Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бронзовый век на территории КазахстанаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Процесс овладения человеком навыками земледелия, переход от собирательства диких злаков, плодов и ягод к их выращиванию растянулся на многие тысячелетия. Время выведения культурных злаков определяется учеными VIII—VII тыс. до н. э., и произошло это скорее всего в горных районах Малой Азии. В VI—V тыс. до н. э. земледелие распространилось в Средней Азии, вначале на, юге Туркменистана, в предгорьях Копет-Дага. В горные и степные районы Казахстана земледелие пришло в эпоху бронзы в конце III тыс. н. э. Вместе с земледелием возникло и скотоводство. Ученые долго спорили, что возникло раньше — земледелие или скотоводство. Сейчас ясно, что то и другое человек осваивал параллельно. Земледелие развивалось на плодородных почвах при достаточном количестве воды. В засушливых районах и на малоплодородных землях развивалось скотоводство. Там, где имелась вода, скотоводство сочеталось с земледелием. На рубеже первой-второй четверти II тыс. до н. э. в евразийских степях была изобретена бронза. Древние люди смогли путем добавления в медь олова сделать металлические изделия прочными. Из бронзы научились отливать втульчатые топоры и копья. Племена, обитавшие на территории Казахстана в эпоху бронзы, оставили археологические памятники (поселения, могильники, рудники, наскальные рисунки), которые относятся к андроновской археологической культуре (название дано по месту первых раскопок могильника у с. Андроново, рядом с городом Ачинском в Южной Сибири). Раскопки здесь были проведены в 1913 г. Б. В. Андриановым. В 1927 г. археолог М. П. Грязнов обнаружил аналогичные погребения в Западном Казахстане и установил, что -памятники андроновской культуры распространены на обширной территории — от Минусинска на востоке до Урала на западе.-Позже андроновские памятники были найдены на юге Казахстана, в Семиречье и в Средней Азии.: Один из сложных вопросов в изучении андроновской культуры связан с хронологией, определением временных рамок.,'Большинство исследователей делят время существования андроновской культуры на три периода: ранняя бронза — XVIII—XVI вв. до н. э.;„ средняя — XV—XII вв. до н. э.; поздняя — XII — начало VIII вв. до^ н. э. Эти периоды по наименованию первых обследованных памятников получили названия федоровский, алакульский, замараев-ский. Считалось, что они отражают разные этапы развития андроновской культуры. Но выяснилось, что федоровские памятники датируются временем не ранней, а средней бронзы, и стройная картина развития андроновской культуры нарушилась. Удалось определить, что федоровские памятники распадаются на ранние и поздние. Первая группа относится к XV—XIV вв., а вторая к XIII—XII вв. до н. э. Если ранние памятники найдены в Центральном Казахстане и на Урале, то поздние — на очень широкой территории: в Западной Сибири, на юге и юго- востоке Казахстана, в Средней Азии. Центром расселения федоровских племен, видимо, был Казахстан; они были вытеснены отсюда племенами алакульцев, которые пришли в Центральный Казахстан из какого-то западного центра. Таким образом, алакульск^е и. фёдоровские влемена существовали памятники смешанного типа. В Семиречье формируются памятники «семиреченского типа», на западе — «кожумбердинского». Андроновская культура не была монолитной: в ней выделяются варианты, отражающие характер культуры некогда живших племен, поэтому принято говорить об андроновской культурной общности, объединяющей ряд близких культур. Племена Центрального Казахстана. Одним из основных регионов распространения племен, входивших в состав андроновской общности, был Центральный Казахстан. Здесь обнаружены и обследованы многочисленные поселения, могильники, древние рудники, жертвенные места и наскальные рисунки — петроглифы, свыше 30 поселений и более 150 могильников'. Для андроновской культуры Центрального Казахстана характерны монументальность и сложность надмогильных сооружений, высокая строительная техника, связанная с обработкой камня. Ранний этап — нуринский — характеризуется преобладанием в погребальном обрядекремации (трупосожжения).' Встречаются захоронения, совершенные