Общественно-политическое положение Казахстана в 20-30 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественно-политическое положение Казахстана в 20-30 гг.



Под тоталитарным режимом обычно понимают политический строй, при котором государственная власть в обществе сосредоточена в руках какой-либо одной группы (обычно политической партии), уничтожившей в стране демократические свободы и возможность появления политической оппозиции. При таком режиме правящая группа полностью подчиняет жизнь общества своим интересам и сохраняет власть благодаря насилию, массовым репрессиям, духовному порабощению населения.

Понятие «тоталитарная система» включает следующие элементы:

ü Насильственное установление однопартийной системы;

ü Уничтожение оппозиции внутри самой правящей партии;

ü «Захват государства партией», т. е. полное сращивание партийного и государственного аппарата, превращение государственной машины в орудие партии;

ü Ликвидация системы разделения законодательной, исполнительной и судебной властей;

ü Уничтожение гражданских свобод;

ü Построение системы всеохватывающих массовых общественных организаций, с помощью которых партия обеспечивает контроль над обществом;

ü Унификация (приведение к единообразию) всей общественной жизни;

ü Авторитарный способ мышления;

ü Культ национального вождя;

ü Массовые репрессии.

Именно такая система сложилась в СССР к середине 30-х гг. партийная и государственная власть сосредоточилась в одних руках. На всех уровнях управления страной был обеспечен партийный контроль над государственными органами, армией, промышленностью. Назначением и смещением государственных деятелей ведали партийные инстанции. Юридическим правом выдвижения кандидатов в депутаты Советов различных уровней пользовались (по конституции 1936 г.)исключительно партийные и руководимые ими общественные организации. Многие государственные функции были переданы партийным инстанциям. Политбюро принимало окончательные решения о создании новых и закрытии старых Наркоматов, назначении и снятии с должностей руководителей всех рангов. Ни один закон в стране не мог быть принят без предварительного его одобрения в Политбюро. Суды и внесудебные органы, созданные для преследования инакомыслящих, формировались исключительно из членов ВКП(б) по решению соответствующих партийных органов. Члены партии. Работавшие в государственных органах обязаны были, прежде всего, беспрекословно выполнять решения вышестоящих партийных инстанций.

Таким образом, государственная власть в стране середине 30-х гг. сконцентрировалась в руках узкого круга партийной элиты, а сама ВКП(б) составила ядро тоталитарной политической системы. Идеология марксизма-ленинизма становится не только партийной, но и официальной, государственной идеологией. Её новый статус означал усиление борьбы с инакомыслием:

· Установление партийного контроля за СМИ;

· Внесение изменений в систему образования;

· Установление «железного занавеса» с целью исключить проникновение инакомыслия извне;

· Воинствующий атеизм (массовое уничтожение учреждений и служителей культа);

· Введение жесткой цензуры;

· Идеологический контроль за деятельностью научной и творческой интеллигенции «Социализм» принял тоталитарный и казарменный характер:

· Земля, фабрики и заводы, колхозы и совхозы были огосударствлены;

· Утвердилась общественная собственность на средства производства;

· Произошло отчуждение крестьянства от земли.

· Провозглашенный союз рабочего класса и крестьянства по существу не имел экономической основы.

· Утвердилась бюрократическая централизация.

· Республики были лишены законодательной инициативы, чему способствовал диктат центра, в том числе союзных наркоматов.

· Утверждение казарменного социализма в СССР стало возможным в условиях:

· господства мелкобуржуазной стихии, порождающей тиранию;

· наличия многовековой традиции империи, не знавшей демократических методов управления страной;

· приверженности большевиков — «революционеров всех времен и народов» к решительному натиску во имя достижения цели;

· Октябрьская революция не стала «прологом социалистической революции» в Европе и большевики в обстановке враждебного окружения были вынуждены насаждать командно-административные методы руководства, которые эволюционировали в личную диктатуру, а затем в культ личности.

