Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция №1. Введение в историю Казахстана. Древнейшая история Казахстана

Поиск

Цели и задачи:

- Рассмотреть и сравнить различные системы периодизации истории Казахстана. Выявление этапов эволюции человека и общества в эпоху камня.

План:

1. Предмет и задачи истории Казахстана. Периодизация и хронология.

2. Источники по истории Казахстана. Историография истории Казахстана.

3.Общая характеристика эпохи камня.

4. Периоды каменного века (палеолит, мезолит, неолит, энеолит, стоянки человека

на территории Казахстана).

Литература:

1.История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 5 томах, Т.1,

Алматы,1996.

2. Тойнби Дж. Постижение истории. М., 1979.

3. Козыбаев М.К. История и современность. А., 1991.

4. Алпысбаев Х.А. Памятники нижнего палеолита Южного Казахстана. Алма-

Ата, 1979.

5. Таймагамбетов Ж.К. Палеолитическая стоянка им. Ч.Валиханова. Алма-Ата,

1990.

6. Медоев А.Г. Геохронология палеолита Казахстана. Алма-Ата,1982.

7. Кадырбаев А.Ш. История Казахстана: первобытный мир и древность. Алма-

ты,1998.

 

1.Историческая наука всегда имела большую значимость. Это касается всех отраслей истории, а особенно истории Казахстана. История – не сумма отдельных фактов, а живая, постоянно развивающаяся цепочка, звенья которой влияют друг на друга на протяжении веков и тысячелетий.

История Казахстана как учебная дисциплина решает следующие конкретные задачи:

Во-первых, задача познавательная, или гносеологическая, заключается в познании истории Казахстана.

Во-вторых, задача праксеологическая, которая заключается в получении навыков самостоятельного анализа исторических событий и явлений.

В-третьих, аксеологическая, то есть приобщение к собственной истории и формирование чувства сопричастности к ней.

В-четвертых, прогностическая, невозможна без решения предыдущих задач. На основе анализа сложных и многообразных исторических событий и явлений прогностическая задача направлена на предвидение их дальнейшего развития.

Наша с Вами задача – не только узнать историю Отечества, но и понять ее логику, научиться самостоятельно формулировать проблемы, искать пути их решения. Тем более, что нынешним студентам придется сталкиваться с новыми вызовами времени, обусловленными глобализацией. Задача вхождения Казахстана в новую эру, вхождения на условиях равного ведущим государствам во многом зависит от знания, понимания Отечественной истории. Наша задача – не только дать Вам сумму фактов, дат, имен, но и научить понимать, анализировать историю.

История Казахстана – составная часть мировой истории и уходит корнями в глубокую древность. Человек начал заселять и осваивать территорию Казахстана еще в каменном веке. Совершенствовался его физический тип, из собирателя он постепенно превращался в земледельца и скотовода, овладевал гончарным и горным ремеслами. Эти процессы происходили в рамках первобытнообщинного строя. Одновременно шел процесс усложнения общественных отношений: от первобытного стада к матриархату, от последнего к патриархату. Появились первые формы религии.

Разложение первобытнообщинного строя, образование государственных образований ранних кочевников знаменовало собой переход к новому строю – феодализму. Эти периоды казахской истории отражены в письменных источниках. Окончательно определились формы хозяйствования (скотоводство на большей части Казахстана, земледелие – в южных регионах), установились общественные отношения, характерные для феодализма. Именно в этот период появляется термин «тюрк», столь распространенный ныне. В период феодализма была создана высокоразвитая городская культура, до сих пор являющаяся предметом восхищения и изучения ученых всего мира.

Особо выделяется в истории Казахстана период монгольского нашествия, оказавший достаточно сильное влияние на изменение этнической, общественной ситуации в регионе.

Подробно будем мы рассматривать историю образования казахского народа и Казахского ханства, процесс присоединения Казахстана к России, мирный в начале, трагический на завершающем этапе, историю национально-освободительных движений 19-20 веков, образование казахской автономии Алаш-Орда, историю Казахстана советского периода и последних лет – вот круг вопросов которые входят в курс лекций по истории Отечества.

2. Откуда черпают ученые сведения о прошедшем? Конечно же, из исторических источников. В настоящее время выделяют различные группы исторических источников: археологические, вещественные, письменные, устные, изобразительные и этнографические.

