Кризис кипчакских государств. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кризис кипчакских государств.



В конце ХІІ века кипчаки переживают период кризиса, воевавшие на два фронта –против каракиданей в Семиречье и Хорезма на Сырдарье, Кыпчаки были вынуждены пойти на союз с Хорезм шахом и постепенно попадают под зависимость Хорезма. В 1182 году хан кипчаков Алп-Кара-Уран направил Хорезм шаху посольство во главе со своим сыном Кадыр-Бугу ханом, который заключил союз с Хорезмом против каракиданей. Поход, состоявшийся в 1182 году, закончился победой, и кипчаки освободили от киданей город Тараз с окрестностями. Однако вскоре союзники стали враждовать между собой, и в 1195 году Хорезм шах Текеш выступил в поход против Кадыр-Бугу хана. В начале кипчаки отступили, но составлявшие основную часть гвардии Хорезм шаха перешли на сторону кипчаков, и Кадыр-Буга победил. Однако вражда между Кадыр Бугу ханом и его племянником Алп-Дерек- и -налом ослабила кыпчаков и в 1200 году Алп-Дерек, ставший новым ханом, признает себя вассалом Хорезма. После победы Хорезм шаха над Кара-киданями Алп-Дерек получил в управление все земли по среднему и нижнему теченью Сырдарьи. В 1210 году он перенес столицу в Отрар и стал править от имени Хорезм шаха, приняв титул Кайыр хана.

Западные кипчаки в этот период терпят ряд поражений от русских князей. В 1183 году объединенные русские силы разгромили хана Кобека, правителя узеуских (Днепровских) кыпчаков, а в 1185 году хан тенских (Днестр) кипчаков Кунашык двинулся на Русь, но дважды потерпел поражение и был вынужден отступить. Новгород-северский князь Игорь решил добить ослабленных кипчаков и поживиться за счёт военной добычи, но его поход в 1185 году закончился полным разгромом русских войск на реке Каяле, что было описано в «Слове о полку Игорове». В этой битве принимали участие и западно-казахстанские кипчаки во главе с Казак ханом. В начале ХІІІ века часть кыпчаков во главе с ханами принимает христианство. Узеуский хан (Кобек) при крещении получил имя Данилы Кобяковича, а сын Кунашыка-Юрия Кончаковича (хан тенских кыпчаков Кунашык.). После смерти Кунашыка власть над тенскими кипчаками переходят хану Катону.

Русские князья не только воевали с кипчаками и было время, когда они совместно выступали против общего врага. Например, общеизвестно, что в первую битву с монгольскими ордами в 1223 году на реке Калке русские князья выступили в союзе с половецким (кыпчакским) ханом Катоном.

Основным занятием кипчаков было кочевое скотоводство. Они разводили верблюдов, овец, лошадей и рогатый скот. Они имели торговые связи и политические связи с русскими князьями в ХІІ - ХІІІ вв.

Кыпчаки были не только кочевниками-скотоводами, но и городскими жителями. В их владениях распологался ряд крупных городов: Сыганак, Джент, Барчынлыкент, Канлыкент, Саксин, Таматархан (Тмутаракань), Шарухан-недалеко от современного Харькова, так же Ясы, Отрар,Ургенч и крымских городов.

Кыпчаки сыграли важную роль в развитии таких стран, как Индия, Египет, Болгария, Китай, Византия, Грузия, Хорезм в эпоху средневековья. Кипчаки стали заметным компонентом этногенеза казахов, ногайцев, крымских, сибирских, татар, башкир, каракалпаков, узбеков, кыргызов, балкарцев, кумыков, туркмен и других тюркских народов. Они вошли в состав турецкого, венгерского, грузинского, болгарского, русского, украинского, монгольского, китайского, индийских и арабских народов.

Известно, что домонгольский период кыпчаки во главе с ханом Атраком играли важную роль в военной организации Грузинского царства Давида ІV и его преемников. Кыпчак Шамсад-Дин Ильдигиз был основателем династии Ильдигизидов в Азербайджане. В тяжелые времена Византийской империи времена начала ХІ века, когда её существованию угрожали тюрки сельджуки с востока, а печенеги с севера вступив в союз с императором Алексеем, оказали ему помощь разгромив печенегов. Кыпчаки были самыми многочисленными из всех тюркоязычных народов Центральной Азии и Восточной Европы.

Таким образом, Кыпчакское ханство было в XI – XII вв. сложившимся раннефеодальным государством, продолжившим и развившим традиции древнетюркской государственности.

