Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эпоха бронзы - 2800 - 900 лет до Н. Э.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Добавляя к медной руде олово, люди научились производить бронзу. Одной из самых крупных культур эпохи бронзы в Евразии является Андроновская культура. Памятники андроновской культуры распространены на обширной территории от Урала до Енисея. Стоянки андроновской культуры впервые обнаружены около города Ачинска, у села Андронова. Предшественник древних городов Аркаим обнаружен на границе Кустанайской и Челябинской области. Предшественник древних городов Аркаим относится к эпохе бронзы. Завершающий период эпохи бронзы на территории Казахстана получил название Бегазы-Дандыбаевская культура. Курганы с захоронением одного человека впервые появляются в Бегазы-Дандыбаевскую эпоху. Основной вид хозяйства представителей андроновской культуры скотоводство. В эпоху бронзы на всей территории Казахстана ведущей отраслью хозяйства становится скотоводство. Предпосылки для перехода к кочевому скотоводству сформировались на территории Казахстана в эпоху бронзы. В хозяйстве племен андроновской культуры земледелие играло вспомогательную роль. Для обработки земли использовали каменные мотыги. В эпоху бронзы собственность на землю была родовой, коллективной. На смену родовой коллективной собственности пришла частная собственность на скот. Эпоха бронзы является временем становления религии с особыми служителями культа -жрецами. Особенностью эпохи бронзы и ее богатым культурным наследием являются ювелирные изделия. Человеку андроновского племени был характерен европеоидный антропологический тип. Прототипом казахской юрты считается жилище андроновцев. Комплексное изучение эпохи бронзы началось в 1946 г. под руководством видного ученого А.Х.Маргулана. В 1946 г. под его руководством на территории Казахстана началось комплексное изучение эпохи бронзы. Зарождение кочевого скотоводства относится к периоду бронзы. В эпоху бронзы начинается распад родовой общины и появляется имущественное неравенство. О формировании социального неравенства свидетельствуют богатые погребения. В связи с засушливостью и суровым климатом на территории Казахстана люди стали держать лошадей и овец - они способны к дальним передвижениям и тебеневке. В период Бегазы-Дандыбаевской культуры и раннего железа в хозяйстве жителей территории Казахстана формируется кочевое скотоводство. Одним из основных районов расселения племён эпохи бронзы был Центральный Казахстан. Свыше 30 поселений и более 150 могильников андроновской культуры найдены на территории Центрального Казахстана. В III -II тысячелетий до н.э. предпосылкой для развития на территории Казахстана бронзовой металлургии послужило обилие месторождений медных руд. Люди эпохи бронзы при добыче руды часто использовали метод огневой проходки. Увеличению численности населения в эпоху бронзы способствовало, прежде всего, развитие производительного хозяйства. Племена андроновской культуры умерших сжигали или хоронили в скорченном состоянии. Сжигание на костре было cвязано с огнепоклонством. Сложную систему религиозных верований, традиций и обычаев племен эпохи бронзы отражают их захоронения. Огромное количество наскальных рисунков(петроглифов) 1П0ХИ бронзы обнаружено в Алматинской области в урочище Тамгалы. Наиболее распространенным наскальным рисунком < петроглифов) эпохи бронзы является изображение двугорбого верблюда. Символом изобилия, всемогущества и силы в эпоху бронзы считался бык. В горах Каратау на наскальных рисунках найдены изображения около 50 колесниц, которые принадлежат эпохе бронзы Мыслительные способности людей бронзового века были развиты на уровне мифологических представлений. К усилению роли и мужчины в обществе привело развитие скотоводства. В эпоху бронзы, с усилением роли мужчины, в обществе происходит смена матриархата патриархатом.
РАННИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК В КАЗАХСТАНЕ
Эпоха открытия и использования железа для племен населявших Казахстан, началась в VIII-VI вв. до н.э. Эпоха раннего железа на территории Казахстана продлилась с VIII в. до н.э. до III в. до н.э. Эпоха позднего железа на территории Казахстана охватывает Период с III в. до н.э. до IV в. н.э. Каменные орудия труда были окончательно вытеснены из употребления в результате внедрения орудий из железа.
