Бронзовый век на территории Казахстана 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бронзовый век на территории Казахстана



Процесс овладения человеком навыками земледелия, переход от собирательства диких злаков, плодов и ягод к их выращиванию растянулся на многие тысячелетия. Время выведения культурных злаков определяется учеными VIII—VII тыс. до н. э., и произошло это скорее всего в горных районах Малой Азии. В VI—V тыс. до н. э. земледелие распространилось в Средней Азии, вначале на, юге Туркменистана, в предгорьях Копет-Дага. В горные и степные районы Казахстана земледелие пришло в эпоху бронзы в конце III тыс. н. э. Вместе с земледелием возникло и скотоводство. Ученые долго спорили, что

возникло раньше — земледелие или скотоводство. Сейчас ясно, что то и другое человек осваивал параллельно. Земледелие развивалось на плодородных почвах при достаточном количестве воды. В засушливых районах и на малоплодородных землях развивалось скотоводство. Там, где имелась вода, скотовод­ство сочеталось с земледелием. На рубеже первой-второй четверти II тыс. до н. э. в евразийских степях была изобретена бронза. Древние люди смогли путем добавления в медь олова сделать металлические изделия прочны­ми. Из бронзы научились отливать втульчатые

топоры и копья. Племена, обитавшие на территории Казахстана в эпоху бронзы, оставили археологические памятники (поселения, могильники, рудники, наскальные рисунки), которые относятся к андроновской археологической культуре (название дано по месту первых раско­пок могильника у с. Андроново, рядом с городом Ачинском в Южной Сибири). Раскопки здесь были проведены в 1913 г. Б. В. Андриановым. В 1927 г. археолог М. П. Грязнов обнаружил аналогичные погребения в Западном Казахстане и установил, что -памятники андроновской культуры распространены на обширной территории — от Минусинска на востоке до Урала на западе.-Позже андроновские памятники были найдены на юге Казахстана, в Семиречье и в Средней Азии.:

Один из сложных вопросов в изучении андроновской культуры связан с хронологией, определением временных рамок.,'Большин­ство исследователей делят время существования андроновской культуры на три периода: ранняя бронза — XVIII—XVI вв. до н. э.;„ средняя — XV—XII вв. до н. э.; поздняя — XII — начало VIII вв. до^ н. э. Эти периоды по наименованию первых обследованных памят­ников получили названия федоровский, алакульский, замараев-ский. Считалось, что они отражают разные этапы развития андроновской культуры. Но выяснилось, что федоровские памят­ники датируются временем не ранней, а средней бронзы, и стройная картина развития андроновской культуры нарушилась. Удалось определить, что федоровские памятники распадаются на ранние и поздние. Первая группа относится к XV—XIV вв., а вторая к XIII—XII вв. до н. э. Если ранние памятники найдены в Центральном Казахстане и на Урале, то поздние — на очень широкой территории: в Западной Сибири, на юге и юго- востоке Казахстана, в Средней Азии. Центром расселения федоровских племен, видимо, был Казахстан; они были вытеснены отсюда племенами алакульцев, которые пришли в Центральный Казах­стан из какого-то западного центра. Таким образом, алакульск^е и. фёдоровские влемена существовали памятники смешанного типа. В Семиречье формируются памятни­ки «семиреченского типа», на западе — «кожумбердинского». Андроновская культура не была монолитной: в ней выделяются варианты, отражающие характер культуры некогда живших пле­мен, поэтому принято говорить об андроновской культурной общности, объединяющей

ряд близких культур. Племена Центрального Казахстана. Одним из основных регио­нов распространения племен, входивших в состав андроновской общности, был Центральный Казахстан. Здесь обнаружены и обследованы многочисленные поселения, могильники, древние рудники, жертвенные места и наскальные рисунки — петроглифы, свыше 30 поселений и более 150 могильников'. Для андроновской культуры Центрального Казахстана характерны монументальность и сложность надмогильных сооружений, высокая строительная техника, связанная с обработкой камня. Ранний этап — нуринский — характеризуется преобладанием в погребальном обрядекремации (трупосожжения).' Встречаются захоронения, совершенные по обряду трупоположенйч. Могильни­ки, небольшие по размерам, состоят из земляныхь насыпей, вокруг которых сооружались круглые или прямоугольные оградки из каменных плит. Внутри ограды находилась могила, представляв­шая собой либо грунтовую прямоугольную яму, края которой обложены плитками (циста), либо каменный ящик. Сверху, после погребения, ямы перекрывались плитами,. Керамика представлена горшками, украик яными орнаментом. состоящим из

