Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально - политическое развитие Казахстана в XIXb.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
По «Положению об управлении Туркестанским краем» принятому в 1886 г., в состав Туркестанского края вошли области Сырдарьинская, Ферганская и Самаркандская. По «Положению» 1891 г. Акмолинская, Семипалатинская и Семиреченская области были
подчинены Степному генерал-губернаторству. Центром Степного генерал-губернаторства был утвержден город Омск. По «Положению» 1891 г.: - генерал-губернатор на территории Степного края был наделен неограниченной властью; - разрешить замещение должностей волостных управителей без выборов мог только министр внутренних дел; - низшим звеном судебной системы Казахстана был «Народный суд»; - дела коренного мусульманского населения рассматривало низшее звено судебной системы - «Народный суд»; - к губернскому правлению центральных районов империи в Казахстане были приравнены Областные правления; - в крупных областных центрах Казахстана были созданы городские полицейские управления. По распоряжению военного губернатора в Казахстане созывались чрезвычайные съезды судей для рассмотрения дел жителей разных уездов и волостей. Во второй половине XIX в., с целью изменить этнический состав населения Казахстана и ослабить остроту аграрного вопроса во внутренних губерниях России, правительство начало переселенческую политику. Благоприятные условия для начала переселения русских крестьян в Казахстан создала отмена крепостного права в России. Во второй половине XIX в., условия для изъятия казахских земель и начала переселенческой политики подготовило объявление казахских земель государственной собственностью России. Переселение крестьян из центральных районов России в Казахстан начинается в середине 60-х гг. XIX в. По «Временным правилам о крестьянских переселениях в Семиречье» крестьянам-переселенцам предоставлялись земли в размере 30 десятин на душу, переселенцев освобождали от всех налогов и повинностей сроком на 15 лет. Свою социальную опору в национальных окраинах царское правительство видело в крестьянах-переселенцах. Во второй половине XIX в. социальное расслоение казахских шаруа ускорила проводимая царизмом политика захвата казахских земель. По своему социально-экономическому положению к сельскому пролетариату в Казахстане относились жатаки. Порвавшие с родовой и патриархальной средой, они оказались более восприимчивыми к явлениям классового характера. В конце XIX в. первые забастовки рабочих в Казахстане проходили стихийно и с явным преобладанием экономических требований. Во второй половине XIX в. отделения государственного банка России открылись в городах Казахстана Семипалатинске, Петропавловске и Уральске. Организации банков и кредитных учреждений в Казахстане способствовало освоение природных богатств. Первая ярмарка была открыта в 1832 г. на территории Букеевской орды. Одна из самых крупных ярмарок в казахской степи Кояндинская, открытая в 1848 г. По переписи населения 1897 г. в числе наиболее крупных городов Казахстана были Уральск, Верный и Семипалатинск.
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ УЙГУР И ДУНГАН В СЕМИРЕЧЬЕ.
В 1862-1877 гг. с целью восстановления своих наследных прав в Восточном Туркестане, против китайского господства, прошли восстания уйгур и дунган. После подавления восстания уйгур и дунган в Синьцзяне между Россией и Китаем начались переговоры о возвращении Илийского края Китаю. Для жителей Илийского края выбор китайского или русского подданства предусматривал Петербургский договор 1881г. На основании Петербургского договора, с разрешения русского правительства на территорию Семиречья с 1881 по 1884 гг. переселяются уйгуры и дунгане. На основании Петербургского договора в 1881 - 1884 гг. на территорию Семиреченской области переселились более 50000 уйгур и дунган. Духовный опыт уйгурского народа обобщает изданная в 1905 г. в Казани книга «Двенадцать Мукамов».
КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В XVIII - НАЧАЛЕ XX ВВ.
КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В XVIII В.
Поэты - свидетели трагических событий первой трети XVIII в. в своих произведениях отразили последствия ойратской агрессии. Серьезным источником в изучении эпохи Аблая являются произведения поэта XVIII в. Татикары. Аблай, Богенбай и другие яркие личности XVIII в. занимают центральное место в произведениях поэта Татикары. Политическую историю казахской государственности XVIII в. воссоздает поэтическое наследие Бухар-жырау. Акыну XVIII в. Жанаку принадлежит один из лучших вариантов поэмы «Козы Корпеш - Баян Сулу». Результатом экспедиции Г.Ф.Миллера во второй половине XVIII в. явился труд «Сибирская история», которая заключает в себе ценные данные о казахах Среднего жуза.
РАЗВИТИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ.
