Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы и направления изучения Казахстана на западе в дореволюционный период

Введение

Актуальность дипломной работы вытекает из необходимости дальнейшего развития отечественной историографии, совершенствования методики и методологии исследования традиционного казахского общества в западной историографии, опыта постановки и организации, социальных и гуманитарных наук ведущих зарубежных странах. В этой связи на современном этапе возрастает роль и значение изучения становления и развития в Казахстане зарубежной историографии. Это стало возможным после обретения Казахстаном и другими центрально-азиатскими странами государственной независимости и выходом на мировую арену как самостоятельного субъекта международных отношений.

Важным направлением западной историографии явилось изучение Средней Азии и Казахстана получившее название «Среднеазиаведение». Зарубежными историографами внесен большой вклад в изучение истории и культуры народов Средней Азии и Казахстана. Специальные накопленное изучение зарубежной историографии, ее организационных основ, источниковой базы, методологии исследования представляют важный как для науки, так и практики интерес [1, с. 3].

Борьба за утверждение в сознании людей научно-объективных представлений об историческом развитии человеческого общества, как в прошлом, так и в новейшее время происходит ныне в условиях все большего выдвижения на передний план общечеловеческих интересов и ценностей. Концепция противоречивого, но в то же время целостного, взаимозависимого мира, которая является результатом нового политического мышления, помогает реалистически оценить окружающий мир, по-иному взглянуть на вопрос о соотношении и диалектической взаимосвязи прошлого и настоящего, историю международных отношений, методы идеологических и научных споров. Необходимость налаживания конструктивного взаимодействия государств и народов в масштабах всей планеты должна внести существенные изменения в наши отношения и подходы к немарксистской историографии, предполагает преодоление «образа врага», националистических, религиозных и др. стереотипов.

В числе «белых пятен» отечественной истории находятся проблемы истории изучения Казахстана в Западной Европе и США. Важно понять, как формируются позитивные и негативные стереотипы, насколько они устойчивы или изменчивы».

Дипломная работа представляет собой попытку комплексного исследования сложнейших задач, связанных с вопросами развития традиционного казахского общества в западной историографии, присоединения Казахстана к России, колониальной политики царизма в крае, национально-освободительной борьбы казахских трудящихся в дореволюционной и современной литературе.

Историография дипломной работы. Рассматривая интерпретацию важнейших проблем дореволюционной истории Казахстана в современной немарксистисткой историографии, необходимо отметить идейно-теоретические и гносеологические истоки исследований по тому или иному вопросу, акцентировать внимание на концепциях, которые наиболее актуальны в наше время. Тем самым критический анализ исследований западных авторов по дореволюционной истории Казахстана обращен не в прошлое, а тесно связан с сегодняшними задачами.

Среди литературы по этой проблеме были различные источники, которые содержали богатые сведения о социально - экономической, политической жизни, культуре, численности населения и территории Туркестана и «Киргизской степи». В ленинских трудах встречаются имена знаменитого русского географа П.П. Семенова - Тянь-Шаньского, одного из крупнейших естествоиспытателей XIX века. К.М. Бэра, автора двухтомной работы «Туркестан» И.В. Мушкетова, известного венгерского исследователя истории и этнографии среднеазиатских народов А. Вамбери, автора нашумевшей книги Дж. Кеннана «Сибирь и ссылка», где он впервые поведал западному миру об Абае Кунанбаеве; известного французского географа Жан Жака Элизе Реклю - автора работ «Новая всемирная география. Земля и люди» в 19 томах и «Человек и земля» в 6 томах; английских и американских дипломатов, публицистов и путешественников У. Маккензи, Дж. Керзон, Ю. Скайлер, причастных к изучению «туркестанской проблематики», в особенности, англо-русского соперничества в Средней Азии [2, с. 5].

В отечественной историографии обратил внимание на зарубежную литературу по истории и этнографии казахского народа Ч.Ч. Валиханов [3, с. 4]. Владея иностранными языками, он не только использовал в своих трудах сочинения известных французских историков Абеля Ремюзы, Г. Клапрота, Д. Эрбелона, братьев Амадея и Огюстена Тьерри, но и высказал ряд верных замечаний о них. Из числа работ, опубликованных в дореволюционный период, следует отметить книгу В.В. Бартольда «История изучения Востока в Европе и России», в которой предприняты усилия, представить вкратце основные этапы изучения Средней Азии в ряде западных стран [3, с. 6].

