Казахстан в эпоху древности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Казахстан в эпоху древности.



Международная Образовательная Корпорация

SYLLABUS

 

 
История Казахстана (название дисциплины) 3 кредита Время по расписанию ассоц. профессор, к.и.н. Оржанова У.К. (должность, ученая степень, Ф.И.О. преподавателя) ФОиГН (факультет, группа) Officthours: по расписанию 1-2 семестр 2013-2014 учебный год

 

 

1. Назначение дисциплины

История Казахстана является самостоятельной дисциплиной в цикле социально-гуманитарных предметов и введен в 1992 в учебные планы всех специальностей бакалавриата вузов. Предметом изучения Истории Казахстанаявляется изучение возникновения и развития казахского этноса, его материальной и духовной культуры, форм государственности, государственно-правовых систем, общественно-политических и социально-экономических процессов на территории Казахстана на различных этапах истории.

Цель учебного курса дать необходимую сумму знаний, научно достоверные факты о содержании основных событий отечественной истории с древнейших времен до наших дней; а также заключается в комплексном осмыслении с новых теоретико-методологических позиций ключевых событий отечественной истории с древнейших времен до наших дней, формировании всесторонних представлений о месте и роли Казахстана в современном мире, его внутренней и внешней политике.

Задачи курса: проследить исторические этапы формирования казахской нации и государственности и осмыслить ключевые проблемы истории народа:

· этногенез, государственность, отношения с соседними этническими образованиями, государствами, национально-освободительные движения;

· осветить особенности развития древних и средневековых государств на территории Казахстана;

· проанализировать исторические особенности образования и развития Казахского ханства;

· выявить сущность и противоречия истории Казахстана в колониальный период и в советский период;

· раскрыть историческое содержание основных закономерностей политических, социально-экономических, культурных процессов на этапах становления независимого государства;

· выявить историческую роль Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А. Назарбаева в становлении и укреплении суверенного государства, в обретении Казахстаном достойного места в международном сообществе;

· проанализировать ход, этапы политического, экономического и социально-культурного реформирования в независимом Казахстане, проведения курса делимитации границ; перенос столицы и строительство города Астаны;

· раскрыть процесс вхождения страны в мировое и региональное сообщество государств как субъекта международных отношений;

· способствовать формированию гражданской позиции студентов, умения ориентироваться в событиях внутренней жизни государства и международных отношениях.

 

3. Данные о дисциплине:

Дисциплина «История Казахстана»

Распределение часов по рабочему учебному плану

 

Курс Семестр Количество кредитов Общая трудоемкость в часах   Контактные часы СРС (час)
Всего в том числе   Всего     в т.ч. СРСП
  Лекции Практические занятия Лабораторные занятия
              -   22,5
1,2* - 3* 135* 15* 10* 5* - 120* 3,75*

 

4. Пререквизиты дисциплины: при изучении данного курса студенты опираются уже на приобретенные знания в ходе изучения «История Казахстана» в школе. Изучение данного курса требует знания карты Казахстана и Средней Азии в разные эпохи как важного компонента подхода к изучению предмета.

Постреквизиты дисциплины: знания данной дисциплины необходимы при изучении дисциплин «Современная всемирная история», «История внешней политики РК» и др.

5. Краткое описание: Предметом изучения данной дисциплины являются вопросы Истории Казахстана с древнейших времен до наших дней. Курс предназначен для студентов-бакалавров первого года обучения и изучает основы научной периодизации истории Казахстана, хронологию, общее понятие об историографии и источниках истории Казахстана: их виды и типологию. Программа составлена по хронологическому принципу и раскрывает основные события истории Казахстана в древности, средние века, в новое и новейшее время.

Знание об истории Казахстана позволит студентам осуществить академическую мобильность согласно кредитной технологии обучения и принципам Болонского процесса.

