Политические партии и течения в Казахстане в 20 веке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические партии и течения в Казахстане в 20 веке.



Политические партии и течения в Казахстане.

Еще в годы первой мировой войны национально-освободительное движение казахов оформляется в три течения, сформировавших политические партии. Вокруг газеты «Қазақ» группируется наиболее значительная часть патриотически-настроенной интеллигенции, выступающей за автономию Казахстана и проведении в крае прогрессивных реформ. Эта группа позже оформилась в партию «Алаш». Духовенство и клерикально-настроенная интеллигенция южных областей Казахстана, входившие в состав туркестанского генерал-губернаторства, образовали партии «Шура-ислам» и «Шура–улема». Следующее течение было порождено революционными группировками. Это течение в 1917 году оформилось в партию «Ұш жүз-Казахская социалистическая партия».

Партия "Алаш".

Весной 1917 года во всех казахских областях стали проходить съезды, на которых обсуждалась дальнейшая судьба Казахстана. После длительной подготовки в июле на Первом общеказахском съезде (21-28 июля 1917 года) в Оренбурге было принято решение об организации партии, выработке программы и выдвижении кондидатов в Учредительное собрание. 5 октября 1917 года партия получила название «Алаш», а 21 ноября того же года в газете «Казах» был опубликован проект программы партии, написанный А.Букейхановым и другими лидерами национальной демократической интелегенции.

Партию «Алаш» возглавили – Алихан Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов, Халел и Дж. Досмухамедовы, М.Тынышпаев, Елдос Омир, Абдулхамит Жуждыбай, магжан Жумабаев. Программа партии, принятая на Втором общеказахском съезде в декабре 1917 года. Включала в себя требования национально-территориальной автономии Казахстана в составе демократической России, всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, союзов, неприкосновенности личности, изменения аграрной политики в пользу казахов. Региональная конференция в Ташкенте в августе 1917 года выработала более радикальный проект автономии казахов и предложила сделать общенациональным органом газету «Бірлік жуы», редактором которой был М.Шокай.

Молодежные течения в Казахстане.

В этот период казахская молодежь учебных заведений Омска, Оренбурга, Ташкента, Семипалатинска и других образовала молодежные организации, которые первое время занимались культурно-просветительской деятельностью. В 1917 году были созданы молодежные организации «Еркін дала» («Свободная спеть») в Оренбурге, «Бірлік» («Единство») в Омске, «Жас қазақ» («Молодой казах») в Уральске, «Ұміт» («Надежда») в Троицке и других городах - около 20 кружков и организаций, которые распространяли листовки, стихи на злободневные темы, устраивали вечера, дискуссии и т.д.

Среди этих группировок и кружков с революционной программой действий выступил организованным в Аулие – Атинском уезде Тураром Рыскуловым «Революционный союз казахской молодежи». В его состав входила передовая казахская интеллигенция, вышедшая из средних и малоимущих слоев казахского населения. Основная задача революционного союза была борьба с временным правительсвом, засилием кулачества на местах, борьба против волостных, старшин и баев, стороннников Временного правительства и в усилении агитации и просвещения среди масс казахского населения.

Март 1917 года был месяцем выхода местных социал-демократов из подполья и развертывания работы среди железнодорожников. Городских рабочих и других слоев трудящихся. Работой местных социал-демократов руководили большевики Ташкента, Оренбурга и Омска. Организации РСДРП в Перовске, Казалинске, Актюбинске, Уральске, Петропавловске, Семипалатинске, Чимкенте и других городах и железнодорожных станциях казахстана были объедененными: в них состояли как большевики, так и меньшевики.

Партия Үш жұз.

Фактически после февральской революции в Казахстане возникли следующие политические партии. Отражающие интересы коренного населения: «Алаш» -партия национальной демократической интеллигенции, «Үш-жүз» - партия радикально, пробольшевистски настроенных слоев населения и «Шуро-и-Исламия»- организация исламизма и тюркизма. Причем исламисты стояли на позициях «чистого ислама», а сторонники тюркизма отличались модернизмом и прагматизмом. Это привело к тому, что «Шуро-и-Исламия» первоначально объединяла эти два направления. Но через три месяца после своего образования в июне 1917 года от нее отделилась организация «читсого ислам2 «Шуро – и – Улема». Улемисты во главе со своим лидером адвокатом С.Лапиным стояли на позициях «осуществления законных прав мусульман на самоопределение, построенных на чисто мусульманских принципах и началах шариата».

Эта партия сумела распространить свое влияние главным образом в северо-восточных областях Казахстана. ЦК находился в Омске. Основателем ее был Мукан Айтпенов. Но деятельность «Үш жұз» связана, прежде всего, с именем Колбая Тогусова. Этот политический деятель выдвинулся на арену общественной жизни и стал широко известен на исходе 1917 года, хотя в политику вошел еще в период первой российской революции 1905-1907 года. В марте 1919 года Кольбай Тогусов был расстрелен как советский деятель. Лишившись лидера, партия «Үш жұз» прекратила свое существование.

