Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каменный век на территории Казахстана

Поиск

Бронзовый век на территории Казахстана

Во II тыс. до н.э. была изобретена технология получения бронзы (сплава меди и олова). Этот период получил название бронзовый век. Он продолжался со II по I тыс. до н.э. Эпоха бронзы делится на три периода: ранняя бронза - ХVІІІ-ХІV вв. до н.э.; средняя бронза - ХІV-ХІІ вв. до н.э.; поздняя бронза - ХІІ-ІХ вв. до н.э. Особенностями этого периода являются: 1. производственное освоение металлов; 2.развитие кочевого скотоводства; 3.развитие примитивного мотыжного земледелия. В эпоху бронзы происходит первое общественное разделение труда - отделение скотоводства от земледелия и главной отраслью хозяйства племен, населявших Казахстан в эпоху бронзы, стало скотоводство. В этот период происходит разложение матриархата и переход к патриархальным семейно­родовым отношениям.

Самой крупной культурой эпохи бронзы является Лндроновская культура, распространенная на обширной территории от Енисея до Урала в XVIII-VIII вв. до н.э. Одним из основных районов расселения племен был Центральный Казахстан, где было обнаружено 30 поселений и 150 могильников.

Памятники Андроновской культуры впервые были открыты в 1914 г.у села Андроново близ Ачинска в Южной Сибири. К памятникам андроновцев относятся также поселения Алексеевское и Садчиковское на р.Тобол, Петровка и Боголюбово в Приишимье, Аркаим в Кустанайской области, мавзолей Тегискен в Приаралье, Тасты-Бутак, Новоникольское, Шагалалы, Алгабас, Бесоба, Бугылы, Сарыкол, Таутары.

Андроновцы имели европеоидные черты лица и говорили на индо­иранском языке.

Главным занятием андроновцев было яйлажное (полукочевое) скотовод­ство. Они разводили овец, коз, лошадей, коров, двугорбых верблюдов (бактри­анов). (Верблюд был приручен человеком в III тыс. до н.э., в Казахстане - во II тыс. до н.э.) Андроновцы вели оседлый образ жизни до I тыс. до н.э. Хозяйство их было смешанным. Кроме скотоводства развивались мотыжное земледелие и рыболовство. Землю андроновцы обрабатывали каменными мотыгами.

По мере перехода андроновцев к полукочевому и кочевому скотоводству менялся состав стада. В нем уменьшалось количество крупного рогатого скота и увеличивалось число баранов и лошадей. В Х-ІХ вв.до н.э. преобладало коневодство. Череп лошади с удилами был найден в поселении Айдабол, Тастыбулак. Свиноводство у андроновцев распространения не получило.

Переход к кочевому скотоводству является существенным признаком андроновской культуры.

Керамику (изделия из обожженной глины) андроновцы украшали геометрическим орнаментом, фестонами и меандрами. Орнамент должен был оберегать содержимое сосудов от «порчи» и «сглаза». Меандры - это орнамент в виде ломаной или кривой линии с завитками. Фестоны - живописные лепные украшения. Зо И тыс. до н.э. у андроновцев возникло ювелирное искусство. Они изГотавливали украшения из меди и покрывали их листовым золотом. Самыми распространенными украшениями, которые стали символом андроновской культуры, были серьги и подвески в виде кольца с сомкнутыми концами. Ювелирные изделия стали особенностью эпохи бронзы и ее богатым культурным наследием.

Руду андроновские племена добывали способами «кайлования» в рыхлых породах и «огневой проходки» - в плотных. Первые плавильные печи были найдены в районе Атасу и Суукбулак возле аула Канай. При изготовлении металлических изделий использовались ковка, литье, тиснение и чеканка. Андроновцам уже было известно ткацкое ремесло, они использовали веретено и примитивный ткацкий станок.

Жили андроновцы в землянках и полуземлянках с круглым основанием, которые считаются прототипом юрты. Самые большие жилища андроновцев были обнаружены в поселениях Бугулы и Акбаур. Священным местом в жилище андроновцев был очаг.

Во И тыс. до н.э. у андроновцев возникло ювелирное искусство. Они изГотавливали украшения из меди и покрывали их листовым золотом. Самыми распространенными украшениями, которые стали символом андроновской культуры, были серьги и подвески в виде кольца с сомкнутыми концами. Ювелирные изделия стали особенностью эпохи бронзы и ее богатым культурным наследием.

Руду андроновские племена добывали способами «кайлования» в рыхлых породах и «огневой проходки» - в плотных. Первые плавильные печи были найдены в районе Атасу и Суукбулак возле аула Канай. При изготовлении металлических изделий использовались ковка, литье, тиснение и чеканка. Андроновцам уже было известно ткацкое ремесло, они использовали веретено и примитивный ткацкий станок.