21 декабря 1929 г. Сталину исполнилось 50 лет. До этой даты было не принято публично отмечать юбилеи руководителей партии и государства, но в этот день советская страна узнала, что у неё есть Великий Вождь, «первый ученик Ленина» и единственный «вождь партии». «Правда» была заполнена статьями, приветствиями, письмами, телеграммами верноподданнического содержания. Почин был подхвачен другими газетами, журналами, радио, кино – всей пропагандистской машиной партии: организатор Октября, создатель Красной Армии и выдающийся полководец – победитель армий белогвардейцев и интервентов, хранитель ленинской «генеральной линии», вождь мирового пролетариата и великий стратег пятилетки, «мудрый», «великий», «гениальный», «отец народов», «лучший друг советских детей». «Сталин – глубже океана, выше Гималаев, ярче солнца. Он – учитель Вселенной» эти строки Джамбула звучат как лозунг эпохи, которую позже назовут периодом культа личности Сталина.

Во второй половине 30-х годов идеология и практика культа личности достигла апогея:

1. В политической области - это сращивание партии с государством;

2. В экономической области - это господство методов внеэкономического принуждения, командно-бюрократического подхода к решению назревших проблем;

3. В государственной области - это создание видимости национальной государственности в лице кукольных союзных республик, демократической формы власти в лице номенклатурных Совете максимальная ее централизация под эгидой правящей партия большевиков;

4. В социальной области - это отторжение рабочих и крестьян от собственности, превращение их в наемных пролетариев, укоренение примитивного распределения благ, обещания об улучшении жизни, неизменно отодвигаемые на необозримое будущее;

5. В нравственной области это коллективистские взгляды, которые, несмотря на многие положительные аспекты, поглоти­ли личность как таковую;

6. В духовной сфере - это господство штам­пов, клише и мифов;

7. В национальной области - это осуществление политики этноцида, преследование целых народов, уничтожение интеллектуальной элиты, подавление национального самосознания народов, духа свободолюбия, господство великодержавной идеологии и практики.

Вместе с тем нельзя не отметить достижения социалистического строя

В области политической:

· был уничтожен классовый, национальный гнет.

· освобождение от засилия, диктатуры иностранного капитала.

В области экономической:

· была ликвидирована безработица;

В области социальной:

· было достигнуто бесплатное всеобщее образование, здравоохранение, социальное обеспечение;

В области духовной:

· достигнуто приобщение к высотам мировой культуры;

· осуществление идеи национального согласия и всеобщего равенства, коллективизма;

В области национальной:

· были собраны воедино земли, принадлежащие националам до колонизации;

· восстановлена их государственность.

Однако теория Сталина об «обострении классовой борьбы по мере продвижения по пути социализма» послужила:

· базой для расширения функций карательных органов;

· ограничения роли Советов, как органов государственной власти;

· попранию прав личности.

В составе союзного наркомата внутренних дел было создано особое совещание для применения репрессивных мер к «врагам народа»:

- заключение в исправительные лагеря;

- высылка за пределы СССР;

- ссылка

Волна репрессий обрушилась и на Казахстан. Укрепление тоталитарной системы в Казахстане и изменение общественно-политической жизни в республике принято связывать с приходом к власти Ф.И. Голощёкина, направленного в сентябре 1925 года на пост первого секретаря Казкрайкома ВКП (б). Голощекин был избран в состав крайкома и его секретарем методом кооптации. Профессиональный революционер, Ф. Голощекин сразу после прибытия в Кызыл-Орду заявил, что советской власти в ауле нет, а есть господство бая. Вскоре он провозгласил свою главную идею: «Я утверждаю, что в нашем ауле нужно пройтись с «Малым Октябрем». Экономические условия в ауле надо изменить. Нужно помочь бедноте в классовой борьбе против бая, и если это гражданская война, мы за нее».

Во второй половине 20-х годов общественно-политическая ситуация в Казахстане круто изменилась. Решение V краевой партконференции, проходившей в декабре 1925 года о ”советизации аула” дало импульс резкому обострению классовой борьбы. Так создавалась идеологическая база для проведения “Малого октября” в республике, приведшего к немыслимым бедствиям и трагедии казахского народа в период насильственной коллективизации и массовых репрессий 1937 – 1938 годы.

