рост производства на базе рыночных отношений, увеличиваются продуктивность и производительность труда, производятся обновление основных фондов и восстановление инфраструктуры отрасли, достигнута самообеспеченность по основным продуктам питания, произошел значительный рост экспорта зерновых, масличных культур, продукции рыболовства.

В 2011 году доля сельскохозяйственного производства в объеме валового внутреннего продукта (далее – ВВП) страны составила 5,1 %, производительность труда занятых в сельском хозяйстве за период с 2005 по 2011 годы изменилась с 304,2 тыс. тенге на одного занятого до 498 тыс. тенге со среднегодовыми темпами роста 9,3 % в год, в сельской местности проживало около 7,48 млн. человек или более 45 % всего населения Казахстана.

В настоящее время формируются новые тенденции мировой аграрной экономики и демографии, реальное развитие получили интеграционные процессы в регионе, происходят глобальные климатические изменения. Казахстан вошел в Таможенный союз (далее – ТС), в ближайший период планируется вхождение во Всемирную торговую организацию (далее – ВТО). Однако низкий уровень производительности труда в отрасли, несовершенство используемых технологий, мелкотоварность производства не позволяют вести сельхозпроизводство на интенсивной основе, обеспечивать наиболее полное использование материальных, трудовых и других ресурсов, соблюдать экологические требования. Эти факторы снижают конкурентоспособность отечественного аграрного сектора, что в условиях ВТО и ТС может привести к доминированию импорта зарубежной продукции, вытеснению местных производителей с рынков сбыта.

Происходит рост населения страны с интенсивным приростом потребления продуктов питания и изменением структуры потребления в сторону более качественных продуктов. Роль сельского хозяйства для обеспечения страны продовольствием, роста занятости населения и экономического развития республики неоднократно подчеркивалась Главой государства, в том числе в Послании Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана».

В изменившихся условиях внешней и внутренней среды, в связи со вступлением Казахстана в ТС и предстоящим вступлением в ВТО, необходимостью применения новых инструментов государственного регулирования и модернизации отрасли, разработана новая отраслевая Программа развития АПК РК.

Основные выводы

При постановке цели развития АПК РК необходимо учитывать следующие сложившиеся ключевые тенденции во внешней среде и текущей ситуации в АПК РК:

1) произошло исчерпание возможностей экстенсивного развития;

2) необходимость повышения урожайности и модернизации технологий;

3) завершается восстановительный период развития с выходом на количественные показатели дореформенного периода 1990 – х годов, но уже на качественно иной, рыночной основе по ряду подотраслей;

4) в условиях предстоящего вступления в ВТО и деятельности в рамках ТС, при активном развитии международной торговли, средств транспорта и коммуникаций, повышении стандартов на продукцию, изменении предпочтений потребителей и снижении уровня государственной поддержки на первый план выдвигаются требования к конкурентоспособности и непосредственно связанные с ней вопросы производительности труда, экономической эффективности деятельности СХТП, качества продукции и её маркетинга;

5) требуется ряд системных мер по государственной поддержке отраслей АПК в целях финансового оздоровления отрасли, повышения доступности товаров, работ и услуг для СХТП, включая субсидирование в растениеводстве и животноводстве, а также развития государственного обеспечения субъектов АПК в области ветеринарной, фитосанитарной безопасности и водообеспечения, повышения эффективности государственного регулирования в области земельных отношений, технического регулирования и системы государственного контроля и надзора.

Для реализации целей программы усилия МСХ РК и подведомственных организаций необходимо сфокусировать на следующих направлениях.

Стратегия в отрасли растениеводства подразумевает, в первую очередь, диверсификацию производства, увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции путем перехода на научно-обоснованные влагоресурсосберегающие технологии возделывания культур, обеспечения рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, вовлечения в сельскохозяйственный оборот новых и ныне неиспользуемых земель, в связи с чем необходимо совершенствовать систему налогообложения. Кроме того, необходимо внести предложения в заинтересованные государственные органы по оптимальным режимам налогообложения субъектов АПК с учетом соответствия концепции всеобщего декларирования доходов, требований ВТО, обеспечения размеров налогообложения соразмерно размерам доходов, введения налогового учета, независимо от организационно-правовой формы, упрощения налогового учета, обеспечения полного охвата налогоплательщиков, включая личные подсобные хозяйства, исключения возможности создания теневых схем, обеспечения социальной защищенности наемных работников, исключения существенного повышения налоговой нагрузки.