САКИ. На территории Казахстана племена стали объединяться в союзы племен в эпоху железа. Сакские племена населяли территорию Казахстана и Средней Азии в 1 тысячелетии до н. э. Сведения о саках содержатся в надписях персидских царей. Персидские источники 1 тысячелетия до н. э. называли жителей степи - саками. Слово «саки» по сведениям персов означало «великие мужи». Иранские источники называют их также «турами с резвыми конями». Саки были европеоидами, однако в их внешнем облике появляются уже монголоидные черты. Наиболее интересные сведения о саках представляют сочинения греко-римских авторов. Саков в своих трудах описывали Геродот и Страбон. Греческие источники 1 тысячелетия до н. э. называли жителей степи «азиатскими скифами». Геродот называл саков массагетами. Племена саков-тиграхауда расселялись на территории Семиречья и в горах Тянь-Шаня. Племена саков-парадарайя расселялись на территории Приаралья и в низовьях Сырдарьи, южнее них расселялись саки-хаомаварга. Общественное устройство саков находилось на уровне распада первобытного строя и формирования военной демократии. Сакское общество состояло в основном из трех групп населения: воины, жрецы, общинники(скотоводы и земледельцы). Основную массу населения сакского общества составляли общинники-скотоводы. В сакском обществе в решении вопросов племени и межродовых отношений велика была роль народного собрания. Женщины в сакском обществе находились в почетном положении. Источники свидетельствуют, что правителями саков часто были женщины, наиболее известна царица Томирис, она управляла саками в Vis. до н. э. Источники сообщают о войнах саков за независимость в VI в. до н.э. с персами. В 530 г. до н. э. на земли саков вторглись персидские войска во главе с Киром. Победу над Киром одержала сакская царица Томирис. В 519 г. до н. э. поход против саков предпринял Дарий I. В войне с персидским царем Дарием I совершил подвиг сакский пастух Ширак. По условиям мирного договора с Дарием I саки должны были персам поставлять своих воинов. В составе персидских войск в войне с Египтом и Грецией были сакские воины. В IV в. до н.э. поход против саков предпринял Александр Македонский. Путь на восток греко-македонским войскам преградили племена саков. «Золотой человек» найден в знаменитом сакском памятнике - Иссыкском кургане. Одежда «Золотого человека» из сакского кургана украшена золотыми изделиями, которых более четырех тысяч. С VIII в. до н. э. в искусстве племен, населявших территорию Казахстана и Сибири, формируется так называемый «Звериный l гиль». Украшения и изделия, найденные в сакских курганах, (и носятся к «Звериному стилю». Изделия с изображением зверей у саков играли роль талисманов и амулетов. О том, что сакам была известна письменность, свидетельствует надпись, нанесенная на серебряную чашу, которую нашли в Иссыкском кургане. Городища Чирик - Рабат и Бабиш - Молда являются памятниками сакского периода. В крупном сакском городище Чирик - Рабат, которое находится в 300 км от города Кызылорда, археологами найдены железные доспехи сакского война. Саки занимались кочевым скотоводством. Кочевали целыми родами по маршрутам родовых кочевий. Переносное жилище кочевников Казахстана - юрта. Древнейший праздник, который отмечали еще 3000 лет назад, и дошел до наших дней - Наурыз.
УЙСУНИ. В раннем железном веке после саков-тиграхауда земли Жетысу были населены племенами уйсунов. Уйсунам был характерен антропологический тип - европеоидный. Памятники унсунской культуры в основном сосредоточены в Семиречье и относятся к периоду III в. до н. э. - IV в. н.э. Название «уйсун» встречается, начиная со II в. до н. э. в Китайских письменных источниках. Письменные сведения об усунях оставил древний историк Сыма Цянь. Источники свидетельствуют, что правитель государства усуней именуется гуньмо, что уйсунские племена имели государственное устройство, а столица государства усуней город Чигучен находилась на берегу Иссык-Куля. Среди украшений, созданных древними уйсунскими мастерами, особый интерес представляет диадема, найденная в Каргалинском ущелье. В уйсунском обществе в домашнем хозяйстве использовались рабы.
КАНГЮИ. В III в. до н. э. государство Кангюй занимало территорию бассейна Сырдарьи и предгорья Каратау. О времени возникновения государства кангюев, о его границах и другие важные сведения об этом государстве имеются в китайских источниках. Жизнь и быт кочевников III - II вв. до н. э. на территории Казахстана в своих «Исторических записках» описал Сыма Цянь. Источники пишут, что государство Кангюй возглавлял великий хан и власть его предавалась по наследству от отца к сыну. Китайские хроники также сообщают, что в государстве кангюев существовали две резиденции правителей. Ученые предполагают, что столица государства называлась Битянь и находилась вблизи современного города Тараз. Удобное географическое положение государства Кангюй позволяло ему контролировать самый оживленный участок Великого Шелкового пути, и о развитии здесь международной торговли говорят найденные многочисленные монеты. 1300 монет III-IV вв. н.э., обнаруженные в основном в Присырдарьинском регионе, принадлежали кангюям. Центром городской культуры кангюев, судя по расположению и размерам, было городище Кок-Мардан. Ученые считают, что предвестниками городской культуры раннего средневековья являются поселения, возникшие в эпоху кангюев. По источникам установлено, что в 46-36 гг. до н.э. кангюй оказали помощь гуннам в борьбе против Китая.