В 1927 году Ф.И. Голощекин выпустил две работы – “Казахстан на Октябрьском смотре” и “10 лет Советской власти”. В них он упорно доказывал, что аул “не чувствовал дыхания Октября”,“в казахском ауле нет Советской власти”, “аул не имел Октября”, “не имел комбедов и раскулачивания”,“то что происходило у нас до осени 1925 года, можно было бы назвать предысторией Казахстана и его партийной организации”. Такова голощекинская модель преобразований в Казахстане.

Казахских коммунистов Ф.Голощекин делил на три группы:

· Первая – национал-уклонисты, которые не восприимчивы ни к каким воспитательным мерам, неисправимы, а потому непригодны для использования в строительстве нового общества.

· Вторая – хамелеоны, которые в зависимости от обстоятельств меняют политическую окраску.

· Третья группа – это те, которые стремятся за все допустимые ошибки привлечь к ответственности одного Голощекина.

Поэтому влиятельных казахов-коммунистов. Протестовавших против разрушения веками налаженного хозяйства, он обвинил в «национал-уклонизме» и разгромил их, заручившись поддержкой Сталина.

Немалый “вклад” в нагнетание истории о националистах и национал – уклонистах и преследование местных кадров внес и Н.И.Ежов, посланный в 1923 году из Марийского обкома на должность секретаря Семипалатинского губкома ВКП (б), а затем назначенный заведующим организационно-инструкторским отделом крайкома партии. Под различными предлогами в 1927 -1929 годы из республики были удалены видные государственные и общественные деятели Казахстана: Н. Нурмаков, Т.Рыскулов, С. Ходжанов, М. Мурзагалиев.

Сняты со своих постов председатель КазЦик Ж. Мынбаев, нарком просвещения С.Садвакасов, нарком земледелия Ж. Султанбеков и др. В письмах И.В. Сталину, В.М. Молотову и Л.М. Кагановичу Н.И.Ежов доносил о том, что все национальные кадры, все казахские коммунисты заражены национал – уклонизмом и группировочной борьбой, что среди них нет здоровых партийных сил. Так “оттачивал” свою карьеру перед переводом в Москву будущий нарком внутренних дел СССР, чьими стараниями были проведены массовые репрессии 1937 года.

Пострадала также казахская творческая интеллигенция, перешедшая в конце гражданской войны на платформу Советской власти и по мере сил служившая ей в последующие годы. Сигналом к началу применения карательных мер послужило письмо Сталина от 29 мая 1929 г.: «Я целиком за привлечение беспартийных интеллигентов к советской работе. Я, также за то, чтобы беспартийные были привлечены к делу насаждения киргизской культуры и решительно против того, чтобы они были допущены к делу борьбы на политическом и идеологическом фронте. Я против того, чтобы беспартийные интеллигенты занимались политическим и идеологическим воспитанием киргизской молодёжи».

· 4 апреля 1930 г. коллегия ОГПУ Казахской АССР приговорила к расстрелу одного из основоположников казахской советской литературы Жусупбека Аймаутова.

· Вслед за процессом над «промпартией» в Москве был раскрыт «заговор» строителей «красной столицы» (Кзыл-Орда, 1928). Выездная сессия Верховного суда РСФСР провела процесс над группой талантливых архитекторов и инженеров (П. Т. Буддаси, С. Б. Голдгор, С. А. Баграков, М. Тынышпаев и др.).

· В 1937-1938 годах террор принял массовый характер:

· В эти годы врагами народа были объявлены многие из тех, кто участвовал в установлении и упрочении Советской власти в крае: А.Асылбеков, А.Айтиев, С.Арганчеев, С.Мендешев, Б.Алманов, Н. Турякулов, Т.Рыскулов, М.Maсaнчи, Д. Садвакасов, Н. Сыргабеков, С.Шарипов, М.Джанибеков.

· Видные деятели партийной организации Казахстана У.Исаев, У.Джандосов, А.Досов, Т.Жургенев, У.Кулымбетов, С.Сегизбаев, И.Кабулов, И.М.Беккер, С.Нурпеисов, Н.Нурмаков, М.Татимов, К.Таштитов и многие другие пали от рук сталинских палачей.

· Судьба не пощадила многих посланцев ЦК ВПК(б) в Казахстан, опытных и преданных деятелей партии: В.Н.Андронникова, Л.И.Мирзояна, К.Я.Рафальского, В.Н.Ланарсен и многих других.