Согласно современным требованиям к уровню достижений результатов обучения и на основе Дублинских дескрипторов по окончании изучения дисциплины «История Казахстана» студенты должны

иметь представления: о состоянии развития исторической науки на современном этапе; об исторических научных школах Казахстана; о роли исторической науки в развитии общества; о понятийном категориальном аппарате исторической науки на всех этапах ее развития; о научно- методологических направлениях в мире.

знать: основные этапы истории Казахстана с древнейших времен и до наших дней; главные вопросы и проблемы курса; определенное количество необходимого фактического материала; основную литературу по разделам и проблемам истории Казахстана; основы работы с историческими картами.

уметь: владеть методикой выполнения самостоятельной работы; логически мыслить, свободно дискутировать по мировоззренческим и методологическим проблемам истории

быть компетентным: в политических, этнических, социально-экономических и духовно-культурных аспектах важнейших событий, явлений, процессов, происходивших в историческом пространстве - времени; закономерностях исторического развития страны с древнейших времен до наших дней.

 

Силлабус

Содержание лекционных занятий для студентов очного отделения

Тема 1*. Введение.

Предмет, цели и задачи курса «История Казахстана». Отечественная и зарубежная историография. Новые концептуальные подходы в изучении истории Отечества. Государственная программа «Культурное наследие» и совершенствование источниковой базы изучения истории. Периодизация Истории Казахстана. Формационный и цивилизационный подход в изучении Истории Казахстана. Постмодернизм.

Модуль- I

Казахстан в эпоху древности.

Тема 2*. Каменный век на территории Казахстана.

Древняя история Казахстана

Тема 3*. Бронзовый век. Общая характеристика и периодизация эпохи бронзы. Переход к производящим формам хозяйства и принципы функционирования хозяйственно-культурной системы Великой степи в древности. Комплексный (скотоводческо-земледельческий) характер экономики населения Казахстана в эпоху бронзы. Распространение боевых колесниц. «Андроновская культура» (18 – нач. 8 вв. до н.э.), основные признаки. Периодизация андроновской культуры: ранний, развитый, поздний этапы. Появление гончарного круга.

Поселения эпохи бронзы. Переход к патриархату. Рост имущественного неравенства, выделение военной аристократии, распад родовой структуры на экономически самостоятельные большие семьи. Формирование культурных общностей. Принадлежность «андроновцев» к протоевропейской расе и место «андроновского» компонента в дальнейшем расогенетическом процессе на территории Казахстана. Вопросы языка и мифологии населения Казахстана в эпоху бронзы: арийские (восточно-иранские) корни культуры.

Бегазы-дандыбаевская культура Центрального Казахстана. Джезказган – важнейший металлургический центр древности. Эволюция архитектурно-строительных форм жилых и культовых сооружений. Некрополи. Памятники Северного, Западного и Восточного Казахстана. Протогорода Казахстана: поселение Аркаим. Культура населения Южного Казахстана и Жетысу. Тагискенские мавзолеи – выдающиеся памятники поздней бронзы Казахстана. Петроглифы Казахстана: Тамгалы-тас, Ешкиольмес и др. и их место в культурном наследии страны.

 

Тема 4*. Ранние государственные образования.

Письменные источники о племенах Казахстана в эпоху раннего железа. Скифско-сакская общность (7-3 вв. до н.э.). Прогрессирующая аридизация климата как главная причина генезиса номадизма. Нач. l тыс. до н.э. – превращение кочевого скотоводства в господствующую форму хозяйства и рождение конно-кочевой цивилизации евразийских номадов. Номадизм как адекватный ответ человека на вызов природы и крупный экономический прогресс в конкретно-исторических условиях древнего Казахстана. Резкое возрастание мобильности и миграционной активности населения, военных предприятий пассионарных групп кочевников. Высокий уровень военной организации. Вооружение воина-всадника. Этнопсихология и традиции носителей номадической цивилизации. Появление юрты – переносного жилища кочевников.

Политическая история саков: перманентные войны с Ахеменидским Ираном (6в. до н.э.), отражение завоеваний Александра Македонского (4в. до н.э.).