по обряду трупоположенйч. Могильники, небольшие по размерам, состоят из земляныхь насыпей, вокруг которых сооружались круглые или прямоугольные оградки из каменных плит. Внутри ограды находилась могила, представлявшая собой либо грунтовую прямоугольную яму, края которой обложены плитками (циста), либо каменный ящик. Сверху, после погребения, ямы перекрывались плитами,. Керамика представлена горшками, украик яными орнаментом. состоящим из сочетаний треугольников и меадров, параллельных вдавлений. Украшалась тол! Ко верхняя часть сосудов. Найдены бронзовые круглые зеркала, бронзовые бусы. В захоронениях рядом обнаружены кости домашних животных. ' На следующем этапе — атасуйском — наблюдается широкое освоение территории, в том числе и полупустынных районов. Резко возросли масштабы горных работ, о чем свидетельствуют многочисленные рудные разработки. Наиболее известные и исследованные могильники этого периода Былкылдак, Карасай, Темир-Астау, Карабие, Ельшибек, Бельасар. Большая группа могильников и поселений находится в долине р. Атасу. Внутри погребальных оград находились ямы, ящики, цисты. Преобладающим становится трупоположение в скорченном положении на боку. Поселения имеют своеобразную планировку: жилища, а их бывает от 10 до 80, располагаются по кругу, в центре которого находится загон для скота. Одно из хорошо изученных поселений Атасу имело площадь 15000 кв. м. и состояло из 35 землянок и хозяйственных построек. На поселениях и в могильниках при раскопках найдено большое количество бронзовых орудий, оружия, украшений. Поздний этап бронзы в Центральном Казахстане знаменуется формированием новой культуры — бегазы-дандыбаевской. Для нее характерно, с одной стороны, сохранение андроновских традиций, а с другой — появление новых элементов: особого типа надгробных сооружений, своеобразного погребального обряда, новых форм трупоположения
4.Андроновская историко-культурная общность: археологические памятники, периодизация и основные черты. А.К.-одна из самых крупных культур эпохи бронзы в Европе и Азии. При всех локальных отличиях эти племена, распр. на обширной тер-ии, демонстрируют яркое культурное единообразие. Памятники распр. в Сибири, Приуралье, Казахстане, Ср.Азии. Название получила по месту находки первого памятника у села Андроново близ г.Ачинска в Юж.Сибири. Раскопки здесь были проведены в 1913г. Андрияновым. В 1927г. археолог Грязнов обнаружил аналогичные погребения в Зап.КЗ. и установил, что памятники А.К. распр. от Минусинска до Урала. Позже пам. А.К. были найдены на юге КЗ, в Семиречье, Ср.Азии. Осн.центр А.К. общности-на тер-ии КЗ. Формирование и сложение А.К. общности происходили в течение нескольких столетий, нач. с 3-2 тыс.до н.э. А.К. как единая общность форм. На тер-ии КЗ к 16-15 вв. до н.э. Внутри этого единства форм. Алакульская (ЦК, Семиречье и ЗК)и федоровская культуры(ВК, ЦК и Семиречье). А .К. делится на 3 периода: ранняя бронза (18-16дон.э.), средняя(15-12), поздняя(12-нач.8). Основные черты: комплекс. скот.-землед. хоз-во, жилища типа полуземлянки с хоз.пристройками, поселения город.типа (Аркаим)горное дело и металлургия, ювелир.искусство, ткачество, колесный транспорт(за счет этого перешли с кочевому скотоводству), керамика (геометр.рисунок), этнограф.признаки – погребальные обряды, сооружения в виде камен.оград (прямоуг.,кругл.,овал), умерших сжигали или хоронили в ящиках из камен.плит., антропол.тип.-европеоидный, поклонялись небу, солнцу, верили в загробную жизнь, культ предков, обычай поминовения, ритуал жертвоприношения(конь), обычай запрета(табу), культ огня(трупосожжение), материнский род сменился отцовским, родовая община разложилась, появляются 3 иерарх.группы (военная аристократия,жрецы и рядовые общинники), усилилась имущ.дифференциация. Археолог.памятники: Ц.К. -30 поселений и 150 могильников, р.Нура, Атасу, З.К. - поселение Тасты-Бутак, Ахмет Ауыл, Бесбай. В.К. –р.Иртыш, Бухтарма, Курчум, на Алтае и Тарбагатае, поселения Канай, Трудниково, Малокрасноярка. С.К. – Алексеевское, Садчиковское, Петровка и Боголюбово, Аркаим. Семиречьеи Ю.К. – могильникиТамгалы(Максимова, Ермолаева, 25 изображений божеств), Каракудук, горы Каратау, Ешки-Ольмес, мавзолеи Тегискен, Таутары.