Жили андроновцы в землянках и полуземлянках с круглым основанием, которые считаются прототипом юрты. Самые большие жилища андроновцев были обнаружены в поселениях Бугулы и Акбаур. Священным местом в жилище андроновцев был очаг.

Древнее поселение андроновцев - Аркаим имел признаки города: развитую систему фортификаций (укреплений), наличие строгого плана застройки, деление на несколько зон - жилую, производственную, общественную. Аркаим был расположен на границе Кустанайской и Челябинской областей.

Переход к скотоводству положил начало патриархально-родовым отношениям, так как способствовал повышению роли мужчин в обществе. Орудия труда, имущество и скот, ранее принадлежавшие роду, с переходом к скотоводству, появлением излишков, стали принадлежать мужчине, Таким образом зародилось имущественное неравенство и частно-семейная собственность (собственность отдельной семьи). Появились родовые вожди, жрецы и военачальники, а позже - цари. Жрецы в обществе андроновцев были хранителями древних традиций и знаний.

Сложную систему представлений о загробной жизни андроновцев отражают культ мертвых и культ огня. Особенностью андроновских захоронений является труносожжение вместе с мавзолеем, связанное с культом огня. Богу огня Агни приносили в жертву козла. Главным божеством был солнцеголовый Митра, отождествляемый с быком. Его изображения часто встречаются в наскальных рисунках (петроглифах). Бык был у андроновцев символом плодородия, могущества и силы. Излюбленным сюжетом наскальных рисунков был двугорбый верблюд - бактриан. А в наскальных изображениях Каратау было обнаружено около 50 гравировок колесниц, так как андроновцы верили, что все боги на небе ездят на конных колесницах. Крупнейшим скоплением андроновских наскальных рисунков является район Семиречья СГамгалы).

Важным обрядом андроновцев-земледельцев был праздник первой борозды, считавшийся залогом богатого урожая. Право проведения первой борозды предоставлялось царю.

К периоду поздней бронзы относится Бегазы-Дандыбаевская культура в Центральном Казахстане, комплексное изучение которой началось в 1946 году под руководством видного ученого А.Х. Маргулана. Им и его коллегами были изучены памятники Атасу, Былкылдак, Айшрак, Дарат и др.

В эпохе бронзы Центрального Казахстана выделены федоровские (памятники Бугулы, Аксу-Аюлы, Акшатау), алакульский (реки Атасу-Айшрак. Былкылдак) и дандыбаевский этапы (Карасай, Бегазы).

Эпохе поздней бронзы характерны захоронения в согнутом (скорченном виде). Умерших клали головой на запад.

Культурные и экономические связи со Средиземноморьем и Малой Азией способствовали расцвету культуры племен эпохи бронзы.

Саки

ВV ІІ-І Vвв. до н.э. Южный, Восточный и Центральный Казахстан заселили саки - первые племенные объединения на территории Казахстана Они говорили на восточноиранских и протюркских языках, имели монголоидные черты лица.

Наиболее подробные и интересные сведения о саках содержат греко- римские источники. Сведения о саках содержатся также на клинописных наскальных надписях Персидских царей.

Персидские источники 1 тыс. до н.э. называли жителей степей саками, а греческие - азиатскими скифами.

В древнеперсидских источниках, составленных по приказу персидских (ахеменидских) царей, саков называли «могучими мужами», а в иранских «турами с резвыми конями». Саков-массагетов описывал древнегреческий ученый Геродот. Так как саки по одежде и образу жизни были похожи на скифов, Геродот называл их «восточными скифами», другие греческие источники - «азиатскими скифами». Сведения о саках содержатся также в книге древних иранцев Авеста. Изображения саков-тиграхауда встречаются в рельефах дворца Ксеркса в Персеполе.

Сакские племена (массагеты, апасиаки, дай, каспии и др.) делились на три группы: парадарайя (заморские или заречные) проживали в Приаралье

(низовья Сырдарьи и Амударьи), тиграхауда (носящие остроконечные шапки) жили в районе средней Сырдарьи и Амударьи, в Семиречье, на Тянь-Шане, хаомоварга (изготовляющие напиток хаому) расселились в долине Мургаба. К последним относят сакские племена массагетов, даев. История саков- тиграхауда (Жетысуйских саков) состоит из двух периодов: раннесакский период (VІІІ-ІV вв. до н.э.) и позднесакский период (V-ІІІ вв. до н.э.). По мнению Геродота, соседями савроматов были сакские племена аргиппеев.

