Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государство каракытаев (1125-1212 гг.)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
По китайским источникам, каракитаи - это потомки центральноазиатских племен киданей. Монголоязычные племена киданей проживали к северу от Китая и в 924 г. создали империю Ляо, занимавшую территорию от Тихого океана до Алтая. Ставкой была Гуз-Орда. В 1125 г. империя Ляо пала. Кидани с полководцем Елюй Даши бежали на р. Эмиль. В 1125 г. Елюй Даши с 40- тысячным войском вторгся в Жетысу и основал государство, где кидани смешались с тюркоязычным населением и получили название - каракытаи. Границы державы простирались от Енисея на востоке до Таласа на западе. Племенам, жившим в приграничных районах, вменялось в обязанность защищать границы государства. Столицей Каракытайского государства был город Гуз-Орда недалеко от Баласагуна. Глава носил титул гурхан. Власть его передавалась по наследству. Правом наследования_власти обладали не только мужчины, но и женщины. Так, после смерти Елюй Даши трон заняла его жена Табуян. Опасаясь усиления своих приближенных, гурхан не раздавал уделов. В государстве была распространена система подворного налогообложения, с каждого двора взимали по 1 динару. Жители Жетысу, занимавшиеся земледелием, отдавали в пользу правителя десятую часть урожая. Правители городов ежегодно платили гурхану земельный налог - харадж. В 1137 г. каракытаи под Ходжентом разбили войска караханидов под командованием правителя Мавераннахра Махмуд-хана, а в 1141 г. в Кутуанской степи близ города Самарканда - сельджукско-караханидские войска, заняли Бухару и заставили Хорезмшаха платить ежегодную дань в размере 3 тысяч золотых динаров. Захватив власть над обоими ханствами государства караханидов, каракытаи не уничтожили династию караханидских ханов, но принудили их стать вассалами и заставили платить дань. В 1171-1172 гг. каракытаи совершили повторный поход на Хорезм. Совместно с Хорезмом в 1198-1204 г. каракытаи вели борьбу с гуридскими племенами Афганистана. В 1208 г.в Семиречье бежали из Монголии найманы во главе с Кучлук- ханом. Они разгромили войско каракытаев. В 1210 г. на них напало войско шаха Хорезма. В 1211 г. найманы пленили правителя каракытаев, а в 1212 году государство каракытаев пало. Власть перешла к найманскому правителю Кучлук-хану. Государство найманов, кереитов, жалаиров (XII в.) «Найман» с монгольского означает «восемь» - по числу племен, входивших в конфедерацию. Найманы занимали земли от Орхона до р. Иртыш (центральные и западные районы Монголии), к востоку от них жили керешпы. Наиболее ранние сведения о кереитах в письменных источниках относятся к началу X века. Государство найманов становится известным во второй половине XII в. Столицей был город Балыкты на берегу р. Орхон. Своего расцвета государство достигло при хане Наркеше Даяне (1160-1203 гг.). В период его правления найманы стали заниматься земледелием, развивалась городская культура. К искусству, производству и мирной жизни пытался приобщить найманов Бильге- хан (Инанч-бильге). Он смог избавиться от вторжений каракытаев, объединил все восемь племен и создал единое Государство найманов. В 1201 году племена киргизов, меркитов и найман созвали курултай, направленный против роста могущества Чингизхана. Название «кереи» происходит от названия реки Керлин (Керулен). Кереи населяли берега рек Орхон, Керулен, Селенга и Аргун. Ставка кереитов находилась в местности Битобе на востоке от Хан-Тенгри. В XI в. в состав Керейского государства входило восемь аймаков - районов, населенных племенами кереев, конкаев, сакаев, тутау, албатов, тунхаев, кыркунов. Своего наивысшего расцвета государство достигло в Х-ХІІ вв. при Маркус-хане и Куршакуз-хане. В 1007 г. кереиты и найманы приняли христианство несторианского толка. В ІХ-Х вв. была образована карлукская митрополия. В странах Западной Европы хана кереитов признавали просвитером Иоанном. Правитель кереитов Тогрул-хан привлекал к себе на службу представителей знати канглы. При ханском дворе воспитывались будущие правители и вожди степных племен, в том числе и Темучин (Чингисхан). Государственные образования кереитов и найманов представляли собой улусы. Улусы управлялись ханами. В них функционировал государственный аппарат, действовало обычное право, было налажено делопроизводство. «Уних очень высокая культура и пользуются они древнетюркской письменностью», - писал персидский историк Рашид ад-Дин. Население занималось