· Репрессиям подверглись Ж.Аймаутов, А.Ермеков, Х. и Д. Досмухаммедовы, А.Букейханов и многие другие члены партии «Алаш».

· Были репрессированы и физически уничто­жены основатели казахской литературы - С.Сейфуллин, Б.Майлин, И.Джансугуров, М.Жумабаев, М.Дулатов.

· Серьезный урон понесла наука Казахстана. Подвергались репрессиям основатель казахс­кой лингвистики А. Байтурсынов, видный ученый-языковед профессор К. Жубанов, основа­тель казахской исторической школы профессор С.Д. Асфендиаров, один из руководителей Казахского филиала АН СССР М.Тулепов и другие.

Обвинения, выдвинутые против них, носили абсурдный характер, в частности их обвиняли в «национал-фашизме» и шпионаже, в кризисе сельского хозяйства, восстаниях 20-30 гг., связях с японской разведкой, попытке отделения Казахстана и т.п. Число арестованных в 1937 г. По Казахстану достигло 105 тыс. человек, из них 22 тысячи были расстреляны. Если в середине 1937 г. в составе ЦК Компартии Казахстана было 85 членов, 35 кандидатов, 11 членов ревкома (всего – 121 человек), то к концу этого же года осталось только 68 человек, т.е. было уничтожено более половины членов ЦК. Суровым наказаниям подвергались не только сами репрессированные, но и их семьи, дети. Расстрелы интеллигенции назывались высшей мерой социальной защиты, а концлагеря, заполнившие страну, местом социальной профилактики.

Территория Казахстана превратилась в огромный лагерь, в республике были созданы лагеря: Дальный, Степной, Песчаный, Камышлаг, Актюбинский, Жезказганлаг, Петропавловский, спецлагерь Кингир, Усть-Каменогорский. Крупнейшим из них был Карлаг - Карагандинский лагерь особого режима. Он был создан 13 мая 1930 года постановлением СНК СССР. В 1937 -1938 годах здесь содержалось 43 тысяч заключенных. В системе Карлага были 292 производительные лагерные точки, 26 самостоятельных отделений. С 1931 года по 1960 год в Карлаге побывало около 1 млн. человек. Специально для жен “изменников родины” образовали Степной, Акмолинский лагерь (“АЛЖИР”). Здесь находились невинные люди, заключенные на огромные сроки ОГПУ И НКВД не щадили ни женщин, ни детей. Только в одном АЛЖИРе отбывали заключение жена и дочь Т. Рыскулова, жёны С. Сейфуллина, Т. Жургенова, С. Кожанова и многих других деятелей, независимо от национальной и государственной принадлежности. В 1929 году было образовано Главное управление трудовых лагерей и трудовых поселений – ГУЛАГ. В 1940 году системе ГУЛАГа имелось 53 лагеря, а в 1954 году – 64. В 1930 году в лагерях содержалось заключенных 179 тыс., в 1940 году уже 1344408, а в 1953 году 1727970 человек.

Узники Карлага:

- Чижевский А.Л. - автор уникального труда по теории крови в условиях невесомости, друг К.Э.Циолковского;

- Пустовойт B.C. - будущий знаменитый селекционер, академик, дважды Герой Социалистического Труда;

- Тимофеев-Ресовский Н.В. - будущий основатель радиационной генетики;

- Пржецлавский В.Л. - крупный специалист по теплотехнике, соратник академика С.П.Королева;

- Людвиг Т.М. - член-корреспондент Академии архитектуры и многие другие.

Были репрессированы организаторы индустрии:

- Горбачев К. В., Троцкий Л.С. -управляющие трестом Карагандауголь;

- Иванов В. И. - директор Балхашского медеплавильного комбината;

- Жандосов У. - управляющий Текелийского рудоуправления;

- Лаврентьев В. - управляющий трестом «Эмбанефть» и «Актюбнефть» и т.д.

За период 30 - 40-х и начала 50-х го­дов более половины дел о контрре­волюционных преступлениях рассмотрены несудебными органами - коллегией ОГПУ, «тройками», особыми совещаниями.

Через ГУЛАГ прошли 101 тысяча казахстанцев, более 27 тысяч были расстреляны.Так тоталитарный социализм обрек страну на трагедию. В настоящее время в республике реабилитировано около 90 тыс. человек.

