Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расцвет Кипчакского государства.

Поиск

Расцвет Кипчакского государства.

В середине ХІ века кипчаки переходят Волгу и за короткое время подчиняют себе многочисленные западно-кангарские племена долины рек Тен и Узеу (Днепр). К началу ХІІ века земли, занятые кипчаками, разделяются на два крупных объединения Западных и Восточных. Кипчаки, обитавшие к западу Волги, объединились в конфедерацию во главе с ханами из рода токсаба. Конфедерация разделялась на области тенских кыпчаков (Днестр). Располагавшихся в степях Северного Причерноморья (Поле Половецком) от Тена (Днестр) на востоке до низовий Дуная и Карпат на западе. Во главе этих образовании стояли ханы династий Шару хана и Бонек хана.

Кипчаки, жившие на территории Казахстана, образовали более централизованное государство, во главе которого стояли ханы из рода ельбори. Легенды называют основателем этого государства Абар хана (ХІ в).

Власть кыпчакских ханов передавалась по наледству от отца к сыну. Династийным родом считался ель – борили, из числа которых выходили ханы. Ханской ставке называвшиеся Ордой, находилься аппарат управления хана, ведавший ханским имуществом, и ханской армией. В военно – административном отношении Кыпчакское ханство, следуя древнетюркским традициям, делилось на два крыла: правое – со ставкой на р. Урал на месте города Сарайчик и левое – с резиденцией в городе Сынаке. Более мощное было правое крыло. Военной организации и военно – административной системы управление придавалась исключительное значение, ибо они отражали специфику кочевого быта и были наиболее органычными и удобными для кочевого способа существования.

Кроме верховного хана кыпчакские роды имели своих ханов. В аристократическую верхушку входили также тарханы, беки, баксаки и др. Ставка хана была в городе Сыгнаке.

Образование улусов.

Оставленное Чингисханом Громадное государство еще последние годы жизни было разделено им на четыре улуса (удела). В исследовательской литературе розданные Чингисханом земли принято именовать уделами или улусами. Степень отдаленности уделов соответствовала при этом возрасту сыновей. От того младший сын Тулей получил коренной улус Чингисхана – собственно Монголию, а так же 101 тысячу из 129 тысяч человек регулярной монгольской армии. Обширные территории, завоеванные к западу от Монголии, были поделены между старшими сыновьями, причем каждому из них было пожаловано только по 4 тысячи человек из регулярной армии. Улус третьего сына Чингисхана, Угедея, находился в пределах Эмиля и Кобаха. Владения Чагатая, вторового сына Чингисхана, простирались от Южного Алтая до Аму-Дарьи и «от области уйгур до Самарканда и Бухары», т.е. включали Восточный Туркестан, большую часть Семиречья и Маверанарх. По Джамалю Карши, область, составлявшая основную часть владении Чагатая, называлась Иль-Аларгу; главным городом ее был Алмалык. Удел старшего сына Чингисхана, Джучи, по словам Джувайни, занимал обширные земли к западу от Иртыша и от границ Каялыка (в Семиречье) и Хорезма до мест Саксин и Булгар, вплоть до тех пределов, куда доходили копыта монгольских коней.

Таким образом, территория Казахстана вошла в состав трех монгольских улусов: большая часть - степные просторы севера страны и вся местность от верховьев Иртыша к оз. Ала-Куль и дальше на запад к Или и Сырдарье входила в состав улуса Джучи, Южный и Юго-Восточный Казахстан - в улус Чагатая, а северо-восточные земли - в улус Угедея. Для нашей темы, наибольший интерес представляет улус Джучи, поскольку именно на этой территории складывалась и развивалась казахская государственность.

Все три царевича, в качестве наместников отца, осуществляли свою власть в местности, составлявшей их удел, строя дороги, возводя мосты и подавляя то и дело вспыхивающие мятежи. Уделы должны были служить для них только источником дохода и оставаться подчиненными главе империи.

