Государство каракытаев (1125-1212 гг.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство каракытаев (1125-1212 гг.)



По китайским источникам, каракитаи - это потомки центральноазиатских племен киданей. Монголоязычные племена киданей проживали к северу от Китая и в 924 г. создали империю Ляо, занимавшую территорию от Тихого океана до Алтая. Ставкой была Гуз-Орда. В 1125 г. империя Ляо пала. Кидани с полководцем Елюй Даши бежали на р. Эмиль. В 1125 г. Елюй Даши с 40- тысячным войском вторгся в Жетысу и основал государство, где кидани смешались с тюркоязычным населением и получили название - каракытаи.

Границы державы простирались от Енисея на востоке до Таласа на западе. Племенам, жившим в приграничных районах, вменялось в обязанность защищать границы государства.

Столицей Каракытайского государства был город Гуз-Орда недалеко от Баласагуна. Глава носил титул гурхан. Власть его передавалась по наследству. Правом наследования_власти обладали не только мужчины, но и женщины. Так, после смерти Елюй Даши трон заняла его жена Табуян.

Опасаясь усиления своих приближенных, гурхан не раздавал уделов. В государстве была распространена система подворного налогообложения, с каждого двора взимали по 1 динару. Жители Жетысу, занимавшиеся земледелием, отдавали в пользу правителя десятую часть урожая. Правители городов ежегодно платили гурхану земельный налог - харадж.

В 1137 г. каракытаи под Ходжентом разбили войска караханидов под командованием правителя Мавераннахра Махмуд-хана, а в 1141 г. в Кутуанской степи близ города Самарканда - сельджукско-караханидские войска, заняли Бухару и заставили Хорезмшаха платить ежегодную дань в размере 3 тысяч золотых динаров. Захватив власть над обоими ханствами государства караханидов, каракытаи не уничтожили династию караханидских ханов, но принудили их стать вассалами и заставили платить дань.

В 1171-1172 гг. каракытаи совершили повторный поход на Хорезм. Совместно с Хорезмом в 1198-1204 г. каракытаи вели борьбу с гуридскими племенами Афганистана.

В 1208 г.в Семиречье бежали из Монголии найманы во главе с Кучлук- ханом. Они разгромили войско каракытаев. В 1210 г. на них напало войско шаха Хорезма. В 1211 г. найманы пленили правителя каракытаев, а в 1212 году государство каракытаев пало. Власть перешла к найманскому правителю Кучлук-хану.

Государство найманов, кереитов, жалаиров (XII в.)

«Найман» с монгольского означает «восемь» - по числу племен, входивших в конфедерацию. Найманы занимали земли от Орхона до р. Иртыш (центральные и западные районы Монголии), к востоку от них жили керешпы. Наиболее ранние сведения о кереитах в письменных источниках относятся к началу X века.

Государство найманов становится известным во второй половине XII в. Столицей был город Балыкты на берегу р. Орхон. Своего расцвета государство достигло при хане Наркеше Даяне (1160-1203 гг.). В период его правления найманы стали заниматься земледелием, развивалась городская культура. К искусству, производству и мирной жизни пытался приобщить найманов Бильге- хан (Инанч-бильге). Он смог избавиться от вторжений каракытаев, объединил все восемь племен и создал единое Государство найманов.

В 1201 году племена киргизов, меркитов и найман созвали курултай, направленный против роста могущества Чингизхана.

Название «кереи» происходит от названия реки Керлин (Керулен). Кереи населяли берега рек Орхон, Керулен, Селенга и Аргун. Ставка кереитов находилась в местности Битобе на востоке от Хан-Тенгри. В XI в. в состав Керейского государства входило восемь аймаков - районов, населенных племенами кереев, конкаев, сакаев, тутау, албатов, тунхаев, кыркунов. Своего наивысшего расцвета государство достигло в Х-ХІІ вв. при Маркус-хане и Куршакуз-хане.

В 1007 г. кереиты и найманы приняли христианство несторианского толка. В ІХ-Х вв. была образована карлукская митрополия. В странах Западной Европы хана кереитов признавали просвитером Иоанном.

Правитель кереитов Тогрул-хан привлекал к себе на службу представителей знати канглы. При ханском дворе воспитывались будущие правители и вожди степных племен, в том числе и Темучин (Чингисхан).

Государственные образования кереитов и найманов представляли собой улусы. Улусы управлялись ханами. В них функционировал государственный аппарат, действовало обычное право, было налажено делопроизводство. «Уних очень высокая культура и пользуются они древнетюркской письменностью», - писал персидский историк Рашид ад-Дин.

Население занималось кочевым скотоводством, охотой и рыбной ловлей. Развивались домашние промыслы.