Составной частью репрессивной политики государства в эти годы становится депортация – насильственное переселение народов.

• В 1931г. натерритории Карагандинской области в Осакаровском районе возникло примерно 25 поселков-обсерваций.

• В районы Караганды Новая Тихоновка, Пришахтинск были завезены около 70 тыс. человек, «раскулаченные» со всего Поволжья, Пензенской, Тамбовской, Курской, Воронежс­кой, Орловской областей, с Харьковщины и Оренбуржья.

• Осенью 1932 г. прибыло несколько эшелонов репрессированных кубанцев.

• В ноябре 1938 г. в Казахстан из корейского национального (Посьетского) района Дальнего Востока было переселено 18 536 семей (около 102 тыс. человек), образовано 57 колхозов, состоящих из корейцев-переселенцев, преимущественно в Кзыл-Ординской и Алма-Атинской областях.

Условия труда и быта спецпереселенцев напоминали во многом времена крепостного права на Руси. Казахский народ с присущей ему отзывчивостью помогал пострадавшим: люди делились едой, жильем, помогли адаптироваться к новым условиям. Большинство переселенных навсегда осталось жить на казахской земле.

Преобразование Казахской АССР в союз­ную республику

Предпосылки

1.В составе РСФСР Казахская АССР превра­тилась в развитую индустриально-аграрную республику, благодаря политике ускоренных темпов развития республики, особенно добы­вающих отраслей промышленности.

2. Изменилась социально-классовая структура Казахстана. Интенсивно формировался мно­гонациональный отряд рабочего класса. Из 3,3 млн. трудоспособного населения респуб­лики накануне войны около миллиона состав­ляли рабочие и служащие городов и рабочих поселков:

- Свыше 20% рабочих трудились на предприятиях цветной металлургии;

- 120 тысяч обеспечивали работу транспорта;

- Свыше 46 тысяч были заняты на стройках;

- Мощный отряд рабочего класса около 150 тыс. человек, сложился в сельском хозяйстве.

- Несмотряна трагедию в период коллек­тивизации, изменилась социальная природа крестьянства. Центральной фигурой на селе стал механизатор.

Историческим завоеванием стала эманси­пация женщин Востока.

Шел процесс складывания советской госу­дарственности Казахстана, который за 15 лет прошел путь от автономии до союзной республики в составе СССР:

-5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР принял новый Основной Закон Советского государства- Конституцию СССР. В состав социалистической федерации 11 союзных республик входила и Казахская Советская Социалистическая Республика, преобразованная из автономной республики в союзную.

-Конституция Казахской ССР была принята в марте 1937 года Чрезвычайным X съездом Советов Казахстана. В Конституции Казахской ССР было сказано, что:

- политическую основу Казахской ССР составляют Советы депутатов трудящихся;

экономическую основу - социалистическая система хозяйства, социалистическая собственность на орудия и средства производства.

- Казахская ССР входит в состав СССР на добровольных началах и обладает всеми правами в разрешении задач государст­венного, экономического и культурного строительства.

Недостатки Конституции:

а) зафиксировала роль Компартии как руководящего ядра общества;

б) провозгласила демократи­ческие, но не гарантированные, свободы;

в) Советы беспрекословно выполняли волю партийного руководства;

г) Казахская ССР, как и другие союзные респуб­лики, на деле не имела никаких самостоя­тельных прав в решении задач государст­венного, экономического и культурного строительства.

• В декабре 1937 г. трудящиеся страны проводили выборы в Верховный Совет СССР. От республики в Верховный Совет СССР было избрано 44 депутата, среди них шахтер Т.Кузембаев, нефтяник С.Зурбаев, комбайнер И.Логвиненко, доярка С.Онгарбаева, маши­нист паровоза Л. Березняк, флотатор А.Алимжанов и др.

• В июне 1938 г. прошли выборы в Верховный Совет Казахской ССР, было избрано 300 депутатов, из них 112 рабочих, 116 колхозников, в т.ч. 152 казаха; 60 женщин, из них 27 казашек.

• 15 июля 1938 г. первую сессию Верховного Совета Казахской ССР открылнародный акын Жамбыл Жабаев.