сочетаний треугольников и меадров, параллельных вдавлений. Украшалась тол! Ко верхняя часть сосудов. Найдены бронзовые круглые зеркала, бронзовые бусы. В захоронениях рядом обнаружены кости домашних животных. ' На следующем этапе — атасуйском — наблюдается широкое освоение территории, в том числе и полупустынных районов. Резко возросли масштабы горных работ, о чем свидетельствуют много­численные рудные разработки. Наиболее известные и исследован­ные могильники этого периода Былкылдак, Карасай, Темир-Астау, Карабие, Ельшибек, Бельасар. Большая группа могильников и поселений находится в долине р. Атасу. Внутри погребальных оград находились ямы, ящики, цисты. Преобладающим становится трупоположение в скорченном положении на боку. Поселения имеют своеобразную планировку: жилища, а их бывает от 10 до 80, располагаются по кругу, в центре которого находится загон для скота. Одно из хорошо изученных поселений Атасу имело площадь 15000 кв. м. и состояло из 35 землянок и хозяйственных построек. На поселениях и в могильниках при раскопках найдено большое количество бронзовых орудий, оружия, украшений. Поздний этап бронзы в Центральном Казахстане знаменуется формированием новой культуры — бегазы-дандыбаевской. Для нее характерно, с одной стороны, сохранение андроновских традиций, а с другой — появление новых элементов: особого типа надгробных сооружений, своеобразного погребального обряда, новых форм трупоположения

 

4.Андроновская историко-культурная общность: археологические памятники, периодизация и основные черты.

А.К.-одна из самых крупных культур эпохи бронзы в Европе и Азии. При всех локальных отличиях эти племена, распр. на обширной тер-ии, демонстрируют яркое культурное единообразие. Памятники распр. в Сибири, Приуралье, Казахстане, Ср.Азии. Название получила по месту находки первого памятника у села Андроново близ г.Ачинска в Юж.Сибири. Раскопки здесь были проведены в 1913г. Андрияновым. В 1927г. археолог Грязнов обнаружил аналогичные погребения в Зап.КЗ. и установил, что памятники А.К. распр. от Минусинска до Урала. Позже пам. А.К. были найдены на юге КЗ, в Семиречье, Ср.Азии. Осн.центр А.К. общности-на тер-ии КЗ. Формирование и сложение А.К. общности происходили в течение нескольких столетий, нач. с 3-2 тыс.до н.э. А.К. как единая общность форм. На тер-ии КЗ к 16-15 вв. до н.э. Внутри этого единства форм. Алакульская (ЦК, Семиречье и ЗК)и федоровская культуры(ВК, ЦК и Семиречье). А .К. делится на 3 периода: ранняя бронза (18-16дон.э.), средняя(15-12), поздняя(12-нач.8). Основные черты: комплекс. скот.-землед. хоз-во, жилища типа полуземлянки с хоз.пристройками, поселения город.типа (Аркаим)горное дело и металлургия, ювелир.искусство, ткачество, колесный транспорт(за счет этого перешли с кочевому скотоводству), керамика (геометр.рисунок), этнограф.признаки – погребальные обряды, сооружения в виде камен.оград (прямоуг.,кругл.,овал), умерших сжигали или хоронили в ящиках из камен.плит., антропол.тип.-европеоидный, поклонялись небу, солнцу, верили в загробную жизнь, культ предков, обычай поминовения, ритуал жертвоприношения(конь), обычай запрета(табу), культ огня(трупосожжение), материнский род сменился отцовским, родовая община разложилась, появляются 3 иерарх.группы (военная аристократия,жрецы и рядовые общинники), усилилась имущ.дифференциация. Археолог.памятники: Ц.К. -30 поселений и 150 могильников, р.Нура, Атасу, З.К. - поселение Тасты-Бутак, Ахмет Ауыл, Бесбай. В.К. –р.Иртыш, Бухтарма, Курчум, на Алтае и Тарбагатае, поселения Канай, Трудниково, Малокрасноярка. С.К. – Алексеевское, Садчиковское, Петровка и Боголюбово, Аркаим. Семиречьеи Ю.К. – могильникиТамгалы(Максимова, Ермолаева, 25 изображений божеств), Каракудук, горы Каратау, Ешки-Ольмес, мавзолеи Тегискен, Таутары.