По сведениям «Тайной истории монголов», монгольские племена в начале XIII вв. находились в мирных и добрососедских отношениях с Керейским ханством.

В 1203 г. Чингис-хан разорил княжество кереитов, а через год - в 1204 г. найманов.

В монгольских летописях скупо упоминается, что племена жалаиров проживали по берегам рек Селенга и Хилок, в верховьях реки Орхон и хребта Каракорумских гор. Племя жалаиров состояло из десяти родов. В 1201 г. хан Жамука объединил племена и объявил себя гурханом. У жалаиров существовала улусная система управления. Улусами управляли шерби.

Чингисхан покорил племена жалаиров и включил их в состав своего государства о чем говорится в «Тюркской летописи» историка Абулгазы.

Экономика и культура в VI - начале VIII в.

Город и степь

Южный Казахстан и Семиречье - два района формирования городской культуры. В VІІ-VШ вв. города выполняли административную функцию, города Юго-Западного Семиречья выполняли торговую функцию. В развитии городской и оседло-земледельческой культурыVІІ-VІІІ вв. важную роль играла транзитная торговля. Большую роль в распространении в Юго-Западном Семиречье городской культуры играли согдийцы. Они основали города Джамукат, Навакет, Кирмирау, Бунджикет, Семекну и др. Основным населением городов были тюрки. Об этом говорят названия некоторых из них. Город Тараз назван «как город славных и благословенных тюрок-чару ков». Тараз был важным торговым центром. О нем в источниках говорится как о «городе купцов». О городе Суябе источники сообщают, что «в нем смешанно живут торговцы из разных стран», а половину жителей города составляют купцы. Испиджаб называли «источником ископаемых» для торговцев всего мира. Кулан- «приятным городком на границах «страны тюрок со стороны Мавераннахра». Городом, где имеется купеческая колония Вильгельм Рубрук называет Икиогуз (Эквиус).

В это время (VІІ-VІІІ вв.) этноним «тюрк» обычно ассоциируется в источниках с образом седока, сросшегося с конем - кентавра. Тюрки устанавливали на могилах балбалы - каменные столбообразные плиты, вкопанные в землю вертикально. Луки у тюрков были составными (сложными) с костяными накладками.

В период IX - начала XIII вв. наблюдается общий подъем городской культуры на Востоке и в Средней Азии. В северо-восточном Семиречье появляется новый район городской культуры. Если в ІХ-Х вв. здесь насчитывалось 12 городов, то в ХІ-ХІІ вв. их стало 70. У городов появляется рабад - пригородная территория, в которой проживали бедняки. Наиболее крупными городами этого периода были Испиджаб (40 тыс. жителей), Отрар (16 тыс. жителей), Тараз (10 тыс. жителей) и др. В Жетысу существовали города Талхир (Талгар), Алмалы и Койлык (Каялык). Рост городов шел в ІХ-ХІІ вв. более быстрыми темпами по сравнению со Средней Азией за счет оседания кочевников. Об этом свидетельствуют персоязычные источники. Город Тараз в IX в. принадлежал карлукам. Центром карлукских владений был город Каялык. О городах кимаков, расположенных на побережье Алакуля и по Иртышу, пишет Ал-Идриси.

В средневековом Казахстане период расширения и укрепления торговых взаимоотношений между городом и кочевым миром относится к Х-ХІІ вв. Основными потребителями ремесленной продукции горожан были дехкане — богатые землевладельцы. В городах существовала специализация ремесленных мастерских. О развитии ремесла в средневековых городах известно в основном по археологическим раскопкам. Массовые находки стеклянных изделий в городах Казахстана относятся к X в. Семиречье в VІІІ-ІХ вв. являлось одним из центров производства серебряных изделий. В городах Таласской долины изготавливали изделия из серебра и меди. В Чуйских, Илийских горах плавили полиметаллы. На городище Талгар найдены костяные булавки и шахматные фигурки.

Наиболее крупными центрами торговли были Испиджаб, Кедер, Отрар. Янгикент и др. Город Кедер в Отрарском оазисе назван источниками как «место стечения купцов». В Испиджабе имелись крытые рынки и тимы - большие караван-сараи со специальными помещениями для торговли тканями. Этот город в VI в., по сведениям Махмуда Кашгари, носил название Сайрам. В Янгикенте существовала колония хорезмийских купцов. В Илийской долине крупными торговыми центрами были Талгар и Каялык.

Денежное обращение

Для ІХ-ХІІ вв. характерен рост товарно-денежных отношений, которые вытесняли товарный обмен. В Х-ХІІ вв. в приграничных с кочевым миром городах развивается ярмарочная торговля.

