История Казахстана для 6-9 классов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История Казахстана для 6-9 классов



История Казахстана для 6-9 классов

ПЛАН

История древнего Казахстана. 6 класс

§1. Эпоха камня.

§2. Нижний палеолит - 2,5 млн. - 40 тыс. лет до н.э.

§3. Средний палеолит (мустье) - 140-40 тыс. лет до н.э.

§4. Поздний (верхний) палеолит - 40-12 тыс. лет до н.э.

§5. Мезолит - 12 - 5 тыс. лет до н.э.

§6. Неолит - 5 - 3 тыс. лет до н.э.

§7. Меднокаменный век (энеолит) - 3000-2800 лет до н.э.

§8. Представления древнейших людей об окружающем мире.

§9. Эпоха бронзы - 2800 - 900 лет до н.э.

§10. Ранний железный век в Казахстане

§11. Саки

§12. Уйсуни

§13. Кангюи

§14. Гунны

§15. Сарматы

§16. Регионы Казахстана в раннем железном веке

Хронология важнейших событий истории древнего Казахстана

 

История средневекового Казахстана. 7 класс

§1. Тюркский каганат (553-603 гг.)

§2. Западнотюркский каганат (603-704 гг.)

§3. Тюргешский каганат (704-756 гг.)

§4. Карлукский каганат (756-940 гг.)

§5. Огузское государство (конец IX - начало XI вв.)

§6. Кимакский каганат (конец IX - начало XI вв.)

§7. Взаимодействие полукочевой и оседлой культур

§8. Архитектура и искусство (VI-IX вв.)

§9. Духовная культура тюрков

§10. Государство Караханидов (942-1212 гг.)

§11. Найманы, кереи, жалаиры

§12. Каракитаи (1125-1212 гг.)

§13. Кыпчакское ханство (первая половина XI - начало XIII вв.)

§14. Возникновение великого шелкового пути и его историческое значение

§15. Казахстанские ветви великого шелкового пути

§16. Развитие городской культуры

§17. Развитие ремесел, торговли и сельского хозяйства в IX-XII веках

§18. Развитие архитектуры и строительства

§19. Религия и культура. распространение ислама

§20. Развитие науки и образования

§21. Завоевание монголами земель Казахстана

§22. Золотая орда (середина XIII-середина XV веков)

§23. Белая орда (XIII-начало XV вв.)

§24. Могулистан (середина XIV-начало XVI веков)

§25. Завоевательные походы эмира Тимура

§26. Ногайская орда, северный Казахстан и западная Сибирь в XIII-XV веках

§27. Ханство Абулхаира (узбекское ханство)

§28. Государственно-административное устройство белой орды, Могулистана, ханства Абулхаира, Ногайской орды

§29. Экономическое положение Казахстана в XIV-XV веках

§30. Этнополитические процессы в Казахстане

§31. Завершение формирования казахской народности

§32. Развитие культуры Казахстана в XIV-первой половине XV веков

§33. Архитектура Казахстана в XIV-XV веках

§34. Предпосылки образования казахского национального государства

§35. Образование казахского ханства

§36. Внутреннее и внешнее положение казахского ханства

§37 Хан Касым (1511-1515 гг.)

§38. Хан Хакназар (1538-1580 гг.)

§39. Хан Тауекел (1582-1598 гг.)

§40. Хан Есим (1598-1628 гг.)

§41. Казахское ханство в период правления хана Тауке (1680-1715 гг.)

§42. Система правления в казахском ханстве

§43. Положение казахского ханства в XVI-XVII веках

§44-45. Культура казахского народа

§46-47. Творческие традиции казахского народа

§48. Исторические труды XVI-XVII веков основные события истории средних веков

Хронология важнейших событий средневекового Казахстана

 

История Казахстана в новое время 8 класс.

§1. Борьба казахского народа против джунгарского нашествия.

§2. Присоединение младшего жуза к России.

§3. Казахстан в середине хVIII в.

§4. Ханство Абылая

§5. Участие казахов в крестьянской воине 1773-1775 гг. под предводительством Е.И.Пугачева

§6. Восстание казахов младшего жуза(1783-1797 гг.) под предводительством Сырыма Датулы

§7. Культура Казахстана в XVIII в.

§8. Ликвидация ханской власти в Казахстане

§9. Казахи в отечественной войне 1812 г. в России

§10. Восстание 1837-1847 гг. под предводительством хана Кенесары Касымулы

§11. Народное восстание 1836—1838 гг. в Букеевской орде

§12. Освободительная борьба казахских шаруа в 50-е гг. XIX в.

