Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ыбырай алтынсарин. Абай кунанбаев.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ыбырай Алтынсарин в 1857 г. с золотой медалью окончил школу при Оренбургской пограничной комиссии. В 1879 году Ыбрай Алтынсарин бал назначен инспектором школ Тургайской области. Ыбырай Алтынсарин является основоположником женского образования в Казахстане. Одним из его достижений в развитии женского образования в Казахстане является открытие в городе Иргизе школы-интерната для казахских девочек. Организация ремесленных и сельскохозяйственных школ в Казахстане во второй половине XIX в. является одним из направлений деятельности Ыбырая Алтынсарина. Ыбырай в своем завещании оставил принадлежащие ему земли в пользование сельскохозяйственной школы Тургая. Учебное пособие Ыбрая Алтынсарина «Киргизская хрестоматия» была предназначена для казахских детей, обучающихся в русско-казахских школах. «Киргизская хрестоматия» способствовала вытеснению арабской графики из казахской письменности. На страницах местной печати Ыбырай Алтынсарин осуждал аграрную политику царизма. Годы жизни поэта-просветителя Абая Кунанбаева 1845-1904 гг. Одной из заслуг Абая Кунанбаева в развитии казахской литературы является то, что он был основоположником письменной казахской литературы. Замечательным памятником художественно-философской прозы Абая является «Гаклие». По предложению политических ссыльных в 1884 г. А.Кунанбайулы был избран членом Семипалатинского областного статистического комитета. На становление композиторского таланта выдающегося композитора и поэта Биржан-сала Кожагулулы оказала встреча с Абаем. Среди наиболее талантливых учеников Абая был Ш. Кудайбердыев.
ИСКУССТВО и МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА.
Казахской тематике все свои значительные произведения посвятил художник Н.Хлудов. Гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки второй половины XIX века Курмангазы Сагырбайулы. Из его произведений сохранились и дошли до наших дней 60 кюев. Мотивы несгибаемой воли народа к свободе, родной земле, безграничной степи слышатся в кюе Курмангазы «Сары арка». Свой первый кюй «Кишкентай» Курмангазы посвятил руководителю восстания 1836-1838 гг. Исатаю Тайманулы. Кюйши-композитор второй половины XIX века, основоположник лирического направления в домбровой музыке Даулеткерей Шыгайулы. На формирование взглядов композитора Даулет-керея повлияло восстание 1836-1838 гг. Композитор, поэт-публицист второй половины XIX в., автор текстов и музыки 70 песен - Жаяу Муса. Он сочинил музыку на стихотворение Алтынсарина «Ксл, балалар, окылык». На формирование мировоззрения поэта-публициста Жаяу Мусы оказали влияние ссыльные декабристы и петрашевцы. Автором песен «Балхадиша», «Манмангер», «Кулагер» является великий композитор Ахан серэ Корамсаулы. Кюйши-композитор, кобызист второй половины XIX в. Ыкылас Дукенулы возродил традиции кобыза от музыки Коркута. ДЕЯТЕЛИ РОССИЙСКОГО ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ
После поражения восстания 1825 г. в России декабристы были сосланы в Сибирь, в том числе в города Северного Казахстана, в крепости по Иртышу и на Оренбургскую линию. Участник восстания 1825 г. в России декабрист М.Муравьев-Апостол получил разрешение от коменданта Бухтармы лечить местных жителей. Музей при Неплюевском кадетском корпусе, открытый в 1831 г., в городе Оренбурге демонстрировал историю края и быт населения. В собирании экспонатов музея при Неплюевском кадетском корпусе активное участие принимал хан Жангир. Писатель Достоевский после 4-х лет каторжных работ был переведен в качестве солдата в город Семипалатинск. Здесь он встретился с Ш. Уалихановым и высоко оценил научные поиски молодого ученого. В первой половине XIX века распространению идеи русского демократического движения среди представителей казахского народа способствовали петрашевцы. Одна из особенностей общественной жизни Казахстана второй половины XIX века - приток участников освободительных движений. Во второй половине XIX века на территорию Казахстана были сосланы участники национально-освободительного движения 1863-1864 гг. в Польше. Польский революционер Г. Зелинский написал поэму «Киргиз» («Казах»), книга была переведена на английский, итальянский, немецкий и другие языки. Друг великого Абая С.