 

59. Культурное строительство в 20-30-е гг. 20 века.

 

В начале XX века народное образование Казахстана было тесно связано с обществен­но-политической ситуацией. Закон о развитии просвещения, приня­тый царским правительством в 1906 году, положил начало откры­тию смешанных русско-казахских школ, создавая в то же время пре­пятствия для деятельности вероисповедальных учебных заведений. В первую очередь они распространялись на мусульманские школы.

В конце XIX - начале XX вв. в Казахстане открываются так называемые «новометодные» учебные заведения. Сторонниками «но­вого метода» были джадиды - члены культурно-реформаторского про­светительского и общественно-политического движения мусульман Поволжья, Крыма и Средней Азии. Джадидизм - общественное дви­жение, выступавшее за реформу образования, которое перестало со­ответствовать новому времени и ущемляло права среднеазиатских народов в общественной жизни. Сторонники «нового метода» (джади­ды) предлагали реформировать мусульманские школы и широко вне­дрять не только светские дисциплины, такие как история, естество­знание, русский язык и т.д., но и новую методику обучения. Продолжала увеличиваться сеть русскоязычных и русско-казахских школ. Так, по сравнению с 1897 годом их число к 1911 году удвоилось.

Одним из заметных достижений советского режима с 1918 года стало развитие системы народного образования и осуществление сплошной грамотности. В 1918 году были приняты «Декларация о единой трудовой школе», «Положение о единой трудовой школе», в которых провозглашались основные принципы советской образова­тельной системы - бесплатность, совместное обучение мальчиков и девочек, исключение из преподавания богословских дисциплин, отме­на всех видов наказаний, школьное самоуправление.

В начале XX века высшее образование из числа казахов имели свыше 100 человек, немалое число имели среднетехническое или профессио­нальное образование. В 1930-е годы в вузах и техникумах различных регионов СССР обучалось около 20 тыс. казахстанцев.

В усло­виях перехода к мирной жизни встала необходимость в ликвидации неграмотности, подготовке кадров, повышении культурного уровня трудящихся. В 1919 году был подписан декрет Совнаркома о ликвидации не­грамотности. Государство объявило массовый культпоход в аул. В 1920-1921 учебном году в Казахстане уже работало около 2,5 тыс. пунктов по ликвидации неграмотности, в которых обучалось более 70 тыс. человек. Начали создаваться передвижные пункты ликвида­ции безграмотности, красные юрты для работы с женщинами, шко­лы- коммуны, школы -интернаты, рабфаки. Так, к кон­цу Гражданской войны в Казахстане действовало 2,5 тысячи школ, а к 1925 году - более 2,7 тыс. В 1921-1927 годы в республике обучалось около 200 тыс. человек, к концу 1928 года было лишь 25% грамотных, среди казахов - около 10%.

Одним из важнейших компонентов системы образования в 1920- 1930-е годы была ликвидация неграмотности среди взрослого насе­ления. В 1921 году правительством Казахстана была образована Цен­тральная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Казграмчека), руководящая всей работой по организации пунктов, где взрослое население овладевало азбучной грамотой. В мае 1926 г. Сов­нарком республики принял «Устав единой трудовой школы Казах­ской АССР». Школы постепенно стали переводиться с одногодичной и двухгодичной систем образования на трехгодичную и четырехгодич­ную, стали открываться специальные школы для девушек-казашек, начал вводиться всеобуч в оседлых районах, а с 1931г. – и в районах с кочевым населением.

В 1930 году было введено обязательное всеобщее начальное об­разование, в 1931 году - обязательное всеобщее семилетнее обра­зование, а также обучение неграмотного трудящегося населения республики в возрасте от 15 до 50 лет. К 1935 году обучением в Казахстане уже было охвачено 91% детей школьного возраста, од­нако лишь треть из них училась в семилетних и средних школах.

В конце 1930- х годов в республике было 120 средних специальных учебных заведений, выпустивших более 5 тысяч специалистов. В 1939 г. грамотность населения республики уже достигла 65%, а сре­ди казахского населения - 40%. Районами сплошной грамотности стали города - Алма-Ата, Караганда, Аулие-Ата (ныне Тараз), Риддер, Шымкент, промышленные поселки Карсакпай, Степняк. Всего за 1926- 1939 гг. грамотность населения Казахстана в возрасте 9-49 лет воз­росла с 25,2% до 83,6%. Из года в год росли расходы на народное образование Казахстана. В 1940 году в республике уже работало 5,3 тыс. начальных, 1,8 тыс. семилетних и около 700 средних школ.

Активными участниками преодоления неграмотности среди взрос­лого населения были комсомольцы. По их инициативе в 1928 г. на­чался Всеказахстанский культурный поход, ставший действенной формой ликвидации безграмотности. В 1930 г. в нем участвовало око­ло 5 тыс. комсомольцев-культармейцев. Всего за годы довоенных пя­тилеток бойцами культурного фронта стали 65 тыс. комсомольцев. Они одновременно являлись учителями, организаторами культурно- массовой и политико-воспитательной работы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 4148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.008 с.)