Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция № 5. Государства развитого Средневековья x- нач. XIII веков на территории КазахстанаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цели и задачи: - Определить основные тенденции развития тюркских государств в 10-13 веков, культуры тюрков, ее взаимосвязи с другими культурами. План: 1. Государство Караханидов. 2. Каракитаи, найманы и кереиты на территории средневекового Казахстана. 3. Кипчакский каганат. 4. Культура тюрков в 6 -13 веках. Литература: 1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 5 томах, Т.1. Алматы,1996. 2. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алма- Ата, 1992. 3. Байпаков К.М. По следам древних городов Казахстана. Алма-Ата, 1990. 4. Байпаков К.М. Средневековые города на Великом Шелковом пути. Алматы, 1998.
1. В X веке на политическую арену Центральной Азии выходит новое государство, которое возглавила династия Караханидов (942-1210 гг.). Первые правители Базыр Арслан-каган и Огулчак Кадыр-хан властвовали над западной и восточной частями государства, что свидетельствует об изначальном разделении на два больших улуса. Впервые дуальная система власти была реализована именно при их правлении. При Сатук Богра-хане, сыне Базыра, происходит важнейшее событие – принятие ислама господствующей религией. В XI веке история каганата полна войн между восточной и западной ветвями правящей династии за верховенство. XII век обозначен в истории Караханидского государства борьбой против киданей (кара-китаев) и хорезмшахов. По сути, уже в начале XIII века государство Караханидов не представляло реальной силы в регионе. Тем не менее, в государстве на протяжении X-XII веков существовали развитые феодальные отношения, которые мы обязаны рассмотреть. Политическое устройство, социально-экономические отношения у Караханидов оказали влияние на дальнейшую историю тюркских народов Казахстана. В государстве Караханидов земельная собственность существовала в нескольких видах. Прежде всего, это икта. Икта представляла собой пожалование права на получение части или всей суммы ренты с определенной территории. Другая форма земельного владения – каганские земли, поместья, имущество – движимое и недвижимое – называлось «хасс». За собственность «хасс» не платился налог харадж и все доходы поступали в пользу владетелей. В государственный земельный фонд – диуан – входили те площади, которые не отошли к икте или вакуфу. Эта форма землевладения выступала главным источником поступления налогов в казну. Вакуф – земли и имущество – завещанные медресе и мечетям, их рост привел к усилению влияния духовенства в государстве Караханидов на политические дела. Однако далеко не все средние и мелкие владельцы земли могли защитить ее во время постоянных войн и набегов. В связи в X-XII веках на территории Казахстана получает развитие институт коммендации, суть которого заключалась в том, что мелкие собственники земли шли под покровительство более крупного феодала с выплатой ему налога за защиту. В конце концов это приводило к зависимости от коменданта. 2. Большую роль в развитии этнических и политических процессов в Казахстане сыграли каракитаи, найманы и кереиты. Формирование каракитаев тесно связано с центральноазиатскими племенами киданей. В XII веке они появляются на территории Казахстана под предводительством Елюй Даши. Система наследования у каракитаев была довольно своеобразной, допускалось воцарение женщин, получавших в этом случае титул гурхана. Перейдем теперь к истории найманов и кереитов. Это были родственные тюркоязычные племена, участвовавшие в формировании государства Караханидов. Хозяйство их – кочевое скотоводство. 3. В начале XI века на территории от Иртыша до Волги установили свое политическое влияние кыпчаки. Кипчакское государственное объединение (начало XI – 1219г.) стало естественным преемником кимаков. В первой половине XI века государство стало называться Дешт-и Кыпчак (Степь кыпчаков). Внешнеполитические связи кипчаков были самого разнопланового характера. Долгое время (весь XI и начало XII века) они находились в союзнических отношениях с кереитами, меркитами, уйгурами, народами северного Кавказа и Средней Азии. История Кипчакского ханства завершилась с вторжением монгольских войск. Но именно кипчаки дольше всех сопротивлялись захватчикам, неоднократно поднимая освободительные восстания, ведя на протяжении многих лет партизанскую войну в тылу. Но об этом речь пойдет на следующей лекции. 