ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция № 9. Казахское ханство в XVI-начале XVIII веков



Цели и задачи:

- Изучить политическую историю, социально-экономическую структуру казахского общества, быт и культуру казахов в 16-начале 18 веков.

План:

1. Возвышение и упрочение Казахского ханства в XVI веке.

2. Политическая история Казахского ханства XVII-начала XVIII веков.

3. Социально-экономическое развитие Казахского ханства в XVI-начале XVIII

веков.

4. Культура казахов XVI-начала XVIII веков.

Литература:

1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 5 томах, Т.2.

Алматы, 1997.

2. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий.

Алма-Ата, 1992.

3. Абусеитова М.Х. Казахское ханство во второй половине 16 века. А., 1985.

4. Аргынбаев Х. Историко-культурные связи русского и казахского народов. Том 10, Алматы, 2007.

 

1. XVI столетие считается важной вехой, переломным моментом в истории Казахстана и Средней Азии. Академик Бартольд, один из лучших специалистов в истории Востока, считал, что именно XVI век стал переломным между средневековьем и новым временем.

В XVI веке Казахское ханство укрепилось, расширились его границы, были установлены дипломатические отношения с государствами Средней Азии, Сибирским ханством, Русским государством.

Безусловно, говоря об истории XVI века, мы в первую очередь рассматриваем время правления выдающегося политического деятеля, сына Жанибека хана Касыма (1445 – 1521). Он правил с 1511 по 1521 годы. Основной линией внешней политики Касымхана была борьба за присырдарьинские города.

На юго-восточном направлении внешняя политика Касыма привела к тесному союзу с могулами Жетысу и вхождению их под власть казахского хана. На западных границах Касыму удалось значительно расширить территорию своих владений путем дальновидной политики в отношениях с ногайскими мурзами. Дело в том, что Ногайское ханство раздиралось внутренними противоречиями. Часть владетелей перешла в подданство Касыма.

К началу второго десятилетия Касыму удалось довести число подданных более чем до одного миллиона человек. При Касымхане были установлены дипломатические государства с Московским государством, а именно с царем Василием III, отцом Ивана Грозного.

После смерти Касымхана Казахское ханство вступило в полосу усобиц султанов и других феодалов. Против казахских владетелей сложился союз узбекских и могольских правителей. Сын и преемник Касымхана Мамаш (правил с 1522 по 1523 годы) погиб в одном из сражений. Следующим ханом стал племянник Касыма Тахир (правил с 1523 по 1533 годы), не имевший ни политических, ни дипломатических талантов.

Подобная политика продолжалась и при Буйдаше (годы правления 1533-1534), брате и наследнике Тахира. Внешнеполитические неудачи, постоянные военные действия отрывали надолго кочевников и земледельцев от хозяйства, ввергая ханство в экономический кризис. После Буйдаша правил Ходжа Махмуд (1534-1535), за ним Тугум-хан (1535-1537). Они пытались объединить ханство, восстановить мощь казахского войска. Ситуация несколько нормализовалась при внуке Жанибека Хакк-Назархане (правил с 1538 по 1580 гг.). Преемник Хакназара престарелый Шигай недолго правил страной (1580-1582). Главный итог его правления – заключение договора с бухарским эмиром Абдуллой, разгром армии Баба султана, владевшего в то время Ферганой.

В 1583 году новый хан Тауекель (правил с 1582 по 1598 годы), разорвав договор с Абдаллахом, захватил ряд городов Туркестанского оазиса и подошел к Ташкенту. Активизировал Тауекель связи с русским правительством.

2. В XVII веке Казахское ханство было раздробленной страной. Три жуза обособлялись друг от друга. Сепаратизм многочисленных султанов, сказывавшийся на уровне жизни населения, всячески разжигался джунгарскими и бухарскими феодалами. Одним из главных внутриполитических конкурентов Есима, правившего с 1598 по 1628 годы, стал султан Турсун. Это соперничество продолжалось долгие годы и завершилось смертью Турсуна от руки Есимхана. Но и сам Есим умер в 1628 году.

Тяжелое время настало после смерти Есимхана. Участились набеги джунгар, которые все более настойчиво продвигались в Жетысу. Джунгары, жившие на территории западной Монголии, состояли из четырех крупных племен: хошоут, торгоут, дэрбет и чорос. В 1635 году у них образовалось централизованное государство. Поскольку оно было кочевым, стабильное развитие обеспечивалось только за счет постоянных захватов новых земель. Джунгары не могли двигаться на юг, где Китай прочно оборонял свои границы. Наиболее схожие, благоприятные условия для многочисленных джунгарских стад были в Казахстане.