 

5.Саки: источники, материальная и духовная культура, общественное устройство.

Эпоху господства кочевников в Казахстане в начале I тысячелетия до нашей эры принято называть «раннежелезный век», «эпоха ранних кочевников», «скифская эпоха, эпоха саков». Саки – это самоназвание племен кочевников евразийских степей. Свойственный сакам тип вооружения и конского убора, характерная одежда, «звериный стиль» в искусстве, подтвержденные археологическими раскопками на пространстве от Хуанхэ на востоке до Дуная на западе дают основания для общего названия той культурной общности, которая сложилась в степях в IX-VIII веках до нашей эры и просуществовала до III века до нашей эры. В древнеперсидских текстах племена периода раннего железа, кочевавшие к востоку от Волги, назывались именем сака, или саки. Сакские племена осознавали свою генеалогическую и культурную общность, это выражалось в единстве самоназвания, подтверждалось языковой близостью.
Письменные источники повествуют о том, что греки называли саков скифами, а персы – «туры с быстрыми конями». Туры в персидских источниках именуются саками, что значит «могучие мужи», а в сочинениях греческих авторов фигурируют под именем скифов, которое широко вошло в обиход, как синоним кочевников. В «Авесте» говорится, что туры и арии почитают «одних и тех же древних богов и молящих их о победе на одном языке» на берегах Амударьи и Сырдарьи, на Каспии и Арале, на Волге и в Прикамье. Туры – обладатели быстрых коней и тучных стад, просторных пастбищ и добрых повозок. Это народ, над которым властвуют воины-колесничие, цари, это народ скотоводов, чье имущество – быки, кони и верблюды, чья земля – пастбище, чья пища – молоко и мясо. Саки, были скотоводами, занимались разведением лошадей, крупного и мелкого рогатого скота, были великолепными наездниками и стрелками из лука. В персидских источниках назывались имена саекских племен и групп племен. В их числе саки-парадарайя (заморские саки, или заречные саки), саки-хаомоварга (саки, изготавливающие напиток хаому), саки-тиграхауда (носящие остроконечные шапки), саки-аримаспы (стерегущие золото грифов). они составляли единый, родственный по языку и этнокультурному складу массив племен и родоплеменных подразделений. По мнению ряда исследователей, саки-парадарайя расселялись в Приаралье, низовьях Сырдарьи и Амударьи или в Северном Причерноморье; саки-тиграхауда – в районе средней Сырдарьи и на Тянь-Шане; саки-хаомаварга – в долине Мургаба, озеро Балхаш, саки-аримаспы – на Алтае и Восточном Казахстане. По мнению К.А. Акишева, сакам-тиграхауда иранских письменных источников соответствуют скифы ортокарибантии, поскольку и то и другое слово значат «саки в остроконечных шапках». А поскольку одним из центров распространения монголоидов мог быть район Семиречья, он делает вывод о том, что саки-тиграхауда жили в Семиречье. Это предположение подтверждается и тем, что похороненный в кургане Иссык сакский царь «Золотой человек», носил на голове высокую остроконечную шапку. По мнению исследователя, в племенной союз этих саков входили также аксатаги, аристеи и, возможно, аргиппеи. Аргиппеи, жившие «у подножья высоких гор», скорее всего, размещались в юго-восточном Приуралье. Сакские племена аримаспов и «стерегущих золото грифов», располагались, возможно, на Алтае, где находились золотые рудники.