В крупных городах Казахстана - Испиджабе, Отраре, Будухкете, Таразе существовали монетные дворы и чеканились свои монеты. В Отраре чеканили монеты трех известных номиналов: фельсы - медные деньги, дирхемы - серебряные деньги, динары - золотые деньги. На монетах чаще всего изображался лев.

С начала VIII в. известно, что тюргешские каганы чеканили монеты с легендой - надписью на монете в городе Таразе. По мнению известного тюрколога Дж. Клоусона, первые тюргешские монеты выпускались в г. Акбешиме. Отчеканенные в Жетысу монеты тюргешей впоследствии были найдены в Согде, Фергане, Западной Сибири и других местах. В денежном обращении караханидов ходили все виды фельсов, у карахытаев - динары. Золотая монета Византии - солид, превратилась в международную валюту.

В ХІ-ХІІ вв. дирхемы начали чеканить из меди, лишь сверху покрывая их слоем серебра. Это явление назвали «серебряным кризисом». Его причиной стали изменения запасов серебра в Средней Азии.

Архитектура и искусство

«Архитектура» в переводе с латинского языка означает «строительное искусство».

В VI - IX вв. (доисламский период) в Казахстане были распространены постройки в стиле дын в форме юрты, которые устанавливались на месте захоронения людей. Такие постройки сохранились в Центральном Казахстане, Жетысу, Тарбагатае и Мангыстау. В этот же период над колодцами вдоль караванных путей строились купольные сооружения - сардобы.

Монументальные буддийские храмы были раскопаны в Суябе и Навакете, Акбешиме. Около развалин Испиджаба был обнаружен подземный буддистский монастырьVІ-VІІІ вв. ВX- начале XIII в. в связи с распространением ислама в городах начинают возводиться мечети. Наиболее ранние мечети были раскопаны археологами в городах Кедере и Кульшубе. Исламская мечеть была обнаружена на кургане Баба-ата в Сузакском районе Южно-Казахстанской области. О высоком уровне развития архитектуры свидетельствуют памятники культового характера в окрестностях Тараза. Наиболее ранняя группа мавзолеев была построена в Буранинском городище. В Х-ХІ вв. построен мавзолей кубической формы Бабаджа-хатуи, который свидетельствует о высоком уровне архитектуры в этот период, в ХІ-ХІІ вв. - мавзолей Айша-Биби, в XII в. на Сырдарье построен мавзолей Сырлытам. Мавзолей Кара-хана в г.Жамбыле относится к памятникам Караханидского зодчества.

В Х-ХІІ вв. на территории Казахстана архитектура общественных и религиозных зданий развивалась в соответствии с канонами ислама.

В городской застройке X - начала XIII вв. распространяются бани. Они обнаружены археологами в Таразе, Отраре, Баласагуне. Баня Отрара характеризуется крестообразным планом, который получил распространение в XI в. и сохранился на Востоке до наших дней. Она имела 10 помещений и была построена в XIII - XIV вв. Бани XI в. отапливались жаропроводящими каналами.

На юге Казахстана в XI в. появляются новые типы жилищ, в которых ряд комнат сообщается друг с другом дверными проемами, расположенными по одной оси. Они назывались анфиладными.

Самобытное искусство развивалось в городах и в степи. В конце ІХ-ХІІ вв. широкое распространение получает поливная (покрытая глазурью) посуда с буквенным, растительным и зооморфным орнаментом. Растительный орнамент тюрки заимствовали у согдийцев.

Архитектурные памятники украшались терракотой (керамика из цветной глины), художественной керамикой, мелкой пластикой.

Казахстан является зоной широкого распространения каменных изваяний - «балбал» у тюрков, «балбык» в орхонской письменности, «кемпиртас» (каменная старуха) или «таскелиншек» (каменная молодуха) в более поздний период. «Каменные бабы» (изваяния) чаще всего изображали мужчину с усами («баба» - знатный человек). Скульптуры олицетворяли представителей знати и устанавливались у могил или поминальных холмов. С распространением ислама традиция изображения человека исчезает.

Язык и письменность, литература, религия

Древняя тюркская письменность появилась в середине первого тысячелетия до н.э. В VІІІ-ІХ вв. тюркская письменность становится достоянием всего народа. Древнетюркский алфавит состоял из 35 букв и был создан на основе тамг (знаков).

Первое упоминание о письменности тюрков принадлежит византийскому историку Менандру Протектору. Он называет ее «скифскими письменами». Так известно, что посланники Западнотюркского каганата доставили письмо в Византию, написанное скифским письмом.