5.Саки: источники, материальная и духовная культура, общественное устройство. Эпоху господства кочевников в Казахстане в начале I тысячелетия до нашей эры принято называть «раннежелезный век», «эпоха ранних кочевников», «скифская эпоха, эпоха саков». Саки – это самоназвание племен кочевников евразийских степей. Свойственный сакам тип вооружения и конского убора, характерная одежда, «звериный стиль» в искусстве, подтвержденные археологическими раскопками на пространстве от Хуанхэ на востоке до Дуная на западе дают основания для общего названия той культурной общности, которая сложилась в степях в IX-VIII веках до нашей эры и просуществовала до III века до нашей эры. В древнеперсидских текстах племена периода раннего железа, кочевавшие к востоку от Волги, назывались именем сака, или саки. Сакские племена осознавали свою генеалогическую и культурную общность, это выражалось в единстве самоназвания, подтверждалось языковой близостью. Политическая история, общественный строй сакских племен Применение железа и верховой лошади привело к переходу к новой тактике боя – массовой конной атаке. Это повышало роль рядовых общинников и лишало аристократию монополии в военном деле. Время воинов-колесничих ушло в прошлое. Более экономически независимые, чем оседлые земледельцы и скотоводы, рядовые общинники – саки, принимали большое участие в решении политических проблем. Инструментом этого участия стало народное собрание. Все полноправные члены общины периодически собирались для обсуждения внутренних и внешних проблем. Этот политический строй можно назвать прямой демократией, так как общинники напрямую участвовали в принятии решений, без каких-либо посредников. Его также можно назвать военной демократией, так как полноправными членами общины были только вооруженные мужчины, воины. То есть военная демократия – форма правления в сакском обществе, где основные вопросы решались народным собранием, но основу общества составляли воины. Из этого следует, что общество было военизированным. МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА САКОВ Важнейшим источником по истории сакских племен, их материальной, духовной культуре являются археологические памятники — могильники, наскальные рисунки, клады сакских вещей. Исследования археологов позволили открыть яркую, самобытную культуру саков в разных регионах Казахстана. На территории Центрального Казахстана, некогда занятой андроновской культурой эпохи бронзы, в VII—III вв. до н. э. сложилась так называемая тасмолинская культура, получившая свое название по имени хорошо обследованных могильников урочища Тасмола. Исследования проводили А. X. Маргулан, М. К. Кадырбасв. Особенностью устройства курганов этой культуры является наличие у некоторых из них каменных гряд или, как их условно называют «усов». Такие курганы представляют собой сложный погребальный комплекс из каменных сооружений нескольких вариантов. Обычно к основному кургану (большому) примыкает или находится на расстоянии с восточной стороны малый курган, от которого на восток отходят две дугообразные гряды шириной 1,5—2 м и длиной от 20 до 200 м и более. В большом кургане под насыпью находится погребение человека в грунтовой яме, в малом кургане под насыпью захоронена лошадь с деревянной посудой. В расположении курганов по отношению друг к другу имеются варианты: малый курган иногда расположен южнее, стоит на вершине большого или вовсе отсутствует. Устройство самих гряд до конца не выяснено. В одном случае это были приставленные один к другому каменные ящики, в другом — кольца, в третьем — вымостки. Однако очевидно, что они выполняли ритуальные назначения. Наиболее крупные могильники сосредоточены в предгорьях Бугулы, Кзыларая, Каркары, Баян-Аула, Кызылтаса, Кента, Ортау, Улутау, Арганаты. В развитии тасмолинской культуры выделяются три этапа. Первый охватывает VII—VI вв. до н. э. К нему относятся могильники Тасмола, Карамурун, Нурмамбет. Курганы имеют земляные или земляные, смешанные с камнем, насыпи. На втором этапе, в V—III вв. до н. э. традиции в погребальном обряде сохраняются, но исчезает обычай захоронения лошадей. На третьем этапе — III—I вв. до н. э. — сохраняются прежнее устройство и форма курганов, но в могилах появляются глиняные шаровидные сосуды с уплощенным дном.