§13. Ссыльные революционеры в Казахстане

§14. Торгово-экономические связи Казахстана с китаем

§15. Присоединение старшего жуза к России

§16. Основание укрепления верный

§17. Завершение колониального захвата Казахстана Россией и его последствия

§18. Развитие просвещения

§19. Казахская литература и культура первой половины XIX в.

§20. Реформы 1867—1868 гг. в Казахстане

§21. Освободительная борьба казахского народа против колониального угнетения в 60-70-х гг. XIX в.

§22. Экономическое развитие Казахстана

§23. Казахско-Китайские торговые связи

§24. Социально-политическое развитие Казахстана в конце XIX в.

§25. Переселение уйгуров и дунган в Семиречье

§26. Русская демократическая культура и великий казахский ученый Шокан Уалиханов

§27. Народное образование и литература

§28. Положение мусульманского просвещения в Казахстане

§29. Ыбырай Алтынсарыулы. Абай Кунанбайулы

§30. Искусство и музыкальная культура казахского народа

§31. Деятели Российского освободительного движения в Казахстане

§32. Социально-экономическое развитие Казахстана в начале XX в.

§33. Революция 1905-1907 гг. в Казахстане

§34. Казахстан в годы политической реакции и первой мировой войны

§35. Культура Казахстана в начале XX в.

Хронология важнейших событий

 

История Казахстана в новейшее время. 9 класс.

§1. Начало и характер национально-освободительного движения в Казахстане в 1916 г.

§2. Ход национально-освободительного движения

§3. Казахстан в период февральской буржуазно-демократической революции

§4. Казахстан накануне и в период октябрьского переворота 1917 г.

§5. Кстановление советской власти в Казахстане

§6. Казахстан в годы иностранной интервенции и гражданской войны (1918—1920 гг.)

§7. Восстановление казахской национальной государственности

§8. Трудности новой жизни

§9. Курс на индустриализацию Казахстана

§10. Коллективизация сельского хозяйства в Казахстане

§11. Общественно-политическая жизнь в 30-е годы

§12. Образование казахской советской социалистической республики

§13-14. Казахстанцы в Великой Отечественной Войне

§15. Образование и наука

§16. Литература и искусство

§17. Общественно-политическая жизнь

§18. В условиях политического давления

§19. Перестройка промышленности республики и ее дальнейшее развитие

§20. Попытки экономических реформ. социальное развитие

§21. Развитие сельского хозяйства. освоение целины.

§22. Развитие культуры: наука и искусство

§23. Противоречия общественно-политического развития

§24. Идеология в период застоя и национальная политика КПСС

§25. Положение в промышленности. признаки экологических катастроф

§26. Сельское хозяйство

§27. Социальное развитие

§28. Духовная жизнь в республике: образование и наука

§29. Литература и искусство

§30. Декабрьские события 1986 г.

§31. Ускорение процессов обновления общества

§32. Продолжение процесса демократизации

§33. Положение в экономике

§34. Решающий шаг на пути к независимости

§35. Политическое развитие в условиях суверенитета

§36. Накануне провозглашения независимости

§37. Провозглашение независимости Казахстана и создание СНГ

§38. Деятельность верховного совета. конституция 28 января 1993 г.

§39. Казахстанский парламентаризм. конституция 1995 г.

§40. Экономическое развитие: установление рыночных отношений

§41. процесс приватизации и его социальные последствия. подъем в экономике

§42—43. Международное положение независимого Казахстана

§44—45. Культурное строительство в годы независимости

§46. Казахстан на стыке веков. дальнейшее развитие демократизации общества

Хронология важнейших событий

История древнего Казахстана. 6 класс.

ЭПОХА КАМНЯ. Происхождение человека, начало его трудовой деятельности, зарождение материальной и духовной культуры изучает история первобытного общества.

Ученые-археологи делят каменный век на три основных периода:

1) палеолит - 2,5 млн. -12 тыс. лет до н. э.

2) мезолит - 12-5 тыс. лет до н. э.

3) неолит - 5-3 тыс. лет до н.э.

Самая продолжительная в истории человечества эпоха - палеолит делится на:

ранний (нижний) палеолит - 2,5 млн. - 40 тыс. лет до н.э.;

средний палеолит (мустье) - 140-40 тыс. лет до н.э.;

поздний (верхний) палеолит - 40-12 тыс. лет до н.э.

СРЕДНИЙ ПАЛЕОЛИТ (МУСТЬЕ) - 140-40 тыс. лет до н.э.

