Общественное устройство, экономика и культура Казахского ханства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественное устройство, экономика и культура Казахского ханства



В XV-XVII вв. общественные отношения у казахов носили патриархально- феодальный характер.

Общественный строй Казахского ханства состоял из семи ступеней:

Аул состоял из родственников. Возглавлял его аулбасы;

Ата аймак состоял из нескольких аулов, объединенных родственными связями. Им управлял аксакал (старейшина).

Род состоял из 10-15 аймаков. Им руководил рубасы (глава рода).

Арыс состоял из нескольких родов. Им управлял бий.

Улус включал в себя несколько арысов. Правителем улуса был султан из рода Чингизидов. Территория улуса называлась юрт. По свидетельству Ибн Рузбихана, в начале XVI в. таких улусов насчитывалось около десяти. Улус состоял примерно из десяти тысяч семей.

Жуз состоял из нескольких улусов. Правителем жуза был хан.

Ханство состояло из трех жузов. Верховным правителем был великий хан.

Хан совмещал в своем лице гражданскую, административную и военную власть. Избирались ханы из числа султанов. Они имели свои небольшие военные отряды. Регулярного войска ханство не имело. В случае опасности собиралось народное ополчение.

Вся территория ханства принадлежала правящему роду Чингизидов. «В каждом улусе, - писал Ибн Рузбихан Исфахани, - есть свой полновластный султан из потомков Чингис-хана». Система государственного управления основывалась на обычном праве - адат, при хане Тауке - на основе «Жеты- Жаргы:»(«Семь установлений»).

Социальный состав населения Казахского ханства представлял собой классовую структуру феодального общества. Высшее аристократическое сословие, к которому относились Чингизиды, называлось Ак-суйек (белая кость). Чингизиды не принадлежали ни к каким казахским родам и племенам. Все остальное население относилось к низшему сословию - Кара-суйек (черная кость). Оно делилось на две группы: привилегированное сословие, в которое входили феодалы (баи, бии, султаны, беки) и податное сословие, в которое входили рядовые кочевники-скотоводы (ишруа), земледельцы (.жатаки) и простые горожане. Термин «бай» применялся ко всякому лицу, обладавшему богатством. Бии - предводители родов и племен, позднее - лица, выполнявшие судебные функции.

Скот находился в частной и семейной собственности. Он был главным мерилом богатства. Земля принадлежала хану и аристократии. Существовало несколь форм землевладения.

Сойургал - это земельные владения феодалов, пожалованные им за военную или гражданскую службу; это форма господства кочевой знати над оседло-земледельческим населением. Вакф - собственность духовенства на землю, водные источники, оросительные сооружения, полученные им за поддержку правителей Казахского ханства. Мильк - частная собственность мусульманского духовенства на землю и пастбища.

Податное население Кара-суйек обязано было платить многочисленные налоги и поборы: зекет (1/20 часть от приплода скота), согум, сыбага, бийлык - со скотоводов; уьиур (1/10 часть от сбора урожая, его собирал мулла), тагар, бадж и харадж - с земледельцев и ремесленников. Они также исполняли повинности и отработки: саун — отдача скота на выпас рядовым кочевникам, мардикар - общественные работы, асар - помощь в выполнении сезонных работ, коналга — принятие войска на постой, джамага — принятие на постой знатных людей и другие.

В Казахском ханстве существовали маршруты и годичные циклы кочевания со сменой сезонных пастбищ (коктеу - весеннее, жайляу - летнее, куздеу - осеннее, кыстау - зимнее). Жилищем кочевников была юрта.

В Казахском ханстве были развиты также оседлое и полуоседлое земледелие и городская культура. Главную роль в ХVІ-ХVІІ вв. играли Сырдарьинские города Аркук, Куджан, Аккурган, Узгент. Крепостью, административным, торговым и ремесленным центром ХVІ-ХVІІ вв. был город Сайрам. При Касыме столицей и крупным торговым центром Казахского ханства был город Сыгнак. Главным религиозным центром являлся Туркестан. Сауран в ХVІ в. был более всего известен как неприступная крепость.

Приблизительная численность городского населения в этот период составляла около 70 тысяч человек. Средняя численность населения городов - 4,5 — 5,5 тысяч человек. Густонаселенная, укрепленная центральная часть города называлась хисар.

Мавзолеи Алаш-хана, Джучи и Болган-Ана были построены в ХІV-ХV вв. и расположены в Центральном Казахстане. Мавзолеи ханов Джаныбека и Касыма были построены в Сарайчике, мавзолеи Есима и Джангира - в Туркестане.

Наиболее важным памятником казахской исторической литературы ХVІІ в. является сочинение Кадыргали Жалаири «Джами ат-таварих». Одно из своих произведений Жалаири посвятил русскому царю Борису Годунову.

Из поколения в поколение передавались произведения героического эпоса «Кобланды-батыр», «Ер-Таргын», «Камбар-батыр», социально-бытовые поэмы «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Кыз-Жибек». Представителями казахской устной поэзии были Шалкииз-жырау (XV в.), Доспамбет-жырау (ХVІ в.), Жиембет (ХVІІв.). Талантливые музыканты создавали кюи - инструментальные произведения на эпические, исторические, сказочные и бытовые темы.