Сакская культура – оригинальный синтез достижений культуры и искусства номадов и древних цивилизаций Востока. Письменность, искусство «звериного стиля», мифология и религия. Социальное устройство: рост имущественного и социального неравенства, сложение племенных союзов и их консолидация в этнопотестарную общность, признаки протогосударства. Земледелие, ремесло, торговля. Селения и городища. Связи с Ассирией, Мидией, Парфией, Ираном. Савромато-сарматская культура Западного Казахстана. Особенности развития племён Арало-Каспийского региона. Курганы Иссык, Чиликты – яркие памятники сакского наследия Казахстана.

Гунны (Хунну). Этнолингвистическая ситуация в Центральной Азии в середине l тыс. до н.э. Сложение прототюркских языков в среде «алтайских» племён Восточной Сибири и восточной части Центральной Азии. Правитель Модэ и создание первой кочевой империи в Центральной Азии (3в. до н.э. – l в. н.э.). Информация о кочевых племенах, северо-восточных соседях Китая в «Исторических записках» Сыма Цяня, династийных хрониках. Взаимоотношения с ханским двором: войны, периоды перемирия, дипломатия и торговля. Покорение юечжийских племён. Гунно-китайские войны. Общественное и государственное устройство гуннского общества. Правящая династия. Иерархия родов и племён. Десятичная система военной организации. Скотоводство, земледелие, ремесло. Письменность и города. Поклонение Тенгри. Кризис государства, раскол гуннов на северных и южных. Миграция гуннских племён в Восточный Казахстан и Жетысу. Создание государства Юэбань (2–5вв. н.э.). Усиление процесса этнокультурного взаимовлияния, метисации и начало доминирования тюркского языка на территории Казахстана.

Усуни и кангюи (2в. до н.э. –5в. н.э.). Известия об усунях и кангюй в китайских источниках. Преемственность с этнокультурным наследием саков. Государство усуней с центром в Жетысу. Государственное объединение кангюев в Южном Казахстане. Взаимоотношения с Китаем, гуннами. Экономика, преобладание полукочевого скотоводческого хозяйства, коневодства у усуней. Земледелие и оседлость. Материальная культура. Родоплеменная структура – основа военной и государственной организации. Политические и этнокультурные связи усуней и кангюев с Китаем, гуннами, государствами Средней Азии. Зарождение Великого Шёлкового пути. Дискуссии о языковой принадлежности саков, усуней, кангюй, юечжи.

Тема 5*. Государства раннего средневековья (6–10вв.)

Древнейшие ареалы тюркского этно- и глоттогенеза – территория от Алтая до Хингана. Изменение этноязыковой среды в евразийских степях в l тыс. н.э. Термин «тюрк» и его значение в разные эпохи. Общая характеристика древнетюркской эпохи (6–9вв.). Этапы этногенеза тюрков-туцзюев, преемственность с историей позднегуннской конфедерации племён. Создание союза десяти племён на Алтае. Политическое усиление древних тюрков и образование государства (каганата). Бумын-каган и его брат Истеми. Великий тюркский каганат (552 – 603 гг.) – первая евразийская кочевая империя. Борьба с жужанями, завоевания и миграции на запад. Интеграция территории Казахстана в новую центральноазиатскую империю и процессы её окончательной тюркизации.

Период наивысшего могущества государства при Муган кагане и Таспар кагане. Взаимоотношения с Византией, Ираном и Китаем. Международное признание Тюркской империи. Кризис и распад государства как следствие комплекса внутренних и внешних факторов (династийная борьба, централизация Китая, джут и пр.). Сосуществование и смена однотипных в плане социально-политической организации и культуры государственных образований (каганатов), идентифицируемых с раннефеодальными – характерная черта эпохи после распада Великого Тюркского Эля. Направленность миграционных потоков и постепенного смещения центров тюркского этно- и культурогенеза с востока на запад и возрастание роли контактов с «внешним миром».