В Китае были найдены останки древнего человека - синантропа. Древнейшие люди питекантроп и синантроп в науке получили название «людей прямоходящих». Резкое похолодание на Земле наступило около 100 тыс. лет назад. Таяние ледника началось 13 тысяч лет назад. В период среднего палеолита человек научился добывать огонь, в этот же период первыми жилищами древних людей стали пещеры. Чоппер – орудие из камня, заостренное с одной стороны, чоппинг – с двух сторон.

Древнего человека, жившего в среднем палеолите (мустье), ученые называют - неандерталец, он жил 100-40 тысяч лет назад. Останки человека эпохи мустье - неандертальца, впервые найдены в Германии. Останки неандертальцев были также найдены в 1938 году академиком А.П.Окладниковым в пещере Тешикташ.

САКИ.

На территории Казахстана племена стали объединяться в союзы племен в эпоху железа. Сакские племена населяли территорию Казахстана и Средней Азии в 1 тысячелетии до н. э.

Сведения о саках содержатся в надписях персидских царей. Персидские источники 1 тысячелетия до н. э. называли жителей степи - саками. Слово «саки» по сведениям персов означало «великие мужи». Иранские источники называют их также «турами с резвыми конями». Саки были европеоидами, однако в их внешнем облике появляются уже монголоидные черты.

Наиболее интересные сведения о саках представляют сочинения греко-римских авторов. Саков в своих трудах описывали Геродот и Страбон. Греческие источники 1 тысячелетия до н. э. называли жителей степи «азиатскими скифами». Геродот называл саков массагетами.Племена саков-тиграхауда расселялись на территории Семиречья и в горах Тянь-Шаня. Племена саков-парадарайя расселялись на территории Приаралья и в низовьях Сырдарьи, южнее них расселялись саки-хаомаварга.

Общественное устройство саков находилось на уровне распада первобытного строя и формирования военной демократии. Сакское общество состояло в основном из трех групп населения: воины, жрецы, общинники (скотоводы и земледельцы). Отличительными атрибутами жрецов были жертвенные чаши и головные уборы. Тех земледельцев, кто пахал землю плугом с помощью запряженных двух быков называли «восьминогие». Жрецы носили одежду белого цвета, воины – красного, скотоводы и земледельцы – желтого или синего цветов.

Основную массу населения сакского общества составляли общинники-скотоводы. В сакском обществе в решении вопросов племени и межродовых отношений велика была роль народного собрания.

Женщины в сакском обществе находились в почетном положении. Источники свидетельствуют, что правителями саков часто были женщины, наиболее известна царица Томирис, она управляла саками в 6 веке до н. э.

Источники сообщают о войнах саков за независимость в VI в. до н.э. с персами.

В 530 г. до н. э. на земли саков вторглись персидские войска во главе с Киром. Победу над Киром одержала сакская царица Томирис.

В 519 г. до н. э. поход против саков предпринял Дарий I. В войне с персидским царем Дарием I совершил подвиг сакский пастух Ширак. О подвиге Ширака рассказал древнегреческий историк Полиэн. По условиям мирного договора с Дарием I саки должны были персам поставлять своих воинов. В составе персидских войск в войне с Египтом и Грецией были сакские воины. В 490 году до н.э. саки в составе персидских войск участвовали в Марафонской битве.

В IV в. до н.э. поход против саков предпринял Александр Македонский. Путь на восток греко-македонским войскам преградили племена саков. Борьбу портив греко - македонских войск возглавил сак Спитамен.

«Золотой человек» найден в знаменитом сакском памятнике - Иссыкском кургане знаменитым археологом К. Акишевым. Сакскому воину было 17-18 лет. Одежда «Золотого человека» из сакского кургана украшена золотыми изделиями, которых более четырех тысяч. Высота головного убора – 70 см.

С VIII в. до н. э. в искусстве племен, населявших территорию Казахстана и Сибири, формируется так называемый «Звериный стиль». Украшения и изделия, найденные в сакских курганах носятся к «Звериному стилю». Изделия с изображением зверей у саков играли роль талисманов и амулетов. «Звериный стиль» является отражением традиции анимизма. Бесшатырские погребения (5-4 вв. до н.э.) – на правом берегу реки Или. Менгиры – одиночные камни вокруг кургана. Дромос – специальный лаз под курганом от подножья кургана до саркофага.

О том, что сакам была известна письменность, свидетельствует надпись, нанесенная на серебряную чашу, которую нашли в Иссыкском кургане.