Археологические источники позволяют нам реконструировать древнейшие периоды истории, дают представления о периоде палеолита, неолита, эпохи бронзы. Почти до 30-40-х годов ХХ века были неизвестны в полном объеме археологические материалы центрального, северного Казахстана. Масштабные экспедиции М.П.Грязнова, Б.Г.Гафурова, А.Х.Маргулана, А.Г.Медоева, А.Н.Формозова выявили существование уникальных культур эпохи неолита и бронзы. Современные археологи внесли огромный вклад в пополнение наших представлений о древних периодах истории. Ж.Таймагамбетов исследовал значительное количество стоянок эпохи палеолита на территории северного и центрального Казахстана. Памятники сакской эпохи активно исследовались в 60-80-е годы ХХ века Кемалем Акишевичем Акишевым, открывшем “Золотого человека”, а открытия 90-х годов – курган Берель в северо-восточном Казахстана были сделаны экспедицией Института археологии АН РК под руководством З.Самашева и дали уникальные материалы для изучения истории сакского общества.На рубеже новой эры письменные источники – греко-латинские, персидские, арабские, китайские сочинения, тюркские надписи на каменных стелах.

Из них мы получаем сведения о расселении племен на территории Казахстана, их передвижениях, взаимоотношениях с соседями на протоказахской территории.

История средних веков отражена в книгах собственно тюркских историков, филологов, философов, в сочинениях арабских, китайских летописцев, дневниках и трудах европейских путешественников и миссионеров (например, сочинения Аль-Фараби, Иугнеки, Яссауи, Беды Достопочтенного, Роджера Бэкона, Марко Поло и других, анналы английских монастырей).

К важнейшим историческим источникам относятся этнографические материалы, помогающие воссоздать, представить хозяйство, семейный быт, обычаи, обряды древнего населения.

Важными источниками являются данные истории казахского языка, изменения в словаре, заимствования из других – арабского, персидского, русского и др. – языков также важны для исследователя.

История казахов, как и многих кочевых народов, передавалась из уст в уста, от поколения к поколению, а потому к источникам по истории Казахстана относятся и сокровища устного народного творчества – эпосы, сказания, легенды, родословные (шежире), названия различных географических пунктов (Калмак-кырылган, Зайсан и др.). Таким образом, круг источников по истории Казахстана широк и богат, постоянно пополняется новыми и требует дальнейшей систематизации и изучения.

На новый уровень казахстанская историческая наука вышла после обретения суверенитета. Вначале появились статьи в различных изданиях, затем монографии ведущих историков по проблемам истории Казахстана. Например, книга С. Кляшторного и Т. Султанова «Казахстан. Летопись трех тысячелетий», «Алаш и Алаш-Орда» К. Нурпеисова, «Движение Алаш» М. Койгельдиева. В 1993 году был опубликован обобщающий труд историков «История Казахстана с древнейших времен до наших дней» (Очерк). Началось издание фундаментального труда «История Казахстана» в пяти томах, первый том был издан в 1996 году.

3. Периодизация истории человечества достаточно сложна, имеет несколько вариантов – археологический, геологический и другие. В истории чаще всего пользуются археологической схемой. В соответствии с ней вся история человечества делится на три больших этапа в зависимости от материала, из которого изготавливались орудия труда:

- каменный век (2,6 миллиона лет тому назад – конец III тысячелетия до н.э.);

- бронзовый век (с II тысячелетия до 1 тысячелетия до н.э.);

- железный век (с 1 тысячелетия до н.э.).

Первобытнообщинный строй – наиболее ранняя стадия развития человеческого общества и приходится на каменный и бронзовый века. Древнейший человек в своей эволюции прошел несколько последовательных этапов. В основе их лежит совершенствование техники обработки камня и связанный с этим рост производительности труда, материальной и духовной культуры.

Каменный век занял значительный временной отрезок, который делится, в свою очередь на три крупных периода – палеолит, мезолит, неолит. Именно тогда человек собственно и стал человеком – мыслящим, разумным существом, способным к абстракциям, преодолевшим животные инстинкты.

Эпоха палеолита – это эпоха древнего камня. Именно тогда совершился переход наших предков к прямохождению, а руки, освобожденные для новых операций, создали первые примитивные орудия труда из камня.