Западно-Тюркский каганат (603-704 гг.) «Он ек ели» - и его ядро в Жетысу. Военно-административная система, этносоциальная структура. Тюрко-согдийский синтез как основа раннесредневековой городской культуры Южного Казахстана и Жетысу. Межплеменные усобицы. Китайская агрессия и утрата политической самостоятельности (период правления каганов-марионеток). Реставрация западно-тюркской государственности тюргешами.

Тюргешский каганат (704-756 гг.). Начало государственности тюргешей в контексте сложной геополитической ситуации в Центральной Азии VIII в. Прокитайские и антикитайские тенденции в среде тюргешской аристократии. Завоевание арабами Средней Азии (Мавераннахра). Факторы, побудившие тюргешей к участию в антиарабской борьбе населения Согда: традиции патроната и взаимных обязательств, подстрекательство танского Китая, участие в качестве наёмников и др. Поражение Сулук-кагана от арабов, 20-летняя борьба между кара-тюргешами и сары-тюргешами, китайская военная интервенция и оккупация Жетысу.

Модуль 2

Содержание практических занятий

Модуль - 1

Практическая № 5. Образование казахской народности и Казахское ханство в XV-XVI веках. (1 ч)

1. Этнические процессы на территории Казахстана и формирование казахской народности.

2. О происхождении этнонима «казах».

3. Образование и укрепление казахского ханства.

4. Образование казахских жузов, их этнический состав.

5. Социально-экономическое и политическое положение Казахского ханства в XVI веке.

Модуль -2

График СРС и СРСП

Недели Номер занятия по Syllabus СРС В т.ч.СРСП (Office-hours)  
Тема и вид задания Сроки выполнения (недели) Тема и вид задания Сроки выполнения (недели)  
начало конец   начало конец  
                 
Модуль 1  
  Л1   Древнейшая история Казахстана и эпоха бронзы.     Каменный век на территории Казахстана.      
  Л2 П2 Ранние государственные образования.     Саки: политическая история, хозяйство и культура.      
  Л3 П3 Казахстан в средние века (VI- нач. XIIІ вв.).     Экономическая и культурная жизнь Казахстана в средние века (VI- нач. XIIІ вв.).      
  Л4 П4 Казахстан в период монгольского завоевания и средневековые государства (XIIІ-XVвв).     Культура Казахского ханства (XV-XVIІ вв).      
  Л5 П5 Образование казахской народности и Казахское ханство в XV-XVI веках.     Военное искусство казахов в XV-XVIІ вв.      
  Л6 П6 Политическое и социально-экономическое положение Казахского ханства в XVII-XVIII вв..     Казахско-джунгарские войны (XVІІ-XVIІІ вв.)      
  Л 7 П7 Национально-освободительное движение казахского народа в условиях утраты государственной независимости и суверенитета.     Присоединение Казахстана к России.      
  Л 8 П8 Социально-экономическое и политическое развитие Казахстана в XIX - начале XX века.     Национально-демократическое, реформаторское движения в Казахстане в начале ХХ века.      
Модуль 2          
  Л9 П9 Политические события и государственные изменения в Казахстане в 1917-1925 гг..     Падение царизма и установление советской власти.      
  Л10 П10 Социально-экономическое строительство и общественно-политическая ситуация в период установления тоталитарной системы.     Трагедия казахского аула в годы коллективизации. Индустриализация: характер, темпы, масштабы.      
  Л11 П11 Казахстан в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.     Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: истоки, итоги, уроки.      
  Л 12 Казахстан в период восстановления народного хозяйства и «развитого социализма» (1946 - 1985 гг).     Казахстан в послевоенные годы (1946-1964 гг.). Казахстан во ІІ половине 1960-х – І половине 1980-х гг.      
  Л13 П13 Казахстан в 1985-1991 годы. Провозглашение независимости Казахстана.     Декабрьские события 1986 года в Казахстане и их историческое значение.      
  Л14   Государственное строительство Республики Казахстана и внешняя политика.     Распад СССР и провозглашение Республики Казахстан.      
  П15 Социально-экономическая и духовная жизнь суверенного Казахстана.     Общественно-политическое развитие Казахстана в 1991-2013 годы.      
                               