Преемником Джучи, умершего в 1227 году, стал его сын Бату. Им были предприняты завоевательные походы на территорию Западного Дешт-и-Кипчака, к землям волжских Булгар и далее на Запад. Были разгромлены крупнейшие русские княжества, опустошены Польша, Венгрия, Чехия и другие страны. В итоге семилетнего похода 1236-1242 под властью Бату оказались земли к западу от Волги до низовьев Дуная, включая Крым, северный Кавказ и западно-кипчакские (половецкие) степи. Вернувшись в низовья Волги, Бату основал новое монгольское государство, получившее в последствии название Золотая Орда. В него вошли территории улуса Джучи, Восточный Дешт-и-Кипчак, степные районы Казахстана к западу от верховьев Оби и Иртыша, до низовьев Волги и Амударьи, часть территории Хорезма и Западной Сибири, а также вновь завоеванные земли на Западе.В вассальную зависимость от Золотой Орды попали разгромленные полчищами Бату княжества Руси. Русские князья признавали зависимость от Золотой Орды, получали из рук ее ханов ярлыки на княжение, выплачивали дань, но сохраняли относительную независимость.Основанное Бату-ханом государство называлось в восточных источниках Улус Джучи, а также по именам ханов Джучидов улус Бату, улус Берке и т.д. Столица был Сарай-Бату. Позднее Сарай-Берке. Золотая Орда была многонациональным государственным образованием. Она включала в себя множество племен и народностей, различавшихся между собой по уровню общественно-экономического развития, обладавших своеобразной культурой и обычаями. К рубежу 13-14 веков и тем более в 14 веке монголы практически тюркизировались. Население Золотой Орды стало называться этнонимом "татары".Государственное устройство Золотой Орды следовало образцу, введенному Чингисханом. Государство считалось собственностью ханского рода Джучи. Для решения важных государственных дел созывался Курултай (общее собрание знати во главе с членами правящей династии). Армией, дипломатическими делами ведал беклербек. Во главе дивана - центральный орган исполнительной власти стоял визирь. В Золотой Орде сложилась улусная система управления и владения завоеванными землями и народами. Ко времени Бату относится деление улуса на две части правое и левое крыло, фактически на две различные государственные единицы. Во главе правого крыла (улуса) стоял сам Бату и его преемники, во главе левого крыла старший сын Джучи Орда-Ежен. В левое крыло входила большая часть территории Казахстана. Право на уделы (улусы) имели от рождения все члены правящей династии. Прочие представители монгольской аристократии получили уделы как пожалование за службу хану.Постепенно знать приобретала все больше имунительных прав (тарханство). Феодальное держание стало носить характер "сойыргала". Хотя в Золотой Орде сохранялась и родоплеменная организация кочевников. Непрочный характер государственного объединения Золотой Орды и особенно рост освободительной борьбы покорённых и зависимых народов стали главными причинами ее распада и гибели. Уже при своём образовании Золотая Орда. делилась на улусы, принадлежавшие 14 сыновьям Джучи: 13 братьев были полусамостоятельными государями, подчинявшимися верховной власти Батыя. Децентрализаторские тенденции проявились после смерти хана Менгу-Тимура (1266—82), когда началась феодальная война между царевичами дома Джучи. При ханах Туда-Менгу (1282—87) и Талабуге (1287—91) фактическим правителем государства стал темник Ногай. Только хану Тохте (1291—1312) удалось избавиться от Ногая и его сторонников. Через 5 лет возникла новая смута. Её прекращение связано с именем хана Узбека (1312—42); при нём и его преемнике хане Джанибеке (1342—57) Золотая Орда достигла максимального подъёма военного могущества. Военные силы при Узбеке насчитывали до 300 тыс. чел. Однако смуты, начавшиеся в 1357 убийством Джанибека, свидетельствовали о начале её распада. С 1357 по 1380 на золотоордынском престоле перебывало более 25 ханов. В 60—70-х гг. фактическим правителем стал темник Мамай. В начале 60-х гг. 14 в. от Золотой Орды. отпал Хорезм, Польша и Литва захватили земли в бассейне р. Днепр, отделилась Астрахань. Мамаю пришлось, кроме того, столкнуться с усилившимся союзом русских княжеств во главе с Москвой. Попытка Мамая путём организации огромного грабительского похода вновь ослабить Русь привела к разгрому татар объединёнными русскими войсками в Куликовской битве 1380. При хане Тохтамыше (1380—95) прекратились смуты, и центральная власть стала контролировать основную территорию Золотой Орды Тохтамыш в 1380 разгромил войско Мамая на р. Калке, в 1382 пошёл на Москву, которую захватил обманом и сжёг. После укрепления своей власти он выступил против Тимура. В итоге ряда опустошительных походов Тимур разбил войска Тохтамыша, захватил и разрушил поволжские города, в том числе Сарай-Берке, ограбил города Крыма и др. Золотой Орде был нанесён удар, от которого она уже не смогла оправиться.