4. Тюркская средневековая культура вошла в мировую сокровищницу культур. Уникальное сочетание двух видов хозяйства, смешение народов, языков, вызвали к жизни культурные феномены, до сегодняшнего дня поражающие своей глубиной, отточенностью мысли, красотой. Материальная культура включает в себя жилища, одежду, предметы домашнего быта. Жилища представлены разборными домами – юртами и стационарными зимовками в кочевой зоне, каменными и саманными домами в оседлой зоне. По сохранившимся письменным описаниям мы можем сделать вывод, что средневековая юрта была похожа на традиционную казахскую, покрывалась войлоком, вход был всегда с восточной стороны. Очаг устраивался в центре. На зимовках жилища строились в основном из саманного кирпича, дерева. В качестве отделки служили войлоки, кошмы, шерстяные ковры. Одежда тюрков шилась из шерсти, шкур и кож, тонкого войлока. Общими для тюрков были длиннополый кафтан с кантами. Пища кочевого населения определялась образом жизни. Это молочные и мясные продукты. Однако, не следует считать, что растительная пища была исключена из рациона. Широко использовались дикорастущие растения, ягоды, фрукты, злаковые культуры. Большую роль в развитии тюркской цивилизации сыграли города VI -XII веков. Города возникали на месте древних кангюйских городов-крепостей, на месте земледельческих оазисов. В X – XII веках только в Илийской долине возникло 56 новых городов. Это было связано с тем, что города стали транзитными точками на Великом Шелковом пути. Они вели торговлю не только между городами, но и между городами и степью. Крупнейший из средневековых городов – Отрар – занимал площадь в 200 гектар. Нельзя думать, что города строились и развивались только на юге и юго-востоке Казахстана. В Центральном Казахстане города располагались в предгорьях Улытау, в долинах рек Сарысу, Кенгир, в горах Кент. Города отличались высоким уровнем благоустройства. Обычными для них были водопровод, канализация (ташнау), проложенные из специальных гончарных труб. Это диктовалось необходимостью поддерживать чистоту в условиях жаркого климата, наличии природных очагов опасных инфекций. В каждом из городов имелись резервуары для хранения питьевой воды на случай осады, запасы продовольствия. Каждый из городов имел общественные здания – мечети, библиотеки, бани. Важным элементом городов было развитое ремесло. Особое развитие получило гончарное и стеклодувное ремесло, ювелирное дело. Ювелиры средневековых городов Казахстана знали такие техники, как зернь, скань, литье, чеканка, чернь и т.д. Особо следует сказать о семейных отношениях у тюрков. Семья была моногамной. Уже существовал обычай левирата (аменгерство). Группа родственников по различным линиям называлась особым термином. Строгим было разделение родственников на старших и младших, что позже сохраняется почти у всех тюркских народов до сегодняшнего дня. В таласских текстах есть названия некоторых категорий родственников: инилери – младшие братья или младшие родственники по мужской линии, синил – младшая сестра. Безусловно, речь о тюркской культуре средневековья была бы неполной без рассказа о выдающихся деятелях тюркской цивилизации – Абу Насре аль-Фараби, Махмуде Кашагари, Жусупе Баласагуни, Ахмеде Яссауи. Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Узлаг ибн Тархан аль-Фараби ат-Тюрки – именно таково его полное имя, из которого мы видим, что он был из знатной тюркской отрарской семьи (Фараб - одно из названий города Отрар). Родился он в 870 году. Умер аль-Фараби в 950 году в Дамаске, где и похоронен у Малых ворот. По сведениям его современников, он отличался скромностью, не интересовался материальными благами, получая у правителя Дамаска в месяц всего 4 серебряных дирхема (прожиточный минимум того времени). Самые ранние переводы трудов ученого на латинский язык – язык науки средневековой Европы - были сделаны еще в XI-XII веках и хранятся в Оксфордской, Парижской и Мадридской библиотеках. Труды аль-Фараби были авторитетом для целой плеяды выдающихся ученых эпохи мусульманского Ренессанса (Джами, Руми, Ибн-Сина и т.д.) и европейского Возрождения (Леонардо да Винчи, Роджер Бэкон). К XI веку относится творчество Махмуда Кашгари (Махмуд ибн Хусейн ибн Мухаммад Кашгари), правнука Богра-хана. В 1074 году он закончил главный труд своей жизни – «Диуан лугат-ат тюрк» - «Словарь тюркских языков». В X-XI веках, в государстве Караханидов жил и творил Жусуп Баласагуни (родился в Баласагуне в 1015 или 1016 году), автор поэмы «Кутадгу билик» - «Благодатное знание». Неполным было бы изложение материала по тюркской культуре, если бы мы не поговорили о творчестве Ходжи Ахмеда Яссауи. Основатель тюркской ветви суфизма, он родился в Туркестане в 1093 году. Ахмет Яссауи писал на тюркском, персидском, арабском, чагатайском языках. Главное его сочинение – «Диуани хикмет» или «Книга мудрости». Учеником Ахмета Яссауи был Ахмет Иугнеки, известнейший поэт. В своем труде «Вознаграждение истины» он писал о равенстве всех людей перед лицом Бога, о предопределенности всего происходящего. Он считал, что человек должен довольствоваться малым, тем, что у него есть. Можно было бы еще долго говорить о тех сверкающих вершинах, которых достигла тюркская культура в средневековье, на долгие годы став путеводной звездой для многих поколений людей не только в Казахстане и Центральной Азии, но и во всем мире. Отмечу лишь, что для этого были свои объективные причины. Смешение народов и языков, их религий и культур привело к выработке человеческой и культурной толерантности жителей региона, сохранившейся до сегодняшних дней. Ключевые понятия: икта, хасс, вакуф, диуан, институт коммендации, дуальная система власти, ташнау, левират – аменгерство, гурхан, Дешт- и Кыпчак.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 701; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.197.140 (0.011 с.) |