Образ жизни саков - оседло-кочевой, основное занятие - скотоводство в сочетании с земледелием. Развивалось три типа скотоводства: кочевое - в

Западном и Центральном Казахстане, полукочевое - в Восточном, Центральном, Западном Казахстане, в Семиречье, у подножия Тянь-Шаня и Алтайских гор, оседлое - на юге Казахстана, в долинах Сырдарьи, Чу и Келеса. Важнейшим направлением скотоводства было коневодство. Разводили так же овец и верблюдов (в Западном и Южном Казахстане).

Сакские ремесленники умели обрабатывать железо, медь, олово, свинец, золото, серебро, бронзу. Посуду изготавливали из дерева, кожи, глины, бронзы. Глиняная посуда изготавливалась вручную, имела небольшие размеры, округлую или шаровидную форму.

Саки торговали с народами Алтая, Сибири, Ирана, Европы, Китая. Существовали отдельные участки Великого Шелкового пути: «лазуритовый» (из Памира в Иран и Месопотамию) и «нефритовый» (из Кашгарии в Китай). В середине I тыс. до н.э. стал функционировать «стенной путь».

В эпоху железа у саков обособляется патриархальная (отдельная) семья. В VІІ-ІІІ вв. до н.э. сакские племена объединяются в союзы. Во главе союзов стоят верховные вожди, которых называли царями. Цари избирались советом вождей из сословия воинов. Они распределяли пастбища и другие земельные угодья. Царь считался избранником богов, посредником между небом и землей. Он проводил первую борозду на поле, что демонстрировало его связь с народом.

Сакские женщины находились в почетном положении и пользовались равными с мужчинами правами. В VІ в. до н.э. сакским племенем массагетов правила царица Томирис. Широко известна также сакская царица Зарина.

Саки вели завоевательные войны и сами подвергались набегам. Пленников они превращали в рабов и использовали их в домашнем хозяйстве. У саков происходит формирование государства. Типом общественного устройства была военная демократия. В обществе саков выделялось три группы: воины, жрецы, общинники. Воинов на индоиранском языке называли «ратайши», т.е.

«колесничие». Воины носили одежду красного цвета, жрецы — белого, общинники — синего и желтого.

Саки воевали с ахеменидскими (персидскими) царями Киром и Дарием I, с Александром Македонским. Персидский царь Кир, считавший себя почти равным богам и непобедимым, предпринял поход против саков в 530 г. до н.э. и был разбит. Царица саков Томирис приказала казнить взятого в плен Кира. В 519-518 гг. до н.э. поход против саков-тиграхауда предпринял Дарий I. Борьбу саков возглавил вождь Скунха. Чтобы спасти свой народ от персов, простой сакский пастух Ширак завел их в безводную пустыню и сам погиб.

Часть сакских племен оказалась под властью персов и должна была поставлять в персидские войска своих воинов. В составе персидской армии саки воевали в Египте, Греции, отличились в битве при Фермопилах. В 490 г. до н.э. саки в союзе с персами приняли участие в Марафонской битве против греков.

В 330-327 гг. до н.э. начался поход Александра Македонского (в восточных источниках он известен как Ескендир Зулкарнай) в сакские земли. Он направился к Сырдарье, где приказал возвести новый город - Александрию Эсхату (Александрию крайнюю). На левобережье Сырдарьи вспыхнуло восстание жителей, вызванное жестокостью греко-македонских завоевателей. Продвижение завоевателя на Восток было остановлено сакскими племенами, жившими за Сырдарьей. Борьбу возглавил Спипгамен. После смерти А.Македонского в 323 г. до н.э. его держава распалась, а Александрия Эсхата была разрушена. О войнах Александра Македонского против саков писал древнегреческий историк Арриан.

У саков развивались культ вождя, культ предков, поклонение силам природы. Сакские боги перевоплощались в животных. С этим было связано появление в ІІІ-ІІ вв. до н.э. «звериного стиля» в искусстве. Вещи с изображением животных считались священными, играли роль талисманов и амулетов. Зверь, украшавший оружие, якобы помогал воину в битве. В мифологии саков конь связывался с солнцем и огнем, кабан - с громом, лев ассоциировался с «древом жизни».

В VII в. до н.э. «звериный стиль» развивался на территории Сибири, Казахстана, Поволжья. Он исчезает в I тыс. до н.э. Впервые «звериный стиль» искусства саков был описан Эдингом. Он называет его вышедшим «из лесов и долин».

В ювелирном искусстве саки использовали сердолик, халцедон, агат, бирюзу. При обработке ювелирных изделий они пользовались техникой литья, штамповки и др. Широко развивались резьба по дереву, кости, камню.