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

1. Введение в историю Казахстана

2. Казахстан в эпоху древности

3.Каменный век на территории Казахстана

4. Эпоха бронзы и ранних кочевников

5. Казахстан в сако-сарматскую эпоху

6. Казахстан в средние века

7. Степная цивилизация тюрков

8. Казахстан в монгольскую эпоху

9. Казахстан в новое время

10.Основные этапы борьбы казахского народа за независимость и государственную самостоятельность

11.Казахстан в новейшее время

12.Социализм в судьбе Казахстана

13.Независимый Казахстан

14.Эволюция государственности на территории Казахстана

15.Возрождение государственной независимости Казахстан

16.Этапы становления суверенитета Республики Казахстан

17.Основные приоритеты развития современного Казахстан

18.Развитие внешнеэкономических и внешнеполитических инициатив и связей Казахстан

19.Внутренняя и внешняя политика Казахстана на современном этапе

20.Проблемы национальной безопасности в Казахстане и сопредельных ригиона

21.Историческое значение саммита ОБСЕ в г.Астане

Примерная тематика рефератов

Первобытный мир – колыбель отечественной истории

Андроновцы.Бегазы – Дандыбаевская культура

Казахстан – родина зороастризма

Саки: политическая история, хозяство и культура

Усуни и кангюи. Истоки дипломатии

Сюнну, хунну, гунны

Атилла – вождь гуннов

Уроки древней истории Казахстана

Культура Казахстана в средние века

Великий Шелковый путь и степная цивилизация тюрков

Культура Казахского ханства (XV-XVIl)

Казахско-джунгарские войны XV-XVII

«Актабаншубырынды» - «Годы великого бедствия»

Военное искусство казахов в XV-XVII вв.

Казахстан – колония российской империи

Культура Казахстана XVII в.

Культура Казахстана XIX в.

Культура Казахстана в начале XX в.

Национально – демократическое реформаторское движения в Казахстане в началеXX в. Казахстан в 1917году.

Разрушение традиционной структуры Казахстана

Трагедия казахского аула в годы коллективизации

Особенности утверждения сталинизма и тоталитарной системы в Казахстане

Депортация народов в Казахстан – преступление тоталитаризма

Великая Отечественная война 1941 – 45 гг. истоки итоги, уроки

Социально – экономическое развитие Казахстана 1950 годах 1980 годах

Казахстан в эпоху реформ М. Горбачаева

Декабрьские события 1986 г. В Казахстане и их историческое значение

Возрождение государственной независимости Казахстана: сущность и значение

Провозглашение независимости республики

Выборы первого Президента Казахстана

Сущность содержание и значение социально – экономических реформ в Республике Казахстан

Конституция Республики Казахстан

Астана – столица суверенного Казахстана

Стратегия «Казахстан - 2030»

 

Основная литература:

1. Асфедияров С. Д. История с древнейших времен. – Алма – Ата, 1993.

Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан – Летопись трех тысячелетий. - Алматы, 1992.

2.Левшин А.И. Описание киргиз – казачьих, или киргиз – кайсацких, орд и степей/Сост. И.В.Еровеева – Алматы, 1996.

3.Казахстан в начале 20 века: методология, историография, источниковедение. В 2 – х частях. – Алма – Ата, 1993-1994.

4.Байпаков К.М. История древнего Казахстана. – Алматы, 19996.

5.История Казахстана. В 5-ти томах. Т. 1, 2, 3, 4, 5. – Алматы, 1996, 1998, 2001,2010

6.Казакстан тарихы. 5 – томдык. 1,2,3,4, 5 т. – Алматы, 1996, 1998, 2002, 2010

Дополнительная литература:

1.Акишев К.А. Искусство и мифология саков. – Алма – Ата, 1984.