12. Государство караханидов (942-1210 гг).

После распада в Х веке Карлукского каганата на территорию Восточного Туркестана, Семиречья, Южного Казахстана и Средней Азии возникло новое государство - государство Караханидов (942 – 1210 гг). Родоначальником династии Караханидов принято считать Сатун – Богра – хана (915 – 955 гг.), который подчинил Тараз и Кашгар. В 942 году Сатук сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. С этого времени началась история государства караханидов. В государстве караханидов входили такие тюркские племена как ягма, чигили, карлуки и другие.

Главную роль в государстве играли чигили и ягма. Государство было разделено на две части или на два удела. Верховный каган с титулом Арслан Карахан был правителем восточной части государства, ставка его находилась в г. Баласагуне, второй каган с титулом Богра Кара хан владел западной частью государства, ставка находилась в г. Таразе. Власть в ханстве передавалась не по наследству, а по так называемой «лестничной системе» от старшего брата к младшему.

При хане Мусы (сын Богра хана) в 960 году ислам был объявлен государственной религией.

Завоевательное движение тюрков в Мавераннахр привело к быстрому падению Государство Саманидов. В 992 г. каган караханидов Богра хан Харун захватил Бухару, в 996 – 999 гг его преемник Наср I овладел всем Мавернахром. Центральная власть в караханидском государстве была слабой. Государство было поделено на многочисленное уделы с неустойчивыми границами. Уделов правили члены караханидского рода – илек– ханы. Удельные правители обладали большими правами, плоть до чеканки монет со своим именем.

Государство караханидов не было простым повторением прежних государственных образований. В отличие от политических устройств кочевых обществ на территории Казахстана военное управление караханидов было отделено от административного. Государственно-административная структура основывалась на иерархическом принципе.

Важнейшим социально – политическим институтом в государстве Караханидов была военно-ленная система. Суть в чем? Каганы жаловали своим родственникам и приближенным права на получение с населения района, области или городов налогов, до того взимавшихся в пользу государства. Такое пожалование получило название «икта» (араб), а держатель икты назывался иктадар или мукта. В последствии икта превращается в наследственное право феодала т.е. в собственников земли. Существовало несколько категорий икты. Наряду с иктой существовали и другие формы земледелия. Крупным земледельцем было мусульманское духовенство -ему принадлежали «вакфные земли», доходы с которых не облагались налогом. Наряду с указанными формами существовало мелкое крестьянство и общинное землевладение. Наиболее распространенной формой эксплуатации была издольщина. С усилением эксплуатации получает развитие институт «комендации» т.е. переход бедных крестьян под покравительство богатых земледельцев. С 60-70-х годов XI века начинаются столкновения государства с сельджуками, в результате которых ослабленное децентрализацией, т.е. деления на уделы обусловило рост феодальной раздробленности, усилилась междоусобица, что привело к ослаблению государства и караханиды оказались в зависимости от сельджуков, особенно при сельджукском султане Санужаре 1118 – 1157 годы. Вторжение каракиданей в 30-х – начало 40-х годов ХІІ века совсем ослабило государство караханидов. В1212 г. остатки государства караханидов были ликвидированы Хорезмшахом Мухаммедом II.

Главным занятием населения было экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. Вместе с тем, в ХI –XII веках в Семиречье и Южном Казахстане часть тюркских племен переходила к земледелию и преобращалась к городской культуре.

В идеологии кочевого и оседлого населения важное место занимали религиозные древнетюркские представления. Исламизация, в особенности южных районов Казахстана, проникновение мусульманской религии в кочевую аристократическую среду привели к вытеснению древнетюркской рунической письменности и сложению новой тюркской письменности на арабской графике. В Караханидском государстве были созданы значительные произведения на тюркском языке на арабской графике, такие как, «Кутадгу билиг» («Благодатные знания») Ю.Баласагуни, «Диван-и-Хикмат» («Книга мудрости») Ахмета Яссави «Диван- лугат-аттурк» («Словарь тюркских наречий») М.Кашгари. В целом эпоха Караханидов представляла собой качественно новый этап во всех сферах жизни общества.