Археологические памятники саков встречаются в основном в виде курганов. По размерам их можно разделить на три группы - большие (диаметр 48-104 м), средние (диаметр 30-45 м), малые (диаметр 6-18 м). Размер кургана зависел от экономического и социального положения умершего. Особое место занимают курганы Бесшатырского и Иссыкского захоронений.

Большой Бесшатырский курган, называемый «царским», расположен на правом берегу р. Или. Это захоронение относится к периоду V-ІV вв. до н.э.

Ыссыкское захоронение состоит из 40 курганов. Самый большой из них-

"Ысыкский» курган был диаметром 60 м, высотой 6 м. В 1969 г. в Иссыкском кургане в ходе раскопок был обнаружен «золотой человек» - юноша-воин, царь Каков в возрасте 17-18 лет. Погребение датировано V-ІV веком до н.э. Одежда Золотого человека» была расшита более 4 тыс. золотых украшений. Он был воином, о чем говорит оружие, в том числе золотая стрела, жрецом (на голове надет островерхий колпак, рядом лежит зеркало), пастухом, о чем свидетельствует плеть. Изображения на головном уборе имеют символическое значение. «Золотые горы» и «деревья» представляют картину мира, четыре стрелы олицетворяют власть царя над четырьмя частями света, птицы - небо. Конь- землю, козел - подземный мир.

Наличие у саков письменности доказывает надпись на серебряной чаше, найденной в «Иссыкском кургане».

Часть сакских памятников ГІриаралья - Чирик-рабад, Бабиш-Молда, Баланды оставлена апасиаками - водными саками. Городище Чирик-рабад (в 300 км от Кзылорды в пустыне Кзыл-Кум) было столицей апасиаков. Массагеты оставили памятники Тегискен и Уйгарак (восточное побережье Аральского моря). В регионе Центрального Казахстана (Сарыарка) памятникам Тасмолинской культуры были характерны курганы с «усами». Эти захоронения принадлежали сакским племенам аргиппеев (северо-запад Сарыарки), исседонам (центральная часть), и аримаспам (восток Сарыарки). Каменные ответвления от кургана, ориентированные на восток, связывают с культом солнца. По мнению ученых курганы с «усами» в степи могли играть роль маяка, так как они были построены под определенным углом и определяли стороны света. В курганах Тасмолинской культуры имеются два захоронения: в большом хоронили человека, в малом кургане - лошадь.

Свое название Тасмолинская культура получила по местности Таемола в Павлодарской области. Она оказала большое влияние на развитие сакской культуры междуречья Иртыша и Урала.

В Зайсанском районе Восточного Казахстана были найдены курганы, получившие название «царские». В 1960 г. был исследован самый большой из них - Шиликтинский курган, который ученые относят к VIII - VII вв. до н.э. Найденные в нем останки ученые называют «третий золотой человек».

На городище Чирик-рабат учеными были найдены железные доспехи еакского воина.

Уйсуни

Памятники культуры уйсуней относятся к периоду III в. до н.э.- ІVв.н.э. Название «уйсун» встречается в китайских записях, относящихся к II в. до н.э. и означает «кочевое государство». На территорию Казахстана уйсуни пришли Из Центральной Азии.

Во II в. до н.э. (160 г. до н.э.) уйсуни заселились на земли саков-тиграхауда вСемиречье.Они говорили на древнетюркском языке. Уйсуни имели европеоидные черты лица с примесью монголоидных черт.

Уйсуни занимали территорию от реки Чу иа западе, отрогов Тянь-Шаня на востоке (местность Бесбалык, северо-западнее Китая), от озера Балхаш на севере до побережья Иссык-Куля на юге. Столицей был город Чугучэн (город Красной долины), который находился на берегу Иссык-Куля.

Главным занятием уйсуней было скотоводство, образ жизни - оседло­кочевой. Скотоводы разводили лошадей, овец, коз, двугорбых верблюдов, одомашнили и использовали в хозяйстве ослов. Уйсуни воевали за пастбища с племенами кангюев и гуннов. Оседлые уйсуни жили в постоянных жилищах, построенных из сырцового кирпича и камня, а кочевые - в юртах. Хозяйство уйсуней было комплексным - скотоводческо-земледельческим.

В уйсуньском обществе существовало имущественное неравенство. Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю. Общество достигло уровня государственности. Глава государства носил титул гуньмо. Ему подчинялись вожди племен, носившие титул «бек».

На месте захоронения знатных особ уйсуни сооружали курганы. Наибольшее число курганов уйсуней обнаружено на территории Семиречья.