Особое внимание необходимо уделить развитию инфраструктуры зернового производства, т.к. зерновые культуры занимают наибольшую долю в структуре экспорта сельхозпродукции. Проблема нехватки элеваторов и зерновозов необходимо решить за счет создания и расширения мощностей для обработки и хранения зерна, а также его транспортировки.

В отрасли животноводства необходимо продолжить работу по повышению экспортного потенциала мяса КРС и стимулированию СХТП к развитию мясного животноводства. Необходимо продолжить работу по развитию племенной базы и повышению генетического потенциала скота и птицы, в том числе за счет импорта племенных животных для дальнейшей репродукции. Для развития традиционных отраслей животноводства необходимо принять комплекс мероприятий, стимулирующий развитие отгонного животноводства, в том числе овцеводства. Также необходимо принять меры по развитию кормопроизводства, восстановлению и обводнению деградированных пастбищных земель. Необходимо усилить работу по созданию малых и средних ферм и хозяйств семейного типа.

В целях увеличения товарного производства рыбы как приоритетного направления развития рыбного хозяйства необходимо принять меры государственной поддержки отечественных производителей продукции аквакультуры.

В сфере переработки сельскохозяйственной продукции актуальным остаются техническое и технологическое перевооружение производства, переход на международные стандарты качества, с тем, чтобы повысить качество отечественной продукции, расширить ассортимент продовольственных товаров и тем самым создать равные условия для конкуренции с основными торговыми партнерами по ТС. Между тем, необходимо проводить корректировки стратегических документов государственных органов в вопросах технического регулирования, торговли, защиты конкуренции, информации, таможенных и пограничных служб. В целях увеличения внутреннего и расширения внешнего рынка отечественной продукции пищевой и перерабатывающей промышленности в сотрудничестве с заинтересованными уполномоченными органами необходимо принять меры по защите внутреннего рынка от скрытого демпинга импортного товара; усилению контроля над соблюдением законодательства в области технического регулирования; обеспечению выполнения требований законодательства в части приоритетного закупа отечественных продуктов питания; совершенствованию механизма доступа отечественной продукции на прилавки торговых сетей; развитию торгово-логистической инфраструктуры; продвижению отечественной продукции на внешние рынки; развитию смежных отраслей; проведению информационно-разъяснительной работы.

Необходимо создать условия для стимулирования производства органической продукции через внедрение системы международной сертификации.

Необходимо реализовать меры по дальнейшему насыщению рынка продовольственными продуктами отечественного производства путем развития логистики хранения и доставки продукции до потребителей, созданию пунктов по заготовке, переработке и хранению путем кооперирования СХТП. Таким образом, политику МСХ РК необходимо направить на поддержание товарного производства продукции для субъектов АПК с высокой производительностью труда, что позволит интенсифицировать и поднять объемы отечественного производства.

Особое внимание необходимо уделить развитию системы ветеринарной и фитосанитарной безопасности. Планируемое вступление в ВТО требует от СХТП поставку качественной и безопасной продукции, соответствующей международным стандартам пищевой безопасности. В этой связи, в рамках сотрудничества с международными организациями необходимо проработать вопрос совершенствования законодательной базы, пересмотреть стратегию борьбы с заболеваниями животных, создать развернутую сеть лабораторий с интегрированной информационной системой для контроля, надзора и мониторинга за заболеваниями. Необходимо обеспечить функционирование государственных ветеринарных организаций на уровне поселков. В области фитосанитарии необходимо провести ряд мероприятий по внедрению современных безопасных методов борьбы с особо опасными организмами.