• В местные Советы в декабре 1939 г. было избрано 48 762 депутата.

Итоги общественно-политической жизни 20-30-х гг.:

ПОЗИТИВ НЕГАТИВ

 

62\Формирование казахской советской интеллигенции.

 
Национальная интеллигенция в начале XX века.
С момента свершения Февральской революции (1917 г.) начинается бурное развитие общественно-политической жизни. Первый всеказахский съезд состоялся в июле 1917 г. в г. Оренбурге. В повестке дня было 14 вопросов; система государственного управления, автономия, земельный вопрос,- народная милиция, земство, образование,, суд, религиозные проблемы, женский вопрос, участие в учредительном собрании, образование политической партии и т.д. Съезд решил отстаивать право казахов на территориально-национальную автономию в составе демократической, парламентской и Федеративной Российской Республики. В резолюциях съезда особое внимание обращалось земельному вопросу о, необходимости прекращения изъятия земель, переселения в степь, возвращение конфискованных участков. В качестве депутатов в Учредительное собрание было выдвинуто 81 человек. На первом все казахском съезде произошло образование партии "Алаш". Это событие является знаменательной вехой в многовековой истории казахов. Общественная активность казахской интеллигенции, сплотившейся вокруг газеты "Казах" лод идейным руководством А. Байтурсунова, А. Бокейханова и М. Дулатова, спасла казахский этнос от неминуемого разорения и гибели, которые постигают неорганизованные народы в такие бурные, времена. (Создание Туркестанской. Казахской автономной республики." преобразование ее в союзную необходимо рассматривать в Этом.контексте). Большим событием в общественно политической жизни казахской степи стали I и II общеказахские съезды. На 11-м общеказахском съезде, прошедшем в декабре 1917 г. в Оренбурге, были приняты важные документы, касающиеся политической судьбы Казахского народа. Так, было принято постановление об образовании казахских областей с названием их «Алаш», и это должно было бы стать основой для образования Казахской государственности. В этом постановлении были отражены злободневные для той эпохи моменты: Образовать территориально ~ национальную автономию областей Букеевской орды, Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской, Сырдарьинской, казахских уездов Ферганской, Самаркандской, Амударьинского отдела, Закаспийской области, смежных казахских волостей Алтайской губерний, представляющих сплошную территорию с господствующим казахским населением единого происхождения, единой культуры, истории и единого языка. II. Автономии казахских областей присвоить название «Алаш». III. Территория автономных областей Алаш со всеми богатствами, находящимися на поверхности земли, водами, их богатствами, а также недрами земли составляют собственность Алаш. IV. Всем, кто живет среди казахов, гарантируются права меньшинства. Во всех учреждениях автономии Алаш представители всех нации должны быть представлёны пропорционально. Предоставляется также территориальная и культурная автономия тем, кто без территории окажется в пределах автономии Алаш. V. В целях спасения области Алаш от общего развала, анархии, организовать временный народный совет «Алаш Орда, состоящий из 25 членов, 10 мест из которых предоставить русским и другим народам, живущим среди казахов. Местом пребывания Алаш Орды временно избрать Семипалатинск. Алаш-Орда должна немедленно взять в свои руки всю исполнительную власть над казахским населением.,.». В период гражданской войны (1918-1920 гг.) в гг. Оренбург и Самара проходили неоднократные переговоры и совещания казахских и башкирских лидеров. Одним из результатов таких совещаний было решение о создании «Федерации юго-восточных мусульманских областей», формирование башкиро-казахских воинских частей. 3. Валиди в своих воспоминаниях пишет о совещании от 18-21 июля 1918 г. в Семипапатинске. «Когда Саитгерей Магазов приехал в Семипалатинск, там уже были Алихан Букейханов и бывший председатель Кокандской автономии Туркестана Мухамеджан Тынышпаев. Это был первый совместный съезд, организованйый Кокандской республикой, Алаш Ордой и Башкортостаном», К сожалению, по многим причинам планам национальных лидеров Туркестана не суждено было сбыться. Весьма обстоятельно о борьбе того периода рассказывается в воспоминаниях Историка и политического деятеля Башкортостана Валидова (он написал эту книгу в эмиграции; «... Я из собственных уст Ленина услышал: центр будет и впредь опираться в прежних Колониях на представителей русского пролетариата, мы же будем пользоваться доверием в той мере, в какой проявим лояльность и верность их «руководству», недоверие к нам сохранится и после победы социализма в пределах России, даже после утверждения социализма во всем мире народы восточных колоний не обойдутся без «руководства» со стороны рабочих еврейских метрополий... Все это родилось в голове самого Ленина «...и мне было ясно, что народы угнетенного Востока, ставших на путь строительства социализма, никогда не будут пользоваться доверием русских коммунистов». Это открытие поставило национальных лидеров перед необходимостью начать против Советов серьезную и открытую борьбу. Именно в эти дни в Ташкенте Рыску лов, Низам Ходжанов и некоторые другие их единомышленники были выведены из Туркестанской комиссии и Исполнительного комитета Туркестана (ТурЦИК). На их места были назначены другие лица, снискавшие доверие как «интернационалисты».