У уйсуней было развито ювелирное ремесло. В украшении ювелирных изделий из золота и серебра широко применялась традиция инкрустирования драгоценными камнями и техника зерни. Большой интерес представляет диадема, найденная в Каргалинском ущелье, недалеко от Алматы, на высоте 2300 м. Её изготовил мастер, живший в I в. до н.э.- II в. н.э. Главной идеей диадемы было изображение модели вселенной: животные символизировали жизнь земли, птицы - небо, крылатые кони - солнце.

Керамическая посуда уйсуней украшалась преимущественно солярными знаками, т.е. изображением солнца.

Уйсуни имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем. Жизнь уйсуней была описана китайским ученым Сыма-Цянем.

Кангюи (канлы)

Название «кангюй» впервые встречается в китайских источниках, в записках древнекитайского ученого Сыма-Цяня. Ученые связывают название «кангюй» с племенами «кангаров» и «кенгересов».

В III в. до н.э. на юге Казахстана сформировалось объединение Кангюй. Оно занимало обширную территорию в бассейне Сырдарьи и в предгорьях Каратау, по берегам рек Арысь, Талас. Это было кочевое государство, в которое входили оседлые и кочевые племена. Они говорили на иранских и древнетюркских языках. Ставка кангюев называлась Битянь и располагалась на р. Талас. Глава государства носил титул великий хан. Государство делилось на пять владений, которыми управляли малые ханы. Власть правителей передавалась по наследству. Китайские послы утверждали, что в государстве кангюев существовали написанные своды законов.

В обществе кангюев имелось имущественное неравенство, которое при­вело к эксплуатации человека человеком. В период своего расцвета государство кангюев вело войны с уйсунями и гуннами и подчинило себе Бухару, Хорезм и некоторые другие области Средней Азии. По источникам установлено, что в 46-36 гг. кангюи оказали помощь гуннам в борьбе против Китая.

Население занималось скотоводством и поливным земледелием. Главным направлением скотоводства было коневодство. Земля обрабатывалась камен­ными и металлическими кетменями (мотыгами). Большую роль играла охота.

Из глины ремесленники изготавливали посуду способом круглой лепки и на гончарном круге. Изготавливали хумы - бочкообразные сосуды из необожженной глины для хранения зерна. Материалом для изготовления ювелирных изделий были хрусталь, сердолик, гагат, янтарь, коралл.

У кангюев развивалась торговля с Китаем, Индией, Ираном по Великому Шелковому пути, который они в этот период контролировали. У них развивались экономические отношения с Римом и государством Кушан.

Кангюи строили города. Один из них - Кокмардан. Среди памятников кангюев особый интерес представляет могильник Мардан-куик в Отрарском оазисе, поселение Костобе. Памятники кангюев подразделяются на куаншинскую, отрар-каратаускую, жетысарскую археологические культуры.

Религиозными верованиями кангюев были культы природы и предков. Основой летоисчисления служили светила - Солнце и Луна.

Племена кангюев (канлы) в VI в. сошли с исторической арены в связи с вторжением с востока других тюркских племен, а с запада - племен согдийцев.

Гунны (хунну)

Племена гуннов были описаны древнеримским историком Аммианом Марцелином. Сведения о них содержатся в летописях древних китайцев, греков, арабов.

Гунны были первым по времени племенным объединением в Центральной Азии и занимали территорию от Забайкалья до Тибета, от Восточного Туркестана до реки Хуанхэ. Первые упоминания о гуннах относятся к концу III в.до н.э.

Племена гуннов во главе с Аттилой произвели опустошительные набеги на европейские страны. Они положили начало Великому переселению народов, что привело к падению Римской империи. Гунны пришли на территорию Казахстана из Центральной Азии. Они относились к тюркской группе племен и считались прототюрками. В I тыс. до н.э. у племен Семиречья и Южного Казахстана появляются монголоидные черты.

В III в. до н.э. (206 г. до н.э.) во главе хуннских племен стал шаньюй (правитель) по имени Модэ. Гунны во главе с Модэ совершали военные походы против Китая, которые закончились поражением Китайского государства и подписанием соглашения «О мире и родственных отношениях».

В 55 г. до н.э. произошло разделение гуннского государства на две части- южную и северную. Южные гунны подчинялись империи Хань. В результате борьбы между северными и южными гуннами глава северных гуннов Чжи- Чжи в конце I в. до н.э. приводит гуннов из северной Монголии на территорию Казахстана, совершает походы в Китай. В войске Чжи-Чжи воевали римские наемники из армии Марка Красса. Основу войск гуннов составляла конница. Походы Чжи-Чжи против Китая закончились его поражением и пленением.