С целью стимулирования внедрения передовых технологий и увеличения объемов производства отечественной сельскохозяйственной продукции наряду с действующими мерами поддержки необходимо предусмотреть постепенный переход от прямого субсидирования отдельных культур к поддержке через льготное финансирование (субсидия процентной ставки по кредитам и лизингу, внедрение системы гарантирования и системы страхования займов СХТП перед финансовыми организациями), а также инвестиционное субсидирование при реализации проектов. Во избежание финансовой неустойчивости сельскохозяйственных предприятий и недопущения их сокращения необходимо осуществить финансовое оздоровление данных предприятий.

Индустриально-инновационное развитие АПК необходимо осуществлять посредством реализации высокотехнологичных инвестиционных проектов, а также путем внедрения принципов интегрированного управления водными ресурсами.

С целью повышения эффективности государственной поддержки необходимо совершенствовать систему субсидирования. Для обеспечения равных условий отечественным СХТП в свете вступления в ВТО, а также членства в ТС и ЕЭП в планируемый период уровень государственной поддержки необходимо довести до соответствующих согласованных показателей в рамках интеграционных процессов.

Этапы реализации Программы

Программа развития АПК на 2013 – 2020 годы будет реализована в два этапа.

5.1. Первый этап: 2013 – 2015 годы

На первом этапе необходимо заложить прочный фундамент развития АПК:

1) сформировать законодательную базу для достижения целей, решения задач и мероприятий, предусмотренных данной Программой;

2) принять меры по финансовому оздоровлению субъектов АПК путем реструктуризации, рефинансирования, а также финансирования субъектов АПК на погашение имеющихся задолженностей с увеличением сроков погашения и снижения ставки вознаграждения;

3) повысить экономическую доступность товаров, работ и услуг в растениеводстве и животноводстве, а также для производства продукции глубокой переработки сельхозсырья;

4) перейти от экстенсивных методов прироста валовой продукции сельского хозяйства к интенсивным методам;

5) усовершенствовать систему страхования в растениеводстве;

6) обеспечить экономическую доступность финансовых услуг за счет применения широкого спектра инструментов поддержки и создать благоприятный инвестиционный климат;

7) сформировать пул инвестиционных и пилотных проектов, пул прогрессивных агротехнологий для внедрения в растениеводстве, животноводстве и переработке сельскохозяйственной продукции;

8) отработать систему трансфера, адаптации и коммерциализации технологий в аграрной науке, расширить сеть центров распространения знаний;

9) обеспечить высокий уровень ветеринарной и фитосанитарной безопасности;

10) повысить эффективность государственного сортоиспытания сельскохозяйственных культур;

11) снизить рыночные риски через развитие маркетинговой и торговой инфраструктуры и логистики;

12) развить до необходимого уровня транспортно-логистические мощности, в том числе системы хранения сельскохозяйственной продукции;

13) повысить эффективность агрохимического обслуживания сельского хозяйства;

14) развить систему информационного обеспечения субъектов АПК;

15) развить систему оказания государственных услуг и технического регулирования;

16) повысить эффективность системы государственного контроля и надзора в АПК;

17) создать условия для развития производства и оборота органической сельскохозяйственной продукции.

В результате будут сформированы условия для дальнейшего развития отрасли.

5.2. Второй этап: 2016 – 2020 годы

На втором этапе предстоит существенно нарастить объемы производства сельскохозяйственной продукции, уменьшить импортозависимость Казахстана по всем основным продуктам питания, реализовать экспортный потенциал, достичь поставленных в Программе целей.

Результаты решения поставленных задач на втором этапе:

1) увеличение производительности труда в сельском хозяйстве за счет применения современных агротехнологий, позволяющих достичь целевых показателей урожайности растительных культур и продуктивности животных;

2) освоение потенциала производственной и перерабатывающей отраслей АПК РК.