Городища Чирик - Рабат и Бабиш - Молда являются памятниками сакского периода. В крупном сакском городище Чирик - Рабат, которое находится в 300 км от города Кызылорда, археологами найдены железные доспехи сакского война. В центре города – цитадель (крепость). Еще один город саков – Бабиш-Молда.

Саки занимались кочевым скотоводством. Кочевали целыми родами по маршрутам родовых кочевий. Переносное жилище кочевников Казахстана - юрта. Древнейший праздник, который отмечали еще 3000 лет назад, и дошел до наших дней – Наурыз. Куйме – юрта на повозке. Городище Чирик-Рабат на территории Кзыл-Ординской области – центр земледелия.

УЙСУНИ.

В раннем железном веке после саков-тиграхауда земли Жетысу были населены племенами уйсунов. Уйсунам был характерен антропологический тип - европеоидный. Памятники уйсунской культуры в основном сосредоточены в Семиречье и относятся к периоду III в. до н. э. - IV в. н.э. Антропологический облик – европеоидный.

Название «уйсун» встречается, начиная со II в. до н. э. в китайских письменных источниках. Письменные сведения об усунях оставил древний историк Сыма Цянь. Источники свидетельствуют, что правитель государства усуней именуется гуньмо, что уйсунские племена имели государственное устройство, а столица государства усуней город Чигучен находилась на берегу Иссык-Куля. Вожди племен носили титул беков. В уйсунском обществе существовало неравенство. Богатые уйсуни имели по 4-5 тысяч лошадей. Труд рабов использовали в домашнем хозяйстве.У уйсунов существовала частная собственность на скот, землю, воду.

Среди украшений, созданных древними уйсунскими мастерами, особый интерес представляет диадема, найденная в Каргалинском ущелье.

КАНГЮИ.

В III в. до н. э. государство Кангюй занимало территорию бассейна Сырдарьи и предгорья Каратау. Основным местом расселения кангюев была средняя часть реки Сырдарьи. О времени возникновения государства кангюев, о его границах и другие важные сведения об этом государстве имеются в китайских источниках. Жизнь и быт кочевников III - II вв. до н. э. на территории Казахстана в своих «Исторических записках» описал Сыма Цянь.

Источники пишут, что государство Кангюй возглавлял великий хан и власть его предавалась по наследству от отца к сыну. Государство Кангюй разделялось внутри себя на 5 владений, каждое из которых управлялось малым ханом. Китайские хроники также сообщают, что в государстве кангюев существовали две резиденции правителей. Ученые предполагают, что столица государства называлась Битянь и находилась вблизи современного города Тараз.

Удобное географическое положение государства Кангюй позволяло ему контролировать самый оживленный участок Великого Шелкового пути, и о развитии здесь международной торговли говорят найденные многочисленные монеты. 1300 монет III-IV вв. н.э., обнаруженные в основном в Присырдарьинском регионе, принадлежали кангюям.

Центром городской культуры кангюев, судя по расположению и размерам, было городище Кок-Мардан. Ученые считают, что предвестниками городской культуры раннего средневековья являются поселения, возникшие в эпоху кангюев.

По источникам установлено, что в 46-36 гг. до н.э. кангюй оказали помощь гуннам в борьбе против Китая.

ГУННЫ.

Эпоха гуннов охватывает период - IV в. до н.э. - III в н.э. По китайским источникам слово «гунны» происходин от названия реки Орхон в Монголии.

Государство гуннов стало сильнейшим государством в Евразии в период правления Модэ, который объединил кочевые племена гуннов в III в. до н. э. При Моде в, 2-1 веках до н.э., держава гуннов достигла наибольшего усиления.

По мнению ученого-востоковеда Л.Н. Гумилева, «держава хунну» во главе с Модэ возникла в 209 г. до н. э.

По китайским источникам, правитель гуннских племен носил титул шаньюй. Вторыми лицами в государстве гуннов после шаньюя являлись темники («туменбасы»), которые были из числа его близких родственников, они возглавляли 24 рода и подчинялись лично шаньюю. Государство строилось по военному принципу и было поделено на три крыла, а все мужчины были приписаны к какому-нибудь отряду.

На 300 лет растянулась война гуннов с Китаем. В III в. до н. э. для защиты от гуннов Китайское государство начало строить Великую китайскую стену.

Разделение гуннского государства на южную и северную произошло в 55 году до н.э., в результате чего южные гунны потеряли независимость, и попали под власть династии Хань. Северные гунны, чтобы сохранить независимость, в I в. до н. э. двинулись на запад во главе с шаньюем Чжи-Чжи. Таким образом, в I в. до н. э. племена гуннов положили начало движению народов на запад, названному в истории Евразии эпохой Великого переселения народов. Начало второй волны массового передвижения гуннских племен с востока на запад относится к I в. н.э. и она растянулось до IV в. н.э.