2.Ахинжанов С.М., Макарова Л. А., Нурумов Т.Н. К история скотоводства и охоты в казахстане. – Алма – Ата,1992

3.Акынжанов С.М. Қазақтың тегі туралы. – А.,1957

4.Абусентова М.Х Казакстан и Центральная Азия в 15-17 вв.; История, политика, дипломатия. – Алматы,1998

5.Абдиров М.Ж. История казачества Казахстана. – Алматы,1994

6.Алимбай Н.А., Муканов М.С., Аргынбаев Х.А. Традиционная культура жизнеобеспечения казахов: Очерки теории и истории. – Алматы, 1998

7.Алдажуманов К.С., Козыбаев М.К. Тоталитарный социализм: реальность и последствия. – Алматы, 1997

8.Абылхожин Ж.Б. Очерки социально – экономический истории Казахстана. 20 век. - Алматы,1997

9.Алтаев А.Ш., Жангуттин Б.О. Краткие очерки истории Казахстана. Алматы,2008

10.Аманжолов К. Түркі халықтарынның тарихы. –А.,2000

11.Аманжолова Д.А. Казахскийавтономизм и Россия. История движения Алаш (1905-1920). М.,1994

12.Аныракайскийтреугольник:историко-географический ареал и хроника великого сражения. Алматы,2008

13.Аспандияров Б. Образование Букеевской орды и ее ликвидация. Алматы,2007

14.Ахмет А.К. Каратай хан. Алматы,2007

15.Ахметова У. Арынгазы хан (1786 – 1833). Актобе,2004

16.Байтурсынов А. Ак жол. Алматы,1991

17.Бекмаханов Е.Б. Казахстан в 20-40-ые годы ХIХ века.-Алматы,1992.

18. Бекмаханов Е.Б. Присоединение Казахстана к России. - Алма- Ата, 1957.

19. Бөкейханов Ә. Шығармалары.. Алматы, 1994

20.Вятки М.П. Батыр Сырым. – М.-Л.,1999.

21.Дулатұлы М. Шығармалары. Мақалалары мен зер

теулер, Алматы,1997

22.Eрофеева И.В. Символы казахской государственности (позднее среднивековье и новое время).Алматы,2001

23 Егоров В.Л. Золотая орда: мифы и реальность.- М.1990

24 Есмагамбетов К.Л. Азат рухтың күрескері.Алматы,2003

25 Зиманов С.З. Общественный строй казахов первой половины XlX века. – Алма- Ата, 1958

26 Златкин И. Я. История Джунгарского ханства (1633 - 1758 г.г.) –М., 1983

27 Исмагулов О. И. Этническая антропология Казахстана. – Алма-Ата 1982

28 Кумеков Б.Е. Государство кимаков IX-XI вв. по арабским источникам. – Алма-Ата, 1972.

29.Кычанов Е. Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир. – Алма-Ата, 1992.

30. Қазақстан тарихы бойынша парсы деректемелері. – 1-2 т. – Алматы, 2006 және т.б.

31.Қазақстан тарихы бойынша араб деректемелері. Алматы, 2006

32. Касымбаев Ж.К. Кенесары хан. Алматы, 1996

33. Кенжалиев И. Исатай – Махамбет. – Алматы, 1991

34.Қинаятұлы З. Моңғол үстіртін мекен еткен соңғы түркі тайпалары;IX-XII –ғасыр. – Астана,2001..

35. Қинаятұлы З. Ак Орда. – А., 1998. және т.б.

36.Қозыбаев М.К. Казахстан на рубеже веков: размышление и поиски, К н. 1,2.- Алматы. 2000

37. Койгелдиев М.К. Алаш козгалысы. Алма- Ата. 1995.

38.Мендикулова Г.М. Исторические судьбы казахской диаспоры. Происхождение и развитие. – Алматы, 1997.

39. Муканов М.С. Этническая территория казахов в XYIII – начале XX веков. – Алма-Ата, 1991.

40. Масанов Н.Э. Кочевая цивилизация казахов.- Алматы- М., 1998.