В 93 г. началась вторая волна переселения гуннов в Европу. В IV в. гунны дошли до Дуная и поселились в Венгрии. Начинается «Великое переселение народов». В 437 г. гунны совершили поход в глубь Европы и на территории Франции разгромили Бургундское королевство.

Главой гуннов с 445 г. был Аттила (Едиль) (400-453 г.). Во времена Аттилы гуннская империя достигла своего величайшего расцвета. В конце IV в. Гунны совершили набег в Закавказье, Месопотамию и подошли к столице Восточной Римской империи. Император обязался платить гуннам дань золотом. Итальянский композитор Джузеппе Верди написал оперу о великом гунне, которую и назвал «Аттила». Труд об Аттиле написал римский летописец Прииск.

Походы гуннов в Европу способствовали освобождению Европы от Римской империи и распаду рабовладельческого строя.

В 451 г. в битве в Каталаунской долине в Галлии гунны потерпели поражение от римлян и франков. В 453 г умер Аттила. Гуннские родовые союзы распались.

Основным занятием гуннов было скотоводство с преобладанием коневодства. Занимались также земледелием и охотой. Кочевая семья жила в юрте. Появилась частно-семейная и личная собственность на скот и на землю.

Во главе страны стоял шанъюй, ему подчинялись князья (темники), которые были близкими родственниками шаньюя. Три раза в год собиралось народное собрание. Племена гуннов делились на 24 рода, управляли ими стар­ейшины. Для содержания аппарата управления собирались налоги. Имелась своя письменность. Начался переход к классовому обществу и государству.

В Ш-Үвв. н.э. у гуннов развивается «полихромный стиль» в искусстве для которого характерным является многообразие технических приемов украшения предметов. Использовались методы инкрустации, зерни, скани, шнурового плетения, перегородчатой эмали. Своего расцвета «полихромный стиль» достиг в IV-V вв. н.э. Основным материалом для изготовления ювелирных изделий было золото. Ювелиров у гуннов называли зергерами.

Сарматы

Впервые название «сарматы» встречается в III в. до н.э. Племена сарматов явились связующим звеном культуры Центральной Азии и Причерноморья.

Племена савроматов (сарматов) стали продвигаться на запад и достигли северного Причерноморья во II в. до н.э.

По сведениям древнегреческого ученого Диодора в этот период племенные союзы сарматов, занимавшие районы Западного Казахстана, начинают завоевание скифских территорий. Они опустошили значительную часть Скифии, истребляя побежденных и обратив большую часть страны в пустыню.

К сарматским племенам относились роксоланы, аланы, сираки.

Сарматы были ираноязычными племенами, но с приходом гуннов начинается их тюркизация. По сообщению Геродота сарматы говорили на языке, близком скифскому.

В конце II в. до н.э. сарматы выступают на стороне скифов в их войне с Митридатом. В I в. до н.э. в союзе с Митридатом ведут войну с Римом, В 49 г. до н.э. римляне вместе с сарматским племенем аорсов побеждают другое сарматское племя - сираков. Племена аланов доходят до северного Причерно­морья, вместе с хунну достигают Испании. Задолго до прихода хунну сарматы приняли их подданство. Это произошло из-за резкого уменьшения численности сарматов, вызванного усилением засушливости климата в I в. до н.э. -1 в. н.э.

Главную роль в хозяйстве сарматов играло кочевое скотоводство. В хозяйстве сарматских племен междуречья Волги и Жайыка важное место занимало земледелие.

Глиняные сосуды имели яйцевидное или шаровидное тулово. Главным оружием был лук со стрелами. Стрелы склеивались рыбьим клеем из двух и более пород дерева.

Большое влияние на культуру сарматов оказала культура Греции. В сарматских погребениях часто находят вещи из Греции, вещи с изображением греческого бога Диониса.

Сарматы объединялись в союзы и государства. Вопросы внутренней и внешней политики решались вождями и старейшинами. Общественная роль женщины у сарматов была выше, чем в других кочевых племенах, населявших Казахстан.

Наиболее древние памятники сарматов (савроматов) находятся в среднем течении реки Илек в Актюбинской области. Самым изученным из них является памятник Целинный I (VII в.до н.э.). К памятникам сарматов относятся Сынтасский курган и захоронение Бесоба. Богатые захоронения сарматов найдены в Чингирлауском районе Западно-Казахстанской области вблизи села Лебедевка.

В начале I тыс. многолетняя засуха привела к гибели племен сарматов.