Древний каменный век, или палеолит делится на 3 длительных хронологических периода:

- ранний палеолит (дошелль, шелль, ашелль) – с 2,6 миллионов до 140 тысяч лет назад;

- Средний палеолит (поздний ашелль и мустье) – 140 – 40 тысяч лет назад;

- Поздний палеолит (ориньяк, соллютре, мадлен) – 40 – 10 тысяч лет назад.

На территории Казахстана очень много памятников эпохи палеолита. Два миллиона лет назад на территории Казахстана сложился новый тип климата, начался период антропогена, сформировался рельеф, в чем-то похожий на нынешний мелкосопочник. Климат был теплым и влажным, что способствовало росту богатой субтропической растительности. На основе геологических находок мы знаем животный мир, населявший территорию Казахстана в эпоху палеолита: верблюды-пребактерианы, мастодонты, шерстистые носороги, южные лесные слоны, лошадь Стенона, олени-маралы, бизоны, сайгаки.

Таким образом, появление человека на нашей территории пришлось на ранний или нижний палеолит, судя по находкам археологов в Южном Казахстане (в районе хребта Каратау), у поселков Конырдек, Борыказган, Танирказган. В это время отступали льды первого оледенения, которые при таянии превращались в реки, несшиеся вниз с гор, прокладывая русла в толще галечника. Речная галька стала одним из первых источников для изготовления первых простейших каменных орудий – рубил, скребков и других. Именно в нижнем палеолите техника обработки камня получила название «техника оббивки» или «галечная культура», поскольку сырьем в большинстве случаев служила обыкновенная речная галька.

Археологические находки дают основания считать, что редкое в палеолите население Казахстана распадалось на десятки замкнутых общин. На территории Казахстана памятники позднего палеолита находятся в районе северного Прибалхашья, на склонах горы Каратау (стоянка Ачисай), в районе Бухтармы, Иртыша (Новоникольское). На раскопанных стоянках изучены инвентарь, жилища, захоронения. В большинстве общин умерших хоронили прямо между жилищами, в других случаях покойников зарывали в стороне от поселений. Захоронение сопровождалось обрядами, такими, как осыпание праха охрой, украшение его ожерельями из раковин, клыков животных и т.п.

Инвентарь стоянок позднего палеолита представлен скребками, резцами, остроконечниками. Каменные орудия позднего палеолита представлены такими инструментами как нуклеус, рубила, отщепы, скребла, резцы, ножи, наконечники копий. Из кости человек изготавливал шила, иглы, лопатки и т.д.

Основным способом добычи пищи оставалась охота – загонная и облавная, возможная только при больших коллективах. Не теряло значения рыболовство, собирательство растительной пищи.

В палеолитическое время человек уже жил достаточно сложной духовной жизнью, у него появляются объекты поклонения – культы. Один из древнейших зафиксированных культов – культ женщины родоначальницы, хозяйки очага. Изображения палеолитических женщин покажутся нам несколько грубыми – зачастую голова только намечена, основной акцент делался на отличительные женские признаки. В это же время получает распространение культ охотничьей магии, в основе которого лежала вера в то, что через образ животного, воплощенного в рисунке, можно завладеть самим животным. Очень яркое отражение этот культ получил в первобытном искусстве. Росписи и гравировки на скалах, скульптуры из камня, глины, кости посвящены как правило либо женщине, либо промысловым животным. Какой бы памятник мы не взяли – всюду чувствуется мастерство художника. Многие палеолитические навыки изобразительного искусства утеряны человечеством.

4. Мезолит (X-VII тыс. лет назад) связан с прогрессом в обработке камня. Рельеф местности, флора и фауна стабилизировались и стали близки к современным условиям. Изменения климатических условий привели к исчезновению крупных животных. Охота на более мелкую дичь требовала совершенствования оружия, орудий и приспособлений для охоты и рыболовства. Наконечники и лезвия ножей, топоров, гарпунов делались теперь из костяных или каменных вкладышей - микролитов (вкладышевая техника изготовления орудий труда). Одним из важнейших достижений стало изобретение лука – оружия дальнего боя. Люди научились делать силки и охотничьи ловушки, бумеранги. К охоте и собирательству добавилось рыболовство.