кочевым скотоводством, охотой и рыбной ловлей. Развивались домашние промыслы. По сведениям «Тайной истории монголов», монгольские племена в начале XIII вв. находились в мирных и добрососедских отношениях с Керейским ханством. В 1203 г. Чингис-хан разорил княжество кереитов, а через год - в 1204 г. найманов. В монгольских летописях скупо упоминается, что племена жалаиров проживали по берегам рек Селенга и Хилок, в верховьях реки Орхон и хребта Каракорумских гор. Племя жалаиров состояло из десяти родов. В 1201 г. хан Жамука объединил племена и объявил себя гурханом. У жалаиров существовала улусная система управления. Улусами управляли шерби. Чингисхан покорил племена жалаиров и включил их в состав своего государства о чем говорится в «Тюркской летописи» историка Абулгазы. Экономика и культура в VI - начале VIII в. Город и степь Южный Казахстан и Семиречье - два района формирования городской культуры. В VІІ-VШ вв. города выполняли административную функцию, города Юго-Западного Семиречья выполняли торговую функцию. В развитии городской и оседло-земледельческой культурыVІІ-VІІІ вв. важную роль играла транзитная торговля. Большую роль в распространении в Юго-Западном Семиречье городской культуры играли согдийцы. Они основали города Джамукат, Навакет, Кирмирау, Бунджикет, Семекну и др. Основным населением городов были тюрки. Об этом говорят названия некоторых из них. Город Тараз назван «как город славных и благословенных тюрок-чару ков». Тараз был важным торговым центром. О нем в источниках говорится как о «городе купцов». О городе Суябе источники сообщают, что «в нем смешанно живут торговцы из разных стран», а половину жителей города составляют купцы. Испиджаб называли «источником ископаемых» для торговцев всего мира. Кулан- «приятным городком на границах «страны тюрок со стороны Мавераннахра». Городом, где имеется купеческая колония Вильгельм Рубрук называет Икиогуз (Эквиус). В это время (VІІ-VІІІ вв.) этноним «тюрк» обычно ассоциируется в источниках с образом седока, сросшегося с конем - кентавра. Тюрки устанавливали на могилах балбалы - каменные столбообразные плиты, вкопанные в землю вертикально. Луки у тюрков были составными (сложными) с костяными накладками. В период IX - начала XIII вв. наблюдается общий подъем городской культуры на Востоке и в Средней Азии. В северо-восточном Семиречье появляется новый район городской культуры. Если в ІХ-Х вв. здесь насчитывалось 12 городов, то в ХІ-ХІІ вв. их стало 70. У городов появляется рабад - пригородная территория, в которой проживали бедняки. Наиболее крупными городами этого периода были Испиджаб (40 тыс. жителей), Отрар (16 тыс. жителей), Тараз (10 тыс. жителей) и др. В Жетысу существовали города Талхир (Талгар), Алмалы и Койлык (Каялык). Рост городов шел в ІХ-ХІІ вв. более быстрыми темпами по сравнению со Средней Азией за счет оседания кочевников. Об этом свидетельствуют персоязычные источники. Город Тараз в IX в. принадлежал карлукам. Центром карлукских владений был город Каялык. О городах кимаков, расположенных на побережье Алакуля и по Иртышу, пишет Ал-Идриси. В средневековом Казахстане период расширения и укрепления торговых взаимоотношений между городом и кочевым миром относится к Х-ХІІ вв. Основными потребителями ремесленной продукции горожан были дехкане — богатые землевладельцы. В городах существовала специализация ремесленных мастерских. О развитии ремесла в средневековых городах известно в основном по археологическим раскопкам. Массовые находки стеклянных изделий в городах Казахстана относятся к X в. Семиречье в VІІІ-ІХ вв. являлось одним из центров производства серебряных изделий. В городах Таласской долины изготавливали изделия из серебра и меди. В Чуйских, Илийских горах плавили полиметаллы. На городище Талгар найдены костяные булавки и шахматные фигурки. Наиболее крупными центрами торговли были Испиджаб, Кедер, Отрар. Янгикент и др. Город Кедер в Отрарском оазисе назван источниками как «место стечения купцов». В Испиджабе имелись крытые рынки и тимы - большие караван-сараи со специальными помещениями для торговли тканями. Этот город в VI в., по сведениям Махмуда Кашгари, носил название Сайрам. В Янгикенте существовала колония хорезмийских купцов. В Илийской долине крупными торговыми центрами были Талгар и Каялык. Денежное обращение Для ІХ-ХІІ вв. характерен рост товарно-денежных отношений, которые вытесняли товарный обмен. В Х-ХІІ вв. в приграничных с кочевым миром городах развивается ярмарочная торговля. В крупных