ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция № 2. Эпоха бронзы на территории Казахстана



Цели и задачи:

- Дать характеристику эпохи бронзы, выявить основные этапы ее развития на территории Казахстана.

План:

1. Общая характеристика эпохи бронзы.

2. Андроновская культура эпохи бронзы.

3. Бегазы-Дандыбаевская культура Центрального Казахстана.

Литература:

1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 5 томах, Т.1,

Алматы 1996.

2. Археологические памятники древнего Казахстана. Алматы, 1978.

3. Маргулан А.Х. Бегазы-Дандыбаевская культура Центрального Казахстана.

Алматы, 1988.

 

1. Эпоха бронзы наступает во II тысячелетии до нашей эры. В Казахстане хронологические рамки этой эпохи могут быть обозначены как XVIII – начало VIII века до нашей эры. Археологи делят это тысячелетие на три этапа:

- ранняя бронза – XVIII – XVI века до нашей эры;

- средняя бронза – XV – XII века до нашей эры;

- поздняя бронза – XII – начало VIII века до нашей эры.

Важнейшими изобретениями этой эпохи стали колесо, гончарный круг, ткацкий станок, повозка, жесткое седло. Человек начал осваивать золото и серебро. Все это вело к имущественной дифференциации, выделению трех основных социальных слоев – военоначальников, жрецов, рядовых общинников. Все это вело постепенно к разложению первобытнообщинного строя.

На территории Казахстана в эпоху бронзы существовали родственные по происхождению племена, оставившие яркие, самобытные культуры – срубную, андроновскую, бегазы-дандыбаевскую.

2. Рассмотрим для начала андроновскую культуру, названную так по первой находке у села Андроново в Красноярском крае известным археологом Андреяновым. Хронологически андроновская культура соответствует раннему (XVIII – XVI вв. до н.э.) и среднему (XV – XII вв. до н.э.) периодам эпохи бронзы. На территории Центрального Казахстана обнаружено более 150 могильников и 30 поселений андроновской культуры. В эпоху ранней бронзы появляются протогорода примером которых, могут служить поселения Аркаим, Кент и другие.

Андроновцы жили родовыми общинами, состоявшими из нескольких больших патриархальных семей. Несколько родственных общин составляли племя. Священная книга «Авеста» длает названия андроновских племен ариев, туров, дана, сайрима, саина, даха, хьона. Они населяли просторы не только Казахстана, но и Средней Азии.По данным археологических изысканий, андроновцы вели, в основном, оседлый образ жизни.

Важнейшую роль в жизни андроновских племен играло горное дело и металлургия. Казахстан в силу огромного количества полезных ископаемых еще в эпоху бронзы стал одним из центров горнорудного дела. Камень также оставался необходимым материалом для производства ступок, жерновов, пестиков. Широко использовались и костяные предметы – иглы, лопатки, трубчатые кости, из плюсневых костей лошади делали коньки.

Большое развитие у андроновцев получили домашние промыслы – ткачество, гончарное ремесло. Керамические изделия лепились вручную ленточной техникой, имели плоское дно.

Отличительная черта андроновцев – их погребальный обряд. Родовые кладбища располагались вблизи поселений. Погребальные сооружения андроновцев возводились в виде каменных оград (прямоугольных, круглых, овальных).

В области общественных отношений у андроновцев существовал патриархальный род с сильными пережитками матриархата.

В области верований мы видим у андроновцев культы огня, луны, солнца, звезд, духов предков, земледельческие и скотоводческие культы. Широкое распространение получило жертвоприношение.

3. Поздняя бронза (XII – начало VIII века до нашей эры) соответствует Бегазы-Дандыбаевской культуре, которая представляет собой дальнейшее, закономерное и последовательное развитие культуры бронзы Казахстана. Это новый, более высокий этап развития общества. Распространились скотоводство и мотыжное земледелие. Расширилось производство металлических изделий. Наиболее известные памятники – Бегазы, Дандыбай, Аксу-Аюлы 2, Аккойтас, Сангру 1,3.