13. «Великий Шелковый путь», его роль политическом и экономическом развитии древнетюркских государств. "Великий Шелковый путь" на территории Казахстана. Начало контактов и обменных связей восходит к III-II тыс. до н.э. В середине I тыс. до н.э. стал функционировать степной путь, протянувшийся из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли савроматов в южное Приуралье к Иртышу, и далее на Алтай, в страну агрипеев. По этому пути распространяли шелк, меха и шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных металлов. В распространении драгоценных шелков участвовали кочевые племена саков и скифов, через посредство которых диковинный для того времени товар попадал в Центральную Азию и Средиземноморье. В сер. I в. до н.э. Шелковый путь начинал функционировать как регулярная дипломатическая и торговая артерия. Во II-V вв., Шелковый путь разветвлялся, окаймляя с севера и юга пустыню Такла-Макан, "Южный путь" -Дунхиале, Хотан, Яркеид в Бактрию, Индию и Средиземноморье. "Северный путь" - из Кашгара в Фергану и далее через Самарканд, Бухару, Мерв и Хамадаи в Сирию. В VI-V1I вв. наиболее оживленным становится путь, проходивший из Китая на запад через Семир-е и юж. Казах-н. Такое перемещение объяснялось: 1.ставки тюркских каганов, контролируемых торговые пути через среднюю Азию. 2.дорога через Фергану стала опасной из-за междоусобиц. 3.богатые тюркские каганы стали крупными потребителями заморских товаров. Через Ш.п. шло основное число посольских и торговых караванов в VII-X1V вв. Так, в VI-VI1IBB. Основной была трасса Сирия-Иран-Средняя Азия - юж. Казахстан - Таласская долина - Чуйская долина - Иссык - Кульская котловина - Восточный Туркестан. В конце VI в происходит оживление Шёлкового пути на участке Семир-я и юж. Каз-на, что сыграло важную роль в развитии городской культуры этого региона. В Семир-е он стимулировал возникновения ряда городских центров, а на юге Каз-на способствовал быстрому росту городов. Ш.п. через ср.Азию, юж. Каз-н и Семиречье функционировал вплоть до XIV в. пока междоусобицы и войны и освоение морских путей в Китай не привели к его угасанию.

14. Культура древних тюрков в Казахстане: религия, верования, письменные памятники Казахская культура – прямая наследница древнетюркской цивилизации. Культура – это совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни.Культура бывает материальной и духовной.К материальной культуре относятся например, города, памятники архитектуры, предметы быта, одежда, народно-прикладное творчество., а к духовной – устное народное творчество, произведения литературы, музыка.Города образовываются в поймах рек, междуречье, на соединении континентов, на трассе торговых караванных путей, т.к. города были центрами сосредоточения торговли и ремесла, с\хозяйства, таким регионом на территории Казахстана было Семиречье.Одновременно с согдийским культурным комплексом в Семиречье, на юге Казахстана и в Мавераннахре распространяется и тюркский культурный комплекс, представленный в археологических материалах такими массовыми находками, как металлическая посуда и вооружение, предметы с руническими надписями. В результате в 6-первой половине 9в.в. в Семиречье и Средней Азии складывается своеобразный культурный комплекс, который можно назвать тюркско-согдийским.археологическими исследованиями на юге Казахстана зафиксировано 25 городищ со слоями 6-9в.в., которые можно считать остатками городов.Известны названия некоторых из них – Исфиджаб, Шараб, Будухкет, Отрар, Шавгар. В этих городах выделяются: цитадель, шахристан и рабадВ юго-западном Семиречье, по археологическипм данным, насчитывается 27 городищ, которые в большинстве своем отождествляются с летописными городами Таразом, Куланом, Атлахом, Джамукатом, Мерке.

Арабское завоевание оказало сильное воздействие на жизнь Средней Азии.И хотя ни юг Казахстана, ни Семиречье не попали под власть арабов, тем не менее последствия завоеваний сказались на городской культуре области.Связанная тесными экономическими и культурными связями с Средней Азией, она испытала сильной воздействие мусульманской культуры, которая распространилась в первую очередь среди городского населения. Письменные источники свидетельствуют об увеличении числа городов в указанное время. В предгорной полосе Таласского Алатау, судя по этим данным, появились города Джумишлагу и Манкент; на Средней Арыси сформировался округ Кенджиде с центром в Усбаникете; в Отрарском оазисе – города Кедер, Весидж и Бурук, в округе Шавгар – Яссы, Шагильджан, Карнак, Карачук; Сауран; в низовьях Сырдарьи – Сыгнак, Дженд, Асанас, Барчкент; на северных склонах – Баладж и Берукет.

Памятники древнетюркской письменности.

На земном шаре существует свыше 3000 живых языков, но лишь около 200 из них обладает письменностями.