20. Государство Ак Орда На территории Восточного Дешт-и-кипчака из Золотой орды выделилось самостоятельное государство Ак-орда. Первоначально Восточный Дешт-и-Кыпчак, Прииртышье и Северо-восточная часть Семиречья были улусом старшего сына Джучи Орда-Еджена и называлась Кок-Орда. А владения по рекам Яик, Иргиз, Тобол, Сарысу, Приаральские степи, низовья Сырдарьи вошли в состав улуса другого сына Джучи – Шайбана, назывались Ак Орда. После вхождения улуса Шайбана в состав улуса Орда-Еджена, Ак Ордой стало называться все государство. Центр Ак-орды переместился на юг Казахстана. Столицей стал город Сыгнак. Фактически самостоятельной Ак-орда стала к середине XIV в. при ханах Ерджене и Мубарак-ходже(1320-1344). Значительно укрепилась она при хане Урусе (1362-1380).

Она была населена тюркоязычными племенами, издавна обитавшими в степях Казахстана, а также переместившими­ся сюда во время нашествия Чингисхана из восточных районов. Среди последних были как тюркские роды и племена, так и тюркизированные монгольские племена. Здесь обитали кыпчаки, найманы, уйсуны (ушуны), аргыны, карлуки, кереиты (киреи), канглы, конграты, ман-гыты и многие др.

В Ак-Орде вполне определились формы условного землевладения и собственности в оседлых районах. В кочевых районах право крупной знати распоряжаться пастбищами при частной собственности на скот и сосредоточение в руках степной знати огромных стад превращало их в фактических собственников и пастбищных угодий, формально счи­тавшихся в общинном владении. В источниках встречаются сведения о наличии в Ак-Орде таких форм землевладения знати, как инджу, мильк, сойургал, были известны тарханные пожалования. Зафикси­рованы источниками некоторые формы эксплуатации рядовых ко­чевников и земледельцев: трудовое население Ак-Орды платило в пользу ханов и знати налоги купчур, зякет, тагар, было обременено разного рода повинностями. Войны и усобицы осложняли положение народных масс. Во главе государства стоял хан из рода Орда-Еджена, которому подчинялись удельные владетели из Джучидов (огланов) и крупной кочевой знати (беков, эмиров, бахадуров), осуществлявших в пределах своих уделов и подвластных племен административно-политическую власть.

Политическая история Ак-Орды характеризуется на первом эта­пе длительной борьбой за освобождение территорий Восточного Дешт-и Кыпчака из-под власти Золотой Орды, позднее вмешатель­ством акордынских ханов в дела Золотой Орды, а на заключительном этапе своей истории — борьбой против агрессии правителя Маверан-нахра эмира Тимура иТимуридов. Окончательно порвать с номиналь­ной зависимостью от Золотой Орды удалось к середине XIV в. ханам Ерзену и Мубарак-ходже (1320—1344 гг.). Значительно укрепилась Ак-Орда при хане Урусе, правившем в 60—70-х гг. XIV в. На него пала основная тяжесть борьбы и защиты Ак-Орды от агрессии Тимура.

21. Ак Орда - феодальное государство, существовавшее на территории Дешт-и-Кыпчака в середине XIII - первой трети XV вв. Территория Ак Орда сформировалась постепенно, по мере ослабления её зависимости от Золотой Орды. В состав Ак Орды входила восточная часть улуса Джучи (левое крыло), охватившая обширную площадь современного Казахстана, кроме Жетысу, к востоку от р.Урал и к северу от Аральского моря и реки Сырдарьи. В Ак Орде правили Бату-хан и его преемники. Орда-Ежен, старший брат Бату, получил в удел резиденцию своего отца Жошы-Кок Орду, располагавшуюся в верховьях Иртыша около озера Алаколь. Столицей Ак Орды в XIV в. был г. Сыгнак.

Ак Орда была населена тюркоязычными племенами. Наряду с кыпчаками на этой территории обитали найманы, уйсуни, карлыки, кереиты, конграты, мангыты, аргыны и др.

Первым ханом Ак Орды был султан Сасы-Бука, после его смерти ханом стал его сын Ерзен. При них политическая история Ак Орды характеризуется борьбой за освобождение территории Восточного Дешт-и-Кыпчака из-под власти Золотой Орды. Во второй половине XIV и в первой половине XV вв. ханам Ак Орды приходилось вести войны со своими могущественными соседями.

Моголистан. В конце 50-х гг. XIV в. улус чагатаидов распался на западную и восточную части, ставшие независимыми государствами. Востчная часть получила название Моголистан. В состав Моголистана входила часть Восточного Туркестана. Следует отметить, что границы Моголистана не были постоянными. Восточный Туркестан то входил в государство тимуридов, то вновь попадал под власть правителей Моголистана. Согласно «Тарих-и Рашиди» Мирзы Мухаммада Хайдара, границы Моголистана были следующими: «Восточная окраина примыкает к землям калмаков.… На севере его граница проходит по Кокча-Тенгиру (Балхаш), Буму и Караталу; на западе Моголистан граничит с Туркестаном и Ташкентом; на юге с вилайетом Фергана, Кашгаром, Аксу, Чалышем, Турфаном».