Поселки бегазы-дандыбаевцев располагались у подножия скалистых холмов, недалеко от обильных источников воды и топлива. Ориентированы поселки, как правило треугольной осью с запада и северо-запада на восток и юго-восток, в направлении господствующих ветров. В долинах рек Токраун, Нура, Сарысу, Атасу, Ишим, Селеты и других густо располагались поселки древних рудокопов и металлургов.

Керамика – сосуды с воротничком. Они изготавливались в форме кувшина с шаровидным туловом, высокой шейкой, обжигались. Сырьем для производства изделий была глина с примесью гранитного песка.

Кроме горшков бегазы-дандыбаевцы изготавливали кувшины, миски, кубки, сосуды с носиком и т.д.

Много встречается в могильниках и жилищах бегазы-дандыбаевцев металлических и костяных орудий. Большое количество орудий применялось в горном деле. Это каменные штампы – матрицы, а также льячки, ступки, песты, терки, кайла, мотыги, молоты, а также бронзовые булавки, иголки, пуговицы, накладки, костяные футляры для игл, пуговицы. К ювелирным изделиям относятся обнаруженные у бегазы-дандыбаевцев серебряные и золотые браслеты, кольца, пикторали, подвески, серьги, пряжки, головные диадемы (приблизительно 86% золота, 13% серебра и 1% меди).

В эпоху поздней бронзы в больших количествах возводились культовые камни – менгиры. Ими обозначались места жертвоприношений, алтарей, народных сходов.

Рост населения привел к тому, что в эпоху поздней бронзы произошел переход к полукочевому скотоводству.

Переход к яйлажному, то есть полукочевому скотоводству привел к повышению продуктивности скотоводства, увеличению поголовья скота. В то же время население занималось ирригационным земледелием.

Эпоха поздней бронзы стала переходом от эпохи первобытности к эпохе государств. Усложнялись социальные отношения. Постепенно выделяется слой жрецов, появляется имущественная дифференциация, обособляются воины, особенно - воины-колесничие.

Несомненно, древняя история Казахстана – история не только материальных, но и духовных достижений, по праву занявшая высокое место в человеческой цивилизации. Древние племена эпохи бронзы были потомками неолитического населения Казахстана и в то же время стали предками сакских, усуньских, канглинских племен, к истории которых мы теперь перейдем.

Ключевые понятия:аридность, патриархат, яйлажное скотоводство, менгиры, цисты, скальные мавзолеи.

 

Лекция № 3. Племенные союзы и государственные образования эпохи

Раннего железа

Цели и задачи:

- Классификация племенных союзов раннего железа, изучение их политической и социальной истории.

План:

1. Письменные источники о расселении племенных союзов.

2. Сакский племенной союз.

3. Усуни и кангюи.

4. Гунны на территории Казахстана и их место в мировой истории.

Литература:

1. История Казахстана с древнейщих времен до наших дней в 5 томах, Т. 1,

Алматы, 1996.

2. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий.

Алма-Ата, 1992.

3. Акишев К.А. Курган Иссык. М. 1978.

4. Акишев А.К. Искусство и мифология саков. А. 1983.

 

1. История Казахстана эпохи раннего железа – история кочевых племен, освоивших степи между Волгой и Алтаем. След, оставленный кочевыми народами зачастую бывает зыбким, непрочным, поскольку кочевникам сложно хранить и постоянно перевозить книги. Но, тем не менее, мы имеем широкий круг письменных источников по истории племен эпохи раннего железа, так как они принимали активное участие в событиях мировой истории своего времени. О них писали историки, политики, географы - представители оседлых цивилизаций.