городах Казахстана - Испиджабе, Отраре, Будухкете, Таразе существовали монетные дворы и чеканились свои монеты. В Отраре чеканили монеты трех известных номиналов: фельсы - медные деньги, дирхемы - серебряные деньги, динары - золотые деньги. На монетах чаще всего изображался лев. С начала VIII в. известно, что тюргешские каганы чеканили монеты с легендой - надписью на монете в городе Таразе. По мнению известного тюрколога Дж. Клоусона, первые тюргешские монеты выпускались в г. Акбешиме. Отчеканенные в Жетысу монеты тюргешей впоследствии были найдены в Согде, Фергане, Западной Сибири и других местах. В денежном обращении караханидов ходили все виды фельсов, у карахытаев - динары. Золотая монета Византии - солид, превратилась в международную валюту. В ХІ-ХІІ вв. дирхемы начали чеканить из меди, лишь сверху покрывая их слоем серебра. Это явление назвали «серебряным кризисом». Его причиной стали изменения запасов серебра в Средней Азии. Архитектура и искусство «Архитектура» в переводе с латинского языка означает «строительное искусство». В VI - IX вв. (доисламский период) в Казахстане были распространены постройки в стиле дын в форме юрты, которые устанавливались на месте захоронения людей. Такие постройки сохранились в Центральном Казахстане, Жетысу, Тарбагатае и Мангыстау. В этот же период над колодцами вдоль караванных путей строились купольные сооружения - сардобы. Монументальные буддийские храмы были раскопаны в Суябе и Навакете, Акбешиме. Около развалин Испиджаба был обнаружен подземный буддистский монастырьVІ-VІІІ вв. ВX- начале XIII в. в связи с распространением ислама в городах начинают возводиться мечети. Наиболее ранние мечети были раскопаны археологами в городах Кедере и Кульшубе. Исламская мечеть была обнаружена на кургане Баба-ата в Сузакском районе Южно-Казахстанской области. О высоком уровне развития архитектуры свидетельствуют памятники культового характера в окрестностях Тараза. Наиболее ранняя группа мавзолеев была построена в Буранинском городище. В Х-ХІ вв. построен мавзолей кубической формы Бабаджа-хатуи, который свидетельствует о высоком уровне архитектуры в этот период, в ХІ-ХІІ вв. - мавзолей Айша-Биби, в XII в. на Сырдарье построен мавзолей Сырлытам. Мавзолей Кара-хана в г.Жамбыле относится к памятникам Караханидского зодчества. В Х-ХІІ вв. на территории Казахстана архитектура общественных и религиозных зданий развивалась в соответствии с канонами ислама. В городской застройке X - начала XIII вв. распространяются бани. Они обнаружены археологами в Таразе, Отраре, Баласагуне. Баня Отрара характеризуется крестообразным планом, который получил распространение в XI в. и сохранился на Востоке до наших дней. Она имела 10 помещений и была построена в XIII - XIV вв. Бани XI в. отапливались жаропроводящими каналами. На юге Казахстана в XI в. появляются новые типы жилищ, в которых ряд комнат сообщается друг с другом дверными проемами, расположенными по одной оси. Они назывались анфиладными. Самобытное искусство развивалось в городах и в степи. В конце ІХ-ХІІ вв. широкое распространение получает поливная (покрытая глазурью) посуда с буквенным, растительным и зооморфным орнаментом. Растительный орнамент тюрки заимствовали у согдийцев. Архитектурные памятники украшались терракотой (керамика из цветной глины), художественной керамикой, мелкой пластикой. Казахстан является зоной широкого распространения каменных изваяний - «балбал» у тюрков, «балбык» в орхонской письменности, «кемпиртас» (каменная старуха) или «таскелиншек» (каменная молодуха) в более поздний период. «Каменные бабы» (изваяния) чаще всего изображали мужчину с усами («баба» - знатный человек). Скульптуры олицетворяли представителей знати и устанавливались у могил или поминальных холмов. С распространением ислама традиция изображения человека исчезает. Язык и письменность, литература, религия Древняя тюркская письменность появилась в середине первого тысячелетия до н.