Этнические процессы на территории Казахстана

Начало образования казахской народности относится к ІІ-І тыс. до н.э. Исторические предпосылки для этого сформировались в ХІ-ХІІ веках. Консолидацию казахской народности тормозили беспрерывные войны и междоусобицы Джучидов. Процесс формирования казахской народности завершается в ХV-ХVІ вв. В состав казахского народа вошли племена: усуни, канглы, кыпчаки, аргыны, найманы, дулаты, кереиты, алшыны, коныраты и др.

Слово «казах» в древнетюркском языке означало «вольные люди, отделившиеся от своего народа». По «Тарихи Рашиди» с укреплением ханства, казахами стало называться все население, подвластное Джаныбеку и Керею.

Этнос, народ, нация - это исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающая общими внешними чертами, относительно стабильными особенностями культуры, сознанием своего единства и обособленности от других этнических групп.

Монгольское завоевание территории Казахстана привело к усилению монголоидных черт в антропологическом типе местного населения.

Жители Семиречья называли себя Великим или Старшим жузом и проживали в поймах рек Чу. Талас и Или. В него входили племена: уйсуни, канглы, дулаты, албаны, суаны, жалаиры и др.

Жители Центрального Казахстана (предгорья Каратау, Моюнкумы, Нура, Сырысу) входили в состав Среднего жуза и объединяли племена: кыпчаки, найманы, керей, коныраты, уаки и др.

Жители Западного Казахстана (нижнее течение Сырдарьи, поймы рек Урал, Иргиз. Тургай, Мугоджарские горы) составили Младший жуз. В него вошли племена: табын, тама, жагалбайлы, шумекей, карасакал, торткара, адай, шекти, шана, алшын, серкеш и др.

Понятие «жуз» означает: 1)«сторона, направление»; 2Хозяйственно- территориальный регион: 3Объединение родственных племен.

Позднесредневековая городская и оседло-земледельческая культура

Экономика городов ХІІІ-ХVІІІ веков

Расцвет средневековой городской культуры Казахстана, апогей (высшая точка развития) которого приходится на Х-ХІІ вв., был прерван завоевательными походами татаро-монгольских войск. Количество городов уменьшилось в три раза. К середине XIII в. начинается общий упадок земледельческой и городской жизни. В письменных источниках ХІV-ХV вв. говорится, что в области Илибалыка «нет ни городов, ни строений, все ее жители кочевники». Окончательно экономика Семиречья распалась после походов Тимура. Подъему экономики Юга Казахстана и крупных городов Сыгнака, Саурана, Отрара способствовало вхождение их в состав Ак Орды. Рубрук сообщает о том, что Кайлак (Каялык) являлся большим городом, в «котором был базар» и который «посещают многие купцы».

Торговая деятельность и денежное обращение в Отраре и ряде других городов в XVII в. переживают упадок.

Архитектура и искусство

Наиболее ранним памятником позднего средневековья является мавзолей Дауд-бека в Таразе, построенный в XIV в. Мавзолей Ахмеда Яссауи был построен в Туркестане в ХІV-ХV вв. по приказу Эмира Тимура. Мавзолей Рабига-Султан-бегим построен в Туркестане в конце XV в. Обычаи и обряды казахов

Обычаи и обряды казахов

Жилищами казахов-кочевников были передвижные домики на колесах - кибитки или куйме и легкое сборное жилище - юрта. Части юрты: стена из деревянной решетки — кереге, кривые палочки сверху — унины или уык, деревянный купол, верхняя часть юрты - шанырак. Сверху юрты покрывали кошмами - туырлык, узик, тундик.

Одежда казахов была показателем своеобразия казахской культуры. Халат из тонкого белого войлока назывался каттау, из шелка и сукна - шапан. Мужской плащ из верблюжьей шерсти назывался шекпен. Шуба из овчины - тон. Плащ из шкуры молодых жеребят - жаргак. Брюки из кожи или сайгачьей шкуры - шалбар. Женская приталенная безрукавка - камзол. Мужские сапоги с длинными голенищами - шокайма. Мягкая обувь из козьей шкуры-меси-ичиги.

Головные уборы были разнообразны. Зимняя мужская шапка называлась тымак. Летняя шапка из войлока - калпак. Борык - шапка, отороченная мехом. Девичья нарядная бобровая шапка называлась камшат борык. Саукеле - высокая конусообразная шапка, у крашенная драгоценностями - головной убор невесты. Головные уборы девочек и девушек украшали перьями филина. Через год после свадьбы женщина надевала желек - упрощенное саукеле, а после рождения ребенка - кимешек, головной убор из белого материала с вышивкой. Женщины средних лет носили головной платок - жаулык, а пожилые женщины

кундик, саукелеобразный круглый головной убор.

Пища, напитки. Напиток из верблюжьего молока - шубат, из кобыльего молока - кумыс, из коровьего молока - айран. Сыр - курт или иримшик. Из мяса конины делали казы, карта, жал, жая, чужук. Изысканное лакомство из проса - жент. Казахское национальное блюдо, приготовленное из мяса и внутренностей, пожаренное на масле, называется куырдак.