На территории Казахстана самым древним памятником письменности является серебряная чашечка с 26 руническими знаками, нанесенными металлическим стилетом на ее дне, из Иссыкского кургана, раскопанная К.А.Акишевым в 1969-1970г.г., и датируемая 5 в.д.н.э. Однако, она все еще не прочитана и определение ее языка дискуссионно, хотя предложено 11 вариантов дешифровки в Казахстане, России, Венгрии. А это ведь «26 молчащих веков» – как выразился один из интеллектуалов современности.

Мы рассмотрели с вами на примере городов тюркского периода материальную культуру, теперь перейдем к духовной. К работе приступает 2-я подгруппа.

Древнетюркское письмо впервые было открыто в долине Енисея в 20-х годах 17в. немецким ученым Даниил Готлиб Мессершмидтом, состоявшим на службе у Петра1, и сопровождавшим его швндским офицером Филипп-Иоганн Таббертом-Страленбергом,. Они назвали письмо «руническим» - по его сходству со скандинавскими руническими текстами и данное название закрепилось в науке.

В 1889г. русский этнограф и археолог Николай Михайлович Ядринцев обнаружил на берегу р.Кокшин-Орхон в Северной Монголии два больших рунических памятника в честь Бильге –кагана(680-734) и в честь его брата, полководца Кюльтегина (684-731), воздвигнутые в 732-735г.г. По месту находок письмена были названы «орхоно-енисейскими». Эти памятники Бильге-кагана и Кюльтегина, как и памятник советника первых каганов второго Восточнотюркского каганата (689-744г.г.) Тоньюкука(646-731г.г.), созданный вскоре после 716г. еще при его жизни. Являются наиболее древними памятниками древнетюркской письменности.

Большой вклад в изучение памятников рунического письма внесли финские и русские ученые под руководством Аксель Олай Гейкеля и Василия Васильевича Радлова. По результатам их научных экспедиций созданы два атласа со снимками, схемами и шесть сборников трудов, которые стали настольной книгой последующих поколений тюркологов, историков, востоковедов научных школ различных стран.

Датский ученый, лингвист, филолог, историк, скандинавист по своей основной специальности Вильгельм Томсен первым в мире прочитал слово «тюрк» и «тенгри» из рунических текстов, найденных на берегах Орхона, и доложил о переводе 15 декабря 1893г. на заседании Датской королевской академии наук. Это было великое научное открытие в мировой лингвистике. Московский исследователь Мурад Аджи называет эту дату – датой второго рождения тюрков.

Ареал распространения древнетюркских рунических надписей в Казахстане довольно широк – это долины р.Талас, Или, Сырдарья, Иртыш, Жайык. Отметим надписи на керамике близ Тараза, на бронзовых зеркалах близ Восточного Казахстана, на глиняном пряслице из Талгара, на венчике хума из городища Алтын-Асар Джетыасарского урочища Восточного Приаралья, на глиняной печати, найденной при раскопках городища Актобе 1 у Чардары, на нижней части сосуда Алтынтобе близ Шымкента, на щитке бронзового перстня в слое 10-11в.в. на городище Жаксылык близ Алматы.

Наиболее известны из них так называемые Кошоцамдайские памятники – стелы в честь Бильге-кагана и его брата Кюль-тегина, воздвигнутые в 732-735г.г., а также стела советника первых каганов второго Восточнотюркского каганата (689-744г.г.) Тоньюкука(646-731г.г.), созданный вскоре после 716г. еще при его жизни.

Все крупные тексты орхонской группы довольно однообразны по структуре. Они содержат рассказ о жизни и подвигах их героев, излагаемый на фоне общей истории Тюркского государства и сопровождаемый различного рода декларациями. В надписях приводится очень богатый материал для изучения истории, идеологии и культуры древнетюркских племен и народностей, их языка и литературных приемов.

Значенипе эпохи орхоно-енисейских тюрок и древнетюркской рунической письменности трудно переоценить. С наступлением древнетюркской эпохи прежние империи – Китай в Восточной Азии, Византия и Иран в Западной и Средней Азии – прекратили быть единственными доминирующими крупными государствами. А тюрки расселились на огромные расстояния – 10тыс.км по прямой, возникли народы и империи, ставшие прямыми предками современных тюркоязычных наций и государств, в том числе и казахской. Кроме переселения арабов в период арабских завоеваний и европейцев во время освоения новооткрытых континентов – Америки и Австралии после Христофора Колумба, ни одна группа народов не расселялась в таких грандиозных масштабах.