э. В VІІІ-ІХ вв. тюркская письменность становится достоянием всего народа. Древнетюркский алфавит состоял из 35 букв и был создан на основе тамг (знаков). Первое упоминание о письменности тюрков принадлежит византийскому историку Менандру Протектору. Он называет ее «скифскими письменами». Так известно, что посланники Западнотюркского каганата доставили письмо в Византию, написанное скифским письмом. Среди наиболее древних памятников письменности тюрков являются стелы (вертикально стоящие каменные плиты с надписью), найденные в северной Монголии. Они начали устанавливаться тюрками на могилах в VII - VIII вв. Крупнейшие памятники рунической письменности - письмена Бильге- кагана, Кюль-тегина, Тонъюкука. Они являются блестящими образцами политической прозы, сохраняют традиционные формы ораторского искусства. Эти памятники написаны на едином литературном языке и повествуют о богатырских деяниях. На территории Казахстана тюркские надписи были найдены в долинах рек Талас, Или, Сырдарья. Они были названы «Таласской письменностью». Всего было обнаружено более 200 литературных памятников древнетюркского языка. К литературе VІІІ-ІХ вв. относится книга «Коркыт-ата» и поэма «Огузнаме». Книга «Коркыт-ата» посвящена знаменитому кобызисту и акыну Коркыту, она состоит из 12 эпосов. Поэма «Огузнаме» была переведена на персидский и арабский языки. Первый вариант поэмы записал персидский историк Рашид ад-Дин, а в XVIII в. - Абулгазы-хан. Наряду с древнетюркским письмом широкое распространение в Казахстане получило согдийское письмо. В ІХ-ХІІ вв. в связи с распространением ислама начал употребляться арабский язык. На арабском языке писал выдающийся ученый Востока Лбу Наср аль-Фараби (870-950 гг.). Он родился в округе Фараб (Отрар) и получил образование на кыпчакском языке. Аль-Фараби создал книги «Возникновение наук», «Большая книга музыки». Он был ученым-энциклопедистом. К практическим наукам он относил этику и политику. В XI в. была написана поэма «Кудатгу билиг» («Знание, приносящее счастье») Юсуфа Бапасагунского. Это первый памятник светской литературы тюркоязычных народов Казахстана. Он отражает традиции и специфику письменного тюркского языка и наречий, общественное сознание и политические концепции социальных кругов XI века. Махмуд Кашгари из Барсхана в 1074 г. составил «Диван лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий») - первый научный труд, написанный на тюркском языке. Ученый-тюрколог Н.А. Баскаков утверждает, что в изучении тюркских языков Кашгари был первопроходцем. А ученый А.Н. Кононов писал, что при создании своей книги М. Кашгари ставил цель - прославить на весь мир тюркский язык и доказать, что он не ниже арабского. Выдающимся мыслителем и поэтом своего времени был Ахмед Яссауи, живший в г.Яссы (Туркестан) в XII в. Учителем Ахмеда Яссауи был Арыстанбаб, который занимал верхнюю ступеньку в иерархии святых. Ахмед Яссауи был проводником мусульманской религии в Казахстане, распространителем поэзии духовного содержания. Ахмеду Яссауи принадлежит сборник стихов «Диван-и-Хикмет» («Книга о премудрости»). В этом произведении он бичует изворотливых подхалимов, проповедует любовь к Всевышнему, смирение и аскетизм. «Диван-и-Хикмет» был написан Ахмедом Яссауи на тюркском языке арабским алфавитом. В 63 года Ахмед Яссауи в память о великом пророке отрешился от мирской жизни, построил подземную келью и прожил в ней много лет. В XIV в. над могилой Ахмеда Яссауи в Туркестане по приказу Тимура и по его проекту был возведен грандиозный мавзолей. Среди учеников Ахмеда Яссауи наиболее известен Бекыргани, автор учебников по богословию. Средневековый ученый Лбу Райхан Бируни изобрел макет земного шара (глобус) и определил координаты 600 городов того времени. Он за 600 лет до Галилея и Ньютона предсказал гелиоцентрическую систему. Тюркоязычные жители Казахстана были язычниками. Они поклонялись Небу (Тенгри) и Земле-Воде (Йер-Су). Женское божество Умай ана слыло покровительницей очага и детей. О поклонении казахов Жетысу богине Умай ана писал Шокан Валиханов. Был широко распространен культ гор. Огонь наделялся силой очищения. В цитадели городища Баба-ата отправлялись обряды, связанные с культом огня. Поклонялись тюрки и Кок бори (Волку). Из когтей и зубов волков они изготавливали талисманы - тумары (обереги). С ІХ-ХІ вв. получили распространение зороастризм, буддизм, манихейство, христианство. В манихейском сочинении VIII в. «Священная книга двух основ» упоминаются «золотой город Аргу-Талас» (Тараз) и еще четыре семиреченских города, где проживали манихеи. Зороастрийская вера была занесена в Казахстан в VІ-VІІ вв. согдийцами. Христианство проникло в Казахстан через Среднюю Азию, центром его был Мерв. В Таразе и Мирки действовали христианские церкви. В конце IX -X вв. началась исламизация населения Казахстана. В ХІ-ХІІ вв. новая религия проникает в широкие слои оседлого и кочевого населения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 905; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.224 (0.012 с.) |