Основой экономики Моголистана и главным занятием его населения было кочевое и полукочевое скотоводство в сочетании с полуоседлым земледелием.

Моголистан был государственно-политическим объединением местных тюркских и тюркизированных монгольских племён, слившихся с местным населением и образовавших этнополитическую общность - «моголы" («могул»). К ним относились такие племена как дулат, барласы, булгаги и др.

Образование Моголистана было шагом вперед на пути к возникновению этнически народного государственного объединения на территории Казахстана и сказалось на процессе формирования казахской народности.

Другим государственным образованием XV в., возвысившимся после распада Золотой Орды и ослабления Ак Орды, была Ногайская Орда. Ногайская Орда - феодальное государственное объединение кочевников - занимала территорию к северу от Каспийского и Аральского морей, от реки Волги до Иртыша. Основное население Ногайской Орды составляли мангыты, конраты, найманы, аргыны, канлы, алшин, тама и др. племена. Столица орды- г. Сарайчик, расположенный в низовье реки Яик, - был крупным пунктом транзитной торговли на пути из Причерноморья в Среднюю Азию.

Основным занятием населения было кочевое скотоводство. Существовали развитое ремесло и архитектура.

Ногайская Орда делилась на улусы, возглавлявшиеся мурзами. Верховная власть осуществлялась эмиром. Между улусами, племенами и родами шла непрерывная борьба за пастбищные земли, политическую власть в орде.

Племена и роды, населявшие Ногайскую Орду, имеют непосредственное отношение к формированию казахского народа Первоначально, в период создания и существования Золотой Орды, Сибирское ханствоимело свою собственную, местную (провинциальную) династию правителей, родоначальником которой был Тайбуга. Поэтому все его потомки именовались Тайбугидами, в отличие от всех других правителей и претендентов на трон Сибирского ханства, появлявшихся позднее и принадлежавших к потомству Шейбанидов (от хана Шейбана) или к потомству хана Абдул-Хаира, правителей восточной части Орды - Среднеазиатских земель.
Г.Ф.Миллер, один из первых, если не самый первый исследователь истории Сибири [Одновременно с Г.Ф.Миллером изучением истории Сибири занимался И.Фишер. См. его работу Сибирская история. Ч. I и II. - СПб., 1774. Прим. Похлебкина В.В. ], перечисляет ханов из династии Тайбуги в следующей последовательности:

1. Тайбуга; 2. Ходжа; 3. Мар; 4. [Обдер и Еблак - братья, но не правители]; 5. Махмет; 6. Ангиш; 7. Касим; 8. Бек-Булат и Едигер [братья, занимали трон почти одновременно]; 9. Сенбакта; 10. Саускан;

Все они не имеют определенной хронологии, сведения о них сохранились, в основном, устные, и данные о них имеют смысл лишь для сопоставления с данными о Шейбанидах, также правивших в Сибирском ханстве и имевших точную или хотя бы приблизительную хронологию.
Дело в том, что Сибирское ханство (до 1420-х годов оно называлось Тюменским) выходит из исторической тени лишь на рубеже XIV и XV вв., когда обостряется борьба между Тайбугидами и Шейбанидами за владение ханством.
Шейбаниды, в круг которых входила вся Сибирь, но основные владения которых были в Средней Азии и примыкали в верховьях Иртыша, Тобола и Ишима непосредственно к владениям Сибирского (Тюменского) ханства, пытаются проникнуть на север по течению Иртыша и Тобола и закрепить за собой новые кочевья.
Борьба эта обостряется в результате тех сдвигов, которые произошли в Золотой Орде после ее разгрома Тамерланом в конце XIV в.
В 1396 г. в Сибирь бежит хан Орды Тохтамыш и использует трон Тайбугидов в качестве "параллельного" ордынскому