 

 

 

 

63,Со второй половины 30-х годов творчество Сакена Сейфуллина находилось под запретом, его труды были изъяты из пользования, наряду с физическим уничтожением, тоталитарный режим стремился истребить духовное наследие поэта. Лишь в конце 50-х годов вновь появляются обстоятельные, научно-литературные исследования о Сакене Сейфуллине. Этот период вошел в историю как время хрущевской «оттепели», дал возможность для более свободного, демократического, подхода к освещению многих проблем истории, литературы, искусства, изучения особенностей историко-литературного процесса первой половины ХХ века. В 1957 году после длительного перерыва, в Казахстане выходит сборник произведений Сакена Сейфуллина, автором предисловия к нему был Е. Исмаилов. Сам факт издания сборника, свидетельство возрождения духовного наследия поэта. Е. Исмаилов явился также автором био-библиографического очерка «Сакен Сейфуллин», вышедшего в 1957 году [11]. В 1960-70-е годы творческое наследие поэта рассматривается с новых сторон в работах Т. Жангельдина, К. Камалиевой, С. Кирабаева, Т. Какишева и других исследователей, внесших большой вклад в развитие сакеноведения. Однако в работах данных авторов, несмотря на несколько изменившийся тон исследований, все же превалирующую роль продолжала играть марксистско-ленинская методология, поэтому ими подчеркнута прежде всего роль Сакена Сейфуллина как революционера, пролетарского поэта

В изучении жизни, деятельности Сакена Сейфуллина, его творческого наследия, особое место занимают труды С. Кирабаева «Сакен Сейфуллин» [12], «Революция және әдебиет» [13], посвященные жизни, деятельности, анализу творческого наследия Сакена Сейфуллина. Именно в трудах С. Кирабаева несмотря на то, что это литературные исследования, впервые дается анализ исторических элементов, присущих произведениям Сакена Сейфуллина. Всестороннему анализу творчества, прежде всего литературной, поэтической деятельности, биографии поэта на основе привлечения новых архивных материалов, показу роли Сакена Сейфуллина как основоположника казахской советской литературы, посвятил свои труды, значительную часть своих творческих изысканий, профессор Турсынбек Какишев. Он является автором, научно-художественной биографии Сакена Сейфуллина, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» в Москве, в 1972 году [14], сборника воспоминаний «Ескірмейді естелік» [15] и ряда других произведений. С обретением независимости, авторы, которые на протяжении ряда лет занимались исследованием творчества Сакена Сейфуллина, в основном в русле официальной марксистско-ленинской методологии, создают новые труды в которых дают объективную оценку творческого наследия автора в контексте новых концептуально-методологических установок. На смену политизированному подходу к изучению данной проблемы приходит обстоятельное научное видение. К примеру, появляются монографии С.Қирабаева: «Ұлт тәуелсіздігі және әдебиет» [16], Т. Какишева «Дала дауылпазы. Ғұмырнама» [17], «Тар жол, тайғақ кешудін тағдыры» (в соавторстве) [2], целый ряд публицистических исследований. С новых методологических позиций анализируются авторами труды Сакена Сейфуллина в работе «Тар жол, тайғақ кешудін тағдыры», известного исследователя Т. Какишева (в соавторстве). Авторы дают всесторонний анализ романа «Тернистый путь», на основе эволюционного, гуманистического подхода. Отмечают, что он явился вершиной творчества Сакена Сейфуллина, оказал огромное влияние на развитие общественно-политической мысли и исторических знаний в Казахстане. Это произведение соответствовало запросам общества данного периода, оно должно было появиться рано или поздно, чтобы отразить новую эпоху, новые грандиозные преобразования.