ГУННЫ. Эпоха гуннов охватывает период - IV в. до н.э. - III в н.э. Государство гуннов стало сильнейшим государством в Евразии в период правления Модэ, который объединил кочевые Племена гуннов в III в. до н. э. По мнению ученого-востоковеда Л.Н. Гумилева, «держава хунну» во главе с Модэ возникла в 209 г. до н. э. По китайским источникам, правитель гуннских племен носил титул шаньюй. Вторыми лицами в государстве гуннов после шаньюя являлись темники, которые были из числа его близких родственников. Государство строилось по военному принципу и было поделено на три крыла, а все мужчины были приписаны к какому-нибудь отряду. На 300 лет растянулась война гуннов с Китаем. В III в. до н. э. для защиты от гуннов Китайское государство начало строить Великую китайскую стену. Разделение гуннского государства на южную и северную произошло в 55 году до н.э., в результате чего южные гунны потеряли независимость, и попали под власть династии Хань. Северные гунны, чтобы сохранить независимость, в I в. до н. э. двинулись на запад во главе с шаньюем Чжи-Чжи. Таким образом, в I в. до н. э. племена гуннов положили начало движению народов на запад, названному в истории Евразии эпохой Великого переселения народов. Начало второй волны массового передвижения гуннских племен с востока на запад относится к I в. н.э. и она растянулось до IV в. н.э. Прибыв на территорию Казахстана во главе с шаньюем Чжи-Чжи, гунны заключили мирный договор и военный союз с кангюями. С проникновением гуннов у племен, населявших территорию Казахстана, впервые появляются монголоидные черты. До их прихода у племен Казахстана антропологический тип был европеоидный. В конце IV в. гунны совершили набег в Закавказье, Месопотамию и подошли к столице Восточной Римской империи, император обязался гуннам платить дань золотом. В 437 г. гунны совершили поход вглубь Европы и на территории Франции разгромили Бургундское королевство. В 445 г. Aттила объединил разрозненные племена гуннов на территории Румынии и Венгрии и встал во главе государства гуннов в Европе. Во главе с Аттилой гунны покорили многие европейские страны Во время его правления у гуннов сложился военно-демократический строй. В 452 г. гунны вторглись в Италию, и подошли к Риму. Походы гуннов во главе с Аттилой способствовали освобождению Европы от Римской империи и распаду рабовладельческого строя. Держава гуннов распались в середине V века после его смерти. Римский летописец Прииск написал бесценный для истории труд о великом гунне Аттиле. Итальянский композитор Джузеппе Верди написал о нем оперу, которую и назвал «Аттила». Основу гуннского войска составляла конница. Основной вид хозяйственной деятельности гуннов - кочевое скотоводство. Ювелиры племен усуней и гуннов достигли совершенства в изготовлении золотых украшений, которые относятся к «полихромному стилю».
САРМАТЫ. Термин «сарматы» встречается в трудах древних авторов с III в. до н.э. В VIII в. до н. э.- V в. н. э. объединенные племенные союзы сарматов занимали территорию Западного Казахстана. О сарматах оставили письменные свидетельства древнегреческие и древнеримские историки. Геродот отмечает, что сарматы говорили на языке, схожем с языком скифов. В хозяйстве сарматских племен, живших в междуречье Волги и Жайыка, основным видом хозяйственной деятельности было кочевое скотоводство, но важное место занимало и земледелие. В сарматском обществе в период военной демократии вопросы внутренней и внешней политики решались вождями и старейшинами. Общественная роль сарматской женщины была выше, чем в некоторых других кочевых племенах, населявших Казахстан в эпоху железа. Женщины были равны в правах с мужчинами. В эпоху железа связующим звеном культур Центральной Азии и Причерноморья являлась культура племен сарматов. Одним из хорошо изученных памятников сарматов является могильник Сынтас, здесь захоронены сразу три сарматских воина. Усилением засушливости климата в этом регионе в I в. до н.э. - I в. н.э. ученые объясняют резкое уменьшение численности сарматов, что и вынудило их присоединиться к гуннам. Из записей Геродота и персидского царя Ксеркса мы знаем, что в I тысячелетии до н.э. Арало-Каспийский регион был также населен племенами даев
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.101 (0.013 с.) |