Территория, границы, население, столицы Сибирского ханства К середине XVI в., т.е. к тому времени, когда Сибирское ханство вступило в непосредственные отношения с Россией,его территория простиралась фактически на всю Западную Сибирь от восточных склонов Уральского хребта, как западной границы, до рек Надыма и Пима на востоке.
Таким образом, в Сибирское ханство входили обширные бассейны Иртыша и Оби (без Обского залива на Крайнем Севере, который входил в т.н. Обдорию, территорию ненецких племен [русский острог Обдорск (ныне г.Салехард) основан в 1595 году]) со всеми их южными, западными и восточными притоками.
Это обширное государство граничило на Северо-Западном Урале с Пермскими землями [ См. Пермь Великая ], населенными коми, пермяками и вогулами (манси), на Западном Урале - с Казанским ханством, занимавшим бассейн Камы, на Юго-Западном Урале - с Ногайской Ордой [в состав Сибирского ханства в XV-XVI веках входили земли башкир, живущих, на восточных склонах Урала, по рекам Исеть, Миасс, Уй]. На самом юге граница Сибирского ханства шла по верховьям Иртыша и по р.Омь, а на юго-востоке включала всю Барабинскую степь.
На востоке Сибирское ханство не имело фактически ясных границ - здесь его соседом была т.н. "Пегая Орда" с такой же неясной, обширной территорией и "размытыми" границами. Под "Пегой Ордой" в русской политической географии XVI в. понимали объединения племен селькупов и кетов в бассейнах р.Нарыма и Томи. "Пегая Орда" находилась в союзе с Сибирским ханством и в конце XVI в. оказывала вместе с Сибирским татарским государством сопротивление русскому проникновению в Сибирь. Она была присоединена к России одновременно с завоеванием ханства Кучума, в период с 1596 по 1598 г., т.е. после основания Нарыма как русского форпоста.
Население: Все Сибирское ханство, несмотря на свои гигантские размеры, было заселено крайне редко. Считалось, что в середине XVI в. здесь было 30,5 тыс. чел.
По национальному составу это были преимущественно татары (особенно в западных и южных районах), а также манси, пермяки - на западе, ханты (остяки) - в центральных и восточных районах, причем национальные отношения между коренным угро-финским населением региона и более поздним (с XIII в.) татарским населением были в Сибирском ханстве нормальными, дружественными. Это обстоятельство в немалой степени обеспечивало стабильность ханства даже перед лицом русских внешнеполитических ударов.

В начале первого тысячелетия н.э. по территории Западной Сибири расселились сперва степные кочевники - угры, а затем - самодийские племена. Последовал длительный, но естественный процесс смешения их с местными племенами, в результате чего образовались новые сибирские народности - ханты, манси, ненцы, селькупы. Формирование этих народностей еще не закончилось, когда им пришлось потесниться в более суровые северные области под давлением гуннов, начавших свое движение из Центральной Азии на запад.
В VI-IX веках происходит смешение сибирских племен с новыми пришельцами - алтайскими и центральноказахстанскими тюрками. В XIII веке сформировавшиеся культурно-этнические группы опять изменяются, на этот раз под влиянием тюрков-кипчаков, вытесненных из степей татаро-монголами, а затем и под влиянием самих татаро-монголов, лавиной прокатившихся по Южной Сибири, частично там и осевших. Так к XV веку формируется новая этническая группа - тюркоязычные татары Западной Сибири, чаще называемые сибирскими татарами.

Столицы: Практически Сибирское ханство было лишено городов. В районах Вехнеобья, по притокам Оби - Сосьве и Пелыму, в местах, заселенных угро-финскими племенами, создавались т.н. городки по рекам, т.е. небольшие укрепленные населенные пункты в местах, где на берегах рек поднимались изолированные песчаные бугры - доры.
По такому же типу создавались позднее и татарские городки по берегам р.Туры. Таковы Кызыл-Тура (Усть-Ишим), Касим-Тура, Явлу-Тура, Тон-Тур. На Туре, при впадении в нее р.Тюмень, была создана и столица Сибирского ханства при династии Тайбугидов - Чимга-Тура (XIII в.) [ныне г.Тюмень].
Другой столицей на р.Иртыш, на его правом крутом берегу, в 16 км от г.Тобольска, был основанный в XIII в. г.Искер. (Он же позднее Сибер, Сибир, Сибирь), по которому и было названо все ханство. Здесь в основном обосновались Шейбаниды. Эта столица в начале XV в. именовалась также Кашлык. В XV в. Сибирь (Искер-Кашлык) стала основной столицей Сибирского ханства, хотя в 1420 г. резиденция вновь переносится в Чимгу-Туру и в Тобольск