В.О. Ключевский одним из первых сделал, попытку комплексно изучить сведения, содержащиеся в сочинениях иностранных авторов, применив в своем обобщенном труде методику группировки и анализа информации записок не по хронологическому, а по тематическому принципу. Исследования в этом направлении продолжены трудами М.П. Алексеева, М.А. Полиевктова [2, с. 8], М.А. Алпатова [4], и других ученых. Сведения иностранцев о Казахстане, приведенные в трудах указанных историков, отрывочны.

Таким образом, историография истории дореволюционного Казахстана, не исчерпывается указанными трудами, важно отметить достаточную проработанность данной проблематики, но анализ изученности темы подтверждает заключение, что не стала предметом специального научного исследования. Эти обстоятельства обусловливают необходимость всестороннего изучения трудов западных историографов в рамках дипломной работы.

Целью дипломной работы является всестороннее изучение западной историографии о Казахстане. Реализация указанной цели предполагает последовательное решение следующих задач дипломной работы:

· выявить основные этапы и направления изучения Казахстана на западе

· рассмотреть труды о Казахстане в XIX-XX вв. в западной историографии;

· раскрыть вопросы социально-экономического развития кочевого общества казахов;

· определить проблемы присоединения Казахстана к России;

· изучить историко-этнографические исследования Казахстана.

Объектом дипломной работы являютсяосновные этапы и направления изучения Казахстана в странах Европы.

Предметом дипломной работы является изучение некоторых проблем истории кочевого общества казахов в западной историографии.

Научная новизна дипломной работы определяется тем, что она обусловлена комплексным подходом при раскрытии тех или иных вопросов учитывалась степень их общей изученности, наличие фундаментальных, прикладных, а также монографических исследований отдельных авторов по различным аспектам историографии истории Казахстана.

Методологическую и теоретическую основу дипломной работы составляют общепринятые научные принципы исследования исторических процессов и конкретных событий - историзма, научности и объективизма. Репрезентативность и достоверность результатов исследования обеспечивались использованием таких методов, как системный, структурно-функциональный, исторический, логический, социологический, сравнительный анализ.

Хронологические рамки дипломной работы определены самим процессом накопления исторических и этнографических знаний о Казахстане и их осмыслении в ведущих странах Запада.

Практическая значимость работы состоит в том, что тема дипломной работы представляет определенный интерес для исследователей, практических работников и студентов. Исследование может быть использовано в качестве учебно-методического и практического пособия для студентов по вопросам историографии истории Казахстана, новой истории Казахстана, теоретического источниковедения.

Структура дипломной работы: структура дипломной работы обусловлена целями и характером исследования для оптимального изложения полученных результатов. Дипломная работа включает в себя введение, 2 главы, объединяющие 6 подразделов, заключение и список использованных источников.

Заключение

Совокупный анализ источников и литературы по теме дипломной работы позволяет, таким образом, выявить основные этапы и направления, тематику историко-этнографического изучения дореволюционного Казахстана в Западной Европе и США очертить круг проблем, поныне привлекающих внимание зарубежных историков. История познания Казахстана иностранцами в дореволюционный период прошла три этапа (с древнего времени до конца XVIII в., с нач. в 50-60-х гг. XIX в. и с 60-х гг. ХIХ в. до 1917 г.), разделение на которые обусловливалось не только количественными и качественными параметрами процесса накопления, обобщения и осмысления исторических и этнографических материалов в западных странах; внутренними закономерностями развития исторической и этнографической наук, их становлением в этих странах в качестве самостоятельных дисциплин, но и внешними факторами. К числу последних относятся, в частности, внутренние и внешнеполитическое положение каждой из этих стран соперничество империалистических держав за среднеазиатский плацдарм завершение присоединения Казахстана к России. В результате многочисленных поездок, западными путешественниками, купцами, дипломатами, учеными, журналистами, военными, покрывшими своими маршрутами значительную часть территории Казахстана, был собран обширный полевой материал по этнографии и истории казахского народа. Они осветили в своих трудах обычаи, нравы, вероисповедание и жилища казахов, административное устройство, развитие земледелия, торговли, добывающей промышленности. Устойчивым объектом их интереса являлись традиционное кочевое скотоводство, маршруты кочевок и караванные пути в разных направлениях. Путешествия иностранцев по разным районам Казахстана доставили богатые сведения о развитии городской жизни, численности населения Чимкента; Аулие-Аты, Верного, Капала, Аягуза, Усть-Каменогорска, Семипалатинска Акмолинска, Уральска и Гурьева национальном и социальном составе жителей, архитектурных памятниках. Началось научное издание первоисточников на европейских и восточных языках, осуществлялся перевод ряда работ русских исследователей, а том числе и Ч. Валиханова на английский, французский и немецкий языки. Были достигнуты первоначальные успехи в изучении этнографии рода, его духовной ку древнетюркской письм. В процессе осмысления накопленных фактических материалов формировались исторические и философские концепции, с позиции которых западные исследователи пытались осветить тот или иной аспект жизни казахского и других восточных народов. Оживилась идея географического детерминизма, известная еще с античного времени. Широко распространились теории о «вечной борьбе» оседлого населения и кочевников, «несовместимости» западной и восточной культур. На буржуазную историографию оказывала влияние «теория героев». Многие из указанных идей и теории стали важными компонентами познавательной культуры в западных странах и приобрели методологическую функцию в исследованиях о казахском народе, написанных во второй половине XVIII - вплоть до начала XX в. Особенно широкое распространение получила идея эволюционизма. Под ее влиянием в буржуазной историко-этнографической литературе зародилось и развивалось географическое направление. Было бы неверным отрицать опрестоев общества у них, сильное влияние на буржуазную историографию истории Казахстана европоцентристских идей не давали возможность многим исследователям предоопределить основные вехи истории Казахстана.