Город и степь

Южный Казахстан и Семиречье - два района формирования городской культуры. В VІІ-VШ вв. города выполняли административную функцию, города Юго-Западного Семиречья выполняли торговую функцию. В развитии городской и оседло-земледельческой культурыVІІ-VІІІ вв. важную роль играла транзитная торговля. Большую роль в распространении в Юго-Западном Семиречье городской культуры играли согдийцы. Они основали города Джамукат, Навакет, Кирмирау, Бунджикет, Семекну и др. Основным населением городов были тюрки. Об этом говорят названия некоторых из них. Город Тараз назван «как город славных и благословенных тюрок-чару ков». Тараз был важным торговым центром. О нем в источниках говорится как о «городе купцов». О городе Суябе источники сообщают, что «в нем смешанно живут торговцы из разных стран», а половину жителей города составляют купцы. Испиджаб называли «источником ископаемых» для торговцев всего мира. Кулан- «приятным городком на границах «страны тюрок со стороны Мавераннахра». Городом, где имеется купеческая колония Вильгельм Рубрук называет Икиогуз (Эквиус).

В это время (VІІ-VІІІ вв.) этноним «тюрк» обычно ассоциируется в источниках с образом седока, сросшегося с конем - кентавра. Тюрки устанавливали на могилах балбалы - каменные столбообразные плиты, вкопанные в землю вертикально. Луки у тюрков были составными (сложными) с костяными накладками.

В период IX - начала XIII вв. наблюдается общий подъем городской культуры на Востоке и в Средней Азии. В северо-восточном Семиречье появляется новый район городской культуры. Если в ІХ-Х вв. здесь насчитывалось 12 городов, то в ХІ-ХІІ вв. их стало 70. У городов появляется рабад - пригородная территория, в которой проживали бедняки. Наиболее крупными городами этого периода были Испиджаб (40 тыс. жителей), Отрар (16 тыс. жителей), Тараз (10 тыс. жителей) и др. В Жетысу существовали города Талхир (Талгар), Алмалы и Койлык (Каялык). Рост городов шел в ІХ-ХІІ вв. более быстрыми темпами по сравнению со Средней Азией за счет оседания кочевников. Об этом свидетельствуют персоязычные источники. Город Тараз в IX в. принадлежал карлукам. Центром карлукских владений был город Каялык. О городах кимаков, расположенных на побережье Алакуля и по Иртышу, пишет Ал-Идриси.

В средневековом Казахстане период расширения и укрепления торговых взаимоотношений между городом и кочевым миром относится к Х-ХІІ вв. Основными потребителями ремесленной продукции горожан были дехкане — богатые землевладельцы. В городах существовала специализация ремесленных мастерских. О развитии ремесла в средневековых городах известно в основном по археологическим раскопкам. Массовые находки стеклянных изделий в городах Казахстана относятся к X в. Семиречье в VІІІ-ІХ вв. являлось одним из центров производства серебряных изделий. В городах Таласской долины изготавливали изделия из серебра и меди. В Чуйских, Илийских горах плавили полиметаллы. На городище Талгар найдены костяные булавки и шахматные фигурки.

Наиболее крупными центрами торговли были Испиджаб, Кедер, Отрар. Янгикент и др. Город Кедер в Отрарском оазисе назван источниками как «место стечения купцов». В Испиджабе имелись крытые рынки и тимы - большие караван-сараи со специальными помещениями для торговли тканями. Этот город в VI в., по сведениям Махмуда Кашгари, носил название Сайрам. В Янгикенте существовала колония хорезмийских купцов. В Илийской долине крупными торговыми центрами были Талгар и Каялык.

Денежное обращение

Для ІХ-ХІІ вв. характерен рост товарно-денежных отношений, которые вытесняли товарный обмен. В Х-ХІІ вв. в приграничных с кочевым миром городах развивается ярмарочная торговля.

В крупных городах Казахстана - Испиджабе, Отраре, Будухкете, Таразе существовали монетные дворы и чеканились свои монеты. В Отраре чеканили монеты трех известных номиналов: фельсы - медные деньги, дирхемы - серебряные деньги, динары - золотые деньги. На монетах чаще всего изображался лев.

С начала VIII в. известно, что тюргешские каганы чеканили монеты с легендой - надписью на монете в городе Таразе. По мнению известного тюрколога Дж. Клоусона, первые тюргешские монеты выпускались в г. Акбешиме. Отчеканенные в Жетысу монеты тюргешей впоследствии были найдены в Согде, Фергане, Западной Сибири и других местах. В денежном обращении караханидов ходили все виды фельсов, у карахытаев - динары. Золотая монета Византии - солид, превратилась в международную валюту.

В ХІ-ХІІ вв. дирхемы начали чеканить из меди, лишь сверху покрывая их слоем серебра. Это явление назвали «серебряным кризисом». Его причиной стали изменения запасов серебра в Средней Азии.