22.Ханство Абулхаира Становление и развитие собственно казахской государственности в исторической литературе принято связывать с эпохой Казахского ханства. Однако его ханы в сложных отношениях с правителями соседних государств и народов собирали воедино казахские этнические группы и их земли, уже давно подготовленные к единой государственности многовековым этнополическим и хозяйственно-культурным развитием населения Казахстана.
Начальный этап этого сложного периода в истории Казахстана характеризуется распадом монгольских улусов – владений Чингизидов в Дешт-и Кипчаке и Средней Азии (Мавераннахре); конечный – образованием собственно казахского государства, Казахского ханства. Эволюция форм политической жизни населения региона в это время шла через обособления на его территории нескольких государств – Ак-Орды, Могулистана, Ногайской Орды, а также государства кочевых узбеков или ханства Абулхаира, роль которого заключалась в том, что при его расколе обитатели степей, с тех пор названные казахами, отделились от остальной части народа.
В конце 20-х годов XV в. на большей части степной территории Ак-Орды, еще с XIV в. объединившей население (улусы) и земли (юрты), подвластные потомкам Орда-Еджена и Шайбана, происходит смена правящей династии: власть в результате ожесточенной борьбы Чингизидов и кочевой знати переходит от наследников первого к наследникам второго. Возникновению и расширению этой борьбы способствовали ослабление и упадок Ак-Орды, обусловленные многими причинами политического и социально-экономического порядка. Среди первых были главными: продолжавшийся со 2-й половины XIV в. распад Золотой Орды и агрессивная политика эмира Тимура и Тимуридов. Среди вторых важнейшее место занимала утрата городов на Сырдарье. Средневековый автор Махмуд ибн Вали правильно связал факт прихода Шайбанидов к власти в Ак-Орде с развалом Золотой Орды в целом: "Так как с начала 758 года хиджры (1356-1357 гг. н.э.), который был крайним пределом времени завершения [жизни] Жаныбека-хана, и до середины 835 г. хиджры (1431-1432 гг. н.э.), явившегося началом выступления Шайбанидов, трон государства Дешт-и-Кыпчака оставался лишенным умного падишаха и энергичного правителя, по этой причине возник беспорядок в устройстве дел религии и государства, нить, [связывающая] общество на той территории, порвалась, и единство исчезло". Сами Шайбаниды не правили на золотоордынском троне, о чем и упомянул Махмуд ибн Вали: "И с того дня [т.е. со времени выделения Бату-ханом его брату Шайбан-хану четырех омаков и территорий для кочевья] все лица, происходящие от Шайбан-хана, опоясавшись поясом повиновения потомкам Бату-хана, не позволяли себе преступного желания и стремления оставить обычаи подчинения".
В отличие от ханов Ак-Орды Шайбаниды не растрачивали свои материальные и людские ресурсы в погоне за ордынским троном, не приходилось им и отбиваться от захватнических притязаний Тимура и его преемников, которых в первую очередь интересовали в этом районе города-крепости бассейна Сырдарьи. Все это обеспечило Шайбанидам возможность предъявить права на власть на территории Ак-Орды в противовес ханам из династийной линии Орда-Еджена и Тука-Тимура и изменить политическую карту Восточного Дешт-и Кьпчака и позднее - Туркестана. Вначале в степной части территории Ак-Орды укрепляются два политических объединения. Первое из них ранее обособившаяся на Яике (Урале) и к западу от него почти до Итиля (Волги), а к северо-востоку в направлении к Тюмени - Ногайская (Мангытская) Орда. К востоку же от Яика, по Иргизу, Илеку, Тургаю, Сарысу, верховьям Тобола и Ишима, усиливаются сначала, в 20-х годах, многочисленные, Шайбаниды: Джумадук-хан между Сарысу и Эмбой, в степях северного Приаралья; Махмуд-Ходжа-хан - между Тоболом и Атбасаром, правым притоком Ишима; Мустафа-хан на левом берегу Атбасара и Ишиме; вожди племени буркуг - в районе города Тара и др. Затем, в длительной борьбе с ними, занявшей почти два десятилетия, Шайбанид Абулхаир основывает ханство в центральных, западных и северо-западных районах Казахстана. В исторической литературе Ханство Абулхаира именуется еще как государство кочевых узбеков – Узбекское ханство. Ханство простиралось от Яика на западе до Балхаша на востоке, от низовий Сырдарьи, Аральского моря на юге до среднего течения Тобола и Иртыша на севере.