После Октябрьской социалистической революции, несмотря на огромные трудности, вызванные противостоянием двух общественно-экономических формаций в деле налаживания и развития научных и культурных связей, процесс изучения Средней Азии и Казахстана за рубежом не прерывался, но приобрел новое содержание. Западные авторы уточняли и дополняли сведения и мысли об основных этапах генезиса казахского народа, о соотношении тюркского и монгольского компонентов в нем, казахских родах и их расселении по жузам, этнониме и этимологии термина «казах», формировании этнической территории, быте и обычаях. Но при всех своих отдельных творческих удачах и достижениях буржуазная историография не выработала, однако цельной концепции исторического развития казахского народа на отрицание эволюции социально-экономических отношений у кочевников.

Без информированности о том, что говорят и пишуто тебе и твое стране в других частях мира, будь то в соседнем государстве или за океаном, не могут быть достаточно эффективными деловые и культурные контакты с ними. Поэтому комплексное изучение идей, стереотипов и образа мыслей, сложившихся о казахском народе за рубежом должно служить взаимопониманию и сближению различных народов

Введение

Актуальность дипломной работы вытекает из необходимости дальнейшего развития отечественной историографии, совершенствования методики и методологии исследования традиционного казахского общества в западной историографии, опыта постановки и организации, социальных и гуманитарных наук ведущих зарубежных странах. В этой связи на современном этапе возрастает роль и значение изучения становления и развития в Казахстане зарубежной историографии. Это стало возможным после обретения Казахстаном и другими центрально-азиатскими странами государственной независимости и выходом на мировую арену как самостоятельного субъекта международных отношений.

Важным направлением западной историографии явилось изучение Средней Азии и Казахстана получившее название «Среднеазиаведение». Зарубежными историографами внесен большой вклад в изучение истории и культуры народов Средней Азии и Казахстана. Специальные накопленное изучение зарубежной историографии, ее организационных основ, источниковой базы, методологии исследования представляют важный как для науки, так и практики интерес [1, с. 3].

Борьба за утверждение в сознании людей научно-объективных представлений об историческом развитии человеческого общества, как в прошлом, так и в новейшее время происходит ныне в условиях все большего выдвижения на передний план общечеловеческих интересов и ценностей. Концепция противоречивого, но в то же время целостного, взаимозависимого мира, которая является результатом нового политического мышления, помогает реалистически оценить окружающий мир, по-иному взглянуть на вопрос о соотношении и диалектической взаимосвязи прошлого и настоящего, историю международных отношений, методы идеологических и научных споров. Необходимость налаживания конструктивного взаимодействия государств и народов в масштабах всей планеты должна внести существенные изменения в наши отношения и подходы к немарксистской историографии, предполагает преодоление «образа врага», националистических, религиозных и др. стереотипов.

В числе «белых пятен» отечественной истории находятся проблемы истории изучения Казахстана в Западной Европе и США. Важно понять, как формируются позитивные и негативные стереотипы, насколько они устойчивы или изменчивы».

Дипломная работа представляет собой попытку комплексного исследования сложнейших задач, связанных с вопросами развития традиционного казахского общества в западной историографии, присоединения Казахстана к России, колониальной политики царизма в крае, национально-освободительной борьбы казахских трудящихся в дореволюционной и современной литературе.

Историография дипломной работы. Рассматривая интерпретацию важнейших проблем дореволюционной истории Казахстана в современной немарксистисткой историографии, необходимо отметить идейно-теоретические и гносеологические истоки исследований по тому или иному вопросу, акцентировать внимание на концепциях, которые наиболее актуальны в наше время. Тем самым критический анализ исследований западных авторов по дореволюционной истории Казахстана обращен не в прошлое, а тесно связан с сегодняшними задачами.