Архитектура и искусство

«Архитектура» в переводе с латинского языка означает «строительное искусство».

В VI - IX вв. (доисламский период) в Казахстане были распространены постройки в стиле дын в форме юрты, которые устанавливались на месте захоронения людей. Такие постройки сохранились в Центральном Казахстане, Жетысу, Тарбагатае и Мангыстау. В этот же период над колодцами вдоль караванных путей строились купольные сооружения - сардобы.

Монументальные буддийские храмы были раскопаны в Суябе и Навакете, Акбешиме. Около развалин Испиджаба был обнаружен подземный буддистский монастырьVІ-VІІІ вв. ВX- начале XIII в. в связи с распространением ислама в городах начинают возводиться мечети. Наиболее ранние мечети были раскопаны археологами в городах Кедере и Кульшубе. Исламская мечеть была обнаружена на кургане Баба-ата в Сузакском районе Южно-Казахстанской области. О высоком уровне развития архитектуры свидетельствуют памятники культового характера в окрестностях Тараза. Наиболее ранняя группа мавзолеев была построена в Буранинском городище. В Х-ХІ вв. построен мавзолей кубической формы Бабаджа-хатуи, который свидетельствует о высоком уровне архитектуры в этот период, в ХІ-ХІІ вв. - мавзолей Айша-Биби, в XII в. на Сырдарье построен мавзолей Сырлытам. Мавзолей Кара-хана в г.Жамбыле относится к памятникам Караханидского зодчества.

В Х-ХІІ вв. на территории Казахстана архитектура общественных и религиозных зданий развивалась в соответствии с канонами ислама.

В городской застройке X - начала XIII вв. распространяются бани. Они обнаружены археологами в Таразе, Отраре, Баласагуне. Баня Отрара характеризуется крестообразным планом, который получил распространение в XI в. и сохранился на Востоке до наших дней. Она имела 10 помещений и была построена в XIII - XIV вв. Бани XI в. отапливались жаропроводящими каналами.

На юге Казахстана в XI в. появляются новые типы жилищ, в которых ряд комнат сообщается друг с другом дверными проемами, расположенными по одной оси. Они назывались анфиладными.

Самобытное искусство развивалось в городах и в степи. В конце ІХ-ХІІ вв. широкое распространение получает поливная (покрытая глазурью) посуда с буквенным, растительным и зооморфным орнаментом. Растительный орнамент тюрки заимствовали у согдийцев.

Архитектурные памятники украшались терракотой (керамика из цветной глины), художественной керамикой, мелкой пластикой.

Казахстан является зоной широкого распространения каменных изваяний - «балбал» у тюрков, «балбык» в орхонской письменности, «кемпиртас» (каменная старуха) или «таскелиншек» (каменная молодуха) в более поздний период. «Каменные бабы» (изваяния) чаще всего изображали мужчину с усами («баба» - знатный человек). Скульптуры олицетворяли представителей знати и устанавливались у могил или поминальных холмов. С распространением ислама традиция изображения человека исчезает.

Язык и письменность, литература, религия

Древняя тюркская письменность появилась в середине первого тысячелетия до н.э. В VІІІ-ІХ вв. тюркская письменность становится достоянием всего народа. Древнетюркский алфавит состоял из 35 букв и был создан на основе тамг (знаков).

Первое упоминание о письменности тюрков принадлежит византийскому историку Менандру Протектору. Он называет ее «скифскими письменами». Так известно, что посланники Западнотюркского каганата доставили письмо в Византию, написанное скифским письмом.

Среди наиболее древних памятников письменности тюрков являются стелы (вертикально стоящие каменные плиты с надписью), найденные в северной Монголии. Они начали устанавливаться тюрками на могилах в VII - VIII вв. Крупнейшие памятники рунической письменности - письмена Бильге- кагана, Кюль-тегина, Тонъюкука. Они являются блестящими образцами политической прозы, сохраняют традиционные формы ораторского искусства. Эти памятники написаны на едином литературном языке и повествуют о богатырских деяниях.

На территории Казахстана тюркские надписи были найдены в долинах рек Талас, Или, Сырдарья. Они были названы «Таласской письменностью».

Всего было обнаружено более 200 литературных памятников древнетюркского языка.

К литературе VІІІ-ІХ вв. относится книга «Коркыт-ата» и поэма «Огузнаме». Книга «Коркыт-ата» посвящена знаменитому кобызисту и акыну Коркыту, она состоит из 12 эпосов. Поэма «Огузнаме» была переведена на персидский и арабский языки. Первый вариант поэмы записал персидский историк Ра



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 613; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.6 (0.018 с.)