Согласно Мас'у да бен Усмана Кухистани, автору исторического сочинения под названием «История Абулхаир-хана», Абулхаир родился в год дракона, в1412г. Он рано осиротел; ему пришлось служить у другого потомка Шибана Джумадук-хана, и участвовать в его борьбе за верховную власть в степи. Шестнадцатилетний Абулхаир-оглан был захвачен в плен, но по решению мангытских биев отпущен на свободу. После гибели Джумадука он довольно быстро сумел найти поддержку у господствующей верхушки многих племен Узбекского улуса. В 1428г. в области Тура (Западная Сибирь) в возрасте 17 лет Абулхаир был провозглашен ханом. В числе участвовавших в избрании Абулхаира ханом были не только султаны, предводители племени и родов, бахадуры, но и представители мусульманского духовенства. Абулхаир-хан опирался не только на определенные круги Шибанидов, но и на мангытских эмиров, которые благодаря многочисленности своих улусных людей, играли заметную роль в политической жизни Узбекского улуса XV- нач. XVI вв. Если сын мангытского эмира Едигея Мансур принимал деятельное и, по-видимому, постоянное участие в мероприятиях Барак-хана, то внук того же Едигея, Ваккас-бий, сыграл важную роль в возвышении Абулхаира. Молодой хан на первых порах был “в большой дружбе с сыном Нур ад-Дина, Ваккас-бием”. “Рассказывают, - уверяет нас Кадырали-бек, - что они их одной чашки пили, один с одного края, второй с другого”. Однако впоследствии Ваккас-бий покинул предводителя кочевых узбеков и даже сражался против Абулхаира, примкнув к его противнику по имени Мустафа-хан.
Обязанный своим избранием и ханским троном влиятельным кругам кочевого общества, Абулхаир должен был проводить политику, отвечающую их интересам, совершать военные походы на соседние земледельческие страны, покорять новые земли. “Менее всего затронутые городской культурой, - писал В.В. Бартольд о кочевых узбеках Восточного Дешт-и Кипчака, - потомки Шибана остались более всего верны воинственным традициям кочевников и потому могли выступать в роли завоевателей в такое время, когда могущество династии Чингиз-хана почти везде находилось в полном упадке”.
C воцарением Абулхаир-хана политика в Центральной Азии резко меняется. Направление интересов хана Абулхаира и его наследников изменяется с запада на юг. Они больше не направлены на борьбу за престол Золотой Орды.
Хан Абулхаир соблюдал все мусульманские обряды и молитвы. Его армию называли Войском ислама. По его повелению все подданные его государства должны были жить по законам шариата, основанным на Коране, и высказываниях Пророка Мухаммеда – суннах.
При хане Абулхаире среднеазиатские летописцы начинают называть тюркское кочевое население Ак-Орды узбек-казаками. Между тем, они по-прежнему, считали себя кипчаками, найманами, аргынами, мангытами, дурманами, карлуками, уйсунями, адаями. Кочевые тюркские племена уже считали себя мусульманами, но в отличие от своего хана не читали Коран и не признавали авторитета мулл и ишанов и других служителей мечетей в суде над собой.
По законам шариата полагается наказывать человека ударами палкой по спине. Тюрки не любили, когда их бьют.
В середине XV в. многие тюркские племена окончательно отказались подчиняться хану Абулхаиру. Они открыто отвергали законы шариата и продолжали жить по тюркским законам Туру. Этих тюрков стали называть казаками.