41. Мәшімбаев С.М. Патшалық Ресейдің Қазақстандағы мемлекеттік басқару мекемелерінің тарихы. – Алматы, 2000

42. Назарбаев Н.А. В потоки истории. – Алматы. 1998

43. Назарбаев Н.А. На пороге XXI Века. – Алматы, 1996.

44. Нурпеисов К.Н. Алаш hэм Алашорда.- Алматы. 1995

45. Нығмет Мыңжан. Қазақтың қысқаша тарихы. – А., 1994

46. Нұртазина Н.Д. Народы Туркестана: Проблемы ислама. интеграции, модернизации и деколонизации (на рубеже XIX- XX веков). Алматы. 2008.

47.Озганбай О. Государственная дума России и Казахстан (1905-1917). – Алматы, 2000.

48.Оразбаева А. И. Дәстүрлі қазақ қоғамына тән билер институты.- Алматы, 2004.

49.Сулейменов Р.Б., Моисеев В.А. Из истории Казахстана XVIII века (О внутренней и внешней политике Аблая).- Алматы, 1988.

50.Султангалиева Г.С. Западный Казахстан в системе этнокультурных контактов (XVIII– начало XX вв).- Уфа, 2002.

51.Султанов Т.И. Чингиз хан и его потомки. Алматы, 2003

52.Сыздықова Р., Қойгелдиев М. Қадырғали Би Қосымұлы және оның жылнамалар жинағы.- Алматы, 1991.

53. Сыздықов С. Қарлық мемлекетінің тарихы.- А., 2000.

54.Толыбеков С.Е. Кочевое общество казахов XVII – начале XX века. Политико-экономический анализ. – Алма – Ата, 1971

55.Хасенов Ә. Қазақ тарихынын 5000 жылдық баяны. – А., 1996;

56.Шонанұлы Т. Жер тағдыры ел тағдыры.- Алматы, 1995.

57.Мұхатова О. XIX – XX ғасырлардағы Қазақстан тарихнамасы.- А., 2002.

58.Атласы, контурные карты по истории Казахстана

59.История Казахстана с древнейших времен до 1914 г. 10 комплектов карт / Сост.Ж.К. Касымбаев, С.Н. Наумов, Б.О. Жангуттин – Омск, 1994.

60.Атлас истории Казахстана. с древнейших времен до XVIII в / под ред. Ж.К. Касымбаева; Сост. И.В. Антонова, С.Н. Наумов, Ж.К. Касымбаев часть 1. – Алматы 1995.

61.Атлас истории Казахстана. конец XVIII в – начало/ Под ред. Ж.К. Касымбаева; Сост. И.В. Антонова, С.Н.Наумов; Ж.К. Касымбаев, часть 1., Алматы,1995

 

 

Международная Образовательная Корпорация

SYLLABUS

 

 
История Казахстана (название дисциплины) 3 кредита Время по расписанию ассоц. профессор, к.и.н. Оржанова У.К. (должность, ученая степень, Ф.И.О. преподавателя) ФОиГН (факультет, группа) Officthours: по расписанию 1-2 семестр 2013-2014 учебный год

 

 

1. Назначение дисциплины

История Казахстана является самостоятельной дисциплиной в цикле социально-гуманитарных предметов и введен в 1992 в учебные планы всех специальностей бакалавриата вузов. Предметом изучения Истории Казахстанаявляется изучение возникновения и развития казахского этноса, его материальной и духовной культуры, форм государственности, государственно-правовых систем, общественно-политических и социально-экономических процессов на территории Казахстана на различных этапах истории.

Цель учебного курса дать необходимую сумму знаний, научно достоверные факты о содержании основных событий отечественной истории с древнейших времен до наших дней; а также заключается в комплексном осмыслении с новых теоретико-методологических позиций ключевых событий отечественной истории с древнейших времен до наших дней, формировании всесторонних представлений о месте и роли Казахстана в современном мире, его внутренней и внешней политике.