6.Историко-культурное значение Великого Шелкового Великий Шелковый путь - одно из наиболее значительных достижений в истории мировой цивилизации. Разветвленные сети караванных дорог пересекали Европу и Азию от Средиземноморья до Китая и служили в эпоху древности и средневековья важным средством торговых связей и диалога между культурами Запада и Востока. Наиболее протяженный участок пути проходил через территорию Казахстана и Средней Азии. Главными воротами ВШП на восток было Жетысу. Основными торговыми центрами ВШП были города Тараз и Испиджаб. Из Отрара ВШП шел вдоль Сыр-Дарьи в ЗО. В середине VI – VII веков, наиболее оживлённым становится, проходивший из Китая на запад через Семиречье и Южный Казахстан. Такое перемещение можно объяснить несколькими причинами: В Семиречье находилась ставка тюркских каганов, которые контролировали торговые пути через Среднюю Азию, во – вторых, дорога через Фергану стала опасной из – за междоусобиц, в – третьих, богатые тюркские каганы и их окружение стали крупными потребителями заморских товаров. Через Шелковый путь шло основное число посольских и торговых караванов. В течение столетия он перетерпел изменения: одни участки приобретали особое значение, другие, напротив, отмирали, а города и торговые станции приходили в упадок. Во время существования государства саков, усуней, кангюев во II – веке до нашей эры, когда Шелковый путь активно функционировал, в Казахстан проникает римское стекло, китайский шелк, зеркала и лаковые посуды. В этот период в долине Чу, Таласа и Сырдарьи, формируются городские центры который укрепляются стенами с башнями. Во второй половине VI – века. Семиречье, Южный Казахстан вошли в состав Тюркского каганата. В конце VI – века происходило оживление Шелкового пути на участке Семиречья и Южного Казахстана. В Семиречье он стимулировал возникновения ряда городских центров, а на юге быстрому росту городов 7. Раскройте сущность неолитической революции Неолитическая революция — переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и/или животноводстве В результате того, что люди смогли освоить производство охотничьего оружия, значительно повышавшего эффективность их охотничьей деятельности, они смогли перейти к использованию ресурсов в новой для них экологической нише. Когда возможности этой ниши оказались исчерпаны, людям потребовалось перейти к использованию другой, еще не освоенной ими ресурсной ниши. Людям для их пропитания требовалось мясо животных и плоды растений. В природе увеличение поголовья животных и плодов растений зависит от действия механизма естественного отбора. Своей деятельностью люди вторглись в сферу действия объективных законов природы, регулирующих структуру биологических видов животных и растений, и изменили ее в своих интересах. В переходе именно к такой деятельности и состояла неолитическая революция в истории человеческих обществ. До этого периода только механизм естественного отбора определял то, какие растения и в каком количестве будут произрастать на той или иной территории. Количество травоядных животных и птиц, обитавших на определенной территории, также определялось только действием механизма естественного отбора. После вмешательства людей в действие этого механизма, ситуация с произрастанием на определенной территории тех или иных растений и обитанием на ней тех или иных животных изменилась кардинальным образом. Теперь уже сами люди стали определять то, какие растения и в каком количестве будут произрастать на территориях, составлявших объект их хозяйственной деятельности. Таким же образом решался вопрос и о том, какие виды животных будут пастись на лугах, использовавшихся людьми для их разведения. При сельскохозяйственном производстве растения, культивировавшиеся людьми, вытеснили все другие виды растений, произраставшие прежде на этих землях. С территорий, расположенных вокруг пастбищ с крупным и мелким рогатым скотом, изгонялись все дикие травоядные животные, уничтожались все хищники, являвшиеся угрозой для домашних животных. Люди делали все для того, чтобы культуры сельскохозяйственных растений и одомашненные животные оказались в условиях наиболее благоприятных для их произрастания и разведения. В природных условиях вероятность того, что семена определенного вида растений попадут в благоприятную почву, очень незначительна. Большинство из этих семян разносится ветром, и попадают в среду непригодную для их произрастания. Большое количество этих семян склевывается птицами, поедается и вытаптываются животными. Часто вследствие засухи всходы и проросшие растения остаются без воды и высыхают. В естественных условиях кроме этих факторов существуют также и другие, от которых зависит произрастание нужных людям растений. В частности, большое значение на произрастание сельскохозяйственных культур имеет фактор наличия на возделываемых полях сорняков и насекомых-вредителей. В результате сельскохозяйственной деятельности людей все эти факторы в значительной мере были устранены. Благодаря целенаправленной деятельности людей большая часть солнечной энергии, воды и минеральных веществ на определенной территории стала потребляться растениями, выращивавшимися людьми. Сельскохозяйственная деятельность людей предполагала вспашку земель для посева семян нужных им растений, своевременный полив, прополку сорняков, защиту всходов и урожая от поедания их животными и птицами. При выведении людьми одомашненных животных и птиц из сферы действия механизма естественного отбора, их поголовье по сравнению с предшествовавшим периодом так же существенно возросло. Деятельность людей по разведению сельскохозяйственных животных и птиц состояла в обеспечении их кормами, кровом, лечением, защитой от хищников. Помимо этого люди осуществляли так же селекционную работу, которая значительно повышала эффективность их деятельности в области животноводства и птицеводства. Таким образом, если прежняя ресурсная ниша была представлена охотничьими угодьями, то новая ресурсная ниша, к освоению которой приступила определенная часть первобытных племен, представляла собой нечто совершенно иное. Это был почвенный слой земли, обеспечивавший произрастание растений, использовавшихся людьми, как для собственного пропитания, так и для вскармливания одомашненных животных и птиц. 8. Письменные источники по истории древнего Казахстана (античные, китайские, древнеперсидские).