Прибыв на территорию Казахстана во главе с шаньюем Чжи-Чжи, гунны заключили мирный договор и военный союз с кангюями. С проникновением гуннов у племен, населявших территорию Казахстана, впервые появляются монголоидные черты. До их прихода у племен Казахстана антропологический тип был европеоидный.

В конце IV в. гунны совершили набег в Закавказье, Месопотамию и подошли к столице Восточной Римской империи, император обязался гуннам платить дань золотом.

В 375 году гунны под предводительством Баламбера переправились через Волгу.

В 395 году гунны подходили к Константинополю, совершили походы в Закавказье, Месопатамию.

В 437 г. гунны совершили поход вглубь Европы и на территории Франции разгромили Бургундское королевство.

В 445 г. Aттила объединил разрозненные племена гуннов на территории Румынии и Венгрии и встал во главе государства гуннов в Европе.

Во главе с Аттилой гунны покорили многие европейские страны. Во время его правления у гуннов сложился военно-демократический строй.

В 451 году на территории современной Франции в Галлии произошла Каталаунская битва. Историки называют это сражение «Битвой народов». Против Атиллы стояли наемные войска сарматов и аланов, римляне и франки. Войско Атиллы потерпело поражение.

В 452 г. гунны вторглись в Италию, и подошли к Риму. В 453 году Атилла умер. После чего гуннский союз распался.

Походы гуннов во главе с Аттилой способствовали освобождению Европы от Римской империи и распаду рабовладельческого строя. Держава гуннов распались в середине V века после его смерти.

Римский летописец Прииск написал бесценный для истории труд о великом гунне Аттиле. Итальянский композитор Джузеппе Верди написал о нем оперу, которую и назвал «Аттила».

Основу гуннского войска составляла конница. Основной вид хозяйственной деятельности гуннов - кочевое скотоводство. Ювелиры племен усуней и гуннов достигли совершенства в изготовлении золотых украшений, которые относятся к «полихромному стилю». Движение гуннов с востока на запад началось во 2 веке до н.э. и растянулось до 4 века н.э.

САРМАТЫ.

Термин «сарматы» встречается в трудах древних авторов с III в. до н.э. С 8 века до н.э. их называли савроматами.

В VIII в. до н. э.- V в. н. э. объединенные племенные союзы сарматов занимали территорию Западного Казахстана.

Во 2 веке до н.э савроматы дошли до Северного Причерноморья.

О сарматах оставили письменные свидетельства древнегреческие и древнеримские историки. Геродот отмечает, что сарматы говорили на языке, схожем с языком скифов.

В хозяйстве сарматских племен, живших в междуречье Волги и Жайыка, основным видом хозяйственной деятельности было кочевое скотоводство, но важное место занимало и земледелие.

В сарматском обществе в период военной демократии вопросы внутренней и внешней политики решались вождями и старейшинами. Общественная роль сарматской женщины была выше, чем в некоторых других кочевых племенах, населявших Казахстан в эпоху железа. Женщины были равны в правах с мужчинами.

В эпоху железа связующим звеном культур Центральной Азии и Причерноморья являлась культура племен сарматов. Одним из хорошо изученных памятников сарматов является могильник Сынтас, здесь захоронены сразу три сарматских воина.

Усилением засушливости климата в этом регионе в I в. до н.э. - I в. н.э. ученые объясняют резкое уменьшение численности сарматов, что и вынудило их присоединиться к гуннам. Из записей Геродота и персидского царя Ксеркса мы знаем, что в I тысячелетии до н.э. арало-каспийский регион был также населен племенами даев.

ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО КАЗАХСТАНА

2,5 млн -140тыс. лет до н.э. - древний (нижний) палеолит

140-40 тыс. лет до н.э. - средний палеолит

40-12 тыс. лет до н.э. - верхний палеолит

12-5 тыс. лет до н.э. - мезолит

5-3 тыс. лет до н.э. - неолит

2-1 тыс. до н.э. - эпоха бронзы

VIII в. до н. э. - начало железного века

VIII - VI вв. до н.э. - образование племенных союзов на территории Казахстана

VII-I вв. до н.э. - тасмолинская культура Центрального Казахста­на. Курганы с «усами»

VII—V вв. до н.э. - расцвет культуры саков

530 г. до н. э. - разгром персидского царя Кира саками-массагета-ми во главе с царицей Томирис