Среди современных исследований, посвященных проблеме казахской интеллигенции периода двадцатых-тридцатых годов ХХ века выделяется творчество Дихана Камзабекулы. В его трудах дана объективная характеристика сложных, противоречивых процессов, имевших место в казахском обществе данного периода, в среде творческой интеллигенции. Представлена объективная характеристика позиции Сакена Сейфуллина, как борца за свободу казахского народа, отмечен его вклад в развитие казахского языка, попытка противостояния тоталитарному режиму. Данное исследование имеет важное значение для понимания процесса формирования историко-культурологических взглядов Сакена Сейфуллина на фоне происходящих исторических событий [17, 274, 376].

В то же время необходимо обратить внимание на тот факт, что составление биографии, описание его жизненного пути, изучение творческого наследия Сакена Сейфуллина – все это было сделано в основном учеными-филологами. В их исследованиях создан образ революционера, большевика, политического деятеля, поэта. Историки обратились к данной проблеме не так давно, хотя ряд произведений Сакена Сейфуллина являются подлинным историческим источником, свидетельством очевидца, реальным отражением исторической действительности. Монографического исследования, посвященного данной проблеме нет, но ее отдельные аспекты затрагиваются в работах современных исследователей.

В совместной работе ученых Т. Омарбекова, Ш. Омарбекова «Қазақстан тарихына және тарихнамасына ұлттық көзқарас», рассмотрены исторические взгляды представителей казахской интеллигенции, подвергшейся репрессиям, анализируются исторические взгляды Сакена Сейфуллина в контексте событий революционного периода, а также 20-30-х годов двадцатого века. При этом прослеживается критическое отношение авторов к позиции Сакена Сейфуллина, его безоглядной вере в идеи большевизма [18]. Отдельные аспекты жизни, творчества выдающегося поэта, писателя, государственного деятеля Сакена Сейфуллина исследуются в ряде работ Кәкен А. «Қазақтың Сәкені» [19], «Непокоренный сын степей» [20], особая ценность данных работ, состоит в привлечении новых архивных материалов.

Одним из новейших исследований является монография М. Абсеметова «Сакен Сейфуллин-председатель Совнаркома», в ней на основе привлечения новых архивных данных рассмотрены основные события общественно-политической деятельности поэта. Автор отмечает его роль в в воссоединении казахских территорий, ликвидации голода 20-х годов, в протесте и осуждении голощекинского геноцида в казахских аулах. В контексте современных методологических установок создается совершенно новый образ исторической персоналии [21]. Проблемы истории формирования и деятельности творческой интеллигенции Казахстана в период 1920-1940-х годов, историография истории казахской интеллигенции советского периода, репрессивная политика тоталитарного режима рассматриваются в работах Дукенбаевой З. О., Какеновой Г. М., Махат Д. К. Необходимо обратить внимание на тот факт, что творчество Сакена Сейфуллина неоднократно оказывалось предметом противоречивых суждений. В ряде публикаций появившихся в период 90-х годов, авторы подвергают критическому пересмотру роль и значение деятельности Сакена Сейфуллина, а также его творческого наследия, утверждают, что «основоположники казахской советской литературы», оказались не «основой», его труд «Тернистый путь» не является литературным произведением, а нужен лишь для «чистой истории», в нем слишком превалирует партийно-классовый подход, дается чрезмерно критическая оценка деятельности алашской интеллигенции [22]. Анализируя данные разноречивые публикации, Турсынбек Какишев писал «Сакеннің басы қазір саудада» [23].

Таким образом, историографический анализ проблемы показывает, что несмотря на определенную изученность основных периодов жизни, общественно-политической, творческой деятельности Сакена Сейфуллина, комплексного, научного анализа его историко-культурологических взглядов не осуществлялось.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 960; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.146.223 (0.066 с.)