5.3. Ожидаемые результаты

В результате использования эффективных мер государственного регулирования, создания благоприятных системных условий для развития бизнеса в АПК РК, развития обеспечивающей инфраструктуры, удвоения среднегодовых инвестиций в сектор, роста продуктивности ожидается достижение основных целевых индикаторов программы:

1) увеличение объема государственной поддержки сельского хозяйства за счет субсидирования субъектов АПК в 4,5 раза в 2020 году;

2) пролонгация долговой нагрузки субъектов АПК мер финансового оздоровления не менее чем на 8 лет на общую сумму 300 млрд. тенге;

3) объем негосударственных кредитных средств, привлеченных в АПК за счет мер по повышению доступности кредитов и лизинга до 2 трлн. тенге за 2013 – 2020 годы;

4) коэффициент угрозы распространения карантинных и особо опасных вредных организмов 0,88 в 2020 году;

5) доля пищевой продукции, подверженной мониторинговым лабораторным исследованиям 0,4 % в 2020 году;

6) доля государственных услуг, переведенных в электронный формат 62 % в 2015 году.

Необходимые ресурсы

Общие расходы, необходимые на реализацию программы развития АПК на 2013 – 2020 годы составят:

 

таблица 34. Необходимые ресурсы на реализацию программы развития АПК, 2013 – 2020 годы, тыс. тенге

Годы Всего бюджетное финансирование За счет облигационных займов: За счет собственных средств АО «ПКК» За счет собственных средств АО «НУХ «КазАгро» ИТОГО
за счет РБ: за счет МБ: Всего
(РБ и МБ)
  156 295487 28 266 609 184 562 096 150 000 000 2 155 000 3 000 000 339 717 096
  282 765 241 28 205 879 310 971120 150 000 000   5 000 000 465 971 120
  286 782 518 27 878 622 314 661 140     8 000 000 322 661 140
  301 342 632 27 389 139 328 731 771     12 000 000 340 731 771
  342 099 458 27 393 139 369 492 597     14 000 000 383 492 597
  363 503 877 27 395 139 390 899 016     16 000 000 406 899 016
  368 876 171 27 396 139 396 272 310     18 000 000 414 272 310
  401 028 243 27 396 639 428 424 882     20 000 000 448 424 882
Итого 2 502 693 627 221 321 305 2 724 014 932 300 000 000 2 155 000 96 000 000 3 122 169 932

 

Объемы финансирования мероприятий, предусмотренные Программой, будут уточняться при утверждении республиканского и местных бюджетов на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством РК.

Необходимый объем общего финансирования на развитие АПК к 2020 году возрастет по сравнению с 2013 годом в 1,3 раза, а объем бюджетного финансирования без учета облигационных займов, собственных средств АО «Продовольственная контрактная корпорация» и АО «НУХ «КазАгро» в 2,3 раза и составит 428 млрд. тенге. Мероприятия по финансовому оздоровлению субъектов АПК будут осуществляться за счет облигационных займов и республиканского бюджета, объем которых составит 375,6 млрд. тенге.

Повышение доступности товаров, работ и услуг для субъектов АПК в общем объеме финансирования Программы возрастет в 2,9 раза.

Доля выделенных средств на развитие государственного обеспечения субъектов АПК и расходов на повышение эффективности системы государственного регулирования увеличится в 2020 году по сравнению с 2013 годом 1,2 раза.

 

таблица 35. Необходимый объем финансирования по направлениям, тыс. тенге

Направление 2013 год 2020 год
Объем финансирования, тыс. тенге Объем финансирования, тыс. тенге
Финансовое оздоровление субъектов АПК 157 980 000 4 620 000
Повышение доступности товаров, работ и услуг для субъектов АПК 127 865830 378 476 512
Развитие государственного обеспечения субъектов АПК 51 123 538 61 934 883
Повышение эффективности системы гос. регулирования АПК 2 747 728 3 393 487
Всего 339 717096 448 424 882

 

таблица 36. Необходимый объем бюджетного финансирования в разрезе источников финансирования, тыс. тенге

Источник 2013 год 2020 год
Объем бюджетного финансировании, тыс. тенге Доля бюджетов в государственном бюджете, % Объем бюджетного финансирования, тыс. тенге Доля бюджетов в государственном бюджете, %
Республиканский бюджет 156 295 487   401 028 243  
Местный бюджет 28 266609   27 396 639  
Итого бюджетное финансирование 184 562 096   428 424 882  

__________________


План мероприятий по реализации Программы развития агропромышленного комплекса на 2013 – 2020 годы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.16.34 (0.153 с.)