9.Сако-сарматская эпоха: сведения письменных источников и археологические памятники. Эпоха господства в каз.степях саков и сарматов принято обозначать либо археолог.терминами, либо этнограф. – «эпоха ранних кочевников», «скифская эпоха». В 1 тыс.дон.э. саки стали преемниками андроновцев. Сложный вопрос – этногенез саков (гипотеза: андроновский). Источники: персидские (могучие мужи); в персидских клинописных надписях говорится о трех группах саков: парадарайя(заморские), хаомоварга(напиток хаома), тигрохауда (остр.шапки). По мнению Акишева сакам-тигрохауда в иранских пис.источ. соответствуют скифы ортокарибантии, поскольку оба означ. остр.шапки.; Бехистунская скальная надпись Дария 1(о саках, живших за Танаисом); персепольская надпись Ксеркса (о саках-хаомоварга). АНТИЧНЫЕ: термин «сармат» в античных с 3 в.дон.э.; греческие (скифы); античный автор Полиэн (о войнах саков с Дарием 1), эллинистические (саки и А.Македонский); Геродот (пришли из Азии, о вооружении, одноглазые мужи-аримаспы,говорят на 7 языках), Арриан (о массагетах, об институции царской власти, о сатрапах, военно-племенной аристократии), Страбон, древнеримский ученый I в.н.э. Плиний Старший, Юстин, Ксенофонт (при персах жил и видел, какие саки умелые всадники). иранские (туры с быстрыми конями), АССИРИЙСКИЕ (мраморная плита царя Ашшурбанапала). Памятники: По мнению Акишева и Кушаева, мат.культура саков создана племенами-пришельцами - потомками андроновцев Ц.К. и Юж.СибириВажнейшим источником по истории сакских племен, их матер. и дух. культуре явл. археол.памятники – могильники, наскальные рисунки, клады сакских вещей. Ц.К. – 7-3вв.до н.э. тасмолинская культура: могильники урочища Тасмола – Маргулан и Кадырбаев (особенность - «усы»), множество могильников в предгорьях Бугулы, Кзылрая, Баянаула, Кента, Улытау. З.К. – (савроматы: аорсы, роксоланы; исседоны)-р.Узень, Эмба, Орь, Илек, Волга, Урал. С.К. - р. Тобол и Ишим. В.К. – на Алтае, р.Иртыш, склоны Калбинского хребта, предгорья Чингизтау и Тарбагатая; «царские» курганы Чиликтинской долины (Черников) – 7-6 вв.до н.э.; в 2003г. экспедиция Толеубаева еще один «царский» курган Чиликты; в 1999г. экс. Самашева - Берельские курганы. Ю.К. и Семиречье – (тигрохауда и массагеты) – Илийская долина, некрополи Бесшатыр, Иссыкский, Тургенский, Кегенский и Алексеевский. Бесшатыр(1 тыс.дон.э.) прав.берег р.Или 31 курган (5 в.дон.э.); Иссык(Заилийский Алатау)-серебр.чаша с 26 знаками – исследовал Аманжолов, Акишев (это свид-во сущ. письменности); могильники Уйгарак и Юж.Тегискен. Хорезмская экспедиция Толстова (городище Чирик-Рабад -столица приаральских саков). Культура саков достигла высокой степени развития. Главным компонентом в их искусстве был "звериный стиль", сложившийся в 7-6 вв.до н.э.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1042; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.216 (0.015 с.) |