В древнетюркской рунической письменности отражена общетюркская идеология и представлена концепция централизованной государственности как гаранта свободы и независимости тюркских народов, в течение веков имевших общую историю и общую по происхождению культуру, ставшую их общим достоянием. В ней заложена неиссякаемая энергия и твердая воля создателей Тюркского эля в отношении всего, что касается таких священных понятий как «народ», «Государство», «свобода», «независимость».

Памятники древнетюркской письменности – исключительно ценный источник по языку, истории, этногенезу, географии, письменной культуре. Они являются свидетелями высокого уровня языковой культуры и государственности далеких предков казахского народа.

Верования и религия тюрков.

Вопросам религиозного мировоззрения в научной литературе до недавнего времени не придавалось специального значения, так как в системе духовной культуры бывшего советского общества о религиозном мировоззрении и говорить не приходилось. В идеологии преобладал критический анализ в контексте религиоведения и атеизма, а к ценностям духовной культуры относили лишь образования, науку и искусство.

В книге Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Критическое десятилетие» подчеркивается: «Для нас, казахов, ислам – это в первую очередь, высокий идеал и фактор, определяющий наше мировоззрение, своего рода Символ, позволяющий воздать должное памяти наших предков и богатой мусульманской культуре, которым некогда угрожало полное забвение».

Среди традиционных духовных ценностей, веками формировавших национальный менталитет казахского народа, есть культ вселенческого космическогог божества – Тенгри. Тенгри – как бог, писал Валиханов.

В просторечье Тенгри казахами используется как синоним мусульманского «аллаха» и персидского «кудая». Выражения типа: «Тэнiр жарылкасын! – да благословит тебя Тенгри», «иттiн иесi болса, тулкiнiн тэнiрi бар» – «если у собаки есть хозяин, то у лисы есть Тенгри»; собственные имена(Тэнiрберген, Хан-Тенгри) указывают на глубокое проникновение культа тенгри в различные сферы жизни народа. В прошлом веке, когда Ш.Уалиханов сетовал по поводу двоеверия казахов, то он имел в виду в качестве альтернативы исламу именно тенгри.

Основной религией древних тюрков было поклонение Тенгри(Небу). Именно по воле Неба правили каганы, которые именовались «Небоподобными и на Небе рожденными»: «Небо, которое, чтобы не пропало имя и слава тюркского народа, возвысило моего отца-кагана и мою мать-катун, Небо, дарующее (каганам) государства, посадило меня самого, надо думать, каганом, чтобы не пропало имя и слава тюркского народа», - так пишет Бильге-каган о своем восшествии на престол. По воле Неба тюрки одерживали победы или терпели поражения. Небо и Земля-вода спасали тюркский народ в лихую годину. Тюркские ханы в своих подписях постоянно призывают Небо быть благосклонным к ним.

Следующее по значению было женское божество Умай – покровительница домашнего очага и детей. Культ Умай еще сохранялся у некоторых тюркоязычных народностей Алтая в конце 19в. Вместе с тем, Умай входила в триаду высших божеств тюрков и покровительствовала всем их делам; это видно, например, из памятника в честь Тоньюкука, где при описании одного из удачных походов говорится: «Небо, (богиня) Умай, священная Земля-Вода, вот они, надо думать, даровали нам победу!»

Наряду с собственными древними верованиями, в 6-9в.в. среди тюркоязычного населения Центральной Азии, и, вслед затем, Средней Азии и Казахстана, получили распространение религиозные системы, созданные иными цивилизациями: буддизм, манихейство, христианство, иудаизм.

Самая молодая мировая религия – ислам, основные идеи и принципы которой зафиксированы в священных памятниках конца 6в. – первой четверти 7в. – Коране и Сунне, постепенно, мирным путем, в условиях абсолютного господства религиозного сознания в обществе, вытеснила и христианство, и буддизм, и зороастризм и местные культы.

Начало процесса исламизации племен Казахстана совпало с движением арабов в Южный Казахстан и расширением китайской экспансии: в 740г. китайцы разграбили Тараз, в 748г. – Суяб, в 749г. – Шаш. Тогда в середине 8в. столкнулись на земле тюрков дальневосточная цивилизация и исламская. В 751г. у города Атлаха около Тараза произошла Таласская битва между китайцами т объединенными силами арабов-мусульман и карлуков. Китайское войско проиграло и экспансия Танского Китая на запад была остановлена на тысячелетие, арабы отступили в Шаш. Таласская битва окончательно решила вопрос о культурной судьбе тюркских народов в пользу арабо-мусульманской цивилизации.