V в. до н.э. - подвиг Ширака. Датировка древнейшего в Казахстане письменного памятника в захоронении «Золотого воина» в Иссыкском кургане

519-518 гг. до н.э. - поход персидского царя Дария I на саков-мас-сагетов

IV в. до н.э. - IIIв. н.э. - племенное объединение гуннов

IV в. до н.э. - начало строительства Великой китайской стены

330-327 гг. до н.э. - походы Александра Македонского, дошедше­го до Сырдарьи и остановленного саками

Ш-П вв. до н.э.-V в. н.э. - объединение уйсунов и кангюев

II в. до н.э. - начало функционирования Великого Шелкового пути

205-202 гг. до н.э. - время борьбы Моде за объединение кочевни­ков-гуннов

55 год до н.э. - распад империи гуннов на северных и южных, на­чало переселения северных гуннов в казахстанские степи

375-376 гг. - гунны разбили готов и продвинулись к границам Рим­ской империи

437 год - походы гуннов в Европу

451 год - Каталаунская битва

453 год - смерть Аттилы

Хозяйство.

Основным видом хозяйства населения Тюркского каганата было полукочевое и кочевое скотоводство. Зимовки обычно размещались в пойменных лугах таких крупных рек, как Или, Чу, Талас, Иртыш и Сырдарья, а также в маловетреных ущельях у подножий гор. В этих местах обычно находились обильные водные источники, и тюрки имели благоприятные условия для проведения зимовки и сохранения поголовья скота в морозные зимние дни. Традиционно выращивалось четыре вида скота. Тюркские племена на землях своих зимовок вдоль берегов крупных рек постепенно стали заниматься земледелием. Свидетельством этому являются найденные при археологических раскопках в Жетысу и Южном Казахстане остатки постоянных жилищ. Особенно много месторасположений зимовок - кентов, в которых жили тюрки, обнаружено на территории близ современного города Тараз.

Археологические раскопки показали, что тюрки в V-VII веках тела умерших сжигали, а золу, оставшуюся после сжигания трупов, хоронили, позднее, с VIII века, умерших уже начали хоронить в погребениях. Однако в обоих видах захоронений в места погребения укладывали вещи и предметы, которыми при жизни пользовались умершие.

Погребение умершего путем сожжения было связано с культом поклонения огню. Тюрки верили, что очищение души человека происходит через огонь. А погребение вещей, предметов вместе с умершим было связано с верой о потребности их использования в загробном мире. О распространенном у тюрков культе поклонения огню свидетельствует такой исторический факт: когда в Тюркский каганат с дипломатической миссией прибыл византийский посол Земарх, то его, прежде чем повести на прием к тюркскому кагану, провели между двумя кострами, что являлось обрядом очищения силой огня, так как по тюркским верованиям человек с помощью очищающей силы огня избавлялся от всяких болезней, злых духов, недобрых мыслей. Огонь играл важную роль и в целительных обрядах.

Распад Тюркского каганата.

Каганат ослабляла постоянная жестокая междоусобная борьба за власть внутри династии самого кагана. В 581 году в каганате начались междоусобные войны. Стремясь использовать такое положение в своих целях, Китай и другие соседние государства совершали частые походы против тюрков. Не сумев объединить силы против внешних врагов, Тюркский каганат распался на отдельные улусы - владения. В 603 году он разделился на две части – Западно-тюркский и Восточно-тюркский каганаты.

Территория каганата.

На юго-востоке, начиная от рек Или и Чу, на северо-западе до нижних течений рек Волга и Кубань, на северо-востоке до верхних течений Волги и Иртыша, на юго-западе до рек Тарим и Амударья. Столицей каганата и зимней ставкой кагана являлся город Суяб, расположенный на берегу реки Чу. А летняя ставка находилась в местности Мынбулак (ныне на территории Жамбылской области).

Этнический состав каганата.

Основной этнополитический костяк каганата составляли «десять племен» - «он ок будун», чьи места проживания располагались от восточных предгорий Каратау до Джунгарии. В состав «десяти племен» входили тюрки ашина, уйсуны, канлы, тюргеши, уйгуры, кыргызы, карлуки, огузы, кимаки и кыпчаки.

Политическое положение.

Первым правителем каганата был Тардуш (Дато). В ту пору государственная власть Западнотюркского каганата политически была очень сильна. А Восточнотюркский каганат был ослаблен из-за частых вторжений китайцев. Стремясь использовать ситуацию, создавшуюся в Восточнотюркском каганате, каган Тардуш намеревался захватить его и воссоединить обе части некогда могучего единого каганата. С целью осуществления своих завоевательных замыслов он напал на племена теле на Алтае и подчинил их себе, объявив себя каганом и Восточнотюркского каганата. Но племена теле вновь поднялись на борьбу с ним, отстаивая свою независимость.