Среди наиболее древних памятников письменности тюрков являются стелы (вертикально стоящие каменные плиты с надписью), найденные в северной Монголии. Они начали устанавливаться тюрками на могилах в VII - VIII вв. Крупнейшие памятники рунической письменности - письмена Бильге- кагана, Кюль-тегина, Тонъюкука. Они являются блестящими образцами политической прозы, сохраняют традиционные формы ораторского искусства. Эти памятники написаны на едином литературном языке и повествуют о богатырских деяниях.

На территории Казахстана тюркские надписи были найдены в долинах рек Талас, Или, Сырдарья. Они были названы «Таласской письменностью».

Всего было обнаружено более 200 литературных памятников древнетюркского языка.

К литературе VІІІ-ІХ вв. относится книга «Коркыт-ата» и поэма «Огузнаме». Книга «Коркыт-ата» посвящена знаменитому кобызисту и акыну Коркыту, она состоит из 12 эпосов. Поэма «Огузнаме» была переведена на персидский и арабский языки. Первый вариант поэмы записал персидский историк Рашид ад-Дин, а в XVIII в. - Абулгазы-хан.

Наряду с древнетюркским письмом широкое распространение в Казахстане получило согдийское письмо.

В ІХ-ХІІ вв. в связи с распространением ислама начал употребляться арабский язык. На арабском языке писал выдающийся ученый Востока Лбу Наср аль-Фараби (870-950 гг.). Он родился в округе Фараб (Отрар) и получил образование на кыпчакском языке. Аль-Фараби создал книги «Возникновение наук», «Большая книга музыки». Он был ученым-энциклопедистом. К практическим наукам он относил этику и политику.

В XI в. была написана поэма «Кудатгу билиг» («Знание, приносящее счастье») Юсуфа Бапасагунского. Это первый памятник светской литературы тюркоязычных народов Казахстана. Он отражает традиции и специфику письменного тюркского языка и наречий, общественное сознание и политические концепции социальных кругов XI века.

Махмуд Кашгари из Барсхана в 1074 г. составил «Диван лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий») - первый научный труд, написанный на тюркском языке. Ученый-тюрколог Н.А. Баскаков утверждает, что в изучении тюркских языков Кашгари был первопроходцем. А ученый А.Н. Кононов писал, что при создании своей книги М. Кашгари ставил цель - прославить на весь мир тюркский язык и доказать, что он не ниже арабского.

Выдающимся мыслителем и поэтом своего времени был Ахмед Яссауи, живший в г.Яссы (Туркестан) в XII в. Учителем Ахмеда Яссауи был Арыстанбаб, который занимал верхнюю ступеньку в иерархии святых.

Ахмед Яссауи был проводником мусульманской религии в Казахстане, распространителем поэзии духовного содержания. Ахмеду Яссауи принадлежит сборник стихов «Диван-и-Хикмет» («Книга о премудрости»). В этом произведении он бичует изворотливых подхалимов, проповедует любовь к Всевышнему, смирение и аскетизм. «Диван-и-Хикмет» был написан Ахмедом Яссауи на тюркском языке арабским алфавитом.

В 63 года Ахмед Яссауи в память о великом пророке отрешился от мирской жизни, построил подземную келью и прожил в ней много лет. В XIV в. над могилой Ахмеда Яссауи в Туркестане по приказу Тимура и по его проекту был возведен грандиозный мавзолей. Среди учеников Ахмеда Яссауи наиболее известен Бекыргани, автор учебников по богословию.

Средневековый ученый Лбу Райхан Бируни изобрел макет земного шара (глобус) и определил координаты 600 городов того времени. Он за 600 лет до Галилея и Ньютона предсказал гелиоцентрическую систему.

Тюркоязычные жители Казахстана были язычниками. Они поклонялись Небу (Тенгри) и Земле-Воде (Йер-Су). Женское божество Умай ана слыло покровительницей очага и детей. О поклонении казахов Жетысу богине Умай ана писал Шокан Валиханов. Был широко распространен культ гор. Огонь наделялся силой очищения. В цитадели городища Баба-ата отправлялись обряды, связанные с культом огня. Поклонялись тюрки и Кок бори (Волку). Из когтей и зубов волков они изготавливали талисманы - тумары (обереги).

С ІХ-ХІ вв. получили распространение зороастризм, буддизм, манихейство, христианство. В манихейском сочинении VIII в. «Священная книга двух основ» упоминаются «золотой город Аргу-Талас» (Тараз) и еще четыре семиреченских города, где проживали манихеи. Зороастрийская вера была занесена в Казахстан в VІ-VІІ вв. согдийцами. Христианство проникло в Казахстан через Среднюю Азию, центром его был Мерв. В Таразе и Мирки действовали христианские церкви. В конце IX -X вв. началась исламизация населения Казахстана. В ХІ-ХІІ вв. новая религия проникает в широкие слои оседлого и кочевого населения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 797; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.023 с.)