Государственный и административно-политический строй ханства Абулхаира.

Главой государства являлся хан, власть которого считалась наследственной по прямой линии или передавалась старшему представителю правящей династии. По традиции соблюдался акт провозглашения, избрания хана родоплеменной знатью - беками, эмирами - и от их воли зависело, будет ли "поднят ханом" прямой наследник, старший в роде или какой-либо иной претендент. Правление и власть хана всегда находилась в прямой зависимости от воли господствующего класса – феодалов. Предводители улусов и межплеменных объединений находились в вассальном подчинении у хана. Хан вручал им официальные документы, дающие право на управление страной и сбор налогов. Поэтому они были ответственны перед ханом. Управляя от имени хана племенем или несколькими племенами, они должны были выставлять в случае войны определенное число воинов в виде ополчения, отдавать хану часть взимавшихся ими с подвластного населения налогов. Хан имел личную дружину из нукеров. Периодически проводилась перепись войск. Войско составляли десятки, сотни, тысячные и тумены. Основная часть войск комплектовалась на базе упомянутых ополчений вассалов хана. Но эти войска были ненадежны, так как их военачальники в любое время могли увести подчиненные им отряды.
Представители кочевых феодалов и вельмож сами правили народом. Они одновременно являлись исполнителями административно-политической и судебной власти. Пожалования кочевых улусов вместе с земледельными территориями предоставлялись ханами отдельным феодалам, вождям родов и племен не только за постоянную службу, но и за отдельные военные подвиги, за личные заслуги перед ханом.
В вассальных отношениях ханов с феодалами в ханстве Абулхаира довольно широко практиковалась система тарханных пожалований. Получивший такое пожалование феодал освобождался от налогов в пользу государства, имел право на свободный доступ к хану, не делился ни с кем военной добычей, освобождался от наказаний до девяти раз.
Представители знати в своем лице совмещали политические, судебно-административные функции и экономическую власть над зависимым населением. Имея значительные военные силы в виде ополчения, знать нередко не подчинялась хану, а крупнейшие ее представители сами стремились к захвату государственной власти, выдвигали из своей среды претендентов на ханский трон и поддерживали их. Обычно после смерти хана начиналась борьба между его наследниками, и эти усобицы также поддерживались различными группировками знати.
Для решения вопросов созывался ханский совет. Ханский совет состоял из приближенных и знати. Есть упоминание о существовании в ханстве Абулхаира дивана, как главной государственной канцелярии, и дафтаров (финансовых ведомств, налоговых управлений, канцелярий). Государственно важные документы скреплялись печатью. Важнейшую роль в делах государства играл улусбек, который активно влиял на решение вопросов о престолонаследии, командования армией, дипломатических отношениях с соседними государствами. Для соблюдения порядка во время прохождения собраний, праздников выделялись специальные люди, называемые есаулами.
Имелись высшие должностные лица, в частности, атабек (воспитатель, дядька наследника), обладавший большими полномочиями при хане, кукельдаш («молочный брат» ханских сыновей). Лицо, имевшее титул кукельдаша, по своему положению было равно атабеку или аталыку. В ханстве Абулхаира кукельдаш выполнял обязанности атабека (аталыка), т.е. воспитателя наследника ханского трона. Когда же ханский отпрыск становился самостоятельным правителем, кукельдаш продолжал оказывать большое влияние на своего воспитанника.
Важным административным лицом был даруга - правитель, ханский наместник в городе, области, управляющий делами города. В его обязанности входили сбор дани и прочих налогов и присмотр за порядком.
Масса оседлого и кочевого населения ханства Абулхаира обозначалась термином «карачу» («простолюдины», «чернь»).
Государственно-административная система ханства Абулхаира была направлена на защиту интересов правящей верхушки. Сложившаяся военно-ленная система с ее иерархией обеспечивали ей возможность эксплуатации рядовых скотоводов и зависимых оседлых крестьян. Но вместе с тем она обеспечивала возможность сохранения целостности государства, защиты его территории во взаимоотношениях с соседними государствами, как это было в период реализации агрессивных устремлений их соседей.
Политическая власть знати ханства Абулхаира, начиная с хана и кончая вождем рода, базировалась на экономической мощи, основой которого являлось традиционное право распоряжения, фактическое владение как пастбищными территориями, на которых кочевали подвластные феодалам племена и роды, так и обрабатываемыми участками в местах зимовок и в оседло-земледельческих оазисах, а также владения громадными стадами скота.
Этнический состав населения состоял из тюркских родов и племен – кипчаков, найманов, усуней, аргынов, карлуков, конгратов, канглов, кереитов и многих других. У этих племен были схожие языки и хозяйства, а также общие культура, обычаи и традиции.
Что касается названия государства, созданного Абулхаир-ханом, то в источниках оно обычно именуется по традиции "Узбекским улусом", а также "улусом Шайбана", "улусом Абулхаира". Термин "улус" иногда применяется в источниках вместе с термином иль (эль) и с именем собственным: "иль ва улус-и Абулхаир-хан", или с обобщенным этнополитическим названием подвластного населения "иль ва улус-и узбек" и т.д. Применяется также последнее название и в сочетании с географическим понятием "дийар" - страна (Дийар-и узбек). В исторической литературе государство Абулхаир-хана именуется "Узбекским ханством", "Государством кочевых узбеков", "ХанствомАбулхаира". Последнее наименование представляется более нейтральным, так как на территории ханства обитали не одни только кочевые узбеки, в смысле будущего компонента узбекской народности в Средней Азии, но главным образом казахи, мангыты, о чем пишет автор начала XVI в. Рузбихан Исфахани. По наименованию одной из крупнейших этнических групп, обитавших на территории, вошедшей в государство Абулхаира, последнее имеет основание называться также Кыпчакским ханством.
Кочевые племена Восточного Дешт-и-Кыпчака еще более усилили свою активность при Абулхаирхане и при всяком удобном случае совершали нападения на пограничные с их улусами владения. Характерно, что ко времени правления Абулхаира основным направлением внешней политики предводителей кочевых племен Восточного Дешт-и-Кыпчака была не борьба за сарайский трон, а борьба с Тимуридами за присырдарьинские города и Хорез



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.170 (0.013 с.)