Политическое господство Западнотюркского каганата особенно усилилось в период правления каганов Шегу (610-618 гг.) и Тона (618-630 гг.). Так, каган Шегу границы каганата на востоке расширил до Алтая, на западе они достигли реки Тарим и предгорий Памира. Каган Тон с целью захвата новых земель совершал военные походы в западном направлении. Он заново реформировал систему правления в Средней Азии. Каган Тон назначал из числа местных жителей сборщиков налогов, присваивая им должность «селиф». Селифы отчитывались перед контролирующими их воинами. С целью закрепления под своим подчинением города Самарканда, каган Тон выдал свою дочь замуж за правителя города и объявил его своим заместителем (наместником). Многих местных правителей он назначал подобным образом.

Каган Тон прилагал значительные усилия по утверждению своего влияния на западе. Важную роль во внешней политике каганата он отводил отношениям с Ираном и Византией. При возникновении военных столкновений между ними каган всегда оказывался на стороне своего союзника - Византии. Во время одной из таких войн каган Тон в 627 году направил часть своих войск в Византию. Такая помощь являлась свидетельством могущества и высокого международного авторитета Западно-тюркского каганата среди других стран.

В результате междоусобиц в 634 году при поддержке племени нушеби к власти пришел Ешбар Елтерис и был провозглашен каганом. Он по-своему начал проводить реформы, ввел систему управления государством «десять племен» - «он ок будун». В каждом владении каганата имелось десять туменов (в одном тумене 10 тысяч вооруженных воинов). Слово «будун» означает «страна, народ».

Своевременно воспользовавшись ослаблением каганата из-за междоусобиц, в 659 году китайские войска вторглись в Жетысу (Семиречье). Каганат потерял свою независимость. Лишь в конце VII и в начале VIII веков под предводительством вождя племен тюргешей Ушлика был совершен ряд удачных походов против Танской империи. Эти победы привели к закреплению господствующей роли племен тюргшей среди других племен и открыли путь к образованию Тюргешского каганата.

В результате кровопролитной войны с Китаем в 682 году восточные тюрки восстановили свое государство в Монголии. Во время правления кагана Кутлука Елтериса, а затем кагана Капагана, каганат превратился в сильное государство. Восточно-тюркскии каганат (682-744 гг.) подчинил себе территории Казахстана, Центральной Азии, Восточного Туркестана и Южной Сибири. Восточно-тюркские каганы Бильге-каган и Культегин еще более укрепили свое государство, которое заключило с соседями важные мирные договоры о ненападении. После смерти Бильге-кагана в 741 году начался распад каганата.

Хозяйство.

Особую роль в расцвете городов сыграли согдийцы (одни из предков современных таджиков и узбеков) - древняя восточно-иранская народность, населявшая Среднюю Азию и Казахстан. Согдийцы в основном занимались торговлей, ремеслами и земледелием. В начале VII века тюрки в массовом количестве стали переходить к оседлости. Росту городов способствовали отношения с такими развитыми странами Малой Азии, как Иран и Византия. Жетысу вдоль Великого Шелкового пути тюрки были вовлечены в активную международную торговлю.

Торговля в большинстве своем осуществлялась путем обмена товаров. Обменивались всеми видами тканей и предметами обихода. В ходе археологических раскопок тюркских захоронений найдены многие предметы и вещи, произведенные в Китае и Византии. Это говорит о тесных экономических связях Тюркского каганата с этими странами еще в раннем средневековье.

Согдийцы в Жетысу.

О переселении согдийцев в Жетысу имеются различные научные мнения. По одному из них, в подавляющем большинстве согдийцы занимались торговлей и поэтому в ходе оживления торговых отношений стали осваивать земли Жетысу. А по второму мнению, из-за непомерных налогов согдийские земледельцы и торговцы покидали места своего расселения в Средней Азии и переселялись в Жетысу. По третьему мнению, появление согдийцев в Жетысу было связано с арабским нашествием.

Известный ученый-востоковед В. В. Бартольд основной причиной переселения согдийцев в Жетысу считал торговлю. С вторжением арабов переселение согдийдев в Жетысу еще более усилилось. Массовое переселение согдийцев в Жетысу произошло в VI-VIII веках.