Первым тюркским властелином, принявшим ислам и новое мусульманское имя Абд аль-Керим, был Сатук Богра хан (901-955), основатель караханидской державы на территории Семиречья и Восточного Туркестана. По письменным источникам, уже около 940г. Баласагун относится к разряду мусульманских городов. В 960г. ислам становится официальной религией государства, Муса – сын Сатук Богра хана получает пышный титул «Свет державы и опора призыва к вере». Принятие ислама 200тыс. шатром оценивается как судьбоносное событие. Мусульманское духовенство пользовалось почетом и властью. В число 10 диванов (канцелярий) по централизованному управлению государством входили надзор за соблюдением обычаев и традиций религии и ведомства для управления имуществом религиозных учреждений.

Особого внимания заслуживают среди культовых построек Таласской долины мавзолеи Бабаджи-хатун (10-11в.в.) и Айша-Биби (11-12в.в.), представляющие и сегодня достопримечательность Казахстана. На нижней Сыр-Дарье находился мавзолей Сарлы Там (11-12в.в.)

15.. Мусульманский Ренессанс и средневековые мыслители В эпохе совершенства немаловажная роль принадлежит тюркам. Развитие естественных и точных наук, возникновение арабо-мусульманской философии – все это связано с усвоением греческого наследия. К примеру, Александрийская школа, один из главных очагов греческой философской мысли и научных знаний в предшествовавшую арабским завоеваниям эпоху, продолжала свою деятельность с начала VIII в. в Антиохии, где во второй половине IX в. получил образование философ аль-Фараби, тюрк по происхождению. В первые века ислама жители покоренных территорий еще не утратили связи с античной традицией и продолжали оставаться носителями эллинистической культуры и философской мысли. Процесс арабизации не нарушил преемственные связи с Античностью.

История, география, химия, медицина, морское дело, строительство, экономика, математика и астрономия – вот далеко не полный перечень направлений научной мысли мусульман, где они совершали множество поразительных и полностью оригинальных открытий.

Средневековая арабо-мусульманская культура создавалась многими народами и впитала традиции пестрой в этническом отношении среды. Этим в значительной степени был обусловлен ее расцвет в VIII–XII вв.

В арабо-тюрко-мусульманском мире утвердился исключительно высокий престиж грамоты и книги. При дворе халифов обязательно находились поэты, философы, историки, законоведы, врачи, переводчики и каллиграфы, и немало среди них было тюрков. Халиф аль-Момун заплатил переводчику Хунайну ибн Исхаку столько золота, сколько весили переведенные им сочинения. А за «Историю древних арабских царей» аль-Момун подарил ее автору аль-Асману земельный участок.

С середины IX в. большую роль в ознакомлении образованной мусульманской элиты с научными трудами начинают играть переводчики.

Безусловно, переводы с древнегреческого, древнееврейского и персидского сообщили мощный импульс развитию арабской науки.

Практическая направленность является характерной чертой арабо-мусульманской научной мысли. Арабы дали полное описание всех – от Испании до Туркестана и устья Инда – стран, с обстоятельным перечислением населенных пунктов, с характеристикой культурных земель и пустынь, с указанием ареалов распространения видов растений и животных, а также залежей полезных ископаемых. Их интересовали не только физико-географические и климатические условия, но в равной степени быт, промышленность, культура, язык, религиозные учения. Эти познания выходили за пределы Халифата и известного древним грекам мира.

Мухаммед ибн Муса аль-Хорезми, один из первых тюркских математиков (ум. после 846 г.), написал свой знаменитый алгебраический трактат «Книга о восстановлении и противопоставлении», предварив его посвящением аль-Момуну: «Я составил краткую книгу об исчислении алгебры и альмукабалы, заключающую в себе простые и сложные вопросы арифметики, ибо это необходимо… в торговле, всевозможных сделках, при измерении земель, проведении каналов, инженерном искусстве и проч.». Книга оказала большое влияние на развитие математики в Западной Европе.

Звездные каталоги Абдрахмана аль-Суфи, относящиеся к Х в., представляют собой расчеты лунного календаря, определения времени молитвы и поста, направления киблы.

Автором первого исторического сочинения, посвященного арабским завоеваниям, под названием «Фатух аль-Булдан» («Завоевание стран»), был Ахмед аль-Балазури. Книга описывает все военные походы, предпринятые арабами в VII–IX вв., с 622 по 869 г., т. е. с момента завоевания Мекки и становления Медины как первой столицы халифата. Аль-Балазури сделал поэтический перевод персидского эпоса «Ахд Ардашир» («Завещание Ардашира») об основателе персидской династии Ардашире.