Политическая история, общественный строй сакских племен Применение железа и верховой лошади привело к переходу к новой тактике боя – массовой конной атаке. Это повышало роль рядовых общинников и лишало аристократию монополии в военном деле. Время воинов-колесничих ушло в прошлое. Более экономически независимые, чем оседлые земледельцы и скотоводы, рядовые общинники – саки, принимали большое участие в решении политических проблем. Инструментом этого участия стало народное собрание. Все полноправные члены общины периодически собирались для обсуждения внутренних и внешних проблем. Этот политический строй можно назвать прямой демократией, так как общинники напрямую участвовали в принятии решений, без каких-либо посредников. Его также можно назвать военной демократией, так как полноправными членами общины были только вооруженные мужчины, воины. То есть военная демократия – форма правления в сакском обществе, где основные вопросы решались народным собранием, но основу общества составляли воины. Из этого следует, что общество было военизированным. МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА САКОВ Важнейшим источником по истории сакских племен, их материальной, духовной культуре являются археологические памятники — могильники, наскальные рисунки, клады сакских вещей. Исследования археологов позволи­ли открыть яркую, самобытную культуру саков в разных регионах Казахстана. На территории Центрального Казах­стана, некогда занятой андроновской культурой эпохи бронзы, в VII—III вв. до н. э. сложилась так называемая тасмолинская культура, получившая свое название по имени хорошо обследован­ных могильников урочища Тасмола. Исследования проводили А. X. Маргулан, М. К. Кадырбасв. Особенностью устройства курганов этой культуры является наличие у некоторых из них каменных гряд или, как их условно называют «усов». Такие курганы представляют собой сложный погребальный комплекс из каменных сооружений нескольких вариантов. Обычно к основному кургану (большому) примыкает или находится на расстоянии с восточной стороны малый курган, от которого на восток отходят две дугообразные гряды шириной 1,5—2 м и длиной от 20 до 200 м и более. В большом кургане под насыпью находится погребение человека в грунтовой яме, в малом кургане под насыпью захоронена лошадь с деревянной посудой. В расположении курганов по отношению друг к другу имеются варианты: малый курган иногда расположен южнее, стоит на вершине большого или вовсе отсутствует. Устройство самих гряд до конца не выяснено. В одном случае это были приставленные один к другому каменные ящики, в другом — кольца, в третьем — вымостки. Однако очевидно, что они выполняли ритуальные назначения. Наиболее крупные могильники сосредоточены в пред­горьях Бугулы, Кзыларая, Каркары, Баян-Аула, Кызылтаса, Кента, Ортау, Улутау, Арганаты. В развитии тасмолинской культуры выделяются три этапа. Первый охватывает VII—VI вв. до н. э. К нему относятся могильни­ки Тасмола, Карамурун, Нурмамбет. Курганы имеют земляные или земляные, смешанные с камнем, насыпи. На втором этапе, в V—III вв. до н. э. традиции в погребальном обряде сохраняются, но исчезает обычай захоронения лошадей. На третьем этапе — III—I вв. до н. э. — сохраняются прежнее устройство и форма курганов, но в могилах появляются глиняные шаровидные сосуды с уплощенным дном.

 

6.Историко-культурное значение Великого Шелкового

Великий Шелковый путь - одно из наиболее значительных достижений в истории мировой цивилизации. Разветвленные сети караванных дорог пересекали Европу и Азию от Средиземноморья до Китая и служили в эпоху древности и средневековья важным средством торговых связей и диалога между культурами Запада и Востока. Наиболее протяженный участок пути проходил через территорию Казахстана и Средней Азии.

Главными воротами ВШП на восток было Жетысу. Основными торговыми центрами ВШП были города Тараз и Испиджаб. Из Отрара ВШП шел вдоль Сыр-Дарьи в ЗО.

В середине VI – VII веков, наиболее оживлённым становится, проходивший из Китая на запад через Семиречье и Южный Казахстан. Такое перемещение можно объяснить несколькими причинами: В Семиречье находилась ставка тюркских каганов, которые контролировали торговые пути через Среднюю Азию, во – вторых, дорога через Фергану стала опасной из – за междоусобиц, в – третьих, богатые тюркские каганы и их окружение стали крупными потребителями заморских товаров.

Через Шелковый путь шло основное число посольских и торговых караванов. В течение столетия он перетерпел изменения: одни участки приобретали особое значение, другие, напротив, отмирали, а города и торговые станции приходили в упадок.

Во время существования государства саков, усуней, кангюев во II – веке до нашей эры, когда Шелковый путь активно функционировал, в Казахстан проникает римское стекло, китайский шелк, зеркала и лаковые посуды. В этот период в долине Чу, Таласа и Сырдарьи, формируются городские центры который укрепляются стенами с башнями.

Во второй половине VI – века. Семиречье, Южный Казахстан вошли в состав Тюркского каганата. В конце VI – века происходило оживление Шелкового пути на участке Семиречья и Южного Казахстана. В Семиречье он стимулировал возникновения ряда городских центров, а на юге быстрому росту городов

7. Раскройте сущность неолитической революции

Неолитическая революция — переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и/или животноводстве

В результате того, что люди смогли освоить производство охотничьего оружия, значительно повышавшего эффективность их охотничьей деятельности, они смогли перейти к использованию ресурсов в новой для них экологической нише. Когда возможности этой ниши оказались исчерпаны, людям потребовалось перейти к использованию другой, еще не освоенной ими ресурсной ниши.