Задачи курса: проследить исторические этапы формирования казахской нации и государственности и осмыслить ключевые проблемы истории народа:

· этногенез, государственность, отношения с соседними этническими образованиями, государствами, национально-освободительные движения;

· осветить особенности развития древних и средневековых государств на территории Казахстана;

· проанализировать исторические особенности образования и развития Казахского ханства;

· выявить сущность и противоречия истории Казахстана в колониальный период и в советский период;

· раскрыть историческое содержание основных закономерностей политических, социально-экономических, культурных процессов на этапах становления независимого государства;

· выявить историческую роль Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А. Назарбаева в становлении и укреплении суверенного государства, в обретении Казахстаном достойного места в международном сообществе;

· проанализировать ход, этапы политического, экономического и социально-культурного реформирования в независимом Казахстане, проведения курса делимитации границ; перенос столицы и строительство города Астаны;

· раскрыть процесс вхождения страны в мировое и региональное сообщество государств как субъекта международных отношений;

· способствовать формированию гражданской позиции студентов, умения ориентироваться в событиях внутренней жизни государства и международных отношениях.

 

3. Данные о дисциплине:

Дисциплина «История Казахстана»

Распределение часов по рабочему учебному плану

 

Курс Семестр Количество кредитов Общая трудоемкость в часах   Контактные часы СРС (час)
Всего в том числе   Всего     в т.ч. СРСП
  Лекции Практические занятия Лабораторные занятия
              -   22,5
1,2* - 3* 135* 15* 10* 5* - 120* 3,75*

 

4. Пререквизиты дисциплины: при изучении данного курса студенты опираются уже на приобретенные знания в ходе изучения «История Казахстана» в школе. Изучение данного курса требует знания карты Казахстана и Средней Азии в разные эпохи как важного компонента подхода к изучению предмета.

Постреквизиты дисциплины: знания данной дисциплины необходимы при изучении дисциплин «Современная всемирная история», «История внешней политики РК» и др.

5. Краткое описание: Предметом изучения данной дисциплины являются вопросы Истории Казахстана с древнейших времен до наших дней. Курс предназначен для студентов-бакалавров первого года обучения и изучает основы научной периодизации истории Казахстана, хронологию, общее понятие об историографии и источниках истории Казахстана: их виды и типологию. Программа составлена по хронологическому принципу и раскрывает основные события истории Казахстана в древности, средние века, в новое и новейшее время.

Знание об истории Казахстана позволит студентам осуществить академическую мобильность согласно кредитной технологии обучения и принципам Болонского процесса.

Согласно современным требованиям к уровню достижений результатов обучения и на основе Дублинских дескрипторов по окончании изучения дисциплины «История Казахстана» студенты должны

иметь представления: о состоянии развития исторической науки на современном этапе; об исторических научных школах Казахстана; о роли исторической науки в развитии общества; о понятийном категориальном аппарате исторической науки на всех этапах ее развития; о научно- методологических направлениях в мире.

знать: основные этапы истории Казахстана с древнейших времен и до наших дней; главные вопросы и проблемы курса; определенное количество необходимого фактического материала; основную литературу по разделам и проблемам истории Казахстана; основы работы с историческими картами.

уметь: владеть методикой выполнения самостоятельной работы; логически мыслить, свободно дискутировать по мировоззренческим и методологическим проблемам истории

быть компетентным: в политических, этнических, социально-экономических и духовно-культурных аспектах важнейших событий, явлений, процессов, происходивших в историческом пространстве - времени; закономерностях исторического развития страны с древнейших времен до наших дней.

 

Силлабус

Содержание лекционных занятий для студентов очного отделения

Тема 1*. Введение.

Предмет, цели и задачи курса «История Казахстана». Отечественная и зарубежная историография. Новые концептуальные подходы в изучении истории Отечества. Государственная программа «Культурное наследие» и совершенствование источниковой базы изучения истории. Периодизация Истории Казахстана. Формационный и цивилизационный подход в изучении Истории Казахстана. Постмодернизм.

Модуль- I

Казахстан в эпоху древности.

Тема 2*. Каменный век на территории Казахстана.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.14 с.)