Переселившись в Жетысу, согдийцы смешались с местным населением, усвоив его язык, обычаи и традиции. Живший в XI веке знаменитый тюркский ученый Махмуд Кашгари свидетельствовал, что среди согдийцев нет таких, кто бы не говорил на тюркском языке.

Образование Огузского государства, его территория.

В конце IX и начале X веков в среднем и нижнем течении Сырдарьи было создано Огузское государство. Столицей его являлся город Янгикент (Новая Огузия) на берегу Сырдарьи.

Тюркоязычные огузские племена в раннее средневековье населяли Центральную и Среднюю Азию. В VII веке огузские племена, жившие в Западном Жетысу, входили в состав Тюркского каганата. После падения Западно-тюркского и Тюргешского каганатов и создания Карлукского каганата огузы из Жетысу стали переселяться в Присырдарьинский регион.

В начале своего расселения в этих местах огузы встретили ожесточенное сопротивление местных племен канлы и печенегов. Затем, потерпев поражение от огузов, печенеги были вынуждены перекочевать на запад.

О происхождении слова «огуз» имеются различные мнения. Одни ученые считают, что оно произошло от слова «уыз» («молочная основа»), другие - от слова «ок» («стрела»). Третьи - от слова «огиз» («вол»).

Племенной состав и общественный строй огузов.

В состав огузов входила часть кангаро-печенежских и других степных племен, населявших долины Сырдарьи, Приаралья и Северного Прикаспия. Махмуд Кашгари писал, что огузы первоначально состояли из 24 племен, аль-Марвази - из 12. Из этого можно сделать вывод, что огузы в пору своего первоначального формирования состояли из 24 племен, а со временам, объединившись друг с другом, когда уже был создан их союз, количество племен снизилось до 12.

Главой Огузского государства был верховный правитель, носивший титул джабгу (ябгу). Власть джабгу передавалась по наследству. Выборы правителей происходили на советах. Джабгу имели своих наследников, носивших титул инал, для их воспитания назначались специальные наставники - атабеки.

У огузов и жены правителя-джабгу принимали участие в управлении государством. Они носили титул «хатун». Огузское государство опиралось на военную демократию. По этой причине в огузском обществе важную роль играли военачальники, которые назывались сюбаши.

У джабгу были и официальные советники, так называемые коль еркины. Народное собрание у огузов созывалось раз в год. В связи с усилением влияния феодальной аристократии вместо народного собрания коль еркины стали созывать совет знати, называвшийся канкаш. С расцветом огузского общества верховная власть управления страной стала принадлежать великому и малому курултаям. Свидетельством тому является эпическое летописное сказание «Огузнаме» (XIII в. Огузы делились на три основные группы племен и родов, называвшиеся бой, оба и кок. А они в свою очередь подразделялись на ур-ги и аймаки. Уругами являлись родовые и семейные кланы - общины. Судя по «Огузнаме», джабгу поделил свои владения на 12 аймаков. Огузские правители выбирались из наиболее могущественных ханских уругов - родовых семейных кланов. В основе избрания была привилегия на власть старшего по возрасту над младшим родичем.

Политическое положение.

Огузское государство подчинило себе печенегов, живших в то время между Волгой и Уралом (Яиком). В 965 году между огузским джабгу и киевским князем Святославом был заключен военный союз, направленный против хазар. Его результатом явился разгром Хазарского каганата.

Во внешней политике огузские правители преследовали две цели. Во-первых, захватить богатые лугопастбищные земли на берегах реки Дон, в Причерноморье, ради чего огузы воевали с Хазарским каганатом. Во-вторых, они стремились захватить важнейшие торговые пути, соединяющие Европу с Азией и пролегавшие через Поволжье, Мангистау и Устюрт.

Русские летописи свидетельствуют, что в 985 году князь Владимир в союзе с торками (огузами) совершил поход против волжских булгар в Поволжье.

Расцвет Огузского государства начался в период правления наследника хана Али - Шахмалика. Он в 1041 году завоевал Хорезм. Повторное нападение сельджуков привело к поражению огузов. Сам Шахмалик погиб под Хорезмом. В Огузском государстве начались раздоры и распри в борьбе за власть. Этой обстановкой воспользовались восточные соседи - кыпчакские племена. Огузское государство пало под их ударами. В XI веке кыпчаки окончательно вытеснили огузов с берегов Сырдарьи и Аральского моря. В начале XI века Огузское государство перестало существовать.

Торговля

В развитии международной торговли важную роль играл Великий Шелковый путь. Северная ветвь пути пролегала через юг Казахстана и Жетысу. По этому пути через города Суяб, Тараз и Испиджаб проходили торговые караваны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.116 с.)