Людям для их пропитания требовалось мясо животных и плоды растений. В природе увеличение поголовья животных и плодов растений зависит от действия механизма естественного отбора.

Своей деятельностью люди вторглись в сферу действия объективных законов природы, регулирующих структуру биологических видов животных и растений, и изменили ее в своих интересах. В переходе именно к такой деятельности и состояла неолитическая революция в истории человеческих обществ.

До этого периода только механизм естественного отбора определял то, какие растения и в каком количестве будут произрастать на той или иной территории. Количество травоядных животных и птиц, обитавших на определенной территории, также определялось только действием механизма естественного отбора. После вмешательства людей в действие этого механизма, ситуация с произрастанием на определенной территории тех или иных растений и обитанием на ней тех или иных животных изменилась кардинальным образом. Теперь уже сами люди стали определять то, какие растения и в каком количестве будут произрастать на территориях, составлявших объект их хозяйственной деятельности. Таким же образом решался вопрос и о том, какие виды животных будут пастись на лугах, использовавшихся людьми для их разведения.

При сельскохозяйственном производстве растения, культивировавшиеся людьми, вытеснили все другие виды растений, произраставшие прежде на этих землях. С территорий, расположенных вокруг пастбищ с крупным и мелким рогатым скотом, изгонялись все дикие травоядные животные, уничтожались все хищники, являвшиеся угрозой для домашних животных. Люди делали все для того, чтобы культуры сельскохозяйственных растений и одомашненные животные оказались в условиях наиболее благоприятных для их произрастания и разведения.

В природных условиях вероятность того, что семена определенного вида растений попадут в благоприятную почву, очень незначительна. Большинство из этих семян разносится ветром, и попадают в среду непригодную для их произрастания. Большое количество этих семян склевывается птицами, поедается и вытаптываются животными. Часто вследствие засухи всходы и проросшие растения остаются без воды и высыхают. В естественных условиях кроме этих факторов существуют также и другие, от которых зависит произрастание нужных людям растений. В частности, большое значение на произрастание сельскохозяйственных культур имеет фактор наличия на возделываемых полях сорняков и насекомых-вредителей.

В результате сельскохозяйственной деятельности людей все эти факторы в значительной мере были устранены. Благодаря целенаправленной деятельности людей большая часть солнечной энергии, воды и минеральных веществ на определенной территории стала потребляться растениями, выращивавшимися людьми. Сельскохозяйственная деятельность людей предполагала вспашку земель для посева семян нужных им растений, своевременный полив, прополку сорняков, защиту всходов и урожая от поедания их животными и птицами.

При выведении людьми одомашненных животных и птиц из сферы действия механизма естественного отбора, их поголовье по сравнению с предшествовавшим периодом так же существенно возросло. Деятельность людей по разведению сельскохозяйственных животных и птиц состояла в обеспечении их кормами, кровом, лечением, защитой от хищников. Помимо этого люди осуществляли так же селекционную работу, которая значительно повышала эффективность их деятельности в области животноводства и птицеводства.

Таким образом, если прежняя ресурсная ниша была представлена охотничьими угодьями, то новая ресурсная ниша, к освоению которой приступила определенная часть первобытных племен, представляла собой нечто совершенно иное. Это был почвенный слой земли, обеспечивавший произрастание растений, использовавшихся людьми, как для собственного пропитания, так и для вскармливания одомашненных животных и птиц.