В 1680 году на престол взошел внук Есима, сын Жангира Тауке (1680-1715), при котором произошли значительные изменения во внутренней и внешней политике. Время его правления вошло в историю казахов как «золотой век», а известный русский востоковед А.И.Левшин называл его «Ликургом» и «Драконтом» казахского народа. В области внешней политики отмечается стремление Тауке обезопасить границы, сдержать напор джунгар. В 1686-1693 годах Тауке неоднократно отправлял посольства в Россию в поисках военной помощи, активно способствовал освобождению из плена русских подданных. Несмотря на значительную оппозицию сближению с Россией, Тауке понимал, что Русь может оказать реальную военную помощь в борьбе с джунгарами.

Пожалуй, самым главным во внутренней политике был перенос точки опоры хана с султанства, раздираемого борьбой за власть, на бийство. Бии стали играть важную роль в принятии государственных решений, в их руках сосредоточились судебные функции. Именно с усилением роли биев связано предпринятое ханом Тауке сведение воедино норм обычного права. В урочище Коль-тобе Тауке собрал наиболее авторитетных биев родов и племен, наиболее известными из которых были Толе би из Старшего жуза, Казыбек би из Среднего и Айтеке би из Младшего. Новый кодекс получил название «Жеты жаргы» - «Семь установлений». Кодекс содержал нормы административного, уголовного, уголовно-процессуального, гражданского права, положения о религии, налогах.

3. Каково же было экономическое и социальное развитие Казахского ханства в XVI - начале XVIII веков? Наиболее важный вопрос – вопрос собственности на землю. Формально она принадлежала роду, скот находился в индивидуальном владении. Налоговая система различалась в кочевой и земледельческой зонах. Шаруа-скотоводы платили зякет (1/20 части скота), земледельцы – харадж (от 1/10 до 1/5 урожая) и бадж (пошлина). Общими были повинности по содержанию администрации, войска (коналга), работы по рытью канлов, ремонту дорог и т.д. Скрытой формой налога можно считать согум и сыбагу, суть которых заключалась в регулярных подношениях владетелю скота и продуктов. Мусульманское духовенство сохраняло налоговый иммунитет.

Рассмотрим теперь социальное устройство общества. На вершине социальной пирамиды находился хан – верховный избираемый правитель.

Хан мог быть избран только из числа султанов. Султаны – не правящие потомки чингизидов.

Султаны не могли подвергаться телесному наказанию и не подлежали суду биев. Хан и султаны именовались «ак суйек (белая кость)» или «торе».

На одном уровне с чингизидами находились ходжа и саиды. К ним относились потомки пророка Мухаммада по линии его дочери Фатимы и зятя Али, а также потомки его сподвижников. Их именовали в казахской степи «асыл суйек (благородная кость)».

Все остальное население относилось к категории «кара суйек (черная кость)», но и эта категория была ранжирована.

Переход между категориями ак суйек и кара суйек был невозможен, а вот переход между категориями внутри группы кара суйек часто зависел от личных качеств человека и открывал дорогу наиболее талантливым организаторам, хозяйственникам, ораторам.

Таким образом, мы видим, что казахское общество XVI-начала XVIII веков представляло собой строго организованную иерархическую структуру сословных групп, находившихся между собой в регулируемых обычным правом и традицией отношениях.

Перейдем теперь к рассмотрению экономической структуры Казахского ханства. Главной отраслью хозяйства оставалось скотоводство.

Вдоль крупных рек (Сырдарья, Чу, Талас, Арысь), в предгорьях Улытау и Атбасарской степи население занималось выращиванием зерновых культур, в основном проса – самого неприхотливого злака, ячменя, пшеницы. На юге земледелие было поливным. Но следует отметить, что в основном земледелием занимались обедневшие, потерявшие скот кочевники. Сохраняло свое значение охота и рыболовство, становившиеся дополнительным источником пищи, меха, шкур.

На юге и юго-востоке продолжали свое существование города, выполнявшие функции связи между оседлыми оазисами и кочевой степью. Здесь шла транзитная и местная торговля. Крупнейшим городским центром был Туркестан, который еще Есим-хан сделал своей столицей. Сохраняли свое значение Сайрам, Сауран, Сузак, Отрар. Средняя численность населения в это время – 4-8 тысяч человек. Города были также ремесленными центрами. Но все-таки активная политическая жизнь переместилась в кочевую зону.