Эти источники можно условно разделить на три группы:

- Персидские: а) «Авеста» (начало I тыс. до н.э. или в пределах VII-начала VI в. До н.э.), священная книга зороастрийцев – в ней кочевые племена, населявшие степи Казахстана именовались “туры с быстрыми конями”;

- Античные источники (римские и греческие): «История» Геродота, завершенная между 430-424 годами до н.э.; работы Ктесия Книдского (V-IV века до нашей эры), в особенности сочинение, посвященное истории Персии и ее соседей; Полиена, греческого историка из Македонии;

- Китайские источники, относящиеся к истории гуннов и кангюев – летописи Хань, труды Сыма цяня и др.

После кропотливой работы историков, археологов были соотнесены названия сакских племен персидских и античных источников. Так, саки-тиграхауда соответствуют массагетам. По свидетельству этих источников саки говорили на восточноиранских диалектах индоевропейских языков. В языке саков были уже и тюркские включения за счет миграций племен из Внутренней Монголии.

2. Перейдем к политической истории саков, их хозяйственным и культурным связям, общественным отношениям.

Саки играли большую роль в мировой политике рассматриваемого времени. Они активно участвовали в войнах на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Еще на заре сакской истории царица Зарина боролась с мидийцами. В составе персидского войска Кира саки участвовали в войне с мидийским царем Крезом. При Дарии 1 саки входили в личную гвардию царя. Традиционно саки занимали сторону персов в их войнах с греками. Например в Марафонской битве (490 г. до н.э.) саки составляли ударный центр персидского войска. В битве при Фермопилах (480 г. до н.э.) саки воевали против спартанцев Леонида).

Огромные усилия пришлось приложить сакам во время походов Александра Македонского в Среднюю Азию

Связи саков с окружающим миром были не только военного порядка. Сакские племена поддерживали тесные взаимоотношения с Большим Хорезмом и Бактрией. Саки вступали в контакты с родственными племенами Алтая, Хакассии, Тувы. На северо-востоке и севере саки тесно общались с предками народов ханты и манси.

Саки Казахстана были прямыми потомками ариев. В то же время, антропологами установлено, что внешний облик саков по сравнению с андроновцами изменился. Началось смешение европеоидной и монголоидной рас.

В области хозяйственного уклада произошли значительные изменения. Окончательно сложился кочевой тип скотоводства, что вовлекло в хозяйственный оборот неосвоенные ранее междуречные степные пространства.

Материальная культура саков оказала огромное влияние на окружающие народы. Именно от саков другие народы переняли длинные штаны и короткий кафтан, предки брюк и пиджака.

Широкое развитие получило оружейное дело: лук, кинжалы-акинаки, длинные мечи, дротики, копья, боевые топоры, доспехи. Головки стрел стали трехгранными. Сакские ремесленники изготавливали прекрасные зеркала из бронзы.

Наряду с выработкой металлических изделий существовало и изготовление керамики, камнерезное и косторезное дело, выделка кож, ткачество, ковроделие.

Перейдем к общественному устройству саков. Сакское общество не было однородным, в нем были бедные и богатые. Чтобы убедиться в этом достаточно сравнить погребения царей и рядовых членов сакского общества. На высшей ступени общества стояли “цари” и “царицы”.

Наличие большого материального достатка не играло решающей роли. Главными были личное мужество и воинская доблесть. Естественно, что сакский царь зависел от войска.

На территории Казахстана сохранилось большое количество памятников сакской культуры. Это скопления могильников на берегах Таласа, Чу, Или, в предгорных зонах Заилийского, джунгарского Алатау, в долинах Кегеня и Нарынкола, относящиеся к Тасмолинской, Мэйэмирской, Кулажургинской культурам.

Саки оставили после себя выдающиеся образцы изобразительного искусства. Во-первых, это “сакский звериный стиль” в изобразительном искусстве, сложившийся в VII-VI веках до н.э. Звери – драконы, пантеры, гепарды, антилопы, изображались в движении, а не статично.

Ярким представителем сакской духовной культуры является Анахарсис –философ, живший в середине VII века до н.э., на которого ссылался Аристотель, Диоген Лаэртский. Анахарсис фигурирует в “Никомаховой этике”.