Другой великий арабский историк и законовед, Мухаммед аль-Табари (ок. 839–923 гг.), родился в знатной семье в столице Табаристана Амуле. В семь лет он знал наизусть Коран, в девять – записывал хадисы. Главные сочинения аль-Табари – многотомная «История Пророков и халифов», тридцатитомный комментарий к Корану; история двух столетий хиджры лучше всего описана именно у аль-Табари: первые халифы, ранние Омейяды, последние Омейяды, Аббасиды того периода, когда Хорасан и Центральная Азия прочно входили в состав халифата.

Великий ученый-энциклопедист Мухаммед аль-Бируни, родившийся в Хорезме в 973 г. (ум. ок. 1050 г.), создатель трактатов по истории Индии, математике, астрономии, географии и топографии, физике, медицине, геологии, минералогии и др., впервые на Востоке высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца.

Широко известна в мире также и стихотворная «Всеобщая история» аль-Сами, жившего при халифе аль-Мутаваккиле I.

Близкой к истории наукой была география. Первое географическое сочинение на арабском языке называется «Хадуд аль-Алам» («Пределы мира»).

Значителен вклад арабов в теорию и практику морского дела. Мореплаватели всего мира считали арабские карты самыми надежными. Арабские купцы, лоцманы и капитаны проложили пути по суше и по морю, которыми европейцы прошли спустя века.

Оккультные знания и магические действа не остались без внимания исследователей алхимии, астрологии, магии и каббалы. Эти мистические учения развивали в основном суфии.

Мухаммед аль-Фергани, астроном и географ (ум. ок. 830 г.), описал элементы астрономии, развивая систему Птоломея. Его трактаты переводились на древнееврейский, а затем на латинский языки. Кроме того, аль-Фергани математически описал прибор астролябию и устройство солнечных часов.

Составитель знаменитых астрономических таблиц – Мухаммед аль-Баттани (ок. 854–929 гг.) определил процессию и эксцентричность земной орбиты, высчитал величину тропического года – 365 дней 5 часов 46 минут и 24 секунды, что лишь на 2 минуты меньше принятого на сегодняшний день. Аль-Баттани усовершенствовал тригонометрию.

Необходимо вспомнить и Йакуба аль-Кинди – первого арабского энциклопедиста.

Велики были успехи тюрков в теоретической медицине и практическом врачевании: описана система функционирования человеческого организма и разработана теория врачебного дела – от диагностики до хирургии. Величайший философ и врач Абу Али Гусейн Ибн Сина, известный под именем Авиценна, родился в Бухаре в 980 г. Изучал математику, астрономию, медицину; был придворным врачом при наместниках Саманидах и Дейлемидах, затем визирем в Гамадане, после чего поселился в Исфахане. Самый знаменитый труд Авиценны по медицине – «Канон».

Что касается философии, то многие мусульманские ученые занимались комментариями к трудам греческих философов. Поэтому первоначально арабо-мусульманская философия явилась как бы продолжением греческой философской мысли, переработанной в мусульманском духе и согласованной с основными догматами ислама, зато последующие шаги мусульманской философии были стремительными и блестящими.

В философском учении Ибн Сины идеи Аристотеля и неоплатоников сложно переплетаются с общими принципами мусульманской теологии. Вслед за неоплатониками, Ибн Сина утверждал, что мир возник путем эманации Божества, но не по воле последнего, а в силу объективной необходимости. Вместе с тем, в соответствии с традиционным положением ислама, Ибн Сина признавал дуализм Бога и Вселенной, духа и материи и считал единого Бога первопричиной всего сущего.

Кстати, одним из первых перевел Аристотеля на арабский язык аль-Фараби (870–950 гг.). Не случайно его называли «Второй учитель», т. е. после Аристотеля. Основное его сочинение – «Геммы премудрости». Весьма интересным представляется учение аль-Фараби о соотношении разума и веры в пророчестве. Аль-Фараби ставил разум выше веры, выше пророческих Откровений, которые посредством символов раскрывают истину простым людям – не философам. Он считал, что пророчества обращены к чувствам и играют лишь вспомогательную роль, в то время как возможности человеческого разума безграничны. Политические проблемы, светская организация государства интересовали мусульманских философов в тесной связи с религиозными и политическими проблемами их времени. Идеальное государство – это основанное на законах разума общество, в котором царят порядок и справедливость. Такое государство описано в сочинении аль-Фараби «Воззрения жителей идеального города».