Размещение на территории Казахстана центров торговых связей со Средней Азией и Восточным Туркестаном потребовало создания специальных учебных заведений по подготовке толмачей (переводчиков). В 1789 г. была открыта «Азиатская школа», которая готовила для колониальной администрации края переводчиков и чиновников из коренного населения. В 1841г. в Ханской ставке Жангир-ханом была открыта русско-казахская школа, где преподавание велось на татарском и русском языках. Основной целью открытия в Казахстане в первой половине XIX в. русско-казахских школ и училищ была подготовка служащих для колониальной администрации. В деле образования учитывались интересы империи, что привело к игнорированию потребностей казахского населения в светском образовании народном языке. Будучи чиновником Оренбургского губернаторства, сочувствие руководителям восстания И. Тайманову и М. Утемисову выражал В.И.Даль. В повести «Бикей и Мауляна» В.И. Даль описал жизнь казахов Оренбургского края. Интерес общественности и передовых демократических кругов России к жизни и истории казахов вызвал труд А.С.Пушкина «История Пугачевского бунта». В этом произведении содержится сведения об участии казахов в Крестьянской войне 1773-1775 гг. А.С.Пушкин в 1833 г. для сбора материалов о Пугачевском восстании был в Оренбурге. В городе Уральске он сделал записи казахской поэмы «Козы-Корпеш - Баян Сулу». В 40-х гг. XIX в. в изучение водного бассейна Каспия и Арала большой вклад внесли экспедиции Бутакова и Карелина. Экспедиция под командованием капитан-лейтенанта Бутакова в 1848-1849 гг. изучала бассейн Аральского моря. В первой половине XIX в. русским ученым А.Левшиным было написано трехтомное исследование «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей» По силе таланта среди казахских поэтов первой половины XIX в. на первом месте стоит имя поэта-воина Махамбета. Стихи Махамбета Утемисова являются летописью восстания 1836-1838 гг. и помогают увидеть причины и цели движения. Активный участник восстания 1836-1838 гг. поэт Махамбет призывает жить в дружбе с русским народом. В качестве воспитателя ханского наследника Махамбет в 1824-1829 гг. проживал в Оренбурге. Лучший в художественном отношении вариант народного эпоса «Козы-Корпеш - Баян Сулу» был записан Шоже Каржау-байулы. В XIX в. воспевал народных защитников, поднимал социальные проблемы самый популярный поэт Семиречья Суин-бай. ОБРАЗОВАНИЕ И ЛИТЕРАТУРА. ШОКАН УАЛИХАНОВ.
Во второй половине XIX века на ход изучения Казахстана русскими учеными повияли потребности освоения богатств края. Востоковед, академик В.В.Радлов, владея казахским языком, собирал произведения казахской народной литературы и опубликовал «Образцы народной литературы тюркских племен». Историю Казахского ханства в XV-XVI вв. и историю Младшего жуза в середине XVIII в. написал русский ученый, востоковед В.В.Вельяминов-Зернов. Украинский кобзарь Т.Г.Шевченко в 1847-1857 гг. отбывал ссылку на полуострове Мангышлак, в стихотворении «Мои думы» он сравнивает жизнь казаха и украинца. Годы жизни великого казахского ученого Шокана Уалиханова 1835-1865 гг. Имя, данное Шокану Уалиханову при рождении Мухаммед-Канапия. В 1847 г. 12-летний Шокан поступил учиться в лучшее учебное заведение Сибири - Сибирский кадетский корпус в городе Омске. В 1853 г. 18-летний Шокан закончил Омский кадетский корпус в офицерском звании корнета. Труды крупного востоковеда Н.И.Березина побудили Шокана Уалиханова заняться изучением восточных средневековых хроник. Фундаментальный научный труд «О состоянии Алтышара...», в котором содержится анализ истории, географии, социальной жизни народов Восточного Туркестана, является результатом путешествия Шокана Уалиханова в Кашнарию. Ш.Уалиханов записал эпический цикл «Манас» и тем самым сохранил его для киргизов. Последний труд Ш.Уалиханова, посвященный восстанию дунган в Цинской империи, опубликован в 1865 г. Казахский ученый второй половины XIX века Ш. Уалиханов за огромный вклад в исследовании народов Центральной Азии заслужил мировое признание. До административно-территориальной реформы 1867-1868 гг. мектебы и медресе функционировали без ограничений. Для борьбы с распространением исламской религии в Казахстане правительством были наложены ограничения на получение образования в мектебах и медресе. Представителям мусульманского духовенства необходимо было получить особое разрешение от уездного правления для открытия мектебов при мечетях. Примером давления на исламские школы являются «Меры по борьбе с мусульманством в восточной части России» принятые в 1867 г. Оренбургским губернатором. Еще более усложнило работу мектебов и медресе правительственное решение от 26 марта 1870 г. «Об особых правилах относительно инородцев-христиан и татар-магометан», которое внесло изменение в деятельность религиозных школ. Специальным «Положением» от 26 марта 1870 г. было признано обязательным преподавание русского языка в мектебах при мечетях. Открытие в Казахстане конфессиональных школ, в частности, мектебов и медресе, санкционировалось только генерал-губернатором. В конце XIX в. при инспектировании религиозных школ (мектебов и медресе) внимание чиновников уделялось, прежде всего, преподаванию русского языка. Мектебы и медресе, где не было налажено преподавание русского языка, закрывались распоряжениями военных губернаторов. Правительство следило за преподавательским составом мектебов и медресе, усматривая в них рассадников «пантюркизма и панисламизма».
В конце XIX века правительство на просвещение в Казахстане тратило от 5,5 до 19,5 копеек на душу населения. В начале XX в. пойти на уступки в расширении сети просветительских, в том числе и мусульманских учреждений в Казахстане правительство вынудила революция 1905-1907 гг. Концепция о двухпроцентной грамотности казахского народа в конце XIX в. учитывала лишь грамотных лиц, получивших образование в русских и русско-казахских школах. В 1896 г. в различных учебных заведениях России обучались 50 казахских стипендиатов только от Тургайской области. В 1883г. первая общественная библиотека в Казахстане была открыта в городе Семипалатинске. Первая казахская учительская школа открылась в 1883 г. в городе Орске Оренбургской губернии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 636; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.68.112 (0.008 с.) |