8. Письменные источники по истории древнего Казахстана (античные, китайские, древнеперсидские).
Письменные источники. Сведения по истории К. эпохи древности фиксировались письменно на различных языках: древнеперсидском, древнегреческом, латинском, китайском. Древнейшим письменным источником по истории народов Казахстана являются древнеперсидские надписи царей Дария 1 (522-486 гг. до н.э.) и Ксеркса (486-465 гг. до н.э.), составленный на трех основных языках – древнеперсидском, элансском и аккадском, употреблявшихся в Ахеменидской державе. Существовали так же и античные источники. Сведения о населении К. в древнюю Грецию поступали через Персию, а так же через греческие колонии в Причерноморье. Ряд ценных данных по истории Ахеменидского времени содержат свидетельства Ктесия, собранные в его сочинении «История Персии». Некоторое значение для изучения истории К. представляют собой сочинения греческих историков, описывавших походы Александра Македонского, в числе которых следует назвать Диодора, Помпея, Трога, Полибия. Важным источником для истории Ср. Азии и К. является «География» Страбона (1век до н.э.-1век н.э.) Определенную роль в изучении истории К. начиная со второго века до н.э. играют китайские источники.. Первые достоверные сведения о народах К. были получены от Чжан Цяня. Руководителя первого китайского посольства в западные области, посланного императором У-ди (140-86 гг. до н.э Среди династийных историй наиболее обширные данные о народах К. и Ср. Азии заключены в историческом труде «Исторические записки» Сыма Цяня (145-86гг до н.э.), в частности, в двух главах раздела «Жизнеописание»: «Повествование о сюнну» и «Повествование о Давани». Труд Сыма Цяня охватывает весь исторически обозримый период от мифических времен до времени жизни выдающегося историка.

 

9.Сако-сарматская эпоха: сведения письменных источников и археологические памятники.

Эпоха господства в каз.степях саков и сарматов принято обозначать либо археолог.терминами, либо этнограф. – «эпоха ранних кочевников», «скифская эпоха». В 1 тыс.дон.э. саки стали преемниками андроновцев. Сложный вопрос – этногенез саков (гипотеза: андроновский).

Источники: персидские (могучие мужи); в персидских клинописных надписях говорится о трех группах саков: парадарайя(заморские), хаомоварга(напиток хаома), тигрохауда (остр.шапки). По мнению Акишева сакам-тигрохауда в иранских пис.источ. соответствуют скифы ортокарибантии, поскольку оба означ. остр.шапки.; Бехистунская скальная надпись Дария 1(о саках, живших за Танаисом); персепольская надпись Ксеркса (о саках-хаомоварга). АНТИЧНЫЕ: термин «сармат» в античных с 3 в.дон.э.; греческие (скифы); античный автор Полиэн (о войнах саков с Дарием 1), эллинистические (саки и А.Македонский); Геродот (пришли из Азии, о вооружении, одноглазые мужи-аримаспы,говорят на 7 языках), Арриан (о массагетах, об институции царской власти, о сатрапах, военно-племенной аристократии), Страбон, древнеримский ученый I в.н.э. Плиний Старший, Юстин, Ксенофонт (при персах жил и видел, какие саки умелые всадники). иранские (туры с быстрыми конями), АССИРИЙСКИЕ (мраморная плита царя Ашшурбанапала).

Памятники: По мнению Акишева и Кушаева, мат.культура саков создана племенами-пришельцами - потомками андроновцев Ц.К. и Юж.СибириВажнейшим источником по истории сакских племен, их матер. и дух. культуре явл. археол.памятники – могильники, наскальные рисунки, клады сакских вещей. Ц.К. – 7-3вв.до н.э. тасмолинская культура: могильники урочища Тасмола – Маргулан и Кадырбаев (особенность - «усы»), множество могильников в предгорьях Бугулы, Кзылрая, Баянаула, Кента, Улытау. З.К. – (савроматы: аорсы, роксоланы; исседоны)-р.Узень, Эмба, Орь, Илек, Волга, Урал. С.К. - р. Тобол и Ишим. В.К. – на Алтае, р.Иртыш, склоны Калбинского хребта, предгорья Чингизтау и Тарбагатая; «царские» курганы Чиликтинской долины (Черников) – 7-6 вв.до н.э.; в 2003г. экспедиция Толеубаева еще один «царский» курган Чиликты; в 1999г. экс. Самашева - Берельские курганы. Ю.К. и Семиречье – (тигрохауда и массагеты) – Илийская долина, некрополи Бесшатыр, Иссыкский, Тургенский, Кегенский и Алексеевский. Бесшатыр(1 тыс.дон.э.) прав.берег р.Или 31 курган (5 в.дон.э.); Иссык(Заилийский Алатау)-серебр.чаша с 26 знаками – исследовал Аманжолов, Акишев (это свид-во сущ. письменности); могильники Уйгарак и Юж.Тегискен. Хорезмская экспедиция Толстова (городище Чирик-Рабад -столица приаральских саков). Культура саков достигла высокой степени развития. Главным компонентом в их искусстве был "звериный стиль", сложившийся в 7-6 вв.до н.э.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 963; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.136 (0.025 с.)