Мусульманское философское учение о совершенствовании человека обусловило иное, нежели в ортодоксальном исламе, представление о Пророке не как о чудотворце, вдохновленном Божественным Откровением, а как о мудреце, законодателе, зовущем народ следовать принципам добра.

В странах мусульманского Востока философия считалась «наукой наук», которая должна была заниматься широким кругом самых разнообразных вопросов, в то время как в Западной Европе философия была «служанкой богословия».

Большое влияние на средневековую философию, особенно в Европе (аверроизм), оказали рационалистические идеи философа и врача, представителя арабского аристократизма – Ибн Рушда (Аверроэс, 1126–1198 гг.). В трактате «Опровержение опровержения» он отверг нападки Газали на философию; кроме того, Ибн Рушд являлся автором энциклопедического медицинского труда.

Аль-Шайбани (749–805 гг.) в своей «Книге приобретений» опровергал взгляды «невежд из числа аскетов и дураков из числа суфиев», утверждавших, что заботы о мирских благах – грех.

Мусульманский Ренессанс невозможно представить без фундаментальных трудов великих тюркских теологов – от Имама аль-Бухари и Иса аль-Термези до Ахмада Ясави и Бахауддина Накшбанди. Классическое произведение Имама аль-Бухари (810–870 гг.) «Сахих аль-Бухари» считается вторым после Корана основным источником исламской религии.

А теперь обратимся к тем, кто создавал мусульманскую литературу на века.

Родоначальником поэзии на фарси был Абу Абдаллах Джафар Рудаки (ок. 860–941 гг.). Из литературного наследия сохранились касыда «Мать вина» (933 г.), автобиографическая «Ода на старость», около 40 четверостиший и много фрагментов поэм, произведений лирического и дидактического содержания. Созданный им стиль преобладал в фарсиязычной поэзии до XI в.

Абулькасим Фирдоуси (ок. 940—1020 гг.) – создатель великой поэмы «Шахнаме», вобравшей в себя национальный эпос персов и таджиков. Она оказала влияние на литературу Востока отточенностью формы, идеями тираноборчества, справедливости и гуманизма.

Всемирно известные философские четверостишия рубаи, созданные Омаром Хайямом (ок. 1048 – после 1122 г.) – величайшим поэтом, философом, математиком, – проникнуты гедонистическими мотивами, пафосом свободы личности, антиклерикальным вольнодумством. В своем математическом трактате Хайям дал изложение решения уравнений до 3-ей степени включительно.

Выдающийся поэт и мыслитель Юсуф Баласагуни (1016–1084 гг.) – автор мусульманского литературного памятника «Благодатное знание» – создал свое стихотворное произведение в глубине Центральной Азии, в Кашгаре, при просвещенной династии Караханидов, на наречии не типично уйгурском, но буквами уйгурскими. Почти одновременно с этим трудом в 1074 г. был составлен «Словарь тюркских наречий» в сельджукском Багдаде Махмудом Кашгари.

Также из Центральной Азии мы имеем сборник религиозно-философских произведений великого Ахмада Ясави (ум. в 1167 г.) – поэта и мистика.

Несомненное влияние на литературу Ближнего и Среднего Востока оказали произведения выдающегося поэта и мыслителя Низами Гянджеви (ок. 1141 – ок. 1209 гг.). Основное его сочинение «Пятерица» состоит из пяти поэм: «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц» и «Искандернаме». Эти произведения, безусловно, вошли в вечную сокровищницу мировой литературы.

Картину жизни, быта и практическую мудрость людей своей эпохи представил писатель и мыслитель Саади (1203–1292 гг.), который более 20 лет странствовал в одежде дервиша по мусульманскому миру. В песнях, газелях, касыдах, посланиях-поучениях, притчах, «наставлениях царям» ставил он сложные религиозные, философские, этические и этнические вопросы, проповедуя соответствующие образцы поведения. Всемирно известны его любовная лирика и поэмы «Бустан» и «Гулистан».

Завершим повествование о творцах мусульманского Ренессанса Джалаледдином Руми (1207–1273 гг.) – персоязычным поэтом-суфием, толкователем основных положений суфизма в своих философских трактатах, в поэме «Масневи и манами».

Талантливых поэтов и ученых было много, но жизнь их была незавидна. Судьбы этих гениев зависели от произвола султана или доносов вельмож. И все-таки они творили.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.236.89 (0.077 с.)