Постоянные миграции травоядных животных – объектов охоты человека, более теплый климат привели к миграциям людей, освоивших в эту эпоху прибрежные зоны Ишима, Тобола, Иртыша, Приаралье и Прикаспий. Обнаружены мезолитические стоянки близ г. Петропавловска - Мичуринская, Боголюбова 2, Явленка 2; у Атбасара - Тельмана 7, 8а,9а,14а; у Караганды – Акимбек и Караганда; на берегу степной Чаглинки у Кокшетау –Виноградовка2а,12; в районе Торгайского прогиба – Дузбай 6; у Костаная – Дачная и Евгеньевка; Мангыстау – Кызылсу 1; Северо-Западный Устюрт (Айдабольская группа) и юго-западный Устюрт (Дефе-Чаганак).

В эпоху мезолита отмечены попытки людей плавать на бревнах. Началось одомашнивание животных – собаки, лошади, овцы, козы и других. Именно в эпоху мезолита появляются ударные музыкальные инструменты, зарождается рисуночное письмо.

Хорошо изучен на территории Казахстана неолит. Природная среда в эпоху неолита приняла современный вид. Состав животных также приблизился к современному. Это бизоны, лошади, дикие козлы, сайгаки, зайцы, утки. Большое значение в эпоху неолита играли охота и рыболовство.

Начало неолита падает на V тысячелетие до нашей эры. Неолит стал эпохой расцвета в использовании камня. Появились новые технологии его обработки – шлифование, сверление, пиление, заточка. Из камня изготавливались не только орудия охоты, но и топоры, мотыги, зернотерки, ступки, песты. Важнейшая черта этой эпохи, вошедшая в историю под названием “неолитической революции” – зарождение скотоводства и земледелия, пришедших на смену охоте и собирательству. У древнего населения Казахстана возникают зачатки горного дела и ткачества. С этого времени на территории Казахстана фиксируются глиняные изделия с острым дном.

Памятников неолита на территории Казахстана известно более 600. По типу расположения они делятся на 4 типа:

- Родниковые (временные, сезонные стоянки) – Ушбулак (ЮКО), северо-восточное Прибалхашье;

- Речные (наиболее распространенные в Казахстане) – Беркутты в Южном Казахстане, Космола (Приаралье), Кзыл-су (Восточно-казахстанская область);

- Озерные – Пеньки –1,2 (Павлодарское Прииртышье);

- Пещерные – Караунгур (ЮКО).

собенность стоянок неолита на территории Казахстана состоит в том, что они все – открытого наземного типа. Инструментарий, найденный на стоянках разнообразен: это и наконечники стрел, и топоры, и долота, ножи, скребки и т.п. Здесь же в большом количестве найдены кости животных (медведя, оленя, кабана, архаров, зайцев, барсуков, фазанов, черепах и т.д.).

рудиями труда были скребки, нуклеусы, топоры. Очень много на стоянках орудий из кости – шила, иголки, украшений из костей, бус. В большом количестве найдены и керамические изделия, украшенные примитивным орнаментом. Причем орнамент очень разнообразный, ритмичный. На многих костяных и каменных предметах, на стенах пещер появляются рисунки солнечной ладьи, следовательно уже существовал солярный миф. В Чулакских горах обнаружены изображения “хороводов”, движущихся животных. Скорее всего, они несли культовый смысл. В это время появляются примитивные духовые и струнные инструменты. Исследованные памятники эпохи неолита относятся к трем археологическим культурам – кельтеминарской (юго-западный Казахстан), атбасарской (центральный Казахстан), маханджарской (северный Казахстан).

ледующим, как бы переходным этапом от камня к первому металлу, был энеолит - медно-каменный век (III-II тыс. до н.э.). Появляются первые изделия из меди. Сначала человек использовал самородную медь, а затем бронзу. К каменным и костяным орудиям неолита добавились более твердые и острые орудия из бронзы, что повышало производительность труда, повышало урожайность. Энеолит в Казахстане представлен Ботайской культурой Кокшетауской области. Для нее характерно появление плоскодонной посуды, богато орнаментированной керамики. Начался постепенный переход от матриархата к патриархату.

одводя краткие итоги вышесказанному, мы видим, что в эпоху камня произошли коренные изменения. Фактически, человек стал человеком с только ему присущими интеллектуальными, нравственными, психологическими признаками.

Ключевые понятия: палеолит, мезолит, неолит, неолитическая революция, энеолит, нуклеус.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 767; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.178.16 (0.012 с.)