Среди литературы по этой проблеме были различные источники, которые содержали богатые сведения о социально - экономической, политической жизни, культуре, численности населения и территории Туркестана и «Киргизской степи». В ленинских трудах встречаются имена знаменитого русского географа П.П. Семенова - Тянь-Шаньского, одного из крупнейших естествоиспытателей XIX века. К.М. Бэра, автора двухтомной работы «Туркестан» И.В. Мушкетова, известного венгерского исследователя истории и этнографии среднеазиатских народов А. Вамбери, автора нашумевшей книги Дж. Кеннана «Сибирь и ссылка», где он впервые поведал западному миру об Абае Кунанбаеве; известного французского географа Жан Жака Элизе Реклю - автора работ «Новая всемирная география. Земля и люди» в 19 томах и «Человек и земля» в 6 томах; английских и американских дипломатов, публицистов и путешественников У. Маккензи, Дж. Керзон, Ю. Скайлер, причастных к изучению «туркестанской проблематики», в особенности, англо-русского соперничества в Средней Азии [2, с. 5].

В отечественной историографии обратил внимание на зарубежную литературу по истории и этнографии казахского народа Ч.Ч. Валиханов [3, с. 4]. Владея иностранными языками, он не только использовал в своих трудах сочинения известных французских историков Абеля Ремюзы, Г. Клапрота, Д. Эрбелона, братьев Амадея и Огюстена Тьерри, но и высказал ряд верных замечаний о них. Из числа работ, опубликованных в дореволюционный период, следует отметить книгу В.В. Бартольда «История изучения Востока в Европе и России», в которой предприняты усилия, представить вкратце основные этапы изучения Средней Азии в ряде западных стран [3, с. 6].

В.О. Ключевский одним из первых сделал, попытку комплексно изучить сведения, содержащиеся в сочинениях иностранных авторов, применив в своем обобщенном труде методику группировки и анализа информации записок не по хронологическому, а по тематическому принципу. Исследования в этом направлении продолжены трудами М.П. Алексеева, М.А. Полиевктова [2, с. 8], М.А. Алпатова [4], и других ученых. Сведения иностранцев о Казахстане, приведенные в трудах указанных историков, отрывочны.

Таким образом, историография истории дореволюционного Казахстана, не исчерпывается указанными трудами, важно отметить достаточную проработанность данной проблематики, но анализ изученности темы подтверждает заключение, что не стала предметом специального научного исследования. Эти обстоятельства обусловливают необходимость всестороннего изучения трудов западных историографов в рамках дипломной работы.

Целью дипломной работы является всестороннее изучение западной историографии о Казахстане. Реализация указанной цели предполагает последовательное решение следующих задач дипломной работы:

· выявить основные этапы и направления изучения Казахстана на западе

· рассмотреть труды о Казахстане в XIX-XX вв. в западной историографии;

· раскрыть вопросы социально-экономического развития кочевого общества казахов;

· определить проблемы присоединения Казахстана к России;

· изучить историко-этнографические исследования Казахстана.

Объектом дипломной работы являютсяосновные этапы и направления изучения Казахстана в странах Европы.

Предметом дипломной работы является изучение некоторых проблем истории кочевого общества казахов в западной историографии.

Научная новизна дипломной работы определяется тем, что она обусловлена комплексным подходом при раскрытии тех или иных вопросов учитывалась степень их общей изученности, наличие фундаментальных, прикладных, а также монографических исследований отдельных авторов по различным аспектам историографии истории Казахстана.

Методологическую и теоретическую основу дипломной работы составляют общепринятые научные принципы исследования исторических процессов и конкретных событий - историзма, научности и объективизма. Репрезентативность и достоверность результатов исследования обеспечивались использованием таких методов, как системный, структурно-функциональный, исторический, логический, социологический, сравнительный анализ.

Хронологические рамки дипломной работы определены самим процессом накопления исторических и этнографических знаний о Казахстане и их осмыслении в ведущих странах Запада.

Практическая значимость работы состоит в том, что тема дипломной работы представляет определенный интерес для исследователей, практических работников и студентов. Исследование может быть использовано в качестве учебно-методического и практического пособия для студентов по вопросам историографии истории Казахстана, новой истории Казахстана, теоретического источниковедения.

Структура дипломной работы: структура дипломной работы обусловлена целями и характером исследования для оптимального изложения полученных результатов. Дипломная работа включает в себя введение, 2 главы, объединяющие 6 подразделов, заключение и список использованных источников.

Основные этапы и направления изучения Казахстана на западе в дореволюционный период



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.102 (0.013 с.)