Гросс был также представителем польского освободительного движения. Автор исследования «Материалы по юридическим обычаям киргизов» С.Гросс, сведения для своего научного труда собирал в Семипалатинской области. Увеличению притока ссыльных революционеров способствовало принятое в 1881 г. решение правительства о распространении политической ссылки на Степное генерал-губернаторство. В 80-х гг. XIX века на общественную жизнь Казахстана благотворно повлияла ссылка на территорию Акмолинской и Семипалатинской областей народовольцев. В этот период, невзирая на полицейский надзор в городах Казахстана, организовывались народовольческие кружки. Наибольшая концентрация политических ссыльных в Казахстане конца XIX века наблюдалась в областях Акмолинской и Семипалатинской. В сборе и систематизации материалов общественно-политической, экономической жизни казахского народа весомой была роль созданных в 80-х гг. XIX века областных статистических комитетов. А.Кунанбайулы был избран членом Семипалатинского областного статистического комитета. В 1900 г. Абай в издании статистического комитета публикует свои «Заметки о происхождении родов Средней киргизской орды» Во второй половине XIX века политические ссыльные внесли большой вклад в организацию дела просвещения в Казахстане. В этот период в крупных городах Казахстана по инициативе ссыльных революционеров открылись несколько публичных библиотек. На становление периодической печати в Казахстане в конце XIX века большое влияние также оказали политические ссыльные. В сборе, систематизации материалов и в написании многотомного исследования «Материалы по киргизскому землепользованию» участвовал казахский ученый А.Букейханов.
КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА НАЧАЛА XX В. В начале XX века делу развития книгоиздательских центров в Казахстане оказывали содействие отделы Русского географического общества. Труды выдающихся представителей национально-демократической культуры М.Дулатова, Ш.Кудайбердыева и других впервые были изданы в начале XX века. С развитием книгоиздательского дела в 1909 г. впервые вышли избранные произведения великого мыслителя А.Кунанбаева. В 1911 г. в городе Оренбурге под названием «Маса» вышел первый сборник произведений А. Байтурсынова. С 1913 по 1917 гг. А. Байтурсынов был редактором газеты «Казах». Под его редакцией газета публиковала статьи о насущных нуждах и задачах казахского народа. Начав издаваться с 1913 г., газета «Казах» с 1917 г. становится официальным печатным органом политической партии «Алаш». Поэт начала XX в., пропагандист народных сказаний - дастанов и героических преданий о народных батырах Н.Байганин. Автор поэмы «Калкаман-Мамыр», «Енлик-Кебек» - Ш.Кудайбердыев был среди наиболее талантливых учеников Абая. Закон о развитии просвещения, принятый в 1906 г., положил начало открытию в Казахстане смешанных русско-казахских школ, в то же время этот закон создавал ограничения и препятствовал деятельности в Казахстане конфессиональных учебных заведений. Являясь «рупором» царизма начала XX в., затрагивал проблемы и казахского народа официальный печатный орган областных губернаторов «Областные ведомости». В пропаганде идей просвещения и образования среди населения Казахстана в начале XX в. велика заслуга журнала «Айкап». В начале XX в., готовило преподавательские кадры одно из самых крупных учебных заведений Туркестанская учительская семинария. Казахская культура начала XX в. развивалась как часть мирового культурного процесса, имела специфические черты, обусловленные своеобразием кочевой жизни.
КАЗАХСТАН В НАЧАЛЕ XX В.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.234.124 (0.008 с.) |