Национальные игры проводились во время торжеств, праздников. Скачки

байга. Борьба силачей - балуан курес. Состязания в ловкости - сайыс. Скачки с тушей козы - кокпар. Стрельба из лука по золотой мишени - алтын кабак ату. Песенное состязание акынов - айтыс. Охота с ловчими птицами - саят.

Свадебные обряды. Тайная встреча жениха с невестой перед свадьбой наывалась урын. Обычай посещения женихом дома невесты перед свадьбой - калындык ойнау. Свадебные песни- «Жар-жар» и «Беташар»—песня открывания лица невесты. По обычаю жених платил калым - выкуп за невесту, тарту - подарки братьям и сестрам невесты, сут акы (за материнское молоко) - матери невесты, той мал - отцу за свадебные расходы, каде - подарки близким родственникам невесты. Родители девушки дарили родителям жениха подарки

«кит» (во что одеваться). Родители девушки заказывали ей саукеле и куйме (повозку).

Религия. На территории Казахстана в обиходе были две религии - ислам и поклонение «тенгри» - родовому богу.

В ХV-ХVII вв. у казахов преобладало поклонение силам природы. Люди утверждали, что у каждого явления природы свой покровитель. Казахи поклонялись земле (Жер-ана), воде (Су-ана). Верили, что у каждого вида скота есть свой покровитель: у овцы - Шопан ата, у коровы - Зенги-баба, у лошади -

Камбар ата, у верблюда - Ойеыл-кара. У казахов бытовало поклонение солнцу и луне. Они приносили жертвоприношения кумысом, когда просили дождя.

Большое значение придавалось культу огня (От-ана). Огонь считался покровителем домашнего очага, а казан - символом изобилия. Обычай изгнания злого духа огнем называли «отпен аластау».

Народный календарь. Казахи умели точно предсказывать погоду, определяли смену времен года, устанавливали точное время перекочевок. В этом им помогали звезды. Звездам они давали свои названия. Большая медведица («Жети каракши» - Семь разбойников) связана со скотоводством и ночной охраной скота, была астрономическими часами. При появлении Венеры (Шолпан) овец пригоняли в аул. Меркурий называли «утренней звездой», Юпитер - «Есеккырган» («Истребляющая ослов»), Марс - «Красной звездой». Год и календарь упорядочивали по созвездию Плеяды. Приближение созвездия Плеяд к дому считали началом весны. При появлении на небе созвездия Весов («Таразы») утверждали, что будет прохладное утро, можно приступать к уборке пшеницы и проса. «Если появится Сириус, то вода станет холодной» и нельзя купаться. С появлением Сириуса казахи приступали к заготовке дров и ремонту зимних жилищ. Времена года определяли по состоянию Солнца относительно Плеяд. По Солнцу определяли где восток, запад, юг и север. Началом года - временем весеннего равноденствия дня и ночи являлся наурыз. Этот день был всенародным праздником.

Эпос - один из основных жанров казахского фольклора. В героических эпосах - дастанах описываются мужество и отвага батыров («Кобланды», «Ер- Таргын», «Алпамыс», «Ер-Косай», «Ер-Саин», «Турехан», «Телагыс», «Камбар- батыр» и др.) В лиро-эпических поэмах описываются любовь, быт, обычаи и традиции народа («Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Кыз Жибек», «Кулше Кыз», «Макпал Кыз» и др.). Терме - поэмы назидательно-завещательного характера.

Самым популярным музыкальным инструментом была домбра, из смыч­ковых - кобыз. Музыканты играли на свирели, сделанной из камыша и дерева.

Поэты-песенники у казахов назывались сал и серы, поэты-импровизаторы

акыны, поэты - исполнители эпоса - жырау.

Язык и письменность. В XV в. казахский язык выделился в самостоятельный язык. Казахи пользовались арабской графикой. В ХV-ХVII вв. появился ряд произведений на казахском языке. В библиотеке Санкт- Петербурга хранится летопись из личной библиотеки Жангир-хана. Кадыргали Жатири составил «Жамиг-ат-таурих» (сборник летописей) о династиях казахских биев. Жалаири был бием рода жалайыр, племянником хана Тауекеля, учителем и советником казахского султана Ораз-Мухаммеда. Свою книгу «Жалайыр» он подарил Борису Годунову в знак дружбы.

Среди тюркских произведений, написанных арабским алфавитом - «Чингис-нама», «Бабур-нама», «Тимур-нама» и др. На персидском языке написана «Тарихи-Рашиди» Мухаммеда Хайдара, описывающая историю Могулистана и Кашгарии, историю создания Казахского ханства, развитие торговых и культурных связей между казахами и узбеками.

В 40-х годах XVI в. Усман Кухистани написал книгу «Тарихи Абильхаир- хан».

Историю Южного и Западного Казахстана ХІП-ХІVвв., историю династии хана Джучи описывает исторический труд середины XVI в. «Шынгыснаме».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1828; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.157.56.179 (0.025 с.)