Эпоха саков показывает, что великая степь представляла собой самостоятельный очаг цивилизации между Дунаем и Китаем, расположенный на стыке Европы и Азии, подобно Греции и Малой Азии.

3. Теперь перейдем к истории усуней и кангюев, которые стали непосредственными продолжателями сакских традиций во II веке до нашей эры в южном и юго-восточном Казахстане. Племена усуней пришли в Казахстан из центральной Азии. Территория государства усуней на севере доходила до озера Балхаш, на западе – до Таласа, на востоке –до Бешбалыка. Центром усуней была Илийская долина в Семиречье. Ставка усуньских правителей – город Чигучен на побережье Иссык-куля, играла большую роль в становлении Великого шелкового пути.

Западнее владений усуней, в среднем течении Сырдарьи образовалось племенное объединение Канглы или Кангюй. Численность кангюев доходила до 600 тыс. чел, войско насчитывало 120 тыс. воинов. Ставкой кангюев был город Битянь.

Социально-экономические отношения усуней. Для усуньского общества было характерно сочетание кочевого скотоводства с земледелием.

Одним из признаков существования родовой и семейной собственности служит появление на рубеже новой эры каменных, глиняных, металлических печатей.

Материальная культура кангюев получила условное название каунчинской, Джетыасарской и отрарско-каратауской культур (Каратау). Интересны находки на поселении Актобе неподалеку от Чардары. В Отрарском оазисе на левом берегу Арыси имеются остатки двух десятков городищ в виде бугров-тобе. Самый крупный – Кок – Мардан –городской центр.

Дома кангюев строились из кирпича и камня. У кангюев преимущественным видом хозяйства было богарно-лиманное земледелие в сочетании с оседлым скотоводством.

4. Наконец, перейдем к рассмотрению крупнейшего племенного образования, кардинальным образом изменившего этническую и политическую карту не только казахстанских степей, но и всей Евразии.

В IV- III вв. до н.э. на северных границах Китая в Центральной Азии сложился хуннский племенной союз. В 47 году до н.э. Гуннское государство распалось на южную и северную части. Южные подчинились Китаю, а северные во главе с Чжичжи-шаньюем перешли Тянь-Шань и вошли в соприкосновение с кангюями. Вторая волна гуннского проникновения на территорию Казахстана началась в в 1 веке н.э. В 93 году гунны переместились до Тарбагатая. Началось смешивание их с местными племенами. Во втором веке гунны создали в Восточном Казахстане и Семиречье государство Юэббань, просуществовавшее до 5 века. Часть племен Казахстана перекочевывала на запад. Этот процесс длился более трех веков, пока в IV веке кочевники не достигли степей Восточной и Центральной Европы. Этот период принято называть в истории “Великим переселением народов”.

У гуннов было хорошо организованное войско. В гуннском обществе существовало имущественное неравенство. Низшей прослойкой были рабы из числа военнопленных. Они использовались как домашние слуги.

У гуннского царя существовал сложный аппарат управления. С населения взимались налоги, для чего при гуннском царе Лаошане был составлен кадастр (всеобщая перепись населения). При Лаошане гуннское государство достигло такого уровня развития, что китайский император Сяо Вэнь-ди писал ему в 162 году: “Хань (т.е. Китай) и Хунну суть два соседних равных государства”.

Гунны, смешиваясь с различными племенами, сошли с арены истории как самостоятельное государство, но вошли в состав многих тюркских народов 6-12 веков.

Завоевания гуннов ознаменовали наступление эпохи, которая стала связующим звеном между древностью и средневековьем. Гунны, усуни и кангюи стали еще одним звеном в истории древнего Казахстана.

Ключевые понятия:кочевое скотоводство, шаньюй, гуньмо, саки, усуни, кангюи, гунны, звериный стиль, военная демократия.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.184.78 (0.012 с.)