4. Рассмотрим теперь вопросы культуры. Прежде всего, поговорим о материальной культуре, поскольку она отражает реалии кочевой жизни. Жилище казахов – кииз уй, об устройстве которого думаю, студенты имеют представление. Главное – это сборно-разборные жилища с многослойным покрытием из войлоков, тканей, ковров, наиболее пригодные для кочевой жизни. Кочевым же образом жизни определялся тип питания. В основном, в рационе преобладала мясная и молочная пища, мучные продукты, но нельзя думать, что в рационе казахов не было растительной пищи. Это дикорастущие травы и ягоды, сухофрукты, в больших количествах закупавшиеся на юге.

Обычной одеждой казахских мужчин были рубашка, бешмет или камзол, широкие в шаге штаны – шалбар. Обувь шилась из кожи разной выделки. Вся одежда была приспособлена к частой смене погоды, к верховому образу жизни. В зимнее время мужчины носили тон – шубы, шапки на меху, закрывавшие затылок – тымак, саптама етик – сапоги выше колена. Обувь и кожаные плащи специально обрабатывались в растворах степных трав, придававших им водонепроницаемые качества.

Женская одежда шилась в основном из хлопчатобумажных тканей, у зажиточных – из шелка и бархата. Это удобные платья, камзолы, зимой – шубы. Социальный статус женщины можно было определить по головному убору. Молодые девушки не обязаны были покрывать голову, часто носили расшитые цветными нитками, бусами шапочки, украшенные перьями филина. Головной убор невесты – саукеле, высокий, имевший разную форму в зависимости от региона. Замужние женщины обязаны были покрывать голову, носили специальным образом скроенные желеки, кимешеки, жаулыки. Обувь женщин – не только мягкие сапожки, но и туфли с каблуками, украшенные часто серебряными накладками, бусинами.

Большое развитие получило ремесло. Наибольшего мастерства достигли казахские горняки, кузнецы, ювелиры, скорняки, портные, сапожники, резчики по дереву. Ковроткачеством и выделкой кошм и войлоков занимались женщины. Прикладное искусство достигло высоких высот. Изделия, производимые казахскими ремесленниками, пользовались большим спросом на рынках Средней Азии, Сибири, Поволжья, Китая.

Основной религией, исповедовавшейся казахами был ислам. Центрами его распространения стали южные города, именно там находились мусульманские святыни Казахстана – мавзолеи Арстанбаб, Хазрет Султан, Айша-биби и т.д. Однако, наряду с исламом продолжали верить духу предков, неба, земли, воды. Сохранялись культы покровителей овец – Шопан ата, лошадей - Камбар ата и т.д. Огонь, как и в доисламские времена воспринимался очищающей субстанцией.

Широко развивалось устное народное творчество, многообразное по жанрам и тематике. К наиболее распространенным в 16-18 веках жанрам оратуры можно отнести: 1. толгау – наставительные песни-размышления о жизни и смерти, о настоящем и будущем, 2.обрядовые песни (жар-жар, жоктау и т.д.), 3. пословицы и поговорки, 4. Сказки, 5. эпосы, делившиеся на героические («Ер-Таргын», «Ер-Кокше», «Камбар-батыр», «Кобланды» и т.д.) и лирические («Козы-Корпеш – Баян-сулу», «Кыз-жибек», «Сулушаш» и т.д.).

Исполнителями произведений устного народного творчества были акыны, салы, сере, но доминирующая роль в 16-18 веках принадлежала жырау

Письменная литература распространялась в виде книг религиозного, исторического характера, в письменном виде хранились часто родословные-шежире и бейты-летописи. Важнейшим источником по истории казахов XV-XVI веков стал труд бия из Старшего жуза Кадыргали Жалаири.

Сочинение Кадыргали Жалаири «Джами ат-тауарих» состоит из трех частей. В первой он описывает историю воцарения и правления Бориса Годунова, во второй и третьей содержатся данные по родословной и истории чингизидов. Книга Жалаири не утеряла своей ценности до сегодняшнего дня.

Интересными сочинениями являются труды Мухаммеда Хайдара Дулати (XVI век), писавшего под псевдонимом Аяз. В своих сочинениях «Тарих-и Рашиди», «Джахан-намэ» Дулати пишет об откочевке Жанибека и Керея, о ранних годах Казахского ханства, его взаимоотношениях с другими государствами.

Как видно из вышесказанного, казахское общество в XVI - начале XVIII веков пережило этапы взлетов и падений, централизации и раздробленности, но при всех правителях, при всех поворотах истории казахский народ осознавал себя монолитной единой общностью с собственной историей, традициями, культурой.

Ключевые понятия:Хан, сепаратизм, ак-суек, кара-суек, асыл-суек, Жети –жаргы,

Султаны, ходжа